Научная статья на тему 'Уровень межпредметных знаний биология - физическая культура у выпускников школ, поступающих в высшие военные учебные заведения'

Уровень межпредметных знаний биология - физическая культура у выпускников школ, поступающих в высшие военные учебные заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Елена Александровна, Кузнецов Павел Константинович, Яковлев Юрий Владимирович, Гайкалов Андрей Петрович, Горохов Алексей Витальевич

В статье рассматривается уровень сформированности межпредметных и метапредметных знаний предметных областей биология и физическая культура, полученных на основе интегрированных уроков, выпускников средних общеобразовательных школ, поступающих в высшие учебные заведения технического профиля и высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Кратко анализируются причины совершенствования межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры. Для этого рассматривается теория физического воспитания и спорта как междисциплинарная область знаний. Приводятся результаты собственных исследования, характеризующие возможности курсантов Военной академии применять полученные знания в области физиологии и строения тела человека на практических занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в интересах повышения их эффективности и взаимосвязи педагог-ученик-педагог. Делается заключение о необходимости совершенствования межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Елена Александровна, Кузнецов Павел Константинович, Яковлев Юрий Владимирович, Гайкалов Андрей Петрович, Горохов Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of interdisciplinary knowledge of biology - physical culture among graduates of schools entering the higher military educational institutions

The article discusses the level of formation of interdisciplinary and metadisciplinary knowledge of such subject areas as biology and physical culture, obtained on the basis of integrated lessons, by graduates of secondary schools enrolled in technical institutions of higher education and higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The reasons for the improvement of interdisciplinary and metadisciplinary knowledge in the field of biology and physical culture are briefly analyzed. For this, the theory of physical education and sport is considered as an interdisciplinary field of knowledge. The results of our own research are given, characterizing the capabilities of the cadets of the Military Academy to apply their knowledge in the field of physiology and body structure during the practical classes in the discipline "physical training" for the interests of improving their efficiency and relationship of teacher-student-teacher. The conclusion is made about the need to improve interdisciplinary and metadisciplinary knowledge in the field of biology and physical culture.

Текст научной работы на тему «Уровень межпредметных знаний биология - физическая культура у выпускников школ, поступающих в высшие военные учебные заведения»

Moscow.

3. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.

4. Savelieva O.Yu. (2016), The history of the emergence and development of swimming: Tutorial, part No. 2, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow.

5. Savelieva O.Yu., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Kozyakov R.V. (2017), "Providing features of educational process in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 211-217.

6. Ministry of sport of the Russian Federation (2013), Federal standard of swimming sports training, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2018

УДК 378

УРОВЕНЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ БИОЛОГИЯ - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ПОСТУПАЮЩИХ В ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Елена Александровна Андросова, учитель биологии, Средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель; Андрей Петрович Гайкалов, старший преподаватель, Алексей Витальевич Горохов, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается уровень сформированности межпредметных и метапредметных знаний предметных областей биология и физическая культура, полученных на основе интегрированных уроков, выпускников средних общеобразовательных школ, поступающих в высшие учебные заведения технического профиля и высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Кратко анализируются причины совершенствования межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры. Для этого рассматривается теория физического воспитания и спорта как междисциплинарная область знаний. Приводятся результаты собственных исследования, характеризующие возможности курсантов Военной академии применять полученные знания в области физиологии и строения тела человека на практических занятиях по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в интересах повышения их эффективности и взаимосвязи педагог-ученик-педагог. Делается заключение о необходимости совершенствования межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры.

Ключевые слова: биология, физическая культура, физическая подготовка, трансдисципли-нарность физической подготовки.

LEVEL OF INTERDISCIPLINARY KNOWLEDGE OF BIOLOGY - PHYSICAL CULTURE AMONG GRADUATES OF SCHOOLS ENTERING THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Elena Aleksandrovna Androsova, the biology teacher, Secondary school No. 100, Kalininsky district, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, head of the Department, Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Petrovich Gaykalov, the senior teacher, Aleksey Vitalievich Gorokhov, the senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the level of formation of interdisciplinary and metadisciplinary knowledge of such subject areas as biology and physical culture, obtained on the basis of integrated lessons, by graduates

of secondary schools enrolled in technical institutions of higher education and higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The reasons for the improvement of interdisciplinary and metadisciplinary knowledge in the field of biology and physical culture are briefly analyzed. For this, the theory of physical education and sport is considered as an interdisciplinary field of knowledge. The results of our own research are given, characterizing the capabilities of the cadets of the Military Academy to apply their knowledge in the field of physiology and body structure during the practical classes in the discipline "physical training" for the interests of improving their efficiency and relationship of teacher-student-teacher. The conclusion is made about the need to improve interdisciplinary and metadisciplinary knowledge in the field of biology and physical culture.

