Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
504
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / УМСТВЕННАЯ НАГРУЗКА / УЧЕБНЫЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

Использование интернет-технологий в процессе вузовского обучения имеет актуальное значение, так как связано с механизмом их влияния на успешность учебной деятельности. Цель работы - исследовать психологическое состояние студентов в период дистанционного обучения, определить пути сохранения психофизического здоровья. Результаты исследования позволили дополнить имеющиеся факторы ухудшения психоэмоционального состояния студентов. На основании данных ответной реакции организма на умственную нагрузку под воздействием учебного стресса определены основные направления и средства обеспечения расширения адаптационных психических и физиологических резервов, сохранения умственной работоспособности и здоровья в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-EMOTIONAL CONDITION OF STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING

The use of Internet technologies in the process of university education is very important now, since it is associated with the mechanism of their influence on the success of learning activities. The purpose of the work is to examine the psychological condition of students during the period of distance learning, to find the ways of maintaining psychophysical health. The results of the study made it possible to supplement the existing factors for the deterioration of the psycho-emotional condition of students. Based on the data on the body's response to mental strain under the influence of educational stress, the author reveals the main directions and means of ensuring the increase of adaptive mental and physiological reserves, preserving mental performance and health in the learning process.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2022/222001. htm.

ART 222001 DOI 10.24412/2304-120X-2022-12001 УДК 159.928.234

Марчук Светлана Азатовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург wish59@yandex.ru

Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения

Аннотация. Использование интернет-технологий в процессе вузовского обучения имеет актуальное значение, так как связано с механизмом их влияния на успешность учебной деятельности. Цель работы - исследовать психологическое состояние студентов в период дистанционного обучения, определить пути сохранения психофизического здоровья. Результаты исследования позволили дополнить имеющиеся факторы ухудшения психоэмоционального состояния студентов. На основании данных ответной реакции организма на умственную нагрузку под воздействием учебного стресса определены основные направления и средства обеспечения расширения адаптационных психических и физиологических резервов, сохранения умственной работоспособности и здоровья в процессе обучения. Ключевые слова: онлайн-обучение, умственная нагрузка, учебный стресс, психоэмоциональное состояние, здоровье. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

За последние два года, в период пандемии, система образования претерпела колоссальные преобразования, предъявляя более высокие требования к психоэмоциональной сфере студентов. Современный темп жизни, смысловая нагрузка в условиях дефицита времени, активное использование интернет-ресурсов, дистанционное обучение в период пандемии, напряжение и эмоциональное переживание, особенно в период экзаменов, могут создавать условия, приводящие к напряжению компенсаторных механизмов психики и, как следствие, ухудшению здоровья [1-3].

Изучение психологических состояний у студентов при ежедневном активном использовании компьютерных технологий и интернет-ресурсов приобретает актуальное значение, особенно в период пандемии, так как связано с механизмом их влияния на учебную мотивацию, академическую успеваемость и успешность учебной деятельности в целом.

В условиях самоизоляции процесс обучения студентов при активном применении современных интернет-технологий состоит из постоянно сменяющихся положительных и отрицательных психоэмоциональных состояний. В качестве положительных можно выделить такие, как свободный выбор места, времени и темпа обучения, разнообразное использование интернет-ресурсов, самоорганизация освоения учебного материала, развитие самостоятельности, активности, ответственности, самоконтроля, быстрое овладение навыками использования информационно-коммуникационных технологий, экономия времени на перемещениях к месту учебы, возможность совмещать учебу с другим видом деятельности [4].

С другой стороны, необходимо отметить отрицательные факторы: отсутствие живого контакта с преподавателем, недостаток практических занятий, существенное отличие методики преподавания в онлайн-формате от традиционного подхода, нет

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2022/222001. htm.

