Научная статья на тему 'Активные методы соцпсихологического обучения в группах тот как формирующая среда эмоциональной компетентности'

Активные методы соцпсихологического обучения в группах тот как формирующая среда эмоциональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ (ТОТ) / BODY-ORIENTED THERAPY / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / DANCING / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов С.В., Белова О.А., Казанцева Д.Б., Закащикова С.В.

В статье изложены результаты сравнения уровня эмоционального интеллекта у лиц, занимающихся телесно-ориентированной терапией, а именно Кундалини йогой, и бальными танцами, которые проявляются в показателях эмоциональной осведомлённости, способности управления своими эмоциями и эмоциями других людей, самомотивации, эмпатии, контроля экспрессии и эмоциональной стабильности в группах, осваивающих активные методы социально-психологического обучения. Проведенное эмпирическое исследование и последующий статистический анализ полученных результатов показал значимые различия между группами испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE METHODS OF SOCIOPSYCHOLOGICAL TRAINING IN BODY-ORIENTED THERAPY GROUPS AS FORMATIVE ENVIRONMENT OF EMOTIONAL COMPETENCE

The article presents the results of comparing the level of emotional intelligence in individuals involved in body-oriented therapy, namely the Kundalini yoga and ballroom dancing, which manifest themselves in terms of emotional awareness, control the ability of their emotions and the emotions of others, self-motivation, empathy, expression control and emotional stability Group, active mastering techniques of social-psychological training. Empirical research and subsequent statistical analysis of the results showed significant differences.

Текст научной работы на тему «Активные методы соцпсихологического обучения в группах тот как формирующая среда эмоциональной компетентности»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.187 Тарасов С.В.1, Белова О.А.2, Казанцева Д.Б. 3, Закащикова С.В.4

1ORCID: 0000-0001-8291-4452, Кандидат психологических наук; 2ORCID: 0000-0002-1199-8625, магистр; 3ORCID: 0000-0001-6977-0052, Кандидат психологических наук; 4ORCID:0000-0001-6302-3056, бакалавр,

Пензенский государственный университет АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГРУППАХ ТОТ КАК ФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье изложены результаты сравнения уровня эмоционального интеллекта у лиц, занимающихся телесно-ориентированной терапией, а именно Кундалини йогой, и бальными танцами, которые проявляются в показателях эмоциональной осведомлённости, способности управления своими эмоциями и эмоциями других людей, самомотивации, эмпатии, контроля экспрессии и эмоциональной стабильности в группах, осваивающих активные методы социально-психологического обучения.

Проведенное эмпирическое исследование и последующий статистический анализ полученных результатов показал значимые различия между группами испытуемых.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, телесно-ориентированная терапия (ТОТ), бальные танцы, активные методы социально-психологического обучения.

Tarasov S.V.1, Belova O.A.2, Kazanceva D.B. 3, Zakashhikova S.V. 4

1ORCID: 0000-0001-8291-4452, PhD in Psychology; 2ORCID: 0000-0002-1199-8625, master, 3ORCID: 0000-0001-69770052, PhD in Psychology; 4ORCID:0000-0001-6302-3056, bachelor, Penza State University ACTIVE METHODS OF SOCIOPSYCHOLOGICAL TRAINING IN BODY-ORIENTED THERAPY GROUPS AS FORMATIVE ENVIRONMENT OF EMOTIONAL COMPETENCE

Abstract

The article presents the results of comparing the level of emotional intelligence in individuals involved in body-oriented therapy, namely the Kundalini yoga and ballroom dancing, which manifest themselves in terms of emotional awareness, control the ability of their emotions and the emotions of others, self-motivation, empathy, expression control and emotional stability Group, active mastering techniques of social-psychological training.

Empirical research and subsequent statistical analysis of the results showed significant differences.

Keywords: emotional intelligence, body-oriented therapy, dancing, active methods of social and psychological training.

В связи с тем, что уровень психического здоровья личности зависит от совокупного влияния на нее социальных, психических и биологических факторов, в настоящее время все большее внимание в мире уделяется привлечению межсекторальных стратегий, дающих возможность комплексного интегрального подхода при оздоровлении личности. Пути укрепления психического здоровья включают мероприятия по поддержке и оказанию медицинской и психологической помощи начиная с раннего детства и до достижения пожилого возраста; программы по развитию и совершенствованию; программы по отказу от нездорового образа жизни, от употребления табака, от нездорового питания и недостаточной физической активности, от вредного употребления алкоголя, приводящих к стрессовому ослаблению организма и риску возникновения серьезных заболеваний [1].

