Научная статья на тему 'Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов'

Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1240
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / НЕВРОЗ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ / СТРЕСС / ДИСТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / COPING STRATEGIES / NEUROSIS / PROTECTIVE MECHANISMS OF PERSONALITY / STRESS / DISTRESS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Маргарита Леонидовна, Чебыкина Ирина Витальевна

В статье предпринята попытка исследовать взаимосвязь копинг-стратегий и защитных механизмов личности студентов-педагогов с разным уровнем невротизации. Отмечено, что наличие эффективных копинг-стратегий и защитных механизмов личности является условием успешной профессиональной деятельности будущих педагогов, а также соматического и психологического здоровья. В статье представлена теоретическая и методологическая основа исследования, отмечена недостаточность проработанности и размытость понятий психологическая защита, невротизация и состояние невротизации, представлены методики сбора эмпирических данных. Анализ данных позволил увидеть, что более чем у половины студентов-педагогов присутствуют психосоматические либо соматоформные заболевания на фоне повышенного уровня психического напряжения и невротизации. Исследование позволило выявить устойчивую систему психологических защит и неадаптивных копинг-стратегий у студентов-психологов с высоким уровнем невротизации и обосновать рекомендацию по целенаправленному формированию у студентов-педагогов данной группы более зрелых и адекватных стратегий адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES AND PROTECTIVE MECHANISMS OF PERSONALITY OF STUDENTS-TEACHERS

The article attempts to investigate the relationship of coping strategies and protective mechanisms of the personality of student teachers with different levels of neurotization. It is noted that the presence of effective coping strategies and protective mechanisms of the personality is a condition for successful professional activity of future teachers, as well as somatic and psychological health. The article presents the theoretical and methodological basis of the study, the lack of sophistication and fuzziness of the concepts of psychological defense, neurotization and the state of neurotization, the methods of collecting empirical data are presented. An analysis of the data allowed us to see that more than half of the student teachers have psychosomatic or somatoform diseases against the background of an increased level of mental stress and neurotization. The research made it possible to identify a stable system of psychological defenses and non-adaptive coping strategies among psychology students with a high level of neurotization and substantiate the recommendation for the targeted formation of more mature and adequate adaptation strategies in student teachers of this group.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов»

УДК 159.922 ББК Ю928.3-8

DO110.26170/po20-02-10 ГРНТИ 15.21.51

Код ВАК 19.00.01; 19.00.07

Мельникова Маргарита Леонидовна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Чебыкина Ирина Витальевна,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: копинг-стратегии; невроз; защитные механизмы личности; стресс; дистресс;

АННОТАЦИЯ. В статье предпринята попытка исследовать взаимосвязь копинг-стратегий и защитных механизмов личности студентов-педагогов с разным уровнем невротизации. Отмечено, что наличие эффективных копинг-стратегий и защитных механизмов личности является условием успешной профессиональной деятельности будущих педагогов, а также соматического и психологического здоровья.

В статье представлена теоретическая и методологическая основа исследования, отмечена недостаточность проработанности и размытость понятий психологическая защита, невротизация и состояние невротизации, представлены методики сбора эмпирических данных.

Анализ данных позволил увидеть, что более чем у половины студентов-педагогов присутствуют психосоматические либо соматоформные заболевания на фоне повышенного уровня психического напряжения и невротизации. Исследование позволило выявить устойчивую систему психологических защит и неадаптивных копинг-стратегий у студентов-психологов с высоким уровнем невроти-зации и обосновать рекомендацию по целенаправленному формированию у студентов-педагогов данной группы более зрелых и адекватных стратегий адаптации.

Melnikova Margarita Leonidovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Ural State Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

Chebykina Irina Vital'evna,

Candidate of Sociology, .Associate Professor, Department of of Sociology and Social Work, Russian State Vocational Pedagogical

University, Ekaterinburg, Russia

KEYWORDS: coping strategies; neurosis; protective mechanisms of personality; stress; distress; adaptation.

ABSTRACT. The article attempts to investigate the relationship of coping strategies and protective mechanisms of the personality of student teachers with different levels of neurotization. It is noted that the presence of effective coping strategies and protective mechanisms of the personality is a condition for successful professional activity of future teachers, as well as somatic and psychological health. The article presents the theoretical and methodological basis of the study, the lack of sophistication and fuzziness of the concepts of psychological defense, neurotization and the state of neurotization, the methods of collecting empirical data are presented.

An analysis of the data allowed us to see that more than half of the student teachers have psychosomatic or somatoform diseases against the background of an increased level of mental stress and neurotization. The research made it possible to identify a stable system of psychological defenses and non-adaptive coping strategies among psychology students with a high level of neurotization and substantiate the recommendation for the targeted formation of more mature and adequate adaptation strategies in student teachers of this group.

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

адаптация.

COPING STRATEGIES AND PROTECTIVE MECHANISMS OF PERSONALITY OF STUDENTS-TEACHERS

Наряду со статистически регистрируемым снижением показателей по численности невротических проявлений, многие исследователи отмечают рост соматических и психосоматических заболеваний у россиян, которые также имеют тесную связь как с невротическими расстройствами, так и с нарушениями адаптации. Есть данные о том, что «...частота психосоматических расстройств колеблется от 15 до 60% среди населения, а среди пациентов первичной практики - от 30 до 57%. Статистика показывает, что 1/3 больных, получающих ме-

дач, связанных с быстрой адаптацией к меняющимся условиям жизни. Сниженный уровень адаптации может выразиться в возникновении невротических проявлений. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, «...в 2012 году медики фиксировали 333,52 случая невротических расстройств на 100 тыс. человек. В 2017 году показатель упал до 277,1 на 100 тыс. человек» [4].

© Мельникова М. Л., Чебыкина И. В., 2020

дицинскую помощь, страдает первично от эмоциональных расстройств» [16, с. 240].

Актуальность работы обусловлена важностью исследования роли осознаваемых и неосознаваемых аспектов психологической защиты в процессе социальной адаптации студентов-педагогов, умения справляться со стрессовыми ситуациями, возникающими в условиях профессиональной деятельности. Это необходимо с целью сохранения соматического и психологического здоровья, профилактики развития невротических расстройств среди будущих педагогов.

