Научная статья на тему 'Экономические факторы развития рынка функциональных пищевых продуктов'

Экономические факторы развития рынка функциональных пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4800
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / РЕГИОН / MARKET / FUNCTIONAL FOOD / FUNCTIONAL FOODSTUFF / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыгина Нина Ивановна, Рудакова Ольга Викторовна, Соболева Юлия Павловна

Ежегодно потребление функциональных продуктов питания значительно увеличивается, поскольку помимо пищевой ценности продуктов, функциональное питание учитывает их полезность (функциональность) или биологическую ценность. Данный вид продукции пользуется все большей популярностью и в нашей стране. Несмотря на слабое развитие рынка функциональных пищевых продуктов, многие предприятия сегодня наращивают выпуск таких товаров. В настоящей статье анализируются экономические факторы развития рынка функциональных пищевых продуктов в России и мире. Выявлена специфика развития функциональных пищевых продуктов как «рынка продавца» и «рынка покупателя», а также перспективы развития данного рынка в свете общемировой тенденции становления индустрии здорового питания. Отмечается слабость развития российского сегмента рынка, его зависимость от иностранных инвесторов и импортеров, высокие инвестиционные риски, изменчивая законодательная база регистрации новых продуктов и низкий технологический уровень российских предприятий, которые выступают ограничителями развития рынка функциональных пищевых продуктов со стороны производителя. Также в силу того, что функциональные пищевые продукты не являются товарами массового потребления, особую роль в развитии данного рынка играет маркетинг, призванный развивать рынок функциональных пищевых продуктов на основе продуманной стратегии продвижения, прямых продаж и соответствующих средств маркетинговых коммуникаций. Авторы приходят к выводу, что развитие производства функциональных продуктов питания, которые являются эффективным с социальной, технологической, экономической и гигиенической точек зрения способом решения проблемы здорового питания, окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лыгина Нина Ивановна, Рудакова Ольга Викторовна, Соболева Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF FUNCTIONAL FOODSTUFF

Annually consumption of functional food considerably increases as, besides a nutrition value of products, functional food considers their usefulness (functionality) or biological value. This type of production enjoys the increasing popularity and in our country. Despite a poor development of the market of functional foodstuff, many enterprises increase release of such goods today. In this article authors analyzed economic factors of development of the market of functional foodstuff in Russia and the world. Authors revealed specifics of development of functional foodstuff as «the market of the seller» and «the market of the buyer», and also prospect of development of this market in the light of a universal tendency of formation of the industry of healthy food. Authors noted weakness of development of the Russian segment of the market, its dependence on foreign investors and importers, high investment risks, changeable legislative base of registration of new products and low technological level of the Russian enterprises who act as limiters of development of the market of functional foodstuff from the producer. Also that functional foodstuff isn't the consumer goods, the marketing urged to develop the market of functional foodstuff on the basis of the thought-over strategy of advance, direct sales and appropriate means of marketing communications plays the special role in development of this market. Authors come to a conclusion that development of production of functional food which is a way of a solution of the problem of healthy food, effective from the social, technological, economic and hygienic points of view, will have positive impact on social and economic development of Russia.

Текст научной работы на тему «Экономические факторы развития рынка функциональных пищевых продуктов»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

ЛЫГИНА НИНА ИВАНОВНА

Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

РУДАКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Орловскоий государственный институт экономики и торговли, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

