3. Байбородова Л.В., Индюков И.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. - М.: Гуманит.изд.центр: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
4. Бекмурадов М.Р. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у школьников как приоритетная задача государства - режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/275/1635 (дата обращения 23.02.2018).
5. Воробьев Ю.Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России /Право и безопасность, 2006, №3-4(20-21), режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_19_25.htm (дата обращения 03.03.2018).
6. Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: учеб пособ. \ В.В.Гафнер, С.В.Петров, Л.И.Забара. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
7. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изоморфизма и гомоморфизма. Автореф. дис. д-ра н. - Тольятти, 2002. - 42 с.
8. Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности: дефиниция и уровни формирования // Материалы XVI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: «Технологии обеспечения комплексной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - проблемы, перспективы, инновации» г. Москва, ВВЦ, павильон №75, 17-19 мая 2011 режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-12/Durnev.pdf (дата обращения 05.12.2017).
9. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образования: авто- реф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.
10. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2014. - №18.1. - С. 36-38. - режим доступа: https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 14.03.2018).
11. Иванова Т. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Владикавказ, 2008. - 21 с.
12. Камерилова Г.С., Медникова О.Н. Развитие экологической культуры учащихся при изучении дисциплин естественнонаучного цикла // Современные проблемы науки и образования. - 2015.-№3.-С.346 -режим доступа: www.science-education.ru/123-19308 (дата обращения: 26.10.2017).
13. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (Учебный курс для будущих педагогов) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. - №1. - С. 26-34.
14. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. - 86 с.
15. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография / (Г.С. Камерилова и др.). Н. Новгород: Мининский университет, 2016. - 228 с.
16. Концепция безопасности образовательного пространства. Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php. (дата обращения 12.12.2017)
17. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.
18. Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся в современной школе // Окружающая среда, безопасность и здоровье человека: Сборник научных трудов/Под общей ред. С.В.Алексеева.- СПб.:СПбАППО,2008, - с. 121-127.
19. Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2002, - 127 с.
20.Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие / Л.А.Михайлов, Э.М.Киселева, О.Н.Русак и др; под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (г. Нижний Новгород); преподаватель Степанова Светлана Юрьевна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (г. Нижний Новгород)
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И ИХ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием и развитием Единого портала государственных услуг: нормативно-правовые основы, история создания, структура портала; акцентировано внимание на необходимости популяризации предоставления государственных услуг в электронной форме в образовательных организациях.
Ключевые слова: единый портал государственных услуг, электронное правительство, электронная услуга, популяризация предоставления государственных услуг в электронной форме.
Annotation. The article considers the issues associated with creation and development of the Unified portal of state services: legal and regulatory framework, the history of creation, the structure of the portal; It focused on the necessity of popularization of state services in electronic form in the educational institutions.
Keywords: The Unified portal of the state services, e-government, e-service, popularization of public services in electronic form.
Введение. Стремительное развитие информационных технологий, становление информационного общества повлияли на развитие государства. В последнее десятилетие под воздействием информационно-коммуникационных технологий происходит модернизация социальных отношений. Во многих странах
сформировалось электронное правительство, предполагающее информационное взаимодействие органов государственной власти и общества.
В России проект создания электронного правительства реализуется с 2008 года. Его основное назначение - обеспечение возможности дистанционного оказания государственных услуг гражданам и организациям органами власти всех уровней; сокращение времени получения услуг; обеспечение прозрачности хода их оказания; исключение требования представления излишних справок при подаче заявлений на их оказание; обеспечение юридической значимости взаимодействия и результатов оказания услуг в электронном виде.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - рассмотреть основные этапы создания и развития Единого портала государственных услуг, обосновать необходимость популяризации предоставления государственных услуг в электронной форме в образовательных организациях.
Изложение основного материала статьи. Впервые идеи внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти прозвучали в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002 - 2010 годы), утверждённой Правительством России в 2002 году [1], и получили дальнейшее развитие в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [2].
В период с 2002 по 2010 годы были заложены правовые основы для развития системы предоставления государственных и муниципальных электронных услуг.
В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года впервые сформулировано определение электронного правительства как «новой формы организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [3].
В 2010 году была разработана новая государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2010 годы)». Программа состоит из четырех подпрограмм. Одна из подпрограмм, «Информационное государство», предусматривает создание и развитие Единого портала государственных услуг и обеспечение перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме. Подпрограмма предполагает внедрение механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства, развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе Единого портала, развитие центров телефонного обслуживания, обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций [4].
Вопросы активизации использования информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг в той или иной степени затрагивали такие документы как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5] и Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года [6].
