Научная статья на тему 'Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений'

Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7754
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ / МФЦ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подставкина Е. С., Сударкина Е. С.

В статье рассмотрены перспективы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Проанализирован уровень развития Единого портала государственных услуг в РФ и Ростовской области. Выявлены проблемы перевода услуг в электронный вид и предложены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подставкина Е. С., Сударкина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений»

6. Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т.З, №4. - С. 29-54.

7. Hofstede, G. (1986). Cultural differences in teaching and learning. International Journal of Intercultural Relations, Vol. 10, № 3, pp. 301-320.

УДК 353.2:004 Подставкина Е.С., Сударкина

Е.С.

ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: канд. соц. н., доц.Канифатов А.С.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЙ

Аннотация: В статье рассмотрены перспективы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Проанализирован уровень развития Единого портала государственных услуг в РФ и Ростовской области. Выявлены проблемы перевода услуг в электронный вид и предложены пути их решения.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, единый портал, мфц, интернет.

С каждым годом Интернет в России становится все доступнее и это определяет потребности в современных инновационных способах

352

взаимодействия с органами власти.

352 Хашева И.А. Практика использования информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 99-108.

Для этих целей создан Единый портал государственных и

353

муниципальных услуг gosuslugi.ru. , с помощью которого можно не только получить услугу в электронном виде, но и всю необходимую информацию о самой услуге, месте получения, стоимости, сроках оказания и образцах документов.

На портале можно получить следующие государственные и муниципальные услуги: получение загранпаспорта, государственная регистрация физических и юридических лиц, назначение пенсии, замена паспорта гражданина РФ, проверка задолженностей судебным приставам, замена водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия, проверка и оплата штрафов ГИБДД, регистрация транспортных средств, регистрация по месту жительства/пребывания, получение и продление лицензии на хранение и ношение оружия и др.

Теперь немного статистики для более детального представления. По данным Минкомсвязи, в настоящее время в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) зарегистрировано порядка 24 млн человек, что составляет 16% от всего населения РФ. Что касается Ростовской области, то только 3,1% населения пользуются единым порталом госуслуг. (17 место по посещаемости портала среди регионов страны).

ВЦИОМ и SAP СНГ провели в 2013 году исследование, по результатам которого выяснилось, что 41% граждан в России не подозревает о существовании портала gosuslugi.ru, который работает с 2009 г (рис.1)354.

353 Единый портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/

354 41% россиян не знают о существовании портала госуслуг // Аналитический сайт «Cnews analytics» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.cnews.ru/news/top/41_rossiyan_ne_znayut_o_sushchestvovanii (дата обращения: 10.04.2016).

Рис. 1. Результаты опроса граждан о Едином портале госуслуг Эти данные подтвердились и в 2016 году. В стенах ЮРИУ РАНХиГС также был проведен аналогичный опрос, в котором приняли участие 474 человек: студентов и сотрудников. Итоги оказались не воодушевляющими: 62,9% опрошенных не зарегистрированы на портале госуслуг (рис. 2).

Рис. 2. Результаты опроса сотрудников и студентов ЮРИУ РАНХиГС о

Едином портале госуслуг Можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкиваются сегодня в своём развитии сервисы электронного правительства в стране.

Во-первых, это недостаточная популяризированность портала и отсутствие публичной системы информирования заявителей государственных

услуг . Одной из причин этой проблемы является отсутствие доступа в интернет у населения. (По данным Минкомсвязи, более чем в 6000 населенных пунктов отсутствует доступ в интернет).

Второй проблемой является отсутствие на федеральном уровне единой методологии перевода услуг в электронный вид, что в ряде случаев не позволяет сделать процесс оказания услуг существенно быстрее либо проще.356 Решением этой проблемы может стать внедрение системы подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид.

Хотелось бы отметить, что сегодня большинство из представленных на ЕПГУ госуслуг не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова - т. е. полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, являются информационными сервисами.

Еще одной проблемой является неготовность граждан к электронному правительству, в том числе, сотрудников органов власти. Неготовность населения обуславливается его консервативным мышлением. Такая же ситуация и у сотрудников органов власти - желание работать не со сведениями (из государственных информационных систем, заверенных электронной цифровой подписью), а с бумагами.

Исследования показывают, что основными причинами отставания в профессиональной ИКТ-подготовке кадров является почти полное отсутствие внутренней мотивации к использованию информационных технологий в

357

профессиональной деятельности. Решение этой проблемы возможно, прежде всего, за счет развития ИКТ-компетентности государственных и муниципальных служащих.

355 Некрасов В.Н., Бучина О.В. Механизм разрешения противоречий управления как фактор развития системы государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. С. 52-58.

356 Электронные госуслуги: озвучены проблемы и планы развития до 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.plusworld.ru/daily/elektronnie-gosuslugi-ozvucheni-problemi-i-plani-razvitiya-do-2015-g/ (дата обращения: 09.04.2016).

357 Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Рыночная рационализация предоставления государственных услуг // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2015. № 2. С. 30-35.

Итак, как мы видим, существует много нерешённых вопросов, которые несколько затрудняют реализацию процессов предоставления государственных услуг региона в электронном виде. В настоящее время управление системой государственных услуг находится на стадии модернизации, основной целью которой является повышение качества и доступности предоставляемых услуг. Стратегия модернизации системы государственного и муниципального управления основывается на реализации проектов по внедрению инновационных подходов, заимствованных из бизнес-менеджмента, а также основанных на

358

информационно-коммуникационных технологиях.

Список использованной литературы

1. Золочевская Е.Ю., Кривошеева Т.Д. Стратегическое управление государственными инновационными проектами // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014. № 2.

2. Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Рыночная рационализация предоставления государственных услуг // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2015. № 2.

3. Некрасов В.Н., Бучина О.В. Механизм разрешения противоречий управления как фактор развития системы государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2.

4. Хашева И.А. Практика использования информационно -коммуникационных технологий при оказании государственных услуг // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4.

358 Золочевская Е.Ю., Кривошеева Т.Д. Стратегическое управление государственными инновационными проектами // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014. № 2. С. 72.

5. Единый портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/

6. Аналитический сайт «Cnews analytics» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.cnews.ru/

7. Электронные госуслуги: озвучены проблемы и планы развития до 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.plusworld.ru/daily/elektronnie-gosuslugi-ozvucheni-problemi-i-plani-razvitiya-do-2015-g/

УДК33 Султуханов Б.И.

РГЭУ(РИНХ)

Науч. рук.: к.э.н., доц. Богославцева Л.В.,

ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД.

Аннотация: В статье отражены приоритеты бюджетного финансирования Ростовской области, теоретические подходы к определению эффективности расходов бюджета и практические направления повышения эффективности расходов областного бюджета Ростовской области. В статье предпринята попытка обоснования применения термина «эффективность» по отношению к расходам бюджетов, что может позволить исключить разночтения в применении этого термина на практике.

Ключевые слова: расходы бюджетов, приоритеты финансирования, эффективность расходов бюджетов

Бюджетная политика Ростовской области в сфере расходов направлена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.