Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобилов А.У., Рауфжонова Д.О.

Цифровая трансформация способствует возникновению новых моделей ведения бизнеса, внедрению новых цифровых решений, которые являются драйвером повышения эффективности бизнес-процессов. Кроме того, цифровая трансформация отраслей и сфер национальной экономики способствует росту эффективности производительности труда, совершенствованию бизнес-процессов, увеличению рабочих мест в сфере цифровых технологий, улучшению качества жизни на основе увеличения скорости информационного обмена, доступности и защищенности информации, развитию инновационных технологических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кобилов А.У., Рауфжонова Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE ECONOMIC GROWTH OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Digital transformation contributes to the emergence of new business models, the introduction of new digital solutions, which are the driver for increasing the efficiency of business processes. In addition, the digital transformation of industries and spheres of the national economy contributes to an increase in the efficiency of labor productivity, improvement of business processes, an increase in jobs in the field of digital technologies, an improvement in the quality of life based on an increase in the speed of information exchange, accessibility and security of information, and the development of innovative technological solutions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

КобиловА.У., к.э.н.

доцент ТГЭУ

Рауфжонова Д. О.

студент ТГЭУ

Узбекистан, Коканд

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: Цифровая трансформация способствует возникновению новых моделей ведения бизнеса, внедрению новых цифровых решений, которые являются драйвером повышения эффективности бизнес-процессов. Кроме того, цифровая трансформация отраслей и сфер национальной экономики способствует росту эффективности производительности труда, совершенствованию бизнес-процессов, увеличению рабочих мест в сфере цифровых технологий, улучшению качества жизни на основе увеличения скорости информационного обмена, доступности и защищенности информации, развитию инновационных технологических решений.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, цифровая трансформация, основные макроэкономические показатели, цифровое развитие, цифровая инфраструктура, цифровые бизнес-модели, цифровые платформы, экономический рост, качество жизни населения.

KobilovA.U., Ph.D.

docent TSUE Raufjonova D. O.

student TSUE

Uzbekistan, Kokand

IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE ECONOMIC GROWTH OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Digital transformation contributes to the emergence of new business models, the introduction of new digital solutions, which are the driver for increasing the efficiency of business processes. In addition, the digital transformation of industries and spheres of the national economy contributes to an increase in the efficiency of labor productivity, improvement of business processes, an increase in jobs in the field of digital technologies, an

improvement in the quality of life based on an increase in the speed of information exchange, accessibility and security of information, and the development of innovative technological solutions.

Keywords: regulatory framework, digital transformation, key macroeconomic indicators, digital development, digital infrastructure, digital business models, digital platforms, economic growth, quality of life of the population.

2017 году запущена новая версия Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. А в 2018 -м образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения и консолидации средств инвесторов для реализации проектов в сфере на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн.

Также и Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики предусматривает реализацию определенных Президентом масштабных задач и проектов в области развития цифровой экономики и электронного правительства.

С целью дальнейшего развития информационных технологий принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года. В документе изложены комплексные меры по исполнению поставленных задач. Разработан проект Указа главы государства «О стратегии развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан в 2021-2022 годах» и размещен на СОВАЗ.

Как следует из Указов и Постановлений Президента Республики Узбекистан по развитию цифровой экономики, к 2022 году в Узбекистане долю электронных государственных услуг планируется довести до 60%.

Постановление также предусматривает развитие «цифрового предпринимательства» с увеличением объема услуг в этой сфере к 2023 году в три раза и доведением их экспорта до 100 млн долларов.

Широкое внедрение цифровых технологий запланировано на всех этапах системы образования. До 2022 года во всех регионах страны откроются центры обучения цифровым знаниям в рамках реализации проекта «Пять инициатив».

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций определено уполномоченным органом в сфере развития цифровой экономики и электронного правительства. За Национальным агентством проектного управления при президенте сохраняются полномочия по внедрению криптоактивов и технологии блокчейн.

