6. Селезнева О.В., Мамаева Н.А., Аль-Ханини С.М. Результаты изучения обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. 2016. №4 (59). С. 39-42.
УДК 1.159.9.316.6; 57.27.88.574
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ Стерлигова Е.А.
ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»,
Пермь, Россия E-mail sterl@psu.ru Ильинская З.В.
МАОУ СОШ № 132 г. Перми с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля, Пермь, Россия
Аннотация. В статье обсуждаются итоги использования проектной деятельности как способа обеспечения формирования экологической культуры и экологического сознания детей - сирот. Рассматриваются возможности и ограничения проектного метода в экологическом воспитании.
Ключевые слова: дети-сироты, экологическая культура, экологическое воспитание, формирование экологического сознания.
PROJECT ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WAY OF ENSURING THE FORMATION OF AN ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL
AWARENESS OF ORPHANS Sterligova E.A.
FSBEI «Perm State National Research University», Perm, Russia
Ilyinskaya Z.V.
MAOU secondary school No. 132 of Perm with in-depth study of subjects of a natural ecological
profile, Perm, Russia
Abstract. The article discusses the results of using project activities as a way to ensure the formation of environmental culture and environmental awareness of orphans. The possibilities and limitations of the project method in environmental education are considered.
Keywords: orphans, ecological culture, ecological education, formation of ecological consciousness.
Проект «Познай природу и стань ей помощником» Пермского городского отделения Всероссийского общества охраны природы, реализован на средства гранта Фонда «Вклад в будущее» Сбербанка РФ в 2019 году. Основной партнер проекта - ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».
Проект направлен на профессиональную ориентацию учащихся школ-интернатов из числа детей-сирот с последующей подготовкой к получению образования по профессиям, связанным с экологией, в частности «Эколог». При этом уделяется внимание развитию социальных компетенций, навыков принятия решений, осознанности поступков; оказывается помощь в достижении социальной и экономической самостоятельности, развитии личной эффективности и значимости через применение психологических методик и тренингов.
Цель проекта - формирование экологической культуры и компетенций в образовательной деятельности и профориентации детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием психолого-социальных и педагогических приёмов работы с целевой группой. Целевая
группа - 30 воспитанников из числа сирот и опекаемых Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат Пермского края».
Было проведено 48 мероприятий с участием 28 волонтёров. Занятия и мероприятия проводились учеными, преподавателями, специалистами, привлекались волонтёры и добровольцы, партнёры и помощники. Все мероприятия были связаны одной темой - экологической, но использовались различные формы проведения: беседы, занятия в лабораториях и учебных аудиториях, в собственных учебных заведениях, экскурсии на территории с изучением природных объектов, включая городские реки. Психологические тренинги были направлены на развитие личности и социализацию в обществе, рефлексии и обсуждения участия в проекте.
Проведено тестирование воспитанников с помощью вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП» авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо (1989), которая предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Результаты входного (март) и итогового (декабрь) тестирования позволили выявить изменения в типах установок личности воспитанников, которые воспринимают природу:
как объект красоты (эстетическая установка) с 30% снижение до 10%; как объект пользы (прагматическая) с 23,3% снижение до 3,3%; как объект изучения, знаний (когнитивная) с 10% увеличение до 13,3%; как объект охраны (этическая) с 16,6% увеличение до 40%; равнозначное отношение ко всем аспектам природы с 20% увеличение до 33,3%. Проект предусматривает использование прогрессивных тенденций расширения рамок экологического воспитания подрастающего поколения. Экологическое просвещение и воспитание - это формирование гармоничного единства сознания и поведения человека с природой. Достигается оно как правило на уроках экологического профиля, когда ученики в ограниченных условиях класса, стараются внимательно слушать учителя, который рассказывает при помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и об ответственности человека, как венца природы, за её сохранение. Не редким исключением является продолжение урока в условиях парка или пригорода, т. е. на лоне «живой» природы.
В настоящее время существуют разработанные методики по экологическому воспитанию и просвещению в таких учреждениях, как парки с экологическими тропами, заповедники и национальные парки. Преподаватели ВУЗов помогают учителям проводить различные занятия и практикумы, в ходе которых экологически продвинутые ученики в условиях заповедной природы пополняют свой багаж знаний и становятся географами, зоологами, ботаниками и другими нужными специалистами в сфере изучения и сохранения природного разнообразия.
Однако за бортом подобного экологического воспитательного процесса остаётся большая часть подрастающего поколения. К ним часто относятся и воспитанники социальных приютов и детских домов, трудные подростки, дети-инвалиды, не имеющие возможности по различным причинам попасть в естественную природную среду. А ведь именно в их случае плодотворное влияние естественных природных ландшафтов и звуков, общение с деревьями и животными, изучение природных процессов и познание самого себя через преодоление трудностей жизни играет познавательную и оздоровительную роль, становится мощным воспитательным фактором, определяющим всю их дальнейшую жизнь.
