УДК 159.9+378
УРОВНИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ Селезнева О.В., Мамаева Н.А.
Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Омский автобронетанковый инженерный институт,
Омск, Россия e-mail: olsel55@ya.ru
Аннотация. В статье обсуждается вопрос культуры профессионального мышления военнослужащих в контексте осознанного соблюдения мер экологической безопасности. Обсуждаются результаты исследования уровня развития эколого-ориентированного профессионального мышления (ЭОПМ) курсантов на этапе «до изучения экологии» и «после специальным образом организованной экологизации образовательного процесса». Приведен авторский подход к типологии уровней сформированности ЭОПМ военнослужащих.
Ключевые слова: профессиональное мышление, экологизация образования, военная экология.
CULTURAL PROGRESS OF ENVIRONMENTALLY ORIENTED PROFESSIONAL
THINKING OF CADETS Selezneva O.V., Mamaeva N.A.
Khrulev Military Academy of Logistics, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute,
e-mail: olsel55@ya.ru
Abstract. The article discusses the culture of professional thinking of military men in the context of conscious compliance with environmental safety measures. The author considers the study results of the development level of environmentally oriented professional thinking of cadets at the stage "before studying ecology" and after specially organized ecologization of the educational process. The author's approach to the typology of the formation levels of environmentally oriented professional thinking of military men is given.
Keywords: professional thinking, ecologization of education, military ecology.
Современные стандарты оценки качества деятельности специалистов всех уровней и профессий требуют принятия грамотных и обоснованных с точки зрения экологической целесообразности решений и ответственного отношения к окружающей среде [1,2]. Военные специалисты не исключение, их профессиональное мышление должно быть эколого-ориентированным, а способность осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности стать одним из критериев при общей оценке эффективности военно-профессиональной деятельности.
К примеру, исходя из определения понятия «профессиональное мышление» [3], полагаем, что эколого-ориентированное профессиональное мышление (ЭОПМ) военных специалистов по танкотехническому обслуживанию войск должно выражаться в устойчивом намерении:
- сознательно выполнять экологические требования при решении задач по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, эффективном применении подразделений технического обеспечения, их всестороннем обеспечении, эксплуатации и ремонте бронетанкового вооружения и техники (БТВТ);
- обучать личный состав выполнению экологических норм, прививать им экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Опираясь на критерии и показатели уровней развития культуры профессионального мышления [4], считаем, что основные показатели оценки сформированности ЭОПМ, которые могут быть измерены у обучающихся военных вузов (курсантов) следующие:
- способность обучающихся к решению нестандартных ситуационных задач, выполнение которых требует всестороннего анализа условий выполнения военной деятельности, преобразования типичного подхода к его выполнению с точки зрения поиска экологически целесообразного варианта в рамках дисциплины «Экология» [1,5];
- степень интеграции экологических и военно-профессиональных знаний и умений.
Общий нигилистический настрой относительно значимости экологического образования для военнослужащих не раз обсуждался в научных статьях [1,6]. Однако данные нашего исследования позволяют утверждать, что специальным образом организованная работа с курсантами, основанная на сопряженном формировании когнитивного и аффективного компонентов экологического сознания, привитии навыков соблюдения требований по обеспечению экологической безопасности [6] приводит к формированию устойчивых экологических намерений выполнять эти мероприятия в своей военно-профессиональной деятельности и, как следствие, повышению уровня культуры ЭОПМ.
Исследование проводилось на протяжении 2015-2019 годов в Омском автобронетанковом инженерном институте (ОАБИИ), в общей сложности в нем приняли участие более 500 курсантов. Первый этап включал опрос курсантов по окончанию 7 семестра обучения, поскольку дисциплина «Экология» изучается в 8 семестре, а навыки военно-профессиональной деятельности к этому моменту сформированы уже в достаточной мере. Второй этап - по окончанию изучения дисциплины «Экология», которое выстроено на основе реализации междисциплинарного и практико-ориентированного подхода к обучению, а также внесения экологической составляющей в систему военно-патриотического воспитания курсантов.
Результаты комплексного педагогического эксперимента получены методами: анкетирования; опроса по методикам Ш. Шварца и М. Рокича; количественной оценки результатов обучения на основе выявленных критериев сформированности ЭОПМ:
- когнитивный компонент: полнота сформированности умения планировать и осуществлять мероприятия обеспечения экологической безопасности при выполнении разных видов военной деятельности; способность выполнять экологические мероприятия без опоры на алгоритм, а также в ситуациях, не прописанных в основном перечне требований и инструкций; результативность решения экологических задач, сформулированных в общем виде;
- аффективный компонент: обеспокоенность экологическими проблемами; доминирующие ценности на уровне нормативных идеалов;
- конативный компонент: корреляция между экологическими знаниями и умениями и намерениями их применять при выполнении разных видов военной деятельности.
