Управление качеством товаров и услуг
УДК 338.439.5 + 339.439.62
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
И.Ю. Потороко, И.В. Калинина, В.В. Ботвинникова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Задача обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации состоит в устойчивом развитии отечественного производства продовольствия и сырья, достаточном для обеспечения населения страны продуктами питания. Именно системный подход к решению данной задачи позволяет установить наиболее значимые факторы продовольственной системы, а также провести их подробный анализ на основе процессного подхода и принципов прослеживаемости. Перечень социально значимых продовольственных товаров сформирован по принципу удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания, сложившейся структуры питания, а также выбора продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. Молочные и хлебобулочные изделия входят в приоритетную группу продуктов питания высокой степени социальной значимости. Применительно к указанным группам продуктов питания были выстроены исследования в части их достаточности для реализации основных задач наполнения рационов питания населения значимыми нутри-ентами. Оценка реального потребления пищевых продуктов, имеющих высокую социальную значимость, по отношению к нормам позволила выявить значительное отставание реального потребления продуктов питания от норм, особенно по группе молочных продуктов. Показатели потребления во многом зависят от достаточности насыщения потребительского рынка продукцией, а, следовательно, объемов производства и правильного использования сырьевых ресурсов. Уровень обеспеченности населения Челябинской области социально значимыми продуктами питания показывает, что в последние годы предприятия области, производящие продукты питания, работают достаточно стабильно, однако в их производстве недостаточно учтен фактор экологичности территорий. Процесс управления предполагает выбор оптимального решения по заданным критериям для возможности управлять процессами формирования рынка с учетом рекомендуемого уровня потребления.
Ключевые слова: системный анализ, моделирование, качество, молочные и хлебобулочные продукты, социальная значимость.
По данным Всемирной организации здравоохранения Организации объединённых наций (ВОЗ ООН) проблемы питания, выраженные в недоедании и избыточным весе, составляют глобальную проблему в пределах мирового пространства. По сути Мировая продовольственная система не работает, так как фактически миллионы людей не получают достаточного количества продуктов питания, либо потребляют слишком много «неправильных» продуктов. Большая часть населения не может позволить себе наполнять рационы продуктами, богатыми питательными веществами -свежие фрукты и овощи, бобовые, мясо и молоко, и потребляет продукты питания и напитки с высоким содержанием жира, сахара и соли, которые, как правило, доступны по ценовому фактору. Формирование только нормативной базы для регулирования потребительского рынка, к сожалению, не позволяет решить указанную проблему, так как она достаточно многоаспектна [14, 5].
Нарушение сбалансированности пищевых веществ или их недостаток (избыток), а также потребление продуктов низкого качества или содержащих в своем составе вредные для организма человека вещества, приводит к ухудшению показателей здоровья населения. Вторая международ-
ная конференция по питанию, проводимая ВОЗ ООН в Риме в ноябре 2014 года выработала обязательства по действиям, необходимым для исправления глобальной продовольственной системы.
Одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны («Доктрина продовольственной безопасности РФ» Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120). Актуальность этой задачи возрастает с учетом изменяющегося состояния экономического состояния страны в текущий период времени [6].
Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает лидирующее положение в структуре промышленного производства России, ее доля составляет около 11,5 %. Вместе с тем у пищевой отрасли существуют серьезные проблемы, обусловленные комплексом факторов, среди которых следует выделить [8]:
- недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки;
- моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;
- низкий уровень конкурентоспособности российских производителей пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках;
- неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики пищевой продукции;
- недостаточное соблюдение экологических требований в промышленных зонах организаций пищевой промышленности [5, 7, 8].
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей отрасли РФ на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р) нацелена на наполнение потребительского рынка достаточным количеством продуктов питания, позволяющим обеспечить. прежде всего, рациональные нормы с учетом сбалансированности рационов.
Однако, даже при полном решении поставленных задач, достаточности количества продовольствия не может быть гарантирована доступность пищевых продуктов для населения, особенно для малоимущих слоев. В связи с чем особое внимание государства уделено социально значимым продуктам питания, розничная цена которых регулируется государством. С 24 января 2014 г. действуют новые перечни социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами (Постановление Совета Министров от 17.01.2014 № 35). Данный перечень включает [9]:
1. Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов.
