Научная статья на тему 'Интегрированные уроки биология - физическая культура'

Интегрированные уроки биология - физическая культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / БИОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Елена Александровна, Яковлев Юрий Владимирович, Иващенко Дмитрий Евгеньевич, Котов Павел Анатольевич, Лукина Оксана Михайловна

В статье рассматривается проблема низкого уровня физической подготовленности призывников в Вооруженные силы Российской Федерации. Приводится информация, что более 70% призывников каждого призыва прибывают на пополнение воинских частей после окончания общеобразовательных школ. Одним из возможных путей решения данной проблемы могут выступать интегрированные (бинарные) уроки. В интересах совершенствования уровня физической подготовленности школьников и допризывной молодежи, привития к систематическим занятиям физическими упражнениями и достижения целого ряда личностных и метапредметных требований к результатам освоения образовательных программ основой комплексирования на бинарных уроках должны выступать такие предметы, как физическая культура и биология. Делается заключение, что внедрение в образовательный процесс средней школы интегрированных уроков биология физическая культура позволит совершенствовать уровень междисциплинарных связей призывников в интересах повышения обороноспособности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андросова Елена Александровна, Яковлев Юрий Владимирович, Иващенко Дмитрий Евгеньевич, Котов Павел Анатольевич, Лукина Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated lessons Biology - Physical culture

The article deals with the problem of the low level of physical fitness of recruits in the Armed Forces of the Russian Federation. It is reported that more than 70% of recruits for each call arrive at the completion of military units after graduating from general education schools. One of the possible ways to solve this problem may be integrated (binary) lessons. In order to improve the level of physical fitness of schoolchildren and pre-draft young people, instilling systematic physical exercises and achieving a number of personal and meta-subject requirements to the results of mastering educational programs, such subjects as physical culture and biology should be the basis for integration in binary lessons. It is concluded that the introduction of integrated biology physical education lessons into the educational process of high school will improve the level of interdisciplinary communication of future recruits in the interests of increasing the country's defense capability.

Текст научной работы на тему «Интегрированные уроки биология - физическая культура»

косвенных показателей работоспособности у сотрудников ГПС МЧС России предшествует ухудшению ее прямых показателей. Это дает основание предопределить конкретный временной диапазон существенного изменения профессиональной работоспособности у сотрудников ГПС МЧС России и прогнозировать степень развивающегося утомления при тушении пожаров вплоть до отказа от работы.

ВЫВОД

Установлено, что на профессиональную работоспособность сотрудников ГПС МЧС России при тушении пожаров влияют следующие факторы: состояние психофизиологических функций, уровень развития общей и силовой выносливости, а также других физических качеств; условия, в которых протекает их профессиональная деятельность; уровень личностной мотивации. Влияют также характер и специфика профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во время тушения пожаров, а также режим труда, отдыха, сна и питания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А.Э. Болотин, Б. Д. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 32-34.

2. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 35-37.

3. Bolotin, А.Е. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the Emercom with the use of physical training aids / A.E. Bolotin // Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 15 (3). - P. 417-425.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Selyukin B.D. (2015), "Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy image of life", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 32-34.

2. Volkov A.V., Panchenko I.A. and Bolotin A.E. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-37.

3. Bolotin, А.Е. (2015), "Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the Emercom with the use of physical training aids", Journal of Physical Education and Sport, 15(3), pp.417-425.

Контактная информация: s_aganov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2018

УДК 796.011.3

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ БИОЛОГИЯ - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Елена Александровна Андросова, учитель биологии, СОШ № 100 Калининского района, г. Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Дмитрий Евгеньевич Иващенко, заместитель начальника кафедры, кандидат педагогических наук, Павел Анатольевич Котов, старший преподаватель, Оксана Михайловна Лукина, преподаватель, Военная академия связи,

Санкт-Петербург

Аннотация

в статье рассматривается проблема низкого уровня физической подготовленности призывников в Вооруженные силы Российской Федерации. Приводится информация, что более 70% призывников каждого призыва прибывают на пополнение воинских частей после окончания

