Научная статья на тему 'Уровни эмоционального интеллекта у профессионалов с разной степенью воцерковленности'

Уровни эмоционального интеллекта у профессионалов с разной степенью воцерковленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / компетенции руководителя / воцерковление / психологические корреляты христианской аскетической практики. / emothional intelligence / leaders’ competences / churching / psychological correlates of Christian ascetic practice.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рязанова Т.Б., Алипова С.Ф.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи между показателями Эмоционального интеллекта (ЭИ) и степенью воцерковленности у взрослых людей. Выборку составили три подгруппы священство, воцерковляющиеся верующие и слабоили совсем не воцерковленные лица (занимающие различные руководящие посты). Гипотеза обоснована соображением о том, что традиция жизни в Православии предполагает высокий уровень внимания к себе и своим эмоциональным переживаниям, взятым под углом зрения правды и неправды своих отношений с Богом и ближним. Было предположено, что величина общего ЭИ, измеряемая тестом, а также показатели отдельных шкал теста должны быть выше у людей воцерковленных, чем у тех, кто живет вне Церкви. Результаты показали, что человек, воцерковленный, участвующий в Богослужениях и Таинствах, имеет более высокие показатели общего эмоционального интеллекта (r=0.47, p<0.01). Также были получены статистически значимые положительные корреляции между степенью воцерковленности и отдельными шкалами ЭИ: способностью человека управлять своими эмоциями, способностью управлять своим поведением (шкала само-мотивации), способностью проявлять эмпатию, оказывать эмоциональную поддержку другому, умением воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Эти способности важны для успешной работы руководителя. Делается вывод, что воцерковление может рассматриваться как значимый путь повышения характеристик ЭИ. Полученные результаты подкрепляют идею возможности и целесообразности создания обучающего курса для отечественных руководителей, включающего практическое ознакомление с опытом само-осознания и управления своими эмоциями и мотивацией, выработанное веками христианской аскетической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional intelligence’ levels in professionals with different measures of churching

The paper presents the results of an empirical study of the relationship between indicators of Emotional intelligence (EQ) and the degree of churching in adults. The sample consisted of three subgroups the priesthood, church-going believers and weakly or not at all church-going persons (holding various leadership positions). The hypothesis was justified by the consideration that the tradition of life in Orthodoxy presupposes a high level of attention to oneself and one's emotional experiences, taken from the point of view of the truth and untruth of one's relationship with God and one's neighbor. It was assumed that the value of the total EQ measured by the test, as well as the indicators of some scales of the test, should be higher in people who are in the Church than in those who live outside the Church. The results showed that a person who is a member of the church, who participates in Divine Services and Sacraments, has higher indicators of general emotional intelligence (r=0.47, p<0.01). Statistically significant positive correlations were also obtained between the degree of churching and individual scales of EI: a person's ability to manage his emotions, the ability to control his behavior (self-motivation scale), the ability to show empathy, provide emotional support to another, the ability to influence the emotional state of other people. These abilities are important for the successful work of a manager. It was concluded that churching can be considered as a significant way to improve the characteristics of EI. The results obtained support the idea of the possibility and expediency of creating a training course for domestic leaders, including practical acquaintance with the experience of self-awareness and management of one's emotions and motivation, developed over centuries of Christian ascetic practice.

Текст научной работы на тему «Уровни эмоционального интеллекта у профессионалов с разной степенью воцерковленности»

DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-3-439-455

EDN: ZBZINF

Уровни эмоционального интеллекта у профессионалов с разной степенью воцерковленности

Т.Б. Рязанова1, С.Ф. Алипова2, 3

1Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University

Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 12705 Russia

e-mail: t-riazanova@yandex.ru

2Российская Академия Народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ

119571, г. Москва, Проспект Вернадского, 82

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Vernadsky av., 82, Moscow 119571 Russia

e-mail: svetlana_alipova@mail.ru

3Московская Духовная Академия

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра

Moscow Theological Academy

Trinity Lavra of St. Sergius, Sergiev Posad, Moscow Region 141300 Russia

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компетенции руководителя, воцерковление, психологические корреляты христианской аскетической практики.

Key words: emothional intelligence, leaders’ competences, churching, psychological correlates of Christian ascetic practice.

