УДК 159.9.072.422
Лейфер О. В.
Старший преподаватель. к. н. физиологии НовГУ ИМО
г. Великий Новгород, РФ Григорян М. Д.
Студентка 2 курса стом. факультета НовГУ ИМО г. Великий Новгород, РФ
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Аннотация
Понятие «эмоциональный интеллект» имеет высокий ранг популярности среди исследователей и практиков в самых разных областях знаний. Это способность распознавать эмоции, намерения, мотивации, желания свои и других людей, и самое главное, управлять этим. Цель исследования заключается в определении взаимосвязи эмоционального интеллекта с академической успеваемостью, учитывая и коэффициент интеллекта студентов. Проводилась оценка эмоционального интеллекта по методике Холла и коэффициента интеллекта по тесту Айзенка у 115 студентов медицинского института. В статье рассмотрена корреляция эмоционального и коэффициента интеллекта между успеваемостью, также гендерные и возрастные различия этих показателей.
Ключевые слова
Эмоциональный интеллект, успеваемость, возраст, пол, коэффициент интеллекта,
управление эмоций других людей.
Введение. Коэффициент интеллекта (1Ц) выражает способность сопоставления фактов, умение находить причинно-следственные между отвлеченными представлениями, а эмоциональный интеллект (БЦ) - это умение понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Впервые этот термин ввели Д. Мэйер и П. Сэлловей в 1990 г. как способность принимать, понимать, объяснять и регулировать собственные и чужие эмоции [1, с. 249]. Считается, что БЦ важнее как фактор успешности, чем про «обычный» 1Ц.
Актуальность. Удивительно, но средний уровень Щ постепенно растёт как в мире, так и в отдельных странах - «эффект Флинна». Уровень 1Ц влияет на обучаемость и карьерный рост, но они зависят не только от него.
В своей книге «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман утверждает, что только 20 % успеха человеческой деятельности можно отнести к Щ. Это утверждение побуждает ученых определять другие факторы, которые составляют остальные 80 % [2, с. 163].
А, именно эмоциональная одаренность - способность, определяющая насколько хорошо мы умеем пользоваться любыми другими навыками и умениями, которыми располагаем. Вот почему один преуспевает в жизни, а другой - равного интеллекта - оказывается в замкнутом круге.
Отчего проблема эмоционального интеллекта актуальна в отечественной и зарубежной психологии. Доказательством служит тот факт, что за последние годы были написаны десятки научных статей по теме эмоционального интеллекта, разработаны методики для определения и программы развития БЦ личности на разных этапах жизни.
Цель исследования. Определить влияние пола и возраста на степень развитости эмоционального интеллекта, а также оценить его взаимосвязь с академической успеваемостью, учитывая уровень 1Ц студентов.
Материалы и методы. Проводилась оценка интеллектуальных способностей студентов в возрасте от 18 до 27 лет (средний возраст 19,82 ±1,57) по тесту Ганса Айзенка IQ, в котором 40 вопросов с ограничением по времени - 30 минут.
Для определения EQ была применена методика Николаса Холла, она предназначена для изучения способности личности понимать отношения, представленные в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решения. Тест состоит из 30 утверждений и 5 шкал, такие как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Тестировании проводили в институте медицинского образования НовГУ, участвовало 115 студентов 2 курса специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология». Учитывалась успеваемость по дисциплине «Нормальная физиология» по итогам 3 семестра.
Результаты и их обсуждение. По данным исследования коэффициента интеллекта выявлена тесная взаимосвязь между успеваемостью (рис. 1). Корреляция составила p=0,78 - высокий показатель связи, является достоверным при p>0,05. Среднее значение IQ - 113,88±16,38. У женского пола (n=76) среднее значение - 115,85±17,71, а успеваемость - 3,47±1,07. У мужского пола (n=39) среднее значение коэффициента интеллекта составило 110±12,77, а успеваемость - 2,87±0,98. Соответственно, уровень успеваемости в среднем выше у женского пола.
