Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВРОТИЗАЦИИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВРОТИЗАЦИИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СОРЕВНОВАНИЯМ / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / НЕВРОТИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леденцова С.Л., Горлова Л.А.

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности психологического сопровождения юных фигуристов, развернутого в логике проектной деятельности для преодоления признаков невротизации. Методика и организация исследования. Психологический проект для юных спортсменов с признаками невротизации проводился на базе отделения ФКК Ледового дворца спорта «Титан» в г. Сургуте. Участниками стали 6 воспитанников спортивных школ 8-9 лет, выбранные среди остальных спортсменов по заявкам родителей или тренера, проявляющие признаки невротизации. В ходе исследования были использованы методы диагностики невротизации и проектный метод для формирования психологической готовности к соревнованиям по фигурному катанию. В рамках проекта были использованы следующие стратегии: 1) формирование диалогической позиции при катании программы; 2) становление двигательного элемента с развертыванием смысловой стороны движения; 3) освоение нового элемента в контексте целостной программы выступления. Результаты исследования и выводы. В ходе проекта произошло: 1) снижение уровня тревожности; 2) нормализация уровня притязаний и самооценки; 3) появление внутренней мотивации к спорту; 4) повышение помехоустойчивости; 5) повышение уровня произвольности; 6) появление ориентировки на зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леденцова С.Л., Горлова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROTICISM CONTROL PROJECT FOR UNDERAGE FIGURE SKATERS

Objective of the study was to test benefits of a new neuroticism control and mental conditioning project for underage figure skaters. Methods and structure of the study. The new neuroticism control and mental conditioning project piloting experiment for the underage figure skaters was run at Titan Ice Sports Palace in Surgut. We sampled for the experiment the 8-9 year-old figure skaters (n=6) on requests from the families and coaches concerned by symptoms of neuroticism. We were governed by the known basic project design principles (objectivity, plotting, strategic mission, abstract-to-concrete progress, cooperation, etc.), with application of the following mental conditioning tools: (1) dialogic disposition development by imaginary conversations with spectators during the program; (2) motor skill excellence with a special emphasis on the movement semantics; (3) new motor skills mastering in the context of the program mission and semantics on the whole. Neurotic symptoms were tested by the pre- versus post-experimental tests using three-level criteria (1st - neurotic, 2nd - transitional and 3rd - mental fitness) to rate: (1) asthenic emotional/ somatic responses/ self-controls; (2) excessive/ humble aspirations/ ambitions; (3) excessive/ low/ adequate self-esteem; (4) external / internal figure skating motivations; (5) distraction / attention focusing/ stress tolerance; (6) involuntary/ controllable behaviors; and (7) egocentric disposition / dialogic disposition in the figure skating program execution. Benefits of the neuroticism control project were rated by the progress tests. Results and discussion. The neuroticism control and mental conditioning project for underage figure skaters was found beneficial in the following aspects: (1) anxiety control; (2) normalized self-esteem and aspirations; (3) increased internal figure skating motivations; (4) increased stress tolerance; (5) improved success motivations; and (6) mental shift to a dialogue with spectator.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВРОТИЗАЦИИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБРОТИЭАЦИИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

Кандидат психологических наук, доцент С.Л. Леденцова1 Л.А. Горлова2

Сургутский государственный университет, Сургут 2Учебно-тренировочный центр «Юграспорт», Сургут

