университета. Магистратура предусматривает самостоятельное овладение учебным материалом до 80% от аудиторной нагрузки, поэтому, живя в общежитии и обучаясь в родных стенах филиала, лишь 20% времени нужно будет получить, обучаясь в Санкт-Петербурге, а если учесть, что в эти 20% свою лепту смогут внести преподаватели филиалов, а преподаватели головного вуза будут использовать дистанционные, электронные и информационнокоммуникационные технологии обучения, то поездки в головной вуз можно будет свести к минимуму.
Вопросы работы с абитуриентами постоянно находятся в поле зрения руководства филиалов. В комплексных планах по этому направлению деятельности особое внимание должно быть уделено привлечению абитуриентов из других регионов.
Проблема контингента студентов касается не только филиалов, но и самого университета, поэтому поиск активных форм для привлечения абитуриентов в наш вуз важен не только для филиалов. Филиалами и приемной комиссией университета накоплен
большой опыт по привлечению абитуриентов, но все это уже традиционные формы, нужно продолжать поиск. Возможно, нужно работать со студентами из других регионов, которые уже у нас учатся, и вовлекать их в миссионерскую деятельность по распространению их положительного опыта обучения в РГПУ им. А. И. Герцена или его филиалах в школах своего родного города. Видимо, нужны региональные представительства или агентства в регионах, которые за определенное вознаграждение «поставляли» нам абитуриентов. В настоящее время принципиальной задачей может стать формирование и развитие сети стратегических партнеров в регионе, с которыми необходимо разрабатывать долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества.
В заключение хочется сказать, что мы надеемся на успешное дальнейшее развитие и совершенствование филиалов как полноправных представителей Гер-ценовского университета в регионах. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы Герценовский университет нами гордился.
Н. Л. Шубина,
декан филологического факультета
УРОВЕНЬ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА — ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕРЕНИЯ РЕЙТИНГА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Следует поддержать инициативы филиалов нашего университета, которые попытаются (пусть даже в рамках «лабораторного эксперимента») решать проблемы, которые в настоящее время сдерживают многие процессы развития высшего образования.
Во-первых, поставлена задача управления объемами аудиторной нагрузки преподавателей, что, по мнению разработчиков, позволит сокращать аудиторную нагрузку преподавателя без снижения качества образования.
Активный процесс изменений в системе высшего образования на законодательном уровне, внедрения новых механизмов ре-
структуризации образования на принципиально иной идеологической платформе заставляет по-новому оценить функции преподавателя высшей школы. «Ключевое звено образовательной системы — учитель, мастер производственного обучения, профессор университета. Реформа образования пока промахивается мимо ключевой задачи — разбудить активность массового учителя, преподавателя, включить его в процесс модернизации образования не в качестве страдательного элемента, а как главное действующее лицо, чтобы он не ожидал: “А что еще придумают, какого рода форму и как я
к этой форме буду адаптироваться”, — чтобы он реально сам чувствовал себя главным действующим лицом»1.
На наш взгляд, преподаватель как главное действующее лицо способен не только генерировать инновационные идеи, но и проектировать и внедрять такие идеи в образовательный процесс. Личность современного преподавателя во многом формируется под влиянием императивов времени. Можно сколько угодно рассуждать о необходимости перемены роли преподавателя в процессе подготовки специалиста, но при этом отводить преподавателю роль исполнителя учебного плана по одной или нескольким дисциплинам. До сих пор мы говорим о так называемой «аудиторной нагрузке преподавателя», используя трактовку этого понятия, а также нормативы, разработанные в 1962 г. При этом понимаем, что от преподавателя требуется не просто знание учебного материала, но умение и способность его креативного представления и интерпретации, навыки активного использования современных образовательных технологий и др.
Мы должны кардинально изменить наше понимание функций преподавателя: он не столько передает знания, сколько их продуцирует; он не столько «транслятор», сколько воспитатель и консультант. Наши дискуссии об изменении функций преподавателя имеют чаще всего декларативный характер. Современный преподаватель — это и исследователь, и менеджер, и консультант, и руководитель, и воспитатель и, собственно, преподаватель. А это означает, что следует по-новому оценивать его работу. Речь идет о том, что даже в новых реалиях мы по-прежнему рассчитываем (в следовательно, и оцениваем) работу преподавателя в часах.
В настоящее время идет обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». В статье 64 отмечается, что для организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы наряду с базовым учебным планом по каждому направлению подготовки (специ-
альности) составляется рабочий учебный план, предназначенный для формирования годового календарного учебного графика и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, на основе которого при личном участии обучающихся разрабатываются их индивидуальные учебные планы.
Готовы ли мы сегодня ответить: что включает учебная работа преподавателя в условиях кредитно-модульного образовательного процесса?
Безальтернативное формирование объема нагрузки на базе почасового расчета, на мой взгляд, бесперспективно.
Как отмечается в законопроекте «Об образовании», соотношение объемов преподавательской работы (учебной нагрузки) и иных видов педагогической работы педагогических работников в пределах 36-часовой рабочей недели или соответственно учебного года устанавливается организацией — работодателем на один учебный год с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника и обеспеченности кадрами. Но система формирования учебного плана остается без изменений. Как отражается в нагрузке преподавателя обеспечение самостоятельной работы, в рамках которой особенно важно выделять внеаудиторную работу под руководством преподавателя, который проводит не только консультирование, но и диагностику качества усвоения образовательной программы студентом.