СОБОЛЕВА ЮЛИЯ ПАВЛОВНА

Орловский государственный институт экономики и торговли, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Ежегодно потребление функциональных продуктов питания значительно увеличивается, поскольку помимо пищевой ценности продуктов, функциональное питание учитывает их полезность (функциональность) или биологическую ценность. Данный вид продукции пользуется все большей популярностью и в нашей стране. Несмотря на слабое развитие рынка функциональных пищевых продуктов, многие предприятия сегодня наращивают выпуск таких товаров. В настоящей статье анализируются экономические факторы развития рынка функциональных пищевых продуктов в России и мире. Выявлена специфика развития функциональных пищевых продуктов как «рынка продавца» и «рынка покупателя», а также перспективы развития данного рынка в свете общемировой тенденции становления индустрии здорового питания. Отмечается слабость развития российского сегмента рынка, его зависимость от иностранных инвесторов и импортеров, высокие инвестиционные риски, изменчивая законодательная база регистрации новых продуктов и низкий технологический уровень российских предприятий, которые выступают ограничителями развития рынка функциональных пищевых продуктов со стороны производителя. Также в силу того, что функциональные пищевые продукты не являются товарами массового потребления, особую роль в развитии данного рынка играет маркетинг, призванный развивать рынок функциональных пищевых продуктов на основе продуманной стратегии продвижения, прямых продаж и соответствующих средств маркетинговых коммуникаций. Авторы приходят к выводу, что развитие производства функциональных продуктов питания, которые являются эффективным с социальной, технологической, экономической и гигиенической точек зрения способом решения проблемы здорового питания, окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие России.

Ключевые слова рынок, функциональное питание, функциональные пищевые продукты, регион.

В настоящее время неотъемлемой частью заботы о своем здоровье является стремление населения к рациональному питанию. Сегодня большинство людей относится к пищевым продуктам как к эффективному средству снижения риска возникновения многих заболеваний и поддержания психического и физического здоровья. В соответствии с исследованиями отечественных медиков, в последние годы население страны употребляет в пищу меньшее количество пищевых источников энергии и белка. Эта проблема в наибольшей степени касается групп населения, характеризующихся низким уровнем дохода. Вместе с тем, статистика показывает, что людей, страдающих нарушением обмена веществ, стано-

вится также все больше. Средняя продолжительность жизни сократилась как для мужчин (57 лет), так и для женщин (72 года). Заметно увеличилось число заболеваний сердечно-сосудистой системы, раком, диабетом. Участились случаи инсульта, возникновения катаракты и глаукомы, остеопоро-за и тому подобное. Здоровье современного человека в наибольшей мере зависит от характера, уровня и структуры питания. Нарушение структуры питания - главный фактор, наносящий непоправимый, на несколько порядков более сильный, чем экологическая загрязненность, урон нашему здоровью. В этой связи у 70 % населения Российской Федерации определяется дефицит витаминов и минералов [1].

Бурное развитие пищевой промышленности в последние два десятилетия сопровождается становлением новых отечественных производств, применением современных технологий, процессов и оборудования. Несмотря на это, в отличие от экономически развитых стран, уровень развития предприятий пищевой отрасли РФ крайне невысок и существенно отстает даже от уровня развития и стандартов отечественных высокотехнологичных отраслей, таких, как: тонкая химическая, биотехнология, фармацевтика, специальная (военная) химическая технология. Практически на протяжении всего XX в. в Российской Федерации пищевая промышленность была одним из самых технически отсталых направлений деятельности, а экономический крах системы в начале 90-х гг. дополнительно затормозил ее развитие. Наличие неудовлетворенного спроса внутри страны побудило развитие производств, что и наблюдалось в конце 90-х и в середине 2000-х гг.: пищевая отрасль стала объектом значительных инвестиций как отечественного, так и зарубежного капитала. В этой связи пищевая промышленность остается инвестиционно привлекательной для российского и иностранного бизнеса. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций, вложенных в ее модернизацию, величина которых в течение 2005-2010 гг. составила 905,7 млрд руб. [2].

Одной из важнейших особенностей современного развития пищевой промышленности не только в нашей стране, но и во всем мире является разработка функциональных продуктов питания. В связи с возникновением и развитием концепции оптимального питания сформировалось новое направление науки о питании - концепция функционального питания. Функциональными пищевыми продуктами принято называть продукты, которые предназначены для потребления всеми группами здорового населения, снижают риск развития заболеваний, связанных с неправильным питанием, благодаря содержанию в них пищевых функциональных ингредиентов, оказывающих благоприятное воздействие на одну или несколько физиологических функций организма человека [3].

