ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ
СПОРТА, ТУРИЗМА
THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT, TOURISM
УДК 796.912.012.66 ББК 75.3
DOI 10.24411/2500-0365-2020-15305
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ
Т. Г. Гричанова1, А. В. Козлова2, М. В. Угрюмова3
1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия 2 Спортивный комплекс «Академия льда», Москва, Россия 3 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Россия
В статье проанализирована тематика фигурного катания на коньках в современных диссертационных исследованиях российских учёных (педагогов-практическов, педагогов-теоретиков). Установлено, что к вопросу фигурного катания на коньках в своих научных поисках чаще всего обращались действующие тренеры-педагоги, которые в первую очередь заинтересованы в достижениях в фигурном катании на коньках на мировом уровне. Второе место по объёму исследований принадлежит учёным-медикам, психологам. Авторами проанализированы как основные группы диссертационных исследований, так и точечные диссертации по тематике фигурного катания на коньках, определены направления научных изысканий (тренировочный процесс; базовые и основные упражнения фигуристов, основное место среди которых занимают вращения и прыжки; подготовки спортсменов-одиночников, парников, больших и малых групп), установлены места подготовок исследований и их защит.
Ключевые слова: фигурное катание на коньках, спорт, диссертационные исследования, учёные.
Интерес к фигурному катанию на коньках в настоящее время переживает особый всплеск, что подтверждают. Наличие колоссального объёма накопленного опыта и достижение высочайших результатов в этом виде спорта позволяет привлекать внимание учёных самых разных наук. Уход от идеологического единообразия в спорте с начала 90-х гг. ХХ в. позволил исследователям расширить круг изучаемых вопросов, привлечь широкие методологические, психолого-педагогические, технические и медико-биологические основы научных изысканий. Безусловно, фигурное катание на коньках — это особый жанр не только спорта, но и искусства («художественного искусства спорта»), где дух спортивной состязательности не противоречит духу искусства.
В этой связи тема фигурного катания на коньках стала объектом пристального внимания спортивной общественности и глубоких научных исследований. Интеграция в международный спорт и в мировую систему образования по вопросам фигурного катания на коньках стали возможны с применением информационных технологий обучения.
Изучая историю вопроса, необходимо обратить внимание, что начало диссертационным исследованиям в России было положено в 60—70 гг. ХХ в., когда появляются кандидатские диссертации В. Старосты [22], известных российских тренеров Т. Н. Москвиной [17], А. Н. Мишина [16], положившие начало научным изысканиям в области фигурного катания на коньках. В 70—80-е гг. ХХ в. в СССР (преимущественно
в Москве, Ленинграде, Киеве, Омске, Минске) по теме фигурного катания на коньках было защищено около трех десятков диссертаций, ставших основой для будущих исследований с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время.
За последние почти три десятка лет учёными защищено ещё порядка тридцати диссертаций, которые объединяет научная проблема фигурного катания на коньках, среди которых два докторских исследования В. И. Виноградовой [3; 4] и одно докторское исследование Л. В. Гришиной [6]. Кроме этого, более двадцати авторов диссертаций использовали данную тематику при изучении общих вопросов развития разных видов спорта.
Центрами современных диссертационных исследований вопроса фигурного катания на коньках стали ведущие специализированные отечественные вузы, имеющие свои диссертационные советы — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (Москва), Московская государственная академия физической культуры (Малаховка), Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург).
Безусловное лидерство защищённых диссертаций по научной проблеме фигурного катания на коньках относится к научной специальности с шифром 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», входя в такие отрасли наук, как педагогические науки и психологические науки.
Одной из многочисленной по тематике стала групп исследований связанная с вопросами организации тренировочного процесса, программ тренировок, предварительной подготовки юных фигуристов, куда вошли труды Е. А. Великой [2], Л. В. Гришиной [6], Н. В. Котенко [11], Г. Г. Ха-магановой [26]. Исследования И. Н. Дубровской [8] и О. Н. Урловой [25] стали на сегодняшний день замыкающими и обобщёнными работами в обозначенной группе трудов. Так, например, О. Н. Урловой в кандидатской диссертации была поставлена цель — повышение эффективности процесса подготовки юных фигуристов за счет целенаправленного развития координационных способностей и вестибулярной устойчивости на этапе предварительной подготовки. И. Г. Дубровской разработана рациональная методика тренировки и контроля выполнения тренировочной деятельности и подготовленности фигуристов,
осуществляемой на начальных этапах многолетней подготовки в связи с использованием ритмической гимнастики.
