Научная статья на тему 'Психологический портрет нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте'

Психологический портрет нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3007
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / MORAL ORIENTATION / MORALITY / MORAL-ORIENTED PERSONALITY / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славинская Ирина Сергеевна

В статье представлена попытка описания психологических портретов современных нравственно-ориентированных юношей и девушек. Психологические портреты составлены на основе результатов исследований личностных характеристик, особенностей локализации локуса контроля, ведущих способов копинга, ценностей и эталона жизнедеятельности. Результаты исследования показали, что психологические портреты нравственно-ориентированных юношей и девушек не имеют существенных различий. Такие юноши и девушки являются личностями с высоким самоконтролем, социально-смелыми, чувствительными, восприимчивыми к новому, общительными, несколько подозрительными; интерналами людьми с внутренним локусом контроля; экзистенциального и социального уровня жизненного самоопределения с тенденцией повышения личностной зрелости. У них выражена ценность достижения, развития себя, духовного удовлетворения и высокое материальное положение. Наименее значима ценность «сохранение собственной индивидуальности» неповторимость и своеобразие своей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A MORALLY-ORIENTED PERSONALITY IN ADOLESCENCE

The article is an attempt to describe the psychological portraits of contemporary moral-oriented boys and girls. Psychological portraits are based on the results of studies of perso-nality characteristics, the characteristics of the locus localization control, the leading ways of coping, values and standard of life. The results showed that psychological portraits of morally-oriented boys and girls do not have a significant difference. These young men and women are individuals with high self-control, social and bold, sensitive, receptive to new, sociable, a bit suspicious; internals people with an internal locus of control; existential and social life self-determination level with the increasing tendency to the personal maturity. They expressed the value of achievement, self-development, spiritual satisfaction and high financial situation. The least significant value is «to preserve their own identity» the uniqueness and originality of the personality.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-16 УДК 17.021.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Славинская И.С.

В статье представлена попытка описания психологических портретов современных нравственно-ориентированных юношей и девушек. Психологические портреты составлены на основе результатов исследований личностных характеристик, особенностей локализации локуса контроля, ведущих способов копинга, ценностей и эталона жизнедеятельности. Результаты исследования показали, что психологические портреты нравственно-ориентированных юношей и девушек не имеют существенных различий.

Такие юноши и девушки являются личностями с высоким самоконтролем, социально-смелыми, чувствительными, восприимчивыми к новому, общительными, несколько подозрительными; интерналами - людьми с внутренним локусом контроля; экзистенциального и социального уровня жизненного самоопределения с тенденцией повышения личностной зрелости.

У них выражена ценность достижения, развития себя, духовного удовлетворения и высокое материальное положение. Наименее значима ценность «сохранение собственной индивидуальности» - неповторимость и своеобразие своей личности.

Ключевые слова: нравственные ориентации; нравственность; нравственно-ориентированная личность; юношеский возраст.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A MORALLY-ORIENTED PERSONALITY

IN ADOLESCENCE

Slavinskaya I.S.

The article is an attempt to describe the psychological portraits of contemporary moral-oriented boys and girls. Psychological portraits are based on the results of studies of perso-

nality characteristics, the characteristics of the locus localization control, the leading ways of coping, values and standard of life. The results showed that psychological portraits of morally-oriented boys and girls do not have a significant difference.

These young men and women are individuals with high self-control, social and bold, sensitive, receptive to new, sociable, a bit suspicious; internals - people with an internal locus of control; existential and social life self-determination level with the increasing tendency to the personal maturity.

They expressed the value of achievement, self-development, spiritual satisfaction and high financial situation. The least significant value is «topreserve their own identity» - the uniqueness and originality of the personality.

Keywords: moral orientation; morality; moral-oriented personality; adolescence.

В последние два десятилетия нравственная природа человека стала активно изучаться психологической наукой, имеющей в арсенале диагностический инструментарий, который постоянно пополняется все новыми и новыми методиками.

И с момента исследования нравственной стороны личности стали появляется специальные методы изучения.

Цель данной статьи представляет освещение результатов применения разработанной методики, направленной на изучение нравственных ориентаций личности. По итогам, которой были отобраны нравственно-ориентированные юноши и девушки, для дальнейшего изучения их психологического портрета.

Нравственные ориентации личности являются одной из категорий нравственной сферы, представляющей собой интериоризированные личностью духовные ценности, отображающие содержание идеального образа, и определяющие направленность формирования личности, отношение человека к себе и к другому, нормирующие естественным нравственным законом (совестью) содержание поведения и деятельности человека в различных сферах жизни: духовной, профессиональной, семейной и досуговой.

Авторское представление о нравственных ориентациях основано на понимании нравственности как взаимоотношении людей, в основе которых лежит чувство совести, свободное и безусловное стремление осуществлять идеалы добра, отраженные в религиозно-философских концепциях. Такая трактовка нравственности основана на представлениях В.И. Несмелого [10], В.А. Снегирева [12], Е.К. Веселовой [2], Е.Ю. Коржовой [6], [7] и М.Я. Дворецкой [3].

Нравственно-ориентированная личность, обозначает положительный полюс в системе координат нравственных ориентаций, другими словами - это нравственная личность.

По мнению Е.К. Веселовой в термине «нравственная личность» заложен смысл обладания человека высшими, духовными ценностями и принятия их в качестве руководящих в ситуациях морального выбора [2, с. 90].

Кроме этого, нравственно-ориентированная личность - это личность, для которой значимо развивать в себе и других эти высшие духовные (нравственные) ценности: доброжелательность, милосердие, сострадание, заботливость, отзывчивость, прощение и т.п. Также для нравственно-ориентированной личности свойственно проявлять высшие ценности в жизнедеятельности, причем не только к своим родным, близким и друзьям, представляющих приближенное окружение, но и к незнакомым людям, и даже к обидчикам, недругам и врагам.