Выделяют две группы детей: соответствующие (гармоничное развитие личности) и не соответствующие (негармоничное) заданным параметрам в природе, в социуме, в своём организме. Если гармония нарушается, то ребёнок утрачивает связи с окружающей природой, социальной средой и самим собой. Именно с такими проблемами сталкиваются педагоги в детских домах и интернатах, где большинство детей пережили психические травмы и стрессы, многие из них имеют хронические заболевания и прошлый негативный социальный опыт. Что и обусловило необходимость воспитания экологической культуры, включая гуманистический аспект, в основе которого лежат экология души и экология личности, и привития навыков экологичного поведения.
Участие воспитанников интерната в реализации проекта позволяет формировать экологические аспекты развивающейся личности: не только заставлять ребёнка любить природу, но и стимулировать желание беречь и охранять её. Тем более, что проект является для образовательного учреждения большим подспорьем, как в образовательном, так и воспитательном процессах для формирования модели выпускника.
Экологическое воспитание эффективно лишь тогда, когда оно стимулирует внутреннюю активность личности в работе над собой, побуждает ее к собственному развитию и совершенствованию. Поэтому экологическое воспитание должно быть не только внешним воздействиям, но и внутренним посылом. Ведь многое зависит от самой личности - ее нравственных установок в достижении гармонии с окружающим миром, ее готовности к моральному выбору, сознательному самоограничению своих потребностей, к ответственности за свои поступки, стремления к добротворчеству и созиданию, то есть весьма важны самовоспитание и потребности личности в самосовершенствовании. Экологическое воспитание стимулирует развитие эмоционально-чувственной сферы у детей, их нравственных качеств, обучает школьников способам самопознания и технологиям самовоспитания, поддерживает творческую инициативу детей в эколого-созидательной деятельности.
Воздействие экологического просвещения и воспитания на личность проявляется как в педагогическом ракурсе, так и в социальном. В процессе экологического воспитания происходит социализация школьника. Он включается в социальные отношения через взаимодействие с окружающей средой, через отношения к социальному окружению, обществу, педагогам, воспитателям, сверстникам, через общественные и научные организации и т. д. Социализация - процесс усвоения личностью образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, характерных для культурных традиций места проживания. А также знаний, навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе и существенно изменяет характер его социально-психологических связей и отношений с внешней средой, включая и природную. Результатом социализации является персональная включенность обучающихся в реальную социокультурную практику.
Как и любое другое направление воспитания экологическое рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой, формирования экологического сознания и ценностного отношения к миру, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил. В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать её.
Формирование экологической культуры взаимосвязано с развитием интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферами. Основным принципом, регулирующим формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания, является понимание единства природы, культуры и человека. Можно рассматривать процесс экологического воспитания как превращение ценностей экологической культуры в личностные ценности.
Поскольку, реализация проекта завершена, то можно смело говорить о кардинальном изменении ситуации как самой целевой группы, так и всех, кто был вовлечён в сферу деятельности по проекту. Есть несомненные достижения: ребята более охотно идут на контакт, откликаются на наши предложения участвовать в том или ином мероприятии, более открыты и активны на занятиях. Их мышление и поведение стали более позитивны и предсказуемы, они уже не проявляют настороженности и опаски. Часть воспитанников определились с будущей профессией. Есть 4 человека, которые ориентированы на экологические профессии: биолога, географа, зоолога.
Воспитанники получили огромное удовольствие и радость, например, от экскурсий по экспозициям Ботанического сада ПГНИУ в разные времена года, получили много исторической и научной информации от экскурсоводов. Смогли не только визуально, но и, что очень важно, тактильно пообщаться с богатейшей коллекцией насаждений, цветов, кустарников и трав. Значительно пополнили не только свои когнитивные потребности, но и эмоциональ-
ные, так как многообразие ярких, запоминающихся цветов, запахов и ощущений не оставили ни одного ребёнка равнодушным.
На выездных мероприятиях они проявили большую организованность и дисциплинированность, чем в образовательном процессе. Воспитанники стали больше говорить, выражать своё мнение, задавать вопросы - чего не было в начале проекта. Воспитатели и педагоги, а также и руководство учреждения. весьма благодарны команде проекта. Со стороны педагогического коллектива также замечены перемены - педагоги стали более активно сотрудничать с командой проекта и проявлять инициативу.
Незапланированный эффект проекта заключается в том, что он вызывает повышенный интерес и множество вопросов у сторонних контактёров при проведении совместных мероприятиях, а также в том, что учащиеся других школ, которые участвовали в мероприятиях проекта, тоже испытали позитивные и качественные изменения - стали более толерантными, внимательными, заботливыми и отзывчивыми. Произошло взаимное эмоциональное обогащение участников проекта.