Изучение защитных механизмов ведет свою традицию от работ З. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни, развито в работах Л. Р. Гребенниковой, О. В. Кружковой, Е. С. Романовой, О. Н. Шахматовой и др. [13; 21; 22; 31-35] Прикладные аспекты механизмов защиты в разных социально-профессиональных, возрастных группах представлены в работах Е. Ю. Галициной, Е. Р. Исаевой, Л. В. Мазуровой, А. В. Соловьевой, Л. Ю. Субботиной и др. [10; 12; 14; 25; 27].

Проблематика стресса и адаптационно-совладающего поведения является достаточно полно проработанной в психологической науке. Различные аспекты стресса рассмотрены в работах Г. Селье, Р. Лазаруса, С. Фолкмана, Л. И. Вассерман, Т. В. Балти-ной, М. Л. Мельниковой, А. Н. Розенталя, Ю. В. Щербатых, С. Г. Юнусовой и др., а также установлена взаимосвязь между стрессом и психосоматическими расстройствами в работах Г. Аммона, М. В. Богдановой, Л. П. Великановой, И. Г. Малкиной-Пых, Е. А. Трифоновой и др. [2; 3; 5; 7; 15; 17; 19; 23; 24; 28; 36; 37].

Вместе с тем, в литературе недостаточно проработаны вопросы соотнесения невротических состояний как критерия трудностей адаптации и защитно-совладающего поведения.

Определенную проблему представляет и некоторая размытость понятий «психологическая защита» (виды, механизмы формирования, акцент на негативных характеристиках защит и неприятие психоаналитических трактовок), «невротизация» и «состояния невротизации» (которые вообще не определены как научные категории, а состояния невротизации обычно рассматриваются через призму неврозов, чаще всего в медицинском ключе) [19; 26; 29; 30].

Сложность объекта исследования побуждает к его комплексному изучению, тщательному подбору диагностических методик и методов.

Под механизмом психологической защиты мы понимаем систему регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негатив-

ных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Копинг-стратегии - поведенческие стратегии, ориентированные на реальность, отличающиеся гибкостью, целенаправленностью. Основная цель копинг-стратегий -выбор наиболее эффективных способов поведения, наилучшим образом отвечающих возникшей ситуации. Неуспешное использование копинг-стратегий может привести к выходу за пределы адаптационного барьера и к невротизации.

Термин «невротизация» чаще всего употребляется либо как синоним таких явлений, как невроз и невротическое состояние, либо как некий процесс формирования невроза, его усугубления, развития, формирования. В рамках данной работы мы понимаем словосочетание «невротическое состояние» как синоним термина «невроз», а «невроти-зация» - как процесс формирования невроза, его перехода от легкой к более выраженной форме.

Невроз мы понимаем как функциональное расстройство психической деятельности, возникающее как реакция на значимые психотравмирующие события (конфликты) и обусловленное несовершенством механизмов психической защиты и антиципационной несостоятельностью.

Цель исследования - изучение доминирующих категорий психологической защиты и копинг-стратегий личности студентов-педагогов, с разными состояниями невро-тизации. Задачи исследования: 1) охарактеризовать уровень стрессоустойчивости и преобладающие виды невротизации студентов-педагогов, 2) провести анализ эмпирических данных о копинг-стратегиях и защитных механизмов студентов-педагогов с разными состояниями невротизации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой методологии исследования является психоаналитическое направление (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, Н. Мак-Вильямс), его концепции психосоматического здоровья и психологических защит (В. Райх, К. Хорни). Также для исследования значима теория психоэмоционального реагирования Р. Плутчика, поддерживаемая в работах отечественных исследователей Л. Р. Гребенникова, Е. С. Романовой и др. Для исследования роли стресса в адаптационных процессах с позиций психофизиологии значимы подходы Г. Селье, Ф. Е. Васи-люка, Ф. Б. Березина и др. С позиций динамического подхода к изучению копинга за основу взята теория копинг-стратегий А. Лазаруса, а также теория стрессоустойчи-вости и социальной адаптации Т. Холмса и

Р. Рэя. Для изучения состояний невротиза-ции за основу взят подход Д. М. Менделеви-ча [6; 11; 18; 20-24; 31-35].

Методы исследования

- теоретические методы (сравнительный метод, методы систематизации и концептуализации научных идей);

- методы сбора эмпирических данных (методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчика; методика «Структурированное описание ситуации» (ОСК, адаптация методики Лазаруса, МГУ); методика определения стрессоустойчивости и

социальной адаптации Холмса и Рея; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (авторы К. К. Яхин, Д. М. Менделевич);

- методы обработки и интерпретации результатов (методы математической статистики: выявление различий, оценка достоверности изменений, дисперсионный анализ с использованием пакета прикладных программ SPSS 17.0; сравнительный анализ).

Описание методического инструментария представлено в таблице 1.

Методический инструментарий эмпирического исследования

Таблица 1

Категории Название и автор методики Шкалы

актуальные психологические защиты методика «Индекс жизненного стиля» Авторы: Г. Келлерман, Р. Плутчик отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование, общая напряженность всех защит

копинг-стратегии методика «Структурированное описание ситуации» (ОСК) Авторы: С. Фолкман, Р. Лаза-рус, адаптация методики МГУ планомерное решение проблемы; обращение за поддержкой к социальному окружению; позитивная переоценка; противостояние; самоконтроль; самообвинение; фантазирование и надежда на внешние силы; дистанцирование; уход, избегание

уровень стрессона-пол-ненности жизни и риск соматизации методика определения стрес-соустойчивости и социальной адаптации Авторы: Т. Холмс, Р. Рей степень сопротивляемости стрессу

невротические состояния клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний Авторы: К. К. Яхин, Д. М. Менделевич шкала тревоги, шкала невротической депрессии, шкала астении, шкала истерического типа реагирования, шкала обсессивно-фобических нарушений, шкала вегетативных нарушений

Реализация эмпирического исследования предполагала изучение механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у студентов-педагогов, их соотнесение с наличием или отсутствием признаков состояния невротизации.

В исследовании приняли участие 85 человек - студентов-педагогов (очной и заочной форм обучения педагогических вузов) от 18 до 35 лет. Из них 87,1% - женщины, возраст большинства (84,7%) до 30 лет включительно. Три четверти испытуемых проживают в г. Екатеринбурге, имеют неоконченное высшее или высшее образование (84,7%).