Таким образом, жизнедеятельность нравственно-ориентированной личности носит особый человеколюбивый, благотворительный, жертвенный и милосердный характер.

Становление такой личности связано не только с усвоением моральных норм, но и с формированием индивидуального мировоззрения, решением экзистенциальных проблем, поиском смысла жизни [1].

Выборка

Выборку составили 104 человек юношеского возраста (юноши от 17 до 21 года, девушки от 16 до 20 лет) (табл. 1) г. Костаная (область граничащая с Российской федерацией - многонациональный регион, экономически развивающийся, экологически чистый, политически стабильный), Республики Казахстан, которые были отобраны по результатам исследования нравственных ориентаций личности из 330 человек. В результате для изучения характерологических особенностей отбирались юноши и девушки, показавшие высокие результаты (уровень развития нравственных ориентаций: высокий и выше среднего).

16 нравственно-ориентированных юношей и девушек, что составляет 16,7%, имеют принадлежность к молодежным группам. В спортивных группах состоят 7 ч., в творческих - 6 ч., в группах по интересам - 2 ч. и в волонтерских - 1 ч.

Таблица 1

Социально-демографические особенности нравственно-ориентированных юношей и девушек Вся выборка Юноши Девушки

N=104 n=49 n=55

Обучающая ступень школа 25 1 24

колледж 42 31 11

ВУЗ 37 17 20

Направления специальности технические 43 38 5

гуманитарные 12 3 9

экономические 11 2 9

сфера обслуживания 9 3 6

естественные, производственные 4 2 2

Народность и национальности восточная казахи, татары, корейцы, башкиры, китайцы. 52 24 28

славянская русские, украинцы, поляки, мордвины. 46 22 24

кавказская, европейская азербайджанцы, армяне, ингуши, немцы. 6 3 3

Вероисповедание православные 48 19 29

мусульмане 41 18 23

атеисты и неопределившиеся 15 12 3

Методы исследования

Методики выявления нравственно-ориентированных юношей и девушек:

1. «Методика диагностики нравственных ориентацию» (Славинская И.С., Наследов А.Д, Дворецкая М.Я.) (Приложение 1) стандартизированная на юношеской выборке. Структура методики состоит из одной общей шкалы: «Показатель нравственных ориентацию» (max = 455, min = - 91), которая является суммарным показателем 13 шкал: «Помощь», «Прощение», «Внимательность», «Заботливость», «Любовь», «Жертвенность», «Сочувствие», «Благотворительность», «Внимательность», «Заботливость», «Любовь», «Жертвенность».

Для исследования были отобраны юноши и девушки, показавшие по общей шкале «Показатель нравственных ориентацию» высокие значения: 455-348 баллов (22 чел. - 10 юношей и 12 девушек) и значения выше среднего: 347-268 баллов (82 чел. - 39 юношей и 43 девушки).

Среднее значение показателя нравственных ориентаций у нравственно-ориентированных юношей и девушек составляет 313,24.

2) Методика «погружения» в ситуацию морального выбора «Друг-советчик» (Весело-ва Е.К., Черняева С.А.) [13] (Приложение 2). По основной шкале: «Показатель развития нравственности» (индекс нравственности) наивысшие значения (0-9,5 балла) у 75 человек (35 юношей, 40 девушек), что составляет 72,1%. Средние значения (10-20,5 балла) показателя развития нравственности у 29 человек (14 юношей, 15 девушек), что составляет 27,88%.

Среднее значение показателя развития нравственности у нравственно-ориентированных юношей и девушек составляет 8,16.

Проведенный на первичной выборке (N=330) корреляционный анализ показал, что данные методики статистически достоверно коррелируют между собой по основному показателю: 0,308, р<0,01 (корреляция Пирсона).

Методики изучения личностных особенностей:

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (Форма «А») [5].

2. Методика исследования локализации локуса контроля личности Е.Г. Ксенофонтовой [9].

3. Копинг-тест «Опросник о способах копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкман [8].

4. Опросник терминальных ценностей тест «ОТеЦ» И.Г. Сенина [11, с. 19].

5. Методика на изучение жизненного самоопределения «Эталон жизнедеятельности» М.Я. Дворецкой [4].

Исследование половых различий личностных особенностей нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте проводилось с помощью однофакторного одномерного дисперсионного анализа (ANOVA).

Результаты исследований также представлены средними показателями (М) и стандартным отклонением (а).

Изучение половых различий личностных особенностей нравственно-ориентированных юношей и девушек

Для выявления половых различий характерологических особенностей нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте применялся Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (Форма «А»).

В качестве зависимой переменной поочередно выступали 16 личностных факторов (табл. 2).

