Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ'

УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казантинова Галина Михайловна, Чарова Татьяна Александровна, Власова Татьяна Николаевна, Дьяконов Вадим Сергеевич

В современных условиях получение образования в высшей школе связано с высоким уровнем физических и психоэмоциональных нагрузок. В статье приводятся результаты исследований по выявлению признаков невротизации и ее уровня у студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении. Установлена зависимость уровня невротизации от длительности обучения. Среди комплексов признаков невротизации у обследованных студентов преобладает эгоцентрическое развитие личности и ипохондрической фиксации на соматических и личностных недостатках. Результаты исследований позволяют рекомендовать для снижения уровня невротизации у студентов средства оздоровительного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF NEUROTICISM AMONG STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION IN THE MAIN DEPARTMENT

In modern conditions, getting education in higher education is associated with a high level of physical and psycho-emotional stress. The article presents the results of research to identify signs of neuroticism and its level among the students engaged in physical culture at the main faculty. The dependence of the level of neuroticism on the duration of training has been established. Among the complexes of signs of neuroticism in the examined students, egocentric personality development and hypochondriac fixation on somatic and personal shortcomings prevail. The results of the research allow to recommend recreational means to reduce the level of neuroticism in students.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ»

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 159.9.072

УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Александровна Чарова, доктор медицинских наук, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, Вадим Сергеевич Дьяконов, старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград

Аннотация

В современных условиях получение образования в высшей школе связано с высоким уровнем физических и психоэмоциональных нагрузок. В статье приводятся результаты исследований по выявлению признаков невротизации и ее уровня у студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении. Установлена зависимость уровня невротизации от длительности обучения. Среди комплексов признаков невротизации у обследованных студентов преобладает эгоцентрическое развитие личности и ипохондрической фиксации на соматических и личностных недостатках. Результаты исследований позволяют рекомендовать для снижения уровня невротизации у студентов средства оздоровительного характера.

Ключевые слова: невротизация, социальная дезадаптация, студенты, эгоцентрическое развитие личности, эмоциональная нестабильность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p545-549

LEVEL OF NEUROTICISM AMONG STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION IN THE MAIN DEPARTMENT

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Ale-ksandrovna Charova, the doctor of medical sciences, Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, Vadim Sergeevich Dyakonov, the senior teacher, Volgograd State

Agrarian University

Abstract

In modern conditions, getting education in higher education is associated with a high level of physical and psycho-emotional stress. The article presents the results of research to identify signs of neu-roticism and its level among the students engaged in physical culture at the main faculty. The dependence of the level of neuroticism on the duration of training has been established. Among the complexes of signs of neuroticism in the examined students, egocentric personality development and hypochondriac fixation on somatic and personal shortcomings prevail. The results of the research allow to recommend recreational means to reduce the level of neuroticism in students.

Keywords: neuroticism, social disadaptation, students, egocentric personality development, emotional instability.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях урбанизации современной жизни, технологического прогресса, роста информации, экономических и политических преобразований проблема невротизации населения приобретает актуальное значение [2, 6, 7]. Ее значимость увеличивается в связи с ростом невротических состояний среди студенческой молодежи - будущих строителей общества [1, 2, 5, 9].

Студенчество - сложный период в жизни молодого человека, характеризующийся завершением физического развития и формированием основных черт личности [3, 4]. Для

одних из них студенческая жизнь - период активной жизнедеятельности, а для других -трудный жизненный путь, связанный со спецификой обучения в высшей школе (необходимо усвоить большой объем информации, сжатые сроки обучения, стрессовые ситуации в зачетный и экзаменационный период и др.), предъявляющий повышенные требования к психоэмоциональному состоянию студента.

Цель исследования. Выявить наличие и уровень невротизации у студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении, полученные данные использовать в совершенствовании методики их обучения на практических занятиях.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В обследовании приняли участие 184 студента 1-3 курса (40,8% юноши, 59,2% девушки) в возрасте 18-22 лет, занимающиеся физкультурой в основном отделении кафедры «Физическая культура и здоровье».

