УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ
Таджиева Диёра Рустамовна
Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, преподаватель, самостоятельный соискатель
Аннотация: Статья исследует воздействие цифровой экономики на различные отрасли, качество жизни и экономику страны в целом. Рассматриваются преимущества цифровой экономики, такие как экономический и социальный рост от внедрения цифровых технологий, повышение качества жизни через новые виды услуг и улучшение их предоставления, повышение производительности труда, снижение издержек и ускорение бизнес-процессов.
Ключевые слова: качество жизни, цифровая экономика, влияние цифровой экономики, стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030».
RAQAMLI TRANSFORMATSIYA SHAROITIDA HAYOT DARAJASI VA
SIFATI
Tadjiyeva Diyora Rustamovna
G.V. Plexanov nomidagi Rossiya iqtisodiyot universitetining Toshkent filiali,
o 'qituvchi, mustaqil izlanuvchi
Annotatsiya: Maqolada raqamli iqtisodiyotning turli sohalarga, hayot sifatiga va umuman mamlakat iqtisodiyotiga ta'siri ko'rib chiqiladi. Shuningdek, raqamli iqtisodiyotning afzalliklari, raqamli texnologiyalarni joriy etishda iqtisodiy va ijtimoiy o'sish, xizmatlarning yangi turlari orqali hayot sifatini va ularni taqdim etishni yaxshilash, mehnat unumdorligini oshirish, xarajatlarni kamaytirish va biznes jarayonlarini tezlashtirish kabi jihatlar ko'rib chiqilgan.
Kalit so'zlar: hayot sifati, raqamli iqtisodiyot, raqamli iqtisodiyotning ta'siri, "Raqamli O 'zbekiston - 2030 " strategiyasi.
THE LEVEL AND QUALITY OF LIFE IN THE CONTEXT OF DIGITAL
TRANSFORMATION
Tadjieva Diyora
Tashkent branch of G.V. Plekhanov Russian University of Economics, teacher,
independent applicant
Abstract: The article explores the impact of the digital economy on various industries, the quality of life and the country's economy as a whole. The advantages of the digital economy are considered, such as economic and social growth from the introduction of digital technologies, improving the quality of life through new types of services and improving their provision, increasing labor productivity, reducing costs and speeding up business processes.
Keywords: quality of life, digital economy, impact of the digital economy, strategy "Digital Uzbekistan - 2030".
Введение
Одной из основных целей Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» является создание условий для улучшения качества жизни населения путем изменения структуры и качества социальных услуг, а также создания новых возможностей для предпринимательской и трудовой деятельности. Учитывая, что вопрос о повышении качества жизни стоит перед нашей страной как один из приоритетов, необходимо уделить особое внимание анализу изменений, которые происходят в процессе цифровизации и как они влияют на качество жизни.
В дополнение к стимулированию экономического роста и улучшению качества жизни граждан, цифровая экономика формирует новое национальное и глобальное пространство, в котором человек занимает центральное место. Современные технологии уже позволяют преодолевать биологические ограничения человеческого потенциала, восстанавливают мобильность у пожилых людей и лиц с физическими ограничениями, разрабатывают сенсоры в контактных линзах или имплантатах, обеспечивающих ночное зрение, усиленный слух и возможность взаимодействия с дополненной реальностью. Все это не только расширяет врожденные возможности человека, но также стимулирует их преобразование и развитие. На данный момент эти технологии доступны лишь немногим, однако в ближайшие 2-3 десятилетия они станут повседневной реальностью для всех. Множество рутинных процессов, таких как уход за больными, доставка товаров и предоставление других услуг, будут уступать место ботам, которые, основываясь на обширном объеме данных, будут тщательно их выполнять, заменяя человека.
Обзор литературы
Понятие «цифровая экономика» появилось и стало широко использоваться благодаря зарубежным авторам, таким как Дон Тапскот и Николас Негропонте.
В своей книге «Электронно-цифровое общество», опубликованной в 1994 году, Д. Тапскот, один из ведущих мировых экспертов по влиянию технологий на бизнес и общество, отмечает, что цифровая экономика представляет собой форму экономической деятельности, которая отличается от традиционной экономики и определяется сетевым сознанием и зависимостью от виртуальных технологий [1]. В 1995 году Николас Негропонте, американский ученый из Массачусетского университета, внес важный вклад в популяризацию этого термина.
Вопросам влияния цифровизации на жизнь населения посвящены работы таких авторов, как Р. Боарини, П. Глюкман, К. Аллен, которые акцентируют внимание на вопросах благополучия. Проблемы неравенства в цифровой экономике исследуются В. Юбенксом, Д.С. Витте, а региональные аспекты изучаются в работах Э. Гомеса, К. Шмидта, А. Алетдинова, А. Корицкого. Страновые особенности рассматриваются С. Барросом, Р. Фернандесом. Качество жизни в контексте экономической категории исследуют такие ученые, как Э. Б. Аткинсон, Т.У. Шульц, А. Сен и другие.
