Научная статья на тему 'Проблема формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры учащихся'

Проблема формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО КОМПОНЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапезникова Е. В.

Рассматриваются сущность интеллектуальной культуры как интегративной категории и коммуникативно-речевой компонент ее структуры. Особое внимание уделяется важнейшим педагогическим условиям формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трапезникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры учащихся»

УДК 3 7.03 ББК Ю983.7

ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01; 13.00.02

Е. В. Трапезникова

Копейск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО КОМПОНЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеллектуальная культура; интегративная категория; коммуникативноречевой компонент интеллектуальной культуры; педагогические условия формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются сущность интеллектуальной культуры как интегративной категории и коммуникативно-речевой компонент ее структуры. Особое внимание уделяется важнейшим педагогическим условиям формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры личности.

E. V. Trapeznikova

Kopeysk

THE PROBLEM OF DEVELOPING OF COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPONENT OF INTELLECTUAL STUDENTS’ CULTURE

KEY WORDS: intellectual culture; integrative category; the communicative and speech component of intellectual culture; pedagogical terms of forming of communicative-speech component of intellectual culture.

ABSTRACT. The article considers the question of the essence of intellectual culture as integrative category and the communicative and speech component of its structure. The special attention is spared to the pedagogical terms of developing of communicative-speech component of intellectual culture of a personality.

Н

а современном этапе развития общества проблемы культуры в силу онтологических факторов выдвинулись в качестве важнейших в развитии общественной жизни и приобрели значительную остроту, так как от уровня развития культуры населения зависит решение многих социально-экономических, политических и других проблем. В образовании все чаще говорят о культурологическом подходе, который, по мнению Н. Б. Крыловой, изменяет представление об основополагающих ценностях образования, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания, ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования интеллектуальной культуры личности ученика [2. С. 65—66]

Общего содержательного определения интеллектуальной культуры нет. Интеллектуальная культура личности выступает в качестве междисциплинарной области научного знания. Как сложное понятие, интеллектуальная культура связана с философией, культурологией, психологией, социологией, педагогикой. В процессуальном плане интеллектуальное развитие личности, ее ориентация на ценности культуры связаны с управлением педагогическим процессом. Поэтому мы рассматриваем интеллектуальную культуру как интегративную педагогическую категорию. Она являет собой систему, составные компоненты ко-

торой недостаточно исследованы педагогической наукой. Проблема ее формирования нашла отражение в исследованиях формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, в русле развивающего обучения и личностно ориентированного подхода в исследованиях В. В. Давыдова, И. С. Якиманской. Применительно к школьному возрасту авторы рассматривали культуру интеллекта в плане развития теоретического мышления учащихся (В. В. Давыдов), развития индивидуальных познавательных возможностей и возможностей саморазвития (И. С. Якиманская). Способы познавательной деятельности в аспекте развития обучаемости как сочетания интеллектуальных свойств изучались Н. А. Менчинской, Д. Н. Богоявленским, З. И. Калмыковой [6].

На наш взгляд, интеллектуальная культура выступает ядром личности, важнейшим фактором развития и реализации творческих возможностей человека. Мы рассматриваем интеллектуальную культуру как целостную систему интеллектуальных характеристик, практического опыта и нравственно-этических ценностей, позволяющих личности адаптироваться к условиям окружающего мира и оптимально организовывать свою деятельность с учетом морально-нравственных установок общества. Личности, обладающей интеллектуальной культурой, присущи следующие свойства: глубокое владение основами наук; по-

© Трапезникова Е. В., 2012

нимание характера развития реальной действительности, умение видеть в хаосе явлений действие закономерностей; существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации; владение коммуникативно-речевыми умениями, способами коммуникативного обмена информацией; творческий характер мышления, умение применять имеющиеся знания в новых нестандартных ситуациях; владение действиями смысло-образования и нравственно-этического оценивания на основе ценностно-смысловой ориентации (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами). Эти свойства выступают одновременно и критериями интеллектуальной культуры. К их числу можно добавить еще и философскую грамотность человека, способность подходить к оценке предметов и явлений реального мира рационально, с позиций научной методологии, знание различных теорий, наличие своего мнения, умение выявить противоречия в явлениях, наметить пути их решения, толерантность.

Таким образом, интеллектуальная культура предстает как целостное сложноструктурированное образование, характеризующееся согласованностью, стабильностью, свидетельствующей о психологическом единстве и целостности личности, позволяющей ей жить в гармонии с обществом.

Интеллектуальная культура как интегративное образование, являющее собой систему, включает в себя в качестве важнейших следующие компоненты: гностический (знания, умения, навыки, компетенции как синтез знаний, умений и навыков, характеризующихся праксиологической направленностью), этико-аксиологический (убеждения как сплав знаний и эмоций на основе ценностных ориентаций личности, мировоззрение как обобщенный взгляд на окружающий мир), праксиологический (действия, адекватные знаниям и убеждениям), коммуникативно-речевой (владение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения).