Отдельным элементам в подготовке фигуристов (вращение, прыжки, базовые движения) и морфофункциональным особенностям спортсменов посвящены исследования второй группы авторов. В частности, В. И. Виноградовой создана теория моделирования фигуриста и его двигательных действий при одноопорном скольжении и в прыжках, а также количественная оценка влияния антропометрических параметров фигуриста и динамических параметров его двигательных действий на индивидуализацию процесса совершенствования фигурного катания [3; 5].
Отдельные базовые движения и унификация движений рассмотрены в исследованиях Ц. А. Стефоновой [23] и Е. Н. Тузовой [24]. В свою очередь Ю. Л. Кулибановой был изучен вопрос влияния движений вращательного характера на координационные возможности фигуристов с учетом многолетней подготовки, наследственности, морфофункциональных и личных особенностей спортсменов [12]. Выявленные значимые морфологические особенности фигуристов различных специализаций, определение принципов построения соматометрических характеристик спортсменов в целях спортивной ориентации и отбора, разработанные комплексы оценки спортивной пригодности фигуристов на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования, информативность разработанных критериев определили научную новизну диссертации И. А. Пашкевича [18].
Третью группу диссертационных исследований объединила тема особенностей подготовки фигуристов-одиночников, фигуристов-парников, коллективов фигуристов. В работе И. А. Лысо-вой рассмотрены сотни произвольных программ фигуристов для изучения количественных характеристик, разработки информативных критериев оценки и определения пути оптимизации произвольных программ фигуристов-одиночников на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства [14].
Н. В. Котенко выработана и апробирована методика управления срочными тренировочными эффектами стандартных упражнений фигуристок с учетом индивидуальных показателей функционального состояния спортсменок-юниорок в соревновательном периоде [11].
Тема подготовки фигуристов-парников нашла отражение в содержании диссертаций А. В. Позд-
някова [19] и А. И. Рябчикова [20]. Особенностям комплексной работы с детскими коллективами фигуристов, в том числе коллективам фигуристов, занимающихся спортивными танцами на льду, уделено внимание Н. А. Ланцевой [13], Р. В. Ми-хеевым [15], Р. А. Синицыным [21], Г. Г. Хамага-новой [26].
Отдельным темам, связанным с тематикой применения в фигурном катании тренажеров и мультимедийных технологий, посвящены диссертации Я. А. Гросс [7] и Е. В. Жгун [9], явившиеся пока единичными исследованиями, но уже ставшими актуальными.
Примечательна диссертация А. А. Кондакова, предметом исследования которой были определены способы организации процесса подготовки специалистов по фигурному катанию с целью формирования их профессиональной подготовленности практической судейской деятельности [10], ставшая также единичным исследованием, но уже по вопросу подготовки специалистов, которые готовят фигуристов. Уникальной в этом отношении стала также диссертация А. Н. Варданян, в которой определены основные педагогические аспекты применения средств восстановления в фигурном катании на коньках [1].
Вершиной научных исследовательских работ по вопросам фигурного катания на коньках стала докторская диссертация В. И. Виноградовой [4] сразу по двум научным специальностям (13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» и 01.02.08 «Биомеханика»), предметом которой явились разработанные автором механико-математические модели спортсмена и его двигательных действий. Виноградовой были разработаны биомеханические основы индивидуализации профессионального обучения физическим упражнениям на примере фигурного катания на коньках и его двигательных действий при одно-опорном скольжении и в прыжках, предложена организация учебного процесса с учетом антропометрических и морфологических особенностей спортсмена.
На всем изученном периоде появления исследований по вопросу фигурного катания на коньках, прослеживалось повышение качества основных результатов диссертационных работ соискателей ученых степеней кандидатов и докторов педагогических наук, прежде всего по номенклатуре специальностей научных работников: 13.00.04 и 13.00.08.
Обратить внимание на прошлые и появляющиеся новые научные результаты, имеющие действи-
тельное значение для развития фундаментальной и прикладной науки в области педагогики и психологии, физической культуры и спорта, сегодня определенно важно не только для своевременного освещения основных результатов, но и для поддержания открытости и доступности анализа научных трудов аспирантов и докторантов, претендующих на защиту диссертаций и получение ученых степеней. Такой подход к формированию постоянного устойчивого интереса у научной и научно-педагогической общественности, особенно у молодых ученых, выработают постоянную востребованность к аналитическим и обзорным статьям по истории изучения спорта в целом и отдельных его видов в частности.
