Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ'

УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАЛОН ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ РАЗНЫХ СПОРТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Мария Васильевна

Результаты исследования в данной статье выступают частью диссертационного исследования автора. Исследование посвящено анализу результатов ценностной сферы студентов-спортсменов физкультурного ВУЗа. Обладающие разными спортивными квалификациями. Изучению направленности личности в своей жизнедеятельности исходя из имеющихся у него ценностей. Ценность в данном ракурсе рассматривается как ориентир в развитии человека в его индивидуальном бытие. Целью исследования является изучение эталонов жизнедеятельности спортсменов высокой спортивной квалификации. Предполагалось, что чем выше спортивная квалификации, тем более у спортсмена наблюдается выраженность экзистенциальной направленности личности - экзистенциальный эталон жизнедеятельности. Т. е. направленность жизненного самоопределения на естественному нравственному закону, совести. Проявляющаяся в волевой сфере как такими качествами как ответственность, терпение, целенаправленность, бесстрастность и высокой произвольностью. В статье представлены результаты исследования ценностной направленности личности спортсменов высокой спортивной квалификации по авторской методике «Эталон жизнедеятельности» доктора психологических наук М.Я. Дворецкой, разработанная на основе предложенной ранее концепции личности (Дворецкая М.Я., 2003, 2004. 2012, 2014). Выборку составили студенты спортсмены разной спортивной квалификации ФГБОУ ВО Чурапчинского института физической культуры и спорта ( N = 374 ). Выборка состояла из: мастеров спорта - 44 спортсмена; кандидаты в мастера спорта - 80 человек; с 1-го по 3-й спортивный разряд - 124 студентов и студентов, не имеющих спортивной квалификации - 124 студента. Для выявления эталона жизнедеятельности у спортсменов высокой спортивной квалификации, мы провели сравнительный анализ достоверных различий между показателями рецензентов выборок, используя критерий Краскела-Уоллиса. По итогам которого были выявлены значимые характеристики в жизненной направленности у студентов спортсменов высокой спортивной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF SPORTS SKILLS AND VALUE ORIENTATION OF THE PERSONALITY

The results of the study in this article act as part of the author's dissertation research. The study is devoted to the analysis of the results of the value sphere of student-athletes of the physical education university. Possessing different sports qualifications. The study of the direction of the individual in his life activities on the basis of the values he has. The value in this perspective is considered as a reference point in the development of man in his individual being. The purpose of the study is to study the standards of life activities of athletes with high sports qualifications. It was assumed that the higher the sports qualification, the more the athlete has a pronounced existential orientation of personality - existential benchmark of life activity. That is, the orientation of life self-determination on the natural moral law, conscience. Manifested in the volitional sphere as such qualities as responsibility, patience, purposefulness, impassivity and high arbitrariness. The article presents the results of the research of the value orientation of the personality of sportsmen with high sport qualification according to the author's method "Standard of vital activity" of Doctor of Psychology M.Y. Dvoretskaya developed on the basis of the previously proposed personality concept (M. Dvoretskaya, 2003, 2004, 2012, 2014). The sample consisted of students of athletes of different sports qualification of the Churapcha Institute of Physical Culture and Sports (N = 374). The sample consisted of: masters of sports - 44 athletes; candidates for the master of sports - 80 people; from the 1st to the 3rd sports category - 124 students and students with no sports qualification - 124 students. To identify the standard of living in athletes with high sports qualification, we conducted a comparative analysis of significant differences between the indicators of the reviewers of samples, using the Kruskal& Wallis test. The results of which revealed significant characteristics in life orientation in students of athletes of high sports qualification.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Попова, М. В. Уровень спортивной квалификации и ценностная направленность личности / М. В. Попова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN223.pdf

For citation:

Popova M.V. The level of sports skills and value orientation of the personality. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 40PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Попова Мария Васильевна

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча, Россия

Старший преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»

E-mail: pmvchurapcha@yandex.ru

Уровень спортивной квалификации и ценностная направленность личности

Аннотация. Результаты исследования в данной статье выступают частью диссертационного исследования автора. Исследование посвящено анализу результатов ценностной сферы студентов-спортсменов физкультурного ВУЗа. Обладающие разными спортивными квалификациями. Изучению направленности личности в своей жизнедеятельности исходя из имеющихся у него ценностей. Ценность в данном ракурсе рассматривается как ориентир в развитии человека в его индивидуальном бытие.

