"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.016
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-61-64
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR INTRODUCING MODERN YOUTH TO FAMILY VALUES
LivakN.S., SmirnayaA.A., PortnyaginaA.M.
Reshetnev Siberian State University of Science&Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Ливак Н. С., Смирная А.А., Портнягина А.М.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск, Российская Федерация
Abstract. At present, the theory of values is undergoing its revival due to the new social, scientific and technical realities of reality, since the categories ofpeace, human life, and livelihood are beginning to play an increasing role in the content of the world perception, worldview of new generations. The hierarchy of values, as well as the place offamily values in it, reflect the characteristics of time, living conditions andform the basis of a person's relationship with himself, with others, with the world as a whole. In the context of this issue, we are considering a set of measures aimed at introducing modern youth to fundamental family values, which can play a significant role in shaping their mental and physical health, as well as supporting the creation of their own family. Relevance is due to the fundamentality of the family question, its role is inscribed in many spheres of life, and is affected in the sciences related to psychology, such as sociology, psychology, pedagogy and philosophy. An example of this is that in many fields of related sciences, one way or another, the topic of the institution of the family, and family values as such, is touched upon. Family values are part of the healthy functioning of society. Family education gives us certain qualities that we use in adulthood, which significantly affects the whole life of society. Attention is drawn to the importance of the institution of the family for society, its connection with other spheres of life, such as work, circle of communication, self-realization, and others. The main emphasis in the designation of importance was on the social and spiritual spheres.
Keywords: family values, family institution, upbringing, support
Аннотация. В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реальностями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, жизнетворчества. Иерархия ценностей, а также место семейных ценностей в ней, отражают характеристики времени, условий жизни и формируют основу отношений человека с самим собой, с другими, с миром в целом. В контексте данной проблематики рассматривается комплекс мероприятий, направленных на приобщение современной молодежи к основополагающим семейным ценностям, которые могут сыграть существенную роль в формировании их психического и физического здоровья, а также поддержке при создании собственной семьи. Актуальность обусловлена фундаментальностью вопроса семьи, её роль вписана во множество сфер жизни, и затрагивается в смежных с психологией науках, таких как социология, психология, педагогика и философия. Примером тому является то, что во многих областях смежных наук, так или иначе, затрагивается тема института семьи, и семейных ценностей как таковых. Семейные ценности являются одним из элементов здорового функционирования общества. Семейное воспитание дает нам определенные качества, которые мы используем во взрослой жизни, что существенно влияет на всю жизнь общества. Обращено внимание на важность института семьи для общества, его связи с другими сферами жизни, такими как работа, круг общения, самореализация, и другими. Основной упор в обозначении важности стоял на социальной и духовной сферах.
Ключевые слова: семейные ценности, институт семьи, воспитание, поддержка
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
REFERENCES
[1] SHihamirova, B.A. The spiritual world of modern youth and its value orientations / B.A. SHihamirova, Z.S. Batyrova // VI the spiritual world of modern youth and its value orientations. -http://www.sciencefo-rum.ru/2014/ article/2014003182.
[2] Smirnaya, A.A. Introduction of future social workers to socio-pedagogical values: monograph / A.A. Smirnaya, V.V. Ignatova. - 2012. - P 240.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Шихамирова, Б.А. Духовный мир современной молодежи и ее ценностные ориентации / Б.А. Шихамирова, З.С. Батырова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». -http://www.scienceforum.ru/2014/ аЛс1е/2014003182.
[2] Смирная, А.А. Приобщение будущих специалистов социальной работы к социально-педагогическим ценностям: монография/ А. А. Смирная, В. В. Игнатова. - 2012. - 240с.
Author Contributions. Livak N.S. - literature review, writing a text; Smirnaya A.A. - collection and processing of materials; Portnyagina A.M. - research concept.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Livak N.S. - SPIN ID: 9927-9660; ORCID ID: 0000-0003-4629-1600 Smirnaya A.A. - SPIN ID: 8679-3521; ORCID ID: 0000-0003-0163-1827 Portnyagina A.M. - SPIN ID: 5977-4218; ORCID ID: 0000-0001-7594-2295
Вклад авторов. Ливак Н.С. - обзор литературы, написание текста; Смирная А.А. - сбор и обработка материалов; Портнягина А.М. - концепция исследования.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ливак Н.С. - SPIN ID: 9927-9660; ORCID ID: 0000-0003-4629-1600 Смирная А.А. - SPIN ID: 8679-3521; ORCID ID: 0000-0003-0163-1827 Портнягина А.М. - SPIN ID: 5977-4218; ORCID ID: 0000-0001-7594-2295
Введение. Современная молодежь, в силу своих возрастных, мировоззренческих и социально-психологических особенностей, в большей степени восприимчивы к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Изменение жизненных приоритетов в современном обществе, подмена ценностных основ и традиционных форм общественной морали, снижение интереса к отечественной истории, традициям, к носителям национального самосознания [1] ведет к актуализации ценностного подхода, включающего формирование семейных ценностей как основополагающих, осознание реальных этапов достижения этих ценностей в мире и прогнозирование развития данного подхода как компонента прогресса.