Все большее развитие получает и сфера спортивно-оздоровительных услуг. По статистическим данным на 2014 год 50,9 % трудоспособного населения России ведет физически активный образ жизни, занимается спортом, туризмом, йогой, танцами, посещает фитнес клубы и другие оздоровительные центры [2].

Новые технологии проникают и в различные сферы психологической науки: все чаще используются активные методы обучения (АМО) психологическим навыкам. В этой сфере новые возможности через осознание телесных проявлений, как познание себя через эмпирический опыт открывает метод телесно -ориентированной терапии (ТОТ). В ходе группового взаимодействия в телесно-ориентированных терапевтических группах, в соответствии с уровнями познавательной активности, реализуются такие процессы как накопление опыта через подражание, поиск себя через возможность самовыражения, способность к творческой импровизации и др. [3].

Групповая динамика способствует формированию социально значимых навыков вербальной и невербальной коммуникации. С использованием АМО в группах ТОТ происходит раскрытие как характерологических особенностей каждой отдельной личности, так и творческого потенциала группы в целом.

В целях определения навыков двигательной экспрессии лиц в группах, осваивающих активные методы социально-психологического обучения, в приведенном ниже исследовании использовано такое понятие как эмоциональный интеллект и учтены этапы восприятия, осознавания, дальнейшего осмысления и овладения своими эмоциями. В ходе исследования была проверена гипотеза, о возможном различии в уровне эмоционального интеллекта у лиц, занимающихся телесно-ориентированной терапией и танцами, посредством определения степени межличностного и внутриличностного эмоционального осознования, самомотивации, эмпатийных и экспрессивных навыков внешнего выражения или сдерживания как показателя эмоциональной стабильности.

Выборку для исследования составили лица трудоспособного возраста, (от 19 до 35 лет) в количестве 60 человек, из них 26 мужчин и 34 женщины. Отбор участников был обусловлен наличием проактивной жизненной позиции в выборе оздоровительной и образовательной среды. Группу № 1 составили люди, занимающиеся Кундалини йогой (12 мужчин и 18 женщин). Группу № 2 составили люди, занимающиеся бальными танцами (14 мужчин и 16 женщин).

В качестве методического материала были использованы:

1. Тест Н. Холла «Эмоциональный интеллект» для выведения показателей по уровню развития эмоциональной осведомленности, качеством владения своими эмоциями и управления эмоциями окружающих, способности к самомотивации и эмпатии. Результаты диагностики приведены в таблице 1.

2. Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В. Люсина, где были выявлены показатели по коррелирующим с тестом Н. Холла шкалам определения уровней осознования и управления эмоциями, эмотивных и экспрессивных качеств (таб. 2).

3. Методика, определяющая уровень эмоциональной стабильности «Шкала эмоциональной стабильности -нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка (таб. 3).

Таблица 1 - Тест «Эмоциональный интеллект» Н. Холла

Уровни Парциальный эмоциональный интеллект Интегративный уровень ЭИ (%)

Эмоц. осведомленност ь (%) Управле ние своими эмоциями (%) Самомотиваци я (%) Эмпатия (%) Управле ние эмоциями других людей (%)

1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр.

Низкий 17 27 43 80 20 54 10 67 13 47 20 57

Средн. 63 67 50 20 57 33 67 7 67 47 77 43

Высок. 20 6 7 - 23 13 23 26 20 6 3 -

Таблица 2 - Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В. Люсин)

Уровни Группа Межличност. ЭИ Общий показат. МЭИ Внутрилич. ЭИ Общий показате ль ВЭИ Общий ЭИ

МП МУ

ВП ВУ ВЭ

Оч. низкий 1 10% 13% 13% 3% 23% 40% 20% 7%

2 46% 27% 47% 57% 53% 13% 37% 46%

Низкий 1 23% 10% 17% 20% 17% 7% 27% 20%

2 27% 37% 23% 17% 20% 13% 33% 27%

Средний 1 40% 63% 44% 74% 54% 20% 40% 70%

2 27% 33% 30% 23% 27% 70% 27% 27%

Высокий 1 23% 7% 23% - 3% 13% 13% 3%

2 - 3% - 3% - 4% 3% -

Оч. высокий 1 4% 7% 3% 3% 3% 20% - -

2 - - - - - - - -

Таблица 3 - «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка

Уровни выраженности эмоционально стабильности Результаты в процентах

1 гр. 2 гр.