Целью исследования является изучение эталонов жизнедеятельности спортсменов высокой спортивной квалификации. Предполагалось, что чем выше спортивная квалификации, тем более у спортсмена наблюдается выраженность экзистенциальной направленности личности — экзистенциальный эталон жизнедеятельности. Т. е. направленность жизненного самоопределения на естественному нравственному закону, совести. Проявляющаяся в волевой сфере как такими качествами как ответственность, терпение, целенаправленность, бесстрастность и высокой произвольностью.

В статье представлены результаты исследования ценностной направленности личности спортсменов высокой спортивной квалификации по авторской методике «Эталон жизнедеятельности» доктора психологических наук М.Я. Дворецкой, разработанная на основе предложенной ранее концепции личности (Дворецкая М.Я., 2003, 2004. 2012, 2014).

Выборку составили студенты спортсмены разной спортивной квалификации ФГБОУ ВО Чурапчинского института физической культуры и спорта (N = 374). Выборка состояла из: мастеров спорта — 44 спортсмена; кандидаты в мастера спорта — 80 человек; с 1-го по 3-й спортивный разряд — 124 студентов и студентов, не имеющих спортивной квалификации — 124 студента.

Для выявления эталона жизнедеятельности у спортсменов высокой спортивной квалификации, мы провели сравнительный анализ достоверных различий между показателями рецензентов выборок, используя критерий Краскела-Уоллиса. По итогам которого были выявлены значимые характеристики в жизненной направленности у студентов спортсменов высокой спортивной квалификации.

Ключевые слова: эталон жизнедеятельности; ценностная направленность личности; студенты; спортсмены разных спортивных квалификаций

Введение

В настоящее время стала все чаще появляться проблема достижения наивысших результатов в спортивной деятельности любыми средствами, включая использование запрещенных препаратов, затрагивая не только гражданскую позицию спортсмена, но и в первую очередь мировозренческую сторону самого спортсмена. Его ценности, идеалы, принципы, убеждения и нормы жизни. В данном ракурсе особое место на наш взгляд выступает личностная направленность спортсмена в его жизнедеятельности. Его жизненное самоопределение.

Методикой исследования ценностно-смысловой сферы личности спортсменов выступила авторская методика «Эталон жизнедеятельности» Дворецкой М.Я.1 Направленность личности в данной методике рассматривается как отношение личности к действительности, как определенная жизненная линия человека1, основанная на его ценностях [1].

На основании данной методики выявляются типы эталона жизнедеятельности человека соответствующие его стадии личностного развития: витального уровня, социального уровня и экзистенциального уровня. Основанные на витальных, социальных и экзистенциальных потребностях человека.

Смысловые содержания этих потребностей и формируют эталон жизнедеятельности человека. Стремления человека к гармоничному отношению с окружающей природной средой, социальной адаптации, или же смысложизненной наполненности [2-4].

Рассматривая понятие «эталон жизнедеятельности» остановимся отдельно на понятии «эталон» и «жизнедеятельность».

Понятие «эталон» в Большом энциклопедическом словаре в прямом смысле определяется как измерительный прибор, в переносном смысле как мерило, образце (Ожегов С.И.). В Большой советской энциклопедии как точно рассчитанная мера чего-либо, принятого в качестве образца. В психологическом понимании данный термин больше фигурирует в когнитивной психологии, при распознавании стимула из вне с внутренним шаблоном, прототипом, стереотипом, выделяя — сенсорные, перцептивные и социокультурные [5]. Им может употребляться как точный образец, так и примерный ориентир, на который ориентируется человек2.

«Жизнедеятельность» рассматривается Е.Ю. Коржовой как направленность личности человека к жизненным ситуациям исходя из своей жизненной позиции. Отношения к соматическому, психологическому и социальному уровню жизнедеятельности как внутренней картине своего целостного образа бытия [6-9]. Следовательно, «жизнедеятельность» — это субъективное восприятие человеком своих жизненных ситуаций и действий, реакций на них в течении всей своей жизни [10-12].