Выводы и заключение. В настоящее время отечественные учёные придают особую значимость теме фигурного катания на коньках в составе прочих видов спорта, стремятся в своих исследованиях найти новый «угол зрения» на изученные сюжеты, каждый раз обращая внимание на то, что фигурное катание на коньках — один из самых сложных видов спорта. Значительные результаты на мировой арене и последовавший рост интереса к этому виду спорта создали неповторимую познавательную ситуацию для исследователей, которыми уже рассмотрены многие вопросы, но ещё более широкий их круг лишь предстоит изучить. Вместе с тем изучение новых вопросов не исключает обращения внимания к накопленным результатам, зафиксированным в существующих диссертационных исследованиях и хранящихся в обязательном полном объёме в фондах Российской государственной библиотеки, и, частично на электронных ресурсах Высшей аттестационной комиссии, вузов и научных организаций, где проходила защита диссертации. Изученность вопроса развития фигурного катания на коньках в рамках диссертационных исследований — есть показатель развития педагогической науки, в рамках отдельно взятого вида спорта, где Россия добилась уникальных результатов, которые необходимо удерживать на должном уровне.
Список литературы
1. Варданян, А. Н. Педагогические аспекты применения средств восстановления в фигурном катании на коньках : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Варданян. — М., 1994. — 23 с.
2. Великая, Е. А. Программные основы тренировки юных фигуристок на этапе предварительной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Великая. — Омск, 1990. — 23 с.
3. Виноградова, В. И. Теоретические основы исполнения прыжков в фигурном катании на коньках : автореф. дис. ... докт. псх. наук / В. И. Виноградова. — М., 1996. — 47 с.
4. Виноградова, В. И. Биомеханические основы индивидуализации профессионального обучения физическим упражнениям (на примере фигурного катания на коньках) : дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Виноградова. — М., 2003. — 223 с.
5. Виноградова, В. И. Индивидуализация техники прыжков фигуристов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. И. Виноградова. — М., 1994 — 22 с.
6. Гришина, Л. В. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в фигурном катании на коньках : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. В. Гришина. — М., 1991. — 49 с.
7. Гросс, Я. А. Повышение скоростно-сило-вой подготовленности юных квалифицированных фигуристов при использовании тренажёрных устройств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я. А. Гросс. — М., 1992. — 24 с.
8. Дубровская, И. Н. Упражнения ритмической гимнастики в тренировке фигуристов на стадии базовой спортивной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Дубровская. — Малаховка, 2007. — 25 с.
9. Жгун, Е. В. Создание учебно-методической поддержки специализации «фигурное катание на коньках» на базе средств мультимедиа технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Жгун. — М., 1994. — 22 с.
10. Кондаков, А. А. Профессиональная подготовка специалистов по фигурному катанию на коньках на основе моделирования соревновательных программ : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Кондаков. — М., 2011. — 136 с.
11. Котенко, Н. В. Оценка и управление срочными тренировочными эффектами стандартных упражнений в подготовке фигуристов-одиночников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Котенко. — М., 1997. — 24 с.
12. Кулибанова, Ю. Л. Влияние движений вращательного характера на координационные возможности фигуристов : дис. . канд. пед. наук / Ю. Л. Кулибанова. — СПб, 2003. — 172 с.
13. Ланцева, Н. А. Пути повышения эффективности процесса обучения основам фигурного катания на коньках младших школьников в условиях массовых форм занятий: дисс. ... канд. пед. наук / Н. А. Ланцева. — Спб., 2013. — 228 с.
14. Лысова, И. А. Количественные характеристика, критерии оценки и пути оптимизации произвольных программ фигуристов-одиночников:
автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Лысова. — Малаховка, 1997. — 25 с.
15. Михеев, Р. В. Организационно-педагогические особенности занятий в детском творческом коллективе на льду : дис. ... канд. пед. наук / Р. В. Михеев. — Малаховка, 2008. — 158 с.
16. Мишин, А. Н. Техника исполнения и методика обучения многооборотным прыжкам конькобежца-фигуриста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Мишин. — Л., 1973. — 26 с.