общеобразовательных школ. Одним из возможных путей решения данной проблемы могут выступать интегрированные (бинарные) уроки. В интересах совершенствования уровня физической подготовленности школьников и допризывной молодежи, привития к систематическим занятиям физическими упражнениями и достижения целого ряда личностных и метапредметных требований к результатам освоения образовательных программ основой комплексирования на бинарных уроках должны выступать такие предметы, как физическая культура и биология. Делается заключение, что внедрение в образовательный процесс средней школы интегрированных уроков биология -физическая культура позволит совершенствовать уровень междисциплинарных связей призывников в интересах повышения обороноспособности страны.

Ключевые слова: интегрированные уроки, биология, физическая культура, физическая подготовка, межпредметные и междисциплинарные знания.

INTEGRATED LESSONS BIOLOGY - PHYSICAL CULTURE

Elena Aleksandrovna Androsova, the biology teacher of school No. 100, Kalininsky district, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitriy Evgenyevich Ivashchenko, the deputy head of department, candidate ofpedagogical sciences, Pavel Anatolevich Kotov, the senior lecturer, Oksana Mikhaylovna Lukina, the lecturer, Military academy of communications, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the problem of the low level of physical fitness of recruits in the Armed Forces of the Russian Federation. It is reported that more than 70% of recruits for each call arrive at the completion of military units after graduating from general education schools. One of the possible ways to solve this problem may be integrated (binary) lessons. In order to improve the level of physical fitness of schoolchildren and pre-draft young people, instilling systematic physical exercises and achieving a number of personal and meta-subject requirements to the results of mastering educational programs, such subjects as physical culture and biology should be the basis for integration in binary lessons. It is concluded that the introduction of integrated biology - physical education lessons into the educational process of high school will improve the level of interdisciplinary communication of future recruits in the interests of increasing the country's defense capability.

Keywords: integrated lessons, biology, physical education, physical training, interdisciplinary and interdisciplinary knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день очень остро стоит проблема низкого уровня физической подготовленности призывников в Вооруженные силы Российской Федерации. Анализ литературных источников показал, что основные пути ее решения большинством специалистов сводятся к поиску наиболее эффективных средств и методов физической подготовки в период прохождения военнослужащими военной службы по призыву, позволяющих в кратчайшие сроки обеспечить необходимый уровень физической подготовленности личного состава для качественного выполнения ими своих обязанностей, предусмотренных военной службой [3, 4]. При этом пути решения данной проблемы через систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях практически не изучаются. Важно отметить, что более 70% призывников каждого призыва прибывают на пополнение воинских частей после окончания общеобразовательных школ. Таким образом, основываясь на принципе преемственности, результаты освоения образовательной программы среднего общего образования во многом будут определять не только содержания программ физической подготовки в воинской части, но и эффективность их освоения новобранцами, призванными защищать нашу Родину.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основной для составления программ физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации является интенсивность физической нагрузки, определяемая через показатель частоты сердечно-сосудистых сокращений [1], что в свою очередь требует от

военнослужащих достаточно глубоких теоретических знаний в вопросах биологии, позволяющих занимающимся самостоятельно контролировать степень получаемой нагрузки. Более того современный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предъявляет аналогичные требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы. Так выпускник школы, а, следовательно, будущий призывник, обязан иметь прочные навыки в организации и проведении самостоятельной физической тренировке, подбирать и выполнять правильно различные физические упражнения, контролировать степень нагрузки, владеть основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств [5, 6].

Многие авторы в своих трудах отмечают, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не владеют знаниями, необходимыми для оказания помощи руководителям занятий в контроле степени нагрузки в ходе проведения форм физической подготовки и организации самостоятельных тренировок в личное время. В результате этого теряется связь «педагог-ученик-педагог» и, как следствие, снижается эффективность проводимых занятий по физической подготовке. Данная проблема характерна и для высших учебных заведений Российской Федерации, особенно технического профиля.

