Научная статья на тему 'Уровень жизни как причина миграции сельского населения Калмыкии'

Уровень жизни как причина миграции сельского населения Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция сельского населения / социально-экономическое состояние региона / уровень бедности / rural migration / socio-economic status of the region / poverty level

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чемидова Л. С.

в статье описаны некоторые аспекты процесса миграции жителей сельских поселений в Республике Калмыкия, полученных в ходе социологического исследования, проведенных ИКИАТ. Целью исследования было определение реального уровня жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия. На основе эмпирических данных автор связывает отток сельского населения с низким уровнем жизни селян и отмечает нарастание кризисных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIVINGLEVEL AS A REASON FOR ÌIGRATION OF THE RURAL POPULATION OF KALMYKIA

The article describes some aspects of the migration process of residents of rural settlements in the Republic of Kalmykia, obtained in the course of a sociological study conducted by IKIAT. The purpose of the study was to identify the real standard of living through the self-perception of rural residents of the Republic of Kalmykia. On the basis of empirical data, the author connects the outflow of rural population with the low standard of living of the villagers and notes the growth of crisis trends.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни как причина миграции сельского населения Калмыкии»

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10049 ЧЕМИДОВА Л.С.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ПРИЧИНА МИГРАЦИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЛМЫКИИ

Аннотация: в статье описаны некоторые аспекты процесса миграции жителей сельских поселений в Республике Калмыкия, полученных в ходе социологического исследования, проведенных ИКИАТ. Целью исследования было определение реального уровня жизни через самоощущение сельских жителей Республики Калмыкия. На основе эмпирических данных автор связывает отток сельского населения с низким уровнем жизни селян и отмечает нарастание кризисных тенденций.

Ключевые слова: миграция сельского населения, социально-экономическое состояние региона, уровень бедности.

Современное село претерпевает качественные структурные изменения. Это отмечает и один из ярких современных российских ученых Тощенко Ж.Т. По его мнению, стихийная трансформация российского села, ущербная аграрная политика, непродуманный отказ от имевшейся позитивной советской практики привели к упадку, в результате которого каждое второе село (около 75 тыс. сельских населенных пунктов, согласно переписи 2010 г.) представляет собой умирающее или находящееся на грани исчезновения [1], то есть такие сельские поселения, в которых жители в основном занимаются личным подсобным хозяйством.

По мнению некоторых исследователей [2, с. 5], сельские территории России превратились в пространства глубокой экономической и социальной депрессии, они теряют население, у них отсутствуют стимулы и перспективы роста. В настоящее время в сельской местности Калмыкии проживает 54,7% общей численности населения республики [3]. Следовательно, можно назвать эту проблему, как одну из самых значимых проблем аграрных регионов, к которым относится Калмыкия.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия на 1.01.2019 г. численность населения Калмыкии составила 272647 человек, из которых148419 человек - сельское население. Несмотря на то, что в 2018 году Калмыкия оказалась лидером ЮФО по естественному приросту населения, который составил 409 человек, за год убыль населения составила 2766 человек (из них - 1976 человек из сельской местности). Если рассматривать динамику роста/убыли численности экономически активного населения республики, мы видим, что в 2018 году произошла рекордная убыль трудоспособного населения (рис. 1). Основная причина сокращения численности жителей республики - миграция наиболее активной части населения в экономически развитые регионы.

Численность экономически активного населения республики, тыс.чел*

150 148 146 144 142 140 138 136 134 132

1995 2 000 2 005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 1. Кривая численности экономически активного населения республики за 1995-2018 гг.

* - Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия [4].

С 1995 года по 2010 наблюдался рост численности трудоспособного населения Калмыкии. Начиная с 2010, за исключением одного года с 2013 по 2014 гг., произошло заметное снижение численности экономически активного населения, которое продолжается по сегодняшний день. Эти данные подтверждают данные опроса ИС РАН, проведенного в сентябре 2019 г. [5]. На вопрос: «Какие виды перемещений населения наиболее характерны для Вашего региона?» - большая часть опрошенных жителей республики (66,2%) отметили, что в основном наблюдается отток местного населения в другие регионы страны. Также респондентами была отмечена тенденция оттока жителей сельских поселений республики в районный или республиканский центр (18,8%).

