Библиографический список
1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И. С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.
2. Ворохоб, А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры [Текст] / А. А. Воробох // Дис. к.п.н. - М., 2000.
3. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский //М.: Педагогика, 1984.
4. Даутова, О. Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе [Текст] / О. Г. Даутова // Дис. к.п.н. - М., 2006.
5. Иванова, Ю. Б. Основные тенденции развития глиняной игрушки России на рубеже столетий/Гончары России-2000. (Материалы научно-практической конференции) [Текст] / Ю. Б. Иванова// М.: ООО Само-Принт, 2001.
6. Конышева, Н. Н. Лепка в начальных классах [Текст] / Н. Н. Конышева // М., 1985.
7. Скопина, О. А. Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы [Текст]: Дисс. к.п.н.
/ О. А. Скопина // 1999.
УДК 37
Ахмедова Мадина Касумовна
Соискатель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected]
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ahmedova Madina Kasumovna
Competitor of the pulpit pedagogical Dagestan state pedagogical university, rusalinal983@ inbox.ru
PROBLEM OF THE UNBRINGING THE INTELLECTUAL CULTURE YOUNGER SCHOOLBOY
Активизация познавательной деятельности учащихся выступает одной из важнейших проблем современного общества. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу являются требованиями жизни, определяющими то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активиза-
ции познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности выступает задачей, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя [7].
Психологические особенности младших школьников, их природ-ная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье [9]. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление, являющиеся формами психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием, характеризующие умственное развитие младших школьников. В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, умению дифференцировать воспринимаемое на уроках, что оказывает положительное влияние на познавательную активность школьников.
В условиях интенсификации общего развития младших школьников через организацию у них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках математики, родной речи, письма, рисования у них формируется внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников. Более того, систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения [3; 4].
Необходимо отметить, что воспитание интеллектуальной культуры младшего школьника складывается из первоначальных интеллектуальных умений и навыков, в связи с чем, мы попытались проследить данный процесс, состоящий из ознакомления младших школьников с образцом действия; овладения первоначальными умениями использовать усваиваемые правила; совершенствования этих умений и формирования навыков и применения их в практической деятельности [2; 5].
Процесс формирование сложных интеллектуальных умений и навыков включал в себя начальный (раскрытие значения усваиваемого умения; озна-
комление с содержанием и структурой формируемого умения); формирующий (организация практической деятельности по овладению и совершенствованию рассматриваемого умения); применения (применение его в творческой и практической деятельности) этапы.
В этом мы видим конечную цель специально организуемого обучения в период формирующего эксперимента, так как включение учащихся в творческую деятельность считаем основным в интеллектуальном развитии младшего школьника. Ожидаемый результат при этом - сформированность у обучаемых таких обобщенных интеллектуальных умений, как: умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими; выделять в них существенные признаки и отсеивать последние от несущественных; сравнивать, классифицировать, обобщать наблюдаемые объекты и явления; переносить известные способы деятельности в другие условия и др.
Формирование начальных основ интеллектуальной культуры младших школьников требует включения определённого содержания методов и форм работы. В решении данной проблемы огромную роль играет разработанный и внедренный нами в экспериментальное исследование (1 «а», 2 «а», 2 «б» СШ № 17 г. Махачкала; 1 «а» и 2 «в» СШ № 3 г. Каспийск; 2 «а» и 2 «б» г. Дербент СШ № 1) спецкурс «Разминка интеллекта».
В его содержание вошли логические задачи, математические софизмы, математические ребусы, занимательные задачи со сказочными сюжетами, рекомендации автора и список литературы по проблеме развития мыслительной деятельности младшего школьника.
Спецкурс направлен на развитие творческого, креативного начала младшего школьника. Целесообразность его введения обусловлена стремлением создать благоприятные условия для интеллектуального развития каждого учащегося с учетом его индивидуально-типологических особенностей и интересов.