NEUROTiCiSM CONTROL PROJECT FOR UNDERAGE FiGURE SKATERS

PhD, Associate Professor S.L. Ledentsova1 L.A. Gorlova2

1Surgut State University, Surgut 2Training center "Yugrasport", Surgut

Информация для связи с автором: leden-svet@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности психологического сопровождения юных фигуристов, развернутого в логике проектной деятельности для преодоления признаков невротизации. Методика и организация исследования. Психологический проект для юных спортсменов с признаками невротизации проводился на базе отделения ФКК Ледового дворца спорта «Титан» в г. Сургуте. Участниками стали 6 воспитанников спортивных школ 8-9 лет, выбранные среди остальных спортсменов по заявкам родителей или тренера, проявляющие признаки невротизации. В ходе исследования были использованы методы диагностики невротизации и проектный метод для формирования психологической готовности к соревнованиям по фигурному катанию. В рамках проекта были использованы следующие стратегии: 1) формирование диалогической позиции при катании программы; 2) становление двигательного элемента с развертыванием смысловой стороны движения; 3) освоение нового элемента в контексте целостной программы выступления. Результаты исследования и выводы. В ходе проекта произошло: 1) снижение уровня тревожности; 2) нормализация уровня притязаний и самооценки; 3) появление внутренней мотивации к спорту; 4) повышение помехоустойчивости; 5) повышение уровня произвольности; 6) появление ориентировки на зрителя.

Ключевые слова: психологическая готовность к соревнованиям, эгоцентрическая позиция, диалогическая позиция, невротизация спортсмена, проектная деятельность.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a new neuroticism control and mental conditioning project for underage figure skaters. Methods and structure of the study. The new neuroticism control and mental conditioning project piloting experiment for the underage figure skaters was run at Titan Ice Sports Palace in Surgut. We sampled for the experiment the 8-9 year-old figure skaters (n=6) on requests from the families and coaches concerned by symptoms of neuroticism. We were governed by the known basic project design principles (objectivity, plotting, strategic mission, abstract-to-concrete progress, cooperation, etc.), with application of the following mental conditioning tools: (1) dialogic disposition development by imaginary conversations with spectators during the program; (2) motor skill excellence with a special emphasis on the movement semantics; (3) new motor skills mastering in the context of the program mission and semantics on the whole. Neurotic symptoms were tested by the pre- versus post-experimental tests using three-level criteria (1st - neurotic, 2nd - transitional and 3rd - mental fitness) to rate: (1) asthenic emotional/ somatic responses/ self-controls; (2) excessive/ humble aspirations/ ambitions; (3) excessive/ low/ adequate self-esteem; (4) external / internal figure skating motivations; (5) distraction / attention focusing/ stress tolerance; (6) involuntary/ controllable behaviors; and (7) egocentric disposition / dialogic disposition in the figure skating program execution. Benefits of the neuroticism control project were rated by the progress tests.

Results and discussion. The neuroticism control and mental conditioning project for underage figure skaters was found beneficial in the following aspects: (1) anxiety control; (2) normalized self-esteem and aspirations; (3) increased internal figure skating motivations; (4) increased stress tolerance; (5) improved success motivations; and (6) mental shift to a dialogue with spectator.

Keywords: competitive mental fitness, egocentric disposition, dialogic disposition, neuroticism control project.

Введение. Фигурное катание на коньках (ФКК) - один из самых красивых видов спорта, его популярность в большинстве стран мира определяет перспективность развития отрасли детского спорта, в которую включают детей с трехлетнего возраста. ХМАО-Югра имеет огромный потенциал и возможности стать площадкой для воспитания спортсменов по ФКК. В процессе подготовки юных фигуристов большое значение имеет развитие психологической готовности к соревнованиям.

Психологическая готовность - это состояние, способствующее реализации возможностей спортсмена в состя-

зании с помощью: 1) уверенности в своих возможностях с учетом своих сил, сил противника и условий соревнований; 2) целеустремленности в достижении результата; 3) регуляции уровня эмоционального возбуждения; 4) высокой помехоустойчивости; 5) произвольности в действиях и чувствах.