Преобладающая часть опрошенных селян - это люди, которые родились в данных населенных пунктах (42,4%) или живут в них больше 10 лет (38,9%). Другими словами, в опросе участвовали коренные жители республики, которые не понаслышке знают о проблемах села.

В 2019 году отделом социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий в рамках социологического исследования уровня жизни сельского населения республики были проведены опрос жителей всех районов Республики Калмыкия и экспертный опрос. В качестве экспертов выступили главы СМО и РМО, руководители структурных подразделений, главные врачи районных медучреждений, руководители образовательных учреждений.

Задачами исследования было: оценить удовлетворенность условиями проживания и жизнедеятельности домохозяйств в сельской местности республики; оценить инфраструктуру, экономическую развитость, условия для развития предпринимательства; анализ статистических показателей уровня жизни сельского населения, включающие медико-демографические, социальные и экономические показатели уровня жизни, воспроизводственные и миграционные процессы в сельской местности. Для достижения целей и задач исследования необходим был комплексный подход, включающий в себя анализ статистических данных, анализ мнения сельского населения и мнений экспертов.

В массовом опросе участвовало 407 представителей сельских домохозяйств. Выборка осуществлялась пошаговая квотированная. Так как изучались домохозяйства, то маршрут очного опроса был построен в населенных пунктах районных центров, исходя из типа поселения: частные дома и полуособняки, квартиры (частные, съемные, служебные) и общежития; в малых поселениях - только частные дома.

В анкету массового опроса были заложены вопросы по разным показателям, характеризующим уровень жизни сельского населения. В данной статье будут приведены результаты опроса по таким важным аспектам как реальный уровень доходов и трудовая миграция сельского населения за пределы Калмыкии.

Жителям сельских поселений предлагалось определить свой уровень жизни, исходя из собственных ощущений, при этом они отмечали, что именно могут себе позволить в рамках семейного бюджета. Медианный анализ результатов показал, что для большинства ответивших, что живут ниже «черты бедности» (73,1%), денег не хватает даже на еду. Для тех, кто ощущает себя бедным, денег на продукты хватает, но покупка одежды затруднительна. Средний уровень жизни определяется респондентами финансовой возможностью обеспечить себя и семью едой и одеждой. Те, кто может купить крупную бытовую технику, но не автомобиль в большей степени определяют, что живут среднеобеспеченно. Небольшой процент тех, кто признались, что могут позволить себе практически все, также причисляют себя к среднеобеспеченным.

Таким образом, материальное положение основной части обследуемых сельских домохозяйств Калмыкии позволяет удовлетворить потребность в еде и одежде. А 13,0% опрошенных не хватает даже на еду. Другими словами, достаточно заметная часть опрошенных представителей сельских домохозяйств не может удовлетворить свой базовый уровень потребностей. В данном случае можно говорить не просто о низком уровне материального положения, но даже о выживании селян.

Можно предположить, что такой большой отток трудоспособного населения в мегаполисы в поисках работы и лучшей жизни является показателем низкого уровня доходов населения региона, а также является следствием обеднения населения республики, особенно в сельской местности. Эту же проблему, как наиболее острую для сельского населения нашего региона, отметили 57,5% экспертов исследования, проведенного ИКИАТ в июле-сентябре 2019 года. Экспертами также были отмечены такие проблемы сельского населения, как отсутствие рабочих мест в селе, низкий уровень доходов сельского населения, проблемы с водообеспечением и качеством воды, низкая доступность медицинского обслуживания и

плохое качество дорог. Выделенные проблемы указывают на экономическую неразвитость села в республике, что напрямую влияет на уровень жизни селян.

Гипотезой исследования был тезис о том, что мы изучаем, прежде всего, бедное население. Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму.

