УДК 37
ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Кудрина Екатерина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). Е-mail: kudrina@kemguki.ru
Кудрин Валерий Сергеевич, подполковник полиции, преподаватель-методист Центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России (г. Москва, РФ). E-mail: kudrin-v1975@mail.ru
В статье рассматривается толерантность как один из феноменов в противодействии возникновению экстремизма в молодежной среде. Авторы анализируют содержание данного понятия, присутствующее в различных источниках, и рассматривают его определения в нормативно-правовых документах. Подчеркивается, что феномен толерантности как актуальная проблема в российском обществе в ХХ! веке стал не только главным брендом общественного развития, но и интенцией общечеловеческих запросов, потребностей и интересов, затронув тенденции экстремизма в среде молодежи. В статье отмечается, что проблемы экстремистского толка возникают там, где имеется противостояние и столкновение с конкретными проявлениями нетерпимости, агрессии и противоборства, ущемляются личные интересы, присутствует прямая угроза жизни близких людей и личной жизни, при этом осуществляются противоправные действия чаще всего по возникшим обстоятельствам, когда участники взаимодействия руководствуются не соображениями толерантности, а принципами выживания. Предлагается рассматривать толерантность как важное направление деятельности правоохранительных органов, государственных, властных структур и институтов гражданского общества по обнаружению фактов экстремизма, противодействию им и созданию механизмов борьбы с ними в молодежной среде.
Ключевые слова: молодежь, молодежный экстремизм, социально-культурная ситуация, толерантность, экстремизм, этническая толерантность.
THE PHENOMENON OF TOLERANCE COUNTERACTING THE EMERGENCE OF EXTREMISM IN THE YOUNG PEOPLE'S ENVIRONMENT
Kudrina Ekaterina Leonidovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kudrina@kemguki.ru
Kudrin Valery Sergeevich, Lieutenant Colonel of Police, Instructor-Methodologist of the Center of Command and Staff Training, Academy of Management, Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russian Federation). E-mail: kudrin-v1975@mail.ru
The article discusses tolerance as one of the phenomena counteracting the emergence of extremism in young people's environment. The authors analyze the content of this concept, present in various sources, and consider its definition in the legal documents. It is emphasized that the phenomenon of tolerance, as a topical problem in Russian society in the XX century, it became not only the main brand of social development, but the intention of universal queries, needs and interests, affecting the tendencies of extremism among young people. The article notes that the problem of extremism arises where is a clash and collision with the concrete manifestations of intolerance, aggression and confrontation, infringed personal interests, an imminent threat to the life of a family and personal life, while wrongful actions are carried out most often according to the circumstances, when the participants in the interaction are guided by considerations of tolerance, and the principles of survival. It is proposed to consider tolerance as an important activity of law enforcement bodies, government and government agencies and civil society institutions in identifying and counteracting the manifestations of extremism and the creation of mechanisms to combat the extremism in the young people's environment.
Keywords: youth, young extremism, socio-cultural situation, tolerance, extremism, ethnic tolerance.
В современных парадигмально изменившихся условиях развивающегося информационно-коммуникативного общества активная часть российской молодежи приобретает новые знания, умения и навыки, формируя качества, связанные как с высокой образованностью и возросшей социальной ответственностью, расширением культурного и мировоззренческого кругозора, так и с расширением плюрализма взглядов и позиций, активным развитием одаренности и креативности, других свойств современной личности.
Феномен толерантности как актуальной проблемы в российском полиэтническом, поликультурном, полирелигиозном обществе в XXI веке стал не только главным брендом общественного развития, но и интенцией общечеловеческих запросов, потребностей и интересов, затронув «тенденции экстремизма в молодежной среде» [7].