Таким образом, резюмируя вышесказанное «эталон жизнедеятельности» — это примерный ориентир в жизнедеятельности человека, образ желаемого будущего.

1 Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е.Ю. Коржовой. — СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. — 268 с. Учебное пособие.

2 Климов, Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд): Учеб. пособ. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 176 с.

Методы

Для исследования ценностно-смысловой сферы нами была выбрана методика «Эталон жизнедеятельности» М.Я. Дворецкой. Данной методике автор выделяет следующие типы эталонов жизнедеятельности: витальный, социальный, экзистенциальный [1].

Ценностями витального уровня развития человека выступают те, которые удовлетворяют его потребности в физическом существовании. Укрепляют его собственную жизнь, повышают ее качество. Те материальные блага позволяющие поддерживать физическое существование. Тем самым у данного человека преобладает материальное видение реальности. Которые Б. Спиноза соотносит с несвободой человека [13].

Ценности социального типа человека соответствуют с ценностями той социальной среде в котором он находится. Их внутренние ценности соответствуют внешним. Его собственная индивидуальность — это причастность к кому-либо или чему-либо из вне, что в свою очередь тоже говорит о несвободе человека. Зависимости от внешних значимых объектов. Утрата которых сопровождается духовным кризисом и потерей духовного ориентира.

Ценностями экзистенциального уровня личностного уровня развития человека выступают исключительно индивидуальные и безусловные ценности, не зависимыми от внешних ценностей. Выступают в жизни человека как собственный ориентир в его жизнедеятельности. Не являются материальными биологическими и материальными как витальном уровне личностного развития. Не ищут общественного одобрения и поощрения, получая удовлетворение от реализации собственной субъектности.

Граничит ли субъектность с противоречием себя с окружающим миром. Данный вопрос интересно, излагается в Бердяевком самопознании в философской автобиографии. Хотя сам Н. Бердяев относил себя к человеку с врожденной внутренней независимостью, противопоставляя себя с обществом:

«Я никогда не мог вынести никакой зависимости, И у меня была всегда очень большая внутренняя независимость. И всякий раз, когда я чувствовал хоть малейшие признаки зависимости от кого-либо и чего-либо. Это вызывало во мне бурный протест и вражду»

Тем не менее он подчеркивал, что он испытывал в детстве страдания из-за несовпадения себя с другими:

«С детства я жил в своем особом мире, никогда не сливаясь с миром окружающим, который мне всегда казался не моим. У меня было острое чувство своей особенности, непохожести на других». «У меня же было чувство неприспособленности, отсутствие способностей, связанных с ролью в мире. Меня даже всегда удивляло. Что в последствии, при моей неспособности к какому-либо приспособлению и конформизму, я приобрел большую европейскую и даже мировую известность и занял «положение в мире» [14, с. 15].

Это констатирует, что несмотря на то, что Н. Бердяев, один из основоположников проблемы разумного обоснования проблемы субъектности. Сам находился в противоречии с внешним миром.

Так мнению С. Кьеркегора [15] у людей с экзистенциальными ценностями не стоит проблема одиночества, ассоциативности и нарциссизма. А наоборот им не безразлична действительность. Они вмещает в себя заботы и тревоги этого мира, не отождествляя себя с ним. Поэтому их настроение зависит самого себя. Их жизнь наполнена любовью и заботой к окружающему миру, преобразованию его во благо каждого. Жизнь их наполнена внутренними переживаниями собственного бытия и поиском ответов на различные жизненные трудности.

[14, с. 56].

Они наполнены творческими идеями и находятся постоянно в формировании все новых смысло-жизненных ценностях.

Результаты

На рисунке 1 представлены средние значения показателей исследования направленности личности по спортсменов разных спортивных квалификаций.

Типы жизненного самоопределения ■ МС (N=44) ■ КМС (N=80) ■ 1-3 разряд (N=124) ■ не им. спорт. квалиф. (N=124)

Рисунок 1. Средние значения показателей жизненного самоопределения у спортсменов разных спортивных квалификаций (составлено автором)

Из рисунка следует, что у спортсменов разных спортивных квалификаций наблюдается дифференцированность их ответов в оценке своей желаемой модели будущего. Особого внимания заслуживают показания по критерию тенденция (Е-К), выявляющийся на основании разницы между показателями жизненного идеала (I) и реальной самооценки своей жизнедеятельности Которые выступает в конечном счете ориентиром в развитии личности и задает ему определенную жизненную направленность [16; 17].

