Научная статья на тему 'Уроки труда – уроки жизни'

Уроки труда – уроки жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки труда – уроки жизни»

УРОКИ ТРУДА -УРОКИ ЖИЗНИ

М. Ю. Кормилицына

Сегодня каждый школьник начальных классов может не только набрать текст на компьютере, отправить письмо по электронной почте, обсудить по скайпу (англ. skaip) с одноклассником решение задачи по математике, «скачать» нужную информацию, но и. войдя в сеть, стать участником полидиалога с одногодками и одноклассниками, проживающими на другом конце земли, и т. д. Но не единым компьютером жив ученик будет. Ему еще очень многое надо знать и уметь, что связано с элементарной жизнедеятельностью, приобрести множество трудовых навыков, так необходимых в повседневном домашнем быту. И во многом ему помогут уроки труда (в новой учебной программе - уроки технологии), ибо уроки руда - это уроки жизни.

Все разделы этого школьного предмета направлены не только на овладение трудовыми умениями и навыками, но и на развитие творчества и проектирования. Так, при изучении раздела «Кулинария» формируются навыки приготовления пищи. Учащиеся знакомятся с технологией приготовления блюд, правилами сервировки стола, этикета и т. д., вносят свои или позаимствованные у родителей рецепты того или иного блюда, применяют элементы творчества в приготовлении пищи. Так в пятом классе дается задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т. п., тем самым развивается креативное мышление применительно к домо-водчеству. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд, особенно салатов.

Важным моментом трудовой подготовки является духовное развитие личности в рамках художественно-эстетического воспитания. Для этого программа «Технология» позволяет выбрать разделы, связанные с изучением технологий декоративно-прикладного искусства, народных ремесел и промыслов. С древних времен люди замечали поразительную силу воздействия прекрасного на формирование духовного развития ребенка. Красота окружает нас повсюду, и надо научить ребенка увидеть ее в окружающей нас природе, нашей повседневной жизни, в трудовой деятельности и постараться перенести в «будни школьного урока». И я это пытаюсь сделать на своих уроках труда. Поэтому я не только стараюсь научить их домашнебытовому ремеслу (приготовлению пищи, сервировке стола, приему гостей, кружевоплетению и т. п.), но и пробудить в них чувство прекрасного к тому, что они делают на уроках труда, показать им, как можно внести свое, новое в уже привычное и обыденное. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что трудовое воспитание - это гармония трех составляющих: надо, трудно и прекрасно. Задача трудового обучения - подвести ребят к осознанию красоты труда, его живительной силы.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с ручным трудом, а именно: уборка квартиры, приготовление пищи, шитье, мелкий ремонт одежды. Не могу пройти мимо некоторых увлечений школьников, которые требуют специальных (даже, можно сказать, профессиональных) трудовых навыков.

329

Например, у мальчиков авиа- и судомоделирование, у девочек - вязание и кружевоплетение (но в моей педагогической практике было немало мальчиков, которые с увлечением занимались вязанием и кружевоплетением, в частности, фриволите). И эти первоначальные трудовые навыки можно получить в школе на уроках труда. Очень важно, чтобы многие навыки повседневного труда и некоторые виды рукотворчества дети приобрели ещё в младших классах. Насколько это важно, можно судить по такому примеру: «В некоторых района Дагестана и сейчас принято, чтобы в приданом невесты было несколько ковров, сделанных ею собственноручно»1. Увы, многие национальные и семейные традиции остались в прошлом: каждая эпоха диктует свои правила общежития, и школа не может не считаться с этим. Но и сегодня во многих школах Санкт-Петербурга на уроках труда девочки учатся рукоделию: кройке и шитью, кружевоплетению, вязанию на спицах, крючком или челноком, вышивке лентами и т. д.). И это не только развивает у них полезные трудовые навыки, но они одновременно знакомятся с историей этих ремесел. Но, возможно, для кого-то школьные уроки кружевоплетения, вязания или вышивки со временем перерастут в профессиональную деятельность, станут основным источником трудового дохода. Но даже, если эти навыки не получат профессионального развития, они останутся «семейными помощниками» этих девочек в их взрослой жизни.

Не секрет, что многие школьники воспитываются в неполных семьях, в которых, как правило, нет отца, нет мужской домашней поддержки в доме. В этих семьях многие домашнебытовые обязанности ложатся на мальчишечьи и девчоночьи плечи. И во многих домашних делах они становятся помощниками своих родителей. Обязанность школы - не только дать ребенку знания, необходимые для продолжения учебы в профессиональном учебном заведении, но и подготовить его (в той мере, какой это может сделать школа) к самостоятельной жизни. И этого никогда не надо забывать.

1 Санин Г. Подковерный смысл: Какое тайное послание зашифровано в орнаментах знаменитого дагестанского ковра? // Итоги. 2013. 21 янв. С. 68.

330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.