2. Мясо (говядина, свинина).
3. Мясо кур и цыплят-бройлеров.
4. Яйцо куриное свежее.
5. Молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог.
6. Сухие смеси и каши для детского питания.
7. Мясные, мясорастительные, рыбные и ры-борастительные консервы для детского питания.
8. Овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания.
Особым списком выделены: куры, молоко (пастеризованное 2,5-3,2 % жирности), хлеб ржаной, ржано-пшеничный простой; хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки. На эти группы продовольственных товаров со сроком годности не более десяти дней запрещено устанавливать вознаграждения за приобретение торговыми сетями определенного количества таких товаров.
В пояснительной записке к постановлению указано, что перечень социально значимых продовольственных товаров сформирован по принципу
удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания, сложившейся структуры питания, а также выбора продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.
Известно, что питание - один из основных факторов, определяющих здоровье населения, что для территорий с тяжелой техногенной нагрузкой (в число которых входит Челябинская область) имеет большое значение. В общем объеме производства цельномолочной продукции Челябинская область занимает 18-е место в Российской Федерации, а по производству хлеба - 13-е место [11, 12].
В связи с этим формирование потребительского рынка молочных и хлебобулочных изделий в Челябинской области должно осуществляться с учетом указанных факторов и быть направленным на:
- минимизацию рисков техногенного воздействия;
- обеспечение принципов рационального питания;
- профилактику заболеваний;
- продление жизни, повышение работоспособности.
В рамках исследуемого вопроса необходимо, прежде всего, осуществить анализ структуры рационов питания населения Челябинской области в региональном разрезе с учетом количественных и качественных аспектов. Согласно нормам потребления продуктов питания, рекомендованных НИИ питания РАМН, ВОЗ ООН, рациональных и минимальных норм потребления молочные и хлебобулочные продукты формируют основную часть рационов питания [10, 13, 14].
Показатели потребления во многом зависят от достаточности насыщения потребительского рынка продукцией, а, следовательно, объемов производства. Так, производство молока (табл. 1) на душу населения в Челябинской области в течение последних лет ниже в 1,5...2 раза, чем в Уральском федеральном округе и в целом по России [3, 6, 8, 14].
Таблица 1
Производство молока на душу населения, кг
2013
Регион 2010 2011 2012 2013 г. к
г. г. г. г. 2012 г.
Российская Федерация 222,9 221,2 222,3 212,7 -9,5
Уральский федераль- 173,4 171,8 170,7 165,7 -5,1
ный округ
Челябинская область 168,1 159,0 150,7 141,8 -8,8
Данные ресурсов и использования молока и молочных продуктов в 2011 году (табл. 2) по Российской Федерации и областям Уральского федерального округа свидетельствуют о значительном сосредоточении ресурсов в Челябинской области (около 25 %), что также характерно для Свердловской и Тюменской областей, в то время как аграрная Курганская область имеет ресурсов молока и молокопродуктов на 30 % меньше [8, 11].
Производство молочных продуктов (в пересчете на молоко) по Челябинской области в январе 2014 года составило, в тоннах:
Цельномолочная продукция (в пе- - 18 558 ресчете на молоко)
Молоко жидкое обработанное - 10 756,6
Йогурт - 209,3
Кефир - 2125,5
Продукты кисломолочные прочие, - 295,6 в т. ч. обогащенные
Рассматривая вопрос уровня обеспеченности населения Челябинской области социально значимыми продуктами питания, необходимо отметить, что в последние годы предприятия Челябинской области, производящие продукты питания, работают достаточно стабильно.
Динамика потребления основных продуктов питания (рис. 1) животного происхождения и хлеба, являющихся поставщиками незаменимых нут-риентов в организм человека имеет тенденцию стабильности и некоторого роста для таких позиций, как мясо и яйца, в то время как для молока и хлеба характерно снижение потребления [3, 8].