Витальный тип эталона жизнедеятельности как идеальное представлении своего будущего, а также ее тенденция (рис. 2) больше проявился по ответам у спортсменов, не имеющих спортивной квалификации. Как реальная оценка своей жизнедеятельности у спортсменов 1-3 спортивных разрядов. Данные оценки констатируют, что у данным респондентам характерны витальные потребности в жизнедеятельности, в идеальной, реальной или как ориентир в будущем.

35 30 25 20 15 10 5 0

Витальный ЭЖ "Идеал"

(I)

Витальный ЭЖ "Реальность" (R)

Витальный ЭЖ "Тенденция" (I-R)

МС (N=44) КМС (N=80) "1-3 разряд (N=124) не им. спорт. квалиф. (N=124)

Рисунок 2. Средние показатели витального типа эталона жизнедеятельности у спортсменов разной спортивной квалификации (составлено автором)

В социальной среде проявление себя в первую очередь как общественного существа, регулируемое теми законами, нормами и ценностями данной социокультурной среды в котором находится человек. В социальных взаимодействиях преобладание манипуляции. Основная направленность жизнедеятельности — постоянная адаптация к законам и правилам социокультурной среды, которая формирует свои нормы. Фрустрированность из-за нарушения их провоцирует внешний, внутренний конфликт вызывая тревогу. Стремление к доверительным отношениям как залогу защищенности, комфортности и социальной стабильности.

В волевой сфере нацеленность на удовлетворение витальных потребностей. На физическое удовольствие и удовлетворение биологических потребностей на основании страха самосохранения.

На основании ведущих ценностей витального типа жизнедеятельности поведение может отличаться практичностью, расчетливостью, предусмотрительностью, эгоцентризмом, в некотором роде инфантилизмом и потребительским отношением.

35 30 25 20 15 10 5 0

Социальный ЭЖ "Идеал"

(I)

Социальный ЭЖ "Реальность"(R)

Социальный ЭЖ "Тенденция" (I-R)

I МС (N=44) ■ КМС (N=80) ■ 1-3 разряд (N=124) ■ не им. спорт. квалиф. (N=124)

Рисунок 3. Средние показатели социального типа эталона жизнедеятельности у спортсменов разной спортивной квалификации (составлено автором)

Тенденция социального типа эталона жизнедеятельности (рис. 3) больше проявился по ответам у спортсменов с массовым спортивным разрядом «Кандидат в мастера спорта». Что говорит, что у них в эталоне жизнедеятельности преобладают социальные потребности. Эталоном выступает социализация во всех социальных сферах. В семейной, образовательной, профессиональной. Как реальная оценка своей жизнедеятельности проявился у спортсменов «Мастеров спорта». Как идеальное представление как у «Кандидатов в мастера спорта», так и «Мастеров спорта».

В социальной среде у людей с социальным эталоном жизнедеятельности выражено стремление к максимальной самореализации. Достижение высоких результатов. Обладание социальной адаптивностью, ответственностью, трудолюбием. Принятие и следование нормам. Стремление к социальной стабильности. В социальном взаимодействии может наблюдаться стремление к сотрудничеству и умение устанавливать благоприятные взаимоотношения во всех социальных сферах.

Волевая сфера респондентов с социальным эталоном жизнедеятельности отличается произвольностью и избирательной ответственностью. Наличием отдаленных целей. Отмечается избегание фрустрированных ситуаций. Что может выступать неблагоприятным условием для встречи с трудностями и их преодолением. И формированием тревоги по поводу защищенности и безопасности.