Для выявления признаков невротизации у студентов использован тест Л.Н. Вас-сермана - «Методика диагностики невротизации» [8]. С целью общей характеристики выявленных признаков невротизации все ответы студентов на поставленные вопросы были объединены в четыре симптомокомплекса: «Эмоциональная нестабильность» (№1), «Эгоцентрическое развитие личности» (№2), «Ипохондрическая фиксация на соматических и личностных недостатках» (№3), «Социальная дезадаптация» (№4).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что признаки невротизации имеются у всех обследуемых студентов. Их уровень можно классифицировать как низкий, средний, высокий (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень невротизации у обследованных студентов

Курс Уровень невротизации

Низкий Средний Высокий

% балл % балл % балл

1 77,8 4,1±0,1 18,5 11,8±0,2 3,7 22±0

47,4 4,8±0 36,8 13,1±0,2 15,8 23,3±0,1

2 71,8 5,7±0,2 28,2 12,9±0,3 - -

36,8 6,8±0,3 46,9 13,8±0,3 16,3 23,5±0,1

3 62,5 3,0±0,1 37,5 11,5±0,3 - -

19,5 1,4±0,1 70,7 1,9±0,1 9,8 23,5±0,1

1-3 72 4,2±0,2 26,7 12,1±0,4 1,3 22,0±0

32,1 4,3±0,3 54,1 9,6±0,1 13,8 23,5±0,2

Низкий уровень невротизации чаще выявлялся у юношей всех курсов (72%), чем у девушек (32,1%). Причем, чаще он наблюдался у юношей 1 курса (77,8%) и интенсивность невротизации у них определялась ниже (4,1±0,1), чем у девушек (4,8±0 баллов).

Средний уровень невротизации значительно чаще регистрировался у девушек (54,1%), чем у юношей (26,7%) всех курсов. Однако, интенсивность невротизации у юношей была выше, чем у девушек, равняясь в среднем соответственно 12,1±0,4 баллов и 9,6±0.1 баллов. Наиболее чаще средний уровень невротизации наблюдался у девушек 3 курса (70,7%), а ее интенсивность была ниже, чем у юношей этого курса, составляя в среднем 1,9±0,1 баллов.

Высокий уровень невротизации также чаще определялся у девушек всех курсов (13,8%). Обращает внимание, что высокий уровень невротизации наблюдался у девушек всех курсов, а у юношей лишь у 3,7% студентов 1 курса с интенсивностью в 22±0 баллов.

Таким образом, исследования показали, что признаки невротизации определялись у всех студентов, но чаще регистрировались у девушек всех курсов, увеличиваясь у них ко второму курсу.

Индивидуальный анализ ответов студентов на вопросы теста позволил объединить их в симптомокомплексы невротизации (таблица 2).

Таблица 2 - Частота положительных ответов на вопросы симптомокомплексов невроти-зации у обследованных студентов (%)_

Симптомокомплекс 1 курс 2 курс 3 курс

Эмоциональная нестабильность 11,9 18,9 22,0

Эгоцентрическое развитие личности 43,1 53,7 49,4

Ипохондрическая фиксация на соматических и личностных недостатках 15,0 26,3 27,1

Социальная дезадаптация 11,9 17,0 21,5

Материалы таблицы 2 показывают, что у студентов всех курсов чаще наблюдался синдром эгоцентрического развития личности. Наиболее чаще он регистрировался у студентов 2 (53,7%) и 3 курса (49,4%). Отвечая на вопросы, студенты подчеркивали, что учеба проходит напряженно, сопровождается выраженной усталостью и все это связано с тем, что «они много на себя берут». При этом, они любят и могут много танцевать не уставая. Большинства из них очень «трепетно» относятся к своему внешнему виду и придают значение тому, как они одеты. Они постоянно подчеркивают наличие трудностей в их жизни и. что им стоит преодолевать их, при этом «особенно трудно преодолевать себя».

По частоте ответов студентов на вопросы теста на втором месте у них определялся симптомокомплекс ипохондрической фиксации на соматических и личностных недостатках, чаще наблюдаемые у студентов 2 (26,3%) и 3 (27,3%) курсов. Следует отметить, что среди студентов этой группы большинство были лица со средним уровнем невротизации. Их беспокоили разные ощущения. Например, боли в голове, области желудка, во всем теле. Они отмечали снижение остроты зрения, «недостаточную работоспособность головы», без видимой причины возникала раздражительность или тревожность. Предавались грустным размышлениям «о жизни», непреодолимости возникающих у них трудностей.

