Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ОБЩЕСТВЕ'

УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Анатольевна, Полянский Виктор Владимирович, Гатен Юлия Владимировна

Актуальность статьи обусловлена ростом экстремистских настроений среди российской молодежи. Авторами рассматривается толерантность как средство противодействия экстремизму в молодежной среде. Цель статьи заключается в исследовании уровня толерантности студентов к проявлению экстремизма и их представлений о наиболее приемлемых способах профилактики экстремистской деятельности в обществе. Результаты исследования показали, что уровень толерантности в студенческой среде можно считать удовлетворительным, так как более половины студентов демонстрируют отсутствие неприязни к каким-либо социальным группам. Уровень толерантности снижается с возрастом: студенты младших курсов более толерантны, чем выпускники. Исследование показало, что по распространенности в студенческой среде, следующей после этнической нетолерантности формой выражения нетерпимости, является гомофобия. Авторами выявлен низкий уровень вовлеченности студенческой молодежи в экстремистскую деятельность, большинство заявляют о негативном отношении и осуждении деятельности экстремистских организаций. В ряду мер, способных предотвратить распространение экстремизма в обществе, студенты выделяют меры социального порядка, запрос на репрессивные и запретительные формы противодействия экстремизму почти отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF TOLERANCE OF STUDENTS AND IDEAS ABOUT MEASURES TO COUNTER EXTREMISM IN SOCIETY

The relevance of the article is due to the growth of extremist sentiments among Russian youth. The authors consider tolerance as one means of countering extremism among young people. The purpose of the article is to study the level of tolerance of students to the manifestation of extremism and their ideas about the most acceptable ways to prevent extremist activity in society. The results of the study showed that the level of tolerance in the student environment can be considered satisfactory, since more than half of the students demonstrate the absence of hostility to any social groups. The level of tolerance decreases with age: undergraduates are more tolerant than graduates. The study showed that homophobia is the most common form of expression of intolerance among students, following ethnic intolerance. The authors have revealed a low level of involvement of students in extremist activities, the majority declare a negative attitude and condemnation of the activities of extremist organizations. Among the measures that can prevent the spread of extremism in society, students identify measures of social order, the request for repressive and prohibitive forms of countering extremism is almost absent.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ОБЩЕСТВЕ»

Уровень толерантности студентов и представления о мерах противодействия экстремизму в обществе

Логинова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» E-mail: okean559@yandex.ru

Полянский Виктор Владимирович,

кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» E-mail: polansky.v@gmail.com

Гатен Юлия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» E-mail: gaten.ssau@mail.ru

Актуальность статьи обусловлена ростом экстремистских настроений среди российской молодежи. Авторами рассматривается толерантность как средство противодействия экстремизму в молодежной среде. Цель статьи заключается в исследовании уровня толерантности студентов к проявлению экстремизма и их представлений о наиболее приемлемых способах профилактики экстремистской деятельности в обществе. Результаты исследования показали, что уровень толерантности в студенческой среде можно считать удовлетворительным, так как более половины студентов демонстрируют отсутствие неприязни к каким-либо социальным группам. Уровень толерантности снижается с возрастом: студенты младших курсов более толерантны, чем выпускники. Исследование показало, что по распространенности в студенческой среде, следующей после этнической нетолерантности формой выражения нетерпимости, является гомофобия. Авторами выявлен низкий уровень вовлеченности студенческой молодежи в экстремистскую деятельность, большинство заявляют о негативном отношении и осуждении деятельности экстремистских организаций. В ряду мер, способных предотвратить распространение экстремизма в обществе, студенты выделяют меры социального порядка, запрос на репрессивные и запретительные формы противодействия экстремизму почти отсутствует.

Ключевые слова: толерантность, экстремизм, экстремистская деятельность, студенческая молодежь.