Результаты исследования. Уровень стрессоустойчивости у большинства испытуемых (67,1%) низкий, что говорит о значительной нагрузке на психику, о переживании дистресса, о наличии большого количества в жизни студентов «разрушающих» стресс-факторов. Высокий, даже чрезмерный уровень «стрессонаполненно-сти» является фактором предрасположенности к психосоматическим заболеваниям и психическому выгоранию. В относительно спокойном периоде жизни находится 17,6% испытуемых, а у 15,3% зафиксировано пороговое значение данного показателя (стрес-сонаполненность).

Большинство испытуемых (62,4%) указывают на наличие заболеваний, относящихся к психосоматическим, или признаки соматоформных расстройств. Самое частое заболевание, которое отмечали испытуемые, это аллергия (32 человека), гораздо реже отмечены язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и лишний вес/ожирение (по 10 человек), доброкачественные новообразования (у 9 человек), симптомы соматических заболеваний (боли и неприятные ощущения, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов), для которых не удается выявить объективной органической причины - у 8 человек.

Эти заболевания и состояния возникли у большинства испытуемых более года назад. При этом связь между указанными заболеваниями и значительным вкладом психологических факторов неоднократно доказана экспериментально [7; 8; 10; 12; 19; 29]. Так, например, согласно конверсионной модели психосоматических заболеваний, бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми

изменениями в вегетативной нервной системе [12].

Уровень невротизации испытуемых достаточно высокий (нет признаков невротических состояний у 34,1% испытуемых). Среди остальных испытуемых (всего 56 человек) 27,1% имеют 1-2 признака невротических состояний (низкий уровень невроти-зации); 18,8% имеют 3-4 признака невроти-

ческих состояний (средний уровень невро-тизации); а 20% имеют 5-6 признаков невротических состояний (высокий уровень невротизации). Среди наиболее распространенных невротических состояний -невротическая депрессия и обсессивно-фобическое расстройство. Наиболее благополучная ситуация по шкалам астении и вегетативных нарушений (табл. 2).

Таблица 2

Представленность невротических состояний студентов-педагогов (в %)

Признаки невротических состояний Группа без признаков невротических состояний Группа пограничного уровня Группа с признаками невротических состояний

астения 57,6 16,5 25,9

вегетативное нарушение 57,6 15,3 27,1

истерический тип реагирования 45,9 21,2 32,9

тревога 37,6 23,5 38,8

невротическая депрессия 35,3 16,5 48,2

обсессивно-фобическое нарушение 34,1 21,2 44,7

Далее постараемся опровергнуть или доказать наше предположение о том, что механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у студентов-педагогов с разными состояниями невротизации имеют значимые отличия. Для этого нам необхо-

димо произвести статистическую проверку распределения признаков (понять, является ли распределение нормальным или отличается от нормального) (табл. 3) и выбрать соответствующие статистические критерии для анализа.

Таблица3

Критерий однородности дисперсий (по всей выборке студентов-педагогов)

Шкалы Статистика Ливиня ст.св.1 ст.св.2 Знач.

А - отрицание 1,734 3 81 ,167

В - подавление ,491 3 81 ,689

С - регрессия ,414 3 81 ,744

Б - компенсация ,537 3 81 ,658

Е - проекция ,705 3 81 ,552

Б - замещение 4,208 3 81 ,008

О - интеллектуализация 1,202 3 81 ,314

Н - реактивное образование ,954 3 81 ,418

ОНЗ - общая напряженность защит 1,202 3 81 ,314

ПРП - планомерное решение проблем 3,425 3 81 ,021

ОПСО - обращение за поддержкой к социальному окружению ,267 3 81 ,849

ПП - позитивная переоценка ,095 3 81 ,963

Пр - противостояние ,211 3 81 ,888

СамК - самоконтроль ,265 3 81 ,850

СамО - самообвинение ,492 3 81 ,689

ФНВС - фантазирование и надежда на высшие силы 2,164 3 81 ,099

Дис - дистанцирование 1,002 3 81 ,397

Ух - уход, избегание 1,109 3 81 ,350

СтрСум - стрессонаполненность (сумма) 4,414 3 81 ,006

Проведя анализ однородности дисперсий, мы видим, что значение критерия в большинстве случаев (в 17 случаях из 19) превышает 0,05. Это означает, что дисперсии в исследуемых выборках однородные, а распределение по шкалам можно считать нормальным. Показатели дисперсии по шкалам Б-замещение и СтрСум-стрессонаполненность меньше 0,05, следова-

тельно, распределение по этим шкалам отличается от нормального. Этот момент мы учтем далее при анализе. Поскольку в большинстве случаев распределение нормальное, проведем далее однофакторный дисперсионный анализ (табл. 4). Проведение этого вида анализа (однофакторный ^-критерий) оправданно, т. к. выполняются три основные предположения: 1) экспериментальные

данные должны быть случайными и неза- ление, 3) их дисперсии должны быть оди-

висимыми, 2) иметь нормальное распреде- наковыми.

Таблица 4

Дисперсионный анализ (по всей выборке студентов-педагогов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат F Знач.

А - отрицание Между группами 5771,185 3 1923,728 6,045 ,001

Внутри групп 25775,495 81 318,216

Итого 31546,680 84

В - подавление Между группами 375,374 3 125,125 ,341 ,796

Внутри групп 29694,585 81 366,600

Итого 30069,959 84

С - регрессия Между группами 11949,959 3 3983,320 17,242 ,000

Внутри групп 18713,229 81 231,028

Итого 30663,189 84

D - компенсация Между группами 4732,793 3 1577,598 4,693 ,005

Внутри групп 27227,207 81 336,138

Итого 31960,000 84

E - проекция Между группами 2240,554 3 746,851 1,443 ,236

Внутри групп 41920,402 81 517,536

Итого 44160,955 84

F - замещение Между группами 6229,013 3 2076,338 6,146 ,001

Внутри групп 27363,752 81 337,824

Итого 33592,766 84

G - интеллектуализа- Между группами 1570,069 3 523,356 1,829 ,148

ция Внутри групп 23172,262 81 286,077

Итого 24742,331 84

H - реактивное обра- Между группами 2532,188 3 844,063 2,501 ,065

зование Внутри групп 27338,401 81 337,511

Итого 29870,588 84

ОНЗ - общая напря- Между группами 994,636 3 331,545 4,520 ,006

женность защит Внутри групп 5941,224 81 73,348

Итого 6935,860 84

ПРП - планомерное Между группами ,676 3 ,225 1,026 ,386

решение проблем Внутри групп 17,790 81 ,220

Итого 18,467 84

ОПСО - обращение за Между группами 1,578 3 ,526 1,671 ,180

поддержкой к соци- Внутри групп 25,499 81 ,315

альному окружению Итого 27,076 84

ПП - позитивная пе- Между группами ,086 3 ,029 ,071 ,975

реоценка Внутри групп 32,500 81 ,401

Итого 32,586 84

Пр - противостояние Между группами 1,090 3 ,363 1,545 ,209

Внутри групп 19,042 81 ,235

Итого 20,132 84

СамК - самоконтроль Между группами ,772 3 ,257 1,375 ,256

Внутри групп 15,150 81 ,187

Итого 15,922 84

СамО - самообвине- Между группами 6,855 3 2,285 9,345 ,000

ние Внутри групп 19,806 81 ,245

Итого 26,662 84

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 2 89

Продолжение таблицы 4

Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат Б Знач.