35 30 25 20 15 10 5 0

Экзистенциальный ЭЖ "Идеал" (I)

Экзистенциальный ЭЖ "Реальность"(R)

Экзистенциальный ЭЖ "Тенденция" (I-R)

■ МС (N=44) ■ КМС (N=80) ■ 1-3 разряд (N=124) ■ не им. спорт. квалиф. (N=124)

Рисунок 4. Средние показатели экзистенциального типа эталона жизнедеятельности у спортсменов разной спортивной квалификации (составлено автором)

Экзистенциальный тип эталона жизнедеятельности как идеальное и реальное представление проявился у спортсменов со спортивным званием «Мастер спорта» (рис. 4). Что говорит, что у них в эталоне жизнедеятельности преобладают экзистенциальные потребности. Как тенденция и ориентир своего будущего проявился у спортсменов «Кандидатов в мастера спорта».

Потребностями выступают в первую очередь уже не витальные и социальные потребности, а поиск смысла жизни, ориентация в жизнедеятельности на «внутренний закон» и стремление жить, по совести. Постоянное личностное развитие и принятие вечности человеческой природе, отодвигая те ценности, которые присущи земной жизни человека. Таким образом, смыслом жизни выступает — активное жизнетворчество, обретение «мира в душе» за счет осознания ответственности за выбор цели своей жизни и снятия внутреннего конфликта между идеалом и действительностью. Позволяющее вытеснить изначальный страх и тревогу — любовью и радостью.

40PSMN223

В социальной среде у рецензентов экзистенциального эталона жизнедеятельности проявляется любовь и некая жертвенность. Эмоциональные отношения с другими окрашены сотрудничеством, поддержкой, принятием других в братской любви.

Волевая сфера личности характеризуется в рамках экзистенциального типа жизнедеятельности ответственностью, произвольностью и терпением. А также смирением и бесстрастностью. Целями выступают — смысложизненное самоопределение, поисками ответа о смысле человеческого бытия и смысле совей жизни. Которые выступают в личности как упорядочивающая активность и в конечном счете нацеленная на обретение внутренней свободы.

Для выявления особенностей ценностно-смысловой сферы спортсменов высокого класса, мы провели сравнительный анализ достоверных различий между показателями жизненного самоопределения спортсменов разных спортивных квалификаций используя дисперсионный анализ, непараметрическому критерию Краснела Уоллиса ANOVA.

В таблице 1 представлены достоверные различия средних показателей выявленных типов «Эталона жизнедеятельности» у спортсменов разных спортивных квалификаций.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа показателей ценностно-смысловой сферы у спортсменов разных спортивных квалификаций

№ Показатели методики Выборка № 1 (мастера спорта) Выборка № 2 (кандидаты в мастера спорта) Выборка № 3 (с 1-3 спорт. разряд) Выборка № 4 (без спорт. разряда) Достоверность различий по критерию Краскела-Уоллисса

Н Н

1. «Витальный» уровень идеального эталона жизнедеятельности 17,3 16,2 18,44 18,8 5,3 0,00

2. «Витальный» уровень тенденции эталона жизнедеятельности 1,7 0,7 1,93 3,4 3,9 0,01

3. «Экзистенциальный» уровень идеального эталона жизнедеятельности 27,9 27,5 24,2 23,3 15,3 0,00

4. «Экзистенциальный» уровень тенденции эталона жизнедеятельности 3,9 4,54 2,9 1,9 2,8 0,04

Составлено автором

По итогам проведенного сравнительного анализа, мы можем констатировать о дифференцированности ценностно-смысловой сферы у спортсменов в зависимости от уровня спортивной квалификации. Проявляющееся в выборе своего эталона жизнедеятельности, как идеального представления своего будущего.

Обсуждение

По итогам проведенного исследования было выявлено, что чем ниже спортивная квалификация у спортсменов, тем более выражен идеальный эталон, а также тенденция «Витального» типа жизнедеятельности. Проявляющаяся в заботе о своем физическом состоянии как приоритета в жизненных ценностях, в жизненной позиции. Это обусловлено и этапом начальной спортивной подготовки и ее задачами. Где первостепенное значение приобретают укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, а также развитию и совершенствованию специальных физических качеств спортсмена, необходимых в конкретном

виде спорта. Развитие физической подготовленности выступают базой для развития и совершенствования технических и тактических способностей спортсмена3.