Предложенные задания и задачи способствуют формированию быстроты реакции, сообразительности, наблюдательности, интуиции, памяти и т. д., способствующие тренировке внимания и памяти. Например, к уроку учитель приготовил цифровые таблицы (формат ватмана), где в произвольном порядке записаны ряд цифр от 1 до 50, но многие клетки оставлены пустыми, которые заполняют дети сами. В данной разминке участвуют все дети класса, и каждый обязательно вписывает свою недостающую цифру.
Также, дети по указанию учителя дают правильные ответы на вопросы с некоторым двойным смыслом:
1. Дедушка лег спать в 7 часов вечера, а будильник поставил на 9 утра. Сколько времени он проспит?
2. Какой месяц самый короткий в году? (2 варианта ответа).
3. Что у волка позади, а у зайца впереди?
4. Как правильно сказать: 8 + 7 равно тринадцать и тринадцати?
5. У стула 4 ножки, один отпилили. Сколько ножек осталось?
6. Сколько будет 10 плюс 10, деленное на 10?
7. Чтобы распилить бревно, столяр сделал на нем 4 черточки. Сколько частей он получит при распиливании?
8. Надо варить яйцо всмятку 3 минуты. Имеются песочные часы на 2 и 5 ми нут. Как правильно поставить счетчик?
9. Из Москвы до Тулы машина идет едет 5 часов. А на обратном пути Тула-Москва водитель тратит 7 часов. Как это можно объяснить? и т. д.
Другой пример:
1. Продолжи ряд:
10 8 119 12... 3 6 12 24 48... 22 19 17 14 12...
128 237 346... 45 7 10 14... 455 564 763...
3 68 16 18...
2. Укажите на те примеры, которые можно решить устно:
70x2=
47x11 +53x11-94x11=
6x998=
4x729x25 =
55x3=
22x2+10+100=
111x7=
4x729x25=
1001x14=
211x99=
29x101=
Следующий раздел урока посвящен вычислению.
1. В коробке игрушки: зайцы и обезьянки. Сколько зайцев и сколько обезьянок, если всего 20 глаз и 33 ноги?
2. В 2 чайника, 5 кружки и 4 стакана вмещается столько же воды, сколько в 1 ведро кувшина и 8 стаканов или в 1 кувшин. Сколько стаканов воды вмещается в кружку и сколько в чайник?
3. На заводе Тольятти изготавливают за 1 минуту 2 машины стоимостью 20 000 рублей. Сколько машин завод изготовит за 2 рабочих дня (16 часов) и сколько завод получит прибыли?
Тренируем зрительную память - дети смотрят на рисунки или цифры в течение 5-7 секунд, затем учитель закрывает рисунки и просит перечислить их в той последовательности, в которой они изображены.
Упражняем слуховую память - послушать 2 раз ряд слов и воспроизвести их вслух в том же порядке: «Четверг, осень, май, лето, среда, весна, сентябрь, каникулы».
Всегда были занимательны и интересны для детей задания с геометрическими фигурами (куб, квадрат, круг, эллипс). Учитель перед озвучиванием задания давал их подержать в руках и хорошо рассмотреть, развивая тем самым и тактильную память младшего школьника.
Большое внимание в спецкурсе уделяется созданию ситуаций, требующих самостоятельного поиска, объяснения причин того или иного явления, что значительно формируют интеллектуальную культуру Появившаяся интеллектуальная культура школьника повышает уровень эмоционального настроя, вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствует укреплению интересов, развивает разнообразные формы личностного отношения к знаниям. С этой целью мы давали задание написать короткие рассказы и эссе: например, «Как изменилась наша улица, когда выпал снег», «Я помогаю маме мыть посуду» (что происходит с жирной тарелкой, когда на нее попадает моющее средство), «Я помогал дедушке забивать гвозди, в разное дерево гвозди «заходили» по-разному, потому что...» и т. д.
