Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
агропродовольственная система / информационно-коммуникационные технологии / сельское хозяйство / цифровая экономика / цифровое сельское хозяйство / электронные услуги / agro-food system / information and communication technologies / agriculture / digital economy / digital agriculture / electronic services.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашурметова Н.А., Сапаров А.Б.

В данной статье обоснована необходимость перехода к цифровой экономике, приведен краткий обзор определений понятий «цифровая экономика» и «цифровое сельское хозяйство» и раскрыта их сущность. Проанализированы меры, принимаемые правительством республики по внедрению цифровой экономики, а также отмечены факторы, сдерживающие развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве. Предложены направления по активизации развития цифровой экономики в Республике Узбекистан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF DIGITAL ECONOMY AND DIGITAL AGRICULTURE DEVELOPMENT

This article substantiates the need to move to the digital economy, provides a brief overview of the definitions of the concepts "digital economy" and "digital agriculture" and reveals their essence. The measures taken by the government of the Republic to introduce the digital economy are analyzed, and the factors hindering the development of digital technologies in agriculture are noted. Directions for enhancing the development of the digital economy in the Republic of Uzbekistan are proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Ашурметова Н.А.

доцент кафедры «Агрологистика», к.э.н., Ташкентский государственный аграрный университет

Сапаров А.Б.

студент 1-курса факультета "Агрологистика и бизнес", Ташкентский государственный аграрный университет

АННОТАЦИЯ

В данной статье обоснована необходимость перехода к цифровой экономике, приведен краткий обзор определений понятий «цифровая экономика» и «цифровое сельское хозяйство» и раскрыта их сущность. Проанализированы меры, принимаемые правительством республики по внедрению цифровой экономики, а также отмечены факторы, сдерживающие развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве. Предложены направления по активизации развития цифровой экономики в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: агропродовольственная система, информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство, цифровая экономика, цифровое сельское хозяйство, электронные услуги.

THEORY AND PRACTICE OF DIGITAL ECONOMY AND DIGITAL AGRICULTURE DEVELOPMENT

Ashurmetova N.A.

Associate Professor of the Department of "Agrologistics", c.e.s.,

Tashkent State Agrarian University

Saparov A.B.

1st year student of the Faculty of "Agrology and Business", Tashkent State Agrarian University

ABSTRACT

This article substantiates the need to move to the digital economy, provides a brief overview of the definitions of the concepts "digital economy" and "digital agriculture" and reveals their essence. The measures taken by the government of the Republic to introduce the digital economy are analyzed, and the factors hindering the development of digital technologies in agriculture are noted. Directions for enhancing the development of the digital economy in the Republic of Uzbekistan are proposed.

Keywords: agro-food system, information and communication technologies, agriculture, digital economy, digital agriculture, electronic services.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях усиления глобальной конкурентоспособности стран и технологического развития мировой экономики возникает необходимость формирования экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Как показывает мировой опыт, цифровизация сегодня является ключевым фактором экономического роста, развития и благосостояния нации. Если развитие цифровой экономики было необходимо так сказать в «спокойное время», то сегодня в условиях коронавирусной пандемии COVID-19, охватившей весь мир, актуальность и значимость цифровых сервисов приобретает еще более выраженный характер. В условиях карантина и самоизоляции именно цифровые составляющие экономики дают возможность продолжать работать, оказывать различные услуги, обеспечивать население едой и другими товарами первой необходимости, учиться, повышать квалификацию, получать новые профессии и т.д. В связи с этим, на сегодняшний день цифровая трансформация всех секторов экономики, в том числе аграрного, является одним из приоритетных направлений развития Узбекистана.

