Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОВОЙ РЕАКЦИИ И НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОВОЙ РЕАКЦИИ И НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / НЕВРОТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕРИОД СЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубекова Алия Салаватовна, Кальчук Анастасия Валерьевна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей стрессовой реакции и невротизации у студентов фармацевтического факультета в период сессии. Данная статья представляет собой актуальную проблему возникновения невротических состояний у студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Объектом исследования являются студенты 3 курса фармацевтического факультета в количестве 72 человека: в первую группу вошли российские студенты в количестве 44 человека, во вторую группу вошли иностранные студенты в количестве 28 человек специальности 33.05.01 «Фармация». В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: (1) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона; (2) диагностика уровня невротизации Л.А. Вассермана. Был использован метод обработки эмпирических данных - U-критерий Манна-Уитни, пакета прикладных программ SPSS-21.0, и Microsoft Office Excel 2010. С помощью шкалы психологического стресса PSM-25 зафиксировано, что у большинства российских студентов низкий уровень психической напряженности и невротизации личности, а иностранных студентов установлен высокий показатель психической напряженности и невротизации. В данном случае, период адаптации уже пройдет у студентов к учебным условиям, поэтому данный результат рассматривается как общая реакция на стрессовую ситуацию, а именно, период учебной сессии. Соответственно, психоэмоциональное состояние иностранных студентов вызывает беспокойство и представляет группу риска. Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами университета для составления программ психологического сопровождения с целью формирования новых стратегий совладания со стрессом и снижения психоэмоционального напряжения у студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кубекова Алия Салаватовна, Кальчук Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRESS REACTION AND NEUROTICISM AMONG STUDENTS DURING THE SESSION

The article analyzes the results of an empirical study of the characteristics of stress response and neuroticism among students of the Faculty of Pharmacy during the session. This article is an actual problem of the occurrence of neurotic states in students during their studies at a higher educational institution. The object of the study are 3rd year students of the Faculty of Pharmacy in the amount of 72 people: the first group included Russian students in the amount of 44 people, the second group included foreign students in the amount of 28 people of the specialty 33.05.01 "Pharmacy". The following psychodiagnostics methods were used in the study: (1) Lemur-Tessier-Fillion PSM-25 psychological stress scale; (2) diagnosis of the level of neuroticism L.A. Wasserman. The empirical data processing method was used - the Mann-Whitney U-criterion, the SPSS-21.0 application package, and Microsoft Office Excel 2010. Using the PSM-25 psychological stress scale, it was recorded that most Russian students have a low level of mental tension and personality neuroticism, and foreign students have a high rate of mental tension and neuroticism. In this case, the period of adaptation to the learning conditions will already pass for students, so this result is considered as a general reaction to a stressful situation, namely, the period of the study session. Accordingly, the psycho-emotional state of foreign students causes concern and represents a risk group. The results of the study can be used by university psychologists to develop psychological support programs in order to develop new strategies for coping with stress and reducing psycho-emotional stress among medical students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОВОЙ РЕАКЦИИ И НЕВРОТИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кубекова, А. С. Особенности стрессовой реакции и невротизации у студентов в период сессии /

А. С. Кубекова, А. В. Кальчук // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL:

https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN422.pdf

For citation:

Kubekova A.S., Kalchuk A.V. Features of stress reaction and neuroticism among students during the session. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 32PSMN422. Available at: https ://mir-nauki.com/PDF/3 2PSMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.947:613.863-053.7 ГРНТИ 15:41:21