17. Москвина, Т. Н. Техника исполнения и методика обучения обязательным упражнениям конькобежца-фигуриста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Н. Москвина. — Л., 1971. — 29 с.
18. Пашкевич, И. А. Информативность морфологических показателей спортивной пригодности фигуристов на разных этапах подготовки : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Пашкевич. — Малаховка, 2006. — 135 с.
19. Поздняков, А. В. Внеледовая подготовка фигуристов-парников на этапе начальной специализации : дис. ... канд пед. наук / А. В. Поздняков. — М., 2004. — 223 с.
20. Рябчиков, А. И. Повышение устойчивости и результативности смешанных спортивных пар (педагогические аспекты) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Рябчиков. — Л., 1990. — 24 с.
21. Синицын, Р. А. Отбор фигуристов в группы спортивных танцев на льду на этапе углублённой спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. А. Синицын. — Омск, 1991. — 23 с.
22. Староста, В. Симметричные и асимметричные двигательные функции в фигурном катании на коньках : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Староста. — Л. ; Варшава, 1963. — 23 с.
23. Стефанова, Ц. А. Базовые движения в фигурном катании на коньках и методика обучения им : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ц. А. Стеф-нова. — СПб., 1994. — 23 с.
24. Тузова, Е. Н. Основы унифицированного обучения детей катанию на коньках : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Тузова. — СПб., 1991. — 26 с.
25. Урлова, О. Н. Развитие специальных координационных способностей у юных фигуристов на этапе предварительной подготовки : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Урлова. — Хабаровск, 2004. — 154 с.
26. Хамаганова, Г. Г. Количественные характеристики тренировочных нагрузок в спортивных танцах на льду : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Хамаганова. — М., 1990. — 21 с.
Поступила в редакцию 22 апреля 2020 г.
Для цитирования: Гричанова, Т. Г. Диссертационные исследования по вопросам отечественного фигурного катания на коньках / Т. Г. Гричанова, А. В. Козлова, М. В. Угрюмова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 3. — С. 33—39.
Сведения об авторах
Гричанова Татьяна Геннадьевна — кандидат биологических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия. [email protected]
Козлова Александра Викторовна — тренер, мастер спорта по фигурному катанию на коньках, судья всероссийской категории, спортивный комплекс «Академия льда», Москва, Россия. [email protected]
Угрюмова Мария Викторовна — кандидат исторических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 3, pp. 33—39.
Dissertation research on domestic figure skating Grichanova T.G.1, Kozlova A.V.2, Ugryumova M.V.3
1 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia, tgri4anova@ gmail.com
2 Sports complex «Ice Academy», Moscow, Russia, [email protected]
3 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, [email protected]
The article analyzes the topic of figure skating in modern dissertation research of Russian scientists. Over the past thirty years, many dissertations on this topic have been written and defended in Russia. It was found that the issue of figure skating was most often addressed by current coaches in their scientific research, who are primarily interested in achievements in figure skating at the international level. The second most interested in the research issue are medical scientists and psychologists. The authors analyzed both the main groups of dissertation research and point dissertations on the subject of figure skating, defined the spheres of scientific research (training process; basic exercises of skaters with spins and jumps among them; training of athletes in the singles discipline, pair skating, large and small groups), determined the places of research preparation and their defence.
Relevance. Figure skating is one of the most popular sports in our country, due to the special world achievements of athletes and unique coaching teams. Dissertation research in the field of figure skating, covering a wide range of issues in various fields of pedagogy and psychology, medicine and biology, philosophy and art, technology and technology in this sport has become a significant step in the study of this sport from different sides, both sport and spectacular art, so loved in many countries of the world, especially in the Russian Federation.
Problem, target, tasks. A fundamental or practical dissertation research and its defense is itself a time-consuming and costly phenomenon in terms of time and resources, where the study of the issue is of particular importance; any research on figure skating does not become an exception in this matter.
The purpose of this study is to identify and analyze the topics of defended dissertation (master's and doctoral) research in modern Russian science.
To achieve this target, the following tasks were set: to determine the historical features and formation and development of domestic dissertation research on figure skating; to identify and analyze the main groups of dissertation research. Materials and methods of research. The main materials of the study are domestic theses on the questions of figure skating. Within the framework of this research, general scientific methods of analysis, synthesis, classification were used. Results and discussion. The research issues and analysis were discussed at the meetings of the Department of Anatomy and Biological Anthropology and the interdepartmental seminar of the Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism (2018, 2019, 2020).
