Научная статья на тему 'Объединение дополнительного образования «Юный кулинар»'

Объединение дополнительного образования «Юный кулинар» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛИНАРИЯ / ПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / АЛГОРИТМ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева Галина Александровна

Автор делится опытом организации объединения дополнительного образования по предмету «Технология. Технология ведения дома», раскрывает его цели и задачи и способы организации деятельности на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объединение дополнительного образования «Юный кулинар»»

ФГОС в школе

Латышева Галина Александровна

учитель технологии ГБОУ СОШ № 641 имени Сергея Есенина E-mail: lga641@yandex.ru

J

V

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЙ КУЛИНАР»

Ц___________________________________________г

Аннотация: Автор делится опытом организации объединения дополнительного образования по предмету «Технология. Технология ведения дома», раскрывает его цели и задачи и способы организации деятельности на занятиях.

Ключевые слова: кулинария, питание, дополнительное образование, технология, алгоритм приготовления

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности [1,3,5]. Личность развивается не только в процессе обучения, но и в творческой деятельности [2,4,6,9].

Работая учителем технологии, я организовала объединение дополнительного образования «Юный кулинар». Почему кулинарный кружок? Потому что кулинарии мы учимся всю жизнь, начиная от первого самостоятельно приготовленного бутерброда и заканчивая «фирменным» блюдом, от которого приходят в восторг и гости, и домочадцы. Как показывает практика, ребятам очень нравится готовить. И при этом они имеют возможность проявлять самостоятельность, инициативность и ответственность.

Питание - одна из важнейших потребностей человека. Известно, что ещё мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному её потреблению. В правильном питании они видели источник здоровья, силы, бодрости и красоты. Эти наблюдения не потеряли своего значе-

ния и сегодня. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма. В последние годы значительно вырос интерес к проблеме питания. Необходимо правильно питаться, чтобы сохранить в течение долгих лет жизни высокую активность, бодрость и жизнерадостность, своё здоровье.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой основного образования по направлению «Технология. Технологии ведения дома» и теоретическими положениями, обеспечивающими здоровый образ жизни [7,9,10]. Занятия кружка проходят один раз в неделю по два часа.

Цель кружка - познакомить ребят с тайнами кулинарии. Задачи объединения:

1. пробудить интерес к кулинарному искусству;

2. расширить знания о приготовлении различных блюд, сервировке стола и этикета за столом;

3. способствовать развитию умений и навыков по приготовлению блюд из различных продуктов;

4. развить творческие способности, эстетический вкус;

5. узнать рецепты интересных блюд;

6. поделится своими кулинарными секретами.

46

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС в школе

Особенности курса:

Занятия построены так, что каждый ученик имеет возможность проявить и развить творческие способности, по сети передать информацию о впечатлениях от работы и ее результатах. Предусмотрена индивидуальная и коллективная работа на занятиях, работа в группах [8]. Каждое занятие имеет теоретическую и практическую часть.

Наш кружок для тех, кто хочет лучше знать все премудрости в таком увлекательном деле, как кулинария, кто хочет научиться готовить по всем правилам, превращая сырые продукты во вкусную и полезную пищу.

Что такое кулинария: ремесло, наука или искусство?

Ремесло - потому что доступно терпеливым рукам, предполагает сноровку и навыки. Наука - потому что подкреплена серьёзными правилами, имеет собственные законы и историю. Искусство - потому что в ней всегда есть место творчеству, фантазии, вдохновению.

