Научная статья на тему 'Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А. Д. Ботвинникова и др'

Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А. Д. Ботвинникова и др Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ПРОГРАММА / УЧЕБНИК / ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СТРАНИЦ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ / ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В данной статье представлен один из возможных вариантов тематического планирования уроков черчения для второго года графической подготовки школьников в соответствии с действующей программой по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера [1] и учебником «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинникова и др. с учётом некоторых изменений его содержания и страниц 2007 и последующих годов издания [2] [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А. Д. Ботвинникова и др»

Таким образом, формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности студентов-программистов при правильном наполнении компонентного состава содержания обучения иностранному языку приводи как к усвоению обучающимися определенной суммы знаний, так и на развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Список литературы:

1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999.

2. Пассов Е.И. Основа методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1977.

3. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993.

УРОКИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ И УЧЕБНИКУ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР.

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»,

г. Архангельск

В данной статье представлен один из возможных вариантов тематического планирования уроков черчения для второго года графической подготовки школьников в соответствии с действующей программой по черчению А.Д. Ботвинникова и др. под редакцией В.А. Гервера [1] и учебником «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинникова и др. с учётом некоторых изменений его содержания и страниц 2007 и последующих годов издания [2]1.

Ключевые слова черчение, программа, учебник, изменения содержания и страниц, тематическое планирование уроков, второй год обучения.

Тематическое планирование уроков черчения для первого года обучения мы поместили в нашей предыдущей публикации [13], в соответствии с ним

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

1 При этом учителю необходимо знать, что в учебниках черчения 2007 года и последующих годов издания в отличие от учебников прежних годов издания изменились только номера страниц, а номера рисунков, параграфов, заданий остались прежними. Темплан с ссылками на страницы учебников черчения 1992-2006 гг. издания нами был опубликован прежде [7; 8], а методическое пособие для учителей черчения общеобразовательных учреждений с ссылками на страницы новых учебников 2007 и последующих годов издания нами было опубликовано в 2009 году [9]. С 2009 г. по 2013 г. номера страниц остались одинаковыми.

нами также были опубликованы варианты планов-конспектов уроков черчения №№ 1-3 первого года графической подготовки школьников [10-12].

В этой статье мы предлагаем тематическое планирование уроков черчения для графической подготовки школьников на втором году обучения. В соответствии с ним нами был опубликован один из возможных вариантов плана-конспекта урока № 25 второго года обучения на тему «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» [14].

Подробную общую пояснительную записку к этим двум тематическим планам для двухгодичной графической подготовки школьников коллеги могут найти в нашей прежней публикации [13].

Тематическое планирование уроков черчения Второй год обучения

На втором году обучения учебной программой [1] также предусматривается по 1 ч. в неделю 34 ч. в год. Из них 6 ч. - резервное время. Оно используется на изучение более сложных тем или на выполнение учащимися трудоемких чертежей. В данном случае я предлагаю вариант планирования, где эти часы используются для освоения конкретных тем.

Программой предусмотрено изучение следующих разделов курса:

- Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.).

- Сечения и разрезы (12 ч.).

- Сборочные чертежи (11 ч.), в том числе:

а) Чертежи типовых соединений деталей (4 ч.).

б) Сборочные чертежи изделий (7 ч.).

- Чтение строительных чертежей (2 ч.).

- Контрольная работа (1 ч.).

- Обзор разновидностей графических изображений (1 ч.).

Урок 1. Обобщение сведений о способах проецирования (§ 19, с. 125126 (126-127)).

ПР. Анализ изображений в учебнике, построенных по правилам ортогональных и аксонометрических проекций. Решение задач на выполнение чертежа детали в необходимом количестве видов с целью повторения материала о способах проецирования и правилах оформления чертежей.

Урок 2. Общие сведения о сечениях и разрезах. Сечения. Классификация сечений. Правила выполнения сечений. Обозначение сечений (§§ 20-22, с. 127-135 (128-136)).

ПР. Изучение темы урока с использованием рисунков учебника и учебных таблиц М. Н. Макаровой (1987 г.). Решение занимательных задач. Выполнение чертежа детали с построением вынесенных или наложенных сечений.

Урок 3. Графические обозначения материалов на сечениях. (§ 27.1, с. 151-152 (152-153)).

ПР. Чтение чертежей предметов (из различных материалов). Выполнение чертежей с построением сечений или сечений по чертежам.

Урок 4. Графическая работа № 1 (12). В скобках указан номер соответствующий нумерации графических и практических работ в программе 1993 г. и учебниках 1992-2008 гг. издания. Эскизы деталей с выполнением сечений (с. 135 (136)).

