Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ'

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПАТРИОТИЗМ / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ливак Н. С., Смирная А. А., Лебедихин В. В.

В образовательной организации обучающийся сталкивается с большим количеством сложных, неоднозначных как учебных, так и жизненных ситуаций, которые требуют от него адекватного и осознанного выбора. При этом, у многих отсутствуют понимание своих социальных представлений и умение отделять эмоциональные отношения от рационального взаимодействия. Современная молодежная среда, в силу своих возрастных, мировоззренческих и социально-психологических особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, следовательно, в большей степени восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Происходит подмена традиционных форм общественной нравственности и ценностных основ, нивелирование культурной преемственности, угроза сохранения вех отечественной истории и т.п. Данные аспекты приводят к увеличению форм девиантного поведения, проявляющимся в отклонении от правовых и нравственных норм. Наблюдается стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях, что ведет к усилению агрессивности, росту экстремизма в молодёжной среде. Источником появления экстремизма считается интеллектуальная и нравственная ограниченность личности, что свидетельствует о проблемах воспитания, как в институте семьи, так и в образовательном процессе. Проведение социально-психологического исследования в образовательной организации позволяет выявить категории обучающихся, которые требуют целенаправленного информационно-просветительского и психолого-педагогиче- ского воздействия с целью своевременной профилактики девиантного поведения, в том числе экстремистских проявлений. Диагностическая методика «Violent Extremism Attitude Scales - VEAS» позволяет на ранних стадиях выявлять диспозиции к проявлению экстремизму в студенческой среде, своевременно внедрять в образовательный процесс профилактические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ливак Н. С., Смирная А. А., Лебедихин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FEATURES OF DEVIANT BEHAVIOR IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: DIAGNOSIS AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

In an educational organization, a student is faced with a large number of complexes, ambiguous both educational and life situations that require him to have an adequate and conscious choice. At the same time, many lack an understanding of their social ideas and the ability to separate emotional relationships from rational interaction. The modern youth environment, due to its age, worldview and socio-psychological characteristics, is in dire need of sociocultural identification, therefore, it is more susceptible to transformational processes associated with the assimilation ofvalue systems, norms thatform certain forms of behavior. There is a substitution of traditional forms of public morals and value foundations, leveling cultural continuity, the threat of preserving the milestones of Russian history, etc. These aspects lead to an increase in forms of deviant behavior, manifested in deviation from legal and moral norms. There is a desire to participate in informal youth associations, which leads to increased aggressiveness, an increase in extremism in the youth environment. The origin of extremism is considered the intellectual and moral limitations of the individual, which testifies to the problems of education, both in the institution of the family and in the educational process. A socio-psychological study in an educational organization can identify categories of students who require targeted information, education and psychological and pedagogical impact in order to timely prevent deviant behavior, including extremist manifestations. The diagnostic technique «Violent Extremism Attitude Scales - VEAS» allows you to identify dispositions for extremism in the student environment in the early stages, and to introduce preventive measures in the educational process in a timely manner.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 159.9.07

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-74-78

ANALYSIS OF THE FEATURES OF DEVIANT BEHAVIOR IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: DIAGNOSIS AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

LivakN.S., Smirnaya A.A., Lebedikhin V. V.

Siberian State University of Science&Technology named after M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russian Federation

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Ливак Н.С., Смирная А.А., Лебедихин В.В.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск, Российская Федерация