Одним из условий появления психологической готовности является положительная оценка своих достижений. Но ФКК -это сложнокоординационный вид спорта, поэтому для появления у спортсмена высоких результатов необходима многолетняя подготовка. Также формирование психологической

V-□

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О (и .с Н

готовности может быть затруднено не соответствующими возрасту ребенка запросами родителей и тренера, неправильным выбором психологических средств формирования спортивной деятельности, малым количеством или низким качеством способов саморегуляции у юного спортсмена. Данные обстоятельства способствуют появлению признаков невротизации: страха ответственности перед значимым лицом, преувеличенной значимости оценки окружающих, эгоцентрической позиции в ущерб концентрации на деятельности во время выступления, астенических эмоциональных и соматических реакций на успех или неудачу, что выступает причиной потери интереса и прекращения юными спортсменами занятий фигурным катанием.

Проблема неготовности к соревнованиям юных фигуристов, выражающаяся в признаках невротизации, может быть преодолена, если при освоении данной деятельности ее психологическое сопровождение будет опираться на положения теории о планомерно-поэтапном формировании движения П. Я. Гальперина, принцип Н. А. Бернштейна «повторение без повторения» при становлении навыка, основы построения проектного обучения [1, 2, 6].

Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности психологического сопровождения юных фигуристов, развернутого в логике проектной деятельности для преодоления признаков невротизации.

Методика и организация исследования. Психологический проект для юных спортсменов с признаками невротизации проводился на базе отделения ФКК Ледового дворца спорта «Титан» в г. Сургуте. Участниками стали шесть воспитанников спортивных школ 8-9 лет, выбранные среди остальных спортсменов по заявкам родителей или тренера, проявляющие признаки невротизации. Основные принципы проектной деятельности (принцип предметности, сюжетная, стратегическая задача, объединяющая содержание осваиваемой деятельности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному в развертывании изучаемого материала, совместная деятельность и пр.) выражались в проекте в следующих психотехниках: 1) формирование диалогической позиции («разговор» со зрителем) при катании художественной программы; 2) становление двигательного навыка с развертыванием смысловой стороны движения; 3) освоение нового двигательного навыка в контексте изучения целостной программы выступления [3-6].

Наличие признаков невротизации у юных фигуристов устанавливалось до и после проведения проекта по критериям, имеющим три уровня (1-й - невротический, 2-й - переходный и 3-й - уровень психологической готовности): 1) астеническое эмоциональное или соматическое реагирование/саморегуляция; 2) завышенные или заниженные/нормативные притязания; 3) завышенная или сниженная/адекватная самооценка; 4) внешняя/внутренняя мотивация к занятиям ФКК; 3) отвлекаемость/концентрация внимания, помехоустойчивость; 4) непроизвольность/произвольность; 5) эгоцентрическая/диалогическая позиция при выполнении программы

ФКК. Уменьшение симптомов невротизации являлось критерием эффективности проекта.

В пре- и посттесте были использованы следующие методики: методика неоконченных предложений; включенное наблюдение за выступлениями детей на соревнованиях и тренировках; опросник А. И. Захарова «Ваш ребенок болен неврозом», ИТДО Л. Собчик, «Линия жизни» А. А. Крони-ка; «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера; «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн; «Рисованный аперцептивный тест» Г. Мюррея; тест фрустра-ционных реакций Розенцвейга (детский вариант); авторская методика «Дневник спортсмена». Статистическая обработка результатов проводилась с применением критерия Фишера.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования были выявлены симптомы невротиза-ции у всех воспитанников. Уровень тревожности, как и уровень притязаний, был высок в 84 % случаев, что сочеталось со сниженной или компенсаторно повышенной самооценкой (50 % случаев) (см. таблицу).

