регуляции»). Как следует из полученных нами данных, у работников напряженного умственного труда, в том числе студентов, обнаруживается синдром хронического «левопо-лушарного» переутомления. Вынужденное длительное доминирование одного из полушарий мозга, в данном случае левого полушария, ускоряет развитие в нем функционального расстройства.
С помощью психофизиологических методов диагностики определяются индивидуальные нормограммы. На их основе производится соответствующее корректирующее воздействие результатом которого является:
- нормализации индивидуальных доминантных состояний мозга по их типу, силе, устойчивости и по гибкости межполушарного взаимодействия.
- нормализация симпатико-парасимпатического баланса по показателям вариационной пульсометрии.
- формирования адаптивной доминанты организма.
- выработка «психофизиологического иммунитета» к факторам техногенной и социальной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова Л.П. Физиологическая лабильность и принцип доминанты в проблеме функционального состояния / Л.П. Павлова, А.Д. Ноздрачев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 3. - 2005. - Вып. 2. - С. 68-88.
2. Башкин В.М. Педагогическая диагностика как метод управления тренировочным процессом спортсменов / В.М. Башкин, А.А. Кабанов // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 3. - С. 78-82.
3. Башкин В.М. Доминанта мозга как системообразующий подход к проблеме здоровья студентов вуза / Башкин В.М., Кабанов А.А. // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием (Институт физической культуры, спорта и туризма). - Санкт-Петербург, 2019. - С. 14-16.
REFERENCES
1. Pavlova, L.P. and Nozdrachev, A.D. (2005), "Physiological lability and a principle of a dominant in a problem of a functional condition", Bulletin of St, Petersburg State University, Series 3, Issue 2, pp. 68-88.
2. Bashkin, V.M. and Kabanov, A.A. (2016), "Pedagogical diagnostics as a method of management of training process of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 78-82.
3. Bashkin V.M. (2019), "Dominant of a brain as system the approach to a problem of health of students of high school", International scientific forum "Week of science - 2019 ", St. Petersburg, pp. 14-16.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2020
УДК 796.011.3
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
Игорь Михайлович Бодров, старший преподаватель, Павел Александрович Кондратьев, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва; Денис Александрович Кокорев, преподаватель, Российская таможенная служба, Москва
Аннотация
В исследовании определен уровень физической подготовленности студентов в рамках соревнований по общей физической подготовке. Соревнования включали в себя: подъем туловища из положения лежа на спине, наклон вперед, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, прыжки на ска-
калке. В результате чего выявлен средний уровень физической подготовки юношей и девушек, высокие значения среднего квадратического отклонения результатов. Юноши не показали высоких результатов в упражнениях на силу и скоростно-силовые показатели. Результаты девушек и юношей соответствуют «серебряному» знаку ГТО. Наряду с этим определено количество шагов сутки, ЧСС, АД, индекс массы тела, индекс Руфье. Индекс массы тела составляет 20,3 усл. ед., ЖЕЛ у юношей 3560 мл (ниже нормы), у девушек 2390 мл (ниже нормы).
Ключевые слова: студенты, ФК, общая физическая подготовленность, физическое состояние, соревнования доступные для всех.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p43-47
LEVEL OF PHYSICAL FITNESS AND PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS
Igor Mikhailovich Bodrov, the senior teacher, Pavel Aleksandrovich Kondratyev, the senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Denis Aleksandrovich Koko-rev, the teacher, Russian Customs Service, Moscow
Abstract
The study determined the level of physical fitness of students in the framework of competitions in general physical training. Competitions included: lifting the torso from the supine position, leaning forward, bending and extending the arms in the prone position, jumping rope. As a result, the average level of physical fitness of the boys and girls, high values of the average square deviation of the results were revealed. Young men did not show high results in strength exercises and speed and strength indicators. The results of the girls and boys correspond to the "silver" sign of the fitness level. Along with this, the number of steps per day, heart rate, blood pressure, body mass index, Rufier index have all been determined. The body mass index is 20.3 usl. units, hung capacity in boys 3560 ml (below normal), in girls 2390 ml (below normal).
Keywords: students, physical culture, general physical fitness, physical condition, competitions accessible to all.
ВВЕДЕНИЕ
Определение уровня физической подготовленности и физического состояния студентов является важным показателем для дальнейшего планирования учебного процесса и дополнительных занятий. Такие исследования показывают динамику полученных результатов и свидетельствуют о достоверной эффективности или о положительной динамике искомых показателей. Наряду с этим такие исследования могут оперативно выявить, например, низкий уровень реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, своевременно указать на увеличение жирового компонента, на увеличение индекса массы тела. Анализ физической подготовленности и физического состояния совершенствуют информационный и личностно-ориентированный подходы физического воспитания. Соревновательная форма проведения тестирования по ОФП позволяет повысить интерес, стремление к максимальному результату, соперничеству между факультетами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в сентябре-октябре 2020 года со студентами 1-2 курса в рамках урочных занятий по физической культуре и проводимых соревнований по общей физической подготовке, все протестировано 154 человека, из них 103 девушки и 51 юноша. «Соревнования для всех» отличаются доступностью контрольных упражнений, их ежегодным применением в практике физического воспитания в общеобразовательной школе и вузе. Следует отметить, что в условиях ограничения для проведения спортивных мероприятий в период пандемии, число участников соревнований не высокое, в 2019 и феврале 2020 года число участников таких соревнований составляло 1500 человек. Кроме того, в исследовании определено количество шагов сутки, ЧСС, АД, индекс массы тела, индекс Руфье студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Соревнования включали в себя: подъем туловища из положения лежа на спине (максимальный результат без учета времени), наклон вперед (стоя на скамье), сгибания и разгибания рук в упоре лежа (девушки в упоре на коленях), прыжки на скакалке (1 мин).
Контрольные упражнения Юноши XX ±о Девушки XX ±о
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во) 39,7±9,95 38,6±12,6
Наклон вперед из положения стоя на скамье (см) 7,1±8,6 14,6±6,52
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (дев. в упоре на коленях) (кол-во) 32,3±19,6 27,3±14,4
Прыжки на скакалке (1 мин, кол-во) 95,3±21,3 112,1±37,2
Анализ физической подготовленности показал, что юноши имеют не высокий уровень в скоростно-силовых показателях (подъем туловища), результат соответствует серебряному знаку ГТО (37 раз - «серебро», 48 раз - «золото»). Уровень гибкости также на среднем уровне, в нормативах ГТО «бронзовый» знак - 6 см, «серебро» - 8 см, следовательно, юноши выполнили только уровень «бронза». Сгибания и разгибания рук в упоре лежа также на уровне «серебряного» знака.
Девушки также показали средний уровень физической подготовленности, в упражнении поднимание туловища лежа на спине результат 38,6 раз, это соответствует «серебряному» знаку ГТО («серебро» - 35 раз). Уровень гибкости аналогично соответствует «серебру» и составляет 14,6 см. В сгибаниях и разгибаниях рук не плохие результаты - 27,3 раза из-за упрощенного исходного положения, при этом выявлено высокое значение среднего квадратического отклонения результата. В прыжках на скакалке также значительное отклонение среднего квадратического отклонения, группа девушек не является однородной. Следовательно, необходимо найти пути стимулирования дополнительными занятиями ФК, самостоятельными тренировками, необходимо подчеркивать знания о физиологической норме ходьбы в сутки - 10 тысяч шагов.
Индекс массы тела составляет 20,3 усл. ед., что соответствует норме 18,5-25 усл. ед. ЖЕЛ у юношей 3560 мл (ниже нормы), у девушек 2390 мл (ниже нормы). ЧСС у девушек 83,0 уд/мин (норма), у юношей 79,6 уд/мин (норма). АД у девушек 126,4 / 89,2 мм рт.ст. (норма), у юношей 122,8 / 84,2 мм рт.ст. Анализ двигательной активности студентов-экономистов показал, что средние значения количества шагов в сутки составило 7812 шагов, что не соответствует физиологической норме шагов в сутки - 10 тыс. шагов.
Анализ уровня морфофункционального состояния студентов показал, что все исследуемые имеют низкие показатели индекса Руфье: полученные результаты находятся в пределах 12,4-14,0 усл.ед.- средняя сердечная недостаточность, при этом «хороший» уровень реакции - 7-9 усл.ед. У значительного числа студентов «удовлетворительный» уровень - 33% и «низкий» - 33%, при этом «средний» уровень только у 25,3%, а «высокий» - у 6,7%. Гистограмма имеет явное смещение в зону низкого и удовлетворительного уровня работоспособности сердечной мышцы при физической нагрузке (рисунок 1).
35
30 25 20 15 10 5 0
33 33
25,3
6,7
низкии удовлетворительный среднии
Рисунок 1 - Результаты индекса Руфье в исследовании
отличный
ВЫВОДЫ
В исследовании выявлен средний уровень физической подготовки юношей и девушек, высокие значения среднего квадратического отклонения результатов. Юноши не показали высоких результатов в упражнениях на силу и скоростно-силовые показатели. В целом результаты девушек и юношей соответствуют «серебряному» знаку ГТО. Все исследуемые имеют низкие показатели индекса Руфье. Двигательная активность в сутки составляет 7812 шагов, что меньше физиологической нормы шагов. Следовательно, необходимо найти пути стимулирования дополнительными занятиями ФК, самостоятельными тренировками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамонова, О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 519-526.
2. Петрова, Л.Ю. Организационно-методические основы массовых спортивных соревнований в вузе : учебно-методическое пособие / Л.Ю. Петрова, М.А. Петров. - Москва : [б. и.], 2019. - 80 с.
3. Разработка универсального комплекса физической подготовки в условиях самостоятельной тренировки / Ю.А. Польщикова, Е.А. Винюкова, Г.Х. Щукина, А.М. Крашилин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 351-354.
4. Салаватов, К.А. Диверсификация средств аквафитнеса в оздоровительной тренировке лиц разного возраста / К.А. Салаватов, Р.Р. Пихаев, А.С. Мусаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 384-387.
5. Татарова, С.Ю. Рекреативные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : монография / С.Ю. Татарова. - Москва : Научный консультант, 2015. - 20 4с.
6. Татарова, С.Ю. Морфогенез физического здоровья и социализации студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 417-421.
7. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов / Т.Н. Шутова, И.Н. Антонова, Н.Е. Копылова, С.И. Бочкарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 300-304.
8. Quality of study programs or quality of education / A. Soloviev, L. Petrova, V. Prikhodko, E. Makarenko // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2017. - Vol. 544. - P. 362-366.
REFERENCES
1. Mamonova, O.V. and Shutova T.N. (2016), "Improving physical education of students in conditions of declining health", Humanities education at an economic University, materials of the IV International scientific and practical correspondence Internet conference, Moscow, рp. 519-526.
2. Petrova, L.Yu. and Petrov M.A. (2019), Organizational and methodological foundations of mass sports competitions in higher education: educational and methodical manual, Moscow.
3. Polshikova, J.A., Vinyukov, E.A., Shchukin, G.H. and Kroshilin, A.M. (2020), "Development of a universal set of physical training in self-training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 351-354.
4. Salavatov, K.A., Pihaev, R.R. and Musaev, A.S. (2019), "Diversification of aquafitness means in health training of people of different ages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 384-387.
5. Tatarova, S.Yu. (2015), Recreational technologies for forming a healthy lifestyle of students, monograph, Scientific consultant, Moscow.
6. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N. and Tatarov, V.B. (2019), "Morphogenesis of physical health and socialization of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 417-421.
7. Shutova, T.N., Antonova I.N., Kopylova N.E. and Bochkareva S.I. (2017), "Activity and competence approaches in improving physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11(153), pp. 300-304.
8. Soloviev, A., Petrova L., Prikhodko V. and Makarenko E. (2017), "Quality of study programmes or quality of education", Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 544, рр. 362-366.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.10.2020
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ольга Анатольевна Борисова, доцент, Александр Иванович Бойко, доцент, Александр Игоревич Колдашов, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, Московская область, г. Мытищи
Аннотация
Введение - в статье рассказывается о подготовке по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» на кафедре физического воспитания Московского государственного областного университета (МГОУ). Методика и организация исследования - Студенты получают основные знания, умения и навыки для того, чтобы в дальнейшем научиться самостоятельно следить за своей физической активностью и здоровьем. Результаты исследования и их обсуждение - в ходе учебного процесса студенты овладевают рядом научных методов, которые, в дальнейшем, им пригодятся при самостоятельной деятельности. Выводы - Усиление образовательной направленности элективных курсов по физической культуре и спорту помогает творчески осваивать студентам учебный материал.
Ключевые слова: студент, самоконтроль, адаптационный потенциал.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p47-51
PHYSICAL DEVELOPMENT AND ADAPTIVE CAPABILITIES OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF MOSCOW REGION STATE UNIVERSITY
Olga Anatolyevna Borisova, the senior lecturer, Alexander Ivanovich Boyko, the senior lecturer, Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Moscow Region State University,
Moscow region, Mytischi
Abstract
Introduction - the article describes the preparation for the subject "Elective courses in physical culture and sports" at the Department of physical education of Moscow Region State University. Methodology and organization of the study-Students receive basic knowledge, skills and abilities in order to learn how to independently monitor their physical activity and health in the future. The results of the research and their discussion - during the educational process, students master a number of the scientific methods that will be useful for their independent activities in the future. Conclusions-Strengthening the educational orientation of elective courses in physical culture and sports helps students to creatively master the educational material.
Keywords: student, self-control, adaptive potential.
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшее значение имеет формирование физической активности студентов, содержанием которой является систематическая мотивированная деятельность. В физической культуре, на сегодняшний день, достаточно остро стоит проблема низкой мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой. Отношения требует к себе проблема совершенствования преподавания физической культуры в вузе. Многие исследователи делают акцент на том, что для воспитания устойчивого интереса и формирования