Функциональные продукты питания имеют место как на «рынке продавца», так и на «рынке покупателя». В первом случае данная продуктовая группа будет пользоваться спросом независимо от того, каким уровнем образования обладает покупатель в области питания. Однако во втором случае (сегодняшний день) продукты, которые обогащены мик-ронутриентами, пополняют достаточно широкий ассортимент аналогичных продуктов питания. В результате это приводит к тому, что при недостаточном уровне образования в области здорового пита-

ния в глазах потребителя обогащенные и традиционные продукты соперничают друг с другом, даже несмотря на наличие «дополнительной пользы» первых. Естественно, возникает необходимость регулирования цен, рекламы и других методов воздействия на сбыт функциональных пищевых продуктов. На «рынке покупателя» роль маркетинга значительно возрастает.

Как отмечают эксперты, существует несколько ключевых моментов, от которых будет зависеть будущее функциональных продуктов питания. Сегодня в Европе остро стоит вопрос о принятии определенных норм, которые позволяют заявлять о пользе производимых продуктов, и главным элементом здесь станет достоверность. На упаковках будет разрешено размещать только такую информацию, которая имеет под собой надежные научные основания. Заметим, что потребители во всем мире доверяют не всем утверждениям, которые производители выносятся на упаковку. Все большее внимание они начинают обращать на доказательство пользы покупаемого продукта, в связи с чем преимущества продукции должны быть еще и аргументированными. Вместе с увеличением ассортимента функциональных продуктов питания ключевыми стали слова «рекомендовано» и «доказано». Вследствие чего, производителям необходимо использовать ингредиенты, функциональность которых подтверждена мировыми клиническими лабораториями [4].

Многолетний опыт японских производителей доказал, что различные биологически активные добавки помогают восстановить иммунитет человека, укрепить организм, тем самым делая его более устойчивым ко многим болезням, увеличивают продолжительность жизни и способствуют замедлению старения. На данный момент известно около 300 тысяч наименований продуктов питания функционального назначения. По мнению американских и японских ученых, в недалеком будущем именно функциональная продукция изменит структуру питания всего населения [5].

Мировой рынок функциональных пищевых продуктов развивается быстрыми темпами, увеличиваясь ежегодно на 15-20 % [7]. В настоящее время мировой рынок продаж функциональных продуктов питания составляет около 70 млрд долл. США. По мнению экспертов, глобальный рынок продуктов, полезных для организма человека, в том числе функциональных, к 2017 г. достигнет 1 трлн долл. (770 млн евро). Это является отражением мирового потребительского тренда - большинство людей стремится укрепить свое здоровья и с помощью изменения рациона питания избежать опасных болезней.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Данные экспертов показывают, что на сегодняшний день в здоровые продукты инвестируют около 30 % мировых продовольственных предприятий. Темпы развития пищевой промышленности значительно уступают темпам роста индустрии здорового питания. Так, на мировом рынке сегмент напитков хорошего здоровья и самочувствия до 2016 г. будет увеличиваться примерно на 7,5 % в год, в то время как сегмент традиционных напитков будет расти на 6,75 % в год. Необходимо отметить, что сегмент здоровых напитков к 2016 г. достигнет приблизительно 400 млрд долл. (308 млрд евро) [6].

Согласно исследованию, проведенному английской аналитической компанией ЬеаШегИеа^ РооШп!егпа1;юпа1, 39,2 % мирового рынка функциональных продуктов традиционно принадлежит Японии, доля Соединенных Штатов Америки составляет 31,1 %, а пяти европейских стран (Испания, Италия, Германия, Франция и Великобритания) - 28,1 %. Догнав Францию, наибольшим европейским рынком функциональных пищевых продуктов, стала Великобритания.

