Научная статья на тему 'Уровень конкурентоспособности продукции пищевой промышленности'

Уровень конкурентоспособности продукции пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пищевая промышленность / молочная отрасль / рынок молочной продукции / конкурентоспособность продукции / качество и безопасность продукции / экспортный потенциал. / food industry / dairy industry / dairy products market / product competitiveness / product quality and safety / export potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Cултанова, О. Э. Абдрахманов, Р. У. Аманбаев

В статье исследован уровень конкурентоспособности пищевой промышленности Кыргызстана. В качестве объекта исследования рассмотрена отрасль переработки молока пищевой промышленности, посредством сопоставления известного в молочном рынке страны акционерного общества «Бишкек-Сут» с зарубежными конкурентами, определен уровень его конкурентоспособности. Предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции пищевой промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF COMPETITIVENESS OF FOOD PRODUCTS

The article explores the level of competitiveness of the food industry in Kyrgyzstan. As an object of study, the food processing milk industry was considered, by comparing the Bishkek-Sut joint-stock company known in the country's dairy market with foreign competitors, its competitiveness level was determined. Recommendations on improving the competitiveness of food products are proposed.

Текст научной работы на тему «Уровень конкурентоспособности продукции пищевой промышленности»

УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А.А. Султанова1, канд. экон. наук, доцент О.Э. Абдрахманов2, канд. экон. наук, доцент Р.У. Аманбаев2, канд. экон. наук, доцент 2Ошский государственный университет

"Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына "(Кыргызстан, г. Бишкек) 2(Кыргызстан, г. Ош)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10112

Аннотация. В статье исследован уровень конкурентоспособности пищевой промышленности Кыргызстана. В качестве объекта исследования рассмотрена отрасль переработки молока пищевой промышленности, посредством сопоставления известного в молочном рынке страны акционерного общества «Бишкек-Сут» с зарубежными конкурентами, определен уровень его конкурентоспособности. Предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции пищевой промышленности.

Ключевые слова: пищевая промышленность, молочная отрасль, рынок молочной продукции, конкурентоспособность продукции, качество и безопасность продукции, экспортный потенциал.

Для стабильного развития экономики, наряду с наращиванием объемов производства и повышением качества сельхозпродукции, необходимо создание и развитие её переработки. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности является приоритетной задачей республики, решение которой позволит обеспечить повышение занятости, уровеня жизни населения, и доходные доходы местного бюджета [1].

В последние годы в пищевой промышленности создаются предприятия, усиливающие производство в условиях конкурентной среды за счет улучшения менеджмента и модернизации производства опираясь на передовые технологии. Увеличиваясь незаметно, их удельный вес на внутреннем рынке оказывает влияние на сокращение объемов импорта. К числу таких предприятий можно отнести: ОАО «БишкекСут», ЗАО «Кока-Кола Бишкек Боттлерс», ОСОО «Риха», ЗАО «Bear Beer», «Кондитерский Дом Куликовский, «Шоро» и др.

На основании проведенного анализа нами выявлено, что отрасль переработки молока становится одним из интенсивно развивающихся и конкурентоспосбных

отраслей промышленности КР, доля которой в 2016 году составила 19,3% от всей выпущенной продукции. Произведенная в данной отрасли продукция не только удовлетворяет внутренние потребности, но и экспортируется (в настоящее время более 35% произведенной продукции). Молочная отрасль страны сегодня включает 144 предприятия - юридических лиц и 300 частных предпринимателей, перерабатывающих молоко. Но в то же время производственная мощность перерабатывающих молоко предприятий не используется в полном объеме. Это сопровождается сбытом молока гражданами, фермерами, имеющих крупный рогатый скот в большом количестве и производящими сырое молоко, оптом, непосредственно потребителю, отсутствием взаимосвязей с перерабатывающими предприятиями, нарушением ветеринарных и санитарных требований.

В 2016 году в молочной отрасли страны произведена продукция в размере 3209,9 млн сомов, индекс физического объема составил 109,1%.

На основании вышеизложенного проведем анализ конкурентоспосбности молочной продукции Кыргызской Республики.

Для проведения сравнения рассмотрим продукцию, произведенную предприятиями зарубежных стран, которая реализуется на нашем рынке. В качестве примера для этого возьмем отечественное

АО «Бишкексут» АК и ООО «Данон Индустрия» и «Кампина» России, ООО«ФудМастер» Казахстана.

Danone является западной компанией, вступившей на рынок России с 1992 года. После объединения молочного бизнеса с компанией Юнимилк, компания смогла объединить 30 заводов по переработке молока, производящих продукты детского питания. Сильные бренды («Простоква-шино», «Активиа», Actimel, «Растишка», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Ак-туаль», «Смешарики», «Тёма» и т.д.), хорошо поставленная логистика, оптимальное распределение производственных площадей и тесное сотрудничество с поставщиками молока способствовали тому, что компания заняла передовые позиции на рынке. С 2013 года продолжила свою деятельность под официальным названием «Группа компаний Danone в России», в 2017 году выполнила пятилетний инвестиционный план в 700 млн. долларов. Является владельцем 17 предприятий на территории России, численность персонала превышает 10 тысяч человек, объем инвестиций в 2015 году составил два миллиарда долларов.

