Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ'

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНКИ СПОРТИВНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Заячук Татьяна Владимировна, Хафизова Гульшат Наилевна, Кучерова Ирина Константиновна, Шамгуллина Гульшат Равильевна

Для психологического и психофизиологического тестирования использовался аппаратно-программный комплекс НС-ПсихоТест, позволяющий проводить исследования когнитивных функций (мышление, память, внимание), осуществлять оценку двигательного, слухового, зрительного анализаторов. Компьютерный комплекс «НС-Психотест» предназначен для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма здоровых, а также имеющих заболевания, по результатам выполнения тестовых заданий и на основе анализа параметров записанных электрофизиологических сигналов. Психологические свойства и функции организма гимнасток определялись с помощью теста-опросника Шмишека. Ситуативная и личностная тревожность определялась по шкале Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Психологическое состояние определялось при помощи опросника депрессивной симптоматики Бека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Заячук Татьяна Владимировна, Хафизова Гульшат Наилевна, Кучерова Ирина Константиновна, Шамгуллина Гульшат Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL PROPERTIES AND BODY FUNCTIONS OF GYMNASTS WHILE STUDYING AT THE SPORTS UNIVERSITY

For psychological and psychophysiological testing, the hardware and software complex NS-Psychotest was used, which allows conducting research on cognitive functions (thinking, memory, attention), evaluating motor, auditory, visual analyzers. The computer complex "NS-Psychotest" is designed for a comprehensive assessment of the psychophysiological and psychological properties and functions of the body of healthy people, as well as those with diseases, based on the results of test tasks and based on the analysis of the parameters of recorded electrophysiological signals. Psychological properties and body functions of gymnasts were determined using the Schmishek questionnaire test. Situational and personal anxiety was determined by the scale of C.D. Spielberger - YL. Khanin. The psychological state was determined using the questionnaire of Beck's depressive symptoms.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ»

3. Shchurov A.G., Tumanov M.V., Skachkov M.V. and Suvorov V.O. (2018), Psychophysiological methods for assessing the functional state of military personnel, St. Petersburg.

Контактная информация: polkovnik_2003@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2022

УДК 159.9:796.41

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент, Гульшат Наи-левна Хафизова, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Ирина Константиновна Кучерова, старший преподаватель, Гульшат Равильевна Шамгуллина, старший преподаватель Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

Для психологического и психофизиологического тестирования использовался аппаратно-программный комплекс НС-ПсихоТест, позволяющий проводить исследования когнитивных функций (мышление, память, внимание), осуществлять оценку двигательного, слухового, зрительного анализаторов. Компьютерный комплекс «НС-Психотест» предназначен для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма здоровых, а также имеющих заболевания, по результатам выполнения тестовых заданий и на основе анализа параметров записанных электрофизиологических сигналов. Психологические свойства и функции организма гимнасток определялись с помощью теста-опросника Шмишека. Ситуативная и личностная тревожность определялась по шкале Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Психологическое состояние определялось при помощи опросника депрессивной симптоматики Бека.

Ключевые слова: спортсменки спортивной и художественной гимнастики, психофизиологические и психологические свойства, функции организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p536-542

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL PROPERTIES AND BODY FUNCTIONS OF GYMNASTS WHILE STUDYING AT THE SPORTS

UNIVERSITY

Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Gulshat Nailevna Hafizova, the candidate of medical sciences, research associate, Irina Konstantinov-na Kucherova, the senior teacher, Gulshat Ravilyevna Shamgullina, the senior teacher, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Abstract

For psychological and psychophysiological testing, the hardware and software complex NS-Psychotest was used, which allows conducting research on cognitive functions (thinking, memory, attention), evaluating motor, auditory, visual analyzers. The computer complex "NS-Psychotest" is designed for a comprehensive assessment of the psychophysiological and psychological properties and functions of the body of healthy people, as well as those with diseases, based on the results of test tasks and based on the analysis of the parameters of recorded electrophysiological signals. Psychological properties and body functions of gymnasts were determined using the Schmishek questionnaire test. Situational and personal anxiety was determined by the scale of C.D. Spielberger - Y.L. Khanin. The psychological state was determined using the questionnaire of Beck's depressive symptoms.

