Научная статья на тему 'Коммуникативно-речевая личность учителя начальных классов'

Коммуникативно-речевая личность учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
740
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВАЯ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ЛИЧ-НОСТЬ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / COMMUNICATIVE AND SPEAKING CULTURE / LANGUAGE AND COMMUNICATIVE PERSONALITY / COMMUNICA-TIVE AND SPEAKING COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Валентина Викторовна

Коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного пе-дагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональ-ной деятельности. Формирование коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов происходит на основе формирования и развития коммуникативно-речевой личности, способной создавать новые, отличающиеся неповторимостью, оригинальностью культурные тексты в соот-ветствии с правилами педагогической этики и речевыми нормами. Центральной, базовой характе-ристикой коммуникативно-речевой личности учителя начальных классов является коммуникатив-но-речевая компетенция владение элитарным типом речевой культуры; знание знаковых систем, умение производить с их помощью культурные тексты в процессе коммуникации в институцио-нальных условиях; способность учитывать социальные, этические нормы, профессиональные ус-тановки и роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE PERSONALITY OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER

Communicative and speaking culture of a teacher is a necessary constituent of the whole pedagogical process, a means and condition of all functions and kinds of professional activity. The formation of a pri-mary school teacher communicative and speaking culture is based on the development of the communica-tive personality that is able to create unique original cultural texts according to the pedagogical ethic rules and norms of speech. The central basic characteristic of a primary school teacher's communicative per-sonality is the communicative and speaking competence elite type of speaking culture, knowledge of sign systems, skills to produce cultural texts in the process of communication under institutional condi-tions, the ability to take into consideration social, ethical and professional norms and roles.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-речевая личность учителя начальных классов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)

УДК 371

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© В.В.Кузнецова

Коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональной деятельности. Формирование коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов происходит на основе формирования и развития коммуникативно-речевой личности, способной создавать новые, отличающиеся неповторимостью, оригинальностью культурные тексты в соответствии с правилами педагогической этики и речевыми нормами. Центральной, базовой характеристикой коммуникативно-речевой личности учителя начальных классов является коммуникативно-речевая компетенция - владение элитарным типом речевой культуры; знание знаковых систем, умение производить с их помощью культурные тексты в процессе коммуникации в институциональных условиях; способность учитывать социальные, этические нормы, профессиональные установки и роли.

Ключевые слова: коммуникативно-речевая культура, языковая и коммуникативно-речевая личность, коммуникативно-речевая компетенция, учитель начальных классов.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной "для тех, кто пользуется словом как основным ... инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся" [1: 3].

Говоря о формировании коммуникативноречевой культуры учителя, следует акцентировать внимание на том, что в этом процессе участвует вполне сформированная языковая личность. Современные научные тенденции антропоцентризма и функционализма помещают в центр исследования коммуникативной и речевой культуры различные аспекты и продукты речевой деятельности, а в конечном итоге - коммуникативно-речевую личность, т.к. любое языковое явление, рассматриваемое не только в системе, но и в конкретном тексте, соотносится с речевым субъектом - носителем языка, или языковой личностью.

Сформулированное академиком В.В.Вино-градовым понятие языковой личности характеризует одну из тех граней личности индивида, которая показывает его отношение к языку и ре-

чи и представляет собой "реальность в виде субъекта, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь" [2: 11].

Формирование языковой личности как процесс овладения языком для реализации коммуникативных намерений осуществляется только в речевой деятельности и занимает весьма длительное время. "Трудно сказать, где его начало и где конец. Ведь уже и в два года ребенок говорит все-таки уже по-русски (по-английски и т.д.). А какими-то сферами, зонами языка, отдельными подъязыками и т.п. он овладевает, по существу, всю свою сознательную жизнь, ибо процесс на самом деле не кончается с переходом из детства в состояние взрослого человека" [3: 65].

Вопрос об уровне владения языком Г.И.Бо-гин рассматривает в связи с проблематикой понимания речи. Он выделяет пять уровней развития языковой личности, опираясь на систему "социальных оценок речевой деятельности", т.к. уровень "становится заметным тогда, когда речевое исполнение вступает в противоречие с задачей речи, с некоторой целью, включающей в себя представление об "идеальном" речевом акте. При выделении уровня указываются типичные "минусы" - нарушения уровня, дающие основания для критики речевого поступка" [4: 3].