Одним из возможных путей решения данной проблемы могут выступать интегрированные (бинарные) уроки, проводимые в общеобразовательных школах. Интеграция - (лат. Integratio - integer целый) - объединение в целое каких-либо частей или элементов [2]. Бинарный урок, по нашему мнению, выступает средством достижения межпредметных и ме-тапредметных связей - интеграции различных предметов.

Интегрированные (бинарные) уроки являются одной из наиболее эффективных форм проведения учебных занятий в школах, позволяют воедино соединять знания, получаемые учениками из различных предметных областей, придавая им определенную при-кладность. Тем самым позволяя использовать знания одной науки в интересах другой, оказывая при этом значительный положительный взаимный эффект. Именно интегрированные уроки лежат в основе достижения межпредметных и метапредметных знаний, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами среднего и общего образования.

В основе комплексирования бинарных уроков могут быть положены различные предметы, даже те, которые на первый взгляд несвязанными. Так общий анализ проведенных уроков в школах одного из районов Санкт-Петербурга показал, что бинарные уроки могут проводится и по таким предметам как биология и русский язык, математика и литература и др. В интересах совершенствования уровня физической подготовленности школьников и допризывной молодежи, привития к систематическим занятиям физическими упражнениями и достижения целого ряда личностных и метапредметных требований к результатам освоения образовательных программ основой комплексирования на бинарных уроках должны выступать такие предметы, как физическая культура и биология. Важно отметить, что в их структуре могут решаться и вопросы других дисциплин:

- математики - подсчет результатов ЧСС за 15 секундный интервал времени, измерение жизненной емкости легких и на основе указанных данных - минутного объема кислорода, перевод их в общепринятую систему измерения и др.;

- химии - изучение химических процессов, протекающих в организме человека при выполнении физических упражнений (при физической нагрузке);

- физики - исследования структуры двигательных действий;

- литературы и русского языка - описание сложных процессов и явлений доступным и литературным языком, безошибочное конспектирование сложных с позиции проверки правильности писания терминов и определений.

Многие авторы в такой структуре урока выделяют два вида междисциплинарных связей: обеспечивающие и обеспечиваемые.

Анализ, проведенный за 2016-2018 учебные годы в Василеостровском районе города Санкт-Петербурга, показал, что интегрированным (бинарным) урокам, в основе которых лежат такие предметы как биология и физическая культура, не уделяется должного внимания. В рамках исследования официальных сайтов информационно-методических центров районов нами не были выявлены методические разработки к проведению подобных уроков. Очень мало информации об интегрированных (бинарных) уроках, основой комплек-сирования которых является биология и физическая культура, и в научных публикациях. В тоже время интегрированные (бинарные) уроки набирают популярность. Основой их ком-плексирования выступают, как правило, такие предметы как: химия и биология, биология и география, математика и физика, физика и информатика, математика и информатика, русский язык и литература и др.

Причиной такого положения дел, по нашему мнению, выступает отсутствие доступной и хорошо описанной практики проведения подобных занятий, недостаточность знаний преподавательского состава о способах проведения исследований физического развития школьников, навыков в проведении научно-исследовательской деятельности, отсутствие в школах приборов, необходимых для измерения показателей функционального состояния организма человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знания, получаемые на уроках биологии, являются теоретической основой для понимания процесса физического совершенствования и контроля получаемой нагрузки. Соответственно, внедрение в образовательный процесс средней школы интегрированных уроков биология - физическая культура позволит совершенствовать уровень междисциплинарных связей будущих призывников в интересах повышения обороноспособности страны, активнее прививать школьников к активным занятиям физическими упражнениями вне учебного времени, создать базу знаний, на которую будут опираться будущие студенты во время занятий по учебной дисциплине «физическая подготовка» в высших учебных и военно-учебных заведениях страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). - СПб. : Типография Военного института физической культуры, 2013. - 199 с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.

3. Сорокин, В.П. Совершенствование физических качеств военнослужащих с использованием инновационных информационных технологий / В.П. Сорокин А.М. Андросов, И.Ю. Тимофеев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 2., ч. 1. - С. 30-34.