Рассматривая толерантность как феномен противодействия экстремизму в среде молодежи важно подчеркнуть, что:
- толерантность более всего обнаруживается и находит наибольшее проявление в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других групп (группировок, объединений и т. п.), национальностей, вероисповедания и т. п.;
- толерантность признает как наличие другого образа жизни, так и других культурных ценностей, других взглядов на образ жизни, другого вероисповедания, другой национальности и т. п.;
- толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована, начиная с раннего возраста в семье, в школе, в окружении, в обществе, в социуме и т. д.;
- толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения ненасильственными способами, без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
В настоящее время мировое сообщество все больше приходит к пониманию того, что нетерпимость и непримиримость в борьбе за идеалы должна уступить место умению находить взаимоприемлемые адекватные решения, помогать предотвращать назревающие и преодолевать возникшие конфликты, а не содействовать их возникновению и развитию.
На заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям в Саранске (24 августа 2012 года) Президент России В. В. Путин в отношении толерантности в национальном вопросе подчеркнул, что «в России проживает 193 народа и народности, говорящих на 171 языке... Толерантность должна стать основой жизни общества. Мы вместе должны добиться, чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное отношение к культуре и образу жизни другого народа, этноса» [3].
Не случайно акты насилия, экстремизм, терроризм, нетерпимость, обострившиеся межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты привлекают усиленное внимание общества и государства к проблемам толерантности. На наш взгляд, «являясь результатом накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций, идея толерантности на протяжении Нового времени медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры. В течение последних десятилетий она превращается в доминирующую тенденцию, становясь императивом, доминантой нового века, общей тенденцией мирового процесса. Необходимо подчеркнуть, что культура толерантности должна бережно взращиваться, преодолевая традиции вековой интолерантности, традиционного противопоставления "мы" (хорошие) - "они" (плохие)» [9].
Это важно и в связи с тем, что на ХХХХП Мюнхенской конференции по безопасности Д. Камерон заметил, что «нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма...», а А. Меркель заявила, что «те, кто хочет стать частью нашего общества, должны не только соблюдать наши законы, но и говорить на нашем языке.» [12]. А это необходимо потому, что процессы толерантности имеют как положительные тенденции развития, так и отрицательное к ней отношение в силу целого ряда позиций, имеющих свое развитие в современном мире.
В последнее десятилетие как российское общество, так и многие европейские страны столкнулись с ярким проявлением национальных проблем, требующих к себе особого внимания. Среди них на поверхности: огромный поток беженцев, которые сейчас прибывают из разных республик
бывшего СССР на территорию Российской Федерации, особенно в крупные города и мегаполисы, поток беженцев из стран Востока в страны Запада, ущемление и нарушение гражданских прав наших соотечественников в странах и ближнего, и дальнего зарубежья, объявленные нашей стране санкции со стороны США, Евросоюза и целого ряда европейских стран и т. п. В этой ситуации феномен толерантности становится наиболее актуальным.
Понятие «толерантность» имеет множество определений, которые разрабатываются и исследователями, и прописываются в нормативно-правовых документах. Наиболее расширенное толкование данного понятия, на наш взгляд, содержит «Декларация принципов толерантности», утвержденная Резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года (п. 1.1-1.4 ст. 1):
«1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность -это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправед-
ливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [5].
Слово «толерантность» в «Словаре иностран ных слов и выражений» трактуется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению», уточняется, что понятие происходит от латинского «окгапйа - терпение» [15, с. 575]. Практически такое же определение содержится в «Большом энциклопедическом словаре».
В «Новой философской энциклопедии толерантность - «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие» [13].
Как свидетельствуют приведенные определения данного понятия проблемы возникают тогда, когда имеется противостояние и столкновение с конкретными проявлениями нетерпимости, агрессии и противоборства, ущемляются личные интересы, присутствует прямая угроза жизни близких людей и личной жизни, а противоправные действия скорее всего осуществляются по возникшим обстоятельствам. В подобных случаях каждому человеку, а особенно молодежи, бывает особенно сложно руководствоваться принципами толерантности и тогда участники взаимодействия руководствуются не соображениями толерантности, а принципами выживания.