ФНВС - фантазирова- Между группами 8,566 3 2,855 10,456 ,000

ние и надежа на выс- Внутри групп 22,119 81 ,273

шие силы

Итого 30,685 84

Дис - дистанцирова- Между группами ,193 3 ,064 ,305 ,822

ние Внутри групп 17,094 81 ,211

Итого 17,288 84

Ух - уход, избегание Между группами 1,359 3 ,453 1,781 ,157

Внутри групп 20,601 81 ,254

Итого 21,960 84

СтрСум - стрессона- Между группами 404336,488 3 134778,829 3,120 ,031

полненность (сумма) Внутри групп 3499415,935 81 43202,666

Итого 3903752,424 84

При анализе полученных данных различия считаются значимыми, если значение критерия меньше 0,05. Из таблицы 4 мы видим, что из 19 шкал лишь по 8 шкалам различия являются значимыми и достоверны-

ми. Поскольку ранее мы выяснили, что распределение по шкалам Б-замещение и СтрСум-стрессонаполненность отличается от нормального, то далее (табл. 5) анализировать различия мы будем по 6 шкалам.

Таблица 5

Дисперсионный анализ значимых связей (по всей выборке студентов-педагогов)

Шкалы Сумма квадратов ст.св. Средний квадрат Б Знач.

А - отрицание Между группами 5771,185 3 1923,728 6,045 ,001

Внутри групп 25775,495 81 318,216

Итого 31546,680 84

С - регрессия Между группами 11949,959 3 3983,320 17,242 ,000

Внутри групп 18713,229 81 231,028

Итого 30663,189 84

Б - компенсация Между группами 4732,793 3 1577,598 4,693 ,005

Внутри групп 27227,207 81 336,138

Итого 31960,000 84

ОНЗ - общая напря- Между группами 994,636 3 331,545 4,520 ,006

женность защит Внутри групп 5941,224 81 73,348

Итого 6935,860 84

СамО - самообвине- Между группами 6,855 3 2,285 9,345 ,000

ние Внутри групп 19,806 81 ,245

Итого 26,662 84

ФНВС - фантазирова- Между группами 8,566 3 2,855 10,456 ,000

ние и надежа на выс- Внутри групп 22,119 81 ,273

Итого 30,685 84

Четыре из них описывают отличия в механизмах психологической защиты: отрицание, регрессия, компенсация и общая напряженность защит; а две - модели ко-пинга: самообвинение и фантазирование,

надежда на высшие силы. Рассмотрим эти показатели более подробно. На рисунке 1 представлена взаимосвязь между отрицанием как механизмом психологической защиты и уровнями невротизации.

И

а к

се Я 8

0

1

< И

V

К

«

55,00"

50,00"

45,00"

40,00"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,00"

30,00"

25,00"

-1-1-1-1-

Невротизация Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень отсутствует невротизации невротизации невротизации

Рис. 1. Отрицание как механизм психологической защиты у лиц с разным уровнем невротизации

Согласно данным рисунка 1, самые высокие значения по шкале отрицание демонстрируют испытуемые, у которых невротические состояния не выявлены. А самые низкие значения по данной шкале у испытуемых с высоким уровнем невротизации. Отрицание является одним из примитивных защитных механизмов и связано с изоляцией неприятной информации. Вместе с тем, отрицание проявляется и как отказ от негатива в пользу позитивного - «все будет хорошо», и отказ видеть сложности - «вижу цель - не вижу препятствий». Тем более что отрицание может быть основой для высших форм психологической защиты. С другой стороны, возможно, высокий показатель отрицания как механизма психологической защиты у лиц без признаков невротизации и является причиной того, что они как бы и не видят симптомов невроза. Иначе говоря,

невротизация у них возможна, но симптомы в силу действия отрицания не попадают в область сознательного.

Возможно также и то, что лица с высоким уровнем невротизации и низкими показателями по шкале отрицания слишком многое воспринимают некритично, невольно преувеличивая масштаб проблем.

Следующий механизм психологической защиты, выраженность которого достоверно отличается у лиц с разным уровнем невроти-зации, - это регрессия, посредством которой человек в ситуации тревоги переходит на более ранние стадии развития в поведенческих реакциях. На рисунке 2 мы видим, что у лиц с высоким уровнем невротизации выраженность регрессии как механизма психологической защиты гораздо выше, чем у тех испытуемых, у которых критерий невротических состояний не выявлен.

60,00-

И а

о

ш а»

X и

0 о.

о

50,00-

40,00"

30,00-

Невротизация Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень отсутствует невротизации невротизации невротизации

Рис. 2. Регрессия как механизм психологической защиты у лиц с разным уровнем невротизации

На уровне поведенческих реакций проявление данного механизма психологической защиты может быть выражено в более инфантильном поведении, более выраженном желании получить опеку и заботу, возможно, в «уходе в болезнь», на уровне когнитивном и эмоциональном - в более простых алгоритмах решения задач, более детских формах проявления эмоций. Возможно также наличие непроизвольных действий.

Можно предположить, что низкий уровень представленности механизма регрессии проявляется в более уверенном поведении, готовности переживать определенное напряжение в сложных ситуациях, мобилизоваться, получать поддержку и сочувствие от самих себя, а не от окружающих «взрослых».