Кубекова Алия Салаватовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039

Кальчук Анастасия Валерьевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

Студентка 605 группы «Лечебного» факультета E-mail: Greenmantis66666@gmail.com

Особенности стрессовой реакции и невротизации у студентов в период сессии

Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей стрессовой реакции и невротизации у студентов фармацевтического факультета в период сессии. Данная статья представляет собой актуальную проблему возникновения невротических состояний у студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Объектом исследования являются студенты 3 курса фармацевтического факультета в количестве 72 человека: в первую группу вошли российские студенты в количестве 44 человека, во вторую группу вошли иностранные студенты в количестве 28 человек специальности 33.05.01 «Фармация». В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: (1) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона; (2) диагностика уровня невротизации Л.А. Вассермана. Был использован метод обработки эмпирических данных — U-критерий Манна-Уитни, пакета прикладных программ SPSS-21.0, и Microsoft Office Excel 2010. С помощью шкалы психологического стресса PSM-25 зафиксировано, что у большинства российских студентов низкий уровень психической напряженности и невротизации личности, а иностранных студентов установлен высокий показатель психической напряженности и невротизации. В данном случае, период адаптации уже пройдет у студентов к учебным условиям, поэтому данный результат рассматривается как общая реакция на стрессовую ситуацию, а именно, период учебной сессии. Соответственно, психоэмоциональное состояние иностранных студентов вызывает беспокойство и представляет группу риска. Полученные результаты

исследования могут быть использованы психологами университета для составления программ психологического сопровождения с целью формирования новых стратегий совладания со стрессом и снижения психоэмоционального напряжения у студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: стресс; студенты медицинского вуза; невротизация личности; психическая напряженность; иностранные студенты; психологическое сопровождение; период сессии

Актуальность темы исследования

В настоящее время стрессовые и невротические состояния представляют собой неотъемлемую жизнь человека, поскольку быстрый темп жизнь, ежедневно меняющиеся условия жизни, а также фактор продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции Covid-19 оказывают влияние на качество жизни современного человека. Другими словами, на личность влияют различные стрессовые факторы, с которыми необходимо справляться, применяя конструктивные способы совладания со стрессом. Период обучения в высшем учебном заведении также представляет собой определенный этап адаптации к новым условиям, что, безусловно, сопровождается стрессом, т. е. тревогой, волнением, различными невротическими состояниями [1-4]. Студенты представляют собой особую группу, которые подвержены как стрессовым, так и невротическим состояниями, поскольку находятся в особых условиях в период обучения. Невротические состояния являются стрессогенными и конфликтогенными, и протекают в рамках своеобразия тех личностных особенностей, которые отмечаются у личности [5]. Ковалева А.В. [6] выявила, что картиной невротических реакций у студентов являются: симптомы вегетативного спектра, симптомы депрессии и тревожности. Все виды невротических расстройств характеризуются различной клинической картиной и их следует дифференцировать с соматическим расстройством [7]. Никонова Е.А., Баниюнес А.М., Халфина Р.Р. [8] отмечают, что стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в высшем учебном заведении, и оказывает влияние на психическое и физическое здоровье. Помимо обучения в высшем учебном заведении и тех трудностей, с которыми сталкивается каждый обучающийся, также, каждый семестр сопровождается сдачей экзаменов и семестровых зачетов, которые сопровождаются экзаменационным стрессом для студентов. В исследовании Андреевой Е.А., Соловьевой С.А. [9] показано, что экзаменационный стресс является формой психического стресса, которая детерминирует экзаменационный невроз и выступает психотравмирующим фактором для обучающихся. Климанова В.Е. [10] в исследовании установила, что фактором стресса у студентов является чрезмерно серьезное отношение к учебе. Коротаева А.Э. [11] также показала в своем исследовании, что невротические состояния студентов наблюдаются гораздо чаще при их ответственном отношении к обучению в университете. Куксо П.А., Куксо О.Г. [12] отмечают, что обучающиеся с низкой психической устойчивостью более замкнуты, склонным к невротическим состояниям, раздражительности. Поэтому вопрос изучения психоэмоционального состояния как российских, так и иностранных студентов является актуальным, поскольку экзаменационный стресс может служить психосоматическим фактором и влиять на качество обучения студентов. В основе проявления невротических расстройств в студенческой среде является неспособность их регулировать [13-15]. Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами университета для составления программ психологического сопровождения с целью формирования новых стратегий совладания со стрессом и снижения психоэмоционального напряжения у студентов медицинского вуза.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей стрессовой реакции и невротизации у студентов медицинского университета в период экзаменационной сессии.