Что такое толерантность и какое влияние она оказывает при профилактике экстремизма в молодежной среде? Каким образом ее могут использовать институты гражданского общества, высшие учебные заведения, органы внутренних дел в выявлении и профилактике экстремизма среди молодежи? Этими вопросами задаются многие исследователи данного феномена, определяя его сущность и основное содержание.
Безюлева Г. В. и Шаламова Г. М. под толерантностью понимают: «терпение, терпимость; адаптация как приспособление человека к чему-либо; устойчивость, выносливость (к стрессу, к конфликту и пр.); допущения, позволения (разных точек зрения, ценностей, идеалов); принятие (другого); стремление достичь понимания с другими, согласовать разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинствам» [2].
В монографии «Толерантность в мульти-культурном обществе: региональный аспект» [8] содержится анализ содержания понятия «толерантность» в различных источниках, свидетельствующие о многогранности данной категории и наличии многих потенциальных возможностей при ее использовании в механизмах выявления и противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде.
Вместе с тем, заметим, что несмотря на всеобщую заинтересованность в неконфликтном взаимодействии в разных областях жизнедеятельности, в повседневной жизни проявляется множество факторов, которые не располагают к толерантному общению. Среди них такие, как: прямая агрессия, ущемление гражданских прав, социальная, а нередко и юридическая незащищенность человеческой жизни, имущества и собственности, проявления национально-культурной дискриминации, а также различные виды девиант-ного поведения, особенно молодежи, создающие угрозу и реальные проблемы для нормальной жизни граждан.
Ряд авторов считают, что толерантность может рассматриваться «как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе» [4]. При этом, рассматривая этническую толерантность, следует согласиться с мнением Н. Г. Анциферовой, которая определяет толерантность как «сложную социально-психологическую установку личности, выражающуюся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям» [1].
Аналогичное мнение высказывает В. Л. Литвинова, которая, определяя межэтническую толерантность, рассматривает ее как «основанную на уважении к другой личности, ее правам и свободам устойчивость индивида или группы к не представляющим собой социальной угрозы и отличным от собственных этнических культур-
ных образцов идеям, мнениям, традициям, верованиям, обычаям, нормам, образцам поведения и т. д.» [10].
Малютин И. П. указывает на то, что большинство этнонациональных проблем можно решить с гуманистических позиций, основываясь на диалоге, доверии, открытости и взаимоуважении, вырабатывая и используя межкультурные толерантные нормы поведения в условиях многонационального социума.
По мнению автора, «ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодежной среде современного российского общества в этническом контексте выступают следующие категории: негативная этническая идентичность, межэтническая напряженность, интолерантность, национализм, расизм, шовинизм, ксенофобия. Ни одна из названных категорий не является абсолютно тождественной экстремизму, но в то же время бесконтрольное развитие каждой из них может с неизбежностью привести к самым трагическим последствиям экстремистских действий» [11].
Илишев И. Г., исследуя межэтнические конфликты, которые в огромной массе нашли в последнее время свое проявление в разных точках планеты, подчеркивает, что они «вновь и вновь показывают человечеству, как хрупок мир и как трудно его восстановить, когда нарушено равновесие. Трагедия Карабаха, Таджикистана, Приднестровья, Осетии, Абхазии, Чечни, Дагестана - это не только трагедия населяющих их народов, но и наша общая боль. Эти потрясения продемонстрировали всему миру, что защита прав народов на национальное самоопределение, на сохранение и развитие родных языков и национальных культур является необходимым условием для сохранения мира и стабильности во всем мире» [6, с. 4].
