Научная статья на тему 'Уровень жизни населения'

Уровень жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
incomes of population / social and economic inequality / subsistence minimum.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Мисихина

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-апреле 2015 г. уменьшились по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 2,2%. За первый квартал текущего года уровень неравенства в доходах населения по сравнению с первым кварталом предыдущего года несколько снизился. На федеральном уровне приняты законы, облегчающие использование средств материнского капитала. В ряде регионов России в систему социальной поддержки населения вносятся изменения, нацеленные на снижение дефицитов региональных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Living Standards of the Population

Real disposable money income of the population in January-April 2015 were down 2.2% against the same period 2014. Within Q1 2015 the level of inequality somewhat down against Q1 2014. Laws were adopted at the federal level which simplified the use of maternal capital. In a number of Russian regions, the social safety net underwent some changes aimed at the reduction of regional budget deficits.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни населения»

Социальная сфера

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Светлана МИСИХИНА, канд. экон. наук

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-апреле 2015 г. уменьшились по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 2,2%. За первый квартал текущего года уровень неравенства в доходах населения по сравнению с первым кварталом предыдущего года несколько снизился. На федеральном уровне приняты законы, облегчающие использование средств материнского капитала. В ряде регионов России в систему социальной поддержки населения вносятся изменения, нацеленные на снижение дефицитов региональных, бюджетов.

Доходы населения

Номинальные среднедушевые денежные доходы населения в апреле 2015 г. составили 30 569 руб., увеличившись по сравнению с апрелем 2014 г. на 8,6% и по сравнению с мартом 2015 г. - на 11,9%. За январь-апрель 2015 г. номинальные среднедушевые денежные доходы населения выросли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 10,3%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения1 в апреле 2015 г. выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 13%, однако по сравнению с апрелем 2014 г. они сократились на 4%. За первые четыре месяца текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились по сравнению с январем-апрелем 2014 г. на 2,2%.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника составила в апреле

2015 г. 32 805 руб., увеличившись по сравнению с апрелем предыдущего года на 1%, а по сравнению с мартом 2015 г. - на 0,5%.

Реальная начисленная заработная плата в апреле 2015 г. по сравнению с мартовским значением показателя не изменилась, но снизилась по сравнению с тем же месяцем 2014 г. на 13,2%, тогда как в апреле 2014 г. реальная начисленная заработная плата выросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,2%.

За январь-апрель 2015 г. реальная начисленная заработная плата уменьшилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 10,2% (в 2014 г. реальная начисленная заработная плата выросла за январь-апрель по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. на 4,1%).

Заработная плата работников бюджетной сферы в первом квартале 2015 г. несколько снизилась по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года.

• уровень среднемесячной начисленной заработной платы в здравоохранении и предоставлении социальных услуг составил 89% от значения этого показателя в обрабатывающих производствах (в первом квартале 2014 г. он находился на уровне 91%),

• в образовании - соответственно 84% (86%).

За первые три месяца текущего года уровень заработной платы отдельных категорий

1 Доходы, очищенные от обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен.

работников отраслей бюджетной сферы, данные по которым публикуются органами статистики, составил по отношению к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации:

• в образовании: от 82,7% у педагогических работников учреждений дополнительного образования детей2 (увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 2,1 п.п.) до 91,0% у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений3 (снизившись по сравнению с январем-мартом 2014 г. на 3,3 п.п.), 98,7% у педагогических работников учреждений общего образования (96,7%) и 132,3% у преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования (144,7%);

• в здравоохранении: от 50,7% у младшего медицинского персонала (49,5% в первом квартале 2014 г.) до 128,5% у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование и предоставляющих медицинские услуги (159,1%). Указом Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было установлено, что в 2012 г. средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. На практике значение целевого показателя было превышено в первом полугодии 2014 г. (уровень заработной платы этой категории работников составил 107,7% от средней заработной платы по субъекту Российской Федерации). Однако в третьем квартале ситуация начала ухудшаться, и средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в итоге за 2014 г. снизилась до 96,7% от средней зара-

ботной платы в соответствующем регионе. В первом же квартале 2015 г. значение данного показателя стало расти, но пока не достигло 100%.