Материалы и методы исследования

Эмпирическое исследование было проведено на кафедре психологии и педагогики в ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России в период летней экзаменационной сессии в июне 2022 года с целью измерения экзаменационного стресса и невротических состояний обучающихся. Объектом исследования являются студенты 3 курса фармацевтического факультета в количестве 72 человека: в первую группу вошли российские студенты в количестве 44 человека, во вторую группу составили иностранные студенты в количестве 28 человек специальности 33.05.01 «Фармация». Возраст обучающихся был в диапазоне от 19 до 22 лет. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: (1) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой), предназначенная для измерения феноменологической структуры переживаний стресса, измерения стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях1. Цель — измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии; (2) диагностика уровня невротизации Л.А. Вассермана предложенная Виктором Бойко, предназначена для диагностики уровня невротизации личности, то есть такого состояния эмоциональной нестабильности, которое может привести к неврозу или невротической тенденции в поведении. Высокий уровень невротизации личности выражается в повышенной эмоциональной возбудимости и раздражительности, негативных переживаниях, тревожности и напряженности, ипохондрии, трудностях в общении. Опросник является модификацией методики УН, разработанной в НИПНИ им. Бехтерева под руководством Л.И. Вассермана 2 . Был использован метод обработки эмпирических данных — непараметрический U-критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий, пакета прикладных программ SPSS-21.0 для обработки статистических данных и Microsoft Office Excel 2010. Результаты эмпирического исследования представлены в рисунках и в таблице.

В результате тестовой интерпретации полученных данных по методике шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) было получены следующие результаты (рис. 1).

У студентов фармацевтического факультета (российские) было следующее распределение: у большинства был зафиксирован низкий показатель психической напряженности и стрессового состояния (25 человек; 56,8 %). Данный результат указывает, что студенты 3 курса не испытывают экзаменационный стресс в период сессии, их общее психоэмоциональное состояние оценивается как адаптированное к учебным нагрузкам. У 11 российских студентов (25,0 %) был выявлен средний уровень психической напряженности. Это результат не вызывает беспокойства, поскольку является оптимальным показателем для психоэмоционального состояния обучающихся. У 8 респондентов первой группы (18,2 %) отмечается высокий уровень психической напряженности, что, безусловно, указывает о состоянии дезадаптации и психического напряжения, а также необходимости использования

1 PsyTests Шкала психологического стресса (PSM-25) [сайт] URL: https://psvtests.org/psvstate/psm25r.html?vsclid=l5qqllmbn8692241363 (дата обращения: 16.06.2022).

2 PsyTests диагностика уровня невротизации Л.А. Вассермана [сайт] URL: https://psvtests.org/bovko/vasneur.html?vsclid=l5qquc2epl558675294 (дата обращения: 16.06.2022).

Результаты исследования и их обсуждение.

32PSMN422

целого ряда методик и методов для снижения нервно-психической напряженности, психоэмоциональной разгрузки, формирования нового способа мышления и жизни.

низкий показатель психической напряженности

средний показатель психической напряженности

высокий показатель психической напряженности

I студенты фармацевтического факультета (российские)

студенты фармацевтического факультета (иностранные)

Рисунок 1. Средние значения уровня психологического стресса PSM-25 у студентов (составлено авторами по результатам исследования)

Для большинства иностранных студентов дальнего зарубежья зафиксирован высокий уровень психологического стресса по шкале рБш-25 — 11 человек (39,2 %). Данная группа студентов испытывает высокие психоэмоциональное напряжение и стрессовое состояние в связи с текущей экзаменационной сессией. Этот результат показывает, что стрессовая реакция является привычным способом в период сессии для данной группы студентов, что, конечно, вызывает беспокойство и требует психологической коррекции. Примерно, равное распределение между низким и средним уровнем психической напряжённости и стресса у иностранных студентов — 9 (32,2 %) и 8 (28,5 %) респондентов. Это значение свидетельствует о том, что период экзаменационной сессии они воспринимают спокойно и не проявляют повышенного психоэмоционального напряжения.

