венко // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 201-207.
3. Сальников, В. А. Возрастной фактор в структуре индивидуального развития / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 98-103.
4. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST) : методическое руководство / Л. А. Ясюкова. - СПб. : ГП «ИМАТОН», 2002. - 80 с.
REFERENCES
1. Revenko, E.M. and Salnikov V.A. (2014), The correlations of motor and mental abilities in the process of growing up: monograph, SibADI, Omsk.
2. Revenko, E.M. (2016), "Age characteristics of physical readiness of students with different dynamics of intelligence, as a condition of individualization of physical education", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No.3, pp. 201-207.
3. Salnikov, V.A. and Revenko, E.M. (2014), "Age-specific factor in the structure of individual development", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 98-103.
4. Yasukova, L.A. (2002), Testing of mental structure by R. Amthauer (IST): Methodical manual, IMATON, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2016
УДК 796.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Шамиль Ринатович Зайнуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Альбина Наильевна Кудяше-ва, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета (НЧИ К(П)ФУ)), г. Набережные Челны; Радик Радифович Валинуров, Набережночелнинский государственный педагогический университет (НГПУ), г. Набережные Челны
Аннотация
Модернизация школьного образования предполагает повышения качества обучения посредством внедрения инновационных технологий и средств обучения. В данной статье авторы предлагают использовать единоборства и его элементы на уроках физической культуры как для повышения интереса к занятиям, так и для совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, единоборства, школьники.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p214-218
EFFECTIVENESS OF THE MARTIAL ARTS APPLICATION (WRESTLING) AT PHYSICAL TRAINING LESSONS
Natalya Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny; Radik Rаdifovich Valinurov, Pedagogical University in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny
Annotation
The modernization of the school education consists in enhancement of the learning through the introduction of the innovative technologies and learning tools. In this article the authors suggest the use of martial arts (wrestling) and its elements at physical training lessons for increasing interest in the activities as well improving the fitness level of the students in secondary schools
Keywords: physical education, physical development, martial arts (wrestling), students.
ВВЕДЕНИЕ
По данным медико-биологических и психолого-педагогических исследований последнее двадцатилетие характеризуется неуклонным снижением здоровья современных подростков, а также взрослого населения России. Причинами негативных тенденций в состоянии здоровья являются экологическая ситуации, недостаточность профилактических мероприятий, несформированность серьезного отношения к индивидуальному здоровью, снижение организованной и самостоятельной двигательной активности и пассивное отношение к физической культуре у всех категорий населения. Между тем, исследованиями В.К. Бальсевича и др. установлено, что оптимальная двигательная активность является стимулированием роста и развития организма, благоприятно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата, восстанавливает психические функции.
Анализ современной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предметов показывает их выраженную направленность в сторону образовательного компонента. Такое предпочтительное отношение к выработке двигательных умений и навыков, допускается в ущерб воспитанию основных физических качеств [5, 6]. Чтобы влиять на физическое развитие ребенка, необходимо включать его в различные виды двигательной активности: простые и сложные. В процессе физического воспитания в школе больше внимания уделяется обучению основным базовым движениям, и поэтому процесс развития физических качеств затормаживается [3]. Исследователями в качестве преодоления вышеизложенного противоречия предлагаются различные варианты, в том числе инновационные физкультурно-оздоровительные технологии, привлечение детей и взрослых к занятиям единоборствами, популярность которых ежегодно возрастает.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики использования единоборств на уроках физической культуры. Исходя из вышесказанного, важно целенаправленно влиять на физическое развитие ребенка. По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом является развитие физических качеств непосредственно на уроках физической культуры в школе. Основной направленностью уроков, которые построены на материале единоборств, является: разрешение задач физического воспитания школьников, освоение основных навыков единоборств, приобщение к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом. Школьные уроки с элементами единоборств в школе подчинены педагогическим закономерностям и требованиям логики учебно-воспитательного процесса. Урок продолжается 45 минут и включает подготовительную, основную и заключительную части [1, 7]. Подготовительная часть урока (5-8 мин) подготавливает организм к дальнейшей физической нагрузке. В подготовительную часть урока можно включать характерные для борцов перемещения; упражнения скоростно-силового характера [2, 4]. В то же время надо отметить, что в старших классах ее интенсивность необходимо увеличить. В основной части (25-30 минут) обеспечивается оптимальный уровень работоспособности школьников. В основной части идет освоение разнообразной техники приемов и идет процесс воспитания физических качеств. При проведении этой части урока необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. Здесь важно учитывать, что сложнокоординационные упражнения целесообразно начать изучать в первой половине основной части, а решением задачи воспитания быстроты будут служить упражнения, которые выполняются после подготовительной части. Возможно так же включать и подвижные игры различной направленности.