Keywords: biology, physical culture, physical training, transdisciplinary of physical training.

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе школьного образования активно применяется практика интегрированных уроков, т.е. педагогическая технология «воспитания в процессе жизни». Она позволяет привести процесс обучения в естественную органическую связь с жизнью [4]. Но единый государственный экзамен и система вступительных экзаменов в высшие учебные (особенно технического профиля) и военно-учебные заведения не позволяет в полном объеме определить уровень межпредметных и метапредметных знаний выпускника школы и его умения их применять на практике, что в современных условиях высокой технологичной продукции является крайне важным. Это в полной мере можно и отнести к выпускникам - будущим специалистам, если их рассматривать как «продукт» или результат образовательной деятельности учебного и военно-учебного заведения. Так желающим поступить в Военную академию связи необходимо представить результаты только двух единых государственных экзаменов - математики и физики. Эти результаты носят крайне узкую направленность и не раскрывают уровень межпредметных и метапредметных знаний. Важно отметить, что знания будущих курсантов в области биологии не учитываются. В результате школьники, желающие поступить в Военную академию связи или другие военно-учебные заведения технического профиля, концентрируются на подготовке к экзаменам только на тех предметах, которые необходимы. Знания, получаемые по другим не менее важным предметам, носят «поверхностный» (временный) характер и теряются сразу по окончании средней общеобразовательной школы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Во всех высших военно-учебных заведения на протяжении всего периода обучения предусмотрена учебная дисциплина «Физическая культура» (физическая подготовка), которая, согласно Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и Федерального государственного образовательного стандарта поколения 3+, является обязательной (базовой) дисциплиной обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего и высшего звена. Эта дисциплина предусмотрена и для офицерского состава, получающего образования в магистратуре, адъюнктуре (аспирантуре). По мнению многих ученых [3], теория физического воспитания и спорта изначально формировалась как междисциплинарная область знания на базе таких групп фундаментальных наук как: естественные науки (медико-биологические, физиологические, биомеханические, математические), специально-прикладные науки (кинезиология, теория профессионально-прикладной физической подготовки, лечебная физическая культура), социогуманитарные науки (история, философия, социология, психология, педагогика, менеджмент). Первичные знания по основным дисциплинам естественных наук, указанным выше, будущие курсанты получают в школе, а в большинстве своем - только в школе, т.к. курс биологии, физиологии и других медико-биологических дисциплин в высших учебных заведениях технического профиля и в высших военных учебных заведениях, как правило, не предусмотрен, либо крайне ограничен такой дисциплиной как «военно-медицинская помощь», «основы безопасной

жизнедеятельности». Однако процесс любой спортивной тренировки и занятий по физической культуре (подготовке), в том числе самостоятельной физической тренировке и выполнением физических упражнений, строго регламентируется соответствующими программами и рекомендациями, в основе которых лежат адаптационные физиологические процессы, протекающие в организме человека [2, 4]. В результате знания по биологии, получаемые в процессе обучения в школе, просто необходимы обучающимся в высших учебных и военно-учебных заведениях. Более того, они необходимы и для дальнейшей службы на офицерских (особенно на командирских) должностях [1, 5], и для дальнейшего обучения в магистратуре, адъюнктуре.