В современных лингвистических исследованиях языковая личность описывается через понятия языковой компетенции, типов речевой куль-

туры. Предполагается, что высокий уровень языковой компетенции представлен в устных и письменных текстах ученых-филологов, аспирантов и соискателей филологический специальностей, а также учителей начальных классов, преподавателей русского языка и литературы -людей, профессионально подготовленных не только к практическому использованию языка в коммуникативных актах, но и к анализу собственных действий, к размышлению над языком художественной литературы. Высокий уровень языковой компетенции соотносится в пределах литературного языка с такими типами коммуникативно-речевой культуры, как разговорнолитературный, среднелитературный и элитарный.

Исследуя особенности языковой личности, Ю.М.Скребнев выделяет пять стадий (уровней) языковой компетенции, связывая их с уровнями сформированности умений речевой деятельности. Первая стадия (низшая) характеризуется способностью современного человека отличать человеческую речь от природных шумов; вторая предполагает умение распознавать, какой именно язык употребляет говорящий; на третьей стадии происходит понимание содержания сообщения, его денотаций; четвертая характеризуется пониманием коннотаций, осознанием того, насколько уместно использована та или иная языковая единица или конструкция, и пятая (высшая) предполагает "активные умения строить высказывание с учетом стилистических коннотаций" [5: 20]. Автор считает, что "подавляющее большинство нормальных представителей языкового коллектива вполне владеет третьей стадией применительно к родному языку, частично (в значительной мере на базе интуиции) владеет четвертой стадией и в еще меньшей степени -пятой". Принимая во внимание тот факт, что коннотация по своей сути - эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы, придающая высказыванию субъективную модальность, делаем вывод о необходимости формировать у будущих учителей начальных классов именно высшую стадию языковой компетенции. Именно на этой стадии языковая личность приобретает способность к речевому творчеству, превращается в коммуникативно-речевую личность.

Некоторые ученые рассматривают уровень владения языком в связи с проблематикой культуры речи. Так, в русской национальной речевой культуре выделяется шесть типов, не равных с точки зрения возможностей эффективного общения. Два находятся за пределами литературного языка: диалектный (сохранился у сельского на-

селения, говорящего на диалекте) и просторечный (характерен для малообразованных горожан). Остальные относятся к литературному языку: элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный. Максимально полное владение всеми возможностями языка обеспечивает только элитарный тип речевой культуры, носителями которого являются интеллигентные люди, к которым в идеале относятся и учителя начальных классов, "владеющие всеми нормами литературного языка, выполняющие этические и коммуникационные нормы" [6: 21].

Таким образом, процесс формирования языковой личности есть процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, речевыми стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс формирования языковой личности достаточно сложен и проходит несколько стадий, или уровней. Поскольку язык представляет собой систему объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, систему правил их употребления и сочетаемости, то сформированной языковой личностью можно считать человека, владеющего этими системами и умением использовать эти знаки и правила в различных речевых ситуациях. Коммуникация как акт общения, взаимодействия людей является важнейшим механизмом становления индивида как социальной и культурной личности. Являясь социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нем связующую функцию.

Само общение в силу его социально-психологической природы является многоаспектной и сложной деятельностью, т.к. в нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования: особенности экспрессии личности, системы ее отношений, условия и формы общения, уровень развития речевых навыков, возрастной ценз и т.п. Чтобы полноценно общаться, человек должен обладать целым рядом умений: быстро ориентироваться в условиях общения; правильно спланировать свою речь; выбрать содержание акта общения и найти адекватные средства для передачи этого содержания; обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев коммуникативного акта будет нарушено, то общение будет неэффективным и коммуникация не состоится. Иными словами, коммуникация как конечная цель взаимодействия между людьми предполагает, что в общении должна участвовать как минимум одна коммуникативно-речевая личность.

Таким образом, языковая личность - личность, владеющая нормами и средствами литературного языка, механизмами речи, умением общаться, понимать сказанное, производить соответствующие случаю письменные и устные тексты. Коммуникативно-речевая личность - это языковая личность, обладающая коммуникативным навыком, способностью выбирать адекватные языковые средства для передачи своих мыслей и реализовать их в своей речи (устной или письменной) с учетом определенных коммуникативных задач и условий.