единства и преемственности в преподавании предметов, отсутствие постоянного контроля со стороны педагогов над учебной деятельностью студентов, не все обучающие курсы адаптированы и разработаны достаточно хорошо, отсутствие полноценного двустороннего диалога между преподавателем и студентом, общение преимущественно происходит через переписку в чате, часто возникают технические проблемы при работе в онлайн-режиме и др. [5]

Особым отличием электронного обучения от традиционного является ежедневное, длительное, неподвижное сидение перед компьютером, недостаток функциональной активности, большая нагрузка на зрительный и опорно-двигательный аппарат, психическая и физическая напряженность. Всё это может вызвать существенное напряжение эмоциональных и психофизиологических систем организма и привести к нервному и умственному истощению.

Особое внимание исследователей привлекает изучение психического напряжения, вызванного стресс-фактором - экзаменом [6, 7]. Дополнительная тревожность, вызванная повторяющимися оценочно-экзаменационными ситуациями, может являться пусковым механизмом возникновения серьезных психических расстройств у молодых людей и отразиться в целом на состоянии их здоровья [8].

Исследования эмоциональных, поведенческих и физиологических реакций на учебный стресс позволяют осуществлять поиск профилактических средств и методов сохранения психического здоровья студентов в условиях дистанционного обучения.

В связи с этим цель исследования - изучить психологическое состояние студентов в период дистанционного обучения, определить пути сохранения психофизического здоровья.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования психических и эмоциональных состояний студентов в условиях информационно-образовательной среды.

2. Провести анализ психоэмоциональных состояний у студентов при дистантной форме обучения.

3. Определить пути оптимизации психофизического состояния студентов с целью сохранения здоровья.

Методология и результаты исследования

Исследование проводилось в учебный период в конце семестра за месяц до начала экзаменационной сессии на базе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В педагогическом эксперименте приняли участие студентки III курса (n = 80). Учебные занятия, опрос и тестирование проводились в он-лайн-режиме с помощью системы Blackboard Learn (BB).

Для достижения заявленной цели исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы, наблюдение, опрос, тестирование, компьютерные технологии.

Изучение психоэмоционального состояния проводилось с помощью вопросника по шкале Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина, определяющего личностную и ситуативную тревожность, и теста (В. Ю. Щербатых), характеризующего уровень стресса.

Диагностика тревожности проводилась с помощью автоматизированной программы, вопросник включал 40 вопросов, результаты оценивались в баллах: до 30 баллов - низкая степень тревожности, 31-45 баллов - средняя степень, 46 и более баллов - высокая степень.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2022/222001.htm.

Тест на определение стресса состоял из 48 вопросов, включающих интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные, физиологические признаки и симптомы. Анализ результатов проводился по балльной системе: - 0-5 баллов - значимый стресс отсутствует; - 6-12 баллов - умеренный стресс; - 13-24 балла - выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма; - 25-40 баллов -состояние сильного стресса; свыше 40 баллов - опасная стадия стресса.

После прохождения опроса в бланке тестирования респондентам было предложено с помощью интерпретации охарактеризовать полученные результаты и определить основные причины, вызывающие наличие того или иного стрессового состояния, предложить способы предупреждения его дальнейшего развития.

В результате исследования уровня тревожности по Ч. Д. Спилбергеру - Ю. Л. Ха-нину выявлено, что у 64% студентов реактивная тревожность находится на высоком уровне (46,68+2,341), что характеризуется наличием выраженной напряженности, переживаний и нервозности, при этом личностная тревожность у большинства оставалась в верхних пределах «умеренной зоны» (43,84+2,123), что указывает на способность контролировать свое состояние.

Тестирование на наличие стресса по В. Ю. Щербатых показало, что у 36% студентов отмечается выраженное напряжение психофизиологических систем организма, указывающее на наличие сильного стресс-фактора; 15% испытывают состояние сильного стресса, когда организм приближен к пределу своих возможностей. Настораживает факт, что у 10% студентов, набравших свыше 40 баллов, имеется наличие опасного стресса, при котором организм испытывает истощение адаптационной энергии. При этом умеренный стресс испытывают 28% и лишь у 11% значимый стресс отсутствует.