Таблица 2

-—Зависимая переменная: личностные факторы ^ ^^ Фактор «Пол»

Нравственно-ориентированные представители юношеского возраста

Низкие значения Высокие значения Выборка N=104 юноши (n=49) девушки (n=55) Результаты ANOVA

1-4 стена 7-10 стенов M±o M±G M±G F Р

A замкнутость общительность 6,6±1,9 6,9±2,0 6,4±1,7 2,487 ,118

B низ. интеллект выс.интеллект 5,4±2,3 4,8±2,3 6,0±2,1 8,074 ,005**

C эмоц.не стабильно сть эмоц.стабильность 5,2±1,8 5,4±1,6 5,1±2,1 0,764 ,384

E подчиненность доминантность 5,5±1,7 5,1±1,6 5,9±1,7 5,565 ,020*

F сдержанность экспрессивность 5,2±1,9 5,1±1,8 5,3±2,1 0,192 ,662

G низ. нормативность выс.нормативность 5,6±1,6 5,6±1,6 5,7±1,6 0,199 ,656

H робость смелость 6,5±1,8 6,2±1,8 6,7±1,7 1,965 ,164

I жесткость чувствительность 6,0±1,9 6,0±1,7 6,0±2,1 0,000 1,000

L доверчивость подозрительность 6,6±1,7 6,0±1,3 7,3±1,8 18,003 ,000***

M практичность мечтательность 4,8±1,8 5,1±1,8 4,6±1,8 2,030 ,157

N прямолинейно сть дипломатичность 5,1±2,1 5,0±2,2 5,2±2,0 0,196 ,659

O спокойствие тревожность 5,6±2,0 5,3±2,0 5,9±2,0 1,878 ,174

Q1 консерватизм радикализм 6,2±1,8 6,0±1,9 6,4±1,7 1,161 ,284

Q2 конформизм нонконформизм 5,2±1,7 5,0±1,7 5,4±1,7 1,280 ,261

Q3 низ. самоконтроль выс. самоконтроль 7,1±1,9 7,5±1,6 6,7±2,2 4,032 ,047*

Q4 расслабленность напряженность 5,8±1,5 5,8±1,5 5,9±1,6 0,144 ,705

Примечание: Р - уровень значимости: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

Уровни выраженности личностной особенности: средние значения 5-6 стена.

Изучение нравственно-ориентированных юношей и девушек с помощью многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла (Форма «А») показало, что такие юноши и девушки являются личностями:

■ с высоким самоконтролем ^3+): целенаправленные, с сильной волей, умеющие контролировать свои эмоции и поведение, следующие своему «Я» образу;

■ общительными (А+): легкие в общении, открытые, готовые к сотрудничеству, совместной работе, внимательные к людям, активны в устранении групповых конфликтов;

■ несколько подозрительными (Ь+): осторожны, самостоятельны, мало поддаются обману, имеющие собственное мнение;

■ смелыми (Н+): социально-смелые, активные, предприимчивые, способные принимать самостоятельные, неординарные решения, готовые к сотрудничеству с незнакомыми

людьми в незнакомых обстоятельствах, бывают спонтанными, склонными к авантюризму и проявлению лидерских качеств;

■ восприимчивыми к новому восприимчивы к переменам, к новым идеям, направлены на аналитическую, теоретическую деятельность, свободомыслящие, любят экспериментаторство;

■ чувствительными (1+): впечатлительные, склонные к романтизму, эмпатии, к пониманию других людей, с развитыми эстетическими интересами.

Рис. 1. Личностный профиль нравственно-ориентированных представителей юношеского возраста

Однофакторный дисперсионный анализ показал статистически достоверные половые различия по четырем факторам: фактор «В» (низкий интеллект - высокий интеллект), фактор «Е» (подчиненность - доминантность), фактор (доверчивость - подозрительность) и фактор <^3» (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль).

По фактору «Е» у юношей и девушек, несмотря на выявленные половые различия (у девушек статистически выше показатель), полученные результаты не достигают высоких значений, поэтому эти данные не входят в описание психологического портрета.

Итак, анализ результатов показал, что нравственно-ориентированные юноши и девушки являются личностями с высоким самоконтролем ^3+), они общительные (А+), смелые (Н+), вос-

приимчивы к новому ^Г), чувствительные (1+), подозрительные Причем, нравственно-ориентированные юноши с более высоким самоконтролем, а нравственно-ориентированные девушки более интеллектуальны, но в тоже время более подозрительны.

В итоге, личностные профили по методики Кеттелла у нравственно-ориентированных юношей и девушек существенно не различаются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение половых различий локуса контроля нравственно- ориентированных юношей и девушек

Для выявления половых различий в локусе контроля нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте применялась Методика исследования локализации локуса контроля личности Е.Г. Ксенофонтовой.

В качестве зависимой переменной поочередно выступали шкалы интернальности (табл. 3).

Результаты исследования локализации локуса контроля личности Е.Г. Ксенофонтовой, показали высокие значения по шкале «Общая интернальность», что характеризуют нравственно-ориентированных юношей и девушек как интерналов, т.е. людей с внутренним локусом контроля. Такие юноши и девушки отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на их судьбу, находятся внутри их самих и то, что происходит с ними, в значительной степени является результатом их активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на них самих, а не на каком-либо из их окружения или внешних по отношению к ним силах.

Обнаружены высокие значения интернальности в сфере здоровья, достижений и неудач, и при описании личного опыта.

Однофакторный дисперсионный анализ выявил половые различия по интернальности в сфере неудач: нравственно-ориентированные девушки статистически достоверно больше юношей чувствуют ответственность за произошедшие и возможные неудачи; и по шкале «предрасположенность к самообвинениям»: девушки по сравнению с юношами более предрасположены к обвинению себя во всем плохом, что с ними произошло или может произойти в будущем.

Нравственно-ориентированные юноши и девушки являются интерналами в профессиональной деятельности. У них выражен профессионально-процессуальный аспект интернальности: развиты навыки обеспечения процесса учебно-профессиональной деятельности; профессионально-социальный аспект интернальности: склонны проявлять инициативу и принимать от-

ветственность на себя в сфере социальных отношений в обучающем процессе, и в дальнейшем на производстве, это касается как отношений «по вертикали» - с руководителями, так и по «горизонтали» - с равными по статусу (сокурсниками и будущими коллегами по работе); готовы к самостоятельному планированию деятельности к ее осуществлению, и ответственности за её выполнение и результат.

