УМАЛАТОВА Зульфия Магомедовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «ДГПУ», г. Махачкала,
ФЕТАЛИЕВА Лаура Платовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «ДГПУ», г. Махачкала,
УРОВНИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация: в статье указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глоба-лизационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Гпобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегаси-стемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества. В статье анализируется инклюзивный аспект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, рассматривают связанный с программой пакет документов, подтверждающих важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования. Также в статье рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивный тренд, инклюзивное образовательное пространство, стратегия, компетентность, компетенция, профессиональные качества, дети с ограниченными возможностями здоровья, правовой аспект, психоло-го-медикосоциальное сопровождение.
UMALATOVA Zulfiya Magomedovna
master of philological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education Dagestan State Pedagogical University", Makhachkala
FETALIEVA Laura Platovna
master of philological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
LEVELS OF GLOBALIZATION IN THE EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Annotation: the article shows the different levels of globalization, considers globalization trends in the development of education and the model of learning with different categories. Global education is treated at different levels - at the level of the global megasystem (planetary), interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional links and international cooperation. The article analyzes the inclusive aspect of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 to ensure the rights of persons with disabilities to inclusive education, consider a package of documents related to the program that confirm the importance of developing the scientific, theoretical, organizational and legal aspects of inclusive education . The article also examines the social and legal aspects of inclusive education.
Key words: inclusive education, inclusive trend, inclusive educational space, strategy, competence, professional qualities, legal aspect, psychological and medical and social support, children with disabilities.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
Важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования подтверждает инклюзивный аспект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование. Одной из отправных точек при подготовке данной Программы стали «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2012 г. В этом документе среди основных тенденций, определяющих в долгосрочной перспективе развитие российской экономики, зафиксировано начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров [1]. В случае, если за прогнозный период численность населения в трудоспособном возрасте может сократиться, то это приведет к снижению численности экономически активного населения. Кроме того, к сокращению предложения трудовых ресурсов, что обострит ситуацию на рынке труда. В числе мер, нивелирования этих негативных эффектов развития экономики, можно назвать вовлечение в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, и создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.
Бесспорно, что данные меры имеют высокую социальную значимость, а доступность качественного образования и вовлечения в профессионально трудовую деятельность большой социальной группы, которую составляют лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая инвалидов, может решить как минимум две важные задачи. Первая из них - развитие человеческого потенциала страны. Вектор реализации данной задачи определен Д.А. Медведевым 22 ноября 2012 г. на совещании по вопросу трудоустройства инвалидов. Председатель Правительства РФ подчеркнул, что сегодня в России около 3,5 млн. людей с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, трудоспособного возраста, но работает из них приблизительно пятая часть. 1 Поэтому вовлечение в занятость неработающих трудоспособных граждан с ОВЗ с учетом их возможностей и способностей становится не только
1 https://www.1tv.ru/news/2012-11-22/79987-dmitriy_medvedev_provel_soveschanie_po_problemam. trudoustroystva_grazhdan_s_ogranichennymi_ vozmozhnostyami (дата обращения: 12.12.2019).
целью, но и ресурсом социально-экономического развития страны на ближайшие годы. Вторая задача связана с личностными смыслами и развитием жизненных перспектив лиц с ОВЗ.
Наряду со стремлением сохранить и преумножить достижения в вопросах обучения и социализации детей и молодежи с ОВЗ в ней достаточно четко прослеживается новый - инклюзивный -тренд в развитии отечественной системы образования [5, с. 59-64].
Инклюзивное образование рассматривается зарубежными экспертами в качестве реформы, направленной на поддержку и поощрение разнообразия среди всех обучающихся [7, с. 59-44]. Его цель - ликвидация социального отчуждения как следствия различного рода негативных отношений и отсутствия должного реагирования на различия по признаку расы, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола, сексуальной ориентации и индивидуальных способностей. Основа инклюзивного подхода - смещение фокуса с ограниченных возможностей ребенка на преодоление барьеров в обществе, препятствующих нормальной жизни ребенка, его доступу к базовым социальным службам. [3;4;6]. Например, за рубежом имеет место значительный вклад инклюзивного образования в развитие инклюзивного общества. В странах Европы, США и других оно осуществляется в рамках формального, неформального обучения, внутри семей и в рамках более широкого сообщества», тем самым играя решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся и в создании более инклюзивных обществ», достижении социального равенства. Вместе с тем, отмечают авторы, за рубежом у детей с ОВЗ по-прежнему велик риск отторжения от школьного образования; одна треть из них не охвачена школьным образованием, констатируют международные эксперты. Применительно к современным российским реалиям инклюзивный подход фокусируется главным образом на проблеме обеспечения доступности и качества образования для лиц с ОВЗ в наименее ограничивающей образовательной среде. В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761 [2] в перечень мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включены законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней; достижение гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
ребенка. Для этого предлагается обеспечить нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования этой социальной группы в случае нарушения права на инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает совместное воспитание и обучение всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка [8].
