"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
УДК 159.9.07
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-5-9
PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO PREVENTION OF EXTREMISM IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
Livak N.S., Klimova I.V., Lebedikhin V. V.
Siberian State University of Science & Technology named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russian Federation
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛивакН.С., Климова И.В., Лебедихин В.В.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академикаМ.Ф. Решетнева», г. Красноярск, Российская Федерация
Аннотация. Современная молодежь и студенческое сообщество сегодня играют одну из ключевых ролей в развитии социальной и общественной жизни. В силу особенностей университетского пространства студенческое сообщество находится в постоянном взаимодействии и коммуникации, как в рамках образовательного процесса и мероприятий различного формата, так и в социально-бытовых условиях. В контексте взаимодействий данная социальная группа, наиболее подверженная риску распространения негативных идеологий, которые угрожают не только личной безопасности каждого, но и мирному сосуществованию в условиях многонационального общества России. В условиях отсутствия в качестве профилактики мероприятий просветительского характера, возникает неблагоприятная среда, в которой очень легко воздействовать на мышление молодежи, привлечение их к националистическим движениям, экс-тремисткой деятельности и т.п. Отсюда появляется понятие «молодежный экстремизм», который проявляется во взглядах и поведении молодежи, основанных на проявлении агрессии и непринятии инакомыслящих. Актуальным становится поиск новых технологий психологического сопровождения, позволяющих формировать культурную толерантность, ценностные ориентации и препятствовать распространению экстремистских идеологий. Авторами рассматривается комплекс мероприятий, способствующих обобщению, распространению, а также внедрению в студенческую среду лучших практик духовно-нравственного воспитания, развития межнационального и межрелигиозного диалога, профилактики негативных идеологий. Для реализации данных задач необходимо сформировать пул специалистов по профилактике экстремизма в студенческой среде, проводить семинары-совещания для проректоров вузов по безопасности и воспитательной работе, а также просветительские семинары для менеджеров
Abstract. Modern youth and the student community today play a key role in the development of social and social life. Due to the peculiarities of the university space, the student community is in constant interaction and communication, both in the framework of the educational process and events of various formats, and in social and everyday conditions. In the context of interactions, this social group, which is most at risk of spreading negative ideologies that threaten not only the personal security of everyone, but also peaceful coexistence in the conditions of a multinational society in Russia. In the absence of educational measures as a prevention, an unfavorable environment arises in which it is very easy to influence the thinking of young people, their involvement in nationalist movements, extremist activities, etc. Hence the concept of «youth extremism» appears, which is manifested in the views and behavior of young people based on the manifestation of aggression and non-acceptance of dissenters. The search for new technologies of psychological support that allow to form cultural tolerance, value orientations and prevent the spread of extremist ideologies becomes relevant. The authors consider a set of measures that contribute to the generalization, dissemination, as well as the introduction into the student environment of the best practices of spiritual and moral education, the development of interethnic and interreligious dialogue, and the prevention of negative ideologies. To implement these tasks, it is necessary to form a pool of specialists in the prevention of extremism in the student environment, hold seminars and meetings for vice-rectors of universities on security and educational work, as well as educational seminars for managers ofstudent organizations. This will make it possible to form leadership student associations that broadcast the values of cultural tolerance to the youth environment.
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
студенческих организаций. Это позволит сформировать лидерские студенческие объединения, транслирующие в молодежную среду ценности культурной толерантности. Ключевые слова: толерантность, социальный оптимизм, профилактика экстремизма, психологические условия воспитания Keywords: tolerance, social optimism, prevention of extremism, psychological conditions of education
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде / И.С. Фомин. -2015. Выпуск 2. 34с. [2] Кудрин В.С. Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения: учеб. пособие / В. С. Кудрин, А. И. Юдина. Кемерово: КемГИК, 2016. 160 с. [3] Кубякин Е.О., Сафронов А.Н. Информационный экстремизм в среде молодежи как деструктивный феномен современного российского общества // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. №4. REFERENCES [1] Methodological materials on the prevention of extremism in the youth environment / I.S. Fomin. -2015. - №. 2 - P.34. [2] Kudrin, V.S. Youth extremism: causes, prevention technologies / V.S Kudrin. - 2016. P.160. [3] Kubyakin, E.O. Information extremism among young people as a destructive phenomenon of modern Russian society / E.O. Kubyakin, A.N. Safronov // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Russia. - 2013. №4. P.100-104.