В IV квартале 2019 года прожиточный минимум в расчете на душу населения составил 9 700 руб., для трудоспособного населения - 10 159 руб., для пенсионеров - 7 798 руб., для детей - 9 775 руб. Следовательно, прожиточный минимум семьи из четырех человек должен составить в среднем 39868 рублей в месяц. Только 7,6% опрошенных сельских жителей указало данный среднемесячный доход. Из них - 40,1% это семьи, состоящие из двух поколений (родители и дети). Для подавляющего большинства величина среднедушевого дохода сельских жителей Республики Калмыкия не превышает прожиточного минимума, что подтверждает нашу гипотезу об обеднении сельского населения.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия на 01.01.2019 г., миграционная убыль из сельской местности за год составила 1976 человек. Из них межрегиональная миграция составила 1552 человека, внутри региональная - 418 человек, международная миграция - 6 человек.

В нашем исследовании мы пытались выяснить, какова доля сельского населения Калмыкии, члены семьи или родственники которых уехали в другой регион на заработки. Оказалось, у каждого пятого опрошенного (19,7%) есть члены семьи, которые имеют заработок за пределами республики и пополняют общий бюджет. Эта доля опрошенных характеризует объемы миграции сельского населения республики.

Данные опроса показали, что треть родственников обследуемых семей (Табл. 1) провели в других регионах на заработках от 6 до 10 лет, то есть предположительно выехали из региона в 2009-2013 гг., а четверть родственников опрошенных живут в других регионах свыше 10 лет, то есть выехали из республики до 2009 г. Период с 2000 по 2013 гг. в Калмыкии характеризуется началом интенсивных миграционных потоков [6]: число выбывших преобладает над числом прибывших. Отрицательное сальдо миграции растет в республике, начиная с 2009 г.

Четверть членов обследуемых семей уехали в другие регионы относительно недавно - от 1 до 3-х лет назад. Другими словами, период с 2016 г. также обуславливается миграционными процессами оттока экономически активного населения из республики. Это может свидетельствовать о нарастании кризисных тенденций в социально-экономической ситуации республики.

Таблица 1.

Период проживания членов семей опрошенных за пределами республики

№ Время проживания в другом регионе Доля (%)

1 От месяца до полугода 3,9

2 От 6 месяцев до года 2,6

3 От 1 до 3 лет 24,7

4 От 4 до 5 лет 14,3

5 От 6 до 10 лет 27,3

6 Свыше 10 лет 24,7

Затруднились ответить 2,6

Итого 100,0

Таким образом, почти у каждого пятого сельского жителя республики есть близкие родственники, которые имеют заработок в других регионах или в другой стране. Большая часть родственников уехали из республики более шести лет назад в период интенсивной миграции нашего населения.

Исследуя причины оттока трудоспособного населения из сельской местности, можно связать нарастание тенденции, прежде всего, с экономическими причинами. Так, среди семей, имеющих родственников, работающих за пределами республики и пополняющие бюджет семьи, доля респондентов, определяющих себя как среднеобеспеченные выше, чем среди респондентов, которые не имеют родственников, работающих в других регионах (Табл. 2). С одной стороны, стратегия, выбранная жителями сел для решения своих насущных финансовых проблем, оправдана и несколько улучшает

материальное положение этой доли опрошенных семей. С другой стороны, отток трудоспособного населения из сельской местности негативно отражается на социально-экономической ситуации в республике в целом.

Таблица 2.

Уровень жизни сельских семей, имеющих/неимеющих возможность пополнять бюджет в других регионах.

Как Вы считаете, Вы живете Есть ли члены семьи, которые имеют заработок за пределами республики и пополняют общий бюджет семьи?

Да, есть Нет

Ниже «черты бедности» 3,9% 7,9%

Бедно 27,6% 39,6%

Среднеобеспеченно 68,4% 52,4%

В таблицу 3 внесены города, в которые уехали родственники респондентов нашего опроса. Среди них были названы мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург - 61,3%), населенные пункты соседних регионов (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Волгоград, Краснодар и др. - 25,0%), страны мира (европейские страны, среднеазиатские страны, США - 7,5%) и северные регионы страны (Сургут, Салехард, Новый Уренгой и др. - 6,3%).Основные направления, выбираемые для межрегиональной миграции - это мегаполисы.

