Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области'

Маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
554
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ ДИЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ / НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / DIETARY AND PROPHYLACTIC FOODSTUFF / NONINFECTIOUS DISEASES / MARKET RESEARCHES

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Никитина Татьяна Алексеевна, Клюкина Оксана Николаевна, Птичкина Наталия Михайловна

В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции. Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Именно с их помощью фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Целью работы являлись маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1) выявление наиболее распространенных заболеваний населения; 2) определение среднего возраста людей, страдающих от того или иного заболевания; 3) изучение спроса на изделия с добавкой пищевых волокон; 4) определение предпочтений респондентов по добавлению в продукты питания натуральных растительных добавок; 5) востребованность продуктов диетического профилактического назначения у населения. При проведении маркетинговых исследований упор сделан на лечебно-профилактические свойства пищевых волокон, так как опрос проводился среди людей, страдающих различными заболеваниями, для выяснения отношения данных респондентов к продуктам диетического профилактического питания. Показана динамика (2012-1014 гг.) изменения числа неинфекционных заболеваний, состояния здоровья населения в зависимости от возраста, роста численности людей с лишним весом. В результате обработки анкетных данных установлено, что у населения низкая степень информированности о необходимости применения продуктов с радиопротекторными и энтеросорбентными свойствами. Исследования показали, что продукты диетического профилактического питания востребованы, следовательно, разработка таких продуктов является целесообразной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Никитина Татьяна Алексеевна, Клюкина Оксана Николаевна, Птичкина Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market researches on demand for dietary and prophylactic nutrition in the Saratov Region

In competitive and constantly changing market conditions special attention has been paid to market researches. The results of these studies become the basis for formation of sales estimates, and projected levels of revenues and profits from sales. Market researches are the essential condition to make offered goods successful at the market. It is market researches that help companies to realize the control of consumers' needs changing. The market researches on demand for dietary and prophylactic nutrition in the Saratov Region have been the research objective. In accordance with the given objective the following goals have been formed: 1) finding out the most spread diseases among the population; 2) determination of the average age of people suffering from one or another disease; 3) studying demand of products with food fiber additives; 4) analysis of respondent's preference regarding the addition of natural vegetable additives to foodstuff; 5) demand for dietary and prophylactic foodstuff among the population. Since the survey has been carried out among people suffering from various diseases, particular attention during the market research has been turned to the medical and prophylactic properties of food fibers to find out the attitude of the respondents to functional foodstuff. The dynamics of noninfectious diseases, the population health status depending on age, and increase of overweight people during 2012-2014 have been shown. As a result of questionnaire data processing it has been ascertained that the population is of low awareness regarding the necessity to consume foodstuff with radioprotective and chelator properties. The researches have demonstrated that dietary and prophylactic foodstuff is in demand and consequently the development of such products is reasonable.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области»

УДК 664:613.2

Т. А. Никитина, О. Н. Клюкина, Н. М. Птичкина

Маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области

В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого - планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции. Маркетинговые исследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Именно с их помощью фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Целью работы являлись маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1) выявление наиболее распространенных заболеваний населения; 2) определение среднего возраста людей, страдающих от того или иного заболевания; 3) изучение спроса на изделия с добавкой пищевых волокон; 4) определение предпочтений респондентов по добавлению в продукты питания натуральных растительных добавок; 5) востребованность продуктов диетического профилактического назначения у населения. При проведении маркетинговых исследований упор сделан на лечебно-профилактические свойства пищевых волокон, так как опрос проводился среди людей, страдающих различными заболеваниями, для выяснения отношения данных респондентов к продуктам диетического профилактического питания. Показана динамика (2012-1014 гг.) изменения числа неинфекционных заболеваний, состояния здоровья населения в зависимости от возраста, роста численности людей с лишним весом. В результате обработки анкетных данных установлено, что у населения низкая степень информированности о необходимости применения продуктов с радиопротекторными и энтеросорбентными свойствами. Исследования показали, что продукты диетического профилактического питания востребованы, следовательно, разработка таких продуктов является целесообразной.

