Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 12PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Свило Я.В. Эмоциональный интеллект как социально-психологический ресурс личности подростков, проживающих в сельской местности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Svilo Ya.V. (2020). Emotional intelligence as a socio-psychological resource of the personality of adolescents living in rural areas. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31
Свило Янина Владимировна
УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», Гомель, Республика Беларусь
Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: [email protected]
Эмоциональный интеллект как социально-психологический ресурс личности подростков, проживающих в сельской местности
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие эмоционального интеллекта. Приводятся определения данного понятия, данные различными авторами ранее. Аргументируется отнесение эмоционального интеллекта к социально-психологическим ресурсам личности, поскольку он формируется в социуме и окружающие оказывают непосредственное влияние на его развитие. В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта на выборке подростков, проживающих в сельской местности. Всего в исследовании приняло участие 55 подростков, диагностика проводилась с помощью методики оценки «Эмоционального интеллекта» Н. Холла. Анализируются показатели по каждой из 5 шкал, предложенных авторам методики («эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей»), а также интегративный уровень по методики в целом. Данное исследование показало, что у большинства подростков из сельской местности низкий уровень эмоционального интеллекта, как в целом по данной методики, так и отдельно по каждой шкале. Соответственно, они плохо распознают свои эмоции и эмоции окружающих, не могут контролировать свои эмоции и управлять ими. У них отмечаются проблемы в построении взаимоотношений, в общении с другими людьми. Они не склонны к анализу своих эмоций, размышлениям. У них снижен уровень эмпатии, они также нетерпимы к недостаткам окружающим. Подчеркивается необходимость дальнейшего проведения исследования данной проблемы, а также проведения сравнительного анализа эмоционального интеллекта подростков, проживающих в сельской местности и подростков, проживающих в городской местности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; социально-психологические ресурсы; эмоции; самомотивация; эмпатия; подростковый возраст
https:// mir-nauki. com
Введение
Изучению ресурсов личности уделяется большое внимание в современной психологии. Переоценить их роль в жизни человека невозможно, ведь ресурсы это все то, что помогает человеку преодолевать затруднительные ситуации, находить выход из них. В подростковом возрасте это особенно актуально, поскольку этот возраст сопровождается интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Что, в свою очередь, оказывает огромное влияние на неокрепшую психику подростка. Важность эмоций также не следует игнорировать. Ведь для успешного функционирования в обществе личности важно правильно понимать свои эмоции и окружающих, а также соответствующе на них реагировать и управлять ими.
В современных исследованиях отмечается два направления. В первом эмоциональный интеллект рассматривается как набор навыков, формируемых в процессе взаимодействия с обществом, во втором подчеркивается важность врожденных способностей личности [1].
Согласно модели эмоционального интеллекта Барона и социальным аспектам интеллекта, эмоциональный интеллект включает в себя способности или навыки, связанные с пониманием себя и других людей, особенностями взаимоотношений с окружающими, адаптацией к требованиям окружающей среды и управлением эмоциями. Бар-Он рассматривает эмоциональный интеллект как набор навыков, которые влияют на способность успешно справляться с требованиями окружающей среды и ее давлением [2].
Отмечается, что процесс эмоционального развития вызывает важные изменения во всех способностях, которые являются частью эмоционального интеллекта. Многие авторы подчеркивают изменение и развитие эмоционального интеллекта по мере взросления личности [3]. Также отмечается зависимость уровня эмоционального интеллекта от пола. Так, у женщин его уровень выше, чем у представителей мужского пола [4], что только усиливает стереотип, который указывает на то, что женщины более «эмоциональны», чем мужчины. Также в исследованиях подчеркивается зависимость эмоционального интеллекта от культуры (культурной группы) [5]. Поскольку, культура несет в себе многочисленные различия в модели образования и передаваемые ценности, элементы, которые связаны с эмоциональной эффективностью. На эмоциональный интеллект также оказывает влияние социально-экономический и культурный статус [6]. У людей, имеющих более высокий социальный статус, как правило, более высокие эмоциональные способности.