Оценивая реальное потребление пищевых продуктов, имеющих высокую социальную значимость, по отношению к рациональным нормам (табл. 3) следует отметить значительное отставание реального потребления продуктов питания от норм, особенно по молочным продуктам. Исключение составляет потребление хлебных продуктов соответствие нормам от 110 до 140 % [4, 8, 12].
Показатели потребления во многом зависят от производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции и их качества.
Однако в комплексе физико-химических по-
казателей качества (кислотности, синерезис, массовой доле влаги) в большинстве случаев отклонений от требований нормативных документов не выявлено, однако прослеживается тенденция к изменению значений показателей в зависимости от территории получения продукта, а также к достижению предельных значений приоритетных для потребителей показателей.
Результаты органолептической оценки исследуемых объектов свидетельствовали о годности молочных продуктов, так, например, усредненные значения балловой оценки по показателю «вкус и запах» лежат в зоне приемлемости (рис. 2).
Анализ показал, что население не получает основных продуктов питания в полном объеме, а, следовательно, полноценных макро- и микронут-риентов, необходимых для минимизации рисков техногенного воздействия, профилактики заболеваний, продления жизни, повышения работоспособности.
Для управления процессом формирования рынка пищевых продуктов высокой степени социальной значимости применим системный подход (рис. 3), который позволит противостоять опасным воздействующим факторам нарушения системы [1, 2].
Процесс управления предполагает выбор оптимального решения по заданным критериям, к числу которых можно отнести:
- уровень удовлетворения физиологической потребности в питательных веществах основных и видах продовольствия;
- соответствие качества продуктов питания требуемым нормам;
- поддержание оптимального уровня энергетической ценности потребленных продуктов питания.
Таким образом, проблема формирования рынка социально-значимых групп продуктов питания имеет многоаспектный характер. И предусматривает развитие внутреннего сельскохозяйственного производства продовольствия на основе принципов импортзамещения и обеспечение высокого качества продукции с учетом обоснованных медицинских норм.
Таблица 2
Ресурсы и использование молока и молокопродуктов в 2011 году по Челябинской области, тыс. т
Регион Ресурсы Использование
запас на начало года производство ввоз итого ресурсов производство потери вывоз личное потребление запасы
Российская Федерация 1865,8 31645,5 7938,5 41449,8 3964,7 30,1 271,7 35188,7 1994,6
Уральский федеральный округ 100,2 2086,7 868,2 3055,1 186,4 1,0 203,7 2528,0 136,0
Челябинская область 26,6 553,4 163,4 743,4 51,9 0,4 4,5 649,3 37,3
Таблица 3
Соответствие среднегодового потребления основных продуктов питания на душу населения нормам
Группа продуктов, кг в год на человека Нормы, НИИ РАМН Нормы, ВОЗ ООН Факт потреб. Соответствие нормам, %
НИИ РАМН ВОЗ ООН
Мясо и мясопродукты, 86,0 71,1 72 83,7 101,4
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, всего 404,0 359,9 187 44,3 52,1
Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые, всего, 107,0 120,5 133 124,3 110,8
Группа продуктов, кг в год на человека Рацион. нормы Миним. нормы Факт. потреб. Рацион. нормы Миним. нормы
Мясо и мясопродукты, 70-75 26,6 72 96-102 266,6
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, всего 320-340 212,4 187 58,4-55 88,2
Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые, всего, 95-105 130,8 133 140-126 102
800 700 600 500 400 300 200 100
133
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
■яйца
хлеб
Рис. 1. Динамика потребления основных продуктов питания населением Челябинской области
(на душу населения в год, кг)
4,5 4 3,5 3
3 2,5 ш 2 1,5 1 0,5 О
Челябинская область Курганская область
■ кефир ■ ряженка ■ питьевой Йогурт
Свердловская область
Рис. 2. Результаты органолептической оценки кефира, ряженки и питьевого йогурта (массовая доля 3,2 %),
произведенного в Уральском регионе, баллы
0
Внешняя среда
Ресурсы
Рис. 3. Модель системного подхода управления рынком социально значимых продуктов питания
Литература
1. Алтухов А. Методология и методика определения уровня продовольственной безопасности страны / А. Алтухов // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 8. - С. 2-6.