Ключевые слова: продукты диетического профилактического питания, неинфекционные заболевания, маркетинговые исследования.

Введение

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Сбалансированное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности, а также адекватной адаптации к условиям окружающей среды.

На основании проведенных медико-биологических исследований и клинических испытаний учеными доказано, что одной из причин распространения так называемых "болезней цивилизации" является недостаток пищевых волокон, витаминов, макро- и микроэлементов в ежедневном рационе питания [1].

В рамках решений Всемирной организации здравоохранения и международных проектов в России сформированы и реализуются федеральные и региональные программы, направленные на профилактику заболеваний, связанных с недостаточностью питания, где особая роль отводится продуктам диетического и профилактического питания1 [2].

Целью работы являлись маркетинговые исследования востребованности продуктов диетического профилактического питания в Саратовской области.

Материалы и методы

Маркетинговые исследования проводились (2012-2014 гг.) методом социологического опроса ^асеЧо^асе) на основе составленной анкеты, количество опрашиваемых составляло 150 человек на каждом объекте ежегодно: женщины и мужчины различного возраста (от 18 до 70 лет).

Опрос проводился на трех объектах:

- г. Вольск, Онкологический центр, Радиологическое отделение;

- г. Балаково, профилакторий "Волга";

- г. Саратов, сеть аптек "Имплозия" (3 аптеки: Ленинский, Заводской и Октябрьский районы) [3; 4].

1 Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р г. // Рос. газета. 2010. 3 нояб. ; О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. // Рос. газета. 2012. 9 мая ; О безопасности пищевой продукции : технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 : утв. решением Комиссии Таможенного Союза от 9 дек. 2011 г. № 880.

Результаты и обсуждение

Анкетирование показало, что наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями в Саратовской области являются сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, болезни, связанные с кровяным давлением. Данные представлены на рис. 1.

м

£

я

ч я о я о

9> СР

и

Р

О

60 50 40 30 20 10 0

2012 г. 2013 г. 2014 г. Год проведения опроса

роблемы

кровяного давления

сердечно-сосудистые заболевания

сахарный диабет

здоров

Рис. 1. Динамика изменения числа неинфекционных заболеваний в Саратовской области

за период 2012-2014 гг.

Динамика изменения числа неинфекционных заболеваний в Саратовской области за три года, представленная на рис. 1, показывает, что ответы респондентов на вопрос "здоров" за три года снизили свою численность от 20 до 6 %, а численность ответов по заболеваниям возрастает: сахарный диабет -от 8 до 15 %, сердечно-сосудистые заболевания - от 27 до 33 %, численность проблем с кровяным давлением - от 45 до 46 %.

На рис. 2 представлена динамика за три года состояния здоровья населения Саратовской области в зависимости от возраста. Исследования показали, что "возраст" заболеваний молодеет.

проблемы

кровяного давления сердечнососудистые заболевания

сахарный диабет здоров

И 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Год проведения опроса

Рис. 2. Динамика состояния здоровья населения Саратовской области в зависимости от возраста за период 2012-2014 гг.

Сахарный диабет снизил начальный "возраст" с 60 до 50 лет, сердечно-сосудистые заболевания -с 30 до 25 лет, заболевания кровяного давления - с 25 до 23 лет, конечный возраст людей, отвечающих "здоров", поменялся с 25 до 20 лет.

Также было отмечено, что рост числа людей с лишним весом возрастает с каждым годом, данные представлены на рис. 3.

Респондентам был предложен список продуктов и полуфабрикатов, обогащенных натуральными растительными корректирующими добавками: порошком тыквы и порошком семян льна [5]. Предпочтения по добавлению добавок в продукты питания распределились следующим образом (рис. 4):

- 42 % - мясные или рыбные полуфабрикаты,

паштеты, колбасные изделия;

- 28 % - сухие супы и каши;

- 15 % - хлеб;

- 7 % - творожные массы;

- 5 % - крупяные полуфабрикаты;

- 3 % - пельмени.