Исследование включало определение следующих ключевых позиций курсантов:
1) степени значимости законов общей экологии для выстраивание в целом жизненной (и в частности, профессиональной) стратегии;
2) перечня волнующих экологических проблем, знание причин их возникновения, последствий и путей предотвращения;
3) глубины понимания ответственности и знание обязанностей людей в целом (и военнослужащих разных категорий, в частности) по сохранению экологического благополучия и предотвращению экологических правонарушений;
4) осведомленности о специальных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности и готовности участвовать в них.
Для удобства интерпретации результатов опроса выделили 4 уровня сформированности ЭОПМ и присвоили им символичные названия по аналогии с тестом Эрика Пигани (Eric Pigani) «На сколько вы экологичны?»:
- 1 уровень, «неэколог». Курсантов совершенно не интересует экология. Экологические сведения носят разрозненный характер. Экологические знания и умения сформированы слабо. Нет понимания того, каким образом экологические поступки в повседневной жизни мо-
гут улучшить хоть что-нибудь на этой планете. Убеждены, что решать глобальные проблемы жизни на Земле должны не отдельные люди, а наука и власть. Полностью отрицают возможности совмещения в военно-профессиональной деятельности, как в мирное, так и в военное время выполнение задач по ремонту и эксплуатации техники и экологических требований к этим видам деятельности. Тип отношения к природе «субъект-объектный», доминируют эстетические и потребительские мотивы.
- 2 уровень, «эколог в теории». Курсанты следят за экологическим движением и время от времени задумываются над тем, действительно ли необходимы военным специалистам знания по экологии или это просто часть, так называемых «лозунгов современности». Они осознают, что экологические проблемы актуальны, злободневны, волнуют некоторых людей (экологов, в первую очередь). Такие курсанты прилежно выполняют требования преподавателя по дисциплине «Экология», обладают необходимой системой знаний и владеют некоторыми способами решения несложных задач. Тип отношения к природе «субъект-объектный», доминируют потребительские мотивы. Поддерживают принцип приоритета сохранения жизни и здоровья личного состава, гражданского населения и персонала при повседневной деятельности войск и полностью отрицают возможность экологического поведения со стороны военных при мобилизационном развертывании войск и во время боевых действий.
- 3 уровень, «эколог на практике». Курсанты четко осознают, что проблемы охраны окружающей среды касаются напрямую каждого военнослужащего, а не только командира воинской части или должностных лиц экологической службы. «Экологическое» поведение в повседневном быту становится их образом жизни, и они готовы к пересмотру своих потребительских привычек. Они уже начали усваивать принципы более бережного обращения с природой в разных областях жизни и готовы лично участвовать в экологических мероприятиях под руководством командиров. Такие курсанты осознанно владеют учебным материалом, способны решать сложные учебные задачи, требующие преобразования и условий, и известного способа деятельности. Склонны анализировать экологическую ситуацию с точки зрения выбора оптимального решения. Осознают приоритет сохранения жизни и здоровья личного состава, гражданского населения и персонала при повседневной деятельности войск и мобилизационном развертывании, необходимость соблюдения международных правовых актов по экологии во время военных действий. Однако, скорее, исходят из прагматических соображений получения хорошей оценки, одобрения, похвалы, «автомата» на зачете, нежели желания совершенствовать эти умения при выполнении должностных функциональных обязанностей при прохождении службы. Таким курсантам важен опыт командира, традиции реализации экологических требований в военном социуме. Тип отношения к природе «субъект-объектный» с позиции военнослужащего, но при ответах на вопросы с общечеловеческой позиции - «субъект-субъектный», доминируют эстетические и потребительские мотивы, при высокой значимости мероприятий по охране окружающей среды.
- 4 уровень, «эколог в душе». Курсанты, у которых забота об окружающей среде давно вошла в привычку. Они усвоили принципы здорового образа жизни и привыкли ежедневно совершать ряд «экологически правильных действий». У них развита физическая и духовная потребность в общении с природой. Достигнутый уровень знаний и умений по дисциплине «Экология» является базой для совершенствования их общекультурных и профессиональных компетенций. Курсанты готовы не просто к выполнению экологически обоснованных действий в своей военно-профессиональной деятельности, но и к участию в воспитании и привитии экологических навыков у подчиненного личного состава. Тип отношения к природе «субъект-субъектный», доминируют исследовательские и познавательные мотивы.