Таблица 3.

Регионы (города), где проживают и работают родственники респондентов

№ Направление Регион/Населенный пункт Абс. Доля из числа ответивших, (%)

1 Другие страны Германия 2 2,5

2 Индия 1 1,3

3 Голландия 1 1,2

4 Сингапур 1 1,3

5 США 1 1,2

Всего 6 7,5

6 Мегаполисы Москва 46 57,5

7 Санкт-Петербург 3 3,8

Всего 49 61,3

8 Северные регионы Сургут 1 1,3

9 Н. Уренгой 1 1,2

10 Нефтеюганск 1 1,3

11 ХМАО 1 1,2

12 Салехард 1 1,3

Всего 5 6,3

13 Соседние регионы Ростов-на-Дону и Ростовская область 6 7,5

14 Ставрополь и Ставропольский край 5 6,3

15 Волгоград 2 2,5

16 Краснодар 3 3,8

17 Сочи 1 1,3

18 Воронеж 1 1,3

19 Дагестан 1 1,2

20 Михайловск 1 1,3

Всего 20 25,0

ИТОГО 80 100,0

Таким образом, по результатам исследования уровень жизни сельского населения Республики Калмыкия на сегодняшний день характеризуется в значительной степени бедностью сельского населения. Доходы большей части опрошенных представителей сельских домохозяйств (74,0% - суммарная доля

тех, кому денег хватает только на продукты, а покупка одежды уже затруднительна, и тех, кому денег хватает на еду и одежду, но покупка крупной бытовой техники уже затруднительна) позволяют удовлетворить потребности только в еде и частично в одежде. А для каждого седьмого опрошенного денег не хватает даже на еду. Другими словами, можно говорить об очень низком уровне жизни селян по данному показателю.

Низкий уровень доходов может быть одной из причин оттока сельского населения в другие регионы. Почти у каждого пятого сельского жителя республики есть родственники, которые имеют заработок в других регионах или другой стране. Большая часть родственников уехали из республики более шести лет назад в период начала интенсивной миграции населения из Калмыкии.

Экономическая неразвитость региона, а также отсутствие условий для развития среднего и малого предпринимательства, низкая привлекательность среды для жизни граждан, низкие доходы сельского населения, а также отток трудоспособного населения из сельских поселений в мегаполисы и в соседние регионы, начиная с 2014 года, характеризуют кризис, охвативший сельские поселения как в целом по стране, так и в Республике Калмыкия.

1. Тощенко, Ж. Т. Что представляет собой современное российское село? // Социологические исследования. 2017. №12. С. 89-9.

2. Кулешов, В. В. Роль Сибири в пространственном развитии России и ее позиционирование в стратегии пространственного развития РФ / В. В. Кулешов, В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2017. № 4(96). С. 3-24.

3. Калмыкия в цифрах: краткий статистический сборник. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Элиста, 2018. 2018.140 с.

4. Рынок труда и занятность населения / Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Текст электронный. URL: https:// astrastat.gks.ru/folder/41474 (дата обращения: 25.01.2020).

5. Материалы социологического опроса по проекту ИС РАН «Гражданская экспертиза работы органов власти и управления в условиях реализации 12-ти «прорывных» проектов». Июль-сентябрь 2019 // Архив отдела социологических исследований БНУ РК ИКИАТ.

б.Очирова, Н.Г. Современные миграционные и демографические процессы на юге России: региональные особенности (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 4. С. 79.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10050 ВАНЬКАЕВА ОБ.

ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: в статье отражены основные принципы функционирования Единого портала государственных и муниципальных услуг. Представлен краткий обзор результатов исследования по изучению мнения населения Республики Калмыкия о работе Единого портала государственных и муниципальных услуг. Выявлена доля граждан, зарегистрированных на сайте, доля, использующих данный ресурс и цели их обращения.

Ключевые слова: единый портал, государственные/муниципальные услуги, мониторинг, Единая системы идентификации и аутентификации.

Справочно-информационный Интернет-портал (сайт) государственных и муниципальных услуг -www.gosuslugi.ru, обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.