С приходом компании Friesland Campina в Россию с 1992 года начала работу передовая национальная компания, производящая йогурты и обеспечивающая ими рынок. Campina производит фруктовые йогурты высокого качества торговых марок Fruttis, Landliebe, Нежный, Friso на российском рынке.

Компания «ФудМастер» сегодня является одним из передовых компаний, имеет 3 завода в Казахстане, производящих молочную продукцию, в основном кефир, сметану, творог, йогурт, а также 16 торговых филиалов и 2 собственных молочнотоварных ферм. Известна брендами под названием Фуд Мастер, Био-с-имун+, Дольче, Локо Моко, Lactel President и Galbani.

С 2004 года компания «ФудМастер» вошла в международную группу «Лакталио» (Франция), являющуюся лидером по производству высококачественной молочной продукции, объединяющую более 200 предприятий в разных странах мира.

Открытое акционерное общество «Биш-кексут» является одним из крупных предприятий, занимающихся переработкой молока и производством молочной продукции в Кыргызстане. Начиная с 2003 года данное предприятие обеспечивает молочной продукцией и соками не только клиентов с областей и регионов Кыргызстана, но и рынки соседнего Казахстана и Узбекистана, активно работает на локальном рынке. Ассортимент произведенных АО «Бишкексут» молочных продуктов превышает 60 наименований и включает традиционные молочные продукты: молоко пакетированное, кефир, творог, а также десертные продукты: йогурты питьевые, сладкие творожки и т.д. Все ингредиенты, используемые на производстве от сырого молока, от ферментов до упаковки и оборудования проходят сертификацию в институте стандартизации и метрологии КР. На предприятии внедрены Система менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2008 и Система менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ИСО 22000:2005, используется местное сырье и имеет высокий экспортный потенциал.

На предприятии работает 115 человек, оно нашло свое место на рынке, развиваясь динамично, увеличив выручку от реализации произведенной продукции, а также прибыль и резервный капитал более чем в 3 раза на протяжении 20142-2018 годов. Производственная линия, оборудование обновлены в соответствии с современными требованиями, модернизированы и автоматизированы. Анализ динамики основных экономических показателей показывает положительную тенденцию.

АО «БишкекСут», занимая 25% рынка Кыргызстана, может конкурировать с зарубежными конкурентами по критериям качества, упаковки, ассортимента продукции. Но в то же время, у данной компании

отсутствует web-сайт, где отражается деятельность компании, и недостаточно публичной информации о ней.

Далее нами рассчитан коэффициент конкурентоспособности с помощью следующей формулы:

Е = а*Р,

где, а - удельный вес параметра конкурентоспособности;

Р - значение показателя конкурентоспособности компании (максимальное значение 1) [3].

Как видим из данных таблицы 1, хотя АО «Бишкексут» занимает большую долю

рынка, оно отстает от продукции импортных производителей по другим критериям, в частности, низкое качество упаковочных материалов по причине отсутствия собственных линий по их производству, низки уровень продвижения продукции, т.е. отсутствие рекламы, являющейся главным двигателем маркетинга в условиях рыночного хозяйствования, отсутствие информации о предприятии для потребителей, низкие по сравнению с конкурентами показатели качества продукции.

Таблица 1. Сравнительная характеристика рынка молочной продукции

Производители Показатели конкурентов, способности Коэф.важности. АО «Бишкексут» ООО «Кампина» ТОО «ФудМастер» ООО «Данон Индустрия»

Широта ассортимента 0,2 б 10 5 8

Доля рынка производителя 0,4 10 9 8 8

Качество упаковочных материалов 0,2 l 10 б 9

Уровень продвижения продукции 0,1 3 10 5 l

Уровень информативности потребителей 0,1 3 10 l 8

Показатель качества 4,5 10 б,5 8,5

Показатель конкурентоспособности 0,08 0,22 0,10 0,1б

Источник: на основе данных исследуемых предприятий

Нами выявлено, что

конкурентоспособность АО «Бишкексут» самая низкая по сравнению с молочной

продукцией различных компаний на продовольственном рынке Кыргызстана (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика молочной продукции по показателям качества

Параметры сравнения Ведомость- парамет- ров«а» АО «Бишкекс ут» ООО «Данон Индустрия» ООО «Камп ина» ТОО «ФудМас тер»

P a*P P a*P P а*Р P a*P

Упаковка 0,05 0,7 0,035 1 0,05 1 0,05 0,8 0,04

Широта ассортимента 0,15 1 0,15 0,8 0,12 0,6 0,09 0,2 0,003

Информационная связь 0,1 0 0 1 0,1 0,8 0,08 0,8 0,08

Показатели качества продукции:

Гигиеническая практика 0,1 0,8 0,08 1 0,1 1 0,1 0,8 0,08

Производственная практика 0,15 0,7 0,105 1 0,15 1 0,15 0,8 0,12

Цепочка контроля 0,2 1 0,2 1 0,2 1 0,2 1 0,2

Контроль качества 0,25 0,6 0,15 0,8 0,2 0,8 0,2 0,6 0,15

Коэффициент конкурентоспособности E=1 0,72 0,92 0,87 0,67

Источник: на основе данных исследуемых предприятий

В соответствии с определенным нами коэффициентом конкурентоспособности основными конкурентами

АО «Бишкексут» считаются российские компании ООО «Данон Индустрия» (0,92) и ООО «Кампина» (0,87). А ООО «ФудМастер», предприятие

Казахстана, производящее молочную продукцию имеет самый низкий коэффициент конкурентоспособности (0,67). Самый высокий уровень качества обеспечили российские компании ООО «Данон Индустрия» ЖЧК и ООО «Кампина». Эти компании являются представителями европейских компаний и имеют соответствующий высокий уровень качества.

Качество и безопасность продукции компании Danone России можно обеспечить по следующим 4 принципам: 1) Высокое качество молока На ферме: 1. Проводится анализ состояния фермы и условий содержания скота до начала работы на ферме; 2. Работают только фермеры, оснащенные современным оборудованием; 3. Проводится плановый аудит фермы для контроля за качеством молока (проверка условий содержания, дойки, здоровья коров); 4. Молоко охлаждается в течении двух часов после дойки и хранится при температуре +4°С.

По пути к заводу: 1. До погрузки в машину берется тест на антибиотики; 2. Во всех машинах по перевозке молока оно хранится при температуре не выше +4°С; 3. Молоко доставляется с фермы до завода в течение от 1 до 10 часов (в зависимости от расстояния фермы); 4. каждый раз после доставки молока тщательно моются машины, перевозившие молоко.

На заводе: 1. Каждый день при приеме молока осуществляется анализ на 12 качественных показателей молока (еще раз на антибиотик, группу чистоты, наличие соматических клеток и т.д.); 2. Молоко не принимается, если оно не соответствует этим параметрам.

2) Применение современных технологий в производстве и соблюдение чистоты: производственный процесс компьютеризуется и проходит в закрытом цикле после принятия молока, исключается попадание различных веществ и микроорганизмов в готовую продукция во всех этапах производства; вся продукция стерильно упаковывается; ставятся жесткие требования к обеспечению правил безопасности продуктов питания в производстве.

3) Жесткий контроль качества: вся

продукция проходит уровни многочисленного контроля на каждом этапе производ-

ства; отбираются контрольные образцы с каждой партии до поступления в склад, и отправляются в лаборатории и проходят там микробиологический тест, проверяются на органолептические свойства; только после выполнения всех тестов и 100% уверенности специалистов лаборатории в готовой продукции партии товара отправляются в магазины.

4) Сохранение цепочки охлаждения (+4°С(+/-2°С) на всех этапах от производства до продукта в магазине:

1. Камера производство-быстрое охлаждение;

2. Доставка в торговые точки;

3. Прилавки в магазине.

Важность обеспечения технологического, экономического и организационного единства производства, переработки, заготовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции определяет необходимость развития инте-

грационных процессов в АПК. Развитие агропромышленной интеграции необходимо для формирования конкурентоспособного продовольственного рынка [2].

Таким образом, необходимо увеличить производство и переработку пищевой продукции, выгодной для производства в республике (к ним относится переработка мяса, молока, овощей и фруктов), повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, обновление материально-технической базы, совершенствование системы государственного регулирования развития АПК и перерабатывающих отраслей с помощью налоговой, ценовой, кредитной политики, механизмов государственно-частного партнерства. Требуется продолжить вхождение на мировое хозяйство как необходимое условие конкурентоспособности через повышение качества произведенной продовольственной продукции.

Библиографический список

1. Абдиев М.Ж. Развитие перерабатывающих отраслей в КР // Вестник ОшГУ. - 2016. -№ 3. - С. 10-14.

2. Абдиев М.Ж. Экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли // Проблемы экономики и менеджмента. - 2017. -№1 (65). - С. 37-41.

3. Магомедов М.Д.. Экономика пищевой промышленности: учебник. - М, 2011. - 213 с.

THE LEVEL OF COMPETITIVENESS OF FOOD PRODUCTS

A.A. Sultanova 1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor O.E. Abdrakhmanov2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor R.U. Amanbaev2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1 Balasagyn Kyrgyz National University

Osh State University 1 (Kyrgyzstan, Bishkek) (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article explores the level of competitiveness of the food industry in Kyrgyzstan. As an object of study, the food processing milk industry was considered, by comparing the Bishkek-Sut joint-stock company known in the country's dairy market with foreign competitors, its competitiveness level was determined. Recommendations on improving the competitiveness of food products are proposed.

Keywords: food industry, dairy industry, dairy products market, product competitiveness, product quality and safety, export potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.