На рисунке 2 представлены результаты тестовой диагностики студентов 3 курса фармацевтического факультета по методике диагностики уровня невротизации (Л.А. Вассерман). У большинства студентов первой группы (третий курс) фармацевтического факультета зарегистрирован низкий уровень невротизации личности — 22 человека (47,7 %). Таким студентам свойственна эмоциональная устойчивость, позитивный эмоциональный фон, а также легкость в общении и социальная смелость. Средним уровнем обладают 17 респондентов первой группы (38,7 %), а высоким уровнем невротизации личности этой группы обладают 6 человек (13,6 %). Для студентов с высокой невротизацией личности свойственно высокая ситуативная и личностная тревожность, они испытывают трудности в общении.

У студентов второй группы фармацевтического факультета (иностранцы) было следующее распределение по методике диагностики уровня невротизации (Л.А. Вассерман): большинство иностранных студентов имеют высокий уровень невротизации личности — 12 (42,8 %), который свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, доминировании негативных эмоциональных переживаний, а также повышенной утомляемостью, сниженным настроением, апатией. Равное распределение было между низким и средним уровнем невротизации личности — по 8 человек (28,6 %).

477

низкии уровень невротизации личности

средний уровень невротизации личности

высокий уровень невротизации личности

I студенты фармацевтического факультета (российские)

студенты фармацевтического факультета (иностранные)

Рисунок 2. Средние значения диагностики уровня невротизации Л.А. Вассермана у студентов (составлено авторами по результатам исследования)

Таким образом, в группу риска вошли студенты второй группы фармацевтического факультета (иностранцы), поскольку для них в большей степени характерен высокий уровень невротизации личности и высокая психическая напряженность. Данные показатели существенно снижают психологическое здоровье, провоцируют развитие психосоматических заболеваний, а также влияет на качество обучения студентов.

Следующий этап включал в себя применение непараметрического И-критерия Манна-Уитни для выявления значимости различий между группами студентов третьего курса фармацевтического факультета (российские и иностранные) (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика значений

Фактор различия Значимость (p < 0,5)

Низкий показатель психической напряженности 0,047

Высокий уровень невротизации личности 0,000

Составлено авторами по материалам исследования

Выявлены достоверные различия по такому показателю как «Низкий уровень психической напряженности» между двумя группами студентов ситуации экзаменационного стресса (1 = 0,047, р < 0,5). Низкий показатель первой группы студентов достоверно выше в сравнении со второй группой студентов. То есть иностранные студенты в большей степени испытывают экзаменационный стресс и психоэмоциональное напряжение в период сессии. Выявлены достоверные различия в показателе «Высокий уровень невротизации личности» (1 = 0,000, р < 0,5). Данный показатель достоверно выше в группе иностранных студентов.

Выводы

Таким образом, на основании эмпирического исследования установлено, что у большинства российских студентов низкий уровень психической напряженности и невротизации личности, а иностранных студентов установлен высокий показатель психической напряженности и невротизации. В данном случае, период адаптации уже пройдет у студентов к учебным условиям, поэтому данный результат рассматривается как общая реакция на

стрессовую ситуацию, а именно, период учебной сессии. Соответственно, психоэмоциональное состояние иностранных студентов вызывает беспокойство и представляет группу риска. Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами университета для составления программ психологического сопровождения с целью формирования новых стратегий совладания со стрессом и снижения психоэмоционального напряжения у студентов медицинского вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мякишева А.С. Склонность к формированию невроза у разных типов темперамента среди студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 5-3. — С. 94-98; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2202 (дата обращения: 18.07.2022).

