тех, кому денег хватает только на продукты, а покупка одежды уже затруднительна, и тех, кому денег хватает на еду и одежду, но покупка крупной бытовой техники уже затруднительна) позволяют удовлетворить потребности только в еде и частично в одежде. А для каждого седьмого опрошенного денег не хватает даже на еду. Другими словами, можно говорить об очень низком уровне жизни селян по данному показателю.
Низкий уровень доходов может быть одной из причин оттока сельского населения в другие регионы. Почти у каждого пятого сельского жителя республики есть родственники, которые имеют заработок в других регионах или другой стране. Большая часть родственников уехали из республики более шести лет назад в период начала интенсивной миграции населения из Калмыкии.
Экономическая неразвитость региона, а также отсутствие условий для развития среднего и малого предпринимательства, низкая привлекательность среды для жизни граждан, низкие доходы сельского населения, а также отток трудоспособного населения из сельских поселений в мегаполисы и в соседние регионы, начиная с 2014 года, характеризуют кризис, охвативший сельские поселения как в целом по стране, так и в Республике Калмыкия.
1. Тощенко, Ж. Т. Что представляет собой современное российское село? // Социологические исследования. 2017. №12. С. 89-9.
2. Кулешов, В. В. Роль Сибири в пространственном развитии России и ее позиционирование в стратегии пространственного развития РФ / В. В. Кулешов, В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2017. № 4(96). С. 3-24.
3. Калмыкия в цифрах: краткий статистический сборник. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Элиста, 2018. 2018.140 с.
4. Рынок труда и занятность населения / Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Текст электронный. URL: https:// astrastat.gks.ru/folder/41474 (дата обращения: 25.01.2020).
5. Материалы социологического опроса по проекту ИС РАН «Гражданская экспертиза работы органов власти и управления в условиях реализации 12-ти «прорывных» проектов». Июль-сентябрь 2019 // Архив отдела социологических исследований БНУ РК ИКИАТ.
б.Очирова, Н.Г. Современные миграционные и демографические процессы на юге России: региональные особенности (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 4. С. 79.
DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10050 ВАНЬКАЕВА О.Б.
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Аннотация: в статье отражены основные принципы функционирования Единого портала государственных и муниципальных услуг. Представлен краткий обзор результатов исследования по изучению мнения населения Республики Калмыкия о работе Единого портала государственных и муниципальных услуг. Выявлена доля граждан, зарегистрированных на сайте, доля, использующих данный ресурс и цели их обращения.
Ключевые слова: единый портал, государственные/муниципальные услуги, мониторинг, Единая системы идентификации и аутентификации.
Справочно-информационный Интернет-портал (сайт) государственных и муниципальных услуг -www.gosuslugi.ru, обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Функционирование портала www.gosuslugi.ru как государственного веб-сайта осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства России от 24 октября 2011 года № 861, которым было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» [1]. В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам. Все услуги, размещенные на Едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.
На Едином портале реализована концепция «личного кабинета» пользователя, обеспечивающая после его регистрации на портале следующие возможности:
- ознакомление с информацией о государственной или муниципальной услуге (функции);
- обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги (функции), их заполнение и представление в электронной форме;
- обращение в электронной форме в государственные органы или органы местного самоуправления;
- осуществление мониторинга хода предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной функции;
- получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов;
- хранение реквизитов пользователя;
- получение результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом.
В настоящее время для доступа к услугам на Едином портале реализовано два способа авторизации:
• с использованием логина/пароля,
• с использованием электронной подписи.
Регистрация на портале проходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Регистрация включает несколько этапов с обязательной привязкой и проверкой электронного адреса, мобильного телефона, а также подтверждением личности пользователя.
В Единой системе идентификации и аутентификации на сегодняшний день зарегистрировались 100 млн. человек. Каждый месяц количество учетных записей растет на 1,5 млн., а за весь 2019 год увеличилось на 20% [2].