Экстремизм определяется согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как перечень следующих действий: насильственное изменение основ конституционного строя, оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, религиозной или нравственной розни, пропаганда исключительности какой-либо группы, объединенной по национальному, социальному и иным признакам, нарушение прав и свобод человека по тем же причинам, массовое распространение и изготовление экстремистских материалов, нарушение избирательных и иных конституционных прав граждан и публичные призывы к осуществлению указанных действий, подстрекательство к ним, а также их подготовку, организацию и/или финансирование [1].

Феномен толерантности как терпимого отношения и уважения ко всему иному диаметрально противоположен экстремизму и является необходимым инструментом, который способствует осуществлению профилактики экстремистских идей и их распространения в обществе.

Изучение толерантности как средства противодействия экстремизму находится в центре внимания таких исследователей как В.А. Рукинов, Е.Л. Кудрина, В.С. Кудрин, Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, М.М. Гасанов, И.П. Смирнов, А.М. Тимохин, П.А. Кисляков, Д.С. Дядь-кин, А.А. Зорькина и др.

Рассматривая взаимосвязь толерантности и экстремизма, Е.Л. Кудрина и В.С. Кудрин подчеркивают, что «толерантность более всего обнаруживается и находит наибольшее проявление в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других групп (группировок, объединений и т.п.), национальностей, вероисповедания» [2].

Согласно исследованиям Л.С. Рубан «наиболее массовым (до 90%) и активным участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них» [3, с. 34]. Анализ социологических исследований последних лет, проведённых в различных регионах, подтверждает рост экстремистских настроений среди молодёжи [4, с. 125].

В связи с этим важным является рассмотрение проблемных аспектов профилактики молодежного экстремизма. С позиций социологического анализа данную проблему изучали В.Л. Примаков [5], Е.О. Кубякин [6], В.К. Довгяло [7], Е.В. Некрасов [8] и др.

Мы также считаем, что получение важнейшей информации о настроениях студентов, об их отношении к экстремизму имеет большую практическую пользу, так как при толерантном отношении к экстремизму (равно как и при сильном страхе перед ним) любая просветительская и профилактическая деятельность будет напрасной.

Цель нашего исследования - выявление уровня толерантности студентов к проявлению экстремизма и их представление о наиболее приемлемых способах профилактики экстремизма в обществе.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

1) изучить опыт дискриминации студентов по национальному, религиозному или иному признаку и определить их социальный профиль;

2) определить уровень толерантности студентов к проявлению экстремизма;

3) изучить представления студентов о наиболее приемлемых способах профилактики экстремизма и основных мерах, необходимых для снижения проявлений экстремизма в обществе.

Методика исследования

Нами был разработан опросник, представляющий собой комбинацию вопросов разного типа: закрытые альтернативные и неальтернативные, бальные оценки, полузакрытые и открытые вопросы. Такой подход позволяет получить рациональные ответы по одинаковым для всей выборки шкалам, провести сравнение и статистическую обработку данных. При анализе данных использовался статистический пакет для социальных наук «SPSS for Windows». Для установления взаимосвязей между признаками недостаточно построения обычных таблиц сопряженности. Наличие связи доказывается с помощью методов статистического

анализа, наиболее популярным из которых является Хи-ква-драт. Все приведенные в исследовании зависимости подтверждены значимыми значениями критерия Хи-квадрат (на уровне значимости не ниже 0,05).

Исследование выполнено Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П. Королева при содействии Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области.

Объект исследования - студенты вузов Самарской области (4815 человек в возрасте от 19 до 25 лет). Структура выборки по возрасту однородна (44,4% юношей, 55,6% девушек).

Результаты исследования

Большинство опрошенных (71,5%) уверяют, что никогда не подвергались дискриминации по национальному, религиозному или иному признаку. Доля студентов, утверждающих, что в их жизни был подобный негативный опыт составила 13,7%.

Социальный профиль студентов, имеющих опыт дискриминации по национальному, религиозному или иному признаку представлен на Рисунке 1.