Резюме: В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи между показателями Эмоционального интеллекта (ЭИ) и степенью воцерковленности у взрослых людей. Выборку составили три подгруппы - священство, воцерковляющиеся верующие и слабо- или совсем не воцерковленные лица (занимающие различные руководящие посты). Гипотеза обоснована соображением о том, что традиция жизни в Православии предполагает высокий уровень внимания к себе и своим эмоциональным переживаниям, взятым под углом зрения правды и неправды своих отношений с Богом и ближним. Было предположено, что величина общего ЭИ, измеряемая тестом, а также показатели отдельных шкал теста должны быть выше у людей воцерковленных, чем у тех, кто живет вне Церкви.

Результаты показали, что человек, воцерковленный, участвующий в Богослужениях и Таинствах, имеет более высокие показатели общего эмоционального интеллекта (r=0.47, p<0.01). Также были получены статистически значимые положительные корреляции между степенью воцерковленности и отдельными шкалами ЭИ: способностью человека управлять своими эмоциями, способностью управлять своим поведением (шкала само-мотивации), способностью проявлять эмпатию, оказывать эмоциональную поддержку другому, умением воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Эти способности важны для успешной работы руководителя.

Делается вывод, что воцерковление может рассматриваться как значимый путь повышения характеристик ЭИ. Полученные результаты подкрепляют идею возможности и целесообразности создания обучающего курса для отечественных руководителей, включающего практическое ознакомление с опытом само-осознания и управления своими эмоциями и мотивацией, выработанное веками христианской аскетической практики.

Abstract: The paper presents the results of an empirical study of the relationship between indicators of Emotional intelligence (EQ) and the degree of churching in adults. The sample consisted of three subgroups - the priesthood, church-going believers and weakly or not at all church-going persons (holding various leadership positions). The hypothesis was justified by the consideration that the tradition of life in Orthodoxy presupposes a high level of attention to oneself and one's emotional experiences, taken from the point of view of the truth and untruth of one's relationship with God and one's neighbor. It was assumed that the value of the total EQ measured by the test, as well as the indicators of some scales of the test, should be higher in people who are in the Church than in those who live outside the Church.

The results showed that a person who is a member of the church, who participates in Divine Services and Sacraments, has higher indicators of general emotional intelligence (r=0.47, p<0.01). Statistically significant positive correlations were also obtained between the degree of churching and individual scales of EI: a person's ability to manage his emotions, the ability to control his behavior (self-motivation scale), the ability to show empathy, provide emotional support to another, the ability to influence the emotional state of other people. These abilities are important for the successful work of a manager.

It was concluded that churching can be considered as a significant way to improve the characteristics of EI. The results obtained support the idea of the possibility and expediency of creating a training course for domestic leaders, including practical acquaintance with the experience of self-awareness and management of one's emotions and motivation, developed over centuries of Christian ascetic practice.

[Riazanova T.B., Alipova S.F. Emothional intelligence’ levels in professionals with different measures of churching]

Перестройка, объявленная в Советском Союзе в 80-е годы, закончилась не только распадом страны в 1991 году, но и развалом плановой экономики. Правительство начало осуществлять переход к новой, рыночной экономике, программа построения которой была разработана западными экономистами совместно с командой Егора Гайдара.

Необходимы были управленческие кадры, которые могли бы быстро адаптироваться в условиях неизвестности. Их нужно было обучать с нуля, и появилось бизнес-образование. Первые бизнес-школы открылись на базе АНХ при Правительстве РФ. Практиковались новые жанры образования, программы МВА, DBA, тренинги, интерактивные семинары.

Программы МВА были скопированы с американских и западноевропейских образцов, при этом дисциплина «Эмоциональный интеллект» заняла значительное место в общей программе обучения руководителей. Это было обосновано целым рядом исследований историй жизни успешных людей, проведенных в 1990-х в Америке и Европе. Оказалось, что секрет успеха лидеров бизнеса заключался не в их интеллектуальном коэффициенте (IQ), который не был очень высоким. Он скрывался в ярко выраженной способности этих людей налаживать связи и контакты, вызывать симпатию и доверие. Так в организационной психологии появился еще один критерий оценки эффективности руководителя - эмоциональный интеллект (EQ - далее ЭИ). И сразу возникал вопрос: а можно ли этому научить?

