Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ И ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ'

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ И ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень жизни / бедность населения / реальные денежные доходы / передовые и отстающие муниципальные образования. / poverty / living standards / real money income / leading and lagging municipalities.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чемидова Л.С.

В статье отражены материалы, изложенные в докладе на круглом столе «Влияние социально-экономических процессов на демографическое развитие региона», организованного ИКИАТ в апреле 2022 года. Результаты массовых и экспертного опросов, проведенных отделом социологических исследований в 2018-2021гг., отражают динамику самоощущений населения и самоопределения своего уровня жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIVING STANDART OF THE POPULATION IN THE ASSESSMENTS OF EXPERTS AND RESIDENTS OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA

The article reflects materials presented in the report of the round table "The impact of socio-economic processes on the demographic development of the region", organized by the Institute of Integrated Studies of Arid Territories in April 2022. The results of mass and expert surveys conducted by the Department of Sociological Research in 2018-2021 demonstrate the dynamics of the population's self-perceptions and self-determination of their standard of living.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ И ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»

А° 1(44) 2022г.

DOI: 10.24412/2071 -7830-2022-144-63-68 ЧЕМИДОВА Л.С

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ И ЖИТЕЛЕЙ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

1>НУ Р.К «Институт комплексных исследовании аридных территорий», г. Элиста, Россия,

lusaixiamail.ru

Аннотация. В статье отражены материалы, изложенные в докладе на круглом столе «Влияние социально-экономических процессов на демографическое развитие региона», организованного ИКИАТ в апреле 2022 года. Результаты массовых и экспертного опросов, проведенных отделом социологических исследований в 2018-2021гг., отражают динамику самоощущений населения и самоопределения своего уровня жизни.

Ключевые слова: уровень жизни, бедность населения, реальные денежные доходы, передовые и отстающие муниципальные образования.

Уровень жизни населения Калмыкии, на сегодняшний день, характеризуется в значительной степени бедностью, как и во многих российских регионах, характеризуется в значительной степени бедностью населения. Это подтверждают данные опросов, проведенных Институтом комплексных исследований аридных территорий в 2018-2019 годах в рамках мониторинга социально-экономической и социально-политической ситуации в республике, а также данные других исследователей [2]. Эмпирические результаты показывают низкий уровень жизни большей части населения, который способен удовлетворить только базовые потребности в еде и одежде.

Низкий уровень качества жизни региона подтверждает исследование РИА Новости 2021 года, поданным которого был опубликован рейтинг регионов по уровню жизни. Калмыкия оказалась в группе регионов с самым низким уровнем жизни населения и занимала 79 место из 85. В 2021 году Калмыкия находилась в числе регионов с самым значительным сокращением реальных денежных доходов населения (более 3,0%).

Эти и другие данные легли в основу гипотезы при проведении социологического исследования по темам «Уровень жизни сельского населения Республики Калмыкия» (20192020 гг.), «Уровень жизни населения в Республике Калмыкия. Ситуация с бедностью. Пути преодоления» (2021 г.). В 2021 году массовый опрос был заменен на опрос экспертов. Отбор экспертов осуществлялся в муниципальных образованиях, предварительнотипологизированных на два кластера: «передовые» и «отстающие». Типологизация была произведена на основе фильтрации муниципальных образований по демографическим, социально-экономическим, инфраструктурным характеристикам (табл.1).

Основной исследовательской гипотезой являлось предположение о том, что определенные предпосылки могут влиять на развитость населенных пунктов или их отсталость Возможно, выделив определенные показатели, а также сравнив мнения экспертов о перспективах и преимуществах развития выделенных территорий, можно будет высказать предположения о путях и направлениях социально-экономического развития в муниципалитетах и снижении социального напряжения, связанного с бедностью населения.

Таблица 1.

Типологизация муниципальных образований для отбора экспертов

Район Передовые СМО Отстающие СМО

1 Городовиковский Пушкинское/Лазаревское Розентальское

2 Ики-Бурульский Маныческое/Оргакинское Кевюдовское

3 Кетченеровский Сарпинское Гашун-Бургустинское

4 Лаганский Джалыковское Северное

5 Малодербетовский Тундутовское Ики-Бухусовское

6 Октябрьский Восходовское Иджиловское

7 Приютненский Первомайское Буратинекое

8 Сарпинский Салынтугту некое/Обил ьненское Уманцевское

9 Черноземельский А д ы ко вское/А рте зианс ко е Н арынхуду кс кое/С арул ьское

10 Целинный Харбулукское Ялмтинское

1 1 Юстинский Бергинское Харбинское

12 Яшалтинский Красномихайловское Багатугтунское

13 Яшкульский Чилгирское Уттинское

В ходе массовых опросов 2018-2020 годов респондентам было предложено оценить уровень своего материального положения, ответив на вопрос: «Как Вы считаете, как Вы живете?». Результаты опросов показали, что большая доля опрошенных определяла себя как живущих бедно.

№ 1(44), 2022 г.

Результаты, отображенные на рисунке 1, показывают, что эта ситуация сохранилась и в последующем.