Многолетний опыт сбора материалов по теме исследования позволяет утверждать, что две трети курсантов 4 курса (7 семестр обучения) характеризуется первым уровнем развития ЭОПМ - «неэколог» (65% из общего числа опрошенных); одна треть - вторым уровнем «эколог в теории» - 33%; и только 2% демонстрируют в ответах высокую степень экологич-ности и соответствуют показателям уровня «эколог в душе». Детализация ответов на первого этапа показывает, что убеждения несовместимости экологических действий в военно-
профессиональной сфере зарождаются самим военным социумом (например, несоблюдением экологических требований при оборудовании парков воинских частей и т.д.). При этом встречаются комментарии, в которых курсанты рассказывают, что при обучении в общеобразовательной школе и/или профессиональном колледже участвовали в экологическом движении или выполняли научно-исследовательские работы по изучению экологии родного края и готовы поддержать экологические инициативы, исходящие от преподавателя экологии в вузе. Ряд курсантов (из числа проходивших до обучения в вузе военную службу по призыву) указывает, что соприкасались с деятельностью инспекторов региональных экологических служб, но целенаправленного обучения по соблюдению требований обеспечения экологической безопасности в воинских частях не осуществлялось. Интересно отметить, что курсанты, чьи ответы и комментарии позволили отнести их группе с высоким уровнем ЭОПМ, оказались из числа, так называемой, категории «верующих военнослужащих».
Сравнительный анализ двух средних генеральных совокупностей больших независимых выборок (1 и 2 этапов исследования), выявил значимые различия в распределении курсантов по уровням сформированности у них ЭОПП. Примечательно, что изменения произошли в сторону уменьшения числа курсантов с первым уровнем ЭОПМ, при этом появились курсанты, чей уровень ЭОПМ может быть отнесен к третьему типу - «эколог на практике». Наряду с этим, число курсантов, соответствующих показателям уровня «эколог в душе», статистически значимо не изменилось.
Несмотря на то, что после специально проведенной психолого-педагогической работы, число курсантов, обладающих 2 и 3 уровнем ЭОПМ увеличилось, комментарии к ответам свидетельствуют, что различия в «гражданских» и «военных» убеждениях и ценностях существуют.
Наряду с этим, курсанты проявляют ярко выраженную эмоциональную готовность продолжать саморазвитие и самообразование в области экологии, в частности по вопросам снижения экологических рисков повседневной деятельности, профилактике экологических правонарушений в воинских частях, связанных с уплатой штрафов, дисциплинарными взысканиями и т.п., тогда как специалисты военных кафедр не всегда готовы поддерживать призывы к экологизации своих дисциплин и реализации принципа преемственности междисциплинарных связей.
Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о том, что повышение уровня ЭОПМ возможно случае, когда экологическое образование курсантов: 1) построено, исходя из удовлетворения актуальных потребностей и мотивов обучающихся; 2) носит системный характер с ярко выраженной практической ориентацией; 3) осуществляется как в образовательном процессе на дисциплинах всех кафедр, так и при освоении навыков военной службы.
Список литературы
1. Селезнева О.В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1(69). С. 81-89.
2. Алексеев С.Д., Гагарин А.В. Подготовка специалиста к эффективному решению профессионально-экологических задач (психолого-акмеологическое содержание) // Акмеология. 2014. №3(51). С. 32-37.
3. Полякова О.О. Формирование профессионального мышления: проблема универсальной теоретической модели // Интеграция образования. 2003. №2. С. 141-145.
4. Матвеева О.С. Критерии и показатели уровней развития культуры профессионального мышления студентов // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-urovney-razvitiya-kultury-professionalnogo-myshleniya-studentov/viewer (дата обращения 28.01.2020).
5. Габдрахманова К. Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов технического вуза // Фундаментальные исследования. 2005. №2. С. 3361-3364.
6. Селезнева О.В., Мамаева Н.А., Аль-Ханини С.М. Результаты изучения обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. 2016. №4 (59). С. 39-42.
УДК 1.159.9.316.6; 57.27.88.574
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ Стерлигова Е.А.
ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,
Пермь, Россия E-mail sterl@psu.ru Ильинская З.В.
МАОУ СОШ № 132 г. Перми с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля, Пермь, Россия
Аннотация. В статье обсуждаются итоги использования проектной деятельности как способа обеспечения формирования экологической культуры и экологического сознания детей - сирот. Рассматриваются возможности и ограничения проектного метода в экологическом воспитании.
Ключевые слова: дети-сироты, экологическая культура, экологическое воспитание, формирование экологического сознания.
PROJECT ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WAY OF ENSURING THE FORMATION OF AN ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL
AWARENESS OF ORPHANS Sterligova E.A.