МЕТОДЫ И ИСЛЕДОВАНИЕ

Существует множество терминов, тождественных с цифровой экономикой (Digital Economy): «информационная экономика» (Information Economy), «экономика знаний» (Knowledge Economy), «креативная экономика» (Creative Economy), «интернет-экономика» (Internet Economy), «сетевая экономика» (Network Economy), «электронная экономика» (E-economy), «новая экономика» (New Economy) и пр. Указанные терминологии часто используются как синонимы для обозначения новых явлений в постиндустриальной экономике, возникших с формированием глобальной информационной сети, всеобщим распространением персональных компьютеров, разработкой и постоянным совершенствованием программного обеспечения, продвижением цифровых технологий, производством нематериальных продуктов и услуг информационно-коммуникационных компаний. [5]

В качестве обобщающего понятия сегодня чаще всего применяется термин «цифровая экономика», который содержит не только признаки всех перечисленных экономик, но и ряд более общих отличительных черт, характеризующих его качественную определенность.

Всемирный банк определяет цифровую экономику как систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

В докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечено, что «цифровая экономика - применение цифровых интернет технологий в процессе производства товаров и услуг и торговли ими» [11].

Исследователи ОЭСР пишут: «Цифровая экономика есть результат трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в области информации и коммуникации» [10]

Отдельные зарубежные и российские ученые характеризуют цифровую экономику как:

всемирную сеть видов экономической деятельности, которые стали доступными благодаря информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Иными словами, цифровую экономику можно определить, как экономику, основанную на цифровых технологиях; [TechTarget, 2016]

совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей; [8]

автоматизированное управление хозяйством на основе передовых информационных технологий; новый экономический уклад, основанный на эффективном информационном управлении системой производства в рамках города, региона, страны, экономического содружества нескольких государств; [6] коммуникационную среду экономической деятельности в сети интернет, а также формы, методы, инструменты и результаты ее реализации. [7]

Краткий обзор определений экономической категории «цифровизация» отечественных ученых показывает, что она имеет разную интерпретацию, связанную с переформатированием технологий и бизнес-процессов для усовершенствования рабочей среды, взаимодействия между участниками процесса деятельности современных предприятий. При этом предпосылкой цифровизации является электронное осуществление деятельности, которое предполагает наличие корпоративных автоматизированных систем как базы для цифровизации; наличие и использование электронного хранилища достоверных данных; доступность достоверной информации и технологий их переработки; применение новых технологий переработки данных и передачи информации, новых методов принятия решений, основанных на цифровой трансформации

информации; использование персональных компьютеров и информационно -телекоммуникационной сети интернет и др.

Как видно из большинства приведенных определений цифровой экономики, их неотъемлемой частью является признание ведущей роли цифровых информационно-коммуникационных технологий. Фактически все сферы человеческой жизнедеятельности в той или иной мере изменились благодаря открытию сетей и развитию ИКТ, вместе с тем именно изменения последних лет позволяют утверждать, что начинается новый этап информатизации под названием «цифровая экономика».

В Узбекистане вопросам развития цифровой экономики в качестве неотъемлемой части всех сфер (экономической, социальной, политической, культурной и др.) повседневной жизни стало уделяться особое внимание с принятием Указа Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» за № 4947 от 7 февраля 2017 г. [1] Следующим шагом на пути формирования, внедрения и развития цифровизации как нового инновационного компонента экономики стало принятие Постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» и Указа Президента Республики Узбекистан №УП-5598 от 13 декабря 2018 года «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства и информационных систем в государственном управлении Республики Узбекистан». [2,3]

РЕЗУЛЬТАТ

Сегодня в направлении развития цифрового сектора национальной экономики в республике реализуются широкомасштабные меры. Активно реализуются и дают свои результаты проекты, связанные с внедрением информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. К примеру, в результате реализации проекта «электронное правительство» появились хорошие возможности для улучшения взаимодействия правительства с населением и коммерческими организациями, в том числе, субъектами агробизнеса. На Едином портале my.gov.uz запущено более 176 видов государственных услуг для заявителей, численность которых на сегодняшний день составляет более 80 тысяч человек. Стоит отметить, что предпринимателям оказывается значительная доля услуг, связанных с регистрацией прав на недвижимость, лицензированием, налогообложением, декларированием товаров, представлением данных по внешнеторговым контрактам и др. Повышению

эффективности деятельности производителей способствует внедрение системы электронного документооборота, электронных платежей и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере электронной коммерции.