При министерстве будут образованы два новых учреждения:

- «Центр управления проектами электронного правительства»;

- «Центр исследований цифровой экономики».

В структуре центрального аппарата министерства введена должность заместителя министра, ответственного за вопросы ускоренной цифровизации аграрной сферы, внедрения современных информационных систем и программных продуктов в отрасли сельского хозяйства и продовольственной безопасности. В Мининфокоме также создаются управление развития цифровых технологий в аграрной сфере и управление развития геоинформационных технологий.

Кроме того, Мининфокому безвозмездно передается государственная доля в уставном капитале ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM».

Данные меры направлены на формирование цифровой экономики.

В таблице 1. представлены основные показатели формирования цифровой экономики в Республике Узбекистан за период с 2017 по 2019 год.

Анализ основных показателей развития сектора ИКТ в Республике Узбекистан за последние три года показывает, что ежегодно отмечается увеличение количества интерактивных услуг, разрабатывается программное обеспечение, совершенствуются услуги связи и информатизации.

Как показывает практика, развитие цифровых технологий способствует росту эффективности функционирования отраслей и сфер национальной экономики.

Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике свидетельствуют, что услуги связи и информатизации на январь 2021 года имеют следующие цифровые характеристики (рис. 1).

Современная действительность показывает, что в настоящее время в Республике Узбекистан разработана «Дорожная карта», утвержденная в рамках Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации», которая предусматривает развитие следующих направлений:

- развитие системы электронного правительства»;

- развитие цифровой индустрии;

- развитие цифрового образования;

- развитие цифровой инфраструктуры.

Вместе с тем, данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике показывают, что за январь 2021 года доля телекоммуникационных услуг (услуги проводной, мобильной, спутниковой связи, сети Интернет) составила 74,8 %.

Таблица 1

Основные показатели формирования цифровой экономики _в Республике Узбекистан161_

№ Наименование показателей 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1 Услуги связи и информатизации (млрд.сум) 8 196,7 10332,6 10619,1

2 Услуги по ремонту компьютеров (млрд.сум) 2 329,2 2630,0 2919,1

3 Количество видов услуг на ЕПГИУ (шт.) 80 140 173

4 Общее количество Интернет-пользователей (млн.) 14,7 20,0 22,0

5 Стоимость тарифов на Интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров ($) 91,5 10,1 6,1

6 Уровень охвата населения цифровым телевидением (%) 90,5 100 100

7 Количество абонентов мобильной связи (млн.) 21,4 22,8 23,8

8 Общая протяженность волоконно-оптических линий связи (тыс. км) 20,3 24,5 36,5

9 Пропускная способность международной сети передачи данных (Гбит/с) 64,2 1200 1200

10 Общее количество ключей ЭЦП (тыс. шт.) 1720,2 2946,9 3536,3

Источник: Составлено автором на основе данных официального портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике и официального сайта Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Как видно из рис. 2, в январе 2021 года значительные темпы роста услуг связи и информатизации в Республике Узбекистан отмечены в Ташкентской области (130,6%), Сырдарьинской области (117,3%), Кашкадарьинской (114,9%), Джизакской (114,5%) и Сурхандарьинской (114,5%) областях (рис. 2).

В свою очередь, цифровизация является драйвером развития отраслей и сфер национальной экономики.

В табл. 2 представлены основные макроэкономические показатели Республики Узбекистан за последние 5 лет.

Рис. 1. Услуги связи и информатизации в Республике Узбекистан (данные за январь 2021 года)162

Темпы роста услуг связи и информатизации в Республике Узбекистан в 2021 году, в % к 2020 году

Источник: www.stat.uz - данные официального портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Таблица 15.2