По прогнозу компании Leatherhead-FoodInter-national, к 2015 г. рынок европейской пятерки увеличится на 27,6 %: с 5,058 млрд долл. в 2009 г. до 6,454 млрд долл. в 2015 г. На мировом рынке функциональных продуктов хлебопекарные и молочные изделия доминируют, составляя 72,9 %. Это неудивительно, поскольку именно молочная продукция обладает достаточной питательной ценностью, так как содержит в своем в составе огромное количество микроэлементов, витаминов, биологически активных волокон, йодированного белка и многих других необходимых организму человека веществ [7].

Рынок функциональной продукции активно развивается и в нашей стране. В России потребность в питательных веществах и дополнительных витаминах не менее актуальна, чем в других странах, и обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой, ростом многих заболеваний, стрессом и, в первую очередь, неправильным питанием. Сегодня большинство потребителей готовы платить больше за продукцию, которая обеспечивает прекрасную альтернативу нездоровому питанию или помогает решать проблемы со здоровьем. В последнее время данная тенденция подкрепляется возрастающим спросом на определенные виды оздоровительных продуктов питания, и по данным прогноза, развитие этого сегмента пищевой промышленности в России будет продолжаться до 2015 г.

В 2010 г. компания EuromonitorInternational заявила о том, что российский рынок функциональных пищевых продуктов начал развиваться. Значи-

тельная часть потребителей осознают, что приверженность к здоровой пище в конечном итоге способствует снижению риска заболеваний. Поэтому возрастающим спросом начинают пользоваться продукты со специальными свойствами [8]. Условно продукты функционального назначения на российском рынке представлены четырьмя группами:

- продукты на основе зерновых культур, в том числе хлебобулочные и кондитерские изделия;

- безалкогольные напитки;

- молочные продуты;

- продукты масложировой отрасли.

Критериями обогащения хлебобулочных изделий является зерновой состав (например, «8 злаков», «Воскресный», «Самарские хлебцы», «Бурже»), добавление отрубей («Сувита», «Целебный»), семян подсолнечника, льна и сои. Различают также йодированный и витаминизированный хлеб. Сухие завтраки обогащают витаминами, минералами, клетчаткой и отрубями, что очень полезно для профилактики и нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта и повышает питательную ценность продукта. Среди кондитерских изделий выделяются продукты на натуральных сахарозаменителях, имеющие диабетический характер, а также продукты с витаминами и фруктовыми добавками. Производители любой продукции в этой категории ориентируются на максимально широкую группу потребителей, хотя большинство компаний имеют в своем ассортименте продукты с «узкой специализацией», в зависимости от особенностей состава (лечебно-профилактические, диетические, диабетические продукты) [1].

Вопросы качественного питания в некоторых странах рассматриваются на правительственном уровне. Развитие производства пищевых продуктов функционального назначения в России станет результатом реализации «Концепции государственной политики в области здорового питания на период до 2020 г.», принятой Правительством РФ. В качестве приоритетной задачи Концепция выдвигает создание всех необходимых условий для развития внутреннего производства продуктов здорового питания, в том числе и функциональных [9].

В России производство функциональных пищевых продуктов с 2007 г. по 2013 г. увеличилось в натуральном выражении практически на 160 %. В настоящее время рынок здоровых продуктов в России динамично развивается за счет продуктов как отечественного, так и импортного производства. Для удовлетворения потребностей заинтересованного в данном виде продукции населения и насыщения внутреннего рынка Россия импортиру-

ет определенное количество функциональных продуктов питания.

Предприятия, которые занимаются производством продуктов питания функционального назначения на территории нашей страны, являются либо представительствами, либо филиалами зарубежных компаний. На территории России основное производство данных продуктов питания сосредоточено в Центральном федеральном округе, поскольку в этом районе расположены производственные мощности большинства компаний, производящих функциональные продукты питания [5].

Потребление и объем продаж функцио!

Последние несколько лет потребление функциональных пищевых продуктов увеличивалось на душу населения. По данным экспертов, в долгосрочной перспективе наблюдается постепенный рост производства ежегодно на несколько процентов, что обуславливается относительной ненасыщенностью рынка на данном этапе развития. Разумеется, этот факт окажет значительное влияние на увеличение в ближайшие 2-3 года емкости рынка. В таблице 1 представлены данные о потреблении и объеме продаж функциональных продуктов питания в 2012-2017 гг. [10].