Симптомы и признаки, на которые указали большинство студентов, характеризуются наличием трудности сосредоточения, ухудшением показателей памяти, бесплодностью вращения мыслей вокруг проблемы, чрезмерным волнением, высокой тревожностью, усталостью, сонливостью, наличием конфликтных ситуаций в семье, хронической нехваткой времени, уменьшением чувства уверенности в себе, снижением самооценки, появлением чувства недовольства собой и своей работой, изменением аппетита и массы тела, нарушением процесса пищеварения, нарушением сна, недомоганием и др. Всё это указывает на наличие признаков переутомления и стресса.

Опрос показал, что первопричину такого психического состояния студенты связывают с предстоящей экзаменационной сессией, большой учебной загруженностью, нехваткой времени и утомлением.

Анализ психологических характеристик указывает на то, что усиленная когнитивная нагрузка и кумулятивное умственное утомление в конце семестра, а также эмоциональное состояние перед экзаменами вызывают чувство тревоги и стресс. Студенты за счет волевых усилий способны поддерживать лабильность мыслительных процессов, при этом, как показало тестирование, в ущерб своему психическому и функциональному здоровью, находясь на пределе своих компенсаторных возможностей организма.

В период обучения в вузе, а особенно в онлайн-формате, учебная деятельность студентов, включая выполнение домашних заданий, может продолжаться более 10 часов в день, преимущественно с использованием компьютера и интернет-ресурсов, в связи с чем любая информационная перегрузка, малейшие отрицательные эмоции могут приводить к повышенной тревожности и негативной стрессовой ситуации.

Также необходимо отметить, что учебная деятельность студента преимущественно сидячая и сопровождается низкой функциональной активностью, что, в свою очередь, по мнению А. А. Маркосяна (1996), А. С. Солодова и Е. Б. Сологуба (1980),

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2022/222001.htm.

приводит к снижению физиологической адаптации и негативно отражается на нервно-психических процессах.

В научной литературе психоэмоциональный стресс представлен как защитная реакция организма, однако при продолжительном воздействии отрицательных стрес-сорных факторов может привести к развитию хронических, а зачастую неизлечимых психосоматических заболеваний. Психическое состояние человека зависит от разных факторов, и в том числе от умения противостоять стрессам.

Доказано, что регулярная физическая нагрузка повышает стрессоустойчивость к негативным факторам учебной деятельности, о чем свидетельствуют некоторые сдвиги в психомоторных и физиологических процессах у студентов-спортсменов и меньший уровень их взволнованности на экзамене в сравнении с другими студентами [9, 10].

С точки зрения физиологии положительное воздействие физической нагрузки на эмоциональное состояние происходит за счет повышения уровня концентрации химического вещества серотонина в мозге, который дает положительный эффект наравне с современными антидепрессантами, в результате чего повышается настроение, снижается уровень психической напряженности и тревоги, улучшается качество сна и аппетита. Регулярные правильно подобранные физические нагрузки (бег, силовые упражнения, плавание, аэробика, катание на лыжах, игровая деятельность, танцы и др.) с учетом индивидуальных потребностей и эмоционального состояния способны оказывать положительное влияние на состояние нервно-психических процессов, активизируя и совершенствуя компенсаторные защитные механизмы организма.

Также доказано, что занятия спортом повышают уровень эмоциональной устойчивости и самооценки, что является важным фактором для успешной учебной деятельности [11].

Физические упражнения, особенно циклической аэробной направленности, не прерываемые в экзамены, помогают студентам лучше организовать здоровый образ жизни, при этом достичь не только тренировочного, но и релаксирующего эффекта. Регулярность выполнения оптимальных физических нагрузок дает кумулятивный эффект, позволяющий оказывать сохранение показателей высшей нервной деятельности, в частности устойчивости функций второй сигнальной системы к стрессам, вызванным в том числе и учебной средой.