Одним из важнейших компонентов интеллектуальной культуры личности является ее коммуникативно-речевой компонент, который выражается в системе коммуникативно-речевых компетенций (знаний, умений и навыков, необходимых для понима-

ния текстов и конструирования собственных высказываний, адекватных целям, сферам, ситуации общения). Высокий уровень культуры человека немыслим без высокого уровня культуры его речи. Человек, обладающий интеллектуальной культурой, осознает язык как общечеловеческую ценность, владеет монологической контекстной речью и способен осознанно использовать ее для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Развитие коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры как целенаправленный процесс связано с понятием «формирование». Под формированием в педагогической науке понимается целенаправленная управленческая деятельность, подчиненная развитию соответствующих качеств, признаков, свойств личности. Принимая это во внимание, под формированием коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры в процессе обучения мы понимаем активное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит систематизированное накопление позитивных количественных и качественных изменений в содержании данного компонента в специально организованном для этого учебновоспитательном процессе школы.

Проблема формирования коммуникативно-речевых компетенций учащихся нашла отражение в следующих федеральных законодательных документах: в законе «Об образовании», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС) и др.

Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенциях как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка, и называются следующие существенные показатели сформированности коммуникативноречевых умений личности: осведомлен-

ность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи; знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности, способность к адекватной оценке статуса языка как средства коммуникации; владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т. п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т. п.) умениями; способность к смысловому анализу и оценке информации в конкретных условиях коммуникативной деятельности [5].

Мы считаем, что умения, лежащие в основе коммуникативно-речевых компетенций, необходимых для формирования интеллектуальной культуры человека, можно сгруппировать по двум основным разновидностям речевой деятельности:

- умения, в основе которых лежит смысловое восприятие устной и письменной речи (умение слушать, читать; умение понять тему текста и осмыслить логику развития мысли; умение извлечь нужную информацию из устного или письменного источника; умение составить план; умение собрать и систематизировать материал);

- умения, суть которых составляет порождение речи (умение выбирать адекватные речевой ситуации стиль и тип речи, а также языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; умение выстраивать композицию устного или письменного высказывания, осуществляя последовательность и связность изложения; умение формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания и развивать ее, аргументировать свою точку зрения; умение соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные).

Важнейшим показателем интеллектуальной культуры личности является также богатый словарный запас и грамматический строй речи, владение культурой речи, нормами современного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими и др.).

Центральным понятием в системе работы по формированию коммуникативноречевого компонента интеллектуальной культуры учащихся является, как нам представляется, текст, так как именно работа с ним охватывает все виды речевой деятельности — слушание, чтение, письмо и говорение.

Работу по лингвистическому анализу текста необходимо организовывать на каждом уроке русского языка, так как ее цели и задачи способствуют формированию важнейших коммуникативных умений учеников: создавать свой собственный устный и письменный текст, отражать в тексте гуманистические ценности, демонстрировать свежесть и новизну суждений.

В процессе этой работы необходимо формировать у учащихся представление о текстовых категориях и их роли в понимании содержания текстов. К важнейшим текстовым категориям относят следующие категории: «информативность», «связность и цельность», «иерархичное строение», «точ-

ность», «логичность», «абзацное членение», «тема», «идея» («основная мысль»), «средства связи предложений», «функционально-смысловые типы речи», «стиль речи».

Работая с текстом, учащиеся должны понимать и оценивать факты, явления, процессы, которые развертываются по особым правилам в зависимости от содержания и типа текста (содержательно-фак-туальную информацию); коммуникативное намерение и его содержательную интерпретацию в виде концептуальных положений текста (содержательно-концептуальную информацию); скрытый смысл, который читатель извлекает из описанных фактов, событий, явлений (содержательно-подтекстовую информацию) [1. С. 27—28].

Анализ текста должен осуществляться в единстве содержания и формы. Следовательно, для формирования коммуникативно-речевых компетенций важно научить школьника видеть и учитывать в своей деятельности как логико-содержательные связи текста, так и собственно лингвистические, формальные средства связи: структуру абзаца, лексические повторы, местоименные и синонимические замены, вводные слова, наречия и наречные выражения и т. п. Анализ призван убедить школьника в том, что на понимание текста влияют особенности организации текстовой информации и способы ее предъявления. Осознание взаимообусловленности содержания и формы, опора в собственной деятельности на эту взаимосвязь — обязательное условие формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры учащихся.