Звуки радуют слух, краски и гармонические формы ласкают зрение, то вкусная пища пленяет обоняние и вкус, а, следовательно, её приготовление - искусство. [10, С. 17] И как всякое искусство оно требует от человека, стоящего у плиты, знаний и умений. Кулинария открывает широчайшие просторы для проявления тонкого вкуса, практического применения знаний о методах и способах приготовления пищи и о самих продуктах. Хочу напомнить известную притчу: однажды композитор, художник и повар поспорили, кто сильнее воздействует на чувства человека. Когда очередь дошла до повара, он заметил: «В моём распоряжении нет ни нот, ни красок. Я полагаюсь лишь на собственные вкусовые ощущения, но уверен, что и моё искусство способно доставить человеку наслаждение». Вот почему такое, казалось бы, прозаическое дело, как приготовление пищи, называют искусством. Приготовление пищи - это не только настоящее искусство, но и удовольствие для тех, кто любит удивлять и радовать близких и друзей оригинальными кушаньями на семейном обеде, званом ужине или за праздничным столом. Конечно, то, насколько вкусно будет приготовлена пища, во многом зависит от мастерства и навыка кулинара, однако, немалую роль здесь играет и его вкус, фантазия и настроение.

По- настоящему хорошую кухню из полиэтиленового пакетика или баночки не достанешь.

Те блюда, которые на всю жизнь остаются в нашей памяти как непередаваемо вкусные, приготовлены с особым вдохновением. При этом человеку, который их готовил, не обязательно быть профессиональным поваром, достаточно иметь некоторые элементарные навыки, но главное - это желание приготовить нечто изысканное. Вспомните известные строки из стихотворения:

«Только в кухне чудеса Создаются в полчаса!

А кому всё удаётся?

Кто с душой за всё берётся!

Кто в любой работе честный:

Чуть - терпенья, чуть - хотенья И ещё чуть-чуть труда...

И откроется тогда

Кухня- Целый мир чудесный!»

Очень надеюсь, что мои уроки не пройдут даром и те начальные знания, которые дети почерпнут на занятиях кулинарного кружка, пригодятся им в дальнейшей жизни и пробудят настоящий интерес к удивительному и увлекательному искусству приготовления вкусной и здоровой пищи. Осваивая основные кулинарные премудрости, мои ученики развивают в себе замечательные качества, которые им пригодятся в жизни: настойчивость, внимание, аккуратность, память и хороший вкус.

Мы учимся готовить довольно разные блюда. Это различные салаты, десерты, блюда из сырых и варёных овощей, блюда из мяса, выпечка, много блюд с использованием слоёного теста.

Готовя с ребятами различные блюда, мы пришли к определенному алгоритму технике приготовления любого блюда. Первый шаг в приготовлении - это определение состава продуктов, которые необходимы для приготовления блюда. Второй шаг: определение соотношения количества продуктов, то есть наша рецептурная часть (чего и сколько).

Третий шаг: определение технологических способов первичной, холодной и тепловой обработки, а ещё вспомогательные приёмы и методы. [4, С. 76]. Именно выбор технологии и позволит вам приготовить определённое блюдо. Четвёртый шаг: оформление готового блюда и подача на стол.

В результате изучения курса «Юный кулинар» учащиеся должны приобрести:

1. опыт приготовления блюд современной кухни

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

47

ФГОС в школе

• выбор рецептуры;

• подбор продуктов, посуды, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с блюдами;

• использование инструментов, приспособлений, оборудования. предназначенных для работы с пищевыми продуктами;

• использование безопасных приёмов труда в процессе работы;

• приготовление блюд, их подача;

• эстетическое оформление блюд;

• контроль хода технологического процесса, качества готовых блюд;

2. опыт организации здорового питания:

• рациональное питание, режимы питания;

• предотвращение пищевых факторов риска;

• органолептическое оценивание свежести продуктов перед употреблением;

• определение качества продуктов и готовых блюд;

• умение читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды;

• умение оценивать правильность и сроки хранения продуктов по упаковке;

3. т организации индивидуальной и групповой трудовой деятельности:

планирование работы с учётом имеющихся продуктов, распределение работы при групповой деятельности, рациональная организация рабочего места, рациональное использование продуктов. опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в справочных и дополнительной литературе,

применение полученных технологических знаний; опыт проектной деятельности: разработка проекта;

выполнение проекта и оценка его результатов, презентация творческого проекта. поведение практических работ.