Выводы. Благодаря проекту жизнь целевой группы изменилась в лучшую сторону, так как у воспитанников появилась возможность бывать на разнообразных мероприятиях и в различных местах, в которых в обычное время они не имеют возможности бывать. Проектная деятельность явилась катализатором улучшения жизни не только конкретной группы детей интерната, но и в целом всего коллектива, как детского, так и взрослого. Она качественно изменилась, стала более интересной, насыщенной и разнообразной. Повысился интеллектуальный уровень участников, значительно расширился кругозор, углубились знания о природе и окружающем мире. Более ярко окрасился эмоциональный фон учреждения.
У ребят значительно увеличилось информационное поле и круг общения, как с высокопрофессиональной средой, так и со сверстниками из других учебных заведений и социальных групп. За счёт предоставления дополнительных знаний и информации по профессиональной ориентации значительно расширился их кругозор, приобретение новых навыков способствовало большей социализации воспитанников в окружающей среде. Новыми знаниями для целевой группы стали: представления о профессиях из сферы «Экология», методы и способы саморазвития личности, дополнительная информация на историческую, культурную, познавательную, историческую, природоохранную и краеведческую темы.
Укрепились психоэмоциональная и волевая сферы жизни целевой группы. Участники проекта приобрели навыки в использовании психологических техник самопомощи в релаксации, в повышении работоспособности и выносливости, в выстраивании коммуникаций в окружающем социуме. Психологические тренинги позволили в отдельных случаях снизить уровень тревожности, в отдельных случаях поднять самооценку и моральное состояние учащихся.
Культурный уровень также повысился за счёт знакомства с новыми литературными произведениями о природе, исторических событиях, взаимоотношениях между людьми, своём мироощущении. Нельзя отрицать благотворного влияния природы на эмоционально-волевую сферу ребят - благодаря проекту у них появилась возможность чаще бывать в естественных природных условиях.
Изменения в поведении воспитанников произошло не только в положительную, но и качественно новую сторону: мальчик - аутист стал проявлять большую смелость в общении и даже выступать с речью на мероприятиях. Многие стали более открыто и с большей доверчивостью относится к своим сверстникам из других учебных заведений. Зародились настоящие дружеские связи между ними - ребята созваниваются и добавляются в друзья в соцсе-тях. Позитивный характер данных взаимоотношений радует преподавателей всех образовательных организаций. Бесспорно, реализация проекта является большим благом для целевой группы
Трудности возникали только из-за того, что было сложно вписывать наши мероприятия в учебный плановый процесс. Но после осознания директором интерната важности дан-
ного проекта для повышения уровня информированности учащихся о выборе профессий, стало легче находить поддержку со стороны педагогов.
Для реализации проекта не всегда было достаточно запланированных ресурсов: времени, материалов, денежных средств, поэтому привлекали дополнительные возможности как собственные, так и спонсоров. Например, использовались ресурсы проекта «Природу чувствую, люблю и берегу», реализованному на средства Президента Российской Федерации в 2019 году тем же Пермским городским отделением общества охраны природы. Большое количество запланированных мероприятий сложно проводить в определённое время, так как очень часто происходили накладки на плановые дела учреждения или непредвиденные обстоятельства. Происходили неожиданные срывы или переносы мероприятий из-за болезни детей или их отсутствия по семейным обстоятельствам (опекаемые учащиеся). Со стороны команды проекта особых трудностей не наблюдалось из-за взаимозаменяемости и высокого профессионализма специалистов.
Успешная реализация этих двух проектов показала, что участие внешних контактёров во внутренний воспитательный процесс закрытых детских учебных заведений является весьма продуктивным и результативным. Высокий профессионализм, «незашоренность» взгляда, инновационный подход и оригинальность методологии позволили педагогическому коллективу школы-интерната облегчить задачу не только экологического просвещения и воспитания, но и задачу психологической адаптации ребят в окружающем мире. Высокую оценку проектам высказало руководство учебного заведения, а также многочисленные искренние благодарности самих благополучателей - воспитанников интерната.
Список литературы
1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. - 464 с.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999. - 310 с.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2002. -
365 с.
4. Стерлигова Е.А. Экологическая психология: учеб. пособие. Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т. 2012. - 212 с.
5. Николаева Л.А. Экологическая психология: учеб. пособие. Ярославль, ЯрГУ. -2013. - 120 с.
УДК 159.922.2
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Суркова О.Е.
МБДОУ детский сад №16, Пятигорск, Россия E-mail: olga1333@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования личностного отношения к природе в дошкольной организации. Описывается опыт реализации психолого-педагогической программы, основанной на становлении природного объекта «значимым другим» для ребенка.
Ключевые слова: личностное отношение к природе, «значимый другой», эмпатия, субъектификация.
DEVELOPMENT OF OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN'S PERSONAL RELATION TO NATURE AS ONE OF THE CHALLENGES FOR PSYCHOLOGICAL SERVICE IN PRE-SCHOOL INSTITUTION
Surkova O.E.