В своей статье Ореховская Н. А. указывает, что основной силой экстремистских организаций является молодёжь, потому что она не только легче поддаётся психологической обработке, но иногда даже не надо такую проводить. При этом члены экстремистских организаций могут совершать крайне возмутительные поступки всего спектра: от мелких хулиганских выходок до тяжких преступлений. «Опасность этих группировок подтверждается недавними событиями в Украине, Киргизии. Основной силой революций в этих странах была молодёжь. И теперь, ког-
да взоры финансирующих фирм устремились на Россию, перед нами встает эта проблема. Наша интолерантная молодежь поддержит любого, кто даст им больше воли. В массовом сознании нынешней молодёжи слабо сформированы понятия толерантности и патриотизма, подтверждением чего являются события 11 декабря 2010 года на Манежной площади. Спецификой современного поколения молодежи, которой выпало взрослеть в условиях нравственной смуты «переходного периода», является почти тотальная деи-деологизация, в силу чего она легко подвержена колебаниям, перепадам настроений, модным увлечениям. Молодежь может поднять и острая обида, и мелкий эпизод, который царапнет сердце. Не случайно же футбольные фанаты, ранее пребывавшие на периферии политики, в последнее время сделались заметной силой» - подчеркивает автор [14, с. 146-147].
В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» в качестве основных задач в реализации данного направления выделяются:
«1. Разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
2. Разработка и внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
3. Разработка и реализация системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях:
- разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования, включая переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;
- определение, разработка и реализация эффективных социально-культурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии, в том числе, через СМИ;
- разработка методической, нормативно-правовой и организационной базы профилактики экстремизма, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения» [16].
С развитием интернет-технологий приобретает актуальность использование принципов толерантности в борьбе с экстремистскими проявлениями с сети Интернет. За последние годы в России появились десятки интернет-сайтов, не только пропагандирующих экстремистскую деятельность и нетерпимость к нациям и народностям Российской Федерации, но и открыто обсуждающих расовую, религиозную и иные виды неприязни и призывающих к их осуществлению с публикацией отчетов о различных экстремистских мероприятиях и акциях.
В связи с этим, на наш взгляд, в современном информационно-коммуникативном обществе необходимо особое внимание уделять вопросам распространения информации экстремистской направленности и интолерантности в сети Интернет, кроме того проводить постоянный мониторинг сетей Интернет как силами правоохранительных органов, так и общественными объединениями, на предмет выявления экстремистской информации и проведения мероприятий по закрытию интернет-сайтов, пропагандирующих экстремистские проявления, и привлечению к ответственности (вплоть до уголовной) занимающихся этим людей.
Следует рассматривать толерантность одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов, государственных, властных структур и институтов гражданского общества по обнаружению фактов экстремизма, противодействию им и созданию механизмов борьбы с молодежным экстремизмом.
Литература
1. Анциферова Н. Г Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. - М., 2007. - 18 с.
2. Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум, 2008. - 168 с.
3. Выступление Путина В. В. на заседании Общественного совета при Президенте РФ [Электронный ресурс]. -URL: кгет1т.ги>Новости>Президент России.
4. Галкин А. А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Соц. исслед. - 2009. -№ 8. - С. 81-93.
5. Декларация принципов толерантности: утв. Резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 года. Ст. 1 [Электронный ресурс]. - URL: ип.о^>Оон>Документыоон>Конвенции> declarations/toleranc (дата обращения: 15.01.2015).
6. Илишев И. Г. Национально-культурная политика в Республике Башкортостан // Информ. бюл. / Администрация Президента Республики Башкортостан; под ред. М. Б. Ямалов и др. - Уфа. 2005. - № 4 (44): О национально-культурном развитии народов Республики Башкортостан. - С. 4.
7. Кудрина Е. Л., Кудрин В. С. Основные тенденции молодежного экстремизма в современной социально-культурной ситуации // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 32. - С. 205-212.
8. Кудрина Е. Л., Белозерова М. В., Садовой А. Н., Пономарев В. Д., Марков В. И. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект: моногр. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. - 384 с.
