Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕСТ БЕННЕТА / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / НОВОКУЗНЕЦК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцева Елена Николаевна

Развитие технического мышления одна из важнейших задач технического вуза, ведь от того насколько хорошо развито данное мышление зависит качество труда. В данной статье рассмотрены результаты психологического тестирования изучения уровня развития технического мышления. Полученные данные заставляют задуматься о процессе обучения в вуз и его результатах. Экспериментальные данные говорят о необходимости повышения качества технического образования, также в статье предлагаются подходы для повышения этого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF TECHNICAL THINKING OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN NOVOKUZNETSK

The development of technical thinking is one of the most important tasks of a technical university, because the quality of work depends on how well this thinking is developed. This article discusses the results of psychological testing to study the level of development of technical thinking. The data obtained make us think about the process of studying at the university and its results. Experimental data indicate the need to improve the quality of technical education, and the article also suggests approaches to improve this quality.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА»

обращения: 01.10.2022).

2. Фатеева Н.М. Изучение адаптации студентов к обучению в вузе / Н.М. Фатеева, Л.Н. Альберт // Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала : Апробация, 2014. - С. 21-22.

REFERENCES

1. Kovaleva, A.V., Kvitchasty, A.V., Bochaver, K.A., Kasatkin, V.N. (2013), "Psychophysiological methods for diagnosing the state and improving performance in sports", Innovative technologies in the training of athletes: materials of the scientific and practical conference, Moscow, available at: https://www.sportmedicine.ru/cstsk-sport-conf-2013/kovaleva.php (date of access: 01.10.2022).

2. Fateeva, N.M. and Albert, L.N. (2014), "The study of students' adaptation to learning at the university ", Theoretical and practical problems of the development of modern science: collection of materials of the 4th International Scientific and Practical Conference, Approbation, Makhachkala, pp. 21-22.

Контактная информация: tatyana-zayachuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2022

УДК 159.9.072.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА

Елена Николаевна Звягинцева, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кузбасский Институт ФСИН России, Новокузнецка

Аннотация

Развитие технического мышления одна из важнейших задач технического вуза, ведь от того насколько хорошо развито данное мышление зависит качество труда. В данной статье рассмотрены результаты психологического тестирования изучения уровня развития технического мышления. Полученные данные заставляют задуматься о процессе обучения в вуз и его результатах. Экспериментальные данные говорят о необходимости повышения качества технического образования, также в статье предлагаются подходы для повышения этого качества.

Ключевые слова: студенты, техническое мышление, тест Беннета, технические вузы, Новокузнецк.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p542-545

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF TECHNICAL THINKING OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN NOVOKUZNETSK

Elena Nikolaevna Zvyagintseva, the candidate of economic sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

The development of technical thinking is one of the most important tasks of a technical university, because the quality of work depends on how well this thinking is developed. This article discusses the results of psychological testing to study the level of development of technical thinking. The data obtained make us think about the process of studying at the university and its results. Experimental data indicate the need to improve the quality of technical education, and the article also suggests approaches to improve this quality.

Keywords. Students, technical thinking, Bennett test, technical universities, Novokuznetsk.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в социально-экономической политике с середины 90-х годов, повлекли за собой изменения в структуре трудовой занятости населения, что в свою очередь при-

вело к изменению в системе образования. Бурное развитие сырьевого сектора экономики, финансового сектора, сектора сферы услуг, создало перекос в экономической модели страны. Развитие первичного и третичного секторов экономики повлекло за собой изменения в профессиональных предпочтениях молодёжи. Молодёжь не стремиться во вторичный сектор экономики они не видят себя «синими» воротничками, они хотят быть юристами, экономистами, управленцами или служащими. Данные предпочтения повлекли за собой «перекос» системы образования, проявившийся в резком снижении конкурса на инженерные специальности в провинциальных ВУЗах, что повлекло за собой снижение общего уровня образованности абитуриентов. Институты были вынуждены вводить «подтягивающие», «выравнивающие» образовательные курсы, чтобы повысить успеваемость студентов.

Обучение в техническом ВУЗе должно формировать не только общекультурные и профессиональные компетенции определённые ФГОСом, но и так называемое «техническое мышление». Р.С. Немов определяет техническое мышление как умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать физико-технические задачи [1]. Именно это и будет способствовать эффективной профессиональной деятельности любого инженера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - определить уровень развития технического мышления студентов технических ВУЗов г. Новокузнецка.

Задачи исследования:

1. Определить методику оценки уровня развития технического мышления.

2. Провести исследование уровня развития технического мышления студентов выпускных курсов ВУЗов г. Новокузнецка.

3. Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Психологическое тестирование.

3. Анализ полученных результатов.

Исследование проводилось на базе Сибирского Государственного Индустриального Университета в институте машиностроения и транспорта. В исследовании принимало участие 42 человека, 36 юношей и 6 девушек. В исследовании также приняли участие студенты филиала Кузбасского Государственного Технического Университета им. Т.Ф. Горбачёва в г. Новокузнецке. В исследовании приняло участие 36 студентов (28 юношей и 8 девушек) обучающихся по направлению подготовки автомобили и автомобильное хозяйство. Исследование проходило с марта по май 2022 года.

В результате анализа литературы было установлено, что понятие «техническое мышление» разработано, есть составные части данного процесса, имеются критерии оценки. Для определения уровня развития технического мышления используются «Числовой субтест» Г.Ю. Айзенка и тест Беннета, которые непосредственно ориентированы на выявление технических способностей [1]. Для проведения эксперимента был выбран тест Беннета, т. к. он является на наш взгляд наиболее оптимальным для оценки именно технического мышления. Тест Г.Ю. Айзенка более оценивает математические и логические способности, поэтому он не совсем отвечал цели нашего исследования.