Пол

мужской

сталкивались никогда не сталкивались

L 13,0% L 114,3%

69,9% | 72,7%

16-18 лет

сталкивались никогда не сталкивались

Возраст

19-20 лет 21 и старше

13,7% 12,9% L 14,9%

75,7% 71,9% | 68,1%

сталкивались

никогда не сталкивались

Самооценка уровня доходов своей семьи

малообеспеченные ^24,1% ниже среднего | 18,3% средний уровень | 12,4% выше среднего | 11,1% высокообеспеченные 11,1%

71,2% | | 78,1% 79,7% 72,5% |

Рис. 1. Социальный профиль студентов, имеющих опыт дискриминации по национальному, религиозному или

иному признаку

Пол

Возраст

Совсем не испытываю неприязни

Бывает, что испытываю раздражение или неприязнь к представителям некоторых национальностей Мое отношение к человеку полностью зависит от его принадлежности к какой-либо национальности

Затрудняюсь ответить

мужской женский

55,4% Я 65,9% I

| 23,1% 21,9%

2,5% 1,9%

19,0% 10,3%

16-18 лет 19-20 лет 21 и старше

66,7% 61,6% 1

I I 21,8% 24,2%

1,5% 2,3% 2,4%

| 9,7% ■ 14,3% и 17,1%

Самооценка уровня доходов своей семьи мало- ниже средний выше высоко-

обеспеченные среднего уровень среднего обеспеченные

Совсем не испытываю неприязни

Бывает, что испытываю раздражение или неприязнь к представителям некоторых национальностей Мое отношение к человеку полностью зависит от его принадлежности к какой-либо национальности

28,2%

3,7%

■ 14,6%

р7,6% 2,6% 8,7%

8,7% | 8,1%

23,6% 1,6% 8,1%

Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Факторы этнической толерантности

68,6% 51,0% ■

|l9,8% 22,2%

1,6% I 5,9%

10,0% 20,9%

С дискриминацией чаще сталкиваются девушки, а не юноши. Влияние возраста и материального положения следующее: первый увеличивает случаи столкновения с дискриминацией, а второе, наоборот, снижает.

Для выявления предрасположенности студентов к проявлению экстремизма мы исследовали этническую толерантность и участие студентов в конфликтах на национальной почве, уровень социальной толерантности и неприязнь к различным социальным группам.

Уровень этнической толерантности в студенческой среде можно считать удовлетворительным, т.к. большинство студентов (61,3%) не испытывают неприязни к лицам других национальностей. Однако, каждый четвертый (24,6%) утверждает, что периодически чувствует раздражение и неприязнь по отношению к представителям отдельных этносов. Причем для 2,1% неприязненное отношение к некоторым этносам является нормой.

Представители сексуальных меньшинств Представители определенной расы Представители определенной религии Люди определенных профессий

Об участии в конфликтах на национальной почве заявили 8,4% опрошенных, еще 11,5% не ответили на данный вопрос. Но в целом статистика участия в национальных конфликтах вполне благополучна - подавляющее большинство студентов (80%) не имеют опыта открытых столкновений на национальной почве.

Уровень этнической толерантности зависит от социально-демографических факторов и представлен на Рисунке 2.

Во-первых, толерантность заметно варьируется тендерной принадлежностью: девушки более толерантны, чем юноши. Во-вторых, уровень этнической толерантности снижается с возрастом. В-третьих, рост материального благосостояния способствует росту толерантности. Но при достижении высокого дохода толерантность падает до уровня группы с низким доходом.

Уровень социальной толерантности: неприязнь к социальным группам представлен на Рисунке 3.

14,3%

7,7% | 6,5% 4,5%

Те, кто лучше меня материально обеспечен 3,6% Люди пожилого и старого возраста ^ 2,5% Те, кто хуже меня материально обеспечен Щ 2,0%

Другие | 1,9% Никто из перечисленных Затрудняюсь ответить £ 16,9%

55,2%

Рис. 3. Уровень социальной толерантности: неприязнь к социальным группам

Опрос показал, что по распространенности в студенческой среде следующей после этнической нетолерантности формой выражения нетерпимости является гомофобия. О своем неприязненном отношении к сексуальным меньшинствам заявили 14,3% студентов. Расовая и религиозная нетерпимость присуща студенческой молодежи в гораздо меньшей степени. О ней заявили 7,7% и 6,5% опрошенных соответственно. Антипатию к людям определенных профессий испытывают 4,5%, к тем, кто лучше обеспечен - 3,6%, людям пожилого и старого возраста - 2,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивным фактом следует считать, что более половины студентов (55,2%) заявляют о своей полной толерантности и об отсутствии у них неприязни к каким-либо социальным группам, а также заявляют о негативном отношении и осуждении деятельности экстремистских организаций (74,4%).