Эмоционально стабилен 80% 40%

Средне стабилен 20% 50%

Очень эмоционально не стабилен - 10%

В результате проведенных методик получены следующие выводы:

1. Лица, занимающиеся Кундалини йогой, показали средний уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, выражающийся «в способности к эмпатии, активному слушанию и невербальному пониманию эмоциональных состояний на уровне интуиции; способности к управлению эмоциями окружающих, вызывая «нужные» эмоции у людей и контролируя нежелательные» и низкий уровень в способности «владеть собственными чувствами, контролировать ход своих мыслей, возможности управлять своим эмоциональным состоянием и настроением» в соответствии с описаниями, предложенными Дж. Майером, П. Сэловеем, Х. Вайсбахом, У. Даксом, Д. В. Люсином [4].

2. Для лиц, занимающихся бальными танцами по результатам тестирования можно отметить низкий уровень по показателям межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта за исключением шкал «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями» по тесту Н. Холла и шкале «контроль экспрессии» опросника Д.В. Люсина.

3. По шкале Г. Айзенка уровень эмоциональной стабильности выше у лиц, занимающихся Кундалини йогой.

Существующие различия в уровне эмоционального интеллекта у лиц, выбирающих телесно-ориентированную

терапию, в виде Кундалини йоги и лиц, занимающихся танцами, были подтверждены путем математической обработки данных с применением t-критерия Стьюдента и коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

1. Тест «Эмоциональный интеллект» Н.Холла: парциальный эмоциональный интеллект: в зоне значимости шкалы «Управление своими эмоциями» ^эмп=3,9), «Самомотивация» ^эмп =2,7), «Управление эмоциями других людей ^эмп =3,4), интегративный уровень эмоционального интеллекта =4,3) - в зоне значимости.

2. Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В.Люсин): межличностный эмоциональный интеллект по шкале «Понимание чужих эмоций» в зоне значимости ^эмп=4,2); «Управление своими эмоциями» ^эмп=2.2) - в зоне неопределенности; внутриличностный эмоциональный интеллект по шкале «Понимание своих эмоций» ^эмп=3,7) - в зоне значимости; общий показатель внутриличностного эмоционального интеллекта 0^=2,2) - в зоне неопределенности; общий показатель межличностного эмоционального интеллекта 0омп=3,3) - в зоне значимости; общий показатель эмоционального интеллекта ^эмп=3,4) находится в зоне значимости.

3. Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка tэмп=3,1 находится в зоне значимости.

4. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между тестом Н. Холла «Эмоциональный интеллект» и опросником эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В. Люсин):

• У группы лиц, занимающихся йогой: rs = 0.745;

• У группы лиц, занимающихся танцами: rs = 0.595;

• Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Следовательно, корреляционный анализ подтвердил гипотезу о статистической зависимости значений нескольких переменных выявив тенденцию достоверной связи в исследуемых выборках.

По результатам проведенного исследования и последующего статистического анализа полученных данных значимые различия между группами испытуемых были выявлены по следующим показателям эмоционального интеллекта: управление своими эмоциями, самомотивации, распознание эмоций других людей, понимание чужих эмоций, эмоциональная стабильность, понимание своих эмоций, управление чужими эмоциями, контроль экспрессии, а так же по общим показателям межличностного, внутриличностного и общего эмоционального интеллекта. Различия не подтвердились по шкале «эмоциональная осведомлённость» Н. Холла.

Таким образом, результаты проведенного исследования дают нам основание предположить корреляционную положительную динамику направленную на повышение уровня эмоционального интеллекта при использовании активных методов обучения в группах телесно-ориентированной терапии в качестве формирующей среды эмоциональной компетенции. В дальнейшем мы планируем расширить наши исследования.