2. Новгородцева И.В., Мусихина С.Е., Пьянкова В.О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления // Вятский медицинский вестник. 2014. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-stress-u-studentov-medikov-prichiny-i-proyavleniya (дата обращения: 18.07.2022).

3. Ревина Н.Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2006. — № 35. — С. 74-76.

4. Айрапетянц М.Г., Вейн А.И. Неврозы в эксперименте и в клинике. — М., 1998.

— 272 с.

5. Григорьева Ю.О., Чалов В.Н. Невротические состояния личности при акцентуациях характера, как фактор образования соматических реакций // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 11-6.

— С. 829-832; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9487 (дата обращения: 18.07.2022).

6. Ковалева А.В. Психотерапевтическая коррекция невротических нарушений у студентов Воронежской области / А.В. Ковалева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5(85). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16024/ (дата обращения: 18.07.2022).

7. Ладина Д.Л., Сивакова Л.В. Неврозы: Этиология, патогенез, основные формы // Международный студенческий научный вестник. — 2021. — № 4. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20705 (дата обращения: 18.07.2022).

8. Никонова Е.А., Баниюнес А.М., Халфина Р.Р. Психологические особенности стрессоустойчивость у студентов 1 курса во время экзаменационной сессии // Международный студенческий научный вестник. — 2019. — № 3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19678 (дата обращения: 17.07.2022).

9. Андреева Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 1(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-stressa-u-studentov-vo-vremya-sdachi-ekzamenatsionnoy-sessii (дата обращения: 18.07.2022).

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Климанова В.Е. Профилактика стрессовых состояний у студентов в период сдачи экзаменов // Международный журнал экспериментального образования. — 2015.

— № 11-6. — С. 877-880; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9503 (дата обращения: 17.07.2022).

Коротаева А.Э. Невротические состояния студентов старших курсов в зависимости от их успеваемости / А.Э. Коротаева, А.В. Овсяникова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 6(37) Часть 2.

— С. 113-114. — URL: https://research-journal.org/medical/nevroticheskie-sostoyaniya-studentov-starshix-kursov-v-zavisimosti-ot-ix-uspevaemosti/ (дата обращения: 18.07.2022).

Куксо П.А., Куксо О.Г. Личностные особенности и состояния студентов с разным уровнем нервно-психической устойчивости // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018 Т. 7 № 1А. С. 37-51.

Королева А.А., Николаева И.И., Орлов Ф.В. Невротизации у студентов со сниженной самооценкой // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19369 (дата обращения: 18.07.2022).

Киселева Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6(140). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 17.07.2022).

Черева Т.Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения // Вестник КемГУ. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-nevroz-prichiny-vozniknoveniya (дата обращения: 18.07.2022).

Kubekova Aliya Salavatovna

Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039

Kalchuk Anastasia Valerievna

Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia E-mail: Greenmantis66666@gmail.com

Features of stress reaction and neuroticism among students during the session

Abstract. The article analyzes the results of an empirical study of the characteristics of stress response and neuroticism among students of the Faculty of Pharmacy during the session. This article is an actual problem of the occurrence of neurotic states in students during their studies at a higher educational institution. The object of the study are 3rd year students of the Faculty of Pharmacy in the amount of 72 people: the first group included Russian students in the amount of 44 people, the second group included foreign students in the amount of 28 people of the specialty 33.05.01 "Pharmacy". The following psychodiagnostics methods were used in the study: (1) Lemur-Tessier-Fillion PSM-25 psychological stress scale; (2) diagnosis of the level of neuroticism L.A. Wasserman. The empirical data processing method was used — the Mann-Whitney U-criterion, the SPSS-21.0 application package, and Microsoft Office Excel 2010. Using the PSM-25 psychological stress scale, it was recorded that most Russian students have a low level of mental tension and personality neuroticism, and foreign students have a high rate of mental tension and neuroticism. In this case, the period of adaptation to the learning conditions will already pass for students, so this result is considered as a general reaction to a stressful situation, namely, the period of the study session. Accordingly, the psycho-emotional state of foreign students causes concern and represents a risk group. The results of the study can be used by university psychologists to develop psychological support programs in order to develop new strategies for coping with stress and reducing psycho-emotional stress among medical students.