Для широкого внедрения цифровых технологий необходимо, в первую очередь, принятие и реализация мер по ускоренному развитию телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории республики. В этом плане в нашей стране реализован ряд крупных проектов. С начала прошлого года по сегодняшний день общее количество портов широкополосного доступа к сети Интернет по республике достигло 2,2 миллиона, построено 7,8 тысячи километров волоконно-оптических линий связи, общая протяженность которых составляет 44,4 километров. За счет прокладки волоконно-оптических линий связи к 9410 объектам социальной сферы могут подключиться к интернету 4786 школ, 2895 дошкольных образовательных заведений и 1729 учреждений здравоохранения. [13]

В целях создания благоприятных условий для появления конкурентоспособной продукции и услуг в сфере ИКТ, продвижения их на внутреннем и внешнем рынке, стимулирования инновационных разработок созданы 392 организации, являющиеся резидентами (IT-компании и IT-учебные центры) Парка программных продуктов и информационных технологий (IT-парка), где работают 4000 специалистов. В IT-парке, начавшем свою деятельность 24 июля 2019 года, имеется вся необходимая инфраструктура, в том числе современные лаборатории, коворкинг-центр и офисные площади. Здесь резиденты могут воспользоваться финансовыми, маркетинговыми, юридическими и другими консалтинговыми услугами. За короткий промежуток времени своего существования IT Park уже принес первые плоды в виде 28 новых стартапов, создания десятка проектов в сфере информационных технологий, а также тренингов, воркшопов и митапов для стимулирования у молодежи нашей страны интереса к данной сфере и развития компьютерной грамотности у населения.

Широкий комплекс мероприятий запланирован в рамках реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан №УП-6079 от 05.10.2020 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации». Как отмечено в Указе, начата реализация свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики IT-парков, обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами. Кроме того, реализуется комплексная программа «Цифровой Ташкент», предусматривающая

запуск геопортала, интегрированного с более 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы с последующим распространением данного опыта на другие регионы.

Утвержденная в рамках стратегии «Дорожная карта» на 2020-2022 гг. предусматривает развитие четырех ключевых сфер: развитие электронного правительства; развитие цифровой индустрии; развитие цифрового образования; развитие цифровой инфраструктуры. [4]

Возвращаясь к теории, следует отметить, что данные выше определения цифровой экономики могут быть использованы и по отношению к понятию цифровизация сельского хозяйства, но с некоторым уточнением. В сфере аграрного сектора "цифровая экономика" представляет собой полностью оцифрованное и автоматизированное производство, которое управляется интеллектуальными системами в режиме реального времени, без участия человека, выходящее за границы одного предприятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть вещей и услуг. [12]

Цифровые технологии в сельском хозяйстве - это автоматизация технологических сельскохозяйственных процессов за счёт цифрового моделирования всех производственных циклов. Информационный аспект в деятельности сельскохозяйственного предприятия становится неотъемлемой частью любого бизнес процесса, непременным условием работы современной техники, средством повышения качества рабочей силы, предпосылкой успешной организации самого процесса производства. По мнению аналитика Beecham Research Терезы Кори, внедрение «умных» элементов в сельское хозяйство позволит не только оптимизировать процесс выращивания культур и увеличить поголовье скота, но и значительно снизить затраты на корма, ирригацию, топливо и ремонт техники. Свыше 50 процентов затрат сельхозпредприятий могут быть оптимизированы с помощью цифровых технологий. [9]

Несмотря на то, что в Узбекистане цифровизация сельского хозяйства находится на начальном этапе своего развития, шаги в этом направлении уже предприняты.

Обзор цифровых технологий, применяемых сегодня в сельском хозяйстве республики, позволил выделить такие технологии, как точное земледелие; «умные» фермы; «умные» теплицы; мониторинг использования сельхозтехники с помощью спутниковых навигационных систем (например, GPS) и датчиков; управление сырьем; «умные» хранилища для овощей и фруктов; автоматизация ирригации; электронные торговые площадки для аграриев; «умные» технические устройства (дроны, к которым относятся, как наземные беспилотники, так и

беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и мультикоптеры (квадро-, гекса-, октокоптеры), а также крылатые беспилотники) и другие.