Контроль над данным этапом подготовки выступает специальные контрольные нормативы по оценке развития физических качеств. Рез ультами спортивной деятельности на этапе начальной подготовки выступает: прирост физической подготовленности спортсмена, сохранение контингента, а также освоение основ техники по виду спорта. Соревновательная деятельность на уровне взрослого контингента и раннее форсирование чемпионских притязаний на данном этапе подготовки неприемлемо. С целью профилактики физического и морального здоровья спортсмена.

По результатам сравнительного анализа идеального эталона будущего, а также ее тенденция по «Экзистенциальному» типу жизнедеятельности показывает об обратную картину по сравнению с «Витальным» типом. Отмечается, что чем выше спортивная квалификация тем выражен данный тип эталона. Спортсменам высокой квалификации, по сравнению со спортсменами более низкой спортивной квалификации свойственен поиск смысла жизни, на основании проблемой понимания своей жизнедеятельности. Их цели и задачи направлены на активное изменение ситуаций. Взаимосвязь данного процесса с нравственностью и экзистенциональным содержанием.

Обусловлена данная жизненная позиция, жизненная направленность спортсменов также с содержанием, задачами и целями этапа спортивной подготовки. Перед спортсменами «Мастерами спорта» стоят совсем иные требования, нежели перед спортсменами массовых спортивных разрядов. И в первую очередь это выведение спортсменов на высокий уровень высоких спортивных достижений. Где особое место отводится уже не только физическим, техническим, тактическим качествам спортсменов, но и в первую очередь психической подготовленности. Задачами психологического сопровождения на данном этапе выступает создание условий для развития тех психических свойств, процессов и состояний, которые помогут оптимально функционировать ему в учебно-тренировочной деятельности. А главное, сформировать психическую надежность выступления на ответственных соревнованиях. Которые помогут справляться с нервно-психическим перенапряжением, адаптации к постоянно возрастающим требованиям3.

Спортсмены на данном этапе спортивной подготовки уже имеют достаточный уровень соревновательной деятельности. Имеют опыт участия на чемпионатах России, Европы, мира. Весь учебно-тренировочный процесс нацелен на достижение наивысших результатов на соревновании. Он максимально индивидуализирован, и строится уже исключительно с учетом психологических особенностей спортсмена и ориентирован под особенности соревновательной деятельности. Результатом спортивной деятельности на данном этапе выступает стабильность демонстрации спортсмена высоких спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях. Подтверждение данным служат результаты проведенные раннее по исследованию ценностно-смысловой сферы спортсменов высокой спортивной квалификации. Констатирующие, что для спортсменов высокой квалификации одним из важных жизненных ценностей выступает «Достижение» [18; 19]. Проявляющаяся в нацеленности спортсменов данного спортивного уровня на результативность как главного жизненного фактора. А также высокая нравственная направленность, констатирующая о личностной зрелости спортсменов высокого класса [20].

3 Летягина Е.Н. Этапы спортивной подготовки / Е.Н. Летягина, Е.А. Орлова, О.Ю. Бастрыгина: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: ННГУ имени Н.И. Лобачевского, 2018. — 42 с.

Страница 8 из 11

40PSMN223

Таким образом, достижение высоких результатов в спортивной деятельности требует личностной зрелости, проявляющейся в экзистенциальной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева Л.В. Ценностные основание индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. — М.: Прометей. МПГУ. 2003. — 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дворецкая, М.Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения / М.Я. Дворецкая // Интегративный подход в психологии: Сб. научных трудов. — СПб: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2003. — С. 116-124.

3. Жизненные ориентации современных студентов (на примере будущих психологов) / Е.Ю. Коржова, В.А. Артемьева, Е.К. Веселова, М.Я. Дворецкая // психолого-педагогические науки. — 2018. — № 3(45). — С. 18-23.

4. Коржова, Е.Ю. Представления о жизненном и профессиональном самоопределении в образах желаемого и избегаемого будущего в разных социальных группах / Е.Ю. Коржова, М.Я. Дворецкая // Смысловые пространства современного человека: Сборник научных статей. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. — С.148-164.

5. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова; Е.Ю. Коржова; Российский гос. пед. ун-т имени А.И. Герцена. — Санкт-Петербург: Изд-во Русской христианской гуманитарной акад., 2006. — 383 с.