Третий механизм защиты, отличающийся у лиц с разным уровнем невротиза-ции, - это компенсация. В отличие от отрицания и регрессии, которые являются примитивными механизмами защиты, компенсация является высшим механизмом психо-

логической защиты, который формируется позднее других механизмов и связан с попыткой исправления или замены неполноценности, реальной или мнимой утраты. На рисунке 3 мы видим, что сильнее всего компенсация представлена как механизм психологической защиты у лиц с высоким уровнем невротизации, а минимальна - у лиц без невротических расстройств. Отметим, что в структуру компенсации как механизма психологической защиты также входят сверхкомпенсация, идентификация и фантазия. В том числе, вариантом неудачной компенсации может являться уход в болезнь.

Можно предположить, что у лиц, у которых отсутствуют признаки невротического состояния, меньше выражена потребность в заимствовании, поиске образца для подражания и заимствования, более развитая и устойчивая внутриличностная позиция, больше уверенности в себе, убежденность в правильности своих мыслей и поступков.

«

S Я es и S v

в

§

§

55,00"

50,00"

Ф Я>

ц 45,00" ®

О.

о

40,00"

35,00"

Невротизация Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень отсутствует невротизации невротизации невротизации

Рис. 3. Компенсация как механизм психологической защиты у лиц с разным уровнем невротизации

Неудивительно, что и уровень общей напряженности защит у лиц с разным уровнем невротизации отличается. Этот показатель характеризует наличие актуальных внутриличностных конфликтов, которые еще не решены. Анализ рисунка 4 свидетельствует, что линейной зависимости общей напряженности защит и уровня невро-тизации нет. Общая напряженность психологических защит ниже всего у лиц без невротических расстройств. Однако у лиц со средним уровнем невротизации напряженность защит выше, чем у людей без невроза, но ниже, чем у лиц с низким уровнем невротизации. А далее напряженность вырастает и достигает максимума у лиц с высоким уровнем невротизации. В рамках данного исследования сложно объяснить причины данного нелинейного процесса.

На уровне гипотезы можно предполо-

жить, что по мере нарастания признаков невротизации происходит некая адаптация, формируется толерантность к внутреннему напряжению, что и вызывает спад напряжения. Далее, по мере нарастания симптомов невроза и расширения его диапазона происходит скачок и напряжения защит, связанный с активизацией адаптационных механизмов личности. Высокая напряженность механизмов психологической защиты может служить «отчетливым признаком общей дезадаптации личности и риска возникновения нервно-психических расстройств» [12, с. 8i].

Далее рассмотрим отличия в копинг-стратегиях лиц с разным уровнем невротиза-ции. Значимые отличия есть по двум (из девяти) видам копингов - это самообвинение и фантазирование, надежда на высшие силы.

48,00"

н

3

а

а

Л С

се I

3

0

1

и X О о

0

1

4 о а о

38,00"

Невротизация Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень отсутствует невротизации невротизации невротизации

Рис. 4. Общая напряженность защит у лиц с разным уровнем невротизации

и

К V К

И

о

о

§

се и

<3

V

V

К

«

2.20-

2,00-

1,60-

1,60"

1,40"

Невротизация Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень отсутствует невротизации невротизации невротизации

Рис. 5. Самообвинение как копинг-стратегия у лиц с разным уровнем невротизации

Самообвинение относится к эмоцио- тация на данную стратегию возрастает па-

нальным копинг-стратегиям и связано с раллельно с уровнем невротизации. Мень-

возложением вины за происходящее на се- ше всего склонны использовать данную

бя. Этот вид копинга является неадаптив- стратегию испытуемые, у которых нет

ным и, как мы видим на рисунке 5, ориен- невротических состояний. Самообвинение -

это форма аутоагрессивного поведения, связанного с неудовольствием, виной, стыдом за несоответствие реального себя и своих поступков идеальным. В отличие от конструктивной критики, самообвинение является формой бегства от ответственности, оно не дает возможности исправить совершенные ошибки. Возможно, подобные эмоциональные искажения и являются как источником

невротизации, так и ее следствием.

Вполне понятна и следующая выявленная нами взаимосвязь уровня невротизации и фантазирования, надежды на высшие силы (рис. 6). Этот вид копинга можно охарактеризовать как когнитивный, относительно адаптивный (его конструктивность будет зависеть от того, насколько он значим и выражен в ситуации преодоления).

се

о

Ч

се

К

S

о

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

а

»

0 м

а ■е

s ч

м S

ce о

H о

S S

ce В и

I S

<J »

M се

SB К

e ■

■ о

о

К

Ч

о

а

и

1.80-

1.60

3

1,20-

1,00-

Невротизация Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень отсутствует невротизации невротизации невротизации

Рис. 6. Фантазирование и надежда на высшие силы как копинг-стратегия у лиц с разным уровнем невротизации

Как следует из полученного графика 6, использование фантазирования и надежды на высшие силы как копинг-стратегии

наиболее представлено у лиц с высоким уровнем невротизации. В позитивном ключе данный вид копинга предполагает, что фантазирование помогает испытуемым почувствовать собственную ценность и обрести контроль над ситуацией, приукрашивая свою жизнь. Одним из вариантов копинга в этом смысле является вера (религиозная), стойкость в вере, придание более высокого смысла возникшей ситуации (проблема как испытание на стойкость духа, например). В негативном ключе этот вид копинга предполагает отказ от активной позиции, выраженное желание, чтобы проблема разрешилась сама по себе.

Можно предположить, что отсутствие признаков невротизации или ее низкий уровень будут связаны с такими характеристиками совладающего поведения, как рациональность, вера в себя и свои силы, понимание собственного вклада в решение ситуации, активность в решении возникших ситуаций.

Подводя итоги рассмотрения значимых отличий механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у студентов-педагогов с разным уровнем невротизации, отметим, что в плане психологических защит лица с разным уровнем невротизации значимо отличаются относительно использования таких защит, как отрицание, регрессия и компенсация (в ситуации отсутствия невротизации механизм отрицания выражен максимально, а регрессия и компенсация - минимально). Общая напряженность защит выше всего у лиц с высоким уровнем невротизации.

Отличают и механизмы копинга: на разных уровнях невротизации (от низкого к высокому) усиливается выраженность таких механизмов совладания, как самообвинение и фантазирование, надежда на высшие силы, предполагающие уход от ответственности в вину и стыд, а также минимизацию собственной активности в решении проблем. Вместе с тем нельзя утверждать, что у лиц с высоким уровнем невротизации присутствуют лишь примитивные защитные

механизмы, ведь компенсация - пример зрелой защиты и в определенном смысле может придать человеку веру и стойкость. Что касается копинг-стратегий, то у студентов-педагогов с высоким уровнем невроти-зации они действительно неадаптивные. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась лишь частично.