Abstract. In an educational organization, a student is faced with a large number of complexes, ambiguous both educational and life situations that require him to have an adequate and conscious choice. At the same time, many lack an understanding of their social ideas and the ability to separate emotional relationships from rational interaction. The modern youth environment, due to its age, worldview and socio-psychological characteristics, is in dire need of soci-ocultural identification, therefore, it is more susceptible to transformational processes associated with the assimilation of value systems, norms thatform certain forms of behavior. There is a substitution of traditional forms ofpublic morals and value foundations, leveling cultural continuity, the threat ofpreserving the milestones of Russian history, etc. These aspects lead to an increase in forms of deviant behavior, manifested in deviation from legal and moral norms. There is a desire to participate in informal youth associations, which leads to increased aggressiveness, an increase in extremism in the youth environment. The origin of extremism is considered the intellectual and moral limitations of the individual, which testifies to the problems of education, both in the institution of the family and in the educational process. A socio-psychological study in an educational organization can identify categories of students who require targeted information, education and psychological and pedagogical impact in order to timely prevent deviant behavior, including extremist manifestations. The diagnostic technique «Violent Extremism Attitude Scales - VEAS» allows you to identify dispositions for extremism in the student environment in the early stages, and to introduce preventive measures in the educational process in a timely manner.

Аннотация. В образовательной организации обучающийся сталкивается с большим количеством сложных, неоднозначных как учебных, так и жизненных ситуаций, которые требуют от него адекватного и осознанного выбора. При этом, у многих отсутствуют понимание своих социальных представлений и умение отделять эмоциональные отношения от рационального взаимодействия. Современная молодежная среда, в силу своих возрастных, мировоззренческих и социально-психологических особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, следовательно, в большей степени восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Происходит подмена традиционных форм общественной нравственности и ценностных основ, нивелирование культурной преемственности, угроза сохранения вех отечественной истории и т.п. Данные аспекты приводят к увеличению форм девиант-ного поведения, проявляющимся в отклонении от правовых и нравственных норм. Наблюдается стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях, что ведет к усилению агрессивности, росту экстремизма в молодёжной среде. Источником появления экстремизма считается интеллектуальная и нравственная ограниченность личности, что свидетельствует о проблемах воспитания, как в институте семьи, так и в образовательном процессе. Проведение социально-психологического исследования в образовательной организации позволяет выявить категории обучающихся, которые требуют целенаправленного информационно-просветительского и психолого-педагогического воздействия с целью своевременной профилак-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

Keywords: youth environment, deviant behaviour, extremism prevention, patriotism, education тики девиантного поведения, в том числе экстремистских проявлений. Диагностическая методика «Violent Extremism Attitude Scales - VEAS» позволяет на ранних стадиях выявлять диспозиции к проявлению экстремизму в студенческой среде, своевременно внедрять в образовательный процесс профилактические мероприятия. Ключевые слова: молодежная среда, девиантное поведение, профилактика экстремизма, патриотизм, просвещение

REFERENCES [1 ] Methodological materials on the prevention of extremism in the youth environment / I.S. Fomin. - 2015. -№. 2 - P.34. [2] Zhadanov, A.U. Social development of young people in the context of sociocommunicative transformations of Russian society began XXI century // A.U. Zhadanov. - 2013. -P.28. [3] Davydov, D.G. Diagnostic technique for dispositions of violent extremism / D.G. Davydov // Psychological diagnostics. - 2017. №14. P. 78-97. [4] Petrovskij, A.V. The problem of personality development from the point of view of social psychology / A.V. Petrovskij // Voprosy Psychologii. - 1984. № 4. P. 15-29. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде / И.С. Фомин. - 2015. Выпуск 2. 34с. [2] Жаданов, А.Ю. Социальное развитие молодежи в условиях социокоммуникативных трансформаций российского общества начала ХХ1в. - 2013. - P.28. [3] Давыдов Д.Г. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма / Д.Г. Давыдов // Психологическая диагностика. - 2017. Том 14. № 1. C. 78-97. [4] Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. № 4. С. 1529.