В психолого-педагогических исследованиях ценностной проблематики условно можно выделить три основных направления [2]: 1. Структурно-функциональное направление: ценности рассматриваются как цели, идеалы, нормы, средства и другое, которые лежат в основе регуляции поведения личности. Ученые рассматривают ценность через категориальный ряд: ценность - значение - предпочтение - выбор - поведение. При этом ценность не выводится из сферы человеческого бытия.
2. Культурно-антропологическое направление: ценности как общечеловеческий, культурный феномен, функционирующий в качестве критерия, оценки и ориентации личности и общества, позволяющее более точно отразить смысл приоритетных ценностей системы «человек-человек», к которой относится семья.
3. Религиозное направление: ценность как божественный идеал, соответственно, данный феномен есть цель, а не средство; не сущее, а должное.
Цель настоящего исследования - анализ ценностных ориентиров молодежной среде с целью приобщения их к семейным ценностям. Гипотеза исследования: чем выше уровень просвещения молодежи о содержании семейных ценностей, тем эффективнее процесс приобщения к семейным ценностям.
Материалы и методы. При проведении исследования семейных ценностей использовались: анкета «Семейные ценностные ориентации современной молодежи», с целью выявления ориентиров молодого поколения, и анкета «Семейные роли», с целью выяснения типа наиболее актуальных семейных ролей среди молодежи (традиционный, партнерский, товарищеский). При проведении исследования с целью приобщения молодежи к семейным ценностям была организована
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
образовательная мини-программа на тему «Семейные ценности». Исследование проводилось с использованием двух групп (экспериментальной и контрольной). Группы были разделены методом случайной выборки по 45 человек. Контрольной группе были сразу розданы анкеты, в экспериментальной группе изначально была организована мини-программа, с целью приобщения к семейным ценностям. Данная мини-программа состояла из двух блоков:
1) Знакомство с семейными ценностями через проблемную лекцию. В основу лекции легли: институт семьи, его важность, текущее состояние. Было обращено внимание школьников на проблему разводов. С помощью устного опроса по поводу данной проблемы, было выяснено, что причиной разводов служит отсутствие гармонии в семье, а также измены со стороны партнеров. По поводу конфликтов между родителями и детьми, выдвинуто предположение, что причиной проблем, помимо возрастных, являются нежелание родителей вникать в проблемы своего ребенка, занятость родителей, и отсутствие воспитательной грамотности. При этом, по мнению респондентов, семья - это место, где тебя поддержат, помогут, где должна царить доброта и понимание. Лекция также включала в себя ознакомление со структурой ценностей, семьи и семейных ценностей. Донесение идеи важности семьи было задачей, для которой использовался способ убеждения, т.е. апелляция к логике. Также была обозначена концептуальная важность семьи как института - первичного и основного института социума. Для этого в проблемной лекции было акцентировано внимание на историческую хронологию, а также теориях, утверждающих и обосновывающих важность института семьи. В лекции акцент также был сделан на важности семьи с точки зрения возрастной и семейной психологии, затронута социологическая сторона вопроса. Говоря о ценностях, была обозначена их актуальность в жизни человека и важность обоснованного, положительного их формировании. Представления о ценностях послужило основой для обозначения актуальности формирования семейных ценностей. Помимо этого, обозначена ситуация относительно разводов в стране, а именно ознакомление со статистикой. Таким образом, первым «блоком», исходя из теоретического анализа, продемонстрирована важность семьи, ценностей и семейных ценностей.
2) Презентация, целью которой является ознакомление с многообразием семейных ролей и анализ их значения и функций. Раскрывается понимание того, что отсутствие структуры и ясности
влечет за собой отсутствие аргументированных и обоснованных ценностей, что в дальнейшем, опять же, приведет к негативным последствиями как для института семьи, так и для отдельного человека.
Выборку эмпирического исследования представили обучающиеся средних учебных заведений в возрасте 16-17 лет - 40 человек и 50 человек -обучающиеся первых курсов по направлениям бакалавриата в возрасте от 17 до 19 лет.
Результаты и обсуждения. Авторами представлены результаты анкеты «Семейные ценностные ориентации современной молодежи» у обучающихся экспериментальной и контрольной групп по задаваемым вопросам и процентному соотношению.
- «Что для Вас в жизни самое главное?» (ответы контрольной группы, % / экспериментальной группы, %): Любовь - 15 / 11, Образование -11/11, Дети - 9/15, Семья - 18/26, Работа - 9/6, Творчество - 18/14, Здоровье - 18/15, Уважение окружающих - 2/2.
- «Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?»: определённо, да - 15/ 22, скорее всегда, да
- 11/ 15, скорее всего, нет - 22/18, определённо, нет - 18/15, затрудняюсь ответить - 30.