Также девушки могут нести ответственность в межличностных отношениях.

Таблица 3

Зависимая переменная: Локус контроля Фактор «Пол»

Нравственно-ориентированные представители юношеского возраста Результаты ANOVA

Выборка (N=104) юноши (n=49) девушки (n=55)

Интернальность M±o M±G M±G F Р

общая интернальность 62,8±11,9 63,5±11,2 62,1±12,6 0,370 ,545

при описании о жизни 58,6±13,6 59,0±12,9 58,2±14,4 0,088 ,767

при описании личного опыта 67,2±14,1 67,9±13,8 66,6±14,4 0,193 ,662

в сфере достижений 70,7±18,9 71,9±18,3 69,5±19,5 0,413 ,522

в сфере неудач 60,0±18,8 56,1±16,0 63,4±20,5 4,011 ,048*

в сфере семейных отношений 54,9±19,6 56,6±17,9 53,4±21,0 0,700 ,405

в сфере здоровья 64,2±17,4 65,6±17,4 63,0±17,5 0,578 ,449

в профессиональной деятельности 65,5±12,9 65,1±12,4 65,8±13,3 0,086 ,770

профессионально-социальный аспект интернальности 60,7±16,9 60,5±16,6 60,9±17,4 0,018 ,893

профессионально-процессуальный аспект интернальности 70,2±16,7 69,6±17,3 70,7±16,4 0,099 ,754

в межличностном общении 56,6±16,7 57,4±15,6 55,8±17,8 0,238 ,627

компетентность в сфере межличностных отношений 53,7±23,9 56,1±23,4 51,6±24,3 0,933 ,336

ответственность в сфере межличностных отношений 59,4±19,1 58,7±17,0 60,0±21,0 0,123 ,726

готовность выполнять трудную деятельность 54,3±24,2 56,4±23,3 52,5±25,2 0,661 ,418

готовность осуществлять деятельность и отвечать за нее 75,0±16,7 75,8±16,2 74,3±17,2 0,193 ,661

отрицание активности 36,0±18,7 33,4±13,8 38,2±22,1 1,687 ,197

предрасположенность к самообвинениям -10,7±21,4 -15,8±21,9 -6,1±20,0 5,556 ,020*

Примечание: Р - уровень значимости: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

Уровни выраженности локуса контроля: выс. значения - от 60 до 100(%); низ. значения - от 30 (%) и ниже.

Изучение половых различий копинг-стратегии нравственно- ориентированных юношей и девушек

Для выявления половых различий в копинг-стратегиях нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте применялся Копинг-тест «Опросник о способах копинга» Р. Ла-заруса и С. Фолкман.

В качестве зависимой переменной поочередно выступали 8 копинг-стратегий (табл. 4).

Таблица 4

Фактор «Пол»

Зависимая Нравственно-ориентированные

переменная: представители юношеского возраста Результаты

Выборка юноши девушки ANOVA

Копинг-стратегии (N=104) (n=49) (n=55)

M±o M±G M±G F Р

конфронтационный копинг 55,8±16,9 54,7±17,9 56,8±15,9 0,404 ,527

дистанцирование 54,7±17,2 52,8±20,1 56,4±14,0 1,094 ,298

самоконтроль 64,6±17,8 63,1±19,9 65,9±15,8 0,644 ,424

поиск социальной поддержки 60,0±18,0 56,3±18,0 63,3±17,6 3,999 ,048*

принятие ответственности 68,3±17,4 57,8±17,5 67,3±16,2 8,144 ,005**

бегство-избегание 48,8±18,5 45,9 ±21,1 51,4±15,5 2,342 ,129

планирование решения проблемы 69,3±17,1 67,9±19,3 70,5±14,8 0,599 ,411

положительная переоценка 63,8±18,3 61,6±20,0 65,8±16,5 1,367 ,245

Примечание: Р - уровень значимости: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

Уровни выраженности копинг-стратегии: выс. значения - от 60 до 100 (%); низ. значения - от 30 (%) и ниже.

Результаты копинг-теста Р.Лазаруса и С.Фолкман показали, что нравственно-ориентированные юноши и девушки в трудных ситуациях создают произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме (планирование решения проблемы), прибегают к поиску информационной, действенной и эмоциональной поддержки (поиск социальной поддержки), прилагают усилия по регулированию своих чувств и действий (самоконтроль), также прилагают усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, которое может включать религиозное измерение (положительная переоценка), а также признают свою роль в проблеме, с дальнейшими попытками ее решения (принятие ответственности).

Статистически достоверно, что нравственно-ориентированные девушки в трудных ситуациях больше юношей склонны к поиску социальной поддержки и принятию ответственности.

Изучение половых различий терминальных ценностей нравственно- ориентированных юношей и девушек

Для выявления половых различий в терминальных ценностях нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте применялся Опросник терминальных ценностей тест «ОТеЦ» ИГ. Сенина.

В качестве зависимой переменной поочередно выступали 8 терминальных ценностей и 5 жизненных сфер, где проявляются терминальные ценности (табл. 5).