В работах теоретиков, разрабатывавших с конца 1980-х годов психологическую концепцию «Эмоциональный интеллект», выделялись различные грани ЭИ, строились разные модели. Они опирались на ранее созданные комплексные теории интеллекта, такие как триархическая концепция Роберта Стернберга, модель множественного интеллекта Говарда Гарднера и развивались, в значительной степени, «под эгидой» этих авторов.

Модель Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (Mayer et al, 2000) включала способности к идентификации и выражению эмоций, способность к регуляции эмоций и использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Модель Д. Гоулмана (2011) выделяла четыре грани ЭИ: самоосознание, самоконтроль, социальную чуткость (эмпатию), управление отношениями; при этом центром, основой ЭИ виделось самосознание. М. Кэ де Ври (2007) предложил три компонента эмоционального интеллекта: способность активно слушать, «читать» невербальную информацию и коммуникацию, адаптироваться к широкому спектру эмоций. Современные практически ориентированные исследователи обобщили множество моделей и определений этого понятия так: «эмоциональный интеллект - это способность понимать эмоции и управлять ими на основе интеллектуальных процессов» (Авраменко, Наумова, 2013: 90). На наш взгляд, очень важен именно отмеченный когнитивный акцент в понимании ЭИ.

В практическом приложении ЭИ - это понимание и управление эмоциями своими и других людей с целью повышения эффективности деятельности, в частности, бизнеса.

В образовательные практики западных тренингов и программ под названием «Эмоциональный интеллект» были внедрены разного рода техники управления своими и чужими эмоциями и их распознавания, духовные практики, приспособленные для повышения стрессоустойчивости (медитация, йога) и др. разработки. Всему этому начали учить и российских руководителей. Компаниям и организациям это стоило больших денег. Образовательный бизнес заработал.

Оценка эффективности внедрения этих практик, рассчитанных на ментальность «среднего» представителя западной культуры, в отечественное бизнес-образование, по-видимому, станет делом недалекого будущего. Однако важно учитывать, что менталитет российского человека существенно отличается от менталитета среднего западноевропейского или американского работника. Глубинные религиозно-культурные основания этих различий сформулированы в ряде богословских работ. Например, митрополит Иерофей (Влахос) отмечает, что «…западный персонализм, в основном методом философских рассуждений и психоанализа [здесь и далее курсив наш], рассматривает человеческую личность .., соединяя лицо со способностью к логическому мышлению и самосознанию, а православный взгляд на лицо находит свое выражение и существует через православное святоотеческое учение, он изложен в догмате об отношении Лиц Св. Троицы, в практике духовного бодрствования, в очищении сердца, просвещении ума и обожении человека» (Иерофей, митр., 2009: 101). Данный автор рассматривает западный персонализм и православное учение о лице как «… два великих течения, во многом отражающих разницу между восточной и западной традициями» (там же).

Эти различия проявляются в менталитете на самых разных уровнях его рассмотрения, в том числе на политическом. В связи с этим уместно вспомнить яркую фразу наставника российских «реформаторов» Джеффри Сакса, который в 1998 году признался: «Мы положили больного (Россию) на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, а у него оказалась другая анатомия». Эта «другая анатомия», безусловно, тесно связана с российским менталитетом, опирающимся на тысячелетнюю православную традицию и многовековой религиозно-ориентированный уклад российской жизни, который, как показывают социально-психологические и культурологические исследования, не был до конца искоренен революцией и последующим советским периодом общественной жизни (Воловикова, 2005, 2015).

Через 22 года после приведенных слов Джеффри Сакса, констатировавших неуспех перестройки нашей страны по западному образцу, в 2020 году были внесены поправки в Конституцию, было подчеркнуто, что Российская Федерация объединена «тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». (Ст. 67.2). Эти поправки символизируют важный поворот в деле государственного строительства и дают возможность построения новых перспектив обучения деловых людей и задействования в этом процессе основ российского менталитета, опирающегося на древнюю христианскую традицию понимания человека, его деятельности и общения с другими людьми, сохраненную в Православии.