Важность эмоциональных навыков подчеркивается и для повышения учебной успеваемости. Эта раскрывается в результатах многочисленных исследований, в которых демонстрируется прямо пропорциональная связь между уровнем эмоционального интеллекта и успеваемостью [7]. Эмоциональные навыки при этом могут выступать и в качестве фактора уязвимости, отрицательно влияя на учащихся не только внутри, но и вне школьных ситуаций, учитывая, что эти навыки тесно связаны с успеваемостью (Gutiérrez and Expósito, 2015).
Ранее Л.С. Выготский выявил взаимосвязь между эмоциями человека и его мышлением, отмечая, что «мышление возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней». Задолго до зарубежных авторов он указал на совместную работу интеллектуальных и эмоционально-волевых сфер личности человека по обеспечению успешного функционирования и адаптации человека в окружающей среде [8].
В литературе подростковый возраст рассматривается как период, в который межличностное общение выходит на первый план и приобретает статус ведущего типа деятельности. Эффективная реализация всех составляющих общения (коммуникации, интеракции, перцепции) в значительной мере базируется на эмоциональном интеллекте, то есть на способности человека осознавать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции
https:// mir-nauki. com
другого человека, включать эту информацию в общий контекст межличностного взаимодействия. В целом, эмоциональный интеллект начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, но особую важность он приобретает в подростковом возрасте [9].
Иванова Е.С. в своем исследовании также подтверждает, что когнитивный компонент влияет на развитие эмоционального интеллекта подростка. Однако, это происходит опосредованно - через вклад в способность дифференцировать собственные переживания, осознавать их. Только после этого происходит смещение фокуса внимания на переживания других людей. Также подтверждается на подростках половые различия, описанные у взрослых - в подростковом возрасте девушки более осведомлены о разнообразных чувствах, более склонны их проговаривать, вербально фиксировать, а также ориентируются на внешний, экспрессивный компонент в понимании эмоций партнера по общению. Тем не менее они, как и юноши, испытывают затруднения с саморегуляцией и управлением своей экспрессией и переживаниями другого человека, с которым находятся в непосредственном контакте [10].
Кандидат психологических наук Давыдова Ю.В. в своих работах отмечает, что в младшем подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет ряд связей с социальным интеллектом. В качестве объединяющих категорий выступают «общение», «познание» (понимание) и «деятельность» [11].
В современной психологии существуют исследования, в которых эмоциональный интеллект относят к личностным ресурсам. Однако, необходимо отметить, что эмоциональный интеллект личности формируется в социуме. Только во взаимоотношениях с окружающими людьми, личность может научиться распознавать эмоции других, а также понимать свои эмоции и адекватно ситуации их проявлять. Ведущая роль в формировании эмоционального интеллекта ребенка, естественно, принадлежит родителям и другим значимым людям. Таким образом, отнесение эмоционального интеллекта к социально-психологическим ресурсам, является, на наш взгляд, более рациональным.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст - это период роста и развития человека, следующий после детства, а также длящийся до достижения зрелого возраста; это возраст с 10 лет до 19 лет1.
Цель исследования: выявить уровень развития эмоционального интеллекта как одного из социально-психологических ресурсов подростков, проживающих в сельской местности.
В исследовании приняли участие 55 подростков в возрасте 10-17 лет. Это учащиеся 5-11 классов сельской средней общеобразовательной школы.
Диагностика эмоционального интеллекта проводилась с помощью методики оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла (опросник ЕQ) [12]. Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. В ней содержится 30 утверждений и 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, мотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
1 URL: https://www.who.int/maternal child adolescent/topics/adolescence/dev/ru/. Страница 3 из 7
Методы исследования
12PSMN620
https:// mir-nauki. com
Результаты исследования
В результате исследования было выявлено, что у подростков, проживающих в сельской местности, в целом, отмечается низкий уровень развития эмоционального интеллекта.