Keywords: athletes of sports and rhythmic gymnastics, psychophysiological and psychological properties, body functions.

ВВЕДЕНИЕ

В спортивной науке в последнее время широко применяются современные методы психофизиологии [1].

Достижение максимальных спортивных результатов и сохранение здоровья спортсменов возможно на основе согласованного функционирования органов и систем. Для оценки функционального состояния спортсмена, его готовности, своевременной диагностики состояния перетренированности и др. необходимо оценить: психологическое состояние и психофизиологический статус обследуемого, текущее функциональное состояние, адаптационные резервы и стрессовую устойчивость организма и др. [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие спортсменки художественной и спортивной гимнастики. Возраст 21-23 года. Гимнастки имеют спортивную квалификацию - спортивный разряд кандидат в мастера спорта и спортивное звание мастер спорта России.

Педагогический эксперимент проводился на базе научно-исследовательского института физической культуры и спорта Поволжского университета физической культуры, спорта и туризма совместно с кафедрой теории и методики гимнастики. Для определения оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма гимнасток представлена небольшая выборка спортсменок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Психофизиологическое состояние гимнасток определялось простой зрительно-моторной реакцией, оценкой внимания и помехоустойчивостью.

Таблица 1 - Оценка простой зрительно-моторной реакции гимнасток

Спор тсмен ка Тестировались Тестировались Цвет стимула Среднее значение времени реакции (мс) Оценка сенсомоторной реакции Уровень функциональных возможностей

1 Оба глаза Обе руки Красный 198,48 Высокая скорость сенсомоторной реакции 3,40 - средний (норма)

2 Оба глаза Обе руки Красный 212,44 Средняя скорость сенсомоторной реакции (норма) 3,90 - высокий

3 Оба глаза Обе руки Красный 216,19 Средняя скорость сенсомоторной реакции (норма) 3,25 - средний (норма)

4 Оба глаза Обе руки Красный 211,49 Средняя скорость сенсомоторной реакции (норма) 3,31 - средний (норма)

5 Оба глаза Обе руки Красный 220,44 Средняя скорость сенсомоторной реакции (норма) 3,48 - средний (норма)

Оценка сенсомоторной реакции гимнасток показала среднюю скорость. Уровень функциональных возможностей - средний.

Таблица 2 - Оценка внимания гимнасток

Спор тсмен ка Цвет стимула Среднее значение времени реакции (мс) Тип высшей нервной деятельности

1 Красный 280,9 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

2 Красный 306,1 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

3 Красный 275,6 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

4 Красный 290,9 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

5 Красный 291,1 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

Таблица 3 - Оценка помехоустойчивости гимнасток

Спор тсмен ка Цвет стимула Частота появления помехи (Гц) Среднее значение времени реакции (мс) Тип высшей нервной деятельности

1 Красный 5 339,4 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

2 Красный 5 384,2 Инертный тип высшей нервной деятельности

3 Красный 5 320,5 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

4 Красный 5 343,6 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

5 Красный 5 331,6 Промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности у гимнасток в основном - промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности.

Психологические свойства и функции организма гимнасток определялись с помощью теста-опросника Шмишека, ситуативной и личностной тревожности по Ч.Д. Спил-бергера-Ю.Л. Ханина, опросника депрессивной симптоматики Бека.