Заключительная часть урока длительностью 3-5 мин направлена на снижение уровня частоты сердечных сокращения и возврат психоэмоционального состояния школьников до исходного уровня.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первый этап, состоял в формулировании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки полученной информации.
Второй этап предусматривал педагогический эксперимент. Были сформированы группы - контрольная и экспериментальная из старших школьников параллельных классов (8-й «А» и 8-й «Б») в количестве 30 человек каждая.
Третий этап заключался в обработке и анализе полученной информации.
Методы исследования включали в себя: анализ литературных данных, тестирование (бег на 30м, 6-ти минутный тест Купера, подтягивание в висе на высокой перекладине, прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, наклон из исходного положения стоя), методы математической статистики.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для анализа показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста были использованы показатели, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнения показателей физической подготовленности юношей
старшего школьного возраста ЭГ, КГ и возрастных норм до эксперимента
Физические способности Контрольные упражнения (тесты) Норма КГ Xcp±Sx Разница % ЭГ Xcp±Sx Разница (%)
Скоростные Бег 30 м, с 5 5,1±0,05 3 5,08±0,05 1,6
Координационные Челночный бег3*10 м, с 7,7 7,9±0,09 4,8 8,01±0,04 4,02
Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 210 194,8±2,18 7,3 195,8±1,94 6,7
Выносливость 6-мин. Бег Купера, м 1350 1277±5,05 5,4 1318±10,85 2,3
Гибкость Наклон вперед из положения стоя, см 11 5,9±0,35 46,3 7,3±0,13 33,6
Силовые Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз 10 8,9±0,35 11 8,1±0,25 19
Примечание: уровень значимости р<0,05
Как следует из таблицы 1 на начало эксперимента статистически значимых различий по уровню значимости 0,05 не обнаружено.
Ниже представлены упражнения и элементы единоборств, которые были включены в процесс урока по физическому воспитанию для экспериментальной группы (таблица 2).
Таблица 2
Упражнения с элементами единоборств, направленные на развитие
физических качеств
Физическое качество Средства
Координационные способности челночный бег; комбинации из элементов техники, круговая тренировка подвижные игры и эстафеты, подвижные игры с направленностью на изучение борьбы.
Выносливость круговая тренировка, подвижные игры с формами борьбы; учебные схватки.
Скоростные и ско-ростно-силовые качества смена исходных положений по сигналу, рваный бег из различных исходных положений, эстафеты в сочетании с прыжками, многократные броски набивных мячей разного веса на дальность из разных исходных положений, различные прыжки (напрыгивания на тумбу, спрыгивания, выпрыгивания, со скакалкой, прыжки в длину с места).
Силовые качества упражнения с отягощениями (ОРУ с различным инвентарем), упражнения в парах, круговая тренировка, подтягивание в висе, упражнения с противодействием партнера.
Физическое качество Средства
Гибкость упражнения на растягивание, махи, круговые движения в суставах верхних и нижних конечностей.
Таблица 3
Сравнение показателей физического развития после эксперимента_
Физические способности Контрольные упражнения (тесты) Норма КГ Хср±8х Разница % ЭГ Хср±8х Разница (%)
Скоростные Бег 30 м, с 5 5,01±0,06 0,2 4,9±0,04 2
Координационные Челночный бег3х10 м, с 7,7 7,92±0,12 2,8 7,81±0,05 1,4
Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 210 197,6±1,94 5,9 199,6±1,94 4,9
Выносливость 6-мин. Бег Купера, м 1350 1396±7,35 3,4 1495±9,10 10,7
Гибкость Наклон вперед из положения стоя, см 11 7,2±0,49 34,5 8,9±0,16 19,1
Силовые Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз 10 10,10±0,21 1 10,30±0,43 3
ВЫВОДЫ
1. На основе анализа литературных источников нами выявлено, что наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств является старший школьный возраст. Для процесса повышения эффективности целесообразно применять комплексную подготовку.