Таблица 5

Зависимая переменная: Терминальные ценности Фактор «Пол»

Нравственно-ориентированные представители юношеского возраста

Выборка (N=96) юноши (n=46) девушки (n=50) Результаты ANOVA

M±o M±G M±G F Р

собственный престиж 34,3±7,0 35,1±6,8 33,6±7,0 1,220 ,272

высокое материальное положение 37,8±6,5 38,6±6,3 37,0±6,7 1,451 ,231

креативность 34,5±6,1 35,4±6,5 33,6±5,6 2,166 ,144

активные социальные контакты 35,6±6,5 36,1±7,0 35,2±6,1 0,487 ,487

развитие себя 38,1±6,5 39,0±6,2 37,2±6,8 1,795 ,184

достижения 39,5±5,7 40,5±5,9 38,5±5,4 2,830 ,096

духовное удовлетворение 37,7±5,4 38,3±5,4 37,1±5,4 1,180 ,280

сохранение собственной индивидуальности 32,0±5,5 32,8±5,7 31,3±5,2 1,781 ,185

Представленность терминальных ценностей в жизненных сферах

сфера профессиональной жизни 59,8±7,6 61,1±7,8 58,6±7,3 2,631 ,108

сфера обучения и образования 61,3±9,6 61,9±9,4 60,8±9,9 0,316 ,576

сфера семейной жизни 55,7±9,8 56,5±10,7 55,0±8,8 0,515 ,475

сфера общественной жизни 58,0±9,3 58,8±9,6 57,2±9,1 0,632 ,429

сфера увлечений 55,8±10,9 58,1±11,4 53,7±10,1 4,153 ,044*

Примечание: Р - уровень значимости: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

Уровни выраженности ценностей: выс. (50-40 б), сред. (39-25 б), низ. (24-10 б).

Уровни значимости жизненных сфер: выс. (80-64 б), сред. (63-40 б), низ. (39-16 б).

По результатам опросника терминальных ценностей тест «ОТеЦ» И.Г. Сенина выявлено, что все показатели лежат в пределах средних значений, но при этом наблюдаются наиболее высокие результаты по ценности достижения. Так, для нравственно-ориентированных юношей эта ценность наиболее значима (уровень статистической тенденции), чем для девушек, как и ценность увлечения.

Также для юношей и девушек выражены ценности развитие себя, получение духовного удовлетворения и высокое материальное положение.

Наименее значимо для таких юношей и девушек сохранение собственной индивидуальности: в наименьшей степени стремятся к независимости от других людей, для них неповторимость и своеобразие своей личности не главное.

Из жизненных сфер для юношей и девушек наиболее значима сфера обучения, образования, а также сфера профессиональной и общественной жизни.

Изучение половых различий эталона жизнедеятельности нравственно-ориентированных юношей и девушек

Для выявления половых различий в эталоне жизнедеятельности нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте применялась Методика изучения жизненного самоопределения «Эталон жизнедеятельности» М.Я. Дворецкой.

В качестве зависимой переменной поочередно выступали три уровня жизненного самоопределения: витальный, социальный и экзистенциальный, с тремя параметрами (реальный, идеальный эталон жизнедеятельности и тенденция) (табл. 6).

Таблица 6

переменная: Фактор «Пол»

Нравственно-ориентированные

Уровни жизненного"^ самоопределения представители юношеского возраста Результаты

Выборка (N=104) юноши (n=49) девушки (n=55) ANOVA

Эталон жизнедеятельности Уровни M±o M±o M±G F Р

идеальный 16,9±5,5 18,6±5,4 15,5±5,3 8,808 ,004**

Витальный реальный 16,9±4,7 18,4±5,0 15,5±4,1 10,875 ,001***

тенденция 0,0±4,7 0,2±4,8 0,0±4,6 0,049 ,825

идеальный 27,8±5,2 28,5±5,0 27,2±5,4 1,549 ,216

Социальный реальный 26,3±5,5 27,0±6,0 25,6±5,0 1,846 ,177

тенденция 1,5±4,4 1,5±4,3 1,6±4,5 0,045 ,832

идеальный 28,4±5,4 28,8±5,7 28,0±5,2 0,586 ,446

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзистенциальный реальный 27,0±5,5 27,8±5,6 26,3±5,3 2,039 ,156

тенденция 1,4±3,8 1,0±3,5 1,7±4,1 0,890 ,348

Примечание: Р - уровень значимости: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001. Уровни реального и идеального эталона жизнедеятельности: высокий (35-26 б), средний (25-15 б), низкий (14-5 б).

Уровни тенденции: высокий (30-21 б), средний (20-10 б), низкий (9-1 б), нет тенденции (0 б).

Изучение особенностей жизненного самоопределения с помощью Методики «Эталон жизнедеятельности» нравственно-ориентированных юношей и девушек показало следующее.

Рассмотрение витального эталона жизнедеятельности выявило, что все параметры, кроме одного: «стремление к удовольствию - самоограничение» имеют низкие значения, как на идеальном, так и на реальном уровне. Это свидетельствует о том, что нравственно-ориентированные юноши и девушки ориентированы на духовный рост, активную жизненную позицию, на традиционные половые отношения, целомудренность. Кроме этого, такие юноши и девушки стремятся к получению удовольствия от жизни, что указывает на влияние распространения гедонистических идей, несущее в себе ложное представление о счастье.

Рассмотрение социального эталона жизнедеятельности показало, что все параметры имеют высокие значения, как на идеальном, так и на реальном уровне. Это позволяет утверждать, что юноши и девушки ориентированы на трудолюбие, заинтересованность, сотрудничество, на наследование нормам, и на то чтобы быть целостной личностью.

Рассмотрение экзистенциального эталона жизнедеятельности показало, что все параметры также имеют высокие значения, как на идеальном, так и на реальном уровне. Это позволяет утверждать, что такие юноши и девушки ориентированы на внутренний закон - совесть, любовь, на поиск смысла жизни и на то чтобы быть ответственными. У них преобладает понимание смерти, как рождение в вечную жизнь.