Несмотря на большую доказательную базу положительного влияния физических упражнений на психофизиологическое состояние человека, как показал опрос студентов, большинство из них (85%) имеют низкую физическую активность, лишь 15% занимаются физкультурой и спортом; для снятия утомления, напряженности и улучшения настроения зачастую используются прогулки по развлекательным центрам, общение в социальных сетях, просмотр фильмов, сон, реже - прогулки на свежем воздухе. Огорчает факт, что студенты в режиме учебного дня не используют малые формы физической активности, а ведь именно они способны оптимизировать психофизическое состояние и поддерживать работоспособность.

Каждому человеку в зависимости от его личностных свойств присущ тот или иной оптимум волнения и тревоги. Для некоторых студентов высокий уровень стресса будет являться мощным фактором мобилизации своих сил для успешной сдачи экзамена; для других, наоборот, снижающим умственные и физиологические возможности организма. С учетом эмоционального состояния, своих потребностей и индивидуальных возможностей каждый студент должен определить самостоятельно способы, предупреждающие развитие стресса.

В свою очередь, проведенные исследования психологического состояния и образа жизни студентов позволили определить следующие группы средств и методов,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2022/222001. htm.

способствующих оптимизации эмоционального и психофизического состояния в период учебной деятельности, которые могут являться рекомендациями с целью профилактики стресса и поддержания умственной работоспособности и здоровья:

- циклические упражнения аэробной направленности (равномерный бег, длительная ходьба, скандинавская ходьба, катание на лыжах, катание на велосипеде, плавание), направленные на улучшение функционального состояния и расширение адаптационных возможностей организма;

- релаксационные средства (релаксирующая музыка, аутогенная тренировка, психофизическая регуляция, точечный массаж, дыхательная гимнастика, стретчинг, танцы), снимающие нервно-эмоциональное напряжение;

- специальные упражнения (упражнения для мышц шеи и воротниковой зоны, упражнение «Березка», положение «Плуг», стойка на голове, различные наклоны туловища), повышающие кровоснабжение головного мозга; специальные упражнения зрительной гимнастики («пальминг», моргания, отведение глаз в различных направлениях, круговые повороты глазных яблок, упражнения с теннисным мячиком и др.), способствующие укреплению век, циркуляции внутриглазной жидкости, улучшающие кровоснабжение и нормализующие функции глазодвигательного аппарата.

Необходимо также добавить, что в учебной деятельности студента большое значение имеет рациональное планирование умственной нагрузки в сочетании с активным отдыхом, полноценное питание и сон, умение выстраивать оптимальные отношения со своими родными, друзьями и педагогами, владеть навыками самоорганизации и самоконтроля.

Заключение

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что новый формат обучения влияет на психоэмоциональную сферу студента, вызывая тревожность, наличие стресса, сужение адаптационных реакций на фоне развития утомления и психической напряженности.

Тестирование уровня стресса за месяц до экзаменов указывает на то, что студенты начинают испытывать психическое напряжение задолго до начала экзаменационной сессии, что является серьезным испытанием для психического и физиологического состояния организма. У 61% исследуемых выявлено состояние сильного стресса, из них 10% испытывают опасный стресс, указывающий на истощение адаптационных резервов. Длительное стрессовое воздействие при отсутствии профилактических мер может явиться пусковым механизмом серьезных нарушений здоровья и прогрессирования хронических заболеваний.

Выявленные психоэмоциональные особенности студентов под воздействием современной учебной среды и причины, их вызывающие, позволяют рекомендовать необходимые средства и методы оптимизации психофизического состояния и профилактики развития стресса.

Комплексное применение упражнений аэробной направленности и релаксационных средств позволит, с одной стороны, снимать психическое напряжение с центров, ответственных за переработку умственной информации, с другой стороны, с помощью специальных упражнений воздействовать на функциональное состояние организма, что даст возможность сохранить умственную работоспособность, нормальное психическое состояние и здоровье студентов в период дистанционного обучения.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2022/222001.htm.

Ссылки на источники

1. Куликова Е. А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10 (октябрь). -С. 79-88. - URL: http://e-koncept.ru/2019/192039.htm.

2. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 222-226.

3. Соколов Г. А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. - 2014. - № 1. - С. 1-13. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10921research.ru/ru/article/view?id=8932.

4. Там же.