В условиях принципиально новой организации образовательного процесса в рамках университета, где должны решаться задачи не «конфетной фабрики», а университета, необходимо не просто воспроизводить кадры, а создавать кадровый капитал. Не кадровый состав, готовый «перестроить содержание программ по принципу, называемому “петлей фундирования” (В. Д. Шадриков), а кадровый капитал, наличие которого позволяет университету стать «университетом мирового класса». Кстати, этот термин был веден на 4-й конференции Международной экспертной группы (International Ranking
Experts Group — IREG) Международной обсерватории по академическому ранжированию и квалификациям (International Observatory on Academic Ranking and Excellence) в июне 2009 г. Джамиль Салми, координатор по высшему образованию Сети развития человеческого потенциала Всемирного банка, определил понимание данного термина: это университет, который не просто может предоставить студентам высокое качество обучения и исследований, «но и развитие способности конкурировать на глобальном рынке образования, исследований и инноваций, благодаря приобретению, сознанию и адаптации передовых знаний»2.
Быть может, нам следует оценить опыт других вузов, которые предприняли другие показатели и индикаторы результативности деятельности преподавателя?
Во-вторых, поддерживаю инициативу филиалов в части решения вопроса о полноценном внедрении в учебный процесс дистанционных образовательных технологий. Технологии и их разработка являются ключевой характеристикой инновационной деятельности. Кстати, разработчики законопроекта «Об образовании» попытались четко развести такие понятия, как «дистанционные образовательные технологии» и «электронные образовательные технологии». Сегодня нужно не обсуждение самих технологий, а того результата, который мы должны получить с помощью этих технологий. Почему так медленно развивается дистанционное обучение? Технологии есть, техника суперсовременная, даже есть программное обеспечение, а результатов нет... Потому что нельзя внедрять эти технологии без затрагивания основ образовательного процесса. В рамках федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения речь идет о формировании студентом индивидуального учебного плана. Что это означает? Резкое увеличение доли выбора студентом на открытом рынке образовательных программ и модулей. Главными субъектами регулирования образовательно-
го рынка становятся профессиональное сообщество и потребители. Это означает, что нужно готовить востребованный «продукт образовательной деятельности».
Тот, кто участвовал в создании дистанционных курсов, понимает, что это весьма трудоемкий и трудозатратный процесс, требующий особых навыков представления информации, использования особых способов ее упаковки. Нужно новое понимание методического сопровождения и поддержки дистанционного курса, многофункциональной ресурсной базы. Ждать (особенно в период разработки) снижения количества аудиторных часов не надо. Преподаватель должен понимать, что снижения так называемой аудиторной нагрузки не будет, если мы оставим без изменения образовательный процесс. Необходимо активизировать поиски тех видов и форм деятельности, которые бы способствовали эффективному использованию потенциала каждого преподавателя без резкого увеличения трудозатрат. На мой взгляд, нужно формировать и поддерживать творческие коллективы, готовые к сотрудничеству в сетевом формате. В законопроекте речь идет о сетевой форме реализации образовательной программы (статья 66). «В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой». Идея заманчивая и очень перспективная (особенно в условиях оптимизации кадрового состава). Но в формате сетевого взаимодействия хорошо виден потенциал каждого участника сетевого взаимодействия.
Филиалы должны активно участвовать в формировании образовательных программ с учетом запросов работодателя, потребителя. При этом необходимо найти эффективную модель взаимодействия не только
со службами университета, а с конкретны- Желаю успеха и самое главное — сча-ми преподавателями, готовыми работать в стья, о котором говорит герой фильма: числе сетевых партнеров. «Счастье — это когда тебя понимают».
Примечания
1. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? — www. hse. ru/temp/2007/ files/20071220_report. pdf
2. Там же.
М. В. Назриева,
директор Волховского филиала
ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ФИЛИАЛА
Для продвижения образовательных услуг Волховский филиал использует самые традиционные инструменты и каналы — это СМИ (рекламные объявления, имиджевые статьи и передачи, интервью с руководством и преподавателями филиала), Интернет (специализированные сайты филиала, кафедр, групп выпускников и др.), образовательную печатную продукцию (например, сборники научных статей).
Другую группу наиболее часто используемых инструментов составляют события: дни открытых дверей, экскурсии в филиал, специализированные конференции, семинары, ярмарки вакансий.
Для привлечения абитуриентов филиалом проводится прямая работа со школами: встречи с родителями на собраниях, рассылка информационных материалов. На базе нескольких школ г. Волхова организована работа межшкольных факультативов, в частности литературного и английского клубов. В рамках университетского отборочного тура второй год подряд проводится конкурс чтецов для школьников. Готовится к подписанию договор с Волховской городской гимназией о профильной подготовке группы выпускников для поступления в филиал.
Достаточно хорошо зарекомендовали себя в работе с потенциальными абитуриентами такие конкурсы, как «Игры большого бизнеса», которые проводятся при участии работодателей г. Волхова, и «Эрудиты Пла-
неты». Помимо студентов филиала, в данных конкурсах принимают участие школьники, которые имеют возможность не только получить призовые места, но и увидеть студенческую жизнь изнутри. Наша задача — заинтересовать, увлечь школьников обучением в Волховском филиале.
В этом году наш филиал включился в программу опытно-экспериментальной социальной работы по внедрению регионального эксперимента, направленного на поддержку и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей г. Волхова и Волховского района, предложенную к разработке Ленинградским областным институтом развития образования совместно с Дворцом детско-юношеского творчества г. Волхова.
Программа разрабатывается на период 2010—2015 гг. Она дает возможность Волховскому филиалу позиционировать себя в рамках муниципального образования как научный, культурно-образовательный, инновационный центр. Одаренные школьники — это наши потенциальные абитуриенты. Поэтому для себя мы видим участие в данном эксперименте как возможность обеспечить прием в филиал.
Мы также понимаем, что важно не только привлечь людей в учебное заведение, но и удержать их там. Для этой цели в Волховском филиале проводятся уже ставшие традицией день первокурсника, туристический слет, конкурс «Мисс и Мистер фили-