В результате общий показатель по экзистенциальному и социальному эталону жизнедеятельности на идеальном и реальном уровне оказался высоким. Это свидетельствует о том, что нравственно-ориентированные юноши и девушки находятся на экзистенциальном и социальном уровне личностного развития. Тенденция между уровнями положительная, что говорит о повышении личностной зрелости.

Общий показатель по витальному эталону жизнедеятельности на идеальном и реальном уровне оказался средним. Однофакторный дисперсионный анализ выявил половые различия, как на реальном, так и на идеальном уровне. Так, показатель девушек статистически достоверно меньше - они более приближены к социальному и экзистенциальному уровню. В итоге, результаты по витальному уровню подтверждает то, что нравственно-ориентированные юноши и девушки находятся на экзистенциальном и социальном уровне личностного развития.

Психологический портрет нравственно-ориентированных юношей

Нравственно-ориентированные юноши целенаправленные, с сильной волей (высокий самоконтроль - Q3+); общительные, открытые, готовые к сотрудничеству, внимательные к лю-

дям (общительность - А+); социально-смелые, активные, предприимчивые, способные принимать самостоятельные, неординарные решения (смелость - Н+); впечатлительные, склонные к романтизму, эмпатии, к пониманию других людей (чувствительность - 1+); восприимчивы к новому: переменам, свежим идеям, направлены на аналитическую деятельность (радикализм - Q1+); осторожны, самостоятельны, мало поддаются обману, имеющие собственное мнение (подозрительность - L+).

Это интерналы. Интернальность у юношей выражена в сфере достижений, здоровья, при описании личного опыта и в профессиональной деятельности. Они готовы планировать и осуществлять деятельность, нести ответственность ее результат.

В трудных ситуациях чаще прибегают к таким копингам как: «планирование решение проблемы», «самоконтроль» и «положительная переоценка».

У них выражена ценность достижения, развития себя, духовного удовлетворения и высокое материальное положение. Наименее значима ценность «сохранение собственной индивидуальности» - неповторимость и своеобразие своей личности.

Такие юноши находятся на экзистенциальном и социальном уровне жизненного самоопределения с тенденцией повышения личностной зрелости.

Реальный и идеальный эталон жизнедеятельности составляет духовный рост, целостность личности, поиск смысла жизни, любовь, совесть, трудолюбие, ответственность, активная жизненная позиция, заинтересованность, сотрудничество, следование нормам, традиционная половая ориентация, целомудренность, понимание смерти, как рождение в вечную жизнь и получение удовольствия от жизни,

Психологический портрет нравственно-ориентированных девушек

Нравтсвенно-ориентированные девушки целенаправленные, с сильной волей (высокий самоконтроль - Q3+); осторожны, самостоятельны, мало поддаются обману, имеющие собственное мнение (подозрительность - L+); социально-смелые, активные, предприимчивые, способные принимать самостоятельные, неординарные решения (смелость - Н+); восприимчивы к новому: переменам, свежим идеям, направлены на аналитическую деятельность (радикализм - Q1+); общительные, открытые, готовые к сотрудничеству, внимательные к людям (общительность - А+); сообразительные, легко оперирующие абстрактными понятиями (интеллектуальность - В+); впечатлительные, склонные к романтизму, эмпатии, к пониманию других людей (чувствительность - 1+).

Это интерналы. Интернальность выражена в сфере достижений и неудач, здоровья, при описании личного опыта и в профессиональной деятельности. Готовы планировать и осуществлять деятельность, нести ответственность ее результат, также нести ответственность в межличностных отношениях.

В трудных ситуациях чаще прибегают к таким копингам как: «планирование решение проблемы», «принятие ответственности», «самоконтроль», «положительная переоценка», и «поиск социальной поддержки».

У них выражена ценность достижения, развития себя, духовного удовлетворения и высокое материальное положение. Наименее значима ценность «сохранение собственной индивидуальности» - неповторимость и своеобразие своей личности.

Такие девушки находятся на экзистенциальном и социальном уровне жизненного самоопределения с тенденцией повышения личностной зрелости.

Реальный и идеальный эталон жизнедеятельности составляет духовный рост, целостность личности, поиск смысла жизни, любовь, совесть, трудолюбие, ответственность, активная жизненная позиция, заинтересованность, сотрудничество, следование нормам, традиционная половая ориентация, целомудренность, понимание смерти, как рождение в вечную жизнь и получение удовольствия от жизни,

Приложение 1

Методика диагностики нравственных ориентаций

(И.С. Славинская, А.Д. Наследов, М.Я. Дворецкая)

Инструкция: Вам предлагается список из 13 ценностей. Пожалуйста, прочитайте внимательно понятия и их определения. Подумайте, насколько важно и значимо для Вас поведение, соответствующее описанию. Обращение к подобному поведению с различными категориями людей просим оценить в соответствующей графе цифрой, выбранной из таблицы:

Не надо проявлять к данной категории людей Неважно проявлять к данной категории людей Важно проявлять к данной категории людей Очень важно проявлять к данной категории людей

-1 0 12 3 4 5

Бланк для ответов

Нравственные ценности родные, лиз-кие и друзья знакомые преставтели своей национальности одногорожане односельчане сограждане незнакомые недруги враги

1. Прощение (недержание зла, забвение обид)

2. Помощь (готовность отозваться на просьбу о помощи: спасти от нападения, преследования, выручить, заменить при необходимости на работе, готовность отодвинуть на второй план свои дела и прийти на помощь)

3. Благотворительность (готовность пожертвовать частью своего имущества, сбережениями на нужды или для спасения другого человека)

4. Сочувствие (умение проявить участие в страдании и горе другого человека)