Такие данные являлись косвенным признаком того, что извне родителями или тренерами для детей задана недосягаемая планка ожидаемых результатов. Завышенные, не соответствующие возможностям и не подтверждаемые реальными достижениями спортивные планы вызывали у юных спортсменов ощущение собственной неуспешности, снижали самооценку. Это подтверждается наличием внешней мотивации детей к фигурному катанию в 84 % случаев. Для юных спортсменов был важен не относящийся к процессу катания результат - похвала/наказание за достижения, так как вокруг спорта была выстроена система родительского воспитания. Спортивная деятельность являлась стержнем взаимодействия с родителями, что делало ее важной, но одновременно нежеланной, это не позволяло детям достигать высоких результатов. Претестовые показатели концентрации внимания, помехоустойчивости и произвольности вскрыли парадокс, заключавшийся в наличии повышенной отвлекае-мости детей во время тренировок и выступлений в 68 % выборки при среднем (в 84 % выборки) и даже высоком (16 %) уровне произвольности. Это свидетельствовало о том, что спортивная деятельность не стала ведущей для детей. Также была выявлена центрация воспитанников на себе во время выступления в 68 % случаев. Дети сравнивали себя с соперниками, критиковали и оценивали свои действия, смотрели на движения своего тела с позиции значимого лица, что вызывало выход из позиции автора деятельности в позицию созерцателя и приводило к механистичности, заторможенности и деавтоматизации движения, потере целостного сценария катания. Ориентир на зрителя, диалог с ним полностью отсутствовал.

В посттесте проекта были зафиксированы изменения, указывающие на уменьшение симптомов невротизации, повышение психологической готовности к соревнованиям (значимость изменений подтверждена критерием ф* - углового преобразования Фишера, см. таблицу). В 68 % выбор-

Общие результаты пре- и посттеста проекта по преодолению невротизации юных фигуристов, %

Критерии Тревожность Притязания Самооценка Мотивация Концентрация внимания Произвольность Децентрация

Уровни 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Претест 84 16 0 84 16 0 50 0 50 84 16 0 68 32 0 0 84 16 68 32 0

Посттест 16 68 16 32 68 0 16 16 68 32 68 0 0 68 32 0 16 84 0 84 16

Критерий Фишера 10.578 7.891 4.405 7.891 7.891 о 5.289 4.405 2.602 7.891 7.891 о 12.297 5.204 7.092 о 10.578 10.578 12.297 7.891 4.405

92

http://www.teoriya.ru

№5^ 2021 Май | Мау

ки тревожность детей снизилась с высокого до среднего уровня, а в 16 % случаев была нивелирована. Неадекватно завышенные, не соответствующие возрасту и спортивному разряду притязания детей пришли в норму в 68 % случаев. Самооценка приблизилась к более реалистичному уровню (в 16 % случаев) и в 68 % случаев стала нормативной. Мотивация спортсменов приблизилась к ориентировке на содержание деятельности (в 68 % случаев). Помехоустойчивость во время выступления увеличилась до 68 % среднего и 32 % высокого уровней. Выросли показатели произвольности (84 %). Изменившийся уровень децентрации до среднего (84 %) и высокого (16 %) свидетельствует о появлении диалога со зрителем, целью которого является раскрытие содержания программы.

Выводы. Полученные данные демонстрируют эффективность основных средств проекта для преодоления признаков невротизации и формирования психологической готовности юных спортсменов к соревнованиям по фигурному катанию. Доказало свою эффективность смещение акцента с формального и дробного освоения спортивных элементов на формирование их в контексте программы катания как целостного сюжета, предназначенного для «диалога». Осваиваемые элементы программы должны быть ориентированы на выражение и донесение ее значения, становясь «речью» спортсмена. Программа катания имеет смысловое содержание, раскрытие которого через «форму», т. е. через стратегию, технику и тактику катания, является главной задачей фигуриста. В таком случае, говоря словами Л. С. Выготского, «форма преодолевает содержание» и делает программу по фигурному катанию предметом искусства, сменяя невротическую центрацию спортсмена на себе диалогической позицией для общения со зрителем, что выступает одним из основных средств для появления психологической готовности к соревнованиям.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн / Под ред. В.П. Зин-ченко. - 2-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 688 с.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - 2-е изд. - М.: Ун-т: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. - 399 с.

3. Клочко А.А. Становление авторского действия старшего подростка в условиях обучения танцевальному движению: дис. ... канд. псих. наук / А.А. Клочко. - Сургут, 2010. - 190 с.