ОБСУЖДЕНИЕ

Основными тенденциями развития агротехнологий являются метеостанции, датчики влажности почв и другие специальные приложения, используемые для сбора данных из окружающей среды и почвы и передачи их в облачную систему с заданным интервалом времени. Программное обеспечение позволяет регистрировать и оповещать через SMS-сообщения фермеров о распространении болезней и вредителей на определенных участках, хранить исторические данные о ключевых параметрах почвы и культур для каждого сезона, а также общую информацию о болезнях, вредителях и растениях. В результате применения фермерскими хозяйствами таких технологий происходит оптимизация операционных расходов и повышение урожайности в среднем на 15-20% за счет сокращения объемов используемых семян, агрохимикатов, удобрений и воды, которые применяются строго «по потребности».

К наиболее распространённым цифровым технологиям в растениеводстве можно отнести:

- Выполнение мониторинга состояний сельскохозяйственных культур, расчёт индексных показателей растительной массы. Для этих целей применяются снимки, сделанные беспилотниками, а также снимки со спутников.

- Оценочный расчёт будущего урожая. При помощи планшета можно собрать на конкретном поле главные показатели урожайности. Затем специальное программное обеспечение выполняет расчёты и формирует точные данные о текущем положении дел с посаженной культурой.

- Выполнение мониторинга и прогноз будущих урожаев. Накопление информационных данных по снимкам со спутников, со специальных датчиков, которые установлены на технологических устройствах фермеров. Оценивается положение с урожаем зерновых, уровнем влажности, другим характеристикам.

- Обнаружение болезнетворных проявлений, растений-сорняков, насекомых-вредителей. Непрерывные мониторинговые исследования почвенных изменений, таких как уровень питательных качеств почвы, количество органических элементов и так далее.

В некоторых животноводческих хозяйствах республики используются такие элементы "умной фермы", как технологии роботизированного доения и кормления, система ветеринарного контроля, программа племенного учета, управление стадом, энергосберегающие системы вентиляции, автоматическое управление освещением и климат-контроля. Одна из передовых и наиболее

перспективных технологий, которая применяется сегодня в животноводческих хозяйствах республики, состоит в использовании микрочипов.

К сожалению, приведенные примеры являются единичными и можно говорить о том, что в нашей республике (впрочем, как и во многих странах) сельское хозяйство на последнем месте по применению цифровых технологий. Это объясняется наличием таких сдерживающих факторов, как проблемы с интернетом (особенно в отдаленных регионах республики), что затрудняет использование программных обеспечений в режиме online; недостаток финансовых ресурсов для внедрения информационно-коммуникационных технологий у большинства производителей сельскохозяйственной продукции; отсутствие цифровой грамотности и цифровых навыков у сельхозпроизводителей; низкий уровень обеспеченности инфраструктурой для внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

К тому же достаточно мало практической реализации инновационных проектов, что тоже останавливает фермеров. А практически все инновационные цифровые технологии абсолютно новые, быстро меняющиеся и совершенствующиеся. Такое стремительное развитие технологий подразумевает малый объём практических реализаций и, как следствие, вызывает трудности с оценкой их полезности в различных условиях использования.

ВЫВОД

Следовательно, приоритетами на пути формирования и развития цифровой экономики, в том числе цифрового сельского хозяйства в республике, должны стать:

развитие и укрепление ИКТ-инфраструктуры (обеспечение подключения к широкополосной скоростной сети Интернет все регионы республики; повышение пропускной способности международных каналов широкополосного доступа к сети Интернет; расширение и развитие дополнительных сервисов на базе привычных услуг (доступа в интернет, платного телевидения и телефонии) с целью дальнейшего распространения фиксированного широкополосного доступа к интернету и т.д.);

обеспечение необходимого уровня популяризации электронных услуг и повышения доверия общества к государственным мероприятиям по цифровой трансформации экономики посредством разработки и реализации стратегии в этом направлении;

усиление инвестиционной активности в сфере ИКТ и привлечение частных инвестиций в информационно-коммуникационную инфраструктуру, стимулируемое соответствующей государственной политикой;

совершенствование систем образования и трудоустройства для обеспечения квалифицированными специалистами, соответствующими требованиям цифровой экономики;

обучение широких слоев населения цифровой грамотности и способствование формированию цифровых навыков наиболее доступными методами;

развитие тесной интеграции образовательных, исследовательских организаций и бизнес-сообществ, включая создание бизнес-инкубаторов, технопарков, научных центров, научно-производственных кластеров и других проектов, способствующих внедрению инновационных технологий и др.