Keywords: stress; medical students; neurotic personality; mental tension; foreign students; psychological support; session period

REFERENCES

1. Myakisheva A.S. Propensity to form neurosis in different types of temperament among students // Scientific Review. Pedagogical Sciences. — 2019. — No. 5-3. — P. 94-98; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2202 (date of access: 07/18/2022).

2. Novgorodtseva I.V., Musikhina S.E., Pyankova V.O. Educational stress in medical students: causes and manifestations // Vyatskiy Medical Bulletin. 2014. No. 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-stress-u-studentov-medikov-prichiny-i-proyavleniya (date of access: 07/18/2022).

3. Revina N.E. Conflict, stress, neurosis // Bulletin of the Novgorod State University. Yaroslav the Wise. — 2006. — No. 35. — P. 74-76.

4. Airapetyants M.G., Wayne A.I. Neuroses in the experiment and in the clinic. — M., 1998. — 272 p.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.

14.

15.

Grigorieva Yu.O., Chalov V.N. Neurotic states of personality with character accentuations as a factor in the formation of somatic reactions // International Journal of Experimental Education. — 2015. — No. 11-6. — S. 829-832; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9487 (date of access: 07/18/2022).

Kovaleva A.V. Psychotherapeutic correction of neurotic disorders in students of the Voronezh region / A.V. Kovalev. — Text: direct // Young scientist. — 2015. — No. 5(85). — S. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16024/ (date of access: 07/18/2022).

Ladina D.L., Sivakova L.V. Neuroses: Etiology, pathogenesis, main forms // International Student Scientific Bulletin. — 2021. — No. 4. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20705 (date of access: 07/18/2022).

Nikonova E.A., Baniunes A.M., Khalfina R.R. Psychological features of stress resistance in 1st year students during the examination session // International Student Scientific Bulletin. — 2019. — No. 3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=1 9678 (date of access: 07/17/2022).

Andreeva E.A., Solovieva S.A. Peculiarities of the manifestation of stress in students during the examination session // ANI: Pedagogy and Psychology. 2016. No. 1(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-stressa-u-studentov-vo-vremya-sdachi-ekzamenatsionnoy-sessii (Date of access: 07/18/2022).

Klimanova V.E. Prevention of stress conditions among students during the period of passing exams // International Journal of Experimental Education. — 2015. — No. 116. — S. 877-880; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9503 (date of access: 07/17/2022).

Korotaeva A.E. Neurotic states of senior students depending on their academic performance / A.E. Korotaeva, A.V. Ovsyanikova // International Research Journal. — 2015. — No. 6(37) Part 2. — P 13-114. — URL: https://research-journal.org/medical/nevroticheskie-sostoyaniya-studentov-starshix-kursov-v-zavisimosti-ot-ix-uspevaemosti/ (date of access: 07/18/2022).

Kukso P.A., Kukso O.G. Personal features and states of students with different levels of neuropsychic stability // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. 2018 Vol. 7 No. 1A. pp. 37-51.

Koroleva A.A., Nikolaeva I.I., Orlov F.V. Neuroticization in students with low self-esteem // International Student Scientific Bulletin. — 2018. — No. 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19369 (date of access: 07/18/2022).

Kiseleva E.V. Stress among students in the process of educational and professional training: causes and consequences / E.V. Kiseleva, S. P. Akutina. — Text: direct // Young scientist. — 2017. — No. 6(140). — S. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (date of access: 07/17/2022).

Chereva T.N. "Student" neurosis: causes of occurrence // Bulletin of the KemGU. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-nevroz-prichiny-vozniknoveniya (date of access: 07/18/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.