Нацеленность Программы на обеспечение «учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья и социального положения семьи», требует создания системы поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории обучающихся, в том числе с ОВЗ, и разработки для них ФГОС и примерных основных образовательных программ общего образования. Детям-инвалидам, детям с ОВЗ необходимо предоставить возможность выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекцион-ного) или инклюзивного образования [9, с. 3-6]. Они должны быть обеспечены психолого-медико-социальным сопровождением и поддержкой в профессиональной ориентации. Для этого планируется внедрить эффективные модели финансового обеспечения школ, работающих со сложным контингентом детей, программ дистанционного и инклюзивного образования. В контексте сказанного особенно значимым является включение в основные мероприятия Подпрограммы 2 мероприятия под названием «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»[11]. При его исполнении предполагается обеспечить реализацию мер не только по созданию без барьерной среды обучения, но и по развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей-инвалидов, моделей инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Модели и механизмы инклюзивного образования требуют широкого обсуждения, стандартизации и закрепления в правовое поле федерального уровня с тем, чтобы успешно решить задачи Государствен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
ной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [1].
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками [12, р. 1053-1059]. Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка. Важно отметить, что инклюзивное образование - это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей.
Д.В. Зайцев разделяет понятие инклюзивного образования за счёт процесса «включения» детей инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных[10, с. 320-322] .
Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Это потребует иного подхода к организации обучения, означающий реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
Список литературы:
[1] Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.12.2019).
[2] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.12.2019).
[3] Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование / Вып. 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
[4] Андреев В.Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие. - Тула, 2010. - 57 с.
[5] Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. 2011. № 1. - С. 59-64.
[6] Борисова Н.В., Прушинский С. А. Инклюзивное образование: ключевые понятия. - М.: Владимир: Транзит - Икс, 2009. - 47 с.
[7] Ведихова Д.С. Развитие инклюзивного образования в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (15). - C. 39-44.
[8] Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 285 с.
[9] Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся // Минская школа сегодня. 2008. № 6. - C. 3-6.
[10] Зайцев Д.В. Социальные проблемы образовательной инклюзии детей с ограниченными способностями // Вестник СГТУ. 2011. № 4 (60). Вып. 2. - С. 320-322.
[11] Феталиева Л.П. Достоинства инклюзивного образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия» [отв. ред.: Пилипчук И. Н.]. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 240 с.
[12] Fetalieva L.P., Ramazanova E A. Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education. Humanities & Social
Sciences Reviewse // 2019. V. 7. № 5. - Р. 10531059. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.75140 (дата обращения: 12.12.2019).
Spisok literatury:
[1] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.05.2013 № 792-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody» // Sistema GARANT: http://base.garant.ru (data obrashcheniya: 12.12.2019).
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. №
761
"O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody"// Sistema GARANT: http://base.garant.ru (data obrashcheniya: 12.12.2019).
[3] Alekhina S.V., Semago N.YA., Fadina A.K. Inklyuzivnoe obrazovanie / Vyp. 1. - M.: Centr «SHkol'naya kniga», 2010. - 272 s.
[4] Andreev V.N. Distancionnoe obrazovanie detej-invalidov: zarubezhnyj opyt: uchebnoe posobie. - Tula, 2010. - 57 c.
[5] Belenkova L. YU. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii // Integraciya obrazovaniya. 2011. № 1. - S. 59-64.
[6] Borisova N.V., Prushinskij S. A. Inklyuzivnoe obrazovanie: klyuchevye ponyatiya. - M.: Vladimir: Tranzit - Iks, 2009. - 47 c.
[7] Vedihova D.S. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 2 (15). - C. 39-44.
[8] Ekzhanova E.A. Osnovy integrirovannogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Drofa, 2008. - 285 c.
[9] Zagumennov YU.L. Inklyuzivnoe obrazovanie: sozdanie ravnyh vozmozhnostej dlya vsekh uchashchihsya // Minskaya shkola segodnya. 2008. № 6. - C. 3-6.
[10] Zajcev D.V. Social'nye problemy obrazovatel'noj inklyuzii detej s ogranichennymi sposobnostyami // Vestnik SGTU. 2011. № 4 (60). Vyp. 2. - S. 320-322.
[11] Fetalieva L.P. Dostoinstva inklyuzivnogo obrazovaniya // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy nauki tret'ego tysyacheletiya» [otv. red.: Pilipchuk I. N.]. -Sterlitamak: RIC AMI, 2015. - 240 s.
[12] Fetalieva L.P., Ramazanova E A. Biotechnological competence of a teacher in the conditions of inclusive education. Humanities & Social Sciences Reviewse // 2019. V. 7. № 5. - R. 10531059. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.75140 (data obrashcheniya: 12.12.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019