5. Сопереживание (умение прочувствовать любое эмоциональное состояние позитивное или негативное вместе с другим человеком)

6. Сострадание (способность испытывать жалость к человеку оказавшимся в беде, испытывающему боль утраты)

7. Любовь (Интимное и глубокое чувство, устремленное на другого человека. Самоотверженная любовь -любовь, которая для ближнего заставляет делать боль ше, чем для себя самого, принося иногда в жертву свою жизнь. Присутствие постоянной духовной радости)

8. Заботливость (готовность взять на себя ответственность или часть дел другого человека, обеспечить его всем необходимым)

9. Внимательность (проявление чуткости к просьбам или нуждам другого человека)

10. Жертвенность (отказ от своей выгоды в пользу другого человека, способность отдать самое ценное за благо, жизнь человека, вплоть до собственной жизни)

11. Доброжелательность (искреннее желание человеку добра, блага)

12. Благородство (добро осуществляемое человеком по зову сердца, а не вследствие исполнения закона, запрета, правил)

13. Милосердие (деятельное сострадание к нуждающимся и немощным людям: путникам, больным, заключенным, престарелым, обездоленным, раненным, беспризорным и др.)

Приложение 2

Методика «погружения» в ситуацию морального выбора «Друг-советчик»

(Е.К. Веселова, С.А. Черняева)

Инструкция: Представьте себе, что к Вам обращается Ваш друг или подруга с просьбой дать совет в трудной ситуации. Дайте этот совет на каждый вопрос в письменной форме одной или несколькими фразами.

1. Мои родители все время осуждают мой образ жизни. Что посоветуешь?

2. Моя сестра может подавать милостыню всем встречающимся ей нищим, а потом у нее всегда не хватает денег. Как мне с ней быть?

3. Заведующий кафедрой предложил мне баллотироваться по конкурсу на место моего научного руководителя, говорит, что я его больше устраиваю. Старик, конечно, обидится. Как быть?

4. Одноклассница дала мне свой конспект для подготовки к экзамену, а мне не хочется его возвращать. Она прилежная, снова напишет. Что скажешь?

5. У моей сестры родился ребенок-инвалид, она хочет отказаться от него и спрашивает моего совета. Что ей посоветовать, как ты думаешь?

6. Моя бабушка часто болеет. Мы подыскали для нее замечательный Дом престарелых, где за ней будет хороший уход, да и нам посвободнее. Она почему-то не хочет. Что посоветуешь?

7. Ты мой лучший друг, я хочу спросить по секрету, мне предлагают летом выгодно подработать, но работа, по-видимому, связана с доставкой наркотиков, хотя прямо об этом и не говорят. Деньги мне очень нужны, а принимать наркотики я ведь никого не заставляю.

8. Родители просят помочь им ухаживать за больным дедушкой, а у меня мало времени. Что скажешь?

9. Я с приятелем устроился сторожить одну контору. Можно будет пользоваться компьютером в свое удовольствие. - А они разрешают? - А я и спрашивать не собираюсь!

10. Моя жена ставит под угрозу нашу семейную жизнь. У нее заболела подруга, так она теперь днюет и ночует у нее, а дома посуда немытая, обеда нет и не убрано. Что делать?

11. Мой адвокат предлагает мне надежный механизм, позволяющий мне не платить до двух третей всей суммы полагающегося налога. Не знаю, как быть?

12. Я влюбилась в мужа моей приятельницы. Думаю, что это самая большая любовь в моей жизни. Что мне с этим делать?

13. Наш староста предлагает мне подтвердить, то именно Михаил был инициатором беспорядков на дискотеке в прошлую субботу. Я не знаю, так ли это, но очень боюсь, что меня выгонят из школы за участие в этих событиях. Что делать?

14. У меня виртуальный роман (в Интернете) с одной замужней женщиной. Со мной это впервые. Хорошо ли это?

15. Родителей просят пожертвовать деньги на помощь беженцам. Никаких налоговых льгот они не получат. А мне срочно нужен новый велосипед и приемник. Хочу нажать на родителей, чтобы они не отдавали деньги беженцам. Как ты думаешь?

16. В наших супружеских отношениях нет больше любви и понимания. Как поступить?

17. Моя тетя умерла, не оставив завещания, по закону наследник я. С ней жила много лет, помогая ей, ее подруга. Она очень нуждается, но и для меня деньги не лишние. Что делать?

18. Меня мучает совесть по поводу некоторых моих поступков в прошлом. Иногда просто плакать хочется. Что мне с этим делать?

19. Мне надоела эта выскочка Алина, она всегда в любимчиках ходит. Я хочу сказать учителю, что она списала свой реферат из Интернета. Как ты думаешь?

20. Моя сестра разводится со своим мужем и хочет, чтобы дети остались с ней. Говорит, что он ей угрожал и просит меня подтвердить это на суде. Сам я не слышал этого, но сестре хотел бы помочь. Что делать?

21. Знаешь, одна моя приятельница жалуется, что ее муж совершенно не понимает ее, и что она не разводится с ним только из-за детей. Она очень симпатичная женщина и явно неравнодушна ко мне. Как мне к этому относиться?

22. Девушка, с которой я встречаюсь, ходит в церковь каждое воскресенье, а мне хотелось бы проводить это время по-другому. Что мне ей сказать?

23. Мой возлюбленный меня бросил. Я беременна. Что ты мне посоветуешь?

24. Представляешь, вчера, придя домой, я обнаружила, что продавец в магазине самообслуживания не взял с меня денег за кофточку. Что ты мне посоветуешь?

25. За мной очень красиво ухаживает один молодой человек. Ты знаешь, что мой муж мало обращает на меня внимание. Конечно, он бы ни о чем не узнал. Что ты мне посоветуешь?