Значимым этапом в формировании нормативно-правовой основы предоставления государственных услуг в электронной форме стало принятие Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [7].
17 октября 2009 года Распоряжением Правительства РФ N 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» [8] был утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде органами исполнительной власти.
Для предоставления государственных услуг в электронном виде был создан специальный Интернет-ресурс - Единый портал государственных и муниципальных услуг России www.gosuslugi.ru, открытие которого состоялось 15 декабря 2009 года. Интернет-портал представляет собой единое окно доступа к информационным системам ведомств разных уровней (федерального, регионального и муниципального). Портал предоставляет информацию об услугах и ведомствах из федерального реестра государственных услуг. Единый портал является частью инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Единый портал государственных услуг доступен любому пользователю сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам.
С момента открытия Единого портала государственных услуг он превратился в удобный и востребованный инструмент доступа к государственным услугам в электронной форме. Портал постоянно развивается и совершенствуется.
В 2010 году создана единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая сделала возможным массовую регистрацию граждан на портале.
В 2011 году обеспечен доступ к региональным порталам государственных услуг и web-приложениям электронного правительства. Обеспечена возможность регистрации индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поддержка идентификации и аутентификации на портале по электронной подписи.
24 сентября 2011 Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 утверждено положение о федеральном реестре государственных и муниципальных услуг и правилах его ведения, а также положение о едином портале государственных и муниципальных услуг и требования к региональным порталам.
В 2013 году разработан новый упрощенный порядок регистрации пользователей на портале государственных услуг и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В 2014 году появилась мобильная версии портала, позволяющая получить 35 наиболее популярных услуг.
С 2016 года функционирует уже третья версия портала государственных услуг. По данным Минкомсвязи России к концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, превысило 25,5 млн. человек.
С момента своего появления Единый портал госуслуг развивается в направлении обеспечения максимального удобства пользователей и упрощения получения услуг в электронной форме.
Одновременно с развитием Единого портала развивались и региональные порталы. Так, с 2007 года существует Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области -http://www.gu.nnov.ru. Портал является региональной государственной информационной системой Нижегородской области, обеспечивающей доступ граждан и организаций к сведениям об услугах, входящих в компетенцию государственных органов власти, и способах их получения.
Единый портал государственных услуг, региональные порталы, интернет-сайты федеральных и региональных ведомств связаны в единую информационную систему.
Так, чтобы получить доступ к возможностям Единого портала, например, к информации о конкретной услуге и условиях её предоставления, при входе на портал пользователю необходимо выбрать регион предоставления услуги. После выбора региона станут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.
Портал имеет интуитивно понятный интерфейс. Пользователю предоставляется возможность выбрать наиболее удобное основание для классификации электронных услуг - по ведомствам, по категориям пользователей, по жизненным ситуациям, по популярности. Услуги на портале представлены в форме электронного каталога.
Страница каждой услуги представляет собой информационную карточку, содержащую подробную информацию об услуге. Страницы услуг одинаковы по структуре, что позволяет пользователю быстро сориентироваться на портале, находить необходимую информацию. В информационной карточке можно получить сведения о наименовании услуги, органе государственной власти или органе местного самоуправления, предоставляющем услугу, категориях граждан, которым предоставляется услуга. На странице представлена подробная информация о документах, которые необходимо представить заявителю для получения услуги, сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги, а также результат и сроки предоставления услуги и др.
Необходимо отметить, что все услуги, предоставляемые гражданину на портале, можно разделить на две категории: услуги, предоставляемые без идентификации и услуги, требующие обязательной регистрации на портале. Так, например, без регистрации вы можете получить подробные сведения об услуге «Получение загранпаспорта гражданина РФ», но для вас будет недоступна возможность подать электронное заявление на получение паспорта, для этого требуется регистрация на портале.
В настоящее время на портале предусмотрены три ступени учётной записи физического лица:
- Упрощенная учетная запись с ограниченным доступом к государственным услугам. Для ее регистрации достаточно указать имя, фамилию, e-mail или номер мобильного телефона.
- Стандартная учетная запись с доступом к расширенному перечню государственных услуг. Для ее создания потребуется указать СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность. Личные данные проходят проверку в Федеральной Миграционной Службе и Пенсионном фонде РФ.
- Подтвержденная учетная запись с полным доступом к электронным государственным услугам. Для подтверждения регистрационных данных пользователь может обратиться в центр обслуживания, либо получить код подтверждения личности по почте или воспользоваться Усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой [9].