Author Contributions. Livak N.S. - literature review, writing a text; Smirnaya A.A. - collection and processing of materials; Lebedikhin V.V. - research concept.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Livak N.S. - SPIN ID: 9927-9660; ORCID ID: 0000-0003-4629-1600 Smirnaya A.A. - SPIN ID: 8679-3521; ORCID ID: 0000-0003-0163-1827 Lebedikhin V.V. - ORCID ID: 0000-0001-8033-6978

Вклад авторов. Ливак Н.С. - обзор литературы, написание текста; Смирная А.А. - сбор и обработка материалов; Лебедихин В.В. - концепция исследования.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ливак Н.С. - SPIN ID: 9927-9660; ORCID ID: 0000-0003-4629-1600 Смирная А.А. - SPIN ID: 8679-3521; ORCID ID: 0000-0003-0163-1827 Лебедихин В.В. - ORCID ID: 0000-0001-8033-6978

Введение. В условиях отсутствия в качестве профилактики мероприятий просветительского характера, возникает неблагоприятная среда, в которой очень легко воздействовать на мышление молодежи, привлечение их к националистическим движениям, экстремисткой деятельности и т.п. Молодежный экстремизм проявляется в пренебрежении и отрицании действующих в обществе норм и правил поведения, а также в появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера [1]. Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на

возможности и способности представителей молодого поколения накапливать знания, умения и навыки, которые позволят им интегрироваться в систему общественного воспроизводства [2]. В данных условиях особую значимость приобретают способности еще на ранней стадии диагностировать формирование экстремистских мотивов в сознании молодых людей, а также выявление в образовательной организации опасности экстремистских проявлений.

Цель настоящего исследования - анализ проявления девиантного поведения, в том числе экстре-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

мизма в студенческой молодежной среде. Гипотеза исследования: чем выше уровень просвещения студенческой молодежи о свойствах, входящих в содержание экстремизма, тем меньше предрасположенность к нему.

Материалы и методы. Выборку эмпирического исследования представили 150 студентов из Сибирского государственного университета науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева и Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского мужского и женского пола в возрасте 16-22 лет разной профессиональной направленности. При проведении исследования использовалась диагностическая методика «VEAS» - выявление диспозиций к насильственному экстремизму среди подростков и молодежи [3]. Стимульный материал методики включает в себя инструкцию, 11 шкал и 69 вопросов-утверждений о различных аспектах отноше-

ния к окружающим людям и социальным явлениям. Диагностика может применяться для выявления лиц с повышенной склонностью к девиант-ному поведению; уточнение личностных особенностей предрасположенности к экстремизму для последующей коррекционно-профилактической работы; оценки группового уровня предрасположенности к экстремизму среди молодежи.

Результаты и обсуждения. Проведенное исследование дало возможность выявить некоторые особенности молодежного сознания, которые, не указывая на экстремизм как таковой, формируют предрасположенность к экстремистским воззрениям и поступкам. На основе полученных данных можно определить группы риска в молодежной среде, а также разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике девиантного поведения. Данные обработки диагностической методики «Violent Extremism Attitude Scales -VEAS» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процентное соотношение ответов по методике «VEAS»

Шкалы/ суммарный балл как основание включения испытуемого в группу риска Значения - % (количество чел.)

минимальное допустимое критическое

1/ >18 б. 50,8 (76) 26,6 (40) 22,6 (34)

2/ >21 б. 26,6 (40) 33,4 (50) 40 (60)

3/ >14 б. 73,4 (110) 20 (30) 6,6 (10)

4/ >21 б. 25,4 (38) 40 (60) 34,6 (52)

5/ >21 б. 36,8 (55) 46,5 (70) 16,7 (25)

6/ >21 б. 50 (75) 33,3 (50) 16,7 (25)

7/ >21 б. 26,6 (40) 40 (60) 33,4 (50)

8/ >21 б. 28 (42) 40 (60) 32 (48)

9/ >14 б. 70 (105) 20 (30) 10 (15)

10/ >17 б. 50 (75) 26,6 (40) 23,3 (35)

11/ >21 б. 42,1 (63) 44,6 (67) 13,3 (20)

Table 1

Percentage of VEAS responses

Scales/total score as the basis for inclusion of the test subject in the risk group Значения - % (количество чел.)

minimum admissible critical

1/ >18 6. 50,8 (76) 26,6 (40) 22,6 (34)

2/ >21 6. 26,6 (40) 33,4 (50) 40 (60)

