Научная статья на тему 'Уровни и показатели сформированности интеллектуальной культуры младших школьников'

Уровни и показатели сформированности интеллектуальной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Ахмедова Мадина Касумовна

В статье раскрываются показатели сформированности интеллектуальной культуры младших школьников, даются уровни, критерии, характеризующие компоненты интеллектуальной культуры, рассматривается связь индивидуально-дифференцирова-нного обучения с интеллектуальной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровни и показатели сформированности интеллектуальной культуры младших школьников»

УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

©гоп Караханова Г.А., Ахмедова М.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются показатели сформированности интеллектуальной культуры младших школьников, даются уровни, критерии, характеризующие компоненты интеллектуальной культуры, рассматривается связь индивидуально-дифференцирова-нного обучения с интеллектуальной культурой.

The authors of the article describe the indicators of the formation of the younger schoolchildren’s intellectual culture; give the levels and criteria that characterize the components of the intellectual culture; research the relationship between the individual differentiated learning and the intellectual culture.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, уровни, критерии и показатели интеллектуальной культуры, индивидуально-

дифференцированный подход, младший школьник.

Keywords: intellectual culture, level, criteria and factors of the intellectual culture, individually-differentiated approach, younger schoolchild.

В Национальной доктрине образования до 2025 года

подчеркивается значимость

умственного воспитания школьников, актуальность которой связана с

развитием науки и техники,

усложнением и увеличением объема знаний, которыми должна владеть личность. Проведенный с этих позиций анализ содержания Закона Российской Федерации «Об образовании»

показывает, что изучение любой дисциплины на каждой ступени обучения должно способствовать формированию интеллектуальной культуры учащихся, в связи с этим возрастает роль умственного

воспитания учащихся, выступающего начальным звеном и фундаментом становления целостной личности

школьника [1].

В работах целого ряда ученых - А. А. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Л. Г. Петерсона, Б. Е.

Райкова, А. Э. Симановского, О. К. Тихомирова и др. выделены содержание и механизмы

формирования интеллектуальной культуры учащихся с позиций реализации интеллектуальных

возможностей в различных видах деятельности, исследованы

проблемы формирования у детей интеллектуальной культуры.

Поскольку интеллектуальная

культура младшего школьника не ограничивается рамками только умственной деятельности, а подразумевает активизацию

рефлексивно-творческих механизмов развития личности, стимулирование коммуникативно-этической составляющей, то его критерии не исчерпываются такими привычными учебными целями, как усвоение теоретических знаний и способов практической деятельности.

Следовательно, в качестве критерия

сформированности интеллектуальной культуры младшего школьника нами выделяется способность личности использовать в разнообразных видах деятельности способы и методы интеллекта. При этом результаты и успешность интеллектуальной

деятельности зависят от

сформированности компонентов интеллектуальной культуры личности, уровень которой определяется

способностью человека использовать в этой деятельности доступные способы, методы, приемы и

технологии. Для обозначения каждого уровня интеллектуальной культуры недостаточно выявить определенные способности как критерии, необходимо также выявить показатели этих критериев.

Отметим, что показателем

сформированности того или иного уровня интеллектуальной культуры выступает определенный набор знаний, умений и навыков, а также качеств личности младшего школьника, необходимых для оперирования способами решения той или иной поставленной задачи. При этом, разделяя взгляд на тесную связь интеллектуальной культуры с творческой деятельностью, нами в качестве уровней выявлены:

- опорный (низкий) уровень

интеллектуальной культуры личности, характеризующий способность

переключения внимания,

использования знаний, умений и навыков, отличительной

особенностью которых выступает межпредметность, возможность

применения практически без изменений в различных видах деятельности, запоминание

материала, рассуждение и планирование;

- базовый (средний) уровень

характеризуется способностью

выделять главное, «видеть»

неочевидное, быстро переключать внимание, использовать знания, умения, навыки, характеризующиеся специфичностью, большей

сложностью, в своей деятельности для решения задач и проблемных ситуаций, прочно запоминать материал, рассуждать и планировать;

- логический (высокий) уровень характеризует способность к мыслительной деятельности,

комбинированию усвоенными

знаниями и умениями, носящими межпредметный характер, принятию решения в нестандартных ситуациях, ведению альтернативного поиска средств и способов решения задач, осуществлению оптимального выбора средств решения задач, запоминанию материала, анализу, рассуждениям, планированию и т.д.