После регистрации на портале для каждого пользователя автоматически создаётся личный кабинет, который обеспечивает функцию мониторинга за ходом предоставления электронных услуг, а также доступ к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственных или муниципальных услуг. В личном кабинете реализованы такие функции как хранение реквизитов пользователя, получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна достигнуть 70%. Плановое значение показателя в 2016 году — 50%. В 2015 году, по данным Росстата, эта доля составила 39,6%.
Тем не менее, достаточно большая часть населения не имеет информации о существовании Единого портала государственных услуг и его возможностях и предпочитает пользоваться услугами в обычном формате. В настоящее время актуальна задача массового привлечения граждан к использованию электронных форм получения государственных и муниципальных услуг.
Важным фактором при решении этой задачи является популяризация электронных услуг, причем это процесс будет более эффективным, если к нему привлечь образовательные организации, педагогов и обучающихся.
Проблемы получения государственных услуг в основном относятся к компетенции учителей и родителей и достаточно далеки от обучающихся.
Вместе с тем, обучающиеся являются активными пользователями сети Интернет, что позволяет им не только самим быстро освоить основные функции Единого портала, но и при необходимости оказывать помощь в его освоении родителям и педагогам.
Современные подростки являются потенциальными пользователями Единого портала госуслуг, поэтому ещё в школьном возрасте необходимо информировать их о существовании Единого портала, его возможностях и структуре, о преимуществах получения государственных услуг в электронной форме. В образовательных организациях целесообразно разработать систему образовательных и просветительских мероприятий для учащихся по популяризации получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В программы отдельных учебных предметов или курсов при изучении таких предметных областей как «Общественные науки», «Информатика», в дополнительные образовательные программы могут быть включены разделы, направленные на знание таких понятий как «информационное общество», «электронное правительство», «электронное государство», «государственные и муниципальные услуги», умение взаимодействовать с компьютером или мобильным устройством для использования возможностей сети Интернет, использовать программные средства для решения несложных задач, связанных с обработкой, хранением и передачей информации в разных форматах, умение использовать информационные технологии и системы, применяемые для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Кроме того, во внеурочную деятельность необходимо включать мероприятия, направленные на
популяризацию получения государственных услуг в электронной форме. Формы мероприятий могут быть различны - уроки, классные часы, акции, деловые игры, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, на которых квалифицированные специалисты из уполномоченных органов власти могут консультировать обучающихся по вопросам информационной грамотности и, в частности, получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Перечисленные мероприятия должны быть включены в систему деятельности образовательной организации, поскольку постоянно добавляются новые электронные сервисы и услуги, пополняются информационно-справочные ресурсы, изменяются функциональные возможности и оптимизируется интерфейс порталов.
На педагогов ложится ответственная миссия не только информировать обучающихся о возможности получения государственных услуг в электронной форме, но и стать их помощниками в освоении пространства госуслуг. В связи с этим, задача учреждений дополнительного профессионального образования - предоставить возможность педагогическим и административным работникам образовательных организаций приобрести необходимые компетенции в сфере предоставления государственных услуг в электронной форме. Так, в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 2013 года реализуется дополнительная профессиональная программа «Гражданин в информационном обществе. Получение государственных услуг в электронном виде». В процессе освоения программы слушатели знакомятся с понятиями «электронное правительство», «электронный гражданин», «электронная услуга», с порталами и сайтами государственных и коммерческих организаций, предоставляющих электронные услуги населению, формируют навыки поиска и безопасного использования необходимых электронных услуг. Курсовая подготовка по данной программе проводится как в очной форме (18 часов), так и с использованием дистанционных технологий (36 часов).
Выводы. Процесс предоставления государственных услуг в электронном виде сейчас находится на стадии развития, но уже сегодня электронные государственные услуги прочно входят в нашу жизнь и, без сомнения, скоро станут незаменимы для большинства граждан. В связи с этим, миссия образовательных организаций разного уровня - организация системной работы по информированию педагогических и административных работников, обучающихся, родителей о возможности получения государственных услуг в электронной форме, формирование у них гражданской идентичности и правовой культуры, предоставление возможности приобретения необходимых компетенций в данном направлении.
Литература:
1. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы) // Минкомсвязь Росии, сайт, URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 06.02.2017).
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92004/ (дата обращения: 06.02.2017).
3. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009) О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (дата обращения: 06.02.2017).
4. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы) // Минкомсвязь России, сайт, URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 06.02.2017).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство экономического развития Российской Федерации, сайт, URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/indexdocs (дата обращения: 06.02.2017).
6. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года // Министерство экономического развития Российской Федерации, сайт, URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/goverment (дата обращения: 06.02.2017).