В экспериментальном обучении мы обязательно включали в уроки задания формирующего и развивающего характера. Такая постановка работы детей на уроках и на занятиях спецкурса способствовала повышению уровня их учебной деятельности, вместе с ней и повышается уровень их интеллектуальной культуры.
Для успешного осуществления индивидуально-дифференцированного обучения с целью сформировать у детей интеллектуальную культуру мы сформировали у школьников умения самостоятельной учебной деятельности. Индивидуально-дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения.
Выделяют следующие этапы: изложения новых знаний, умений; закрепления и применения знаний и умений; проверки знаний и умений.
При изучении нового материала, мы, как правило, опирались на: актуализацию уже изученного используя разные формы устного счета, математические диктанты, различный занимательный материал. При этом учитывали уровень подготовки учеников к восприятию нового материала. Учащимся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов, наиболее существенных в пройденном материале. Хотя и медленно, но учебный материал они усвоили прочно, для его восстановления нужен вопрос и напоминание.
Детям, с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания, решения опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментированием. Повторения правил подкреплялись практической работой с объяснением каждого действия. Например, при изучении темы «Умножение двухзначного числа на однозначное», в коллективной беседе повторяется состав числа, название компонентов при умножении и сложении, приемы умножения суммы на число. После этого приемы умножения суммы на число. После этого ученикам более высокого (логического) уровня выполняли задание но учебнику, а первый и второй уровень - по индивидуальным карточкам. При этом дети 1-ого уровня, еще раз повторив нужные определения и правила, самостоятельно работают по карточкам. С остальными еще раз повторяются правило и приемы его использования, чтобы
ученики проанализировали свои действия самостоятельно. При такой организации одновременно формируется произвольное внимание, а неоднократные повторения способствуют прочному запоминанию материала. При объяснении нового материала важным является первичное закрепление. Его мы организовывали преимущественно на репродуктивном уровне. Выявляли группу детей усвоивших тему и давали им задание, далее проводится вторичное объяснение материала, но уже с меньшей группой детей и с меньшей затратой времени. Бывает, что и после вторичного объяснения остаются учащиеся, не усвоившие тему, в таком случае (т. к. таких детей бывает мало) просили проговорить, по рассуждать и выявляем после этого «слабое» место и тут же еще раз даем объяснение ребенку, почему он ошибся. При этом добиваемся усвоения нового материала всеми учащимися, используя различные приемы, варьируя их с учетом индивидуальных особенностей: активных, сильных, привлекаем к выводам; пассивных вызываем для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления; ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами за-поминания и мышления даем возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих учеников и учителя; невнимательных и рассеянных привлекаем к подведению итогов.
Стержнем этапа приема индивидуализации при закреплении и применении знаний и умений является организация самостоятельной работы по группам, которая несет в себе закрепление не только первичное, но и закрепление на продвинутом этапе - тренировочное и творческое.
Тренировочное закрепление имеет цель довести первоначальные знания, умения и навыки до планируемого программой совершенства и прочности. К творческому закреплению мы относим выполнение упражнений творческого характера, решение новых задач, сравнение известных фактов, нахождение общего и различного в них. При этом и первичное, и тренировочное, и творческое закрепление тесно связаны друг с другом, являются продолжением одно другого, дополняют друг друга.
Как и на других этапах процесса, методика закрепления знаний зависит от конкретных задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению школьников данного класса. С этой целью мы использовали индивидуальную систему, т. к. индивидуальные варианты заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания основные и дополнительные, обязательные и по желанию, задания по объему, а также, учитывающие интересы и склонности детей.
Например, на уроках математики варианты заданий по степени трудности различаются, главным образом, характером решения (одним способом, двумя или всеми возможными, выбором рационального из всех известных), сложностью математического материала при вычислениях.