По шкале «Эмоциональная осведомленность» у 56 % учащихся отмечается низкий уровень, у 25 % - средний уровень, у 23,6 % - высокий. Эмоциональная осведомленность проявляется в узнавании и понимании своих эмоций. Таким образом, при низком уровне эмоциональной осведомленности, подростки из сельской местности недостаточно хорошо понимают какие чувства они переживают и какие события их вызывают, они не склонны к анализу своих эмоций, размышлениям. Низкая эмоциональная осведомленность может быть одним из симптомов алекситимии. Алекситимию часто описывают как сложность в понимании эмоций и чувств, как своих, так и других, невозможность отмечать видимые симптомы в поведении, указывающие на изменение эмоций окружающих людей, а также в невозможность назвать свои чувства.
По шкале «Управление своими эмоциями» низкий уровень отмечается у 63,6 % учащихся, средний уровень у 20 %, а низкий уровень у 16,4 % подростков. Данная шкала включает в себя умения сдерживать свои эмоции и переживания, в том числе негативные. Соответственно, у большинства учащихся сельской школы недостаточно развито умение контролировать свои эмоции. Они недостаточно тактичны, ответственны, не умеют признавать свои ошибки. Что часто может приводить к возникновению конфликтных ситуаций, в силу нетерпимости к мнениям, идеям, ценностям других людей, которые расходятся с их позицией. Также низкие показатели по данной шкале могут приводить к тому, что негативные эмоции, с которыми подросток не смог совладать, будут препятствовать достижению высоких результатов и поставленных целей.
По шкале «Самомотивация» результаты распределились следующим образом: низкий уровень у 47,3 % опрошенных, средний уровень у 27,3 %, высокий уровень у 25,4 %. Таким образом, подростки, проживающие в сельской местности, характеризуются отсутствием ориентации на результат, они не ищут наиболее эффективные способы достижения цели. Они плохо работают в группе, не стремятся прикладывать усилия ради общего блага. Самомотивация непосредственно связана с чувством удовлетворения, поскольку достижение цели, которую человек ставит перед собой, способствует чувству удовлетворения.
По шкале «Эмпатия» у 47,3 % отмечается низкий уровень, у 23,6 % средний уровень, у 29,1 % высокий уровень развития. Под эмпатией понимается способность индивида понимать эмоции и чувства других людей. У тех, у кого эмпатия развита слабо, отмечается незаинтересованность окружающими людьми, они невнимательны к словам собеседника, его жестам и мимике, плохо понимают его эмоции и желания. Также они нетерпимы к недостаткам окружающим. Таким образом, для подростков из сельской местности характерна сосредоточенность на себе, своих чувствах, эмоциях, желаниях. Им сложно понять эмоции окружающих людей, в связи с чем они имеют трудности в общении.
По шкале «Распознавание эмоций других людей» низкий уровень отмечается у 47,3 % учащихся, средний уровень у 29,1 % опрошенных, высокий уровень у 23,6 %. В этой шкале рассматривается умение распознавать эмоции окружающих, способность оказывать влияние на эмоциональное состояние других людей. Однако, у большинства подростков, обучающихся в сельской школе, данные способности развиты недостаточно. Соответственно, подростки, проживающие в сельской местности, не понимают эмоции окружающих людей, что приводит к тому, что они менее склонны к сопереживаю другим. Низкие показатели по шкале «распознавание эмоций других людей» приводит и к тому, что у данных подростков отмечается и низкий уровень эмпатии.
Для удобства анализа и сравнения все данные по шкалам представлены в виде диаграммы (рисунок 1).
70%
Эмоциональная Управление своими Самомотивация Эмпатия Распознавание
осведомленность эмоциями эмоций других
людей
■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень
Рисунок 1. Распределение результатов по шкалам (составлено автором)
Анализируя интегративный уровень развития эмоционального интеллекта у подростков, проживающих в сельской местности, стоит отметить, что у большинства опрошенный (54,6 %) низкий уровень, у 34,5 % средний уровень, и только у 10,9 % опрошенных высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Это свидетельствует о том, что для подростков из сельской местности, в целом, характерен низкий уровень эмоционального интеллекта, что может проявляться низкой способностью к понимаю своих переживаний, чувств и эмоций, а также эмоций других людей, недостаточным контролем своих эмоций и их проявлений.
Однако, стоит отметить, что эмоциональный интеллект можно развить и повысить его уровень. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению взаимоотношений с окружающими людьми, более высокому уровню удовлетворенности жизнью, лучшей адаптацией к среде, достижению более высоких результатов.