Нами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ) и степенью воцерковленности. Гипотеза была обоснована следующими соображениями. Традиция жизни в Православии предполагает высокий уровень внимания к себе и своим эмоциональным переживаниям. Это, например, само-осознание, под углом зрения правды и неправды своих отношений с Богом и ближним, понимание своей мотивации, эмоциональных переживаний и управление ими с целью искоренения тех, что ведут к духовно-нравственным нарушениям и укреплению тех, что ведут к истинному благу, в соответствии с Заповедями. (Литература вопроса огромна: напр., «О внимании и молитве, 1900; Григорий Палама, прп.,1995; Иоанн Синайский, прп., 2020; Платон (Игумнов), арх.,2008).

Таким образом, опыт христианской жизни должен быть связан с характеристиками, которые включены в концепцию эмоционального интеллекта. (Необходимо отметить, однако, что названия характеристик могут совпадать, хотя психологическое и духовное их наполнение может быть разным, что требует отдельного исследования. Например, само-осознание эмоций в моделях ЭИ подразумевает, прежде всего, безоценочную констатацию наличия у себя того или иного эмоционального переживания. Т.е., это, скорее, некоторая когниция, взятая безотносительно к включению этого переживания в контекст личных отношений человека с ближним, а для верующего - и с Богом).

Гипотеза заключалась в следующем: величина ЭИ, измеряемая методом тестирования, а также, вероятно, и показатели некоторых шкал теста ЭИ должны быть выше у людей воцерковленных, то есть, живущих церковной жизнью, участвующих в Таинствах, чем у тех, кто живет вне Церкви.

Выборка исследования составила 32 человека, среди них, примерно в равных пропорциях были руководители среднего и высшего звена (слушатели курсов повышения квалификации), взрослые студенты, обучающиеся на высших Богословских курсах и имеющие различные мирские профессии (менеджер, юрист, преподаватель, тренер и др.) и служители Церкви (в основном священники, также в эту подвыборку включена монахиня со значительным стажем монастырской жизни). Средний возраст по всей выборке составил 43 года. Измерение уровня ЭИ проведено по широко известной методике Н. Холла (сайт psylab.info), уровня воцерковленности - по данным авторской анкеты (автор - С.Ф. Алипова), вопросы которой были направлены на выявление глубины практического погружения в православную традицию. Результат опроса по анкете выражен в процентах (100% - максимальная степень воцерковленности).

Характеристики исследованной выборки представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Характеристики исследованной выборки

Подвыборки: Число респондентов Из них:

Муж. Жен. Средний возраст Степень воцерко

вления

Служители Церкви 7 6 1 44,5 100

Воцерковляющиеся 16 4 12 42 72,2

Руководители 9 2 7 42,3 3,3

Всего: 32 12 20 43 58,5

По данным Таблицы 1 видно, что средние возрасты респондентов по подвыборкам практически совпадают. Это дает возможность не рассматривать при анализе данных вопрос о возможном влиянии возраста и жизненного опыта респондентов на исследуемые различия в показателях ЭИ. Половой состав респондентов неравномерный: в подвыборке служителей Церкви преобладают мужчины (поскольку подавляющее большинство - священники); подвыборки воцерковляющихся и руководителей вполне сопоставимы по половому составу, в них около двух третей составляют женщины, треть - мужчины. Исследованные подвыборки контрастны по оценкам степени воцерковленности.

Для удобства понимания полученных результатов приводим названия пяти шкал теста ЭИ Н. Холла и их краткую интерпретацию.

1. Эмоциональная осведомленность - осознание и понимание своих эмоций, связанное с постоянным пополнением собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.

2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость (неригиднось эмоций, отсутствие эмоционального «застревания»), другими словами, способность произвольного управления своими эмоциями

3. Самомотивация - управление своим поведением в различных ситуациях, опирающееся на управление эмоциями.

4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам и интонациям речи, позе.

5. Управление эмоциями других людей - распознавание эмоций других и умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей (сайт psylab.info).

Результаты исследования были обработаны с применением корреляционного анализа по Ч. Спирмену. Полученные коэффициенты корреляции представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Коэффициенты корреляции между показателями Эмоционального интеллекта и степенью воцерковленности респондентов. (В графах таблицы: ОЭИ - общий показатель теста Н. Холла, Общий эмоциональный интеллект. Шкалы теста: 1. Осведомленность, 2. Управление своими эмоциями, 3. Самомотивация, 4. Эмпатия, 5. Управление эмоциями других).