9. Кудрина Е. Л. Формирование толерантности как инновационное направление подготовки выпускников вузов культуры и искусств в обществе знаний // Информ. о-во. - 2008. - № 5-6. - С. 89-91.
10. Литвинова В. Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - М., 2007. - 35 с.
11. Малютин И. П. Формирование толерантности в образовательной среде [Электронный ресурс]. - URL: www. hrono.info/text/2007/mal03_07.html (дата обращения: 23.01.2015).
12. На 47-й Мюнхенской конференции по безопасности [Электронный ресурс]. - URL: www.rodon.org>polit-110210111342.
13. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль. - 2001.
14. Ореховская Н. А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально-политической стабильности российского общества // Вестн. МГУКИ. - 2011. - № 3 (41). - С. 145-150.
15. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 1998. - С. 575.
16. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»: утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 года, № 629 (в ред. 2011 года).
References
1. Antsiferova N.G. Etnicheskaia tolerantnost' v sovremennom rossiiskom obshchestve: sostoianie i tendentsii razvitiia: avtoreferat dis. kand. sotsiol. nauk: 22.00.08 [Ethnic tolerance in a modern Russian society: state and development trends: abstract PhD sociol. sci. diss. 22.00.08]. Moscow, 2007. 18 p. (In Russ.).
2. Beziuleva G.V., Shelamova G.M. Tolerantnost': vzgliad, poisk, reshenie [Tolerance: look, search, solution]. Moscow, Verbum Publ., 2008. 168 p. (In Russ.).
3. Vystuplenie Putina V.V. na zasedanii Obshchestvennogo soveta pri Prezidente RF [Statement by V.V. Putin at the meeting of the Public Council under the President of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: kremlin. ru>Novosti>Prezident Rossii.
4. Galkin A.A., Krasin Iu.A. Kul'tura tolerantnosti pered vyzovami globalizatsii [The culture of tolerance to the challenges of globalization]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological researches], 2009, no 8, pp. 81-93. (In Russ.).
5. Deklaratsiia printsipov tolerantnosti: utverzhdena Rezoliutsiei 5.61 General'noi Konferentsii UNESKO ot 16 noiabria 1995 goda. Stat'ia 1 [Declaration of Principles on Tolerance. Approved by Resolution 5.61 of the General Conference of UNESCO of 16 November 1995. Article 1]. (In Russ.). Available at: un.org>Oon>Dokumentyoon>Konventsii>decla rations/toleranc (accesssed 15.01.2015).
6. Ilishev I.G. Natsional'no-kul'turnaia politika v Respublike Bashkortostan [National cultural policy in the Republic of Bashkortostan]. Informatsionnyi biulleten'. № 4 (44). O natsional'no-kul'turnom razvitii narodov Respubliki Bashkortostan [Newsletter number. No 4 (44). National-cultural development of the peoples of the Republic of Bashkortostan]. Ed. M.B. Iamalov. Ufa, Administration of the President of the Republic of Bashkortostan Publ., 2005, p. 4. (In Russ.).
7. Kudrina E.L., Kudrin V.S. Osnovnye tendentsii molodezhnogo ekstremizma v sovremennoi sotsial'no-kul'turnoi situatsii [Main trends of youth extremism in contemporary socio-cultural situation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no 32, pp. 205-212. (In Russ.).
8. Kudrina E.L., Belozerova M.V., Sadovoi A.N., Ponomarev V.D., Markov V.I. Tolerantnost' v mul'tikul'turnom obshchestve: regional'nyi aspekt: monografiia [Tolerance in a multicultural society: regional aspect: monograph]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2013. 384 p. (In Russ.).
9. Kudrina E.L. Formirovanie tolerantnosti kak innovatsionnoe napravlenie podgotovki vypusknikov vuzov kul'tury i iskusstv v obshchestve znanii [Formation of tolerance as an innovative area of training the graduates of universities of arts and culture in the knowledge society]. Informatsionnoe obshchestvo [Information Society], 2008, no 5-6, pp. 89-91. (In Russ.).