2. Винограй, Э.Г. Системные принципы оптимизации сложных объектов / Э.Г. Винограй // Техника и технология пищевых производств. - 2008. -№ 1. - С. 16-28.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Челябинской области на 2014-2016 годы. -http://www.minfm74.ru/upload/iblock/903/DROND_2 014-2016.pdf.
5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства Челябинской области в 2013-2016 годах. - http://www.chelagro.ru/official-information/main_areas_of_activity/
6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
7. МР 2.3.1.2432-08. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации. - М. 2008. - 39 с.
8. Открытые данные Министерства сельского хозяйства Челябинской области. -http://www.chelagro. ru/opendata/.
9. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Постановление Правительства «О мерах по упорядочению и государственному регулированию цен (тарифов)» № 547 от 04.08.1995 г. - http://mendeleevo-i.narod.ru/soctowary-2010.html.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н г. Москва «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания». -http://www.rg.ru/2010/10/15/pitanie-dok.html (дата обращения 0.07.2012).
11. Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрен постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 328-П).
12. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1757-р.
13. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».
14. Food and Nutrition in Numbers 2014. Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, 2014.
Потороко Ирина Юрьевна. Зав. кафедрой «Экспертиза и управление качеством пищевых производств», доктор технических наук, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected]
Калинина Ирина Валерьевна. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление качеством пищевых производств», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Ботвинникова Валентина Викторовна. Аспирант кафедры «Экспертиза и управление качеством пищевых производств», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 28 мая 2015 г.
MANAGEMENT OF THE PROCESSES OF FORMATION OF THE MARKET OF SOCIALLY IMPORTANT FOOD
I.Yu. Potoroko, I.V. Kalinins, V.V. Botvinnikova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The problem of ensuring food security of the Russian Federation consists in sustainable development of the domestic production of food and raw materials, sufficient to provide the population with food. The system approach for solving this problem makes it possible to determine the most important factors of the food system, as well as conduct a detailed analysis on the basis of the process approach and traceability principles. The list of socially important food products is formed according to the principle of meeting the needs of main demographic groups for nutrients, based on the chemical composition and the energy value of food, existing food patterns, as well as selection of products, which help to organize healthy nutrition at minimum cost. Dairy and bakery products are included in the priority group of food products of a high degree of social importance. Regarding these food groups the investigations in terms of their adequacy for implementation of main tasks of filling food rations with essential nutrients are conducted. The evaluation of real consumption of food, which has high social importance, in relation to the standards enables you to detect a significant backlog of real food intake from the norms, especially in the group of dairy products. The consumption indicators are largely dependent on the sufficiency of the consumer market saturation with products and consequently, production volumes and a proper use of natural resources. The level of provision of the population in the Chelyabinsk region with socially important food products shows that in recent years the enterprises which produce food operate in a stable way, but in their production the factor of area sustainability is insufficiently taken into account. The management process suggests selection of an optimum decision on the specified criteria to manage the market formation process, taking into account the recommended level of consumption.
Keywords: system analysis, modeling, quality, dairy and bakery products, social importance.
References
1. Altukhov A. [Methodology and Methods for Detecting the Level of Food Safety of the Country]. APK: ekonomika, upravlenie [Agricultural Sector: Economy, Management]. 2006, no. 8, pp. 2-6. (in Russ.)
2. Vinogray E.G. [System Principles for Optimization of Complex Objects]. Tekhnika i tekhnologiyapish-chevykhproizvodstv [Food Processing: Techniques and Technology]. 2008, no. 1, pp. 16-28. (in Russ.)
3. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyayst-vennoyproduktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2008-2012 gody [State program of Agricultural Development and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2008-2012].
4. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Ministerstva finansov Chelyabinskoy ob-lasti na 2014-2016 gody [Report on the Results and Main Activities of the Ministry of Finance of the Chelyabinsk Region for 2014-2016]. Available at: http://www.minfin74.ru/upload/iblock/903/DR0ND_2014-2016.pdf)
5. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Ministerstva sel'skogo khozyaystva Chelyabinskoy oblasti v 2013-2016 godakh [Report on the Results and Main Activities of the Ministry of Agriculture of the Chelyabinsk Region for 2013-2016]. Available at: http://www.chelagro.ru/official-information/main_areas_of_activity/
6. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» [Doctrine of Food Security of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 No. 120 "On Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation"].
7. MR 2.3.1.2432-08. Ratsional'noe pitanie. Normy fiziologicheskikh potrebnostey v energii i pishchevykh veshchestvakh dlya razlichnykh grupp naseleniya Rossiyskoy Federatsii. Metodicheskie rekomendatsii [MP 2.3.1.2432-08. Rational Nutrition. The Norms of Physiological Needs for Energy and Nutrients for Various Population Groups of the Russian Federation. Methodological Recommendations]. Moscow, 2008. 39 p.
8. Otkrytye dannye Ministerstva sel'skogo khozyaystva Chelyabinskoy oblasti [Open data of the Ministry of Agriculture of the Chelyabinsk Region]. Available at: http://www.chelagro.ru/opendata/.
9. Perechen' otdel'nykh vidov sotsial'no znachimykh prodovol'stvennykh tovarov pervoy neobkhodimosti. Postanovlenie Pravitel'stva «O merakh po uporyadocheniyu i gosudarstvennomu regulirovaniyu tsen (tarifov)» № 547 ot 04.08.1995 g. [The List of Certain Types of Socially Important Food Products of First Priority. Order of the Government "On Measures on Normalization and State Regulation of Prices (Tariffs)" No. 547 of 04.08.1995]. Available at: http://mendeleevo-i.narod.ru/soctowary-2010.html.
10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 2 avgusta 2010 g. № 593n g. Moskva «Ob utverzhdenii rekomendatsiy po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh pro-duktov, otvechayushchim sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya» [Order of the Ministry of Health Care and Social Development of the Russian Federation of August 2, 2010 No. 593h, Moscow "On Approval of Recommendations for Rational Norms of Food Consumption, which Meet the Modern Requirements of Healthy Nutrition"]. Available at: http://www.rg.ru/2010/10/15/pitanie-dok.html (accessed 10.07.2012).
11. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoy oblasti na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov (odobren postanovleniem Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 22 oktyabrya 2013 g. № 328-P) [Prediction of Social and Economic Development of the Chelyabinsk Region for 2014 and the Planning Period of 2015 and 2016 (Approved by the Order of the Government of the Chelyabinsk Region of October 22, 2013 No. 328-n)].
12. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Ural'skogo federal'nogo okruga na period do 2020 g, utverzhdennoy Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 6 oktyabrya 2011 g. № 1757-r [Strategy of Social and Economic Development of the Ural Federal District for the Period Until 2020, Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of October 6, 2011 No. 1757-p].
13. Federal'naya tselevaya programma «Sotsial'noe razvitie sela do 2012 goda» [Federal Target Program "Social Development of Rural Settlements Until 2012"].
14. Food and Nutrition in Numbers 2014. Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, 2014.
Potoroko Irina Yurievna. Head of the Department of Expertise and Food Quality Control, Doctor of Science (Engineering), South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
Kalinina Irina Valerievna. Candidate of Science (Engineering), associate professor of the Department of Expertise and Food Quality Control, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Botvinnikova Valentina Viktorovna. Postgraduate student of the Department of Expertise and Food Quality Control, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Received 28 May 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Потороко, И.Ю. Управление процессами формирования рынка социально значимых продуктов питания / И.Ю. Потороко, И.В. Калинина, В.В. Ботвинникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2015. - Т. 9, № 2. - С. 187-193.
REFERENCE TO ARTICLE
Potoroko I.Yu., Kalinina I.V., Botvinnikova V.V. Management of the Processes of Formation of the Market of Socially Important Food. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2015, vol. 9, no. 2, pp. 187-193. (in Russ.)