Рис. 4. Предпочтения респондентов по добавлению растительных добавок в группы продуктов питания

При ответе на вопрос "Считаете ли вы необходимым расширение ассортимента продуктов диетического профилактического назначения с пищевыми волокнами", по сравнению с 2012 г. (26 %), в 2014 г. положительно ответили 37 % опрошенных.

Было выяснено, что респонденты на 68 % верят в уменьшение зависимости от лекарственных препаратов, употребляя в пищу продукты диетического профилактического питания.

Анализ данных о питании населения Саратовской области, проведенный Роспотребнадзором, также показывает недостаточное использование продуктов, обеспечивающих организм человека необходимыми микроэлементами, витаминами, клетчаткой и др. Остаются низкими, по сравнению с физиологическими нормами, потребление молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, картофеля, яиц. При этом потребление сахара и кондитерских изделий превышает физиологическую норму в 1,5 раза2.

Вклад несбалансированного питания в смертность составляет 12,9 %, а излишнего веса - 12,5 %. 55 % взрослого населения Саратовской области имеют избыточную массу тела. В области заболеваемость ожирением в 2 раза превышает среднероссийский показатель (Саратовская область - 15,4 на тысячу населения, Российская Федерация - 7,9 на тысячу населения)3.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области рекомендует в целях профилактики заболеваний, связанных с нарушениями питания, использовать пищевую продукцию, обогащенную микронутриентами.

Заключение

Проведенные исследования показали, что на сегодняшний день остро стоит проблема состояния здоровья населения. Как показывают мировые исследования, здоровье населения напрямую зависит от характера питания, поэтому коррекция сложившейся ситуации возможна при снижении энергоемкости пищи за счет снижения содержания жиров и сахара при повышении пищевой плотности рациона, т. е. обогащении традиционных пищевых продуктов пищевыми волокнами. Можно сделать вывод, что продукты функциональной направленности востребованы, следовательно, разработка таких продуктов является целесообразной.

Библиографический список

1. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск : Беларусь, 1994. 350 с.

2. Тутельян В. А., Княжев В. А. Реализация концепции государственной политики здорового питания населения России: научное обеспечение // Вопросы питания. 2000. № 3. С. 4-7.

2 К вопросу о здоровом питании [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области. 2016. URL: http://64.rospotrebnadzor.ru/bytag6/-/asset_publisher/0Cfh/content/к-вопросу-о-здоровом-питании?redirect= http%3A%2F%2F64.rospotrebnadzor.ra%2Fbytag6%3Fp_pJd%3D 101_INSTANCE_0Cfn %26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-1%26p_p_col_pos%3D1%26p_p_col_count%3D2.

3 Концепция здорового питания населения Саратовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. № 805-П // Правительство Саратовской области. URL: http://konsultant.saratov.gov.ru/page.aspx?28769.

3. Кунташов Е. В., Клюкина О. Н., Птичкина Н. М. Маркетинговые исследования по употреблению в питании плодов тыквы и кулинарных изделий с добавками продуктов ее переработки // Мясная индустрия. 2011. № 5. С. 13-15.

4. Маркетинговые исследования востребованности диетических продуктов в Саратовской области / А. И. Семина, Н. В. Костычева, О. Н. Клюкина, Н. М. Птичкина // Специалисты нового поколения пищевой и перерабатывающей промышленности : сб. материалов Междунар. студ. науч.-практ. конф. Саратов : ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2014. С. 60-62.

5. Перспективы использования нерастворимых пищевых волокон / Г. А. Донская [и др.] // Молочная промышленность. 2001. № 3. С. 42-44.

References

1. Soroka N. F. Pitanie i zdorov'e [Food and health]. Minsk : Belarus, 1994. 350 p.

2. Tutelyan V. A., Knyazhev V. A. Realizatsiya kontseptsii gosudarstvennoy politiki zdorovogo pitaniya naseleniya Rossii: nauchnoe obespechenie [Implementation of state policy concept of healthy nutrition of the Russian population: scientific support] // Voprosy pitaniya. 2000. N 3. P. 4-7.