5. Бурмистрова М. Ю. Дистанционное образование: плюсы и минусы, ресурсы // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027628</a>

6. Марчук С. А., Марчук В. А. Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 59-60.

7. Пряничникова Ю. Х. Экзаменационный стресс и его профилактика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 184-186. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/

8. Марчук С. А. Указ. соч.

9. Деменко А. В., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б., Слепова Л. Н. Физическое совершенствование как фактор повышения стрессоустойчивости молодого специалиста // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-2. - С. 95-95. - URL: https://exped ucation.ru/ru/a rticle/view? id=5600.

10. Пряничникова Ю. Х. Указ. соч.

11. Соколов А. Д. и др. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3-4. - С. 556-559.

Svetlana A. Marchuk,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Training, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg wish59@yandex.ru

Psycho-emotional condition of students during distance learning

Abstract. The use of Internet technologies in the process of university education is very important now, since it is associated with the mechanism of their influence on the success of learning activities. The purpose of the work is to examine the psychological condition of students during the period of distance learning, to find the ways of maintaining psychophysical health. The results of the study made it possible to supplement the existing factors for the deterioration of the psycho-emotional condition of students. Based on the data on the body's response to mental strain under the influence of educational stress, the author reveals the main directions and means of ensuring the increase of adaptive mental and physiological reserves, preserving mental performance and health in the learning process.

Key words: online learning, mental strain, educational stress, psycho-emotional condition, health. References

1. Kulikova, E. A. (2019). "Stressy v professional'noj deyatel'nosti: prichiny vozniknoveniya i puti pre-odoleniya", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 10 (oktyabr'), pp. 79-88. Available at: http://e-koncept.ru/2019/192039.htm (in Russian).

2. Marchuk, S. A. (2019). "Vliyanie ekzamenacionnogo stressa na psihofizicheskoe sostoyanie studentov", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, № 10 (176), pp. 222-226 (in Russian).

3. Sokolov, G. A. (2014). "Osobennosti psihoemocional'nyh sostoyanij studenta pri distancionnoj forme obucheniya", Sovremennoe obrazovanie, № 1, pp. 1-13. Available at: https://nbpublish.com/li-brary_read_article.php?id=10921 research.ru/ru/article/view?id=8932 (in Russian).

4. Ibid.

5. Burmistrova, M. Yu. "Distancionnoe obrazovanie: plyusy i minusy, resursy", MaterialyXIII Mezhdunarod-noj studencheskoj nauchnoj konferencii "Studencheskij nauchnyj forum". Available at: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027628</a> (in Russian).

6. Marchuk, S. A. & Marchuk, V. A. (2006). "Ekzamenacionnyj stress kak odin iz faktorov razvitiya blizorukosti u studencheskoj molodezhi", Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury, № 5, pp. 59-60 (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Марчук С. А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 02 (февраль). - 0,5 п. л. - URL: h ttp://e-koncept.ru/2022/222001. htm.

7.

8. 9.

10. 11.

Pryanichnikova, Yu. H. (2015). "Ekzamenacionnyj stress i ego profilaktika", Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.), Merkurij, Perm', pp. 184-186. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (in Russian). Marchuk, S. A. (2019). Op. cit.

Demenko, A. V., Hairova, T. N., Dizhonova, L. B. & Slepova, L. N. (2014). "Fizicheskoe sovershenstvo-vanie kak faktor povysheniya stressoustojchivosti molodogo specialista", Mezhdunarodnyj zhurnal ek-sperimental'nogo obrazovaniya, № 7-2, pp. 95-95. Available at: https://expeducation.ru/ru/arti-cle/view?id=5600 (in Russian). Pryanichnikova, Yu. H. (2015). Op. cit.

Sokolov, A. D. et al. (2016). "Izmeneniya emocional'nogo sostoyaniya studentov v hode uchebnogo processa", Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 3-4, pp. 556-559 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 03.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.01.22

Принята к публикации Accepted for publication 31.01.22 Опубликована Published 28.02.22

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Марчук С. А., 2022

977230412022702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.