Заключение

1. Выявлено, что у 62,4% студентов-педагогов отмечаются психосоматические либо соматоформные заболевания (преобладающее заболевание - аллергия); у 67,1% испытуемых низкий уровень стрессоустой-чивости, что говорит о повышенном уровне психического напряжения и состоянии дистресса. Различные состояния невротизации присутствуют у 65,9% студентов-педагогов (чаще всего: невротическая депрессия и об-сессивно-фобическое нарушение).

2. Определены отличия в механизмах психологической защиты между двумя группами студентов-педагогов (с высоким уровнем невротизации и с отсутствием признаков невротизации): отрицание, регрессия, компенсация и общая напряженность психологических защит.

3. Обнаружено, что высокие значения по шкале «отрицание» демонстрируют студенты-педагоги, у которых признаки невротических состояний не выявлены. Допускаем, что это как отказ видеть сложности - «вижу цель - не вижу препятствий». Либо признаки невротизации возможны, но симптомы в силу действия отрицания не осознаются. Низкие значения по шкале «отрицание» отмечаются у студентов с высоким уровнем невротизации. Возможно, происходящее воспринимают некритично, невольно преувеличивая масштаб проблем.

4. Установлено, что у студентов-педагогов с высоким уровнем невротизации выраженность регрессии как механизма психологической защиты выше, чем у студентов, у которых критерии невротических состояний не выявлены. На уровне поведенческих реакций проявление данного механизма психологической защиты может быть выражено в более инфантильном поведении, желании получить опеку и заботу, возможно, в «уходе в болезнь». На когнитивном и эмоциональном уровнях - в более простых алгоритмах решения задач, более детских формах проявления эмоций. У студентов-педагогов с отсутствием признаков невроти-зации выраженность механизма регрессии на низком уровне. Проявляется это в формах уверенного поведения, готовности переживать определенное напряжение в сложных ситуациях, умении мобилизоваться.

5. Обнаружено, что более выражена форма компенсации как механизма психо-

логической защиты у лиц с высоким уровнем невротизации, а минимальна - у лиц без признаков невротических расстройств. В отличие от отрицания и регрессии, которые являются примитивными механизмами защиты, компенсация является высшим механизмом психологической защиты, который формируется позднее других механизмов и связан с попыткой исправления или замены неполноценности, реальной или мнимой утраты. В данном случае выявлено предпочтение при взаимодействии с реальностью в виде фантазирования и сверхкомпенсации у студентов с высоким уровнем невротизации.

6. В целом выявлено, что линейной зависимости между общей напряженностью психологических защит и уровнем невроти-зации нет. Общая напряженность психологических защит ниже всего у лиц без признаков невротических расстройств. Сделано предположение о нелинейности процесса роста напряженности психологических защит в связи с достижением определенного равновесия, адаптации к внутреннему напряжению при среднем уровне невроти-зации. Далее, по мере нарастания симптомов невроза и расширения его диапазона происходит скачок и напряжения защит, связанный с активизацией адаптационных механизмов личности, а высокая напряженность механизмов психологической защиты может служить признаком общей дезадаптации личности и повышенного риска возникновения нервно-психических расстройств.

7. Обнаружены отличия между группами студентов-педагогов в доминирующих ко-пинг-стратегиях, таких, как самообвинение, фантазирование и надежда на высшие силы.

8. Установлено, что студенты с высоким уровнем невротизации чаще склонны использовать копинг-стратегию «самообвинение» как форму аутоагрессивного поведения, связанного с неудовольствием, виной, стыдом за несоответствие реального себя и своих поступков идеальным. В отличие от конструктивной критики, самообвинение является формой бегства от ответственности.

9. Выявлено, что такая копинг-стратегия, как фантазирование и надежды на высшие силы, доминируют у студентов-педагогов с высоким уровнем невротиза-ции. Фантазирование помогает испытуемым почувствовать собственную ценность и обрести контроль над ситуацией, приукрашивая свою жизнь. Этот вид копинга предполагает отказ от активной позиции, выраженное желание, чтобы проблема разрешилась сама по себе.

Полученные данные могут указывать на то, что студенты-педагоги с высоким уровнем невротизации имеют устойчивую систе-

му «примитивных» психологических защит и неадаптивных копинг-стратегий. Проявляться это может как на уровне дискомфорта и раздражения в эмоциональном плане, некритичности в восприятии информации и фантазировании, так и на уровне неконструктивных форм поведения в педагогическом процессе - инфантилизм, стремление к опеке, бегство от ответственности, отказ от активной позиции в межличностных и профессиональных отношениях.

Подобные формы дезадаптации для человека, работающего в системе образования, являются недопустимыми в связи с особенностями деятельности педагога, нацеленной на воспитание и развитие личности обучающихся. Кроме того, следствием дезадаптационных процессов может стать быстрое эмоциональное выгорание педагога, уход в соматизацию (в форме пси-

хосоматических заболеваний), развитие профессиональных деформаций.

В качестве рекомендаций по практической подготовке студентов-педагогов, обратим внимание на важность: формирования у них навыков критического мышления, планирования и анализа альтернатив развития ситуаций (антиципационная компетентность) с последовательным анализом имеющихся ресурсов личности (внутрилич-ностных и социальных), обучение навыкам самоконтроля, релаксации и саморегуляции; а также формирования у студентов-педагогов уверенности в себе, навыков поиска конструктивного опыта разрешения трудностей, выработке коммуникативных навыков и медиации (посредством введения тренингов, деловых игр в образовательный процесс и других активных форм развития навыков).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абабков, В. А. Учение о неврозах : учебное пособие / В. А. Абабков, Г. Л. Исурина, Е. Б. Мизино-ва. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2012. - 175 с.

2. Аммон, Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. - Санкт-Петербург : Изд-во «Речь», 2000. -238 с.

3. Богданова, М. В. Особенности психологических защит при психосоматических расстройствах (на примере часто и длительно болеющих) : автореф. канд. ... психол. наук / Богданова М. В. - Тюмень, 2005.

4. В России сократилось число больных невротическими расстройствами. - URL: https://regnum.ru/news/2433474.html. - Текст : электронный.