Во время практических работ по кулинарии ребята учатся готовить различные блюда, сервировать стол и определять качество приготовленных блюд. Выполнение практических работ -наиболее сложная часть занятия. Для успешного проведения практической работы по кулинарии необходимы тщательная подготовка и чёткая организация.

Особое внимание при этом следует обратить на следующие моменты:

• - правильное разделение ребят по группам и разделение труда внутри них,

• - каждый участник группы должен хорошо знать свои обязанности и чётко их выполнять,

• - организация дежурства по кабинету.

• - организация уборки рабочих мест.

• - организация уборки сервировочного стола после приёма пищи.

Практические работы по кулинарии лучше проводить группами. Цель этой технологии состоит в формировании умений у ребят эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов. В этом случае коллективная работа ребят сочетается с индивидуальной работой. Такая форма работы позволяет воспитать у учащихся чувство коллективизма, товарищества, ответственности. А также выявить и реализовать индивидуальные способности каждого ученика. Обучаясь с использованием технологии обучения в сотрудничестве, ребята развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве партнёра. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формиру-

48

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

ФГОС в школе

ется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнёра, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Это именно те качества, которые необходимы для эффективной работы в команде или в коллективе. [8, С. 95].

Перед выполнением практической работы учитель проводит вводный инструктаж, разбор последовательности и приёмов выполнения отдельных операций по приготовлению блюд, показ приёмов работы. После инструктажа ребята самостоятельно выполняют практическую работу. Учитель наблюдает за действием ребят, обращает внимание на допускаемые ошибки, объясняет, фиксирует проблемные ситуации, чем они вызваны и как их избежать. Применяет разнообразные приёмы организации совместной работы в группах. Учитель выступает в роли опытного организатора, советчика в случаях обращения к нему за помощью или возникновения конфликтов, трудностей.

Во время заключительного инструктажа разбираются примеры правильного и неправильно выполненной работы. Для более прочного усвоения ребятами умений и навыков учитель проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж. Они помогают ребятам проанализировать и проконтролировать свою работу, не допустить ошибки или их своевременно выявить и устранить.

При выборе методов обучения необходимо исходить из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся. При обучении данному курсу используются самые разнообразные методы обучения:

• организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

• стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

• контроля самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности. Это методы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, соревнование, поощрение, контроль и самоконтроль.

Интерес к работе у ребят возникает в тот момент, когда учитель сообщает, какие блюда они будут готовить.

Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы на занятии при проведении практических работ (разнообразие блюд, способы их оформления, дегустация) и стимуляция самостоятельной практической работы.

Умение готовить - дело нужное и полезное, особенно если рассматривать его в перспективе.

Дерзайте, и ваша кухня превратится в мастерскую художника кулинарного искусства!

Литература

1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива //Образование и наука.2013.№ 8. С. 3-13

2. Барыбина И. А., Постнова Е. В. Виртуальная образовательная среда VOSMGOU и её методические возможности для обучения математике в школе и в вузе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 53-60.

3. Борисенков В. П. Что такое образование сегодня?// Образование и наука. 2011. № 7. С.3-12

4. Гапонюк П. Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3.С.12-17.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В.А Управление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана, 2012. № 4. С.15-23

6. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1.С. 70-75.

7. Райхерг, Г. Подружимся с едой или Наставление всем, кто ест. Записки не только о кулинарии. ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013

8. Современные образовательные технологии. Учебное пособие (коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской). 2-е изд., М.: КНОРУС, 2011.432с.

9. Хеннер Е. К., Ознобихина Т. С. Оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования // Образование и наука 2012 № 1. С.17-29.

10. Энциклопедия гурмана о продуктах и блюдах, посуде и утвари их названиях и истории. Н. И. Ковалёв. Санкт-Петербург. «Фламенго», 1996

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.