Признаки невротизации у студентов реже укладывались только в симптомоком-плексы эмоциональной нестабильности и социальной дезадаптации. Ответы на вопросы этих комплексов давали все студенты, но чаще студенты 2 и особенно 3 курса. Отмечая повышенную раздражительность, они подчеркивали, что причиной их был любой повод, сознавая при этом свою неадекватную реакцию на него. Без видимой причины возникала тревожность, которая приводила к нарушению сна, бессоннице. Их беспокоили трудности в общении с близкими людьми, они затруднялись вступать в беседу даже со знакомыми, поддерживать разговор; находясь в обществе людей, старались уединиться.

Итак, проведенные исследования установили, что признаки невротизации имеются у всех обследованных студентов. Причем, у большинства из них они имеют низкий уровень, который чаще регистрируется у юношей 1 курса. Низкий уровень невротизации указывал на невысокую эмоциональную нестабильность, достаточную социальную смелость. С увеличением продолжительности учебы частота и уровень невротизации возрастают к среднему и высокому, чаще выявляемые у девушек. Увеличивается частота признаков эмоциональной нестабильности и социальной дезадаптации. Усиливается эгоцентрическое развитие личности, что приводит к частой ипохондрической фиксации на соматических и личностных недостатках

Анализ причин невротизации у обследованных студентов позволяет считать, что их развитие связано с психоэмоциональным напряжением, которое сопутствует учебному процессу при обучении в средней и высшей школе. Однако нельзя исключить факторы бытового характера и личностные особенности характера студента.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования, выявив у большинства студентов первого курса низкий уровень невротизации и повышение его у них к 2-3 курсам обучения, дают основание

рекомендовать в качестве оздоровительных мер шире использовать утреннюю гигиеническую гимнастику и самостоятельные тренировочные занятия в дневное время суток. В их комплекс включать как общеразвивающие упражнения, так и на выносливость, силу, быстроту, сочетая с факторами закаливания. Наряду с этим, необходимо воспитывать у студента навык соблюдать режим дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаева М.Р. Уровень невротических расстройств у студентов. Взаимосвязь невротических расстройств и акцентуаций характера / М.Р. Багаева, Е.Е. Бурч // Информационные технологии в медицине и фармакологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 56-59.

2. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков (Медико-педагогический анализ механизма развития и рекомендации по профилактике) / М.П. Дорошкевич, В.В. Калюжный. - Минск, Беларусь, 2004. - 223 с.

3. Казантинова Г.М. Психофизиология умственного труда: монография / Г.М. Казантино-ва. - Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2013. - 116 с.

4. Кирсанов В.М. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в ВУЗе / В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 127-132.

5. Коротаева А.Э. Невротические состояния студентов старших курсов в зависимости от их успеваемости / А.Э. Коротаева, А.В. Овсяникова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 6-2 (37). - С. 113-114.

6. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства / С.М. Бабин, П.О. Бомов, А.В. Васильева [и др.] - Санкт-Петербург: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015 -44 с.

7. Психопатология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова, Л.И. Вансовская [и др.]. - Москва : Проспект, 2001. - 583 с.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгород-ский. - Самара : БАХРАХ-М, 2002. - 667 с.

9. Толмачев Д.А. Невротизация и адаптация к стрессу студентов медицинского вуза / Д.А. Толмачев, О.Г. Канбекова, А.С. Лезина // Проблемы науки. - 2017. № 9 (22). - С. 71-73.

REFERENCES

1. Bagaeva, M.R. and Burch, E.E. (2015), "The level of neurotic disorders in students. Interrelation of neurotic disorders and character accentuations", Information technologies in medicine and pharmacology: collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference, Rostov-on-Don, pp. 56-59.

2. Doroshkevich, M.P. and Kalyuzhny, V.V., (2004), Neurosis and neurotic states in children and adolescents (Medical and pedagogical analysis of the mechanism of development and recommendations for prevention), Belarus, Minsk.