Author Contributions. Livak N.S. - literature review, writing a text; Smirnaya A.A. - collection and processing of materials; Lebedikhin V.V. - research concept.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Livak N.S. - SPIN ID: 9927-9660; ORCID ID: 0000-0003-4629-1600 Klimova I.V. - SPIN ID: 4372-0693; ORCID ID: 0000-0001-9733-0708 Lebedikhin V.V. - ORCID ID: 0000-0001-8033-6978
Вклад авторов. Ливак Н.С. - обзор литературы, написание текста; Смирная А.А. - сбор и обработка материалов; Лебедихин В.В. - концепция исследования.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ливак Н.С. - SPIN ID: 9927-9660; ORCID ID: 0000-0003-4629-1600 Климова И.В. - SPIN ID: 4372-0693; ORCID ID: 0000-0001-9733-0708 Лебедихин В.В. - ORCID ID: 0000-0001-8033-6978
Введение. Одной из приоритетных задач развития российского общества, особенно в части обеспечения национальной безопасности государства, становится воспитание гражданской ответственности и патриотизма в молодежной среде. Система образования призвана обеспечить психологические условия воспитания граждан, уважающих права и свободу личности, а также проявляющих культурную толерантность, национальную и религиозную терпимость [1]. Однако современное молодежное пространство подвержено информационно-психологическому воздействию различных негативных движений, в том числе и экстремистских, влиянию социальных рисков [2], что влечет за собой угрозу устойчивости гражданского общества. Почвой для формирования личностной установки на проявление
агрессии по отношению к ценностям «другого» обусловлено особенностями психики человека и психологическим паттерном «свой-чужой», что и выступает причиной ин-толерантного, экстремистского отношения. Дефиниция экстремизма определяется сложной проблематикой, так как в настоящее время не существует единого общепризнанного определения данного понятия. Это можно объяснить многообразием проявления феномена экстремизма, его многогранностью в различных культурах и религиях. Молодежный экстремизм в информационном пространстве становится уже социальной проблемой и требует немедленного решения с привлечением научного сообщества, экспертов, специалистов-практиков [3].
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
Цель настоящего исследования - изучение информированности, осведомленности и отношения студенческой молодежи к этнонаци-ональной толерантности. Гипотеза исследования: чем выше уровень осведомленности студенческой молодежи о структурных компонентах этнонациональной толерантности, тем меньше проявляется склонность к экстремизму.
Материалы и методы. Для проведения эмпирического исследования в рамках проекта «Профилактика этнического и религиозного экстремизма в Красноярском крае, Кемеровской области и Республики Хакасия» была разработана авторская онлайн-анкета, оформленная в Ооо§1е-форме. Ссылки для доступа к анкете были предоставлены студентам всех институтов университета на сайте СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Опрос проводился анонимно. Выборку исследования составили обучающиеся университета, в количестве 320 человек. Анкета включила в себя 8 шкал, содержащие по три утверждения в каждой шкале:
Процентное соотнош
1. допустимость к агрессии (как личная готовность совершить ее);
2. сила (как способ достижения личных целей и разрешения противоречий);
3. интолерантность (как проявление нетерпимости в отношениях и поведении человека при взаимодействии с другими людьми на основании самых разнообразных признаков);
4. конвенциональное принуждение (как необходимость знать своего «врага»);
5. социальный пессимизм (как вера в пессимистические прогнозы);
6. предназначение (предначертанность судьбы);
7. цинизм (как пренебрежительное отношение к нормам общественной, этнической морали);
8. этнонациональные установки (как отношение к своей национальной принадлежности).
Данные обработки анкеты представлены в
таблице 1.