Основные макроэкономические показатели Республики Узбекистан

Наименование Единица 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

показателя измерения

Валовой млрд.сум 242 302536,8 406 511 580

внутренний 495,5 648,5 838,1 203,2

продукт

Промышленная млрд.сум 111 148 846,0 235 331 367

продукция 869,4 340,7 006,6 078,9

Потребительские млрд.сум 48 253,8 59 690,4 83 512,6 111 119

товары 494,3 159,8

Сельское, лесное млрд.сум 119 154 369,4 195 224 260

и рыбное 726,7 103,7 288,8 306,8

хозяйство

Промышленная млрд.сум 111 148 846,0 235 331 367

продукция 869,4 340,7 006,6 078,9

Потребительские млрд.сум 48 253,8 59 690,4 83 512,6 111 119

товары 494,3 159,8

Сельское, лесное млрд.сум 119 154 369,4 195 224 260

и рыбное 726,7 103,7 288,8 306,8

хозяйство

Промышленная продукция млрд.сум 111 869,4 148 846,0 235 340,7 331 006,6 367 078,9

Потребительские товары млрд.сум 48 253,8 59 690,4 83 512,6 111 494,3 119 159,8

Сельское, лесное млрд.сум 119 154 369,4 195 224 260

и рыбное 726,7 103,7 288,8 306,8

хозяйство

Промышленная млрд.сум 111 148 846,0 235 331 367

продукция 869,4 340,7 006,6 078,9

Источник: Составлено автором на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Темпы прироста ВВП в Республике Узбекистан по видам экономической деятельности за 2020 год (в % к предыдущему году) представлены на рис. 3.

Исследования специалистов в сфере цифровых технологий свидетельствуют о том, что основным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

По результатам исследований можно заключить, что формирование цифровой экономики обеспечивает следующие направления развития в национальной экономике:

Рис. 15.3. Темпы прироста ВВП в Республике Узбекистан по видам экономической деятельности за 2020 год (в % к предыдущему году)

Источник: www.stat.uz - данные официального портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

- создание новой информационной инфраструктуры, в частности, развитие высокоскоростного доступа к интернету, беспроводной связи, сетей 5G и т.д.;

- развитие сквозных цифровых технологий, в том числе, облачных и аддитивных технологий, интернет вещей, робототехники и др.;

- трансформация общества и бизнеса, которая, в свою очередь, включает цифровую грамотность каждого отдельного гражданина и сотрудника, а также всестороннее развитие личности;

- конвергенция технологий;

- формирование и развитие новых бизнес-моделей;

- разработка и внедрение новых цифровых платформ;

- наращивание цифровой грамотности и т.д.;

- развитие и совершенствование систем информационной и кибербезопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает практика, в условиях цифровой трансформации мировой экономической системы, отрасли и сферы национальной экономики Республики Узбекистан все больше и больше используют потенциал цифровых технологических решений, которые способствуют

достижению конкурентных преимуществ на мировом экономическом рынке. Данный подход подразумевает не только модернизацию технического оборудования, обновление программного обеспечения или интеллектуализацию производства, но и фундаментальные изменения в управленческих процессах, корпоративной культуре и внешних коммуникациях. В свою очередь, совершенствование управления способствует росту производительности труда каждого сотрудника, оптимизации информационного обмена, роботизации и интеллектуализации труда, что в конечном итоге служит достижению высоких результатов на экономическом рынке.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 6 октября.

2. Указ Президента Республики Узбекистан № 4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года // Народное слово. - Ташкент, 2017 г., 8 февраля.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан №-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 29 апреля.

4. Антимонопольноерегулирование в цифровую эпоху / А. Цариковский, Н. Галимханова, А.Тенишев, М. Хамуков, А. Иванов, Е.Войниканис, Е. Семенова. - М.: Высшая Школа Экономики, 2018. -312 с.

5. Бондаренко В.М. Структурная модернизация в условиях формирования цифровой экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т.9. №2. С.172-191.

6. Борисюк, Н. К. Механизм развития цифровой экономики в регионе: трактовка понятия / Н.К. Борисюк, О.С. Смотрина// Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - N0 7. - С. 18-22.

7. Дубов, В. С. Показатели оценки развития цифровой экономики / В. С. Дубов // Наука через призму времени. -2018. -N0 7 (16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.