По мнению академика академии наук Абдурахманова К.Х. «Цифровая экономика является мощным катализатором инноваций, роста и социального обеспечения и ее развитие в Узбекистане. Углубление и расширение цифровизации повысит конкурентоспособность экономики в мировой масштабе, создаст условия для постепенного перехода к уровню инновационной экономики и экономики знаний, а также повысит уровень и качество жизни населения» [2].
Согласно определению профессора Зокировой Н.К., «Цифровая экономика - экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией и производимыми и сбываемыми ими цифровыми товарами, и услугами» [3].
Методология
Статья написана на основе публикаций отечественных и зарубежных авторов, которые исследуют цифровую экономику и вопросы уровня и качества жизни населения. В работе применяются основные методы анализа, синтеза и сравнения для исследования данной темы.
Анализ и результаты
Цифровая трансформация представляет потенциал для дальнейшего обновления общества и интеграции национальной экономики в мировые процессы. В связи с проводимыми реформами и Стратегией развития Нового Узбекистана на ближайшие пять лет особое внимание уделяется цифровизации ключевых отраслей и созданию настоящего информационного общества в
стране, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на качество жизни населения.
Узбекистан с момента начала 2000-х годов активно развивает информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и цифровизацию. Примером служат такие инициативы, как «Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы», «Национальная стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030» и «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Все они направлены на осуществление цифровой трансформации в национальной экономике, промышленности и обществе в целом.
Особенно стоит отметить значительный прогресс в данной области, а также внедрение новых технологий в государственном секторе с запуском Центральной службы электронного правительства страны через «Единый портал интерактивных государственных услуг».
Кроме того, заметно улучшилась цифровая инфраструктура страны, в которую было инвестировано значительное количество ресурсов, что создало надежную основу для улучшения ИКТ инфраструктуры. По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в сфере информации и связи за период 2017-2021 годы валовая добавленная стоимость увеличилась более чем в два раза и достигла 11,8 трлн сум (более 1 млрд долларов США) в 2021 году [4].
Объем экспорта информационно-коммуникационной отрасли в Узбекистане вырос в 50 раз с момента создания 1Т-парков и достиг 46 млн долларов США. Количество резидентов парка увеличилось с 147 до 500, более 300 новых компаний было открыто, а также создано 8500 высокооплачиваемых рабочих мест. На данный момент более 11 тысяч молодых людей работают в 1Т-парках.
За период с 2017 года протяженность волоконно-оптических линий связи в стране увеличилась почти в 6 раз и достигла 118 тысяч километров к январю 2022 года.
Общая пропускная способность международных сетей увеличилась более чем в 28 раз с 2017 года и достигла 1800 Гбит/с к январю 2022 года [5].
К настоящему моменту в Узбекистане, в результате реформирования и цифровизации государственного управления, 56% государственных услуг предоставляются через портал интерактивных государственных услуг. Количество электронных государственных услуг на платформе my.gov.uz достигло 307, и их активно используют 1,3 млн граждан [6]. Общее количество
интернет-пользователей в Узбекистане достигло 27,2 миллиона человек [7].
Специальное внимание уделяется развитию электронного правительства в Узбекистане и достижению 100% доли предоставления электронных государственных услуг. Одним из приоритетных направлений цифровизации государственного управления и оптимизации административных процедур на центральном и местном уровнях является внедрение системы Mobile ID для идентификации граждан при получении государственных услуг, а также создание «цифрового паспорта граждан» и проекта «цифрового органа».
В период до 2030 года планируется сохранить устойчивые темпы роста, достичь ВВП на душу населения в размере 4000 долларов США и войти в категорию стран с высоким уровнем дохода. В этом контексте развитие цифровой экономики выступает в качестве основного «движущего мотора», с увеличением ее доли не менее чем в 2,5 раза к концу 2026 года. Предполагается увеличить объемы производства программных продуктов в 5 раз и экспорта в 10 раз, достигнув отметки в 500 миллионов долларов США. Также ставится цель довести уровень цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики, а также в финансовом и банковском секторах, до 70%. Приоритетом также является цифровизация городского планирования и строительства, в рамках концепции «Умного города» [8].
При переходе в эпоху цифровой экономики возникают следующие потенциальные позитивные результаты:
1. Наблюдается рост экономического и социального эффекта от внедрения цифровых технологий.
2. Качество жизни повышается, особенно благодаря улучшению удовлетворения потребностей людей через новые виды услуг или способы их предоставления.
3. Общая производительность труда растет.