10. Litvinova V.L. Sotsial'no-psikhologicheskie usloviia foimirovaniia mezhetnicheskoi tolerantnosti rossiiskoi molode-zhi: avtoreferat dis. kand. psikhologicheshikh nauk: 19.00.05 [Social-psychological conditions of formation of inter-ethnic tolerance of the Russian youth: abstract PhD psychol. sci. diss.: 19.00.05]. Moscow, 2007. 35 p. (In Russ.).
11. Maliutin I. P. Formirovanie tolerantnosti v obrazovatel'noi srede [Formation of tolerance in the educational environment]. (In Russ.). Available at: www.hrono.info/text/2007/mal03_07.html (accessed: 23.01.2015).
12. Na 47-i Miunkhenskoi konferentsii po bezopasnosti [At the 47th Munich Security Conference]. (In Russ.). Available at: www.rodon.org>polit-110210111342.
13. Novaia filosofskaia entsiklopediia [New Encyclopedia of Philosophy]. Moscow, Mysl' Publ., 2001. (In Russ.).
14. Orekhovskaia N.A. Tolerantnost' massovogo soznaniia molodezhi kak faktor sotsial'no-politicheskoi stabil'nosti ros-siiskogo obshchestva [Tolerance of the mass consciousness of young people as a socio-political stability in Russian society]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture And Arts], 2011, no 3 (41), pp. 145-150. (In Russ.).
15. Slovar' inostrannykh slov i vyrazhenii [Dictionary of foreign words and expressions]. Moscow, 1998, p. 575. (In Russ.).
16. Federal'naia tselevaia programma "Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniia i profilaktika ekstremizma v rossiiskom obshchestve": utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 25 avgusta 2001 goda, № 629 (v red. 2011 goda) [Federal target program "Shaping the attitude of tolerance and preventing the extremism in Russian society:" Approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated August 25, 2001, no 629 (in ed. 2011)]. (In Russ.).
К 10-летию кафедры экономики социальной сферы ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
УДК 378
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Трусова Наталья Митрофановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: trusova_n@mail.ru
Трусов Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных и автоматизированных производственных систем, Кузбасский государственный технический университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: trusow2001@mail.ru
Значение индустрии туризма в развитии экономики трудно переоценить. Здесь создается каждое десятое рабочее место, причем значительно дешевле, чем в других отраслях промышленности. В последние два года в России внутренний и въездной туризм бурно развивается, но он серьезно отстает от международного уровня, в первую очередь, по развитию инфраструктуры, по продвижению туристического продукта и собственно по качеству обслуживания.
Соответственно, также резко возросла потребность в высококвалифицированных кадрах для отрасли. Именно недостаток кадров является одной из основных проблем развития туризма в России.
Практически в России система профессионального непрерывного образования находится в стадии становления. И здесь роль государственного участия очень важна. Сейчас отсутствует правовое регулирование участия работодателей в системе профессионального обучения кадров, не предусмотрено государственное стимулирование участия бизнеса в подготовке специалистов туристского бизнеса.
Поэтому в настоящее время подготовка специалистов происходит больше на уровне теории. Студентам не хватает именно практических навыков. Сегодня произошел переход на бакалавриат. Разработаны и внедряются ФГОС третьего поколения, в ближайшей перспективе - внедрение ФГОС три +. Как показал анализ программ, объем практик не будет по-прежнему превышать 7-9 %. Поставлена задача разработки компетентностной модели выпускника-бакалавра. Но в этом подходе есть ряд проблем.
Первая проблема - роль и форма участия работодателей в формировании компетентностной модели выпускника, их собственная компетентность в данной области. Вторая проблема - компетенции надо не только прописать, но и уметь оценивать степень их достижения. Третья проблема -проектирование компетентностно ориентированного учебного процесса, владении педагогами методикой такого проектирования.