Таблица 1
[ие ответов по анкете
Шкалы Значения в процентах (%)
минимальное среднее максимальное
1 53,2 (170) 43,8 (140) 3 (10)
2 50 (160) 37,5 (120) 12,5 (40)
3 37,5 (120) 53,2 (170) 9,3 (30)
4 37,5 (120) 43,8 (140) 18,7 (60)
5 75 (240) 25 (80) 0
6 43,8 (140) 56,2 (180) 0
7 43,8 (140) 56,2 (180) 0
8 75 (240) 22 (70) 3 (10)
Table 1
Percentage of questionnaire responses
Scales Percentages (%'
minimum average maximum
1 53,2 (170) 43,8 (140) 3 (10)
2 50 (160) 37,5 (120) 12,5 (40)
3 37,5 (120) 53,2 (170) 9,3 (30)
4 37,5 (120) 43,8 (140) 18,7 (60)
5 75 (240) 25 (80) 0
6 43,8 (140) 56,2 (180) 0
7 43,8 (140) 56,2 (180) 0
8 75 (240) 22 (70) 3 (10)
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
Результаты и обсуждения. Преобладание низких показателей по 8 шкале - этнонацио-нальные установки - свидетельствуют об не-акцентированном (индифферентном) отношении к своей этнической принадлежности. Это констатация того, что студенческая молодежь имеет возможность общаться с представителями разных национальностей. Среди обучающихся, их друзей достаточное количество молодых людей, принадлежащих разным этносам. Преобладание низких и средних показателей по 7 шкале - цинизм - показывает лояльное отношения к культурным ценностям других этнических групп, а также может проявляться в избегании открытого проявления презрительного, негативного отношения к ним. В студенческом сообществе становится нормой проявление толерантного поведения. Преобладание средних показателей по 6 шкале - предназначение - свидетельствует о наличии некоей предубежденности и мистичности некоторых событий в своей судьбе. На наш взгляд, вероятнее всего связано с погружением молодежи в виртуальный мир интернета и его социальные сети, откуда чаще всего берется поверхностная информация, фейкового содержания. Нерациональное преувеличение некоей предубежденности и мистичности в своей собственной судьбе, соотносится с психологическими особенностями данной возрастной группы. Студенческая молодежь еще слабо ориентируется в том, каким образом целесообразно поступать в реальных проблемных жизненных ситуациях, что аргументируется недостаточной осознанностью и накопленным жизненным опытом. Преобладание низких показателей по 5 шкале - социальный пессимизм - подтверждает влияние сложившихся в российском обществе позитивных социальных стереотипов на сознание студенческой молодежи: две трети участников опроса отмечают, что многое в обществе зависит от самого человека и в любой ситуации необходимо начинать с анализа самого себя. Преобладание низких и средних показателей по 4 шкале-конвенциональное принуждение - соответствует тому, что сложившееся как в обществе, так и образовании этнокультурное многообразие трансформировало, изменило образ
«своего врага», на который повлияли также и существующие условия социокультурной неопределенности, изменчивости и разнообразия в обществе. Преобладание низких и средних показателей по 3 шкале - интолерант-ность - подтверждается психологическими особенностями студенческого возраста: недостаточное количество жизненного опыта для осмысления различного плана этнопроблем во взаимоотношениях с окружающими. В студенческом возрасте продолжается формирование Я-концепции, самооценки, идентичности, в том числе и этнической. Следует отметить, что формирование идентичности безусловно это процесс выбора обучающимся определенных ценностей, убеждений и жизненных целей. Наличие средних показателей по 1 шкале - допустимость к агрессии - и по 2 шкале - сила как способ достижения личных целей и разрешение противоречий - свидетельствует о том, что это может проявляться в напряженности и раздражительности в общении с представителями других этнических групп, при отстаивании собственной идеологии, убежденности, точки зрения, позиции.
Выводы. Полученные данные эмпирического исследования дают основания и подтверждение для осуществления системной деятельности среди студенческой молодежи по профилактике экстремизма, серьезного внимания заслуживает тот факт, что все-таки существует группа студентов, входящая в зону повышенного внимания вследствие наличия средних показателей по всем шкалам.
Имеющийся на сегодняшний день опыт профилактики экстремизма в студенческой среде нуждается в консолидации и актуализации на научной теоретико-методологической основе с учетом потребностей студенчества и реалий современного общества. Необходимо создавать психологические условия профилактики посредством выработки объединяющих ценностных ориента-ций. В качестве профилактики экстремизма предлагается комплекс мероприятий просветительского характера, направленных на развитие и укрепление межнационального и
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
межрелигиозного согласия в студенческой среде, а также повышение правовой грамотности молодежи. С учетом новых технологий психологического сопровождения образовательного процесса, рекомендуется использовать современный инструментарий, такой как:
• - развивающее и разноуровневое обучение через проблематизацию социальной ситуации;
• - проектный метод обучения с применением игровых технологий. Используется концепция делегирования, проводится интерактивное обучение и приобретаются необходимые навыки и знания;
• - технология творческих мастерских с применением кейс-метода;
• - тандем-метод как взаимное признание ценностей друг друга;
• - сетевые технологии: форумы, дискуссии, практикумы, игры просветительской направленности;
• - тьюториал - ведущая форма взаимодействия тьютора с обучающими, ориентированной на формирование осознанности и ответственности, самоопределения, понимания ведущих мотивов и ценностей.
Использование данных технологий позволит повысить уровень заинтересованности участников образовательного процесса, в том числе в проектной деятельностиПредло-женный комплекс мероприятий позволит распространить существующий опыт и практики профилактики экстремизма на студенческое сообщество, сформировать связи для дальнейшего межрегионального взаимодействия студенческих организаций, популяризовать тематику профилактики негативных идеологий в студенческой среде.
Ответственный за переписку: Ливак Наталия Степановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решет-нева», г. Красноярск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
Corresponding Author: Livak Nataliya Stepanovna - candidate of psychological sciences, associate professor Departament ofpsychology and pedagogy, Reshetnev Siberian State University of Science&Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation, E-mail: [email protected]