Научная статья на тему 'Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья'

Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / БЛИЗОРУКОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PHYSICAL FEATURES / MYOPIA / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

Большая зрительно-смысловая нагрузка при низкой двигательной активности и отсутствии сбалансированной эргономики труда и отдыха может стать причиной ухудшения физического здоровья и функциональных нарушений зрения у студентов в процессе обучения в вузе. Выявленные психофизиологические и физические особенности студентов позволят эффективнее применять средства физической культуры с целью профилактики и снижения риска развития нарушений здоровья. Материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по оздоровлению и коррекции физических и функциональных состояний студентов в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of psychophysical state of students with different level of health

The large visual and semantic load with low motor activity and the lack of balanced ergonomics of work and rest can cause a deterioration in physical health and functional visual impairment among the students in the process of learning at the university. The revealed psychophysiological and physical characteristics of the students will allow more efficiently building the educational process in physical education for the purpose of prevention and reduce the risk of developing functional disorders. The research materials can be used to develop guidelines for improving and correcting the physical and functional conditions of students during their studies at the university.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья»

поднятого веса. Полученные результаты можно использовать для целенаправленного и акцентированного улучшения уровня показателей, определяющих развитие техники рывка. Кроме этого, они могут быть применены для индивидуализации обучения и поиска оптимальных режимов мощности, необходимых для успешного обучения технике рывка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронович, Ю.В. Биомеханический анализ техники рывка в тяжелой атлетике : дис. ... магистра пед. наук / Воронович Ю.В. - Могилев, 2011. - 60 с.

2. Жеков, И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений / И.П. Жеков. - Москва : Физкультура и спорт, 2012. - 188 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - Москва : Советский Спорт, 2009. - 200 с.

REFERENCES

1. Voronovich, Yu.V. (2011), Biomechanical analysis of the jerk technique in weightlifting, dissertation, Mogilev.

2. Zhekov, I. P. (2012), Biomechanics ofweightlifting exercises, Physical culture and sport, Moscow.

3. Zatsiorsky V.M. (2009), Physical qualities of an athlete: fundamentals of the theory and methods of education, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: bgm-007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2020

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург

Аннотация

Большая зрительно-смысловая нагрузка при низкой двигательной активности и отсутствии сбалансированной эргономики труда и отдыха может стать причиной ухудшения физического здоровья и функциональных нарушений зрения у студентов в процессе обучения в вузе. Выявленные психофизиологические и физические особенности студентов позволят эффективнее применять средства физической культуры с целью профилактики и снижения риска развития нарушений здоровья. Материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по оздоровлению и коррекции физических и функциональных состояний студентов в период обучения в вузе.

Ключевые слова: психофизиологические и физические особенности, близорукость, образовательный процесс, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p244-248

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSICAL STATE OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF HEALTH

Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The large visual and semantic load with low motor activity and the lack of balanced ergonomics of work and rest can cause a deterioration in physical health and functional visual impairment among the students in the process of learning at the university. The revealed psychophysiological and physical characteristics of the students will allow more efficiently building the educational process in physical education for

the purpose of prevention and reduce the risk of developing functional disorders. The research materials can be used to develop guidelines for improving and correcting the physical and functional conditions of students during their studies at the university.

Keywords: psychophysiological and physical features, myopia, educational process, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Многочисленные исследования свидетельствуют, что в процессе обучения при повышенном объеме и сложности учебного материала в условиях дефицита времени и малоподвижном образе жизни происходит развитие психических и функциональных расстройств, снижение показателей физического состояния организма студентов [3, 4, 8].

Период обучения в вузе может привести как к улучшению, так и снижению физических и психофизиологических возможностей организма, при этом основным средством поддержания здоровья остается физическая культура [2].

Установлено, что более 50% студентов имеют заболевания разной нозологии, более 60% имеют низкие показатели физического здоровья [1, 4]. За последние 15 лет выявлена тенденция к ухудшению динамики показателей физического развития и функционального состояния [6, 7].

Исследования показали, что часто встречающиеся отклонения в состоянии здоровья - заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и зрения. Настораживает факт, что 44,6% студентов страдает нарушениями зрительного анализатора, среди которых близорукость стоит на первом месте, с переходом на старшие курсы увеличивается количество студентов с более высокими степенями близорукости на 5-8% [5].

В научной литературе уделяется недостаточное внимание изучению психофизиологического и физического состояния студентов с разным уровнем здоровья, в частности имеющих функциональные нарушения зрительного анализатора в процессе вузовского образования.

Выявление психофизических особенностей студентов, имеющих офтальмологические заболевания, позволит эффективнее использовать средства физической культуры с целью профилактики и коррекции нарушений здоровья.