Таблица 4 - Психологические свойства и функции организма гимнасток с помощью тест-опросника Шмишека (взрослый вариант). Шкалы результатов_

Позиция Название шкалы Знач. % Интерпретация

1 спортсменка

1 Аффективно- экзальтированный тип 24 100 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

1 Гипертимный тип 24 100 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

2 Тревожно-боязливый тип 21 88 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

2 Эмотивный тип 21 88 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

3 Циклотимный тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

3 Педантичный тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

4 Застревающий тип 16 67 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

5 Демонстративный тип 14 58 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

6 Дистимический тип 6 25 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

6 Возбудимый тип 6 25 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

2 спортсменка

1 Эмотивный тип 21 88 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

2 Застревающий тип 20 83 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

3 Возбудимый тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

3 Аффективно- экзальтированный тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

4 Дистимический тип 15 63 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

4 Гипертимный тип 15 63 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

5 Тревожно-боязливый тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

5 Циклотимный тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

6 Педантичный тип 10 42 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

7 Демонстративный тип 8 33 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

3 спортсменка

1 Педантичный тип 20 83 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

1 Застревающий тип 20 83 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

2 Дистимический тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

2 Возбудимый тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

3 Эмотивный тип 15 63 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

3 Гипертимный тип 15 63 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

Позиция Название шкалы Знач. % Интерпретация

4 Аффективно- экзальтированный тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

5 Демонстративный тип 10 42 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

6 Циклотимный тип 9 38 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

7 Тревожно-боязливый тип 3 13 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

4 спортсменка

1 Аффективно- экзальтированный тип 24 100 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

2 Эмотивный тип 21 88 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

2 Циклотимный тип 21 88 Выс. знач. Налич. акцентуации характера по данному типу.

3 Гипертимный тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

4 Застревающий тип 16 67 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

5 Дистимический тип 15 63 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

6 Демонстративный тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

6 Возбудимый тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

7 Педантичный тип 10 42 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

8 Тревожно-боязливый тип 9 38 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

5 спортсменка

1 Гипертимный тип 18 75 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

2 Застревающий тип 16 67 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

3 Эмотивный тип 15 63 Сред. знач. Налич. тенд. к акцентуации характера по данному типу.

4 Демонстративный тип 14 58 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

5 Аффективно- экзальтированный тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Тревожно-боязливый тип 12 50 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

6 Дистимический тип 9 38 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

7 Педантичный тип 6 25 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

7 Циклотимный тип 6 25 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

8 Возбудимый тип 3 13 Низ. знач. Отсут. призн. акцентуации характера по данному типу.

По каждой спортсменки выявлены и представлены типы и их значение. Определялась ситуативная и личностная тревожность гимнасток по шкале Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина.

Таблица 5 - Оценка ситуативной и личностной тревожности гимнасток по шкале Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина_

Спортс менка Ситуат. тревож. Уровень ситуативной тревожности Личн. тревож. Уровень личностной тревожности

1 32 Среднее значение. Средний уровень ситуативной (реактивной) тревожности. Состояние респондента на момент обследования характеризуется некоторыми признаками тревоги как реакции человека на воздействие различных, чаще социально-психологических стрессоров (к которым относятся, например, ожидание негативной оценки, проявлений агрессивности или враждебности со стороны окружающих, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы самоуважению и самооценке). 40 Среднее значение. Средний уровень личностной тревожности - черты личности, обусловливающей устойчивую склонность субъекта воспринимать различные ситуации как несущие угрозу и испытывать чувство тревоги. Наличие признаков предрасположенности к реакциям тревоги в ответ на воздействие выраженных неблагоприятных факторов (реакции тревоги проявляются чувствами неопределенного беспокойства, опасения и тревожного ожидания).

Спортс менка Ситуат. тревож. Уровень ситуативной тревожности Личн. тревож. Уровень личностной тревожности

2 42 Среднее значение. Средний уровень ситуативной (реактивной) тревожности. Состояние респондента на момент обследования характеризуется некоторыми признаками тревоги как реакции человека на воздействие различных, чаще социально-психологических стрессоров (к которым относятся, например, ожидание негативной оценки, проявлений агрессивности или враждебности со стороны окружающих, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы самоуважению и самооценке). 42 Среднее значение. Средний уровень личностной тревожности - черты личности, обусловливающей устойчивую склонность субъекта воспринимать различные ситуации как несущие угрозу и испытывать чувство тревоги. Наличие признаков предрасположенности к реакциям тревоги в ответ на воздействие выраженных неблагоприятных факторов (реакции тревоги проявляются чувствами неопределенного беспокойства, опасения и тревожного ожидания).