Следует отметить, что много времени и сил отводится становлению личности, где логический (высокий) уровень интеллектуальной культуры

становится ключевым условием успешности субъекта деятельности.

При этом уровень

сформированности интеллектуальной культуры следует напрямую связывать с индивидуально-

дифференцированным обучением, поскольку за интеллектуальность личности «отвечают» не только знания, умения и навыки, но и их

сочетание с некоторыми

индивидуально-личностными чертами, в свою очередь отражающимися на умственном развитии субъекта.

Стремление к самостоятельному

поиску знаний, гуманистическая ценностная ориентация,

находчивость, сообразительность, интуиция, воображение, способность синтезировать, «видеть» неочевидное, выделять главное как свойства

интеллектуальной культуры личности сказываются на школьных успехах.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что уровень

умственного развития нередко отождествляется со способностями к обучению, на основании которых

школьника относят либо в группу

одаренных или малоразвитых

учащихся, опираясь на критерии

скорость и легкость усвоения знаний, умение оперативно и адекватно отвечать на поставленные вопросы и т.д.

Таким образом, если способности слабого ученика принять за единицу, то показатели сильного составят 15 единиц, то есть будут в 15 раз выше. При этом показатели способностей могут быть дифференцированы: по количеству повторных восприятий короткого текста; потребовавшегося для запоминания содержания количества времени; времени, потребовавшегося для

самостоятельного решения

математической задачи и т.д.

Одной из причин широкой дифференциации выступает

диапазон возрастных различий поступающих в школу детей. Многие дети 6-летнего возраста отличаются от сверстников тем, что не в полном объеме воспринимают учебную деятельность как необходимую. И только спустя какое-то время младший школьник осознает, что он в школе не только для того, чтобы играть.

Следует отметить

неправомерность отождествления умственного развития со

способностями к обучению, поскольку связанные с ним личностные черты характера школьника не отличаются стабильностью, дети с возрастом в этом отношении могут сильно изменяться. Поэтому учитель, разделив класс на группы, руководствуясь умственным

развитием детей и давая задания соответствующей трудности, не всегда прав: многие школьники, начав учение вполне благополучно, к концу обучения в школе становятся троечниками. Более того,

встречаются явные предпочтения тех или иных предметов, и тогда трудно сделать вывод об умственном развитии ученика вследствие

неодинаковости успехов в разных областях знаний. Например,

некоторые сильно отстающие

младшие школьники в развитии по правописанию, с программой по математике справляются на отлично. Они не только выполняют задания, но и находят оригинальные способы их выполнения. Отметим одну из причин затруднения обучения по русскому языку: логопедическая (учащиеся не выговаривают некоторые согласные), что создает трудности для дальнейшего восприятия материала по предмету [6. С. 16].

Огромное значение для успехов ученика имеет настрой учителя, его ожидания. Хорошо известен психологам эффект Розенталя-Якобсона, когда некоторые учителя давали заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Как выяснилось, последующие

достижения учеников зависели от этой информации, то есть от первоначального или предварительно сложившегося мнения учителя о возможностях ученика. Учащиеся,

которые воспринимались учителем как более одаренные (хотя таковыми не являлись), показали большие

сдвиги в школьных достижениях по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренными [2. С. 26].