Изложенные проблемы представляют интерес для их рассмотрения, целью исследования явилось изучение психофизиологического и физического состояния студентов с разным уровнем здоровья в процессе вузовского обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Большой объем зрительно-смысловой нагрузки, требующей напряженного функционирования психических процессов, неблагоприятные факторы умственного труда, оказывающие вредное воздействие на организм, (гиподинамия, гипокинезия, монотонность), отсутствие специальных оздоровительных средств физической культуры не могут не отразиться на состоянии здоровья студентов, при этом согласно офтальмологическому осмотру их зрение страдает в первую очередь [5].

Проведен анализ результатов психических и психофизиологических параметров, физического развития и физической подготовленности студентов, имеющих нормальное зрение (n = 18) и близорукость (n = 14) (таблица 1).

Сравнительный анализ позволил сделать следующее заключение: рост, вес и окружность грудной клетки у студентов, имеющих близорукость, находятся в пределах нормы, однако в развитии быстроты (на 10%), выносливости (на 14%), силы (на 13%) и координации уступают своим сверстникам.

Также наблюдается снижение параметров дифференцированной сенсомоторной реакции и показателей функциональных резервов - PWC170 и МПК (17% и 10%, соответственно).

Таблица 1 - Сравнительный анализ физических, психических, психофизиологических показателей студентов (девушки) с разным уровнем здоровья_

студенты

Показатели имеющие близорукость (1 и 2 степени), M±m с нормальным зрением, М±т

Физическое развитие

Показатели массы тела (кг) 59,1±3,94 54,2±5,21

роста (см) 164,5±4,15 165,2±3,46

Окружность грудной клетки (см) 89,3±2,12 85,8±1,83

Сила правой кисти (кг) 27,3±2,39 31,8±2,22

Сила левой кисти (кг) 24,1±2,62 26,3±3,34

Физическая подготовленность

Бег 30 м (с) 6,4±0,49 5,3±0,42

Бег 2000 м (с) 12,10±1,12 10,40±1,23

Поднимание туловища из положения лежа за 30 с (кол-во 15±1,6 18±2,0

раз)

Прыжок в длину с места (см) 168±12,1 172±14,8

Физическая работоспособность

PWCi70 кгхм/мин 566±32,2 679±35,5

МПК в пересчете на кг массы (мл/мин/кг) 35,8±1,55 39,5±2,06

Психофизиологическое состояние

Проба Ромберга (с) 4,4±2,2 7,3±2,9

Пространственная ориентация (см) 28±3,8 20±2,9

Динамическая координация, прыжок на 360о (б) 4,9±0,4 7,7±0,9

Тест на координацию движений и двигательную память (б) 8,3±0,4 8,1±0,5

Дифференцированная сенсомоторная реакция (мл/с) 654±60 542±24

Психические функции

Зрительная память (б) 5,8±0,81 4,6±0,73

Логическая память (б) 16,2±1,68 12,5±1,51

Концентрация внимания (б) 8,3±0,45 6,9±0,61

Переключение внимания (б) 9,8±0,58 10,1±0,43

Объем зрительной информации (бит) 390±22,3 388±16,1

Скорость переработки зрительной информации (бит/с) 1,17±0,079 1,25±0,090

Психическое состояние по Спилбергеру

Реактивная тревожность (у.е.) 35,67±1,762 35,17±1,330

Личностная тревожность (у.е.) 37,61±1,678 38,27±1,977

Считаем, что одной из причин низких показателей физической подготовленности студентов является их низкая двигательная активность, которая составляет 60% от необходимой, с дальнейшим ее снижением в два раза в период экзаменационной сессии.

Недостаточная двигательная активность, сниженная физиологическая адаптация, слабая физическая подготовленность, несбалансированность режима дня (по данным анкетного опроса) не могут не отразиться на нервно-психических процессах у студентов, имеющих зрительные расстройства, так дифференцированная сенсомоторная реакция ниже на 20%, в сравнении со студентами с нормальным зрением.

Анализ психических функций показал, что концентрация внимания, логическое мышление и коэффициент точности выполнения задания у студентов с близорукостью лучше (<0,05), зрительная память, скорость переключения внимания и умственная продуктивность достоверных различий не имеет, при этом скорость переработки информации хуже на 0,08 бит/с (р<0,05), в сравнении со студентами с нормальным зрением.

Выявленные психофизические особенности и несбалансированность рабочего дня у студентов являются дополнительной нагрузкой на их психическую сферу. Тревожность, как психическое явление, лучше всего отражает психологическое состояние личности. Так у всех студентов в межсессионный период в начале рабочего дня показатели находятся в зоне «умеренной тревожности», межгрупповые различия не наблюдаются, однако в период сдачи экзаменов данные повышаются до уровня «высокой тревожности», что указывает на наличие психоэмоционального напряжения.

Ослабленное здоровье, низкие показатели физических, психофизиологических и психических параметров студентов при наличии большой умственной и психоэмоциональной нагрузки указывает на то, что, что в учебный день необходимо своевременно внедрять оздоровительно-коррекционные мероприятия. Применение циклических и ациклических упражнений будет способствовать развитию физических качеств, повышать функциональные возможности организма, формировать правильную осанку. Специальные упражнения позволят воздействовать на мышечный и сосудистый аппарат зрительного анализатора. Релаксационные методики будут снимать психофизическое и эмоциональное напряжение.