Таблица 1

1ых пищевых продуктов в 2012-2017 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Объем продаж, тыс.т 267,4 275,5 285,5 295,8 306,8 314

Прирост, % к предыдущему году 2,2 3,0 3,6 3,6 3,7 2,4

Объем продаж, млрд руб. 101,3 107,6 114,1 120,2 125,9 130,7

Прирост, % к предыдущему году 5,6 6,2 6,0 5,3 4,8 3,8

Потребление, кг/чел 1,9 1,9 2,0 2,1 2,2 2,2

Что касается структуры потребления, то сегодня на национальном рынке бурно развиваются такие сегменты функциональных продуктов как зерновые каши, хлопья, хлебобулочные изделия и кисломолочные продукты. Другие сегменты обогащенных продуктов питания сегодня представлены незначительно. По экспертной оценке, в Рос-

сийской Федерации будет наблюдаться тенденция роста доли хлопьев и каш в общем объеме потребления функциональной продукции, а также небольшое снижение доли молочной продукции [3]. На рисунке 1 представлена структура потребления функциональных пищевых продуктов на душу населения в 2011 г. и в 2013 г. [10].

Питьевые

йогурты

Молочные

Кефир

Хлопья и каши Вязкие йогурты

I Питьевые йогурты Молочные напитки Кефир

| Хлопья и каши

Вязкие йогурты

2011 г. 2012 г.

Рис. 1. Структура потребления продуктов питания функционального назначения на душу населения в 2011 и в 2013 гг., %

В 2013 г., также как и в 2011 г. среди любителей здорового образа жизни питьевые йогурты оказались самым популярным продуктом. Они со-

ставили 32 % и соответственно 31 % в общем объеме потребления данного вида продукции. Лидерами российского рынка в этом сегменте являются

_ ,, .. . SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Т. 9. № 11, 2014

такие производители, как «Вимм-Биль-Данн» (ТМ «Биомакс», «Биойогурт»), Danone (ТМ «Actimel», «Данон», «Активиа», «Даниссимо», Vitalinea), ,Ehrmann (ТМ «Эрмигурт», «Биогурт»), а также Черкизовский молочный комбинат (ТМ «Бифи-лайф») и ООО «СВЕТА» (ТМ «Бифирут»). А вот хлопья и каши, пропуская вперед молочные напитки, немного уступают свои позиции [7].

Что касается потребительских цен на обогащенные полезными веществами пищевые продукты, то сегодня стоимость функциональных продуктов питания в Российской Федерации формируется под значительным влиянием мировых цен. Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет уровень цен останется приблизительно таким же, как и сегодня. На сегодняшний день средняя цена на функциональные продукты питания по России составляет около 140 руб. за килограмм. Необходимо отметить, что стоимость продукции из злаков и зерен, каш более высокая, нежели стоимость молочной продукции [9].

Российский рынок функциональных продуктов питания развит довольно слабо. Рынок ингредиентов для обогащения продуктов развит еще меньше. В настоящее время на российском рынке недостаточное внимание уделяется развитию функциональных (здоровых) продуктов питания. Данный сегмент отрасли находится в самом начале своего развития. Многие товаропроизводители опасаются вкладывать инвестиции в создание таких продуктов по причине непредсказуемости и непредвиденности рынка. Проблемы, возникающие на рынке функциональных пищевых продуктов, характерны для многих отраслей российского продовольственного рынка: жесткие барьеры для импорта компонентов; изменяющаяся законодательная база, касающаяся регистрации новых продуктов, устаревшая технологическая база на предприятиях - производителях готовых продуктов не позволяет осваивать последние разработки в данной сфере. Несмотря на ряд мероприятий, проведенных в этом направлении, - подготовка «Концепции государственной политики в области здорового питания населения России», создание «Сибирского центра оздоровительного питания» - государство не оказывает ощутимой поддержки. Следует отметить, что в развитых странах именно государственное регулировании дало толчок развитию данной отрасли [8].