5. Вассерман, Л. И. Совладение со стрессом: теория и психодиагностика : учебно-методическое пособие / Л. И. Вассерман. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 192 с.

6. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика Индекса жизненного стиля : пособие для психологов и врачей / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев [и др.]. - Санкт-Петербург : СПб НИПИ им. В.М. Бехтерева, 2005.

7. Великанова, Л. П. Динамические соотношения неврозов и психосоматических расстройств: Часть 2 / Л. П. Великанова / / Социальная и клиническая психиатрия. - 2006. - С. 95-100.

8. Великанова, Л. П. Донозологическая диагностика и профилактика пограничных нервно-психических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект : автореф. дис. . д-ра мед. наук / Великано-ва Л. П. - Москва, 2008. - 43 с.

9. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 336 с.

10. Галицына, Е. Ю. Особенности защитных механизмов личности и семейных отношений у детей, страдающих бронхиальной астмой : автореф. дис. канд. . психол. наук / Галицына Е. Ю. - Санкт-Петербург, 2017. - 25 с.

11. Гулиева, Х. Б. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Рэя / Х. Б. Гулиева, О. А. Белобрыкина // ПЭМ: Психология. Эдукология. Медицина. - 2015. - № 3. - С. 138-156.

12. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Р. Исаева. - Санкт-Петербург : Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 с.

13. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности : учебное пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2006. - 153 с.

14. Мазурова, Л. В. Особенности психологической защиты и копинг-стратегий у женщин с алкогольной зависимостью и созависимостью (психокоррекционный аспект) : автореф. дис. канд. . психол. наук / Мазурова Л. В. - Томск, 2009. - 22 с.

15. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Эксмо, 2008.

16. Меликов, Ф. М. Влияние фитокомпозиции дикорастущих и культивируемых растений Крыма на психоэмоциональное состояние и показатели гемодинамики людей пожилого возраста / Ф. М. Меликов, А. М. Ярош, И. А. Батура [и др.] // Сборник научных трудов ГНБС. - 2018. - Т. 146. - С. 240-243.

17. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика : учебное пособие / М. Л. Мельникова. - Екатеринбург, 2012.

18. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учебное пособие / В. Д. Менделе-вич. - Москва : МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.

19. Невротические и соматоформные расстройства : методические указания для студентов по дисциплине «Психиатрия» / сост. Е. А. Шитов, Д. И. Шустов, Д. С. Петров [и др.]. - Рязань : РИО РязГМУ, 2013. - 31 с.

20. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля : пособие для психологов и врачей. -Санкт-Петербург, 2005. - 54 с.

21. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенникова. - Мытищи : Талант, 1996. - 144 с.

22. Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара, 2000. - 656 с.

23. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - Москва : Медгиз, 1960. - 254 с.

24. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва : Прогресс, 1979. - 122 с.

25. Соловьева, А. В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания : автореф. дис. канд. ... психол. наук / Соловьева А. В. - Москва, 2009. - 21 с.

26. Старшенбаум, Г. В. Неврозология : монография / Г. В. Старшенбаум. - Саратов : Вузовское образование, 2015. - 201 с.

27. Субботина, Л. Ю. Психология защитного поведения : монография / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : ЯрГУ, 2006. - 220 с.

28. Трифонова, Е. А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема ко-пинг-компетентности / Е. А. Трифонова. - Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-i-psihosomaticheskiy-risk-problema-koping-kompetentnosti.

29. Тромбчиньски, П. К. Личностные характеристики больных с невротическими расстройствами (исследование в связи с задачами позитивной диагностики неврозов) : дис. ... канд. психол. наук / Тромб-чиньски П. К. - Санкт-Петербург, 2017. - 264 с.

30. Фесенко, Ю. А. Неврозы и стресс / Ю. А. Фесенко, Л. П. Чурилов, В. А. Худик. - Москва : Фолиант, 2018. - 352 с.

31. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы личности / А. Фрейд. - Минск : Харвест, 1998. -144 с.

32. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Работы различных лет / З. Фрейд. - Тбилиси, 1991.

33. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. - Москва : Наука, 1989. - 456 с.

34. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - Москва : Просвещение, 1989. - 448 с.

35. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 608 с.

36. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 256 с.

37. Юнусова, С. Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С. Г. Юнусова, А. Н. Розен-таль, Т. В. Балтина // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. -2008. - Т. 150, кн. 3.

REFERENCES

1. Ababkov, V. A., Isurina, G. L., Mizinova, E. B. (2012). Uchenie o nevrozakh [Doctrine of neurosis]. Saint Petersburg, Izd-vo SPbGU. 175 p.

2. Ammon, G. (2000). Psikhosomaticheskaya terapiya [Psychosomatic therapy]. Saint Petersburg, Rech'. 238 p.

3. Bogdanova, M. V. (2005). Osobennosti psikhologicheskikh zashchit pri psikhosomaticheskikh ras-stroystvakh (na primere chasto i dlitel'no boleyushchikh) [Features of psychological defense in psychosomatic disorders (often sick for a long time)]. Avtoref. kand. ... psikhol. nauk. Tyumen.

4. V Rossii sokratilos' chislo bol'nykh nevroticheskimi rasstroystvami [Number of patients with neurotic disorders has decreased in Russia]. URL: https://regnum.ru/news/2433474.html.

5. Vasserman, L. I. (2010). Sovladenie so stressom: teoriya i psikhodiagnostika [Coping with stress: theory and psychodiagnostics]. Saint Petersburg. 192 p.

6. Vasserman, L. I., Eryshev, O. F. et al. (2005). Psikhologicheskaya diagnostika Indeksa zhiznennogo sti-lya [Psychological diagnostics of the life style index]. Saint Petersburg, SPb NIPI im. V.M. Bekhtereva.

7. Velikanova, L. P. (2006). Dinamicheskie sootnosheniya nevrozov i psikhosomaticheskikh rasstroystv: Chast' 2 [Dynamic relationships of neurosis and psychosomatic disorders: part 2]. In Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya, pp. 95-100.

8. Velikanova, L. P. (2008). Donozologicheskaya diagnostika i profilaktika pogranichnykh nervno-psikhicheskikh rasstroystv. Sravnitel'no-vozrastnoy aspekt [Prenosological diagnosis and prevention of borderline neuropsychiatric disorders. comparative age aspect]. Avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. Moscow. 43 p.