100% -------——---

Население Население Население Эксперты (%, 2018г) (%,2019г) (%, 2020г) (%,2021г)

□ Затрудняюсь ответить

□ Богато

□ Среднеобеспеченно

□ Бедно

11 Ниже «черты бедности»

Рис. 1. Уровень жизни населения республики в самооценках сельских жителей и

экспертов.

По результатам массового опроса населения, половина респондентов склонна субъективно считать свой уровень жизни как средний, в то же время по оценкам экспертов, большая часть домохозяйств республики живут бедно. Также население склонно к крайним оценкам своего благосостояния чуть больше, чем эксперты (5,8% против 2,7% оценок). Эксперты, как и респонденты массового опроса прошлых лет, никого не назвали богатыми, за исключением данных 2018 года.

Некоторая динамика ответов в оценке респондентов своего уровня жизни отслеживается в определении среднего уровня жизни. Большая доля населения отметила себя как среднеобеспеченная в 2019 году.

В оценке экспертами уровня жизни своих односельчан в разрезе трех кластеров (табл.2) наблюдается определенная закономерность. Эксперты районных центров и городов республики оценивают уровень жизни домохозяйств в их населенных пунктах как живущих бедно и ниже «черты бедности». В отличие от них никто из экспертов сельских муниципальных образований не причислил своих односельчан к группе живущих ниже «черты бедности». Эксперты передовых СМО чаще склонны оценивать домохозяйства своих муниципальных образований как среднеобеспеченные и бедные. Эксперты отстающих муниципальных образований в большинстве своем оценивают уровень жизни односельчан как среднеобеспеченный.

Это можно объяснить тем, что в небольших сельских поселениях расслоение по уровню доходов не столь сильное, как в районных центрах и городах республики, и оценка своего уровня жизни жителей сел более однородная за счет небольшой плотности и замкнутости сельской жизни.

Таблица 2.

Уровень жизни населения республики в разрезе трех кластеров.

Кластеры Бедно, % Ниже «черты бедности», % Среднеобеспеченно, %

Передовые 46,7 0,0 53,3

Отстающие 43,8 0,0 56,2

Город или райцентр 54,5 4,5 40,9

Итого 50,7 2,7 46,7

К социальным индикаторам уровня жизни населения относят уровень и динамику их доходов и расходов. Доходы населения республики - основной показатель, на который опираются при измерении уровня жизни. Оценивая этот показатель, мы изучали не только реальный размер дохода домохозяйств, источники постоянных доходов и разовой денежной помощи, число иждивенцев и работающих членов семьи, но и структуру расходов.

В исследовании 2020 года жителям сельских поселений было предложено назвать общий доход семьи за месяц, включая все источники доходов всех членов семьи. На следующий год экспертам мы предложили назвать минимальный среднемесячный доход человека трудоспособного возраста в их населенном пункте.

По полученным данным опроса жителей республики среднее значение дохода типичного домохозяйства в месяц составляет 27816,2 руб. Медианное значение дохода равно 25000 руб. Однако интервал указанных респондентами значений варьируется от 5 тысяч до 80 тысяч рублей в месяц в зависимости от состава домохозяйства.

По данным Астраханьстат по Республике Калмыкия за 2018 год среднемесячный размер денежного дохода на человека в сельской местности в 2017 году составил 12164 рубля. В 2019 году величина прожиточного минимума в республике установлена постановлением Правительства Республики Калмыкия № 236 от 20 августа 2019 года на душу населения -10119 рублей в месяц.

Следовательно, прожиточный минимум семьи из четырех человек должен составить 40476 рублей в месяц. Только 7,6% опрошенных сельских жителей указали на получение среднемесячного дохода, равного или выше указанного. Из них -40,1% — это семьи, состоящие из двух поколений (родители и дети). Для подавляющего большинства величина среднедушевого дохода сельских жителей Республики Калмыкия не превышает прожиточного минимума, что подтверждает нашу гипотезу о процессе обеднения сельского населения.

Когда мы предложили экспертам назвать минимальный среднемесячный доход человека трудоспособного возраста в их населенном пункте, были названы разные цифры в интервале от 5 до 25 тысяч рублей. Причем по оценкам трети (37,3%) экспертов максимальный среднемесячный доход, который человек трудоспособного возраста может получать в их населенном пункте, составляет сумму от 10 до 15 тысяч рублей. По мнению 22,7% экспертов доход сельских жителей составляет от 5 до 7,5 тысяч рублей.

Из них эксперты отстающих СМО называли суммы от 5 до 7,5 тысяч рублей, а эксперты передовых и районных центров называли доход от 10 до 15 тысяч рублей.

В определении максимального среднемесячного дохода, который может получать человек трудоспособного возраста в республике, ответы экспертов имеют более дисперсионный характер, чем при определении минимального уровня. Диапазон указанных сумм варьируется от 15 до 100 тысяч рублей в месяц.