26. Мой друг пригласил меня разобраться с человеком, который ему много задолжал. Он предложил мне взять с собой на всякий случай нож. Что ты мне посоветуешь?

27. Издатель моей книги предложил мне для занимательности вставить несколько эротических сцен. Обещает, что книга станет бестселлером. Соглашаться ли мне?

28. Моя жена серьезно заболела. Врачи говорят, что энергия и привлекательность к ней уже не вернутся. Не знаю, как жить дальше.

29. Есть один контракт, который стал для меня невыгодным. Мой контрагент настаивает на продолжении работ, так как он вложил много средств. А мой адвокат говорит, что есть лазейка, при помощи которой можно отказаться от моих обязательств. Что ты мне посоветуешь?

30. Мне представляется удобный случай поквитаться со своим давним недругом. Стоит ли?

31. Мой бывший приятель после 8-го класса ушел в техническое училище и параллельно занялся бизнесом и очень разбогател. Вчера он позвонил мне и пригласил на день рождения. Наверное, хочет похвастаться своим новым домом. Идти мне к нему, как ты думаешь?

Список литературы

1. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. №4. С. 71-79.

2. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственная личность. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 316 с.

3. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. Учебное пособие. - СПб.: Институт Практической психологии, 2003. 611 с.

4. Дворецкая М.Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-христианский Церкви эпохи Средневековья: психологический аспект. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. 250 с.

5. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб метод пособие. -СПб.: Речь, 2004. 104 с.

6. Коржова Е.К. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А.П. Чехова. - СПб. ИПК «Бионт», 2006. 504 с.

7. Коржова Е.К. Творческий лик русских мыслителей. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 507 с.

8. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3 С. 93-112.

9. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локуса контроля личности - новая версия методики «УСК» / Е.Г. Ксенофонтова// Психологический журнал. 1999. №2. С. 18-26.

10. Несмелов В.И. Наука о человеке. - СПб.: Изд-е Центра изучения, охраны и реставрации наследия, священника Павла Флоренского, 2000. 440 с.

11. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль: НИЦ «Психодиагностика». Фонд гражданской инициативы «Содействие». 1991.

12. Снегирев В.А. Психология. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. 768 с.

13. Черняева С.А. Влияние христианской религиозности на нравственные представления // Известия Российского Гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена. 2008. №78. С. 199-205.

References

1. Bratus' B.S. Voprosypsikhologii [Questions of Psychology], no.4 (1998):71-79.

2. Veselova E.K. Psihologicheskaya deontologiya: mirovozzrenie i nravstvennaya lichnosti [Psychological deontology: worldview and moral personality]. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2002. 316 р.

3. Dvoretskaya M.Ya. Integrativnaya antropologiya [Integrative anthropology]. - St. Petersburg: Institut Prakticheskoy psikhologii, 2003. 611 р.

4. Dvoretskaya M.Ya. Kontseptsiya cheloveka v religiozno-filosofskom uchenii Vostochno-khristian-skiy Tserkvi epokhi Srednevekov'ya: psikhologicheskiy aspect [The concept of human religious teachings of the East Christian Church of the Middle Ages: the psychological aspect]. - St. Petersburg: RGPU im. A.I.Gertsena, 2004. 250 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R Kettella: Ucheb metod posobie [Multi-factor personality technique R. Cattell]. - St. Petersburg: Rech', 2004. 104 р.

6. Korzhova E.K. Poiski prekrasnogo v cheloveke: Lichnost v tvorchestve A.P. Chehova [The search for beauty in man: Personality in the work of A.P. Chekhov]. - SPb. IPK «Biont», 2006. 504 р.

7. Korzhova E.K. Tvorcheskiy lik russkih myisliteley [The Creative face of Russian thinkers]. -SPb.: Obschestvo pamyati igumenii Taisii, 2009. 507 р.

8. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Zhurnal prakticheskogo psihologa [The Journal of Practical Psychology], no.3 (2007): 93-112.

9. Ksenofontova E.G. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], no.2 (1999): 18-26.

10. Nesmelov V.I. Nauka o cheloveke [The science of man]. - SPb.: Izd-e Tsentra izucheniya, ohranyi i restavratsii naslediya, svyaschennika Pavla Florenskogo, 2000. 440 р.

11. Senin I.G. Oprosnik terminal'nykh tsennostey [Questionnaire terminal values]. - Yaroslavl: NITs «Psikhodiagnostika». Fond grazhdanskoy initsiativy «Sodeystvie», 1991. 19 р.

12. Snegirev V.A. Psihologiya [Psychology]. - SPb.: Obschestvo pamyati igumenii Taisii, 2008. 768 р.

13. Chernyaeva S.A. IzvestiyaRossiyskogo Gos. Ped. Univ im. A.I. Gertsena [Proceedings of the Russian State. Ped. Zap them. AI Herzen], no.78 (2008): 199-205.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Славинская Ирина Сергеевна, соискатель кафедры психологии развития и образования Российского Государственного Педагогического университета им. А.И. Герцена, психолог, координатор и специалист по мониторингу социально-значимых проектов Общественный фонд «Помощь» ул. 5 апреля, 67. г. Костанай, 110000, Казахстан e-mail: slavinskaya-irina555@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Slavinskaya Irina Sergeevna, аspirant of the Department of Developmental Psychology and Education of the Russian State Pedagogical University. AI Herzen, psychologist, coordinator and specialist of the social monitoring projects. Public Foundation «Help» 5 April st, 67, Kostanay, 110000, Kazakhstan e-mail: slavinskaya-irina555@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.