9. Vodop'yanova, N. E. (2009). Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnosis of stress]. Saint Petersburg, Piter. 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Galitsyna, E. Yu. (2017). Osobennosti zashchitnykh mekhanizmov lichnosti i semeynykh otnosheniy u de-tey, stradayushchikh bronkhial'noy astmoy [Features of the protective mechanisms of personality and family relations in children suffering from bronchial asthma]. Avtoref. dis. kand. ... psikhol. nauk. Saint Petersburg. 25 p.

11. Gulieva, Kh. B., Belobrykina, O. A. (2015). Stressoustoychivost' lichnosti: k voprosu o diagnosticheskoy informativnosti metodiki T. Kholmsa i R. Reya [Stress tolerance of a personality: on the issue of diagnostic in-formativeness of the methodology of T. Holmes and R. Ray]. In PEM: Psikhologiya. Edukologiya. Meditsina. No. 3, pp. 138-156.

12. Isaeva, E. R. (2009). Koping-povedenie i psikhologicheskaya zashchita lichnosti v usloviyakh zdorov'ya i bolezni [Copying behavior and psychological protection of an individual in conditions of health and illness]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo SPbGMU. 136 p.

13. Kruzhkova, O. V., Shakhmatova, O. N. (2006). Psikhologicheskie zashchity lichnosti [psychological personality protection]. Ekaterinburg, Izd-vo RGPPU. 153 p.

14. Mazurova, L. V. (2009). Osobennosti psikhologicheskoy zashchity i koping-strategiy u zhenshchin s alkogol'noy zavisimost'yu i sozavisimost'yu (psikhokorrektsionnyy aspekt) [Features of psychological protection

and coping strategies in women with alcohol dependence and co-dependence (psychocorrection aspect)]. Avtoref. dis. kand. ... psikhol. nauk. Tomsk. 22 p.

15. Malkina-Pykh, I. G. (2008). Psikhosomatika [Psychosomatics]. Moscow, Eksmo.

16. Melikov, F. M., Yarosh, A. M., Batura, I. A. et al. (2018). Vliyanie fitokompozitsii dikorastushchikh i kul'tivi-ruemykh rasteniy Kryma na psikhoemotsional'noe sostoyanie i pokazateli gemodinamiki lyudey pozhilogo vozrasta [Influence of phytocomposition of wild-growing and cultivated Crimean plants on the psychoemotional state and hemodynamic parameters of the elderly]. In Sbornik nauchnykh trudov GNBS. Vol. 146, pp. 240-243.

17. Melnikova, M. L. (2012). Psikhologiya stressa: teoriya ipraktika [Psychology of stress: theory and practice]. Ekaterinburg.

18. Mendelevich, V. D. (2008). Klinicheskaya i meditsinskayapsikhologiya [Clinical and medical psychology]. Moscow, MEDpress-inform. 432 p.

19. Shitov, E. A., Shustov, D. I., Petrov, D. S. et al. (Comp.). (2013). Nevroticheskie i somatoformnye ras-stroystva [Neurotic and somatoform disorders]. Ryazan, RIO RyazGMU. 31 p.

20. Psikhologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya [Psychological diagnosis of life style index]. (2005). Saint Petersburg. 54 p.

21. Romanova, E. S., Grebennikova, L. R. (1996). Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity: genezis, funktsionirovanie, diagnostika [Psychological defense mechanisms: genesis, functioning, diagnostics]. Mytishchi, Talant. 144 p.

22. Raygorodskiy, D. Ya. (Ed.). (2000). Samosoznanie i zashchitnye mekhanizmy lichnosti [Self-awareness and protective mechanisms of personality]. Samara. 656 p.

23. Sel'e, G. (1960). Ocherki ob adaptatsionnom sindrome [Essays on adaptation syndrome]. Moscow, Medgiz. 254 p.

24. Sel'e, G. (1979). Stress bez distressa [Stress without distress]. Moscow, Progress. 122 p.

25. Solov'eva, A. V. (2009). Zakonomernosti proyavleniya psikhologicheskoy zashchity v period polovogo sozrevaniya [Patterns of manifestation of psychological protection during puberty]. Avtoref. dis. kand. ... psikhol. nauk. Moscow. 21 p.

26. Starshenbaum, G. V. (2015). Nevrozologiya [Neurosciology]. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie. 201 p.

27. Subbotina, L. Yu. (2006). Psikhologiya zashchitnogopovedeniya [Psychology of defensive behavior]. Yaroslavl, YarGU. 220 p.

28. Trifonova, E. A. (2013). Adaptatsionnyy potentsial lichnosti i psikhosomaticheskiy risk: problema koping-kompetentnosti [Adaptive potential of personality and psychosomatic risk: the problem of coping competence]. In Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-i-psihosomaticheskiy-risk-problema-koping-kompetentnosti.

29. Trombchin'ski, P. K. (2017). Lichnostnye kharakteristiki bol'nykh s nevroticheskimi rasstroystvami (is-sledovanie v svyazi s zadachami pozitivnoy diagnostiki nevrozov) [Personal characteristics of patients with neurotic disorders (study in connection with the tasks of positive diagnosis of neurosis)]. Dis. ... kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg. 264 p.

30. Fesenko, Yu. A., Churilov, L. P., Khudik, V. A. (2018). Nevrozy i stress [Neurosis and stress]. Moscow, Foliant. 352 p.

31. Freyd, A. (1998). Psikhologiya Ya i zashchitnye mekhanizmy lichnosti [Psychology of I and the protective mechanisms of personality]. Minsk, Kharvest. 144 p.

32. Freyd, Z. (1991). «Ya» i «Ono». Raboty razlichnykh let ["I" and "It". Works of various years]. Tbilisi.

33. Freyd, Z. (1989). Vvedenie vpsikhoanaliz [Introduction to psychoanalysis]. Moscow, Nauka. 456 p.

34. Freyd, Z. (1989). Psikhologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious]. - Moscow, Prosvesh-chenie. 448 p.

35. Kh'ell, L. (2003). Teorii lichnosti [Personality theories]. Saint Petersburg, Piter. 608 p.

36. Shcherbatykh, Yu. V. (2006). Psikhologiya stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and correction methods]. Saint Petersburg, Piter. 256 p.

37. Yunusova, S. G., Rozental', A. N., Baltina, T. V. (2008). Stress. Biologicheskiy i psikhologicheskiy aspekty [Stress. Biological and psychological aspects]. In Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Vol. 150. Book 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.