Особенно значимыми в обучении являются специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. Такие уроки особенно органичны при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения темы, раздела). К таким текстам обязательно прилагаются разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора. Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам и позволяют учителю направить каждого ребенка на деятельность в «зоне его ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Развивающая речевая среда должна быть создана и в процессе преподавания других предметов школьного цикла, но особое значение приобретают уроки интегрированного типа, которые позволяют соединить лингвистический, культурологиче-

ский, когнитивный подходы к анализу текста. На таких уроках особенно эффективна работа с учебно-научными текстами, специфика которых состоит в том, что они содержат адаптированную в учебных целях научную информацию. Такие тексты не только сообщают теоретическую информацию, обобщающую уже известные сведения, но и содержат описания конкретных фактов, явлений, опытов, сведения об ученых, выдержки из исторических документов, описания географических, физических реалий, рисунки, репродукции, фотографии, графики. Анализ подобных текстов активизирует познавательную деятельность школьников, привлекает их субъективный опыт, учит точности и логичности в изложении фактов. Кроме того, в ходе работы с учебно-научными текстами и при построении собственного высказывания на учебнонаучную тему происходит овладение языком науки, включающим, помимо слов и предложений естественного языка, терминологию, символику, цифровой материал, иллюстративные средства. Владение языком науки является важнейшим коммуникативно-речевым умением и характеристикой субъекта познания.

Еще одним эффективным педагогическим условием формирования коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры личности является, на наш взгляд, введение в процесс обучения системы сквозных элективных курсов и курсов для реализации национально-регионального компонента языкового образования, учебный материал которых структурирован на основе модульного подхода и позволяет особое внимание уделить вопросам формирования речевой культуры школьников. Так, курс «Лингвистическое краеведение» для 5-го класса в практике нашей работы — важное средство воспитания интереса и бережного отношения к языковой и речевой культуре родного края. Он формирует умения и навыки комплексной работы с различными источниками: архивными и музейными материалами, СМИ, словарями. Курсы «Русский язык и культура речи», «Речевой этикет» (6 кл.), «Культура делового общения» (7 кл.) позволяют совершенствовать владение нормами современного литературного языка. Курсы для учащихся 8-х классов «Язык в речевом общении», «Риторика» учитывают достижения лингвистической науки, в частности лингвистики текста, психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук, и учат успешному общению. Элективный курс «Русская словесность» позволяет учащимся 9-х классов увидеть единство художественного содержания и

его словесного выражения, овладевать искусством слова. Курсы для старшеклассников «Лингвостилистический анализ текста», «Стилистика» дают представление о языковых стилях и способах наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением, содействуют повышению речевой культуры учащихся.

В основу большинства названных курсов положена речеведческая теория, введение элементов которой в практическую работу по развитию речи, по словам профессора Т. А. Ладыженской, «дает значительные приращения умений связной речи» [4. С. 112]. Думается, что итогом последовательного изучения подобных курсов станет глубокое знание основных лингвистических понятий речи (стили, типы речи, композиционная основа описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте, а также синтаксические и пунктуационные основы языка), умения и навыки критического анализа текста заданного жанра и стиля и, наконец, собственно коммуникативные умения, т. е. умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом личностных характеристик адресата и стиля общения: делового, научного, разговорного.

Основываясь на разработках И. С. Якиманской, мы полагаем, что проектирование личностно ориентированной системы обучения подразумевает признание учащегося субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей, в частности коммуникативных умений посредством активных методов обучения, которые активизируют деятельность каждого ученика. Исходя из этого следующим важнейшим условием формирования коммуникативноречевого компонента интеллектуальной культуры учащихся является, на наш взгляд, использование в педагогическом процессе активных развивающих методов обучения (проблемного обучения, игровых технологий, метода проектов, обучения на основе межпредметных связей, развития критического мышления и др.).

Необходимым условием эффективности взаимодействия учителя и учащихся при формировании коммуникативно-речевого компонента интеллектуальной культуры является их активность, которая обеспечивает, с одной стороны, запланированность выполняемых действий, а с другой — необходимую свободу субъектов в достижении цели.

И наконец, важно отметить, что для формирования коммуникативно-речевого компонента культуры учащихся необходимо наличие высокого уровня коммуника-

тивной компетентности у самого учителя, позволяющей ему осуществить подбор оптимальных методов обучения, создать в учебном процессе коммуникативные ситуации, при которых ученики, осуществляя коммуникативное взаимодействие, одновременно познают и усваивают законы русского языка и композиционно-жанровые основы.

Таким образом, коммуникативно-речевой компонент является важнейшим в структуре интеллектуальной культуры личности. Его формирование происходит на

основе усвоения теоретического материала при адекватном применении методов и приемов обучения, при использовании системы упражнений комплексного характера, которые направлены на развитие различных видов речевой деятельности. Овладение коммуникативно-речевыми умениями позволяет ориентировать личность на социокультурные ценности, т. е. формировать ее интеллектуальную культуру. Коммуникативно-речевой компонент является показателем интеллектуального статуса личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАЛЬПЕРИН И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : КомКнига, 2007.

2. КРЫЛОВА Н. Б. Культурология образования. М. : НО, 2000.

3. КУПИРОВА Е. А. Лингвосмысловой анализ текста как метод организации познавательной деятельности / / Русский язык в школе. 2010. №12.

4. РЕЧЬ. Речь. Речь / под ред. Т. А. Ладыженской. М. : Просвещение, 1990.

5. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова,

А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2009.

6. ХАРЛАМОВ И. Ф. Педагогика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 1997.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.