3 41 Среднее значение. Средний уровень ситуативной (реактивной) тревожности. Состояние респондента на момент обследования характеризуется некоторыми признаками тревоги как реакции человека на воздействие различных, чаще социально-психологических стрессоров (к которым относятся, например, ожидание негативной оценки, проявлений агрессивности или враждебности со стороны окружающих, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы самоуважению и самооценке). 41 Среднее значение. Средний уровень личностной тревожности - черты личности, обусловливающей устойчивую склонность субъекта воспринимать различные ситуации как несущие угрозу и испытывать чувство тревоги. Наличие признаков предрасположенности к реакциям тревоги в ответ на воздействие выраженных неблагоприятных факторов (реакции тревоги проявляются чувствами неопределенного беспокойства, опасения и тревожного ожидания).

4 25 Низкое значение. Низкий уровень ситуативной (реактивной) тревожности. Отсутствие на момент обследования состояния тревоги как реакции человека на воздействие тех или иных стрессоров. 41 Среднее значение. Средний уровень личностной тревожности - черты личности, обусловливающей устойчивую склонность субъекта воспринимать различные ситуации как несущие угрозу и испытывать чувство тревоги. Наличие признаков предрасположенности к реакциям тревоги в ответ на воздействие выраженных неблагоприятных факторов (реакции тревоги проявляются чувствами неопределенного беспокойства, опасения и тревожного ожидания).

5 47 Высокое значение. Высокий уровень ситуативной (реактивной) тревожности. На момент обследования респондент находится в состоянии тревоги как реакции человека на воздействие различных, чаще социально-психологических стрессоров (к которым относятся, например, ожидание негативной оценки, проявлений агрессивности или враждебности со стороны окружающих, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы самоуважению и самооценке). 34 Среднее значение. Средний уровень личностной тревожности - черты личности, обусловливающей устойчивую склонность субъекта воспринимать различные ситуации как несущие угрозу и испытывать чувство тревоги. Наличие признаков предрасположенности к реакциям тревоги в ответ на воздействие выраженных неблагоприятных факторов (реакции тревоги проявляются чувствами неопределенного беспокойства, опасения и тревожного ожидания).

Уровень ситуативной тревожности у 4 гимнасток - средний уровень и у одной -высокий уровень тревожности.

Уровень личностной тревожности у пяти гимнасток находится на среднем уровне.

Оценка депрессивной симптоматики у 2 гимнасток - отсутствует, у одной - критический уровень депрессивной симптоматики выявлен, у двух гимнасток - наличие умеренно выраженных симптомов депрессии.

■ Ситуативная тревожность ■ Личностная тревожность

Рисунок 2 - Оценка ситуативной и личностной тревожности гимнасток по шкале Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Хани-

на

Таблица 6 - Опросник депрессивной симптоматики Бека гимнасток (шкалы результатов)

№ Название шкалы Значение Интерпретация

Спортсменка 1

1 Когнитивно-аффективная субшкала 1 Отсутствие симптомов

2 Субшкала соматизации 0 Отсутствие симптомов

Суммарный балл: 1 - отсутствие депрессивных симптомов

Спортсменка 2

1 Когнитивно-аффективная субшкала 2 Отсутствие симптомов

2 Субшкала соматизации 1 Отсутствие симптомов

Суммарный балл: 3 - отсутствие депрессивных симптомов

Спортсменка 3

1 Когнитивно-аффективная субшкала 13 Критический уровень выраженности симптомов

2 Субшкала соматизации 7 Умеренная выраженность симптомов

Суммарный балл: 20 - критический уровень депрессивной симптоматики

Спортсменка 4

1 Когнитивно-аффективная субшкала 6 Умеренная выраженность симптомов

2 Субшкала соматизации 8 Критический уровень выраженности симптомов

Суммарный балл: 14 - наличие умеренно выраженных симптомов депрессии

Спортсменка 5

1 Когнитивно-аффективная субшкала 7 Умеренная выраженность симптомов

2 Субшкала соматизации 2 Отсутствие симптомов

Суммарный балл: 9 - наличие умеренно выраженных симптомов депрессии

ВЫВОДЫ

Во время обучения в спортивном вузе у гимнасток выявлены психофизиологические и психологические свойства и функции организма.