Список литературы / References

1. Психическое здоровье. Информационный бюллетень. Апрель 2016 г. // Всемирная организация Здравоохранения [Офиц. сайт]. 29.08.2016 URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/

2. Лица в возрасте 15 лет и более, способные вести активный образ жизни и занимавшиеся какими-либо видами активного отдыха // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. 08.2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_44/Main.htm

3. Коллектив авторов. Методика преподавания психологии: конспект лекций[электронный ресурс] 08.2016. URL: http://www.razlib.ru/ psihologija/metodika_prepodavanija_psihologii_konspekt_lekcii/index.php

4. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, - 2012. № 1-2. С. 142-147

Список литературы латинскими символами / References in Roman script

1. Psihicheskoe zdorov'e. Informacionnyj bjulleten' [Mental health. News bulletin]. Aprel' 2016 g. // Vsemirnaja organizacija Zdravoohranenija [world health organization] [Ofic. sajt]. 29.08.2016 URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/ [in Russian]

2. Lica v vozraste 15 let i bolee, sposobnye vesti aktivnyj obraz zhizni i zanimavshiesja kakimi-libo vidami aktivnogo otdyha [Persons aged 15 years and over, able to lead an active lifestyle and engaged in any outdoor activities] // Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service] [Electronic resource]. 29.08.2016. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_44/Main.htm [in Russian]

3. Kollektiv avtorov. Metodika prepodavanija psihologii: konspekt lekcij [Methods of teaching psychology: the abstract of lectures] [Electronic resource] 29.08.2016. URL: [in Russian]

4. Ryzhov D.M. Sovremennye predstavlenija ob jemocional'nom intellekte [Current concepts of emotional intelligence] // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovleva], - 2012. № 1-2. S. 142-147 [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.190 Щелина Т.Т.1, Беганцова И.С.2

'ORCID: 0000-0002-8637-0111, Доктор педагогических наук, профессор,

2ORCID: 0000-0001-7851-6275, Кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-06-00798 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Авторы рассматривают возможные причины трудностей адаптации студентов в начале обучения в вузе, предлагают специально сформированный комплекс диагностических процедур для изучения личностных и профессиональных характеристик студентов, особенностей групповой динамики в процессе учебно-профессиональной деятельности. Использование предложенного диагностического комплекса способствует оптимизации адаптационных процессов, профилактике кризисов личностного и профессионального развития обучающихся, коррекции профессионально-личностных дисгармоний.

Ключевые слова: профессиональное образование, ранняя диагностика, оценка ожидаемого воздействия диагностики.

Shchelina T.T.i, Begantcova LS.2

'ORCID: 0000-0002-8637-0111, PhD in Pedagogy, Professor, 2ORCID: 0000-0001-7851-6275, PhD in Psychology, Associate professor National research Nizhny Novgorod state University. N. Lobachevsky PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUALS AND GROUPS

IN THE EDUCATION OF MODERN STUDENTS

Abstract

The authors consider possible causes of difficulties of adaptation of students at the beginning of study at the University, offer a specially formed complex of diagnostic procedures to examine personal and professional characteristics of students, characteristics of group dynamics in the process of educational and professional activities. The use of the proposed diagnostic complex contributes to the optimization of adaptation processes, the prevention of crises, personal and professional development of students, correction ofprofessional and personal disharmonies.

Keywords: higher education, students, psychological and pedagogical diagnostics.

В современной науке и практике высшего образования актуализировался ряд проблем, обусловленных социально-психологическими характеристиками современного студенчества. Особого внимания в этом смысле требуют проблема адаптации и самоадаптации развивающейся личности будущего профессионала, формирования его социальной и профессиональной идентичности. В исследованиях отечественных ученых, занимающихся психолого-педагогическими проблемами современного образования, адаптации обучающихся на разных ступнях и этапах освоения образовательного стандарта отводится особая роль. Сущностные, содержательные, организационно-деятельностные и результативные характеристики адаптации связывают сегодня не только с показателями вхождения обучающихся в ритм образовательной организации, принятия ими требований и правил поведения и взаимодействия, удовлетворенности проживанием новой ситуации. В большей степени адаптация соотносится с особой сферой профессиональной деятельности педагога и психолога в процессе сопровождения и поддержки обучающихся. Это предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития учащихся в ситуациях взаимодействия в образовательном процессе.

В условиях меняющейся психологии детства и юношества различные аспекты адаптации молодых людей к обучению в новой ситуации развития высшего образования становится предметом особого исследовательского интереса многих ученых (Т.П. Браун, Э.Г. Вартанова, В.Н. Грибов, И.Е. Лилиенталь, С.М. Мадорская, А.А. Реан, А.Е. Рослякова, Т.Б. Соломатина). Важный вывод, сделанный по итогам анализа теоретических заключений и экспериментальных данных, состоит в констатации невозможности зафиксировать какое-либо конечное состояние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.