Производство функциональных пищевых продуктов требует значительных мощностей и специального оборудования. В этой связи выпуск такой продукции осуществляется в Российской Федерации в большей степени организациями крупного и

среднего бизнеса. Специализированное производство функциональных пищевых продуктов представлено на сегодняшний день двенадцатью компаниями на рынке, основными из которых являются:

- ООО «Нестле Россия» (г. Москва);

- ГК «Danone-Юнимилк» (Московская область);

- ООО «Валио» (г. Санкт-Петербург);

- ООО «Кампина» (Московская область);

- ООО «Эрманн» (Московская область);

- ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (г.Москва);

- ООО «Пармалат МК» (г. Москва);

- ОАО «Золотые луга» (г. Тюмень);

- ООО «Велле» (г. Москва);

- ООО НПТ «Созвездие» (г. Самара);

- ООО «Биопродукт» (г. Москва).

Функциональные продукты питания не относятся к товарам массового спроса, и в их отношении у потребителей не складывается активных предпочтений в пользу той или иной марки. Целевая аудитория таких продуктов начинается формироваться у людей зрелого возраста. В этой связи рассчитывать на интенсивный рост рынка функциональных продуктов не приходится, а данный рынок должен развиваться на основе продуманной стратегии продвижения. Оптимальным при этом можно считать реализацию функциональных пищевых продуктов посредством прямых продаж. В качестве средства маркетинговых коммуникаций целесообразнее всего, по нашему мнению, использовать печатную рекламу. Она является наиболее дешевым и доступным источником информации, позволяющем наиболее подробно рассказать о достоинствах товара.

Функциональные пищевые продукты являются перспективной областью для разнообразных исследовательских, научных организаций, малых инновационных компаний, а также для фирм пищевой отрасли. Рынок функциональной продукции сегодня представляет собой динамичный и специфичный сегмент деятельности, который требует наличия инициативного и квалифицированного персонала, способного эффективно и достаточно быстро внедрить на рынок принципиально новый продукт.

Таким образом, отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее целесообразным и эффективным с социальной, технологической, экономической и гигиенической точек зрения способом решения проблемы нехватки необходимых веществ в организме человека является производство функциональных продуктов питания, которые обогащены большим количе-

ством микро- и макроэлементов и недостающих витаминов.

Развитие производства функциональных продуктов окажет положительное влияние на экономический рост России, будет способствовать улучшению качества питания россиян, развитию пищевой и перерабатывающей промышленности страны, развитию торговли на внутреннем рынке и возможности выхода на международный рынок с данной продукцией.

Литература

1. Рожина Н. В. Развитие производства функциональных пищевых продуктов. URL: http:// www.milk branch. ru/publ/view/270.html

2. Ветрова В. Д., Гоголь И. В., Оразова Ш. А. Состояние и перспективы развития предприятий отраслей пищевой промышленности России // Экономические аспекты пищевых производств: науч.-практ. конференция / отв. ред. к.т.н. А. В. Лаврова, к.п.н., доц. Т. А. Стахи. М.: ИК МГУПП, 2013. С. 38-40.

3. Виташевская В. Ю. Краткий обзор российского рынка функциональных (обогащенных) продуктов // RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZIN». 2014. № 2. С. 61-65.

4. Микрюкова Н. В. Основные аспекты получения функциональных продуктов питания // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 90-92.

5. Афонин В. В. Функциональные продукты питания - новое направление пищевых технологий // Наука и инновации. 2013. № 4. С. 33-39.

6. Шульпекова Ю. О. Пробиотики и продуты функционального питания // Российсккий журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2013. № 3. С. 70-79.

7. Шендеров Б. А. Состояние и перспективы развития функционального питания в России // Гастропор-тал сегодня. 2013. № 9. С. 24-28.