ОЭИ 1.Осведомл 2.Упр.св.Э 3.С-мотив 4.Эмпатия 5.Упр.Э.др.

Коэффициент корреляции Спирмена

0,47

0,24

0,45

0,38

0,36

0,48

Статистическая

значимость

0,007

0,20

0,01

0,04

0.04

0,005

При оценке корреляций был принят стандартный уровень значимости p (статистическая оценка вероятности ошибки): при p<0,05 выявленная взаимосвязь считается статистически значимой. Значимые корреляции в Таблице выделены жирным шрифтом.

Анализ данных Таблицы 2 показывает, что имеется статистически значимая взаимосвязь между показателем общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) по тесту Н. Холла и степенью воцерковленности респондентов: чем выше степень воцерковления, тем выше величина общего показателя ЭИ и наоборот (r=0.47, p<0.01).

По отдельным шкалам теста ЭИ получены следующие данные: по всем шкалам, кроме первой (осведомленности), получены высокозначимые прямые корреляции: чем выше степень воцерковленности, тем выше способность человека управлять своими эмоциями (r=0.45, p<0.01), управлять своим поведением (само-мотивация: r=0.38, p<0.04), выше способность проявлять эмпатию, участие, оказывать эмоциональную поддержку другому (r=0.36, p<0.04), умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей (r=0.48, p<0.005).

Взаимосвязь между степенью воцерковленности и осведомленностью о собственном эмоциональном состоянии (шкала 1) не достигла стандартного уровня статистической значимости, она может быть охарактеризована как слабоположительная корреляционная тенденция (p<0.2). Можно предположить, что показатель этой школы относится к наиболее «эгоцентрически ориентированным» характеристикам из тех, что включены в измерения теста Н. Холла, а жизнь в Церкви предполагает в большей мере обращенность к другим людям, к отношениям. Однако, это предположение можно рассматривать как предварительное, оно нуждается в дальнейшей проверке.

Кроме подсчета корреляций по всей выборке был проведен анализ частоты встречаемости категорий ЭИ, определяемых в тесте Холла - высокий, средний низкий ЭИ - в зависимости от принадлежности респондента к подвыборке по степени воцерковленности.

Полученные результаты по показателю Общий ЭИ представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Диаграмма частоты встречаемости показателя высокого (светлая часть столбика, среднего (фиолетовая часть столбика) и низкого (серо-голубая часть столбика) Общего ЭИ в подвыборках исследования, различающихся по степени воцерковленности).

Рисунок 2. Диаграмма частоты встречаемости высокого, среднего и низкого показателя шкалы Управления своими эмоциями в подвыборках исследования, различающихся по степени воцерковленности.

Кроме того, что представленные на Рисунке 1 данные иллюстрируют, другим способом, описанную выше значимую корреляцию, они показывают, что среди глубоко воцерковленных респондентов (подвыборка «священство») отсутствуют показатели Общего ЭИ, которые категоризуются в тесте как низкие. В то же время, в подвыборке невоцерковленных респондентов отсутствуют показатели ОЭИ, категоризуемые как высокие, большая часть показателей - низкие.

Был проведен такой же анализ по отдельным шкалам теста ЭИ.

На Рисунке 2 представлена накопительная диаграмма показателя теста Холла по шкале Управление своими эмоциями.

Рассмотрение диаграмм на Рисунке 2 показывает реальную трудность задачи управления своими эмоциями - проблемы, с которой, видимо, сталкивался почти каждый человек в своей жизни. Даже среди максимально воцерковленных респондентов отмечается некоторый процент низкого уровня развития этой способности. Однако, самое неблагоприятное состояние по этому показателю наблюдается в подвыборке невоцерковленных респондентов: здесь процент наличия низкого уровня управления своими эмоциями самый значительный.

На Рисунке 3 представлена накопительная диаграмма показателя теста Н. Холла по шкале Самомотивации.