- «Что могло бы явиться для Вас причиной заключения официального брака?»: Любовь - 8/11, Желание создать семью - 9/14, Расчет - 8/4, Рождение ребенка - 12/11, Независимость от родителей
- 8/5.
- «Какая форма организации семьи Вам ближе?»: главой семьи является мужчина, он принимает основные решения - 48/38; главой семьи является женщина, она принимает основные решения -15/17; супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения - 37/55.
- «Какое условие для Вас будет достаточным при создании семьи?»: достаточно только желания создать семью -11/15; необходимое образование -12/19; собственное жилье - 22/22; работа и постоянный доход - 55/44.
- «Каковы, по Вашему мнению, характеристики идеальной семьи?»: взаимопонимание в семье -15/19; хорошее финансовое благополучие семьи -22/22; здоровье всех членов семьи - 19/17; любовь в семье - 15/17; терпимость в семье - 15/13; взаимное уважение членов семьи - 14/12.
- «Что вы понимаете под семейными традициями?»: празднование Дней рождения родственников - 26/12; регулярные встречи с родственниками - 22/13; семейные увлечения (театром, музыкой, спортом и др.) совместный отдых и т.д.-
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
19/19; духовная близость, общий интерес к истории семьи, семейным корням - 11/19; все вышеперечисленное - 22/37.
- «Что является наиболее важным в семейном воспитании?»: уход за детьми, забота, любовь родителей - 17/19; проявление терпимости, уважение к личности ребенка - 34/34; установление доверительных отношений - 37/44; проявление требовательности и строгости к детям - 12/3.
Исходя из результатов представленной анкеты видно, что экспериментальная группа, в которой была реализована мини-программа по семейным ценностям, отдала свои приоритеты в сторону семьи и брака. Хотя смещение незначительно, но можно уже сделать вывод, что есть положительная динамика по приобщению молодежи к семейным ценностям и требуется дальнейшая работа, направленная на просвещение в данном вопросе. По результатам исследования можно сделать вывод, что ведущие обязанности мужчины в семье, по мнению респондентов контрольной группы, выражаются в пунктах, которые подходят как под традиционные семейные роли, так и под партнерские. Ведущие обязанности женщины в семье подходят под товарищеский тип: присутствуют также пункты, подходящие под характеристику традиционных семейных ролей: «воспитание и поддержка других членов семьи», «ответственность за детей».
Результаты экспериментальной группы показали, что ведущие обязанности мужчины в семье выражаются в пунктах, которые подходят под характеристику традиционных семейных ролей. Однако, пункты «воспитание и поддержка других членов семьи» и «ответственность за детей» не подходят под характеристику традиционных семейных ролей, склоняясь в сторону партнерских. Ведущие обязанности женщины в семье, по мнению респондентов экспериментальной группы, выражаются в пунктах, которые также подходят под характеристику традиционных ролей, но также частично подходят под характеристику товарищеских ролей (пункты «воспитание и поддержка других членов семьи», «сохранение внешней привлекательности», «обеспечение живого и интересного духовного общения», «обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки»).
Таким образом, ориентиры респондентов экспериментальной группы касательно мужских функций в семье сменились ближе к партнерским ролям, сохранив при этом ориентиры на традиционные семейные роли; что касается женских функций в семье - произошла смена с товарищеских на традиционные, однако в сторону партнерских семейных ролей изменили значение лишь несколько пунктов:«преданность своему партнеру», «создание и поддержание дома», «воспитание и поддержка других членов семьи». Проведенное исследование дало возможность выявить некоторые особенности, касающиеся семейных ценностей у молодежи. Следовательно, эмпирические данные представляют основу для организации мероприятий по информационно-просветительского и педагогического просвещению для приобщения молодежи к семейным ценностям.
Выводы. В основу разработки основных мероприятий по приобщению к семейным ценностям необходимо включить кластеры как: профессиональное повышение квалификации педагогического состава по проблемам семьи и семейных ценностей; диагностика ценностных ориентаций молодежи; разработка системы единых педагогических требований и согласование основных направлений семейного воспитания; поведение тематических семинаров, внеучебных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей; разработка тренинговых занятий по приобщению к семейным ценностям; организация лектория по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей; проведение «круглого стола» с участием всех субъектов образовательного процесса по проблематике семейных ценностей. Современный образовательный процесс включает в себя дисциплины «История», «Педагогические технологии», «Психология», в рамках преподавания которых рекомендуется включить модуль с психолого-педагогическим обеспечением приобщения к семейным ценностям и по семейному воспитанию. Таким образом, информационно-просветительское и педагогическое просвещение позволит расширить спектр мероприятий по изучению, освоению и осознанию ценностного аспекта семьи среди молодежи.
Ответственный за переписку: Ливак Наталия Степановна - доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева», г. Красноярск, Российская Федерация, E-mail:
Corresponding Author: Livak Nataliya Stepanovna - associate professor Departament of psychology and pedagogy, Reshetnev Siberian State University of Science&Technology,
Krasnoyarsk, Russian Federation, E-mail: [email protected] —--—
~ 64 ~