The main results of this research are presented in reports at scientific and practical all-Russian and international conferences that took place in Nizhnevartovsk, Krasnodar, Moscow (2018, 2019).
In addition, the main issue of this review article has been tested in the publication materials of the journal «Theory and practice of physical culture» (2019, no .11).
Conclusions. Currently, Russian scientists consider topic of figure skating as part of other sports of particular importance, and strive to find a new angle of view on the studied subjects in their research, with a view at the fact that figure skating is one of the most difficult sports. Significant results on the international stage and the subsequent growth of interest in this sport have created a unique educational situation for researchers who have already considered many issues, but an even wider range of them has yet to be studied.
Keywords: figure skating, sport, dissertation research, scientists.
References
1. Vardanyan A.N. Pedagogicheskiye aspekty primeneniya sredstv vosstanovleniya v figurnom ka-tanii na konkakh [Pedagogical aspects of the use of recovery tools in figure skating]. Abstract of thesis. Moscow, 1994. 23 p. (In Russ.).
2. Velikaya E.A. Programmnyye osnovy trenirovki yunykh figuristok na etape predvaritel 'noy podgoto-vki [Program bases of training of young skaters at the stage of preliminary training]. Abstract of thesis. Omsk, 1990. 23 p. (In Russ.).
3. Vinogradova V.I. Teoreticheskiye osnovy ispol-neniyapryzhkov v figurnom katanii na konkakh [Theoretical bases of performing jumps in figure skating]. Abstract of thesis. Moscow, 1996. 47 p. (In Russ.).
4. Vinogradova V.I. Biomekhanicheskiye osnovy individualizatsii professional 'nogo obucheniya fizicheskim uprazhneniyam (na primere figurnogo kataniya na konkakh) [Biomechanical bases of individualization of professional training in physical exercises (on the example of figure skating)]. Thesis. Moscow, 2003. 223 p. (In Russ.).
5. Vinogradova V.I. Individualizatsiya tekhniki pryzhkov figuristov [Individualization of skaters' jumping techniques]. Abstract of thesis. Moscow, 1994 22 p. (In Russ.).
6. Grishina L.V. Teoretiko-metodicheskiye osnovy upravleniya trenirovochnym protsessom v figurnom ka-tanii na konkakh [Theoretical and methodological bases of training process management in figure skating]. Abstract of thesis. Moscow, 1991. 49 p. (In Russ.).
7. Gross Ya.A. Povysheniye skorostno-silovoypod-gotovlennosti yunykh kvalifitsirovannykh figuristov pri ispol 'zovanii trenazhornykh ustroystv [Increase in speed and strength training of young qualified skaters when using training devices]. Abstract of thesis. Moscow, 1992. 24 p. (In Russ.).
8. Dubrovskaya I.N. Uprazhneniya ritmicheskoy gimnastiki v trenirovke figuristov na stadii bazovoy sportivnoy podgotovki [Exercises of rhythmic gymnastics in the training of skaters at the stage of basic sports training]. Abstract of thesis. Malakhovka, 2007. 25 p. (In Russ.).
9. Zhgun Ye.V. Sozdaniye uchebno-metodicheskoy podderzhki spetsializatsii «figurnoye kataniye na konkakh» na baze sredstv mul'timedia tekhnologiy
[Creation of educational and methodological support for the specialization «figure skating» on the basis of multimedia technologies]. Abstract of thesis. Moscow, 1994. 22 p. (In Russ.).
10. Kondakov A.A. Professional'naya podgotovka spetsialistov po figurnomu kataniyu na konkakh na osnove modelirovaniya sorevnovatelnykh program [Professional training of specialists in figure skating on the basis of modeling competitive programs]. Thesis. Moscow, 2011. 136 p. (In Russ.).
11. Kotenko N.V. Otsenka i upravleniye srochnymi trenirovochnymi effektami standartnykh uprazhneniy v podgotovke figuristov-odinochnikov [Assessment and management of urgent training effects of standard exercises in the preparation of single skaters]. Abstract of thesis. Moscow, 1997. 24 p. (In Russ.).
12. Kulibanova Yu.L. Vliyaniye dvizheniy vrashchatel'nogo kharaktera na koordinatsionnyye vozmozhnosti figuristov [The Influence of rotational movements on the coordination capabilities of skaters]. Thesis. St. Petersburg, 2003. 172 p. (In Russ.).