FSBEI «Perm State National Research University», Perm, Russia
Ilyinskaya Z.V.
MAOU secondary school No. 132 of Perm with in-depth study of subjects of a natural ecological
profile, Perm, Russia
Abstract. The article discusses the results of using project activities as a way to ensure the formation of environmental culture and environmental awareness of orphans. The possibilities and limitations of the project method in environmental education are considered.
Keywords: orphans, ecological culture, ecological education, formation of ecological consciousness.
Проект «Познай природу и стань ей помощником» Пермского городского отделения Всероссийского общества охраны природы, реализован на средства гранта Фонда «Вклад в будущее» Сбербанка РФ в 2019 году. Основной партнер проекта - ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».
Проект направлен на профессиональную ориентацию учащихся школ-интернатов из числа детей-сирот с последующей подготовкой к получению образования по профессиям, связанным с экологией, в частности «Эколог». При этом уделяется внимание развитию социальных компетенций, навыков принятия решений, осознанности поступков; оказывается помощь в достижении социальной и экономической самостоятельности, развитии личной эффективности и значимости через применение психологических методик и тренингов.
Цель проекта - формирование экологической культуры и компетенций в образовательной деятельности и профориентации детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием психолого-социальных и педагогических приёмов работы с целевой группой. Целевая
группа - 30 воспитанников из числа сирот и опекаемых Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат Пермского края».
Было проведено 48 мероприятий с участием 28 волонтёров. Занятия и мероприятия проводились учеными, преподавателями, специалистами, привлекались волонтёры и добровольцы, партнёры и помощники. Все мероприятия были связаны одной темой - экологической, но использовались различные формы проведения: беседы, занятия в лабораториях и учебных аудиториях, в собственных учебных заведениях, экскурсии на территории с изучением природных объектов, включая городские реки. Психологические тренинги были направлены на развитие личности и социализацию в обществе, рефлексии и обсуждения участия в проекте.
Проведено тестирование воспитанников с помощью вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП» авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо (1989), которая предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Результаты входного (март) и итогового (декабрь) тестирования позволили выявить изменения в типах установок личности воспитанников, которые воспринимают природу:
как объект красоты (эстетическая установка) с 30% снижение до 10%; как объект пользы (прагматическая) с 23,3% снижение до 3,3%; как объект изучения, знаний (когнитивная) с 10% увеличение до 13,3%; как объект охраны (этическая) с 16,6% увеличение до 40%; равнозначное отношение ко всем аспектам природы с 20% увеличение до 33,3%. Проект предусматривает использование прогрессивных тенденций расширения рамок экологического воспитания подрастающего поколения. Экологическое просвещение и воспитание - это формирование гармоничного единства сознания и поведения человека с природой. Достигается оно как правило на уроках экологического профиля, когда ученики в ограниченных условиях класса, стараются внимательно слушать учителя, который рассказывает при помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и об ответственности человека, как венца природы, за её сохранение. Не редким исключением является продолжение урока в условиях парка или пригорода, т. е. на лоне «живой» природы.
В настоящее время существуют разработанные методики по экологическому воспитанию и просвещению в таких учреждениях, как парки с экологическими тропами, заповедники и национальные парки. Преподаватели ВУЗов помогают учителям проводить различные занятия и практикумы, в ходе которых экологически продвинутые ученики в условиях заповедной природы пополняют свой багаж знаний и становятся географами, зоологами, ботаниками и другими нужными специалистами в сфере изучения и сохранения природного разнообразия.
Однако за бортом подобного экологического воспитательного процесса остаётся большая часть подрастающего поколения. К ним часто относятся и воспитанники социальных приютов и детских домов, трудные подростки, дети-инвалиды, не имеющие возможности по различным причинам попасть в естественную природную среду. А ведь именно в их случае плодотворное влияние естественных природных ландшафтов и звуков, общение с деревьями и животными, изучение природных процессов и познание самого себя через преодоление трудностей жизни играет познавательную и оздоровительную роль, становится мощным воспитательным фактором, определяющим всю их дальнейшую жизнь.
Выделяют две группы детей: соответствующие (гармоничное развитие личности) и не соответствующие (негармоничное) заданным параметрам в природе, в социуме, в своём организме. Если гармония нарушается, то ребёнок утрачивает связи с окружающей природой, социальной средой и самим собой. Именно с такими проблемами сталкиваются педагоги в детских домах и интернатах, где большинство детей пережили психические травмы и стрессы, многие из них имеют хронические заболевания и прошлый негативный социальный опыт. Что и обусловило необходимость воспитания экологической культуры, включая гуманистический аспект, в основе которого лежат экология души и экология личности, и привития навыков экологичного поведения.