Согласно ученым, уровень

интеллектуальной культуры младшего школьника представляет собой изменчивый критерий, за которым скрываются различные факторы, влияющие на успешность учебной деятельности. Поэтому при осуществлении дифференциации деление учеников на группы на основании только показателей умственного развития можно

предпринимать с большими оговорками. Более того, не менее изменчивы и черты характера ученика, влияющие на его учебную деятельность. Качества характера, входящие в компоненты

интеллектуальной культуры младшего школьника (настойчивость,

трудолюбие, усердие ребенка) берут начало в семье и детском саду, а в

школе продолжается формирование волевых качеств, дальнейшее

развитие которых во многом зависит от учителя. При этом, учитель, обращая на интеллектуальную

культуру ученика особое внимание, должен стимулировать учебную активность учащихся, пробудить их познавательные интересы, что обеспечит успех в обучении. Такой процесс обучения будет не изнурительным и скучным, не вызовет напряжение сил, а станет радостным для ученика, поскольку нормальное учение не должно утомлять, а должно искаться учеником [3. С. 51].

Значит, определение основ

интеллектуальной культуры

младшего школьника как системного целого образования сопряжено с представлением ее в виде взаимозависимости полифункциональной структуры, объединяющей в себе компоненты:

- аксиологический, предполагающий способность к простому анализу и синтезу (мотивационно-ценностный показатель, включающий в себя позитивную ориентацию на интеллектуальную и умственную деятельность; стремление к самостоятельному поиску новых знаний; познание, осознание, усвоение определенных ценностей);

- коммуникативно-этический,

предполагающий наличие социально значимых мотивов учения, проявление ответственного

отношения к контактам и межличностному общению, личностно осознанная ответственность за совершаемые действия и поступки (оценочно-поведенческий показатель, включающий в себя демонстрацию и проявление этических норм, усвоение простых норм нравственности; личные нравственные убеждения; умение оценивать как свои, так и чужие поступки и действия; стремление к познанию мира, справедливость);

- интеллектуально-

содержательный, предполагающий овладение элементарными знаниями на уровне свободной ориентировки, развитость интеллектуальных

процессов и мыслительной деятельности, механизмов понимания и рефлексии, гибкость и адаптивность мышления, владение необходимыми теоретическими представлениями (познавательно-исследовательский показатель, включающий в себя системное владение знаниями, умениями, навыками и технологиями сформированности определенного уровня логических действий,

аналитического стиля мышления; интерес школьников к новым

открытиям и знаниям на уровне собственной мировоззренческой позиции);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- функционально-деятельностный,

предполагающий отражение развития умений, знаний и их воплощение в учебном процессе (операционно-

техно-логический показатель,

включающий в себя сформированный инструментарий, отвечающий за практическую подготовленность к самостоятельному применению и решению разновариантных задач;

освоение конструктивно-творческих задач, личностно-репрезентирующие ситуации и т.д.; практическое решение творческих задач, соответствующих системному характеру современной интеллектуальной деятельности младшего школьника, умение

анализировать ее, соотносить с собственной позицией).

Итак, учитель, ориентируясь на умственное развитие, выявляя природные задатки и способности младшего школьника, должен

помнить о личностных качествах

ученика, иметь в виду, что эти индивидуальные особенности

характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. При изучении одного предмета начального цикла может происходить формирование компонентов

интеллектуальной культуры на

опорном, базовом и мыслительном уровнях, что связано с непрерывностью и комплексным характером знаний, умений и навыков, приобретаемых при изучении различных тем на протяжении всего обучения.

Исходя из вышесказанного следует, что выявленные нами

Примечания

показатели сформированности

интеллектуальной культуры

младшего школьника базируются на педагогических традициях в сочетании с поиском новых созидательных элементов в учебнопознавательной деятельности.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1999. 2. Каткова Э. Н. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач // Начальная школа. 2005. № 6. С. 20-24. 3. Макоев А. 3. Первое приближение к индивидуализации процесса обучения. Оржоникидзе, 2004. 4. Мартынович А. А. Дифференциация обучения младших подростков в процессе самостоятельной работы: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Л., 2000. 5. Окунев А. А. Спасибо за урок детям! М., 2008. 6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 2004. 7. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 2003.

Статья поступила в редакцию 20.07.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.