На этапе проверки и оценки знаний и умений важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Это наиболее сложная задача. Для этого мы использовали кружочки трех цветов, символизирующие отметки 3, 4, 5. Каждое выполненное задание на уроке
проверялось и оценивалось с помощью изготовленных кружков. В конце урока ставили итоговую отметку. Помогает проверять правильность выполнения заданий группа детей, названная условно «группой доверия». Состав группы меняется в зависимости от заданий.
Ученики этой группы не только проверяют и оценивают работу товарищей, но и вполне квалифицированно объясняют материал. Нередко в роли «учителя» выступают так называемые «слабые» ученики. Считаем необходимым для учителя использовать в своей работе индивидуально - дифференцированное обучение, так как именно этот метод позволяет адресно решать проблему умственного воспитания и в целом формирование интеллектуальной культуры каждого ученика, успешно продвигать его в зону дальнейшего развития.
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы: в экспериментальном классе количество школьников с высоким уровнем сформированности интеллектуальной культуры увеличилось на 8%, со средним - на 4%, с низким уровнем интеллектуальной культуры уменьшилось на 12%;
в контрольном классе активизация познавательной деятельности школьников, уровни сформированности интеллектуальной культуры остались близко к первоначально выявленным уровням;
учащиеся овладели простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, сформировалось внутреннее побуждение к учению, которое становилось захватывающим процессом познавательной активности школьников;
• значительно обогатился запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения, расширился объём и концентрация внимания.
Библиографический список
1. Абсалямова, А. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников. [Текст] / А. А. Абсалямова - Уфа, 2007.
2. Акимова, М. К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения [Текст] / М. К. Акимова // Вопросы психологии. 2008. - № 4.
3. Артеменко, О. Н., Макадей Л. И. Интеллектуальные игры как фактор развития практического мышления учащихся / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей // Сибирский педагогический журнал. - 2010 - № 5.
4. Кочеткова, И. А. Заданный подход к процессу обучения младших школьников математике [Текст] / И. А. Кочеткова // Сибирский педагогический журнал. -2010,-№8.-С. 341-349.
5. Фарков, А. А. Основные показатели обучаемости учащихся математике [Текст] / А. А. Фарков // Сибирский педагогическмй журнал. - 2010. - № 3. — С. 210-217.
6. Воронова, А. Н. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков [Текст] / А. Н. Воронова //Начальная школа. - 2008 - № 1.
7. Глушков, И. К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий [Текст] / И. К. Глушков // Начальная школа. - 2007. - № 4.
8. Каткова, Э. Н. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач [Текст] / Э. Н. Катков // Начальная школа. - 2005. - № 6.
9. Лазарева, И. Н. Интеллектуально развивающий потенциал технологий активного обучения [Текст] / И. Н. Лазарева // Сибирский педагогический журнал. -2010. -№ 8.
10. Макоев, А. 3. Первое приближение к индивидуализации процесса обучения [Текст] /А. 3. Макоев - Оржоникидзе, 2004.
УДК 502/504:001.92:37.013.3.
Карташова Елена Семеновна
Аспирант кафедры педагогики Национального исследовательского университета «БелГУ», 308031, Белгород
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Kartashova Elena Semyonovna
The post - graduate student of the Pedagogics Chair National scientific university «BelGU», 308031, Belgorod
FORMATION OF SOCIALLY-ECOLOGICAL STABILITY OF THE PERSON OF THE SCHOOLBOY IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE STANDARD RELATION TO ENVIRONMENT
Рассмотрение понятия “социально-экологическая устойчивость личности школьника» потребовало раскрытия сущности понятий «социальный», «экологический», «устойчивость», «устойчивость личности школьников». Остановимся на каждом из них.
Значение слова «социальный» (сущ. социальность) рассматривалось многими философами, педагогами, психологами. С философской точки зрения сущность социального представлена в связи с формами и механизмами его реального существования в окружающей нас действительности. В словаре В.Даля социальность (прил. социальный) трактуется как общественность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданско-