Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая информационная среда / модель цифровых компетенций / система университетского образования / сетевая информационная образовательная среда / экономика Узбекистана / digital information environment / digital competence model / university education system / network information educational environment / economy of Uzbekistan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Tukhtasinova, Mukhayo Mirzasultonovna

В статье изучаются некоторые вопросы подготовки кадров нового поколения в условиях формирования цифровой экономики. Актуальность затрагиваемой проблемы обусловлена задачами преодоления технологического отставания и кадрового обеспечения цифровой трансформации отечественной экономики. В качестве теоретико-методологической основы выступает совокупность положений, раскрывающих сложный и противоречивый характер процесса цифровой трансформации в силу влияния на него разных социальных, культурных, экономических и политических факторов. Ключевая роль при этом отводится образовательным институтам, призванным сформировать новый комплекс знаний, компетенций и ценностей. Статья посвящена некоторым задачам развития экономики будущего и подготовке профессиональных кадров в системе университетского образования Республики Узбекистан в условиях функционирования цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TRAINING A NEW GENERATION OF PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

The article examines some issues of training a new generation of personnel in the conditions of the formation of the digital economy. The relevance of the problem is due to the tasks of overcoming the technological gap and staffing the digital transformation of the domestic economy. The theoretical and methodological basis is a set of provisions that reveal the complex and contradictory nature of the digital transformation process due to the influence of various social, cultural, economic and political factors on it. A key role is assigned to educational institutions designed to form a new set of knowledge, competencies and values. The article is devoted to some tasks of the development of the economy of the future and the training of professional personnel in the university education system of the Republic of Uzbekistan in the context of the functioning of the digital economy.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

International journal of theoretical and practical research

Scientific Journal

QR-Article

Volume: 2 30.04.2022

Year: 2022 Issue: 4 Published: http://alferganus.uz

Citation:

Tukhtasinova, M.M. (2022). Issues of training a new generation of personnel in the conditions of the formation of the digital economy.SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (4), 126-136.

Тухтасинова, М. М. (2022). Вопросы подготовки кадров нового поколения в условиях цифровой трансформации.

Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (4), 126-136.

Doi:

https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6656756

DOI 10.5281/zenodo .66 567 56

Mukhayo Mirzasultonovna, Tukhtasinova

Senior Lecturer of the Department of Economics Fergana Polytechnic Institute

UDC 338.012

ISSUES OF TRAINING A NEW GENERATION OF PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Abstract: The article examines some issues of training a new generation ofpersonnel in the conditions of the formation of the digital economy. The relevance of the problem is due to the tasks of overcoming the technological gap and staffing the digital transformation of the domestic economy. The theoretical and methodological basis is a set of provisions that reveal the complex and contradictory nature of the digital transformation process due to the influence of various social, cultural, economic and political factors on it. A key role is assigned to educational institutions designed to form a new set of knowledge, competencies and values. The article is devoted to some tasks of the development of the economy of the future and the training of professional personnel in the university education system of the Republic of Uzbekistan in the context of the functioning of the digital economy.

Keywords: digital information environment, digital competence model, university education system, network information educational environment, economy of Uzbekistan.

Мухайё Мирзасул^новна Тухтасинова

Старший преподаватель кафедры «Экономика» Ферганский политехнический институт

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

©

126

Аннотация: В статье изучаются некоторые вопросы подготовки кадров нового поколения в условиях формирования цифровой экономики. Актуальность затрагиваемой проблемы обусловлена задачами преодоления технологического отставания и кадрового обеспечения цифровой трансформации отечественной экономики. В качестве теоретико-методологической основы выступает совокупность положений, раскрывающих сложный и противоречивый характер процесса цифровой трансформации в силу влияния на него разных социальных, культурных, экономических и политических факторов. Ключевая роль при этом отводится образовательным институтам, призванным сформировать новый комплекс знаний, компетенций и ценностей. Статья посвящена некоторым задачам развития экономики будущего и подготовке профессиональных кадров в системе университетского образования Республики Узбекистан в условиях функционирования цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая информационная среда, модель цифровых компетенций, система университетского образования, сетевая информационная образовательная среда, экономика Узбекистана.

Muhayyo Mirzosultonovna Tuxtasinova

"Iqtisodiyot" kafedrasi katta o'qituvchisi Farg'ona politexnika instituti

RAKAMLI TRANSFORMATSIYaLASHUV SHAROITIDA YaNGI AVLOD KADRLARINI TAYYoRLASH MASALALARI

Annotasiya: Maqolada raqamli iqtisodiyotni shakllantirish sharoitida yangi avlod kadrlarini tayyorlashning ayrim masalalari ko'rib chiqilgan. Ko'rib chiqilayotgan muammoning dolzarbligi texnologik qoloqlikni bartaraf etish va mahalliy iqtisodiyotning raqamli transformatsiyashuvi sharoitida kadrlar bilan ta'minlash vazifalari bilan bog'liq. Nazariy va uslubiy asos bo'lib turli xil ijtimoiy, madaniy, iqtisodiy va siyosiy omillarning ta'siri tufayli raqamli transformatsiyalashuv jarayonining murakkab va qarama-qarshiligini ochib beruvchi qoidalar majmui xisoblanadi.Bunda asosiy o'rin yangi bilimlar, malakalar va qadriyatlar to'plamini shakllantirishga mo'ljallangan ta'lim muassasalariga tegishli. Maqola kelajak iqtisodiyotini rivojlantirish va raqamli iqtisodiyotning amal qilishi sharoitida O'zbekiston Respublikasi oliy ta'limi tizimida yuqori malakali kadrlar tayyorlashning ayrim vazifalariga bag'ishlangan. Kalit so'zlar: raqamli iqtisodiyot, raqamli axborot muhiti, raqamli vakolatlar modeli, universitet ta'lim tizimi, tarmoq axborot ta'lim muhiti, O'zbekiston iqtisodiyoti

Введение

Цифровая трансформация задает вектор, по которому будут развиваться социально-экономические системы микро-, мезо-, макроуровней на долгосрочную перспективу, что вызывает необходимость изучения и системного анализа процессов цифровой трансформации. Ускоряющийся научно-технический

@ ®

127

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT RESEARCH

прогресс приводит к появлению и быстрому распространению новых информационных технологий в обществе - к так называемой цифровизации общества. В современной экономике система высшего профессионального образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние в XXI веке. Чтобы конкурировать в новой экономике знаний, Республика Узбекистан должна резко увеличить долю высококвалифицированных людей на рынке труда.

По оценкам Всемирного экономического форума, цифровизация несет огромный потенциал для бизнеса и общества в течение следующего десятилетия и сможет привнести более 30 трлн. долл. США дополнительных доходов. А в целом вклад в мировую экономику цифровизации всех сфер деятельности оценивается в 100 трлн. долл. США до 2025 года [1,2].

Обзор литературы

Сфера цифровой экономикив системе профессионального образования является достаточно новой для науки. В существующих исследованиях можно отметить значительный перевес в сторону изучения практических аспектов его внедрения, что создаёт определенные ограничения относительно глубины его теоретической проработки. Многие специалисты полагают, что все процессы информатизации являются лишь технологическими и не затрагивают организационно-правовых, управленческих, а также образовательных проблем. Проблеме широкое внедрения информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах посвящены труды многих ученых.

Это работы таких ученых как A. V.Bogoviz (2018) [3], N. Chakpitak (2018) [4], H. Goldstein (2017) [5], G.Gupta (2019)[6], C.P. Martin-Shields (2017) [7], M. Pilik (2017) [8], K.H. Tan (2017) [9], I.C.Tsai (2018) [10], Б.А. Бегалов, И. Е. Жуковская (201б)[11], О.И.Попова (2018) [12], А.В. Конон (2019) [13], А.И. Чучалин (2018) [14] и других.

Методология исследования

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, системный и синергетический подход, методы логического и сравнительного анализа, синтеза, группировки и обобщения, экспертных оценок, методы наблюдения, аналогии и количественного анализа, аналитические и прогностические методы.

Анализ и результаты

К решению проблемы подготовки кадров для цифровой экономики существуют разные подходы, что объясняется неоднозначными оценками возможных эффектов цифровизации. Ее сторонники акцентируют внимание на перспективах, которые открывает 4-я промышленная революция. Согласно результатам исследования Центра экономических исследований и реформ национального рынка труда и человеческого капитала, единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить

© ®

international journal of theoretical and pract research

сценарий опережающей модернизации —качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов.

Безусловно, высшее образование является фундаментальным правом человека и основной движущей силой для человеческого развития. Оно создает возможности для улучшения жизни людей, наделяя их знаниями и навыками, чтобы в конечном итоге люди, находящиеся в неблагоприятных социально-экономических условиях, смогли самостоятельно избавиться от нищеты [15].

Новым импульсом кардинального совершенствования сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров на уровне международных стандартов, а также в целях обеспечения исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, эффективной и своевременной реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года [16], совместных заседаниях и организационных совещаниях палат парламента утверждена Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»[17].

Помимо этого, в целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» [18]. Данным постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017 — 2021 годы по качественному и кардинальному совершенствованию уровня высшего образования, укреплению и модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями.

Однако, несмотря на значительные достижения, которых Узбекистану удалось добиться в этой сфере за последние годы, международная конкуренция ставит перед страной в области высшего образования абсолютно новые задачи, разрешить которые необходимо, чтобы страна оставалась полноценным, самостоятельным и уважаемым участником мирового сообщества к середине столетия. Обобщая многочисленные подходы к определению понятия [5-14] автор предлагает рассматривать цифровую экономику в качестве результата эволюции общества, его технического и научного прогресса. Цифровая экономика существует и развивается одновременно с известными науке типами экономик, поскольку она не заменяет сложившуюся систему экономических отношений, а дополняет, модернизирует её. В связи с этим, представим в таблице 1 некоторые характерные черты цифровой экономики.

© ®

Характерная черта Проявление

Особая - нематериальная форма реализации Условно, цифровая экономика основана на «косвенно» существующих отношениях, которые возможны только в форме электронного обмена оцифрованными данными

Особый инструментарий Полная и неотделимая зависимость экономических отношений от телекоммуникационных сетей и компьютерной техники, что дистанцирует цифровую экономику от реальной (или традиционной) экономики. В случае исключения из отношений телекоммуникационных сетей и компьютерной техники цифровая экономика становиться невозможна.

Беспрецедентно высокая скорость совершения операций Это свойственно как для отдельных операций, так и хозяйственной деятельности субъектов в целом. Данный фактор призван оказывать благоприятное влияние на темпы развития виртуальных экономических отношений, однако именно он же может послужить отягчающим обстоятельством при возникновении кризисов. Молниеносно возникшие связи могут с такой же скоростью рухнуть, вызвав цепную реакцию («эффекта домино»).

Появление не имевших ранее аналогов типов товаров, услуг и денег Их существование возможно только в цифровой (электронной) форме. Примерами тому могут служить электронная коммерция, производство виртуальных (или цифровых товаров), проведение расчетов посредством электронных денег.

Описанные черты цифровой экономики служат импульсом дальнейшего развития общества, а именно: нематериальная форма экономики, реализуемая посредством специализированных технических устройств, требует создания соответствующей системы защиты, обеспечивающей безопасное осуществление хозяйственной деятельности. Все вышеперечисленное требует трансформации форм и методов регулирования и контроля новых экономических отношений, а также формирования новых моделей экономической, социальной и политической организации общества. Исходя из вышесказанного, представим необходимые элементы конкурентоспособной цифровой экономики на рис.1.

сс

®

130

ЭЛЕМЕНТЫ конкурентоспособной цифровой

ЭКОНОМИКИ

Рис.1. Элементы конкурентоспособной цифровой экономики.

Знания информационных технологий и даже основных моделей их применения недостаточно для эффективной деятельности гражданина и компетентного специалиста в системе цифровой экономике, в ХХ1-ом веке. Необходимы: критическое и творческое мышления, инициативность и ответственность, адаптивность, новаторство, предприимчивость, эмоциональный интеллект [19,20]. Можно условно данные компетенции сгруппировать в 3 блока (рис.2).

• ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

- уверенноеи эффективное использование информационно-коммуникационны х технологий для работы, отдыха и общения.

I щ

•ИНИЦИАТИВНО СТЬ И

ПРЕДПРИНИМА

ТЕЛЬСКИЕ

КОМПЕТЕНЦИИ

- способности превращать идеи в действия через творчество, инновации и оценку рисков, а также

способности планировать и управлять

•КОММУНИКАТИ ВНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ

- способности выстраивать межкультурные сетевые коммуникации, учиться и совершенствовать ся и др.

Рис.2. Компетенции, необходимые в цифровой экономике

© ©

131

international journal of theoretical and pract research

Цифровая экономика предусматривает, в частности, повышение качества жизни, снижение человеческих затрат на жизнеобеспечение, оптимизацию образовательных маршрутов граждан с ограниченными возможностями здоровья, использование их человеческого потенциала как позитивного элемента цифровой экономики.

В настоящее время интенсивно трансформируется рынок труда с развитием цифровой экономики. Научно-технологические изменения последних лет ставят перед современными профессионалами большую и трудную задачу -постоянное развитие собственных профессиональных компетенций даже после получения диплома о высшем или специальном образовании. Ещё рано говорить о том, что автоматизация сфер производства, аналитики и иных услуг приводит к вытеснению людей машинами - на данный момент автоматизации подвержены только 5% современных трудовых позиций. На пике актуальности находится вопрос навыков взаимодействия человека со сложными компьютерными системами. Если для инженеров не станут откровением все повышающийся спрос на навыки обращения с «умными» системами, то гуманитарии ощущают цифровую трансформацию в полной мере: нельзя считать конкурентоспособным экономиста, не владеющего навыками анализа больших массивов данных, или юриста, не использующего цифровой арсенал «legal tech». Тем самым, рынок труда формирует запрос на специалистов нового поколения, использующих цифровые системы как основной инструмент повседневной работы.

С каждым годом изменения происходят всё быстрее и времени на проникновение новых технологий требуется меньше. Важно понимать, что рынок труда предельно заинтересован в сохранении не рабочих мест, а в сохранении специалистов, которые займут новые рабочие места, создаваемые при помощи цифровизации.

Активизация цифровой экономики предполагает создание новых направлений в системе высших образовательных учреждений в перспективе.

Во-первых, формирование новых профессий напрямую зависит от значимости тех или иных инновационных технологий для рынка. Так, очевиден спрос на инженеров и программистов, создающих и обслуживающих на производстве системы анализа данных в реальном времени, промышленный интернет и прочие технологии четвертой промышленной революции. В социальных сферах очевидна ставка на аналитиков больших данных, способных обслуживать потребности экономистов, финансистов, маркетологов и менеджеров.

Очевидно, что в цифровой экономике все современные компетенции вращаются вокруг навыков работы с информацией. А это значит, что любой новый способ добычи, передачи, обработки и интерпретации информации будет порождать новые профессии, крайне востребованные на рынке труда.

Во-вторых, подобные изменения касаются не только профессионалов, напрямую вовлеченных в инновационный и высокотехнологичный процесс. Так, появляется запрос на юристов в сфере цифровой интеллектуальной собственности, консультантов по цифровому документообороту. Среди экономистов,

© ®

ISSN 2181-2357

T. 2. №4. 2022

research _

SJIF 2022:5.962

финансистов, социологов и политологов выделяются специалисты по работе с большими данными и продвинутой аналитикой.

Проникновение традиционных для сферы информационных технологий компетенций во все сферы профессиональной деятельности выливаются в новые тренды. Так, сейчас набирает популярность термин «digital humanities», означающий применение сложных цифровых технологий в гуманитарных профессиях (историки, филологи, скульпторы).

Рассмотрим некоторые основные тренды в области образования, которые диктуются цифровой экономикой.

Системы образования сталкиваются с серьезной задачей подготовки кадров, обладающие навыками для занятия достойных позиций на современном рынке труда. Ведущие университеты работают в условиях конкуренции, и поэтому действуют на опережение. Так, гуманитарные университеты вступают в сетевое партнёрское взаимодействие с техническими университетами, позволяя воспитывать новое поколение «гуманитариев» с «hard skills» и «технарей» с «soft skills», что ранее трудно было представить. При этом частично образование переносится в онлайн - бурное развитие массовых открытых онлайн курсов и облачных образовательных платформ привлекли университеты в цифровое пространство.

Скорее всего, в недалеком будущем мы столкнемся с «дублированием» университетов - наличием привычного «физического» университета и его «цифрового двойника» в онлайн-пространстве, которые могут как работать во взаимодействии, так и предлагать собственные образовательные программы.

Конечно, для того, чтобы успевать за цифровизацией, требуется комплекс новых компетенций и навыков. Становится актуальным наличие у сотрудника навыков и знаний, требуемых как для инженера, так и для экономиста. Это важно для того, чтобы не просто понимать сущность производственного процесса и то, каким образом он упрощается благодаря технологиям, но и уметь управлять этим процессом, знать, как оценить эффект от цифровизации [21, 22].

В университетах цифровизация предполагает следующие взаимосвязанные направления: формирование образа выпускника, образовательных стандартов, программ, систем оценивания, содержания образования, методов и способов образовательной деятельности на всех уровнях образования и во всей структуре образовательного процесса [23].

Говоря откровенно, образование никогда не может идти строго в ногу с последними тенденциями. Да и сама суть высшего образования заключается не в «накачивании» студентов строго техническими, прикладными навыками, а в формировании фундаментальных профессиональных качеств, которые в свою очередь очень медленно подвергаются изменениям. В то же время рынок требует выпуска «готовых» специалистов, способных влиться в рабочий процесс сразу после вручения диплома [13, 24].

Учитывая такую двойственную и сложную природу, ВОУ должны искать новые способы реализации образовательных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© ©

133

ISSN 2181-2357

T. 2. №4. 2022

research _

SJIF 2022:5.962

Каждый из современных университетов старается быть зеркалом индустрии, для которой готовит кадры. И если в отрасли четкий выраженный тренд на цифровизацию, то это не может не отразиться на подходе к обучению. Сегодня в ряде университетов создаются рабочие группы по повышению цифровой грамотности студентов и преподавателей. Некоторые вузы идут дальше и разрабатывают образовательные магистерские программы, участвуют в создании онлайн-курсов и методичек.

В первую очередь руководство университетов должно понять, что цифровизация образовательного процесса - это не очередной модный тренд, а настоящая технологическая революция, подобная созданию парового двигателя или телефонной связи. Пионеры тенденции выиграют больше всех, последователи смогут выжить в конкурентной гонке, а агностики окажутся на обочине прогресса и за рамками рынка.

Заключение

Для современного специалиста более важен не конкретный набор навыков, а способность понимать и предвосхищать тенденции в своей профессиональной деятельности. Мы живем в эпоху lifelong learning, и каждый практический навык может быть освоен человеком в любой момент жизни, иногда даже не отрываясь от производства. Однако только университет может дать то, что еще долгое время, а может и всегда, будет оставаться за пределами компьютерных возможностей -креативный подход к любому современному вызову, будь то принятие управленческого решения или тонкая дипломатическая игра. Говоря о потребностях экономики Республики Узбекистан в квалифицированных кадрах необходимо учитывать, что цифровая экономика является одним из наиболее действенных инструментов повышения производительности труда, в том числе, через механизм создания высокопроизводительных рабочих мест. Существующие подходы к оценке кадров и потребности в трудовых ресурсах нуждаются в доработке и развитии с учетом будущего роста цифрового сегмента в глобальной экономике.

Таким образом, исследование показало, что тотальная цифровизация и внедрение информационно-коммуникационных технологий является естественным и закономерным процессом, цифровизация экономики является глобальным процессом, не зависящем от экономических, политических, социальных и иных трудностей каждой страны. Ее влияние требует определенных изменений в любой стране. Текущая политика в сфере подготовки цифровых кадров основана преимущественно на представлениях о несоответствии имеющейся на сегодня численности И КТ-кадров потенциальным эффектам цифровой трансформации. Успех цифровизации экономики Узбекистана будет всецело зависеть от наличия квалифицированных специалистов и кардинального изменения менталитета общества. Вместе с этим понадобится адаптация сферы высшего профессионального образования под требования цифровой экономики.

© ®

134

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

ISSN 2181-2357

T. 2. №4. 2022

Список использованной литературы:

1. Арчакова С.Ю., и др. Цифровая экономика: монография / под ред. проф. Н.В. Сироткиной. М.: Научная книга, 2019.

2. Kurpayanidi, K., Mamurov, D. (2022). Management of innovative activities of business entities in industry: Monograph. Fergana, AL-Ferganus. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48356522 ; DOI:10.5281/zenodo.6475830

3. Bogoviz A. V. et al. Digitalization of the Russian education system: Opportunities and perspectives //Quality—Access to Success. - 2018. - Т. 19. - №. S 2. - С. 27-32.