В Республике Калмыкия ежегодно проводится мониторинг оценки качества предоставления государственных/муниципальных услуг. В рамках социологического исследования изучаются вопросы, связанные с получением государственных и муниципальных услуг через сайт www.gosuslugi.ru. Данные мероприятия проводятся с целью определения степени осведомлённости о функционировании вышеуказанного ресурса, частоты использования Единого портала при получении государственных и муниципальных услуг и оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг через данный веб-сайт.
По результатам исследования за 2018 год, была выявлена доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [3].
По полученным данным, большинство опрошенных (70,8%) знают о данном сайте (см. рис. 1). Каждый одиннадцатый (9,2%) впервые услышал о Едином портале во время опроса. Пятая часть респондентов (20,0%) затруднилась ответить на поставленный вопрос.
ои 60
40 20 20 9,2
0 Знают 1 1 1 Слышат сейчас впервые Затрудняются ответить
Рис. 1. Информированность населения Республики Калмыкия о Едином портале государственных и муниципальных услуг в Интернете (www.gosuslugi.ru), в %
Проанализировав ответы респондентов городских жителей и жителей районов республики, выявили следующее: знают о функционировании данного Интернет-портала: в г. Элиста - 68,3%; в районах республики: Городовиковский район - 69,0%; Ики-Бурульский район - 67,9%; Кетченеровский район -72,0%; Лаганский район - 83,7%; Октябрьский район - 47,8%; Черноземельский район - 93,9%.
18,9%, из числа знающих о сайте, использовали возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг для получения той или иной услуги (см. рис. 2). Подавляющее большинство (81,1%) не пользовались сайтом. Данный показатель отражает только долю граждан, которая пользовалась услугами из перечня, изучаемого в ходе мониторинга. В перечень входили 24 государственные услуги, предоставляемые республиканскими органами власти и 11 муниципальных услуг.
1В.-9
ГЦ Использовал 0 Не использовал
01.1
Рис. 2. Количество воспользовавшихся возможностями Единого портала для получения государственных и муниципальных услуг (получения информации, бланков и т.д.), в %
При анализе целей обращения получателей услуг на Единый портал, выясняется следующее (см. рис. 3): большая часть (62,7%) обращались за информацией об услуге, т.е. условиях ее предоставления, требованиях к перечню и оформлению документов, контактных данных органа власти, а также сроках предоставления услуги. Одинаковые доли (по 17,9%, соответственно) использовали возможности портала для записи на прием (электронная очередь); для направления запроса на предоставление услуги; для получения и распечатки форм (бланков) запроса, для получения и распечатки предоставляемых сведений, документов и получения результата услуги.
0 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 3. Цели использования Интернет-портала, в %
Как оказалось, больше половины (54,8%) из числа знающих о Едином портале, не зарегистрированы на сайте, т.е. не имеют личного кабинета (см. рис. 4). Соответственно, 45,2% - зарегистрированы на
Едином портале.
га Есть ^ Нет
Рис. 4. Наличие личного кабинета на Едином портале государственных услуг, в %
Таким образом, осведомлены об Интернет-портале более трети (70,8%) опрошенных получателей услуг. Однако необходимо отметить, что на данный момент только 45,2% из числа знающих об Интернет-портале, зарегистрированы на сайте. Для большинства заявителей, воспользовавшихся сервисами Единого портала государственных услуг, этот ресурс используется преимущественно для получения информации (62,7%).
По итогам мониторинга наибольшее число осведомленных о работе Единого портала государственных и муниципальных услуг зафиксировано в Черноземельском (93,9%) и Лаганском (83,7%) районах.
Полученные в ходе опроса данные позволяют говорить о том, что для эффективной работы Единого портала необходима постоянная, непрерывная работа по активному привлечению граждан республики.
1. Хашаева, А. Б. Государственные (муниципальные) услуги в системе современного государственного управления // Вестник Института. 2017. № 2 (35). С. 72-77.
2. Единый портал государственных услуг. Текст: электронный. URL: // https://www.gosuslugi.ru/pgu/content/ 120/121/291 (дата обращения: 12.01.2020 г.).
3. Отчет отдела за 2019 год: [оценка удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия] // Архив отдела социологических исследований.