3. Kazantinova, G.M. (2013), Psychophysiology of mental work: monograph, Volgograd state agrarian university, Volgograd.

4. Kirsanov, V.M. and Shibkova, D.Z. (2012), "Psychophysiological characteristics of the personality of students during the period of adaptation to study at the university", Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, No. 9, pp. 127-132.

5. Korotaeva, A.E. and Ovsyanikova, A.V. (2015), "Neurotic states of senior students depending on their academic performance", International Research Journal, Vol. 37, No 6-2, pp. 113-114.

6. Babin, S.M., Bomov, P.O., Vasilyeva A.V., et al. (2015), Neurotic, stress-related and somatoform disorders, Publishing House of North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg.

7. Allakhverdov, V.M., Bogdanova, S.I., Vansovskaya, L.I., et al. (2001), Psychopathology, Prospekt, Moscow.

8. Raygorodsky, D.Ya. (2002), Practicalpsychodiagnostics. Methods and tests, BAKHRAH-M,

Samara.

9. Tolmachev, D.A., Kanbekova, O.G. and Lezina, A.S. (2017), "Neurotization and adaptation to stress of medical university students", Problems of Science, Vol. 22, No 9, pp. 71-73.

Контактная информация: tcharova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2022

УДК 159.9

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, КАК СОСТОЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Валентина Владимировна Калашникова, доцент, Ольга Степановна Ковшова, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Наталья Владимировна Дейнека, доцент, Самарский государственный медицинский университет, Самара

Аннотация

Статья посвящена исследованию индивидуально-психологических характеристик, эмоционального состояния, образа «Я», самооценки, экзистенциальной исполненности, уровня жизненной удовлетворенности, лиц пожилого возраста в двух возрастных категориях. Установлено, что возраст не является определяющим фактором, формирующим чувство субъективного благополучия. Лица пожилого возраста независимо от возрастной категории с высокой жизненной удовлетворенностью в экзистенциальном реагировании характеризуются устойчивой самооценкой, удовлетворенностью внешним телесным образом, ощущением физической активности, оптимизмом. Установлено, что уровень экзистенциальной исполненности имеет обратную зависимость с показателями тревоги и депрессии и положительную взаимосвязь с уровнем удовлетворенности жизнью. Лица пожилого возраста с высоким уровнем экзистенциальной исполненности положительно оценивают собственные качества и поступки, решительны и настойчивы, ощущают психологический комфорт. Разработана программа экзистенциально-гуманистической психотерапии для снижения тревоги и депрессии, и повышения чувства субъективного благополучия лиц пожилого возраста.

Ключевые слова: лица пожилого возраста, самооценка, телесный образ, экзистенциальная исполненность, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p549-555

SUBJECTIVE WELL-BEING AS A STATE OF EXISTENTIAL FULFILLMENT OF

THE ELDERLY

Valentina Vladimirovna Kalashnikova, the docent, Olga Stepanovna Kovshova, the doctor of medical sciences, docent, department chair, Natalia Vladimirovna Deyneka, the docent, Samara State Medical University

Abstract

The article is devoted to the study of individual psychological characteristics, emotional state, self-image, self-esteem, existential fulfillment, level of life satisfaction among the elderly people in two age categories. It is established that age is not a determining factor that forms the sense of subjective well-being. Elderly people, regardless of age category, with high life satisfaction in existential response are characterized by stable self-esteem, satisfaction with the external bodily image, sense of physical activity, optimism. It is established that the level of existential fulfillment has an inverse relationship with the indicators of anxiety and depression and positive relationship with the level of life satisfaction. Elderly people with high level of existential fulfillment positively assess their own qualities and actions, are resolute and persistent, and feel psychological comfort. The program of existential-humanistic psychotherapy has been developed to reduce anxiety and depression, and increase the sense of subjective well-being of the elderly.

Keywords: elderly persons, self-esteem, body image, existential fulfillment, subjective well-being, life satisfaction.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность нашей работы определена одной из перспективных задач для исследования экзистенциального понимания субъективного благополучия пожилого человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.