Тем же Указом Президента Российской Федерации планировалось в 2013 г. довести среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. В 2013 г. средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составила 94,9% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, но в следующем году ситуация несколько ухудшилась: уровень данного показателя снизился до 94,3% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. Снижение значения показателя наблюдалось и в первом квартале 2015 г.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, которая формируется в основном из-за нехватки собственных средств предприятий, на 1 мая 2015 г. составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. Просроченная задолженность по заработной плате распространяется на 72 тыс. работников.

1 февраля 2015 г. страховые пенсии более 39 млн. российских пенсионеров были увеличены, исходя из роста потребительских цен за 2014 г., на 11,4%.

Средний размер назначенных пенсий в марте 2015 г. составил 12 048 руб., практически не изменившись по сравнению с предыдущим месяцем, а по сравнению мартом 2014 г. увеличившись на 11,9%. Реальный размер пенсий в марте текущего года сократился на 1,2% по сравнению с предыдущим месяцем и на 4,3% по сравнению с мартом 2014 г.

2 Отношение к средней заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации.

3 Отношение к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1 апреля 2015 г. были увеличены:

• социальные пенсии российских пенсионеров на 10,3%;

• размеры ежемесячной денежной выплаты федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.) на 5,5%.

Социально-экономическая дифференциация

По предварительным данным, в первом квартале 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года неравенство в доходах населения несколько снизилось:

• коэффициент Джини сформировался на уровне 0,397, тогда как за тот же период предыдущего года он составлял 0,401;

• коэффициент фондов составил 13,9 раза (14,4 раза).

За первые три месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего доля 10% наименее обеспеченного населения в общем объеме денежных доходов населения не изменилась и осталась на уровне 2,1%, а доля 10% наиболее обеспеченного населения сократилась в общем объеме денежных доходов населения до 29,2% (в первом квартале 2014 г. она составляла 29,5%).

Социальная поддержка

В апреле текущего года был принят Федеральный закон № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала», предусматривающий выплату 20 тыс. руб. тем семьям, которые заявят о необходимости такой поддержки.

В мае был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"», согласно которому средства материн-

ского капитала теперь можно направлять на уплату первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, не дожидаясь трехлетия ребенка, после рождения которого был получен сертификат на материнский капитал (ранее до трехлетия ребенка с помощью средств материнского капитала можно было погашать жилищные кредиты, но не вносить их в качестве первоначального взноса). Данная мера может способствовать развитию ипотечного кредитования в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где стоимость жилья невысока по сравнению с регионами -лидерами по ценам на жилье.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, 3 млн. семей уже направили средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, из них 2 млн. семей частично или полностью погасили свои жилищные кредиты. Общий размер средств материнского капитала, пошедший на такое погашение, составил 760 млрд. руб. (или 380 тыс. руб. на одну семью). Еще более 1 млн. семей улучшили свои жилищные условия, не привлекая кредитные средства, направив на это из средств материнского капитала 368 млрд. руб.

Как отмечено в Оперативном мониторинге экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 8 (май 2015 г.)4, в ряде регионов Российской Федерации вносятся изменения в формы и размеры социальной поддержки населения. Дефицит средств региональных бюджетов приводит к тому, что изменения в систему социальной поддержки вносятся по таким направлениям, как:

• приостановка индексации некоторых пособий;

• использование принципа адресности для некоторых форм поддержки, которые ранее оказывались независимо от размера доходов бенефициаров. В качестве границы нуждаемости рассматриваются не толь-

4 http://www.iep.ru/ru/publikatcii/7497/publication.html

ко прожиточный минимум соответствующей группы населения, но и его более высокие границы (например, 1,5-2,5 прожиточных минимума);

• сокращение объемов поддержки;

• отмена некоторых форм поддержки.

Эти изменения приведут к сокращению расходов региональных бюджетов на социальную поддержку. Введение принципа адресности в некоторые формы социальной поддержки, скорее всего, будет означать, что часть ка-

тегориальных выплат не будут получать наиболее обеспеченные бенефициары, но не будет означать и улучшения положения бедного населения независимо от того, является оно или нет получателем различных форм социальной поддержки. Некоторые меры могут привести к ухудшению положения бедных семей - например, отмена компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения многодетным семьям, в случае если такие семьи являются бедными. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.