4. Леденцова С.Л. Проблемы психологической готовности юных спортсменов к соревнованиям по фигурному катанию / С.Л. Леденцова, Л.А. Горлова // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГУ, 2019. -С. 272-277.

5. Леденцова С.Л. Становление диалогической позиции в деятельности фигурного катания на коньках младших школьников/ С.Л. Леденцова, Л.А. Горлова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сб. статей XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. -Сургут: - Изд-во «Россиздат», 2019.- С. 217-223.

6. Проектная форма обучения: опыт создания, исследования и применения: монография / В.Б. Хозиев, М.В. Хозиева, Т.В. Вымекае-ва и др. - Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. - 284 с.

References

1. Bernstein N.A., Zinchenko V.P. [ed.] Biomekhanika i fiziologiya dvizheniy: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Biomechanics and Physiology of Movement: Selected Psychological Works]. 2nd ed.. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute publ. Voronezh: MODEK publ., 2004. 688 p.

2. Galperin P.Y. Lektsii po psikhologii [Lectures on Psychology]. Study guide for university students. 2nd ed. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute publ., 2005. 399 p.

3. Klochko A.A. Stanovlenie avtorskogo deystviya starshego podrostka v usloviyakh obucheniya tantsevalnomu dvizheniyu [Formation of author's action of senior teenager when learning dance moves]. PhD diss. Surgut, 2010. 190 p.

4. Ledentsova S.L., Gorlova L.A. Problemy psikhologicheskoy goto-vnosti yunykh sportsmenov k sorevnovaniyam po figurnomu kataniyu [Problems of junior athletes' psychological fitness for figure skating competitions]. Sotsialno-gumanitarnye innovatsii: strategii funda-mentalnykh i prikladnykh nauchnykh issledovaniy [Innovations in social studies and humanities: strategies for fundamental and applied scientific research]. Proceedings nat. research-practical conference. Orenburg: OSU publ., 2019. pp. 272-277.

5. Ledentsova S.L., Gorlova L.A.; Loginov S.I., Buzheva Zh.I. [ed.] Stanovlenie dialogicheskoy pozitsii v deyatelnosti figurnogo kataniya na konkakh mladshikh shkolnikov [Formation of dialogical position in figure skating activity of primary school students]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, turizma, psikhologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnykh kategorii naseleniya [Efforts to improve system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of population]. Proceedings XVIII nat. research-practical conference with international participation. Surgut: Rossizdat publ., 2019. pp. 217-223.

6. Khoziev V.B., Khozieva M.V., Vymekaeva T.V. et al. Proektnaya forma obucheniya: opyt sozdaniya, issledovaniya i primeneniya [Project form of education: experience of creation, research and application]. SSU KhMAR-YUGRA. Surgut: SurSU publ., 2014. 284 p.

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

6 апреля 2021 года в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) состоялась защита кандидатской диссертации Широковой Евгении Александровны на тему: «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ «МЯГКОГО» ФИТНЕСА В РЕГУЛИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ».

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Макеева Вера Степановна.

Официальными оппонентами выступили: доктор педагогических наук, профессор Степанова Ольга Николаевна и кандидат педагогических наук, доцент Шутова Татьяна Николаевна.

Научная новизна исследования заключается в том, что научно обоснована теоретическая модель использования средств и методов «мягкого» фитнеса в регулировании качества жизни студентов гуманитарных специальностей, позволяющая указать пути управления своими физическими и психологическими состояниями в повседневной жизни в целях успешной адаптации к процессу обучения в вузе; охарактеризованы особенности применения методики «мягкого» фитнеса в регулировании качества жизни студентов гуманитарных специальностей, выявлены воздействия, оказываемые в результате ее внедрения на физическое и психологическое благополучие студентов, а также на успешность адаптационных процессов на начальных этапах обучения в высшем учебном заведении.

Поздравляем с успешной защитой!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.