13. Lantseva N.A. Puti povysheniya effektivnosti protsessa obucheniya osnovam figurnogo kataniya na konkakh mladshikh shkolnikov v usloviyakh massovykh form zanyatiy [Ways to improve the effectiveness of the process of teaching the basics of figure skating to younger students in the conditions of mass forms of classes]. Thesis. Saint Petersburg, 2013. 228 p. (In Russ.).
14. Lysova I.A. Kolichestvennyye kharakteristika, kriterii otsenki i puti optimizatsii proizvol 'nykh programm figuristov-odinochnikov [Quantitative characteristics, evaluation criteria and ways to optimize arbitrary programs for single skaters]. Abstract of thesis. Malakhovka, 1997. 25 p. (In Russ.).
15. Mikheyev R.V. Organizatsionno-pedagogiches-kiye osobennosti zanyatiy v detskom tvorcheskom kollektive na l'du [Organizational and pedagogical features of classes in children's creative team on ice]. Thesis. Malakhovka, 2008. 158 p. (In Russ.).
16. Mishin A.N. Tekhnika ispolneniya i metodika obucheniya mnogooborotnym pryzhkam konkobezht-sa-figurista [Technique and method of training multi-turn jumps skater-skater]. Abstract of thesis. Leningrad, 1973. 26 p. (In Russ.).
17. Moskvina T.N. Tekhnika ispolneniya i metodika obucheniya obyazatelnym uprazhneniyam
kon 'kobezhtsa-figurista [Technique and method of training mandatory exercises skater-skater]. Abstract of thesis. Leningrad, 1971. 29 p. (In Russ.).
18. Pashkevich I.A. Informativnost' morfo-logicheskikh pokazateley sportivnoy prigodnosti fig-uristov na raznykh etapakh podgotovki [Informative-ness of morphological indicators of sports fitness of figure skaters at different stages of training]. Thesis. Malakhovka, 2006. 135 p. (In Russ.).
19. Pozdnyakov A.V. Vneledovaya podgotovka fig-uristov-parnikov na etape nachal 'noy spetsializatsii [Extra-Curricular training of greenhouse skaters at the stage of initial specialization]. Thesis. Moscow, 2004. 223 p. (In Russ.).
20. Ryabchikov A.I. Povysheniye ustoychivosti i rezul 'tativnosti smeshannykh sportivnykh par (peda-gogicheskiye aspekty) [Improving the stability and effectiveness of mixed sports pairs (pedagogical aspects)]. Abstract of thesis. Leningrad, 1990. 24 p. (In Russ.).
21. Sinitsyn R.A. Otbor figuristov v gruppy sportivnykh tantsev na Idu na etape uglublonnoy sportivnoy spetsializatsii [Selection of skaters in the group of sports dancing on ice at the stage of advanced sports specialization]. Abstract of thesis. Omsk, 1991. 23 p. (In Russ.).
22. Starosta V. simmetrichnyye i asimmetrichnyye dvigatel 'nyye funktsii v figurnom katanii na konkakh [Symmetrical and asymmetric motor functions in figure skating]. Abstract of thesis. Leningrad, Varshava, 1963. 23 p. (In Russ.).
23. Stefanova TS.A. Bazovyye dvizheniya v figurnom katanii na kon'kakh i metodika obucheniya im [The Basic movements in figure skating on the horses and methods of teaching them]. Abstract of thesis. St. Petersburg, 1994. 23 p. (In Russ.).
24. Tuzova E.N. Osnovy unifitsirovannogo obucheniya detey kataniyu na konkakh [Fundamentals of unified teaching of children to skate]. Abstract of thesis. Saint Petersburg, 1991. 26 p. (In Russ.).
25. Urlova O.N. Razvitiye spetsial'nykh koordinat-sionnykh sposobnostey u yunykh figuristov na etape predvaritel 'noy podgotovki [Development of special coordination abilities in young skaters at the stage of preliminary training]. Thesis. Khabarovsk, 2004. 154 p. (In Russ.).
26. Khamaganova G.G. Kolichestvennyye kharak-teristiki trenirovochnykh nagruzok v sportivnykhtant-sakh na l'du [Quantitative characteristics of training loads in sports dancing on ice]. Abstract of thesis. Moscow, 1990. 21 p. (In Russ.).