Выводы
Таким образом, можно отметить, что для большинства подростков, проживающих в сельской местности, характерны низкие показатели по всем шкалам, а также по интегративному уровню развития эмоционального интеллекта. Соответственно, они плохо распознают свои эмоции и эмоции окружающих, не могут контролировать свои эмоции и управлять ими. У них отмечаются проблемы в построении взаимоотношений, в общении с другими людьми. Поскольку они плохо распознают эмоции людей и соответственно не могут среагировать на них адекватно и вовремя. Это препятствует достижению личностью поставленных целей, так как им сложно работать вместе с другими, просить о помощи, сглаживать конфликтные ситуации. Однако, целесообразно в дальнейшем провести сравнительный анализ уровня эмоционального интеллекта подростков из сельской школы и подростков, проживающих в городе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Pulido F., Herrera F. La inteligencia emocional como predictora del rendimiento académico infantil: el contexto pluricultural de Ceuta // Revista Complutense de Educación. 2016. 28. P. 1251-1265.
2. Franco M.G., Candeias A.A., Beja M.J. Social and emotional intelligence in children with special educational need institutionalized // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2011. N°1 - Vol.4. P. 277-282.
3. Billings C., Downey L.A., Lomas J.E., Lloyd J., Stough C. Emotional intelligence and scholastic achievement in pre-adolescent children // Personality and Individual Differences. 2014. 65. P. 14-18.
4. Azpiazu L., Esnaola I., Sarasa M. Predictive capacity of social support on emotional intelligence in adolescence // European Journal of Education and Psychology. 2015. 8(1). P. 23-29.
5. Gutiérrez M., Expósito J. Autoconcepto, dificultades interpersonales, habilidades sociales y conductas asertivas en adolescents // Revista Española de Orientación y Psicopedagogía. 2015. 26(2). P. 42-58.
6. Alonso J., Román J.M. Nivel sociocultural, prácticas educativas familiares y autoestima de los hijos en edades tempranas // Revista de Investigación Educativa. 2014. 32. P. 187-202.
7. Hanin V., Van Nieuwenhoven C. The influence of motivational and emotional factors in mathematical learning in secondary education // Revue Européenne de Psychologie Appliquée. 2016. 66. P. 127-138.
8. Выготский Л.С. Я и Оно. Психология личности. II том. Самара, 2002. 145 c.
9. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22-26.
10. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 1 (80). С. 33-41.
11. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2011.
12. Ильин Е.И. Эмоции и чувства. Спб Питер. 2001. 633 c.
https:// mir-nauki. com
Svilo Yanina Vladimirovna
Francisk Skorina Gomel state university, Gomel, Belarus
E-mail: [email protected]
Emotional intelligence as a socio-psychological resource of the personality of adolescents living in rural areas
Abstract. This article considers the concept of emotional intelligence, provides the definitions of this concept given by various authors earlier. The article argues for the attribution of emotional intelligence to the socio-psychological resources of an individual, since it is formed in society and others have a direct impact on its development. This article presents the results of an empirical study of emotional intelligence on a sample of teenagers living in rural areas. 55 teenagers took part in the study, the diagnostics was carried out using the N. Hall's «Emotional Intelligence» assessment method. The indicators are analyzed for each of the 5 scales proposed by the authors of the method («emotional awareness», «managing your emotions», «self-motivation», «empathy», «recognizing other people's emotions») as well as the integrative level for the methodology as a whole. This study showed that the majority of teenager from rural areas have a low level of emotional intelligence, both in general according to this method, and separately on each scale. Accordingly, they do not recognize their emotions and those of others well, and they cannot control and manage their emotions. They have problems in building relationships and in communicating with other people. They are not inclined to analyze their emotions, to reflect. They have a reduced level of empathy; they are also intolerant of the shortcomings of others. The author emphasizes the need for further research on this problem, as well as for a comparative analysis of the emotional intelligence of teenagers living in rural areas and teenagers living in urban areas.
Keywords: emotional intelligence; social and psychological resources; emotions; self-motivation; empathy; adolescence