конференции «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты». - Тамбов, 2015. - С. 16-18.
2. Песцов Г.В., Жуков Н.Н. Особенности реализации отдельных дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн»// Материалы XLИ учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации». ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2015. - С. 164-166.
© Жуков Н.Н., Иванищев В.В., Бойкова О.И., 2016
УДК 371
Казанцева Светлана Петровна
старший преподаватель АГГПУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, РФ
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
В статье говорится о выбранных методах и формах обучения, которые помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Ключевые слова
Творчество, художественные способности, конструирование и моделирование, проектные работы.
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, деятельность должна носить творческий характер. Наше время - это время перемен.
Сейчас Алтайскому краю нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.
Творчество - не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в нее и являются необходимым условием развития способности к творчеству.
Учеными доказано, что любое учение обладает художественными способностями, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей). Управление процессом развития интеллектуальных и художественных способностей учащихся может осуществляться не только на уроке, но и во внеурочной образовательной работе. Успешное развитие художественных способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В процессе обучения педагог создает такие условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
«незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах науки, производства, обслуживания. Важная задача учебных занятий по технологии - формирование у учащихся художественного отношения к работе. Развитие художественного творчества учащихся осуществляется на учебных занятиях. В обоих случаях важно выбрать и применить совокупность методов, которые были адекватны содержанию творческого проекта. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач. Конструирование и моделирование являются основными методами, которые используются в процессе художественной работы. Спроектировать трудовой процесс, значит, определить наиболее рациональную совокупность и последовательность действий, необходимых для его эффективной реализации. Большое значение в развитии творческого мышления имеют средства и методы, направленные на формирование у учащихся понимания роли творчества в процессе совершенствования технологии. В процессе практической работы важно закрепить способность самостоятельно выполнять то или иное задание. Показателем проявления художественных способностей служит изготовление изделия.
Проектирование в изготовлении изделий как метод развития художественного творчества состоит в том, что оно расширяет и углубляет знания, развивает творчество, расширяет кругозор, способствует не только упрочению приобретенных на уроках технологических знаний, умений и навыков, но и применению их в различных видах практической деятельности в изготовлении изделий с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.
При изучении раздела «Кулинария» формируем у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяем элементы творчества.
Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.
Мы показываем некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даём учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.
В течение прохождения кулинарных работ даём девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
После прохождения кулинарных работ даём задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).
Художественное развитие способствует творческому процессу, связанному с обоснованием идеи и конструированием объекта. Решение задач, которые содержат поисковые, творческие элементы, формирует интерес к познанию субъективного нового в технологии, побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал для углубления и расширения знаний по данному вопросу.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения.
Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.
С уверенностью можно сказать, что занятия по технологии дают толчок развитию фантазии, трудолюбия, формированию художественных способностей учащихся.
Список использованной литературы:
1. Сасова И.А. Технология 6 класс, «ВентанаТраф» - 2004.
2. Симоненко, В.Д. Технология 5-9 классы: пробные учебники для школы / В. Д. Симоненко. - М.: Наука, 1999. - 87 с.
3. Школа и производство - «Школа - Пресс 1», 2004.
© Казанцева С.П., 2016
УДК 371.3
Картавых Марина Анатольевна
д.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина г.Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: [email protected] Щепетильников Арсений Анатольевич Аспирант 1-го курса Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина г.Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Рассматриваются особенности универсальных учебных действий познавательного характера в качестве образовательных результатов выпускников основной школы. Раскрыты ключевые характеристики общеучебных, в том числе знаково-символических, логических действий и действий при постановке и решении проблем. В качестве ведущего педагогического условия для процесса формирования универсальных учебных действий познавательного характера определена технология задачного подхода, дидактическая ценность которой обоснована в статье. Обращено внимание на эмерджентность учебной задачи в контексте исследования.
Ключевые слова
Универсальные учебные действия познавательного характера, задачный подход, учебная задача.
Проблема успешного освоения обучающимися основной школы содержания образования не теряет актуальности и в настоящее время. Знание во ориентированная образовательная парадигма показала свою несостоятельность в условиях информационного общества. В настоящее время приоритет отдан развитию у обучающихся системы гуманистических ценностей, способности к самостоятельному поиску и интерпретации информации, объемы которой в настоящее время постоянно увеличиваются, а также освоению разнообразных видов и способов действий, творческому подходу к решению возникающих проблем. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий, которые в Федеральных государственных образовательных стандартах общеобразовательной школе представлены в виде образовательных результатов [1].
Универсальные учебные действия в нормативных документах и научно-педагогических исследованиях трактуются как обобщенные способы деятельности, способствующие саморазвитию и