ПР. Выполнение эскизов или чертежей деталей (с натуры, по чертежу или аксонометрической проекции) с построением сечений.

Урок 5. Понятие о разрезе как изображении. Сходство и разница между разрезом и сечением. Простые разрезы (фронтальный, профильный, горизонтальный). Обозначение разрезов на чертежах (§§ 23-24.3, с. 136-145 (137146)). Особое внимание уделить § 23.3, с. 136-138 (137-139).

ПР. Выполнение чертежей деталей с применением разрезов (с использованием в необходимых случаях обозначений разрезов).

Урок 6. Графическая работа № 2 (13). Эскиз детали с выполнением необходимых разрезов (с. 153 (154)).

ПР. Выполнение с натуры или по наглядному изображению эскиза (или чертежа) детали с построением полезных разрезов.

Урок 7. Местный разрез. Соединение части вида с частью разреза. Особенности нанесения размеров при соединении вида и разреза (§ 24.4, с. 145146 (146-147); § 25.1, § 25.2, с. 146-149 (147-150) - читать 4-е правило изображения соединения половины вида с половиной соответствующего разреза в конце параграфа (о нанесении размеров).

ПР. Выполнение упражнений на построение местных разрезов. Выполнение чертежа детали с натуры или по наглядному изображению (по чертежу) с построением соединения части вида с частью разреза.

Урок 8. Соединение половины вида с половиной соответствующего ему разреза (§ 25.2, с. 146-150 (147-151)).

ПР. Выполнение чертежа детали с применением соединения половины вида с половиной соответствующего ему разреза.

Урок 9. Решение задач на графическое моделирование внешней и внутренней формы предмета с применением соединения половины вида с половиной соответствующего ему разреза (с. 148-150 (149-151))1.

ПР. Выполнение чертежей деталей типа «Втулка» по сечению, входящему в состав разреза, положению оси симметрии (или вращения) и другим данным (знаком диаметра, сечения и пр.).

Урок 10. Особые случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезе) (§ 26, с. 150-151 (151-152)).

ПР. Чтение и выполнение чертежей деталей с тонкостенными перемычками (ребрами жесткости), спицами и др.

1 Дополнительно см.: Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 144 с.: ил.

Урок 11. Графическая работа № 3 (14). Выполнение чертежа детали с применением разрезов (с. 153 (154)).

ПР. Выполнение чертежа по одному или двум видам детали с применением разрезов.

Урок 12. Применение вырезов в аксонометрических проекциях. (§ 27.2, с. 152 (153)).

ПР. Выполнение технических рисунков или наглядных изображений деталей с вырезом четверти (по заданным чертежам, наглядным изображениям или с натуры).

Урок 13. Определение необходимого и достаточного количества изображений. Выбор главного изображения (§ 28, с. 154-157 (155-158)).

ПР. Выполнение чертежа детали с определением необходимого количества изображений и выбором главного изображения.

Урок 14. Условности и упрощения на чертежах (сокращение количества и размера изображений; изображение равномерно расположенных элементов) (§ 29, с. 157 (158)).

ПР. Чтение и выполнение чертежей деталей, содержащих изученные условности и упрощения.

Урок 15. Практическая работа № 4 (15). Устное чтение чертежей (с. 158-159 (159-160)).

ПР. Устное чтение и выполнение чертежей деталей, содержащих изученные разрезы, сечения и другие условности и упрощения.

Урок 16. Графическая работа № 5 (16). Эскиз с натуры (с. 159 (160)).

ПР. Выполнение эскиза детали с натуры с применением целесообразных разрезов, сечений и других изученных условностей и упрощений.

Урок 17. Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные (болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные, штифтовые) и неразъемные (сварные, паяные, клеевые, заклепочные) соединения. Понятия «Стандартные детали» и «Взаимозаменяемость». Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы (§ 30, с. 160-162 (161-163); § 31, с. 163-166 (164-167)).

ПР. Рассмотрение изображений разъемных и неразъемных соединений по таблицам и учебнику. Освоение понятий «Стандартные детали» и «Взаимозаменяемость». Просмотр изображений и обозначений резьбы. Выполнение эскиза или чертежа болта с шестигранной головкой с использованием справочного материала.

Урок 18. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертеж болтового соединения. Спецификация сборочного чертежа, номера позиций (темы опережающего обучения) (§ 32.1, с. 166-169 (167-170); § 34.1, с. 178181 (179-182)).