6. Коржова, Е.Ю. Взаимодействие с жизненными ситуациями в конце жизненного пути / Е.Ю. Коржова, В.В. Лемиш // Научное мнение. — 2013. — № 4. — С. 197205.

7. Коржова, Е.Ю. Личность и жизненный путь современного человека / Е.Ю. Коржова // Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». Том 2. — Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2019. — С. 282-284.

8. Коржова, Е. Ю. Личность современного человека в свете его жизненных ориентаций / Е.Ю. Коржова // Психологическое сопровождение личности в меняющемся мире. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2020. — 17-25.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 720 с.

10. Дворецкая, М.Я. Интегративная антропология / М.Я. Дворецкая. — Санкт-Петербург: Институт практической психологии и психоанализа, 2003. — 611 с.

11. Винокурова, А.Л. Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций) / А.Л. Винокурова, Л.А. Коростылева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2008. — № 2. — С. 123-127.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. — Москва: Государственное Издательство Полиграфической Литературы, 1957. — Т. 1. — 649 с. — С. 506.

Бердяев Н. Самопознания (Опыт философской биографии). — М.: Издательство «Книга», 1990. — С. 56, 15.

Кьеркегор С. Наслаждение или долг [Текст] / С. Кьеркегор; [предисл. П. Ганзена]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 414 с. — С. 282.

Алиева, Л.С. Эталон жизнедеятельности и его роль в формировании аддиктивного поведения // Л.С. Алиева // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. — 2014. — № 170. — С. 62-67.

Дворецкая, М.Я. Понятие здоровья в контексте концепции эталона жизнедеятельности / М.Я. Дворецкая, Л.С. Алиева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2015. — № 10(128). — С. 236-241. — DOI 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p236-241.

Попова, М.В. Уровень спортивной квалификации и жизненные ценности личности / М.В. Попова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020 № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN520.pdf (дата обращения: 25.03.2023).

Научное сопровождение становления субъектов спортивно-образовательного процесса в условиях кластерного взаимодействия / С.С. Гуляева, П.Д. Гуляев, В.Р. Абрамова, М.В. Попова, С.П. Гуляев // Коллективная монография. Якутск, 2021. — 169 стр. — С. 90-122.

Попова, М.В. Уровень спортивной квалификации и нравственная направленность личности / М.В. Попова, Е.К. Веселова, Е.Ю. Коржова, Т.А. Макарова // Теория и практика физической культуры. — 2020, № 2. С. 69-71.

40PSMN223

Popova Maria Vasilievna

Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha v., Russia

E-mail: pmvchurapcha@yandex.ru

The level of sports skills and value orientation of the personality

Abstract. The results of the study in this article act as part of the author's dissertation research. The study is devoted to the analysis of the results of the value sphere of student-athletes of the physical education university. Possessing different sports qualifications. The study of the direction of the individual in his life activities on the basis of the values he has. The value in this perspective is considered as a reference point in the development of man in his individual being.

The purpose of the study is to study the standards of life activities of athletes with high sports qualifications. It was assumed that the higher the sports qualification, the more the athlete has a pronounced existential orientation of personality — existential benchmark of life activity. That is, the orientation of life self-determination on the natural moral law, conscience. Manifested in the volitional sphere as such qualities as responsibility, patience, purposefulness, impassivity and high arbitrariness.

The article presents the results of the research of the value orientation of the personality of sportsmen with high sport qualification according to the author's method "Standard of vital activity" of Doctor of Psychology M.Y. Dvoretskaya developed on the basis of the previously proposed personality concept (M. Dvoretskaya, 2003, 2004, 2012, 2014).

The sample consisted of students of athletes of different sports qualification of the Churapcha Institute of Physical Culture and Sports (N = 374). The sample consisted of: masters of sports — 44 athletes; candidates for the master of sports — 80 people; from the 1st to the 3rd sports category — 124 students and students with no sports qualification — 124 students.

To identify the standard of living in athletes with high sports qualification, we conducted a comparative analysis of significant differences between the indicators of the reviewers of samples, using the Kruskal& Wallis test. The results of which revealed significant characteristics in life orientation in students of athletes of high sports qualification.

Keywords: life reference; personal value orientation; students; athletes of different sports qualifications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.