Модальные значения ответов экспертов города и райцентров сосредоточены на интервалах: от 25 до 30 тысяч рублей - 24,9%; от 35 до 45 тысяч рублей - 20,4%; от 50 до 65 тысяч рублей - 18,1%.

Модальные значения ответов экспертов отстающих населенных пунктов сосредоточены в интервалах:

от 15 до 20 тысяч рублей - 3 1,3%; от 45 до 55 тысяч рублей - 25,0%.

Модальные значения ответов экспертов передовых населенных пунктов сосредоточены в интервалах: от 15 до 20 тысяч рублей — 33,3%.

Самые высокие значения максимальных доходов граждан (от 85 до 100 тысяч рублей) были отмечены экспертами городов и райцентров (11,4%), а также 13,3% экспертами передовых СМО Помимо анализа размера реальных денежных доходов в определении уровня жизни важно самоопределение респондентами уровня своего материального положения. Для этого мы

А° 1(44) 2022г.

предложили респондентам оценить свое материальное положение, ответив на вопрос: «На что хватает денег у семьи в месяц?» (массовый опрос 2019 год). Затем предлагали определить группу населения по материальному положению, к которой они субъективно себя относят

В результате, чуть меньше половины опрошенных (39,1%) оценивают свое материальное положение так, что денег хватает на еду и одежду, но покупка крупной бытовой техники, такой как холодильник, телевизор и пр., уже затруднительна.

У трети респондентов (34,9%) на продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна. А для каждого седьмого (12,9%) опрошенного денег не хватает даже на еду. Другими словами, у половины опрошенных представителей сельских домохозяйств (47,8%) не закрыт базовый уровень потребностей, что может свидетельствовать о низком уровне жизни поданному показателю.

На просьбу самим определить свой уровень жизни, наши респонденты ответили следующим образом: 6,5% сказали, что живут ниже «черты бедности»; бедно - 37,2 % опрошенных.

Несмотря на то, что материальное положение большей части респондентов не дает возможности покрыть свои витальные потребности, больше половины (55,1%) опрошенных утверждают, что живут среднеобеспеченно.

В таблице 3 показано соотношение ответов на два вопроса, касающихся материального положения сельчан. Медианный анализ показал, у большинства ответивших, что живут ниже «черты бедности» (73,1%), денег не хватает даже на еду. Для тех, кто ощущает себя бедным, денег на продукты хватает, но покупка одежды затруднительна. Средний уровень жизни определяется респондентами финансовой возможностью обеспечить себя и семью едой и одеждой. Те, кто может купить крупную бытовую технику, но не автомобиль, в большей степени отвечают, что живут среднеобеспеченно. Небольшой процент тех, кто признались, что могут позволить себе практически все, также причисляют себя к среднеобеспеченным.

Примечательно, что никто из опрошенных не ответил, что живет богато. Без труда могут купить крупную бытовую технику только 10,8% сельчан. И только 1,5% жителей села могут позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и прочее. Но, тем не менее, относят себя сами к среднеобеспеченным гражданам.

Таблица 3.

Самооценка н реальный уровень жизни сельских жителей республики,

в%

Оценка материального положения Как Вы считаете, Вы живете:

ниже «черты бедности» бедно среднеобеспе ченно богато Всего

«Мы едва сводим концы с 73,1 16,9 3,6 0,0 13,0

«На продукты денег 19,2 54,1 23,6 0,0 34,3

«Денег хватает на продукты 3,8 25,7 52,3 0,0 39,3

«Мы можем без труда 3,8 2,7 16,8 0,0 10,8

«Мы можем позволить себе 0,0 0,0 2,3 0,0 1,5

Итого 100,0 100,0 100,0 0,0 100,0

Материальное положение основной части обследуемых домохозяйств Калмыкии позволяет удовлетворить потребность в еде и одежде. К сожалению, данные наших исследований выявили, что каждая седьмая семья (13,0%) испытывает недостаток средств даже на еду. Опираясь на широко известную пирамиду потребностей А.Маслоу [1], можно сказать, что у большей части жителей села удовлетворен только самый низший уровень первичных потребностей -физиологические потребности (в пище, в сне). То есть людям трудно строить долгосрочные планы, задумываться о комфорте (экзистенциальные потребности) и говорить о самореализации (социальные и духовные потребности) и прочее, когда речь идет просто о выживании.

По оценкам экспертов, большинство жителей региона живет бедно: значения минимальных среднемесячных доходов в отстающих муниципальных образованиях доходят до 5 тыс. руб на домохозяйство, что говорит об очень низком уровне жизни большей части населения Калмыкии. В то же время результаты исследования зафиксировали оптимистичное отношение самих сельчан к своему уровню жизни, несмотря на то, что большинство опрошенных жителей республики могут удовлетворить свои потребности только в еде и одежде.

1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность, перевод с англ. Татлыбаевой A.M. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

2. Намруева Л И., Землянская C.B. Социальное самочувствие сельских жителей как фактор развития аграрной отрасли (по материалам анкетных опросов 1996 и 2016 гг. в Республике Калмыкия) // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. №2В. С. 477-489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.