Комплексное воздействие специальных средств используемых в разных формах организации учебных занятий, на основе принципов систематичности, активности и сознательности, доступности и индивидуализации позволит оптимизировать двигательную активность, всесторонне физически развивать студентов, поддержать их умственную работоспособность, укрепить здоровье и сохранить зрение.

ВЫВОДЫ

1. Учет психофизиологических и физических особенностей организма студентов позволит эффективнее выстраивать учебно-тренировочный процесс по физической культуре и снижать риск развития функциональных нарушений.

2. Выявленные показатели у студентов с различным уровнем здоровья позволят ориентировать их в ходе учебного процесса на занятия теми видами физических упражнений, которые в наибольшей мере отвечают их психофизиологическим и функциональным особенностям.

3. Материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по оздоровлению и коррекции физических и функциональных состояний студентов в период обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гареев, Д.Р. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп / Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 73-78.

2. Глухова, М.Ю. Оптимизация психофизического состояния студенток средствами оздоровительной гимнастики на занятиях по физической культуре : дис. ... канд. пед. наук / Глухова М.Ю.

- Санкт-Петербург, 2009. - 169 с.

3. Климов, В.М. Психофизиологический статус и физическая подготовленность студентов в динамике обучения в вузе в зависимости от вида физкультурных занятий : дис. ... канд. биол. наук / Климов В.М. - Новосибирск, 2018. - 134 с.

4. Марчук, С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов / С.А. Марчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 222-226.

5. Марчук, С.А. Экзаменационный стресс как один факторов развития близорукости у студенческой молодежи / С.А. Марчук, В.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. - 2006.

- № 5. - С. 59-60.

6. Павлюченко, О.А. Динамика состояния здоровья студентов специальной медицинской группы, обучающихся в Хакасском государственном университете имени Н.Ф. Катанова / О. А. Пав-люченко, Ю.Д. Врублевский // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 540-544.

7. Самсоненко, И.В. Анализ состояния здоровья студентов вуза / И.В. Самсоненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 229-232.

8. Якубовская, А.Р. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры на этапе профессионального обучения / А.Р. Якубовская, Т.В. Васильева // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - № 2 - С. 60-69.

REFERENCES

1. Gareev, D.R. and Mogilevskaya, T.E. (2019), "Physical education in universities for students with disabilities and students of special groups", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 2 (168),

pp. 73-78.

2. Glukhova, M.Yu. (2009), Optimization of the psychophysical state of students by means of health gymnastics in physical education classes, dissertation, St. Petersburg.

3. Klimov, V.M. (2018), Psychophysiological status and physical fitness of students in the dynamics of learning at a university depending on the type ofphysical education classes, dissertation, Novosibirsk.

4. Marchuk, S.A. (2019), "The influence of exam stress on the psychophysical state of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 222-226.

5. Marchuk, S.A. and Marchuk, V.A. (2006), "Examination stress as one of the factors in the development of myopia in students", Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 59-60.

6. Pavlyuchenko, O.A. and Vrublevsky, Yu.D. (2016), "Dynamics of the state of health of students of a special medical group, students at Khakas State University named after N.F. Katanov", Modern high technology, No. 9-3, pp. 540-544.

7. Samsonenko, I.V. (2015), "Analysis of the health status of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 229-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Yakubovskaya, A.R. and Vasilieva, T.V. (2014), "Correction of the psychophysical state of students by means of physical culture at the stage of vocational training", Physical Education and Children and Youth Sports, No. 2, pp. 60-69.

Контактная информация: wish59@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ

Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Владимир Иванович Криличевский, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Качество подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта напрямую влияет на спорт высших достижений, общую физическую подготовку населения и формирования здорового образа жизни. Совершенствование системы высшего образования в данной сфере невозможно без учета отношения к образовательному процессу самих будущих тренеров-педагогов, что и стало целью проведения исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования: полученные данные дополняют теорию и методику физической культуры и спорта в рамках подготовки будущих тренеров, а также могут быть использованы для совершенствования системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Проведенное анкетирование среди студентов бакалавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург показало, что большинство обучающиеся целенаправленно выбрали путь высшего образования, он в большей мере соответствует их ожиданиям, является значимой ценностью, и они планируют продолжаться обучение на следующих ступенях высшего образования. При этом часть респондентов отметили нехватку практических дисциплин и низкую социальную значимость высшего образования. Теоретическая и практическая значимость исследования: полученные данные дополняют теорию и методику физической культуры и спорта в рамках подготовки будущих тренеров.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, тренер, бакалавриат, студенты, высшее образование, образовательный процесс, отношение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p248-252

RESEARCH OF ATTITUDE TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF FUTURE COACHES

Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vladimir Ivanovich Krilichevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.