Коммуникативно-речевая деятельность учителя начальных классов - совокупное, самоценное, основанное на педагогической этике действие, имеющее коллективно-распределительный характер и направленное на слушателей с определенной целью. Педагогическая этика как система норм нравственного поведения учителя предполагает выполнение им определенных обязанностей по отношению к обществу, окружающему миру, профессии, обучаемым детям, друг другу. Уровень сформированности коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов определяется прежде всего соблюдением педагогической этики, степенью развития языковой и коммуникативно-речевой компетенции. Учитель как коммуникативно-речевая личность играет важную роль в субъект - субъектном образовательном диалоге "учитель - ученик". От уровня сформированности языковой личности, от степени развития коммуникативно-речевой культуры учителя зависит формирование культурного пространства в ученической группе, т.е. коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональной деятельности. В основу коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов входит множество компонентов:

• определение собственной позиции, отражающей нравственные принципы педагога;

• адаптация собственной речи к возрастным особенностям младших школьников;

• высшая стадия языковой компетенции, владение элитарным типом речевой культуры (как в устной, так и в письменной форме);

• выразительность речи, адаптированная к диалогу с учащимися начальных классов;

• владение мимикой и жестами, оправданными конкретной ситуацией общения;

• умение ориентироваться в информации, отбирать наиболее удачное содержание материала для обучения и воспитания учащихся начальной школы;

• способность осознавать и регулировать речевое поведение (как свое собственное, так и собеседников) с учетом конкретной ситуации и поставленных целей;

• умение экспромтом, импровизированно строить свою речь с целью наиболее эффективного воздействия ее на слушателей;

• умение видеть и слышать себя в процессе речевого общения и самокритично оценивать свое речевое поведение;

• умение понимать своеобразие личности младшего школьника и подбирать наиболее выразительную интонацию, точные слова, правильное грамматическое и стилистическое их сочетание для наиболее эффективного влияния на слушателя и т.п.

Таким образом, нравственный, этический аспект является важнейшим в иерархии умений, навыков и компетенций коммуникативноречевой личности учителя начальных классов: "Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой", "Из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая наинужнейшая" (Пифагор). Кроме того, коммуникативно-речевая культура учителя начальных классов формируется на основе коммуникативно-речевой компетенции - способности использовать комплекс знаковых систем (вербальных, жестовых, образных, формализованных); производить с помощью знаков культурные тексты; реализовать в процессе педагогической деятельности специфические коммуникативные процессы (генерация и интерпретация текстов, трансляция информации, элементы повседневной коммуникации, социализации); соблюдать институциональные условия, регламентирующие осуществление этих процессов. Поэтому мы говорим об учителе начальных классов не как о языковой, а как о коммуникативно-речевой личности, обладающей знанием знаковой системы и умением ее использовать, освоившей социальные нормы, роли, установки, ценностные ориентации, умеющей производить культурные качественно новые, оригинальные тексты в процессе коммуникации в институциональных условиях.

О сформированности коммуникативно-речевой личности учителя начальных классов может свидетельствовать высокий уровень коммуникативно-речевой компетенции: знание педагогом знаковых систем; умение производить с их помощью культурные тексты в процессе коммуникации в институциональных условиях; способность учитывать социальные, этические нормы и роли, профессиональные установки, ценностные ориентации. Перечисленные знания, умения

и навыки являются одновременно целью образовательного процесса (коммуникативно-речевая компетенция) и средством формирования коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов.

1. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособ. для студ. пед. ун-тов и институтов. - М.: Издат. центр "Академия", 1998. - 432 с.

2. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1972. - 615 с.

3. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. -184 с.

4. Богин Г.И. Типология понимания текста: учеб. пособ. - Калинин: Изд-во КГУ. - 1986. - 87 с.

5. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.

6. Сиротинина О.Б., Кузнецова Н.И., Дзякович Е.В. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. -2001. - С.16-29.

COMMUNICATIVE PERSONALITY OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER

V.V.Kuznetsova

Communicative and speaking culture of a teacher is a necessary constituent of the whole pedagogical process, a means and condition of all functions and kinds of professional activity. The formation of a primary school teacher communicative and speaking culture is based on the development of the communicative personality that is able to create unique original cultural texts according to the pedagogical ethic rules and norms of speech. The central basic characteristic of a primary school teacher’s communicative personality is the communicative and speaking competence - elite type of speaking culture, knowledge of sign systems, skills to produce cultural texts in the process of communication under institutional conditions, the ability to take into consideration social, ethical and professional norms and roles.

Key words: communicative and speaking culture, language and communicative personality, communicative and speaking competence, primary school teacher.

Кузнецова Валентина Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

E-mail: valentkuz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.