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Министерство экономического развития Российской Федерации, сайт, URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/inf0rientedSoc/electric_card/doc20100727_001 (дата обращения: 06.02.2017).
8. Распоряжение Правительства РФ N 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»// Официальный сайт компании «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93076/ (дата обращения: 06.02.2017).
9. Единый портал государственных услуг URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 06.02.2017).
10. Носко Б.П., Полуянов Е.В. Основные этапы формирования электронного правительства в России: нормативно-исторический подход. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 22-29.
11. Арутюнова Л.Б. Предоставления государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. Правовая информатика, Выпуск№ 1 / 2012, С. 16-22.
12. Канянина Т.И., Кудин Н.О. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 3-5.
Педагогика
УДК 377.8
директор педагогического колледжа Капин Сергей Валериевич
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Норильский педагогический колледж» (г. Норильск)
ФУНКЦИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье раскрывается содержание трёх взаимосвязанных функций демонстрационного экзамена как формы государственной аттестации: оценка уровня готовности к выполнению квалификационных требований профессионального стандарта педагога; оценка уровня освоения основной профессиональной образовательной программы; оценка способности вести профессиональную деятельность в сфере образования в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Ключевые слова: государственная аттестация, демонстрационный экзамен, компетенция, функция, экзаменационное задание.
Annotation. The article reveals the content of three interrelated functions of the démonstration examination as a form of state attestation: assessment of the level of readiness to meet the qualification requirements of the professional standard of the teacher; the assessment of the level of development of the basic professional educational program; the assessment of the ability to lead the professional activities in the field of education in accordance with the standards of World Skills Russia.
Keyword: state attestation, demonstration examination, competence, function, examination task.
Введение. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования установлено, что завершающим этапом оценки качества освоения выпускниками основной профессиональной образовательной программы является государственная (итоговая) аттестация. До нынешнего учебного года она включала подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), а так же проведение государственного экзамена (по усмотрению образовательного учреждения).
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования был утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968. Приказом этого же министерства от 17 ноября 2017 г. в него внесены изменения, связанные с использованием в качестве формы государственной итоговой аттестации демонстрационного экзамена, предусматривающего моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. В приказе определено, что задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [3].
Изложение основного материала статьи. Союз «Ворлдскиллс Россия» (далее - Союз) является официальным оператором международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого заключается в повышении стандартов подготовки кадров. Раз в два года организация проводит мировые чемпионаты профессионального мастерства по разработанным международным стандартам спецификации WorldSkills (WSSS).
Союз разработал методику организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, где его цель сформулирована следующим образом: «определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия» [3]. На официальном сайте Союза (раздел документы) приведён перечень компетенций (т.е. профессий, специальностей), по которым будет проводиться демонстрационный экзамен в 2018 г., и размещены комплекты оценочных (контрольно-измерительных) материалов, представляющие собой «совокупность заданий, их спецификации, технических описаний оцениваемых компетенций, критериев и инструментов оценивания, обеспечивающих в целом оценку результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена [3].
Анализ содержания официальных сайтов органов управления образованием и образовательных организаций в регионах страны, а так же сайта Союза «Ворлдскиллс Россия» убедительно доказывает, что в 2018 году приобретает массовый характер использование демонстрационного экзамена как формы аттестации выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.
Нормативные документы, методические и другие информационные материалы, связанные с подготовкой к демонстрационному экзамену дают основание для вывода о том, что в его содержании наиболее ярко выражена функция оценки способности выпускников профессиональных образовательных организаций вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия (WSR). Покажем это на примере заданий демонстрационного экзамена по компетенции, которая в соответствии с сертификацией этих стандартов называется «Преподавание в младших классах», а в соответствии с сертификацией в WorldSkills International (WSI) - Primary School Teaching.
На сайте Союза «Ворлдскиллс Россия» размещён комплект оценочной документации (КОД) по компетенции «Преподавание в младших классах», который, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 1138 должен учитываться при разработке демонстрационного экзамена. Комплект документации нацелен на оценку знания, понимания и навыков будущих учителей начальных классов, которые, с точки зрения его разработчиков, лежат в основе наилучшего международного опыта в техническом и профессиональном плане.
При этом оценка знаний и понимания осуществляется через оценку исполнения задания с использованием четырёх групп критериев, позволяющих оценить в баллах следующие параметры: соблюдение условий конкурса, безопасности и санитарных норм; действия по разработке (подготовке) установленного заданием продукта (результата) профессиональной деятельности педагога; демонстрацию его использования (применения) в ситуации, когда специально подготовленные волонтёры выступают в роли