3/ >14 6. 73,4 (110) 20 (30) 6,6 (10)

4/ >21 6. 25,4 (38) 40 (60) 34,6 (52)

5/ >21 6. 36,8 (55) 46,5 (70) 16,7 (25)

6/ >21 6. 50 (75) 33,3 (50) 16,7 (25)

7/ >21 6. 26,6 (40) 40 (60) 33,4 (50)

8/ >21 6. 28 (42) 40 (60) 32 (48)

9/ >14 6. 70 (105) 20 (30) 10 (15)

10/ >17 6. 50 (75) 26,6 (40) 23,3 (35)

11/ >21 6. 42,1 (63) 44,6 (67) 13,3 (20)

1. Культ силы - восприятие насилия как предпочитаемого способа достижения своих целей и

разрешения противоречий. Преобладает низкий показатель (50,8%), допустимое и крити-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

ческое значение (равном соотношении) свидетельствует о возможности применения силы как средства решения социальных проблем, что является приемлемым из-за возрастных особенностей молодежи (недостаточной осознанностью, жизненной неопределенностью, личностным дисбалансом, отсутствием социально-психологического опыта и др.).

2. Допустимость агрессии - осуществление насилия, а также личная готовность совершить его; агрессия может выступать как средство снятия психологического напряжения, своеобразного самоутверждения. Преобладание критического (40%) и допустимого (33,4%) показателей свидетельствует о том, что студенческая молодежь способна к проявлению косвенной агрессии, либо есть личностная готовность совершить насилие при экстремальных ситуациях (неудовлетворенностью социальным положением, накопленным фрустрированным состоянием, агрессивных нападках со стороны другой личности, унижением достоинства).

3. Интолерантность - стремление к однозначности образа мира, неприятием отличий других людей, стремление навязать свои взгляды любой ценой как единственно правильные. Преобладание минимального значения (73,4%) показывает, что студенческая молодежь принимает отличие других людей, проявляет толерантное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, этническим и возрастным группам.

4. Конвенциональное принуждение - идея жесткого освобождения общества от людей, не уважающих общие (конвенциональные) ценности и нормы. Преобладает допустимое значение (40%), однако критический показатель (34,6%) дает почву для принятия определенных профилактических мер. Социокультурная неопределенность, некомфортные социальные условия, непростроенная траектория своего будущего вызывают необходимость у молодежи «знать своего врага». Личность, подавляя враждебные чувства по отношению к себе или авторитетам своей группы, переносит воображаемую непорядочность, корыстность на группы «чужаков».

5. Социальный пессимизм - предрасположенность воспринимать мир как мрачный, непредсказуемый и опасный, верить в пессимистические прогнозы. Преобладание значения по минимальному (36,8%) и допустимому (46,5%) уровням соответствует оптимистичным взглядам на жизнь среди молодежи, стремление к

саморазвитию и рефлексии своих поступков, поведения, а также интроспекции.

6. Мистичность - уход от ответственности и потребность в защите от страха перед реальностью. Преобладание значения по минимальному (50%) и допустимому (33,3%) уровням не расходится со шкалой социального пессимизма, что означает: молодежь способна брать на себя ответственность за свои действия и поступки, не перекладывает собственные неудачи на внешние обстоятельства, выстроить логическую цепочку противоречий в своем поведении.

7. Деструктивностъ и цинизм - циничное отношение к людям и к дружбе, браку, любви в целом. Преобладание допустимого (40%) и критического (33,4%) уровней показывают не столько циничное отношение к культурным ценностям других этнических групп, а в большей степени цинизм по отношению к людям в целом, к дружбе, браку. Это связано с защитой своего внутреннего мира, страхом разрушения своей структуры личности, боязнью давления сверху более сильной личности.