В числе первоочередных мер по решению проблемы экстремизма студенты называют повышение уровня жизни (45,7%), что вместе с поддержкой незащищенных и малообеспеченных групп населения (29,8%) выводит меры социального порядка на первое место. Значительную роль отводит молодежь и психологии, полагая, что изменение сознания способствует преодолению экстремизма (35%). Меры репрессивного и запретительного характера не находят поддержки у большинства студентов. Но и совсем не популярными назвать их тоже нельзя: более четверти опрошенных высказались за ужесточение уголовной ответственности и блокирование экстремистских сайтов и пабликов, пропагандирующих национальную, расовую, религиозную или социальную вражду (27%).

В число наименее популярных мер вошли: развитие институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений для молодежи и подростков (26,7%), повышение правовой культуры граждан, обеспечение знаниями ими своих собственных прав и свобод (25,0%), совершенствование вопросов досуга, доступный для граждан спорт и физкультура (18,6%), пропаганда в СМИ ценностей гражданского общества, идеалов гуманизма (12,4%), запрет на создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений (7,7%), тотальная цензура в СМИ и Интернете (5,7%), отмена всякой цензуры и контроля за публикациями в Сети (5,6%), смягчение ответственности до административных форм наказаний (2,2%).

В вопросе ответственности за решение проблемы экстремизма молодежь демонстрирует экстернальный (внешний) локус контроля, т.к. чаще всего ответственность возлагается на абстрактное «население в целом» (35,1%), на далекие от субъекта федеральные органы власти (22,1%), на местную (муниципальную) или региональную власть (3,2%), на правоохранительные органы (7,9%).

Следует особо обратить внимание на очень низкий процент тех, кто говорит о личной ответственности каждого человека, в том числе о своей собственной ответственности за уровень экстремизма в обществе - всего 7,1% опрошенных. Это тревожный показатель, т.к. с точки зрения психологии, экстернальный локус контроля свидетельствует о подозрительности, тревожности и чаще ведет к проявлениям агрессии. При этом почти четверть опрошенных затруднились с ответом на дан-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

со

I_

u со

ный вопрос. Это еще один показатель, указывающий на несформированность определенного мнения у молодежи по вопросам, связанным с темой экстремизма.

Заключение

Важной задачей исследования являлось выявление уровня социальной толерантности молодежи, т.к. именно низкий уровень толерантности может стать предпосылкой для формирования экстремистских проявлений. Исследование показало, что уровень этнорелигиозной толерантности среди студентов Самарской области находится на уровне 60%. Это скорее высокий показатель. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что каждый четвертый студент периодически испытывает чувство неприязни к представителям некоторых этнорелигиозных групп. Исследование показало, что уровень толерантности снижается с возрастом: студенты младших курсов более то-лерантны, чем выпускники. Согласно заявлениям опрошенных, другие формы социальной нетерпимости и ксенофобии мало представлены в студенческой среде. Стоит отметить неприятие представителей сексуальных меньшинств. Необходимо обратить больше внимания на эту форму интолерантности, т.к. в отличие от религиозной или этнической нетерпимости она пока не стала предметом рефлексии в психолого-педагогическом сообществе.

Согласно данным опроса, проблема дискриминации по религиозному, национальному или какому-либо еще признаку не актуальна для большинства опрошенных (более 70% не имели опыта столкновения с дискриминацией). В данном случае, в отличие от столкновения с экстремизмом, следует обратить внимание на женскую часть студенчества, т.к. именно девушки чаще говорят о фактах дискриминации в их жизни.