ПР. Выполнение эскиза или чертежа болтового соединения с применением основной надписи, спецификации и номеров позиций.

Урок 19. Графическая работа № 6 (17). Чертеж резьбового соединения (изображение шпилечного соединения) (§ 32.2, с. 170-172 (171-173); § 34.1, с. 178-181 (179-182)).

ПР. Выполнение эскиза или чертежа шпилечного соединения с использованием основной надписи, спецификации и номеров позиций.

Урок 20. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений (§ 33, с. 172177 (173-178); § 34.1, 178-181 (179-182)).

ПР. Просмотр изображений шпоночных и штифтовых соединений по таблицам и учебнику. Выполнение чертежа шпоночного соединения с использованием справочной таблицы № 4 и рис. 225, данных в школьном учебнике черчения 1992-2008 гг. издания.

Урок 21. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций, разрезы на сборочных чертежах, штриховка смежных деталей, размеры на сборочных чертежах), приобретенных учащимися на предыдущих уроках черчения и технологии. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах (§ 34, с. 177-184 (178-185); § 36, с. 189-191 (190-192)).

ПР. Анализ сборочных чертежей, использовавшихся ранее (примеры подбираются совместно с учителем технологии); просмотр, анализ и изучение сборочных чертежей, данных на страницах действующего учебника по черчению; чтение чертежей, содержащих рассмотренные условности; работа над заданиями и вопросами, данными в учебнике, карточках-заданиях по теме урока.

Урок 22. Порядок чтения сборочных чертежей (§ 35, с. 184-189 (185-190)).

ПР. Фронтальное чтение простейших сборочных чертежей. Выполнение технических рисунков отдельных деталей по сборочному чертежу.

Урок 23. Практическая работа № 7(18). Чтение сборочных чертежей (§ 35, с. 184-189 (185-190); с. 191-199 (192-200)).

ПР. Чтение сборочных чертежей. Выполнение технических рисунков отдельных деталей.

Урок 24. Общие понятия о деталировании. Порядок деталирования. Выбор числа изображений, главного изображения, масштаба. Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба. Согласование размеров сопрягаемых поверхностей (§ 37, с. 199206 (200-207)).

ПР. Фронтальное выполнение чертежей одной-двух деталей по сборочному чертежу.

Уроки 25, 26. Деталирование сборочных чертежей (§ 37, с. 199-206 (200-207)).

ПР. Выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу.

Уроки 27, 28. Графическая работа № 8 (19). Деталирование. Уделить внимание рубрике «Назначение и устройство сборочных единиц, входящих в практическую работу № 19» (с. 198-199 (199-200); § 37, с. 199-206, 207 (200-207, 208)).

ПР. Выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу.

Уроки 29, 30. Практическая работа № 9 (20). Решение творческих задач с элементами конструирования (с. 207-210 (208-210)).

ПР. Решение творческих задач на «доконструирование» или «переконструирование» объекта.

Урок 31. Понятие об архитектурно-строительных чертежах и их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно -технического оборудования (§§ 38-39, с. 211-217 (211-217))1.

ПР. Фронтальное чтение несложных строительных чертежей.

Урок 32. Практическая работа № 10 (21). Чтение строительных чертежей (§ 40, с. 217-218 (217-218))2.

ПР. Чтение строительных чертежей с использованием справочных материалов.

Урок 33. Графическая работа № 11 (22). Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу (контрольная работа) (с. 218 (218)).

ПР. Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу на листе формата А4.

Урок 34. Обзор разновидностей графических изображений. Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков и т.п. (введение, см. рубрику «Графические изображения», с. 5-9 (5-9); с. 219-220 (приложение 1, с. 219)).

ПР. Просмотр и анализ графических изображений, знакомых учащимся из курса черчения, технологии, физики и т.д. Закрепление знаний об областях применения графических изображений.

Список литературы:

1. Черчение, 7-8 классы (Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышне-польский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сб. программ / сост. В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - С. 51-60.

1 В учебниках черчения 2000 и предыдущих гг. издания см. с. 211-216.

2 В учебниках черчение 2000 и предыдущих гг. издания см. с. 216-217.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 221, [3] с.: ил.

3. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение»

A.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 7-8 кл. /

B.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 79, [1] с.: ил.

4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект).

6. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.: ил.

7. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 1. - С. 73-78.

8. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическому планированию уроков черчения // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 74-78.

9. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос.ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

10. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13 - С. 33-43.

11. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.

12. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.

13. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: Тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -

C. 35-43.

14. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.