8. Протестная активность - потребность в неадаптивной активности, поисковом поведении, поиске ощущений. Преобладание допустимого (40%) и критического (32%) уровней показывают потребности студенческой молодежи в неадаптивной активности, поисковом поведении, поиске ощущений. Неадаптивная активность служит источником развития личности, однако может вызывать определенную вероятность девиаций поведения [5]. Уточним, что если социальная среда не дает возможности реализовать потребность в поисковой активности, то следствием может стать немотивированная жестокость.

9. Нормативный нигилизм - демонстративное игнорирование законов и социальных норм поведения, убежденность в том, что ради дела можно переступить через принятые в обществе нормы поведения. По данной шкале преобладает минимальный показатель (70%), понимание смысла законодательного регулирования и убежденность в необходимости соблюдать нормы поведения, даже те, которые молодежи не нравятся.

10.Антиинтрацепция - неприятие субъективных проявлений: интроспекции, фантазии, чувственных переживаний; акцентирование значимости физической реальности, ориентация на простые идеи, непосредственные действия. Преобладает минимальный (50%) и допусти-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

мый (26,6%) уровни, что соотносится с результатами по шкале социального пессимизма. У студенческой молодежи сформированы субъективные проявления: интроспекция, чувственных переживаний и т.д. Характерный признак - лояльное отношение к гуманитарным наукам и психологии, к отдельным направлениям в художественной литературе, визуальном искусстве. Студенческая молодежь стремиться развиваться духовно и творчески, предлагать креативные идеи, не бояться высказывать свое мнение 11.Конформизм - подверженность давлению группы сверстников, слабость внутренних регуляторов поведения, готовность совершить правонарушение «за компанию». Преобладает минимальное (42,1%) и допустимое (44,6%) значение. Среди молодежи наблюдается ком-формное поведение, в большей степени это связано с потребностью в принадлежности к своей социальной группе, групповой сплоченности. В целом студенческая молодежь видит себя как самоценную личность со своими потребностями, запросами, выражением своей мировоззренческой позиции.

Таким образом, анализ результатов диагностики «VEAS» показал вполне приемлемые значения по одиннадцати шкалам. Преобладание критического и допустимого уровней в шкалах -«допустимость агрессии», «конвенциональное принуждение», «деструктивностъ и цинизм», «протестная активность» свидетельствует о том, что в сознании молодежи присутствует предрасположенность к экстремистским воззрениям и поступкам. Следовательно, эмпирические данные представляют основу для организации мероприятий по психолого-педагогическому просвещению

и профилактики экстремизма в молодежной среде.

Выводы. В основу разработки основных мероприятий необходимо включить формирование гражданско-патриотического воспитания, развитие позитивной Я-концепции, навыков этнонаци-онального взаимодействия и толерантности. Современный образовательный процесс с учетом требований Федеральных стандартов включает в себя обязательную базовую дисциплину «История», в рамках преподавания которой рекомендуется включить модуль по гражданско-патриоти-ческому воспитанию, а также с психолого-педагогическим обеспечением профилактики экстремистских проявлений. Также возможно внедрение отдельных модулей в учебные дисциплины гуманитарной направленности с целью воспитания толерантного сознания обучающихся. Для лидеров студенческих объединений участие в программах тренингов устойчивости к негативному воздействию позволят сформировать навыки противодействия антисоциальному давлению и в дальнейшем мультипликатировать полученный опыт в студенческую среду. В образовательной организации необходимо уделять особое внимание профессионально-деятельностному направлению, в том числе и социокультурному. Рекомендуется проводить мероприятия по поддержки различных этносов с привлечением обучающихся, у которых появляется уникальная возможность информировать студенчество о ценностях, традициях своих национальных культур. Создание межнационального совета обучающихся транслирующих в студенческую среду активную жизненную позицию с социальным позитивом позволит минимизировать проявление девиант-ного поведения среди молодежи.

Ответственный за переписку: Ливак Наталия Степановна - доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева», г. Красноярск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]

Corresponding Author: Livak Nataliya Stepanovna - associate professor Departa-ment ofpsychology and pedagogy, Reshetnev Siberian State University of Sci-ence&Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.