Успеваемость
150
■ Коэффициент интеллекта ■ Эмоциональный интеллект
Рисунок 1 - Среднее значение !Ц и БЦ студентов в соответствии с успеваемостью
Эмоциональный интеллект, интегративная шкала 34±26,46. В основном у студентов преобладает низкий уровень - 54,8%, средний - 35,65%, а высокий всего 9,56%. Между БЦ и !Ц корреляционная связь составила р=0,11 - показатель слабой связи. И соответственно, между успеваемостью и БЦ слабая корреляционная связь - р=0,088.
Эмоциональная осведомленность (ЭО) 8,7±6,8, р=0,064. Это навык определять весь спектр эмоций и чувств, причины их появления и возможности преобразования. Выявлен в целом хороший уровень этого показателя у студентов и слабая положительная связь с успеваемостью.
Управление своими эмоциями (УСЭ) (2,27±7,76, р=-0,03). Важный компонент психологической и социальной адаптации. Иными словами, это эмоциональная гибкость, «отходчивость». Включает -саморегуляцию и самоконтроль эмоций. Слабая и отрицательная корреляционная связь, преобладают низкие данные у студентов. Шкала самомотивации (7,44±6,42, р=0,0115) - означает поддержание и реализацию мотивов, которые основаны сознательном выборе. Данная шкала регулирует поведение за счет управления эмоциями.
Эмпатия (8,92±4,4, р=-0,033) - это умение эмоционально воспринимать собеседника, способность к
сопереживанию. Основа - это эмоциональная отзывчивость, интуиция и рациональное восприятие.
Распознавание эмоций других людей (РЭДЛ) (7,82±6,5, р=0,22) - навык понимать и определенным образом действовать на состояние других людей. Из всех парциальных уровней наиболее выражен этот показатель в корреляционной связи с успеваемостью.
Выделенные возрастные группы - 18-19 лет (п=66), 20-21 (п=36) и старше 22 (п=13). В этих группах между интегративным уровнем эмоционального интеллекта не было выявлено закономерности, но есть различия в парциальных уровнях (рис. 2).
Рисунок 2 - Уровень парциальных шкал БЦ в разных возрастных группах
Показатель управления собственными эмоциями повышается с возрастом студентов. Остальные шкалы варьируются. Это объясняется тем, что некоторые навыки мы вполне можем развивать, работая над собой, но другие определяются генетически, например эмпатия.
Гендерные различия. У мужского пола выше в среднем БЦ 41,7±23,43, а у женского пола ниже -30,48±27,6. Были различия в парциальных уровнях такие как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация более развиты у мужского пола, а у женского развита -эмпатия и шкала распознавание эмоций других людей (рис. 3 и 4)
Средние значения параметров у мужского пола
120 100 80 60 40 20 0
<£> <Р cf ^ so J
Средние значения параметров у женского пола
140 120 100 80 60 40 20 0
f
■$> -9 jp & ъ* Jf /
Рисунок 3 - График уровня показателей
Рисунок 4 - График уровня показателей
Заключение. В успеваемости студентов-медиков первостепенное влияние оказывает коэффициент интеллекта, а БЦ как фактор успешной социальной адаптации оказал малозначительное влияние на академическую успеваемость. Можно предположить, что студенты с развитым эмоциональным интеллектом более спокойно относятся к своим оценкам, они выстраивают полноценный баланс между учебой, работой и личной жизнью.
У мужчин лучше развит внутриличностный компонент эмоционального интеллекта, а у женщин внутриличностный, это можно объяснить с точки зрения гендерной социализации и воспитания. Чем старше студент, тем лучше развит показатель - управления своими эмоциями. Список использованной литературы:
1. Скворцова Н. В. Эмоциональный интеллект в школе: определение понятия, структура и условия развития // Вопросы педагогики 2020 С. 249-252
2. Восковская А.С. Влияние эмоционального интеллекта студентов вузов на академическую успеваемость // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 162-168
© Лейфер О. В., Григорян М. Д., 2022