4. Издержки в производственной сфере снижаются, а бизнес-процессы ускоряются.
5. Появляются новые принципиальные бизнес-модели.
6. Товары и услуги становятся еще более доступными, вплоть до глобального уровня, и создаются новые продукты и услуги.
7. Обеспечивается прозрачность экономических отношений и их мониторинг.
8. Возможность быстрой синхронизации, накопления, распространения, хранения и передачи огромных объемов данных.
Переход к цифровой экономике предоставляет широкий спектр позитивных перспектив, влияющих на различные сферы деятельности и улучшение качества жизни.
К сожалению, в процессе цифровизации экономики возникают как внешние, так и внутренние угрозы, среди которых можно выделить следующие:
1. Отставание от мировых лидеров в области 1Т-технологий по темпам роста и масштабам распространения.
2. Необходимость сохранения и защиты прав человека в цифровом пространстве.
3. Низкий уровень общей информатизации и профессионально-кадровой подготовки.
4. Вероятность отрицательного результата в результате цифровизации, учитывая совокупные факторы.
5. Возможное нарушение традиционного уклада жизни и ведения бизнеса, а также настороженное отношение к новым изменениям.
6. Недостаток квалифицированных кадров в сфере информационных технологий.
7. Сокращение рабочих мест и снижение заработной платы.
8. Недостатки в нормативно-правовой базе.
9. Увеличение количества киберпреступлений и злоупотреблений в цифровой сфере.
10. Появление дополнительных рисков, которые не были учтены ранее и возникают при внедрении новых компонентов и т.д.
В процессе цифровизации существует ряд проблем и угроз, которые нужно учитывать и решать для успешной реализации цифровой экономики.
Заключение
В заключении проведенного исследования обобщены и систематизированы позитивные и негативные стороны перехода к цифровой экономике, и в следствии его влияние на качество жизни населения в целом.
Результаты исследования указывают на широкое использование интернета населением и готовность бизнеса, некоммерческих организаций и государственных структур мобилизовать ресурсы и воспользоваться возможностями, которые предоставляет интернет для развития социальной и экономической деятельности страны. ^ сфера имеет качественное влияние на методы работы и бизнес-процессы во всех секторах экономики, создавая общую информационную среду и расширяя возможности трудовой миграции. Интернет открывает компаниям новые горизонты для структурирования и ведения экономической деятельности, предлагая возможности сокращения расходов на сделки, расширения каналов сбыта, объединения поставщиков и клиентов в единую систему, улучшения скорости и качества предоставляемых услуг, а также выхода на ранее недоступные рынки. Он также предоставляет широкий
набор инструментов для поддержки бизнеса, оперативного информирования и управления в режиме реального времени.
Список использованной литературы
1. Tapscott D. The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. New York: McGraw-Hill,1994. 368 p.
2. https://iqtisodiyot.tsue.uz/sites/default/files/maqolalar/29_Abdurakhmonov_ Kadirov.pdf
3. Зокирова, Н. К. Цифровая экономика и ее роль в управлении предприятием / Н. К. Зокирова, О. В. Абаева // Национальные тенденции в современном образовании : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, в 5 ч., Омск, 25 декабря 2020 года. Том Ч.2. - Омск: Омская гуманитарная академия, 2021. - С. 51-54. - EDN WWRQBK.
4. The State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics. "National Accounts." March 17, 2022. https://stat.uz/en/official-statistics/national-accounts
5. The Ministry for Development of Information Technologies and Communications of the Republic of Uzbekistan. "The overall speed of access to international networks (Mbps)." January, 2022. https://mitc.uz/en/stat/2
6. Single portal of interactive government services. "My.gov.uz in numbers." February 03, 2022. https://my.gov.uz/ru/news/728
7. The Ministry for Development of Information Technologies and Communications of the Republic of Uzbekistan. "Total number of Internet users (thousands)." January, 2022. https://mitc.uz/en/stat/2
8. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. UP-60 "On approval of the Development Strategy of the New Uzbekistan for 2022-2026." January 28, 2022. https://lex.uz/docs/5841077
9. Таджиева, Д. Р. Тенденции инновационного развития в условиях реализации Стратегии «цифровой Узбекистан - 2030» / Д. Р. Таджиева // Advances in Science and Technology: Сборник статей L международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2023 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2023. - С. 299-300. - EDN RLZREW.
10. Шахназарова Н. В. Формирование толерантного сознания молодежи //Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г./Челяб. гос. ин-т культуры; сост. ЕВ Швачко. - Челябинск: ЧГИК, 2017.-394 с. ISBN 978-5-94839-629-3. - 2017.
11. Карабаева Г. Ш. и др. HR-Менеджмент: Трансформация инновационной занятости в Узбекистане. - 2022.