Проведенные исследования, показали, что уровень остаточных знаний школьного курса биологии, особенно раздела «Человек», крайне низок. Так более 90% военнослужащих слабо владеют знаниями о частоте сердечных сокращений, о функциональных системах организма. Не понимают роль и место системы дыхания и сердечно-сосудистой системы в организме человека и влияние их на уровень тренированности человека. Ни один из опрошенных курсантов не смог дать правильный ответ на вопрос, что такое «здоровье». Более того, прикладные знания (интеграция знаний биологии в физическое воспитание), навыки и умения их применения на практике в интересах собственного, в первую очередь, физического развития находятся еще на более низком уровне. Так ни один из 127 опрошенных курсантов не знает градацию интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений. Более 40% курсантов не смогли измерить собственный пульс за 15 секундный промежуток времени. При этом 7 курсантов признались в том, что измеряют его впервые. Знания о биологических процессах, происходящих в организме военнослужащих во время физической нагрузки, смогли показать только три курсанта, при этом их знания были крайне поверхностными и ограничивались лишь общими фразами. Непосредственно в ходе учебных занятий только 20-30% от присутствующих в учебных группах курсантов смогли контролировать собственный пульс и информировать о нем преподавателя. Остальные сбивались и не могли его измерить.

Несмотря на столь низкий уровень знаний по учебным дисциплинам в том числе и «Физическая подготовка», не предусмотрено занятий, направленных на их повышение. Так из 684 учебных часов по дисциплине «Физическая подготовка» Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения на теоретические занятия отводится только 20 часов, при этом их тематика не несет информации, связанной с биологией. Не предусмотрено совершенствование знаний об организме человека и заданиями на самостоятельную подготовку. Более того, несмотря на высокие знания в области биологии профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки, сама форма учебных занятий, определенная НФП-09, не позволяет давать знания по биологии обучающимся.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что знания, показанные курсантами высшего военно-учебного заведения, лишь незначительно выше знаний, показанных курсантами учебных воинских частей [4]. Одной из причин такого положения дел является отсутствие требований к знаниям в области биологии к поступающим в высшие военные учебные заведения. Более того соответствующие компетенции отсутствуют и в Федеральном государственном образовательном стандарте, и в квалификационных требованиях к будущим специалистам, как военного, так и гражданского профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование межпредметных и метапредметных знаний в области биологии и физической культуры в рамках образовательных программах среднего и общего образования является важным и неотъемлемым условием повышения эффективности физического воспитания в высших учебных заведениях технического профиля и высших военных учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андросов, А.М. Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих / А.М. Андросов, В.П. Сорокин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 28-30.

2. Ендальцев, Б.В. Адаптационные возможности организма - основа работоспособности человека в экстремальных условиях / Б.В. Ендальцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2013. - № 2. - С. 55-59.

3. Лубышева, Л.И. Философия спорта в системе физкультурно-спортивного знания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 93.

4. Сорокин, В.П. Интеграция знаний по биологии учащихся общеобразовательной школы в систему физической подготовки Вооруженных сил Российской Федерации / В.П. Сорокин, Е.А. Андросова, А.М. Андросов // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы». - СПб., 2015. С. 154-158.

5. Физическая подготовка военнослужащих управления соединений на современном этапе / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Н.С. Федюк, И.Ю. Тимофеев, С.Ю. Степанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 266-271.

REFERENCES

1. Androsov, A.M. and Sorokin, V.P. (2014), "Physical qualities as a basis for professional training of military personnel", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 28-30.

2. Endaltsev, B.V. (2013), "Adaptive capabilities of the body - the basis of human performance in extreme conditions", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2, pp. 5559.

3. Lubysheva, L.I. (2016), "The philosophy of sport in the system of physical culture and sports knowledge", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 93.

4. Sorokin, V.P., Androsova, E.A. and Androsov, A.M. (2015), "Integration of knowledge on the biology of students of secondary schools into the system of physical training of the Armed Forces of the Russian Federation", Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference "Contemporary gymnastics: problems, trends, prospects", publishing house The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, pp. 154-158.

5. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Fedyuk, N.S., Timofeev, I.Yu. and Stepanov S.Yu. (2017), "Physical training of servicemen of the compound control at the present stage", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 266-271.

Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.10.2018

УДК 769.12

ГРЕБНОЙ СПОРТ В КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СПОРТА ПО ХАРАКТЕРУ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мария Владимировна Баранова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье, не оспаривая существующие классификации видов спорта по характеру совместной деятельности других авторов, вносятся уточнения о месте гребного спорта в них. Анализ таких специфических особенностей гребных экипажей, как цикличность синхронных действий, контакт спортсменов через инвентарь, значимость психофизиологического фактора, не позволяет ставить гребной спорт в один ряд с другими видами лишь по наличию признака совместной деятельности.

Ключевые слова: гребной спорт, классификация, совместная деятельность, гребной экипаж, спортивная команда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.