Оценка сенсомоторной реакции гимнасток показала среднюю скорость. Уровень функциональных возможностей - средний.

Тип высшей нервной деятельности у гимнасток в основном - промежуточный тип, между инертным и подвижным типом высшей нервной деятельности.

Уровень ситуативной тревожности у 4 гимнасток - средний уровень и у одной -высокий уровень тревожности. Уровень личностной тревожности у пяти гимнасток находится на среднем уровне.

Оценка депрессивной симптоматики у 2 гимнасток - отсутствует, у одной - критический уровень депрессивной симптоматики выявлен, у двух гимнасток - наличие умеренно выраженных симптомов депрессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психофизиологические методы диагностики состояния и повышения результативности в спорте / А.В. Ковалева, А.В. Квитчастый, К.А. Бочавер, В.Н. Касаткин // Спортивная медицина : [сайт]. - Москва, 2013. - URL: https://www.sportmedicine.ru/cstsk-sport-conf-2013/kovaleva.php (дата

обращения: 01.10.2022).

2. Фатеева Н.М. Изучение адаптации студентов к обучению в вузе / Н.М. Фатеева, Л.Н. Альберт // Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала : Апробация, 2014. - С. 21-22.

REFERENCES

1. Kovaleva, A.V., Kvitchasty, A.V., Bochaver, K.A., Kasatkin, V.N. (2013), "Psychophysiological methods for diagnosing the state and improving performance in sports", Innovative technologies in the training of athletes: materials of the scientific and practical conference, Moscow, available at: https://www.sportmedicine.ru/cstsk-sport-conf-2013/kovaleva.php (date of access: 01.10.2022).

2. Fateeva, N.M. and Albert, L.N. (2014), "The study of students' adaptation to learning at the university ", Theoretical and practical problems of the development of modern science: collection of materials of the 4th International Scientific and Practical Conference, Approbation, Makhachkala, pp. 21-22.

Контактная информация: tatyana-zayachuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2022

УДК 159.9.072.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Г. НОВОКУЗНЕЦКА

Елена Николаевна Звягинцева, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кузбасский Институт ФСИН России, Новокузнецка

Аннотация

Развитие технического мышления одна из важнейших задач технического вуза, ведь от того насколько хорошо развито данное мышление зависит качество труда. В данной статье рассмотрены результаты психологического тестирования изучения уровня развития технического мышления. Полученные данные заставляют задуматься о процессе обучения в вуз и его результатах. Экспериментальные данные говорят о необходимости повышения качества технического образования, также в статье предлагаются подходы для повышения этого качества.

Ключевые слова: студенты, техническое мышление, тест Беннета, технические вузы, Новокузнецк.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p542-545

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF TECHNICAL THINKING OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES IN NOVOKUZNETSK

Elena Nikolaevna Zvyagintseva, the candidate of economic sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk

Abstract

The development of technical thinking is one of the most important tasks of a technical university, because the quality of work depends on how well this thinking is developed. This article discusses the results of psychological testing to study the level of development of technical thinking. The data obtained make us think about the process of studying at the university and its results. Experimental data indicate the need to improve the quality of technical education, and the article also suggests approaches to improve this quality.

Keywords. Students, technical thinking, Bennett test, technical universities, Novokuznetsk.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в социально-экономической политике с середины 90-х годов, повлекли за собой изменения в структуре трудовой занятости населения, что в свою очередь при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.