4. Сорокин, В.П. Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих / В.П. Сорокин, А.М. Андросов // Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9. - С. 28-30.

5. Современное развитие непрерывного образования в системе физической культуры и спорта / О.А. Чурганов, Ю.В. Яковлев, О. Л. Спицын, П.К. Кузнецов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 281-284.

6. Яковлев, Ю.В. Новые технологии по привлечению студентов к занятиям физическими упражнениями / Ю.В. Яковлев, А. А. Калмыков, О. Л. Спицын // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 7 (23). - С. 883-886.

REFERENCES

1. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (MPT- 2009 with changes) (2013), Printing house of the Military Institute of Physical training, St. Petersburg.

2. Ozhegov, S.I. and Shvedova, N.Yu., (2000), Dictionary of the Russian language, Azbukovnik, Moscow.

3. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Timofeev, I.Yu. (2017), "Perfection of physical qualities of servicemen using innovative information technologies", Actual problems ofphysical and special training of power structures, (Part 1), No. 2, pp. 30-34.

4. Sorokin, V.P. and Androsov, A.M. (2014), "Physical qualities as a basis for professional training of military personnel", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 28-30.

5. Churganov, O.A., Yakovlev, Yu.V., Spitsyn, O.L. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Modern development of continuous education in the system of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 281-284.

6. Yakovlev, Yu.V., Kalmykov, A.A. and Spitsyn, O.L. (2018), "New technologies to attract students to exercise", Alley of Science, Vol. 2, No. 7 (23), pp. 883-886.

Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2018

УДК 796.323

КУБОК РОССИИ ПО БАСКЕТБОЛУ СРЕДИ ЖЕНСКИХ КОМАНД КАК ПРОБА СИЛ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ИГРОКОВ

Раиса Игоревна Андрианова, кандидат педагогических наук, МС, серебряный призёр Кубка России-17, БК «Спартак», Московская область; Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский институт физической культуры; Татьяна Сергеевна Абрикосова, МСМК, обладатель Кубка Европы-13,14, бронзовый призёр Кубка России-12, магистрант, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург; Дмитрий Владимирович Федосеев, главный тренер, БК «Ростов-Дон-ЮФУ», Ростов-на-Дону

Аннотация

В Кубке России по баскетболу имеют право выступать только российские игроки. Соревнование примечательно тем, что может быть стартовой площадкой для отбора в сборную команду России, в том числе к Олимпийским играм, где должны играть национальные спортсменки. В сезоне 2017 года интрига соревнований заключалась в том, что команды - постоянные лидеры соревнований, не вышли в Финал Четырёх или остались без медалей, благодаря уверенным победам новичка Премьер-лиги молодой команде «Инвента», что говорит о повышении конкуренции среди российских игроков за счёт пополнения лиги квалифицированным резервом.

Ключевые слова: Кубок России, женские баскетбольные команды, результаты соревнований, комплектование команд, игровое время, статистика игр.

RUSSIA BASKETBALL CUP AMONG WOMEN'S TEAMS AS A TEST OF STRENGTH FOR RUSSIAN PLAYERS

Raisa Igorevna Andrianova, the candidate ofpedagogical sciences, MS, silver medalist of the Cup of Russia-17, BC Spartak, Moscow region; Marina Vitalievna Lenshina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of physical culture; Tatiana Ser-geevna Abrikosova, world-class athlete, winner of European Cup-13,14, bronze medalist of Cup of Russia-12, undergraduate, NSU them. P.F. Lesgaft, St. Petersburg; Dmitry Vladimiro-vich Fedoseev, the head coach, BC "Rostov-don-SFU", Rostov-on-Don

Annotation

Only Russian players have the right to play in the Russian basketball Cup. The competition is remarkable in that it can be a launching pad for the selection of the Russian national team, including the Olympic games, where national athletes should play. In the season of 2017, the intrigue of the competition was the fact that the teams are permanent leaders of competitions, advanced to the Final Four, or remained without medals, because of confident win the rookie of the Premier League young team "Inventa", indicating that the increase in competition among Russian players due to the replenishment of the qualified reserve League.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.