3. Kuntashov E. V., Klyukina O. N., Ptichkina N. M. Marketingovye issledovaniya po upotrebleniyu v pitanii plodov tykvy i kulinarnyh izdeliy s dobavkami produktov ee pererabotki [Market researches on using pumpkin and culinary products with pumpkin based food additives as foodstuff] // Myasnaya industriya. 2011. N 5. P. 13-15.

4. Marketingovye issledovaniya vostrebovannosti dieticheskih produktov v Saratovskoy oblasti [Market researches on demand of dietary products in the Saratov Region] / A. I. Semina, N. V. Kostycheva, O. N. Klyukina, N. M. Ptichkina // Spetsialisty novogo pokoleniya pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti : sb. materialov Mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. Saratov : FGBOU VPO "Saratovskiy GAU", 2014. P. 60-62.

5. Perspektivy ispolzovaniya nerastvorimyh pischevyh volokon [Prospects for using insoluble dietary fiber] / G. A. Donskaya [i dr.] // Molochnaya promyishlennost. 2001. N 3. P. 42-44.

Сведения об авторах

Никитина Татьяна Алексеевна - Театральная пл., 1, г. Саратов, Россия, 410012; Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова, аспирант; e-mail: nikitina-tatyana-2013@mail.ru

№кШпа T. A. - 1, Teatralnaya Square, Saratov, Russia, 410012; Saratov State Vavilov Agrarian University, Ph.D. Student; e-mail: nikitina-tatyana-2013@mail.ru

Клюкина Оксана Николаевна - Театральная пл., 1, г. Саратов, Россия, 410012; Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова, канд. тех. наук, доцент; e-mail: oksanaklukina@yandex.ru

Klyukina O. N. - 1, Teatralnaya Square, Saratov, Russia, 410012; Saratov State Vavilov Agrarian University, Cand. of Tech. Sci., Associate Professor; e-mail: oksanaklukina@yandex.ru

Птичкина Наталия Михайловна - Театральная пл., 1, г. Саратов, Россия, 410012; Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова, д-р хим. наук, профессор; e-mail: n.ptichkina@gmail.com

Ptichkinа N. M. - 1, Teatralnaya Square, Saratov, Russia, 410012; Saratov State Vavilov Agrarian University, Dr of Chem. Sci., Professor; e-mail: n.ptichkina@gmail.com

HHKHTHHa T. A. h gp. MapKeTHHroBwe HccnegoBaHHH BocTpeSoBaHHocra npogyKTOB.

T. A. Nikitina, O. N. Klyukina, N. M. Ptichkina

Market researches on demand for dietary and prophylactic nutrition in the Saratov Region

In competitive and constantly changing market conditions special attention has been paid to market researches. The results of these studies become the basis for formation of sales estimates, and projected levels of revenues and profits from sales. Market researches are the essential condition to make offered goods successful at the market. It is market researches that help companies to realize the control of consumers' needs changing. The market researches on demand for dietary and prophylactic nutrition in the Saratov Region have been the research objective. In accordance with the given objective the following goals have been formed: 1) finding out the most spread diseases among the population; 2) determination of the average age of people suffering from one or another disease; 3) studying demand of products with food fiber additives; 4) analysis of respondent's preference regarding the addition of natural vegetable additives to foodstuff; 5) demand for dietary and prophylactic foodstuff among the population. Since the survey has been carried out among people suffering from various diseases, particular attention during the market research has been turned to the medical and prophylactic properties of food fibers to find out the attitude of the respondents to functional foodstuff. The dynamics of noninfectious diseases, the population health status depending on age, and increase of overweight people during 2012-2014 have been shown. As a result of questionnaire data processing it has been ascertained that the population is of low awareness regarding the necessity to consume foodstuff with radioprotective and chelator properties. The researches have demonstrated that dietary and prophylactic foodstuff is in demand and consequently the development of such products is reasonable.

Key words: dietary and prophylactic foodstuff, noninfectious diseases, market researches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.