4. Chakpitak N., Maneejuk P., Chanaim S., Sriboonchitta S. Thailand in the Era of Digital Economy: How Does Digital Technology Promote Economic Growth? Studies in Computational Intelligence, 2018, no. 753, pp. 350 — 362.

5. Goldstein H. Editorial: The Digital Economy Act and Statistical Research. Journal of the Royal Statistical Society. Series A: Statistics in Society, 2017, vol. 180, iss. 4, pp. 945 — 946.

6. Gupta G. Education and Digital Economy: Trends, Opportunities and Challenges //Proceedings of the 2019 4th International Conference on Machine Learning Technologies. - 2019. - С. 88-92.

7. Martin-Shields C.P., Bodanac N. Peacekeeping's Digital Economy: The Role of Communication Technologies in Post-Conflict Economic Growth. International Peacekeeping, 2017, 26 p. URL: https://doi.org/10.1080/13533312.2017.1408413

8. Pilik M., Jurickova E., Kwarteng M.A. On-line Shopping Behaviour in the Czech Republic under the Digital Transformation of Economy. Economic Annals-XXI, 2017, vol. 165, no. 5-6, pp. 119 — 123. URL: https://publikace.k.utb.cz/handle/10563/1007676

9. Tan K.H., Ji G, Lim C.P., Tseng M.-L. Using Big Data to Make Better Decisions in the Digital Economy. International Journal of Production Research, 2017, vol. 55, no. 17, pp. 4998 — 5000

10. Tsai I. C. et al. An innovative hybrid model for developing cross domain ICT talent in digital economy //2018 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE). - IEEE, 2018. - С. 745-750.

11. Бегалов Б.А., Жуковская И. Е. Методические аспекты влияния информационного общества на инновационное развитие экономики. Монография. Т.: Фан ва технология, 2016.

12. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики //Вопросы управления. - 2018. - №. 5 (35).

13. Конон А. В., Кайль Я. Я. Совершенствование предпринимательских возможностей образовательной организации высшего образования в условиях развития цифровой экономики //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №. 6 (40).

14. Чучалин А. И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики //Высшее образование в России. - 2018. - №. 10.

15. Курпаяниди К. И. Проблемы совершенствования организации учебного процесса в системе высшей школы // Бюллетень науки и практики. 2016. №12 (13).

© ©

IBS

T. 2. №4. 2022

research __

SJIF 2022:5.962

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-organizatsii-uchebnogo-protsessa-v-sisteme-vysshey-shkoly

16. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису// Народное слово, №19 от 25 января 2020 г.

17. О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» Указ Президента Республики Узбекистан за № УП-5953 от 02.03.2020 г. Электронный ресурс: https://lex.uz/ru/pdfs/4751567

18. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., №2 18, ст. 313, №2

19. ст. 335, № 24, ст. 490, № 37, ст. 982).

19. Нишонов Ф. М., Эхсонова Н. Т., Толибов И. Ш. Некоторые вопросы профессионального роста преподавателя математики в условиях цифровой экономики // Проблемы Науки. 2019. №4 (137).

20. Kurpayanidi, K. I. (2020). Actual problems of implementation of investment industrial entrepreneurial potential. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81), 301-307.

21. Kurpayanidi, K. I. (2019). Actual issues of activation of foreign economic activity in the economy of Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (72), 60-65.

22. Kurpayanidi, K. I. (2019). Theoretical basis of management of innovative activity of Industrial Corporation. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (69), 7-14.

23. Kurpayanidi, K.I (2018) Questions of classification of institutional conditions, determining the structure of business management in Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (65): 1-8. Soi: http://s-o-i.org/L1/TAS-09-65-1 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2018.09.65.!

24. Margianti, E.S., Ikramov, M.A., end ets. (2020) Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia.

25. Tsoy, Diana and ets. (2022). "Impact of Social Media, Extended Parallel Process Model (EPPM) on the Intention to Stay at Home during the COVID-19 Pandemic" Sustainability 14, no. 12: 7192. https://doi.org/10.3390/su14127192

26. Трофимова, И.Н. (2020). Подготовка кадров для цифровой экономики: текущие проблемы и целевые ориентиры. Социодинамика, (10), 1 -10.

© ®

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.