Шкала Самомотивации (Рис. 3) характеризует способность управления своим поведением в различных ситуациях, опирающуюся на управление эмоциями. При сравнении данных Рисунка 3 с данными Рисунка 2 можно видеть, что показатели здесь несколько более благоприятные: низких показателей меньше во всех трех подвыборках, выше частота встречаемости средних показателей, особенно в группах воцерковляющихся и невоцерковленных. В подвыборке воцерковленных («священство») заметно выше частота высокого показателя по шкале самомотивации по сравнению с показателями по шкале управления своими эмоциями, но и здесь присутствует небольшой процент категории «низкая самомотивация». Более благоприятную картину по самомотивации по сравнению с управлением своими эмоциями, вероятно, можно отнести за счет того, что навыки поведенческого сдерживания прививаются, как правило, с раннего детства, что, видимо, в нашей светской культуре, почти не делается по отношению к навыкам управления своими эмоциональными состояниями.

Рисунок 3. Диаграмма частоты встречаемости высокого, среднего и низкого показателя шкалы Самомотивации в подвыборках исследования, различающихся по степени воцерковленности.

Рисунок 4. Диаграмма частоты встречаемости высокого, среднего и низкого показателя шкалы Эмпатии в подвыборках исследования, различающихся по степени воцерковленности.

На Рисунке 4 - накопительная диаграмма по шкале Эмпатии.

Данные по шкале Эмпатии, представленные на Рисунке 4, дают, на наш взгляд, пищу для интересного наблюдения. В подвыборке глубоко воцерковленных респондентов низкий показатель по этой шкале не встречается. В то же время, в подвыборке воцерковляющихся показатель высокой эмпатии присутствует в большем проценте случаев, чем в подгруппе «священство». Низкий уровень показателя Эмпатии в подвыборках воцерковляющихся и невоцерковленных одинаков и составляет меньше трети состава подгрупп, но высокий уровень эмпатии среди невоцерковленных весьма редок. Данные хорошо иллюстрируют вышеописанную значимую корреляцию.

Однако хочется вернуться к некоторому контрасту данных подгруппы «священство» и подгруппы воцерковляющихся респондентов. В этой последней группе процент высокого уровня эмпатии немного выше. Можно ли здесь предположить какую-то закономерность (не взирая на небольшое количество наблюдений)? В практической психологии давно отмечено, что чрезмерное проявление эмпатии, вчувствования в эмоциональные переживания другого человека, особенно негативные, может нести в себе опасность заражения отрицательными эмоциями. Это давно известная проблема в светской психотерапии: светским психотерапевтам нередко приходится самим обращаться за психологической помощью из-за чрезмерного погружения в негативные переживания клиентов/пациентов. В православно-ориентированном диалогическом подходе, разработанном Т.А. Флоренской (1991, 2009), этот вопрос обсуждается в рамках принципов духовно-ориентированного диалога, в частности, принципа доминанты на Собеседнике и вненаходимости, которые, в идеале, должны находиться в состоянии равновесия (Флоренская, 2009: 409-412). Эти принципы должны дать альтернативу эмпатии как вчувствованию, сопряженному с возможными рисками, и задают, одной стороны, важные правила гигиены общения, а с другой - дают возможность максимально объективного и духовно-трезвенного взгляда на ту ситуацию, о которой идет речь в диалоге с человеком или группой людей. По-видимому, этому, в числе много прочего, учится будущий священник в процессе своей подготовки к служению, а также в процессе самого служения и общения с прихожанами.

На Рисунке 5 представлена накопительная диаграмма по последней шкале текста ЭИ - шкале Управления эмоциями других людей.

Рисунок 5. Диаграмма частоты встречаемости высокого, среднего и низкого показателя шкалы Управления эмоциями других людей в подвыборках исследования, различающихся по степени воцерковленности.

На диаграмме Рисунка 5 видно, что в подвыборке «священство» не наблюдается низких оценок по школе Управления эмоциями других людей, в то время как в подвыборке невоцерковленных респондентов таких показателей существенно больше половины. По представленности высоких показателей картина обратная: высоких показателей в подгруппе «священство» большинство, а в подгруппе невоцерковленных это единичное наблюдение. Данные подгруппы воцерковляющихся занимают промежуточное положение. Диаграмма довольно ярко иллюстрирует полученную значимую корреляцию, а также то, что практическое знакомство с христианской аскетической традицией указывает значимый путь к повышению этого показателя, который, в свою очередь, можно понимать как существенную часть коммуникативных компетенций руководителя.