Организация и проведения исследования осуществлялись одномоментно, студенты проходили тестирование. Тест Беннета состоит из 70 технические рисунков, к которым прилагается несколько вариантов ответа, из которых необходимо выбрать один. Этот вариант фиксируется и затем с помощью ключа определяется правильность выбранного ответа, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. По сумме балов и оценивается уровень развития технического мышления, сумма балов позволяет соотнести полученный

результат со шкалой, в которой содержится пять уровней от очень низкого до очень высокого, шкала также различается, у юношей и у девушек разные значения. Тестирование осуществляется на протяжении 25 минут. В ходе практического исследования были получены следующие результаты.

Уровень развития технического мышления студентов отражен в таблицах № 1и 2.

Таблица 1 - Уровень развития технического мышления студентов СибГИУ % по уровням

Группы испытуемых Уровень развития технического мышления %

очень низкий низкий средний высокий очень высокий

Юноши (n=36) 7.2 20.9 45.4 21.7 4.8

Девушки (n=6) 11.3 33.2 36.5 17.8 1.2

Таблица 2 - Уровень развития технического мышления студентов НФ КузГТУ % по уровням

Группы испытуемых Уровень развития технического мышления %

очень низкий низкий средний высокий очень высокий

Юноши (n=28) 9.4 20.9 47.3 18.7 3.7

Девушки (n=8) 18.5 25.1 42.1 14.3

Анализируя полученные результаты необходимо отметить, что у студентов даже выпускных курсов у юношей около 30% у девушек около 40% уровень развития технического мышления находится на низком и очень низком уровне. Это свидетельствует о недостаточной работе по развитию этого мышления. Это можно отнести к изменению условий обучения, сейчас всё больше используется компьютерное моделирование, которое снижает необходимость в наглядно-образном мышлении, что, безусловно, отразилось на результатах исследования. Немаловажным фактором является и то, что студенты не собираются работать по специальности и поэтому не уделяют должного внимания развитию технического мышления. Техническое мышление всё же необходимо тем специалистам, которые будут работать на производстве, т.к. позволяет оперативно решать возникающие производственные задачи.

ВЫВОДЫ

1. Как показало проведённое исследование, уровень развития технического мышления, даже у студентов выпускных курсов является достаточно низким, и тому есть определённые объяснения. Это низкий уровень подготовленности абитуриентов, сложности с освоением инженерных дисциплин, не желанием работать по специальности.

2. Развитие технического мышления - вещь абсолютно необходимая для инженеров, т. к. во время производственной деятельности бывают моменты, которые необходимо решать быстро, эффективно и на месте, а это возможно только при наличии высокого уровня данного мышления.

3. Для развития технического мышления предлагается выделение дополнительных часов на такие предметы как: теория механизмов и машин, конструирование, техническое черчение. Во вне учебных компонент можно ввести кружковую работу, а также различные технические конкурсы и соревнования.

4. Совершенствовать также необходимо и ФГОС, в котором предусматривать большее количество часов на профессиональные дисциплины, связанные с конструированием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед.у чеб. заведений: В 3 кн. : Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

REFERENCES

1. Nemov, R.S. (1995), Psychology, in 3 books : Book. 3 : Experimental pedagogical psychology and psychodiagnostics, Enlightenment, VLADOS. Moscow.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 159.9.072

УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ОСНОВНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Александровна Чарова, доктор медицинских наук, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, Вадим Сергеевич Дьяконов, старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград

Аннотация

В современных условиях получение образования в высшей школе связано с высоким уровнем физических и психоэмоциональных нагрузок. В статье приводятся результаты исследований по выявлению признаков невротизации и ее уровня у студентов, занимающихся физкультурой в основном отделении. Установлена зависимость уровня невротизации от длительности обучения. Среди комплексов признаков невротизации у обследованных студентов преобладает эгоцентрическое развитие личности и ипохондрической фиксации на соматических и личностных недостатках. Результаты исследований позволяют рекомендовать для снижения уровня невротизации у студентов средства оздоровительного характера.

Ключевые слова: невротизация, социальная дезадаптация, студенты, эгоцентрическое развитие личности, эмоциональная нестабильность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p545-549

LEVEL OF NEUROTICISM AMONG STUDENTS ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION IN THE MAIN DEPARTMENT

Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Ale-ksandrovna Charova, the doctor of medical sciences, Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, Vadim Sergeevich Dyakonov, the senior teacher, Volgograd State

Agrarian University

Abstract

In modern conditions, getting education in higher education is associated with a high level of physical and psycho-emotional stress. The article presents the results of research to identify signs of neu-roticism and its level among the students engaged in physical culture at the main faculty. The dependence of the level of neuroticism on the duration of training has been established. Among the complexes of signs of neuroticism in the examined students, egocentric personality development and hypochondriac fixation on somatic and personal shortcomings prevail. The results of the research allow to recommend recreational means to reduce the level of neuroticism in students.

Keywords: neuroticism, social disadaptation, students, egocentric personality development, emotional instability.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях урбанизации современной жизни, технологического прогресса, роста информации, экономических и политических преобразований проблема невротизации населения приобретает актуальное значение [2, 6, 7]. Ее значимость увеличивается в связи с ростом невротических состояний среди студенческой молодежи - будущих строителей общества [1, 2, 5, 9].

Студенчество - сложный период в жизни молодого человека, характеризующийся завершением физического развития и формированием основных черт личности [3, 4]. Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.