2. Исходные показатели контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.
3. Анализ полученных результатов тестирования выявил, что по всем показателям физической подготовленности у юношей обеих групп произошли достоверные улучшения результатов (р<0,05), однако динамика улучшения в экспериментальной группе более ярко выражена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М. : Высшая школа, 2005. -
384 с.
2. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М.Ф. Иваницкий. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 544 с.
3. Коропенко, С.Н. Победить себя. Айкидо: путь силы и духа / С.Н. Коропенко. - Львов : Сполом, 2008 - 192 с.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 272 с.
5. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / Б.А. Нестеров. - Хабаровск : [б.и.], 2001 г. - 244 с.
6. Никонович, П.Н. Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке / П.Н. Никонович. - М. : Издательские решения «Ю», 2015 - 150 c.
7. Теория и методика спорта / под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : Советский спорт, 2007. - 416 с.
REFERENSES
1. Ermolaev, Yu.A. (2005), Age-related physiology, High school, Moscow.
2. Ivanitskiy, M.F. (2006), Man's anatomy (with the basis of dynamic and sports morphology), Physical culture and sport, Moscow.
3. Koropenko, S.N. (2008), To overcome oneself. Aikido: the way of power and spirit, Spolom,
Lviv.
4. Lyakh, V.I. (1999), Tests in physical upbringing of schoolchildren: manual for a teacher, Limited Liability Company Firm "AST publishing house", Moscow.
5. Nesterov, B.A. (2001), Physical activity and physical state of children and teenagers, Far-Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk.
6. Nikonovich, P.N. (2015), Initial principles of karate realization in a sports combat, publishing house: Publishing decisions "Yu", Moscow.
7. Ed. Suslov, F.P. and Kholodov, Zh.K. (2007), Theory and methodology of sport, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2016
УДК 796.011
ГОНКА «ПУТЬ ПОБЕДЫ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ НОРМ НОВОГО КОМПЛЕКСА ГТО СТУДЕНТАМИ
ВУЗОВ
Наталья Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва,
Руслан Николаевич Калакуцкий, кандидат педагогических наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова, Курск
Аннотация
Установлено, что использование гонки «Путь Победы» для подготовки к сдаче норм и требований современного комплекса ГТО способствовало: более эффективному совершенствованию военно-прикладных навыков у студентов; формированию личностных качеств у студенческой молодежи, необходимых каждому гражданину России; воспитанию патриотизма у студентов. Кроме того это способствовало повышению эффективности научно-методического обеспечения процесса формирования готовности студентов к сдаче норм и требований современного комплекса ГТО; совершенствованию процесса физической культуры со студентами в вузах в интересах их подготовки к сдаче норм и требований современного комплекса ГТО.
Ключевые слова: гонка «Путь Победы»; студенческая молодежь; комплекс «Готов к труду и обороне»; система физического воспитания в вузах.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p218-220
RACE "WAY OF THE VICTORY" AS MEANS OF INCREASING THE LEVEL OF READINESS FOR HITTING THE QUALIFYING STANDARDS OF THE READY FOR LABOR AND DEFENSE NEW COMPLEX BY THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Natalya Viktorovna Titushina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Ruslan Nikolaevich Kalakutsky, the candidate of pedagogical sciences, The Ivanov Kursk State Agricultural Academy, Kursk
Annotation
It is established that use of the race "Way of the Victory" for preparation for hitting qualifying standards and requirements of the Ready for labor and defense modern complex contributed: to more effective improvement of the military and applied skills at students; to formation of the personal qualities at student's youth, necessary for each citizen of Russia; to fostering patriotism at students. Besides, it promoted the increase of efficiency of the scientific and methodical ensuring process of formation of readiness of students for hitting the qualifying standards and requirements of the Ready for labor and defense modern complex; to improvement of process of the physical culture with students in higher education institutions for the benefit of their preparation for hitting the qualifying standards and requirements of the Ready for labor and defense modern complex.
Keywords: race "Way of the Victory", student's youth, "Ready for labor and Defense" complex, system of physical training in higher education institutions.
Воспитание будущих защитников Родины в лице студенческой молодежи приобретает особую значимость в современных условиях. Это связано с обеспечением безопасности России, сохранении ее территориальной целостности и суверенитета. Требует-