Выводы

Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Результаты исследования показывают, что человек, живущий в лоне Церкви, воцерковленный, участвующий в Богослужениях и Таинствах, имеет более высокие показатели общего эмоционального интеллекта. Степень воцерковления позитивно статистически значимо связана с показателем Общего Эмоционального интеллекта (r=0.47, p<0.01): чем выше степень воцерковления, тем выше величина ОЭИ и наоборот.

2. Были получены статистически значимые корреляции между степенью воцерковленности и отдельными шкалами (аспектами) Эмоционального инеллекта. Чем выше степень воцерковленности, тем выше:

• способность человека управлять своими эмоциями (r=0.45, p<0.01),

• способность управлять своим поведением (само-мотивация: r=0.38, p<0.04),

• способность проявлять эмпатию, участие, оказывать эмоциональную поддержку другому человеку (r=0.36, p<0.04),

• умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей (r=0.48, p<0.005).

Таким образом, воцерковление может рассматриваться как значимый путь повышения характеристик эмоционального интеллекта. Полученные результаты подкрепляют идею возможности и целесообразности создания обучающего курса «Эмоциональный интеллект руководителя» (вероятно, лучше продумать другое название такого курса), основанного на введении в традицию Православия через практическое ознакомление с опытом самоосознания, и управления своими эмоциями и мотивацией, выработанное веками христианской аскетической практики.

Кроме указанного «психотехнического» аспекта важнейшей здесь будет являться ценностная и мировоззренческая перспектива такой работы, помощь в становлении здоровой и правильной иерархии ценностей, увязанной с основаниями Российского менталитета, которая поможет руководителю лучше сознавать свою ответственность, совершенствовать зрелость своей личности и более осмысленно нести бремя власти.

Благодарность. Авторы выражают признательность Татьяне Зенченко за помощь, оказанную при анализе данных и построении диаграмм.

ЛИТЕРАТУРА

Авраменко В.Г., Наумова Д.В. 2013. Роль эмоционального интеллекта в разрешении организационных конфликтов. - В сб.: Социально-экономические и психологические проблемы управления. - В сб.: Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете. Под общей редакцией М.Г. Ковтунович. М.: Изд-во МГППУ. С. 90-100.

Воловикова М.И. 2005. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете. М.: Изд-во ИП РАН. 332 c.

Воловикова М.И. 2015. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале. - В сб.: Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы. СПб.: Алетейя. С. 151-165.

Гоулман Д. 2009. Эмоциональный интеллект. М.:ACT. 478 c.

Григорий Палама, прп. 1995. Триады в защиту священно-безмолвствующих: [Перевод]; [Послесл. В. Вениаминова, с. 344-381]. М.: Канон. 380,[3] с. - (История христианской мысли в памятниках).

Иерофей (Влахос), митрополит Навпактский и Св. Власия. 2009. Персонализм и лицо. - В журн.: Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Богословие. Философия. М., Изд-во ПСТГУ. С. 95-101.

Иоанн Синайский, прп. 2020. Лествица. М.: Подворье ТС Лавры. 448 c.

Конституция Российской Федерации. 2020 [Электронный ресурс]. - URL: www.pravo.gov.ru

Кэ де Ври М. 2007. Мистика лидерства - развитие эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс. 276 С.

О внимании и молитве. 1900. - Добротолюбие. 2 е изд. Т. 5. М. С.436-439.

Платон (Игумнов), Архимандрит. 2008. Нравственное Богословие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии. 528 с.

Тест эмоционального интеллекта Н. Холла [Электронный ресурс]. - URL: www.psylab.info. (Энциклопедия психодиагностики)

Флоренская Т.А. 1991. Диалог в практической психологии М.: Изд-во ИП АН СССР. 244 с.

Флоренская Т.А. 2009. Диалоги о воспитании и здоровье. Духовно-ориентированная психотерапия. - В кн.: Мир дома твоего. М.: Русский Хронограф. С. 247-438.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. 2000. Models of Emotional Intelligence. - In: Handbook of Intelligence. Еd. by R. Stenberg. Cambridge University Press. Chapter 18. pp. 396-420.

Поступила / Received: 10.06.2022

Принята / Accepted: 05.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.