8. Мурзин И. Сохранить здоровье чтоб... Развитие российского рынка функциональных ингредиентов / Исследования Центра инвестиционно-промышленного анализа и прогноза. URL: http://www.foodmar ket. spb.ru-/ current.php?article= 1474

9. Маюрникова Л. А. Анализ инновационного развития сферы питания // Пищевая промышленность. 2013. № 5. С. 16-18.

10. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

References

1. Rozhina N. V. Razvitiye proizvodstva funktsion-al'nykh pishchevykh produktov. URL: http:// www.milkbranch.ru/publ/view/270.html

2. Vetrova V. D., Gogol' I. V., Orazova Sh. А. Sos-toyaniye i perspektivy razvitiya predpriyatij otraslej pishchevoj promyshlennosti Rossii // Nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Ekonomicheskiye aspekty pishchevykh proizvodstv» / otv. red. k. t. n. А. V. Lavrova, k. p. n., dots. T. А. Stakhi. M.: IK MGUPP,

2013. S. 38-40.

3. Vitashevskaya V. Yu. Kratkij obzor rossijskogo rynka funktsional'nykh (obogashchennykh) produktov // RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZIN».

2014. № 2. S. 61-65.

4. Mikryukova N. V. Osnovnye aspekty polucheniya funktsional'nykh produktov pitaniya // Molodoj uchenyj.

2012. № 12. S. 90-92.

5. А&шп V. V. Funktsional'nye produkty pitaniya -novoye napravleniye pishhevykh tekhnologij // Nauka i in-novatsii. 2013. №4. S. 33-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shul'pekova Yu. O. Probiotiki i produkty funktsional'nogo pitaniya // Rossijskkij zhurnal gastroenterology gepatologii, koloproktologii. 2013. № 3. S. 7079.

7. Shenderov B. А. Sostoyaniye i perspektivy razvitiya funktsional'nogo pitaniya v Rossii // Gastroportal segodnya. 2013. № 9. S. 24-28.

8. Murzin I. Sokhranit' zdorov'ye chtob... Razvitiye rossijskogo rynka funktsional'nykh ingrediyentov / Issle-dovaniya Tsentra investitsionno-promyshlennogo analiza i prognoza. URL: http://www.foodmarket.spb.ru-/ current.php?article=1474

9. Mayurnikova L. А. Аnaliz innovatsionnogo razvitiya sfery pitaniya // Pishchevaya promyshlennost'.

2013. № 5. S. 16-18.

10. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

* * *

ECONOMIC FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF FUNCTIONAL FOODSTUFF

LYGINA NINA IVANOVNA Oryol State Institute of Economy and Trade, Oryol, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

RUDAKOVA OLGA VIKTOROVNA Oryol State Institute of Economy and Trade, Oryol, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

SOBOLEVA YULIYA PAVLOVNA Oryol State Institute of Economy and Trade, Oryol, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Annually consumption of functional food considerably increases as, besides a nutrition value of products, functional food considers their usefulness (functionality) or biological value. This type of production enjoys the increasing popularity and in our country. Despite a poor development of the market of functional foodstuff, many enterprises increase release of such goods today. In this article authors analyzed economic factors of development of the market of functional foodstuff in Russia and the world. Authors revealed specifics of development of functional foodstuff as «the market of the seller» and «the market of the buyer», and also prospect of development of this market in the light of a universal tendency of formation of the industry of healthy food. Authors noted weakness of development of the Russian segment of the market, its dependence on foreign investors and importers, high investment risks, changeable legislative base of registration of new products and low technological level of the Russian enterprises who act as limiters of development of the market of functional foodstuff from the producer. Also that functional foodstuff isn't the consumer goods, the marketing urged to develop the market of functional foodstuff on the basis of the thought-over strategy of advance, direct sales and appropriate means of marketing communications plays the special role in development of this market. Authors come to a conclusion that development of production of functional food which is a way of a solution of the problem of healthy food, effective from the social, technological, economic and hygienic points of view, will have positive impact on social and economic development of Russia.

Key words: market, functional food, functional foodstuff, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.