Узбекистан имеет достаточный потенциал для перехода на цифровую экономику, и как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев: «Руководители отраслей и регионов должны осознать, что без цифровизации не будет никаких результатов и развития. Руководители всех уровней должны наметить это себе в качестве повседневной задачи и глубоко изучить сферу цифровизации с самых азов».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Указа Президента Республики Узбекистан № 4947 от 7 февраля 2017 г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан».

3. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5598 от 13 декабря 2018 года «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства и информационных систем в государственном управлении Республики Узбекистан».

4. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-6079 от 05.10.2020 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».

5. Головенчик Г.Г. Цифровизация белорусской экономики в современных условиях глобализации / Г. Г. Головенчик. - Минск: Изд. центр БГУ, 2019. - 257 с. ISBN 978-985-553-581-3.

6. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. 2008. Т. 10. № 3 (38). С. 54-57.

7. Калужский, М. Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М. Л. Калужский; ОмГТУ. - М.: Экономика, 2014. - 328 с.

8. Kogan, Y. Long Wave of Economic Growth Yoshihiro Kogan // Futures. - 1998. -October. - P. 536.

9. Kendall, H.; Naughton, P.; Clark, B.; Taylor, J.; Li, Z.; Zhao, C.; Yang, G.; Chen, J.; Frewer, L. J. (2017). "Precision Agriculture in China: Exploring Awareness, Understanding, Attitudes and Perceptions of Agricultural Experts and End-Users in China". Advances in Animal Biosciences. 8 (2): 703-707. doi: 10.1017/S2040470017001066.

10. OECD Digital Economy Outlook 2015, OECD Publishing, Paris.

11. World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy. - UNCTAD, 2017. - 238 p.

12. https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-problemy-tsifrovizatsii-selskogo-hozyaystva/viewer

13. https://mitc.uz/ru/news/1561

REFERENCES

1. Указа Президента Республики Узбекистан № 4947 от 7 февраля 2017 г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № 11113832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан».

3. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5598 от 13 декабря 2018 года «О дополнительных мерах по внедрению цифровой экономики, электронного правительства и информационных систем в государственном управлении Республики Узбекистан».

4. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-6079 от 05.10.2020 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».

5. Головенчик Г.Г. Цифровизация белорусской экономики в современных условиях глобализации / Г. Г. Головенчик. - Минск: Изд. центр БГУ, 2019. - 257 с. ISBN 978-985-553-581-3.

6. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. 2008. Т. 10. № 3 (38). С. 54-57.

7. Калужский, М. Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М. Л. Калужский; ОмГТУ. - М.: Экономика, 2014. - 328 с.

8. Kogan, Y. Long Wave of Economic Growth Yoshihiro Kogan // Futures. - 1998. -October. - P. 536.

9. Kendall, H.; Naughton, P.; Clark, B.; Taylor, J.; Li, Z.; Zhao, C.; Yang, G.; Chen, J.; Frewer, L. J. (2017). "Precision Agriculture in China: Exploring Awareness, Understanding, Attitudes and Perceptions of Agricultural Experts and End-Users in China". Advances in Animal Biosciences. 8 (2): 703-707. doi: 10.1017/S2040470017001066.

10. OECD Digital Economy Outlook 2015, OECD Publishing, Paris.

11. World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy. - UNCTAD, 2017. - 238 p.

12. https://cyberleninka.ru/article/n7preimuschestva-i-problemy-tsifrovizatsii-selskogo-hozyaystva/viewer

13. https://mitc.uz/ru/news/1561

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.