В ряду мер, способных предотвратить распространение экстремизма в обществе, студенты в первую очередь выделяют меры социального порядка. Это позитивный сигнал, указывающий на то, что в молодежной среде отсутствует запрос на репрессивные меры и меры запретительного характера. Молодежь адекватно понимает, что в основании девиаций лежат глубинные социальные противоречия, и только через их сглаживание или устранение возможно снизить уровень агрессии и экстремизма в обществе, создать условия для социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности, поддержания гражданского мира и согласия в стране, как это установлено в Конституции Российской Федерации (ст. 75.1, ст. 80).

Литература

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 1 (с изменениями от 28 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

2. Кудрина Е.Л., Кудрин В.С. Феномен толерантности в противодействии возникновению экстремизма в молодежной среде // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2015. - № 33. - С. 171-177.

3. Рубан Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. - Москва: Academia, 2006. - 240 с.

4. Еговцева Н.Н. Развитие толерантности у студентов как меры профилактики проявлениям экстремизма в молодёжной среде // Вестник Курганского государственного университета. - 2011. - № 3 (22). - С. 124-127.

5. Примаков В.Л. Сущность, содержание и основные направления профилактики современного моло-

дежного экстремизма в России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2016. - № 767. -С.193-205.

6. Кубякин Е.О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. - 2010. - № 1. - С. 38-41.

7. Довгяло В.К. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. -2018. - № 1. - С. 21-30.

8. Некрасова Е.В. Некоторые вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - № 2. -С. 314-321.

THE LEVEL OF TOLERANCE OF STUDENTS AND IDEAS ABOUT MEASURES TO COUNTER EXTREMISM IN SOCIETY

Loginova I.A., Polyansky V.V., Gaten Y.V.

Samara National Research University

The relevance of the article is due to the growth of extremist sentiments among Russian youth. The authors consider tolerance as one means of countering extremism among young people. The purpose of the article is to study the level of tolerance of students to the manifestation of extremism and their ideas about the most acceptable ways to prevent extremist activity in society. The results of the study showed that the level of tolerance in the student environment can be considered satisfactory, since more than half of the students demonstrate the absence of hostility to any social groups. The level of tolerance decreases with age: undergraduates are more tolerant than graduates. The study showed that homophobia is the most common form of expression of intolerance among students, following ethnic intolerance. The authors have revealed a low level of involvement of students in extremist activities, the majority declare a negative attitude and condemnation of the activities of extremist organizations. Among the measures that can prevent the spread of extremism in society, students identify measures of social order, the request for repressive and prohibitive forms of countering extremism is almost absent.

Keywords: tolerance, extremism, extremist activity, student youth. References

1. Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 «On Countering Extremist Activity». Article 1 (as amended on December 28, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. -2002. - No. 30. - St. 3031.

2. Kudrina E.L., Kudrin V.S. The phenomenon of tolerance in countering the emergence of extremism among the youth // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. - 2015. -No. 33. - PP. 171-177.

3. Ruban L.S. Dilemma of the 21st century: tolerance and conflict. - Moscow: Academia, 2006. - 240 p.

4. Egovtseva N.N. The development of tolerance among students as a preventive measure for manifestations of extremism in the youth environment // Bulletin of the Kurgan State University. -2011. - No. 3 (22). - PP. 124-127.

5. Primakov V.L. Essence, content and main directions of prevention of modern youth extremism in Russia // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. - 2016. - No. 767. - PP. 193-205.

6. Kubyakin E.O. The problem of prevention of extremism among the youth // Society: politics, economics, law. - 2010. - No. 1. -PP. 38-41.

7. Dovgyalo V.K. Prevention of extremism in the youth environment // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 3. Humanities and social sciences. -2018. - No. 1. - PP. 21-30.

8. Nekrasova